Ржев - Спасо-Преображенская церковь
Преображенская церковь, построена в 1755 году, распространена в 1872 году, каменная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой: правый Введения вр Храм Пресвятой Богородицы, левый Святителя Николая. Находилась на Спасской площади. Не сохранилась.
Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1784 года, исповедальные с 1828 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Василий Михайлович Кузьминский 42-х лет, студент семинарии, в служении с 1880 года, священником с 1883 года, состоял катихизатором, членом-казначеем уездного отделения Епархиального училищного совета, духовным следователем и преподавателем Закона Божия нижним чинам упр. Воин. Нач., награжден в 1896 году скуфьей. Священник Гавриил Алексеевич Тихвинский 37-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1884 года, состоял законоучителем городского приходского училища, членом уездного отделения Епархиального училищного совета и сотрудником духовного следствия, награжден в 1896 году скуфьей. Диакон Алексий Иоаннович Сперанский 32-х лет, в служении с 1888 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Димитрий Васильевич Успенский 27-ми лет, в должности с 1896 года. Псаломщик Александр Николаевич Вологодский 24-х лет, в должности с 1894 года. Церковный староста купец Павел Платонович Немилов, в должности с 1891 года.
Прихожане: 1) Священника Кузьминского - в городе Ржеве, в деревне Домашине - 182 двора (586 мужчин, 612 женщин). 2) Священника Тихвинского - в городе Ржеве, в деревнях: Домашине, Абрамкове - 208 дворов (734 мужчины, 784 женщины).
В 1914 году служили: Священник Николай Гумилин 45-ти лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Спасо-Преображенском храме 2 года. Священник Михаил Кузьминский 24-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Штатный диакон Иоанн Голубев 46-ти лет, на службе 23 года, в Спасо-Преображенском храме 8 лет. Псаломщик-диакон Владимир Головченко 26-ти лет, на службе 8 лет. Псаломщик Мина Фирковский 29-ти лет, на службе 2 года.
Прихожан в городе Ржеве, в деревнях: Домашино, Абрамково - 1213 мужчин, 1145 женщин.
Церкви принадлежал каменный флигель, в одной половине которого помещалась часовня, не посвященная никакому имени, постройки 1853 года, просфорня и сторожка, в другой половине Епархиальная свечная лавка.
Сведения о Спасо-Преображенском храме есть в статье В.В.Седова «Спасо-Преображенский собор в Ржеве - памятник Новгородской архитектуры XVI вeкa». Исследователь отмечает, что впервые этот собор как каменный (как уже каменный! Н.Ш.), упоминается в начале XVII века в описи Федора Дурного, составленной по благословению патриарха Филарета.
XVII век для православного Ржева был обновленческим. На тех же священных местах и с теми же названиями, вместо деревянных церквей стали возводиться каменные. Благоденствующие Ржевские купцы, ремесленники, стремясь поучаствовать в благотворительности, делали большие вклады на сооружение храмов. Прихожане не оставались безучастными, вносили свои посильные денежные вклады во славу Божию.
В 1755 году была построена каменная Спас-Преображенская церковь - строение грандиозное для такого слаборазвитогои малонаселенного городка, каким был Ржев, с трапезной, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С иконами древнего письма, изображающими и местночтимых святых, среди которых были образы Ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины.
Храм строился так же на пожертвования богатых купцов Князь-Дмитриевской стороны, потомков насельников Патриаршей слободы, перешедших в православие (В этой части города в XVIII веке было свито одно из самых сильных и значительных гнезд старообрядцев).
Не равнодушный к истории Ржева человек - Т. Болоболина, рассказывая в печати о «Спасской слободе» и о «Книге подаяния», сообщает: « ... При Спасской церкви была часовня, снесенная по ветхости в следующем веке. Тогда же комплекс в ограде был дополнен двухэтажным строением из красного кирпича с часовенкой в нижнем этаже, свечной лавкой наверху (здание было взорвано пиротехниками накануне начала строительств нового моста через Волгу).
Над этим церковным комплексом возвышалась звонница, появление которой было связано с сохранившимся в Тверском архиве документом 1752 года. Это «Книга доброхотного подаяния» на звонницу Спасской церкви. Появилась она по благословению Тверского и Кашинского владыки Митрофана и заполнена сведениями о пожертвованиях церковнослужителей Ржевского духовного управления (не исключено, что для каждого церковного чина была определена сумма, кому сколько вносить), потому как церкви со стереотипным причтом священник, диакон, псаломщик и др. жертвовали 52 копейки» (немалая по тем временам сумма).
В 1784 году пламя пожара охватило значительную часть города. Пожары бушевали по нескольку дней подряд. Выгорали целые кварталы. Пострадали и некоторые храмы, сгорели деревянные часовни, не все, конечно. Ветхая старинная церковь на Соборной горе Бориса и Глеба по решению Синода была разобрана «для топления» пристроенных каменных приделов собора ( один из приделов освящен в честь тех же древнерусских святых). В 1815 году протоиерей Никифоров доложил в губернскую епархию об исполнении распоряжения Синода.
Стараниями ранее упоминаемого потомственного ржевитянина Д.С. Чуракова, Господь открыл нам документальные архивные источники из которых стали известны Божии трудники одного из лучших храмов Ржева Спаса-Преображения Господня. Нынче, когда мы едем или идем пешком по новому мосту с КнязьДмитровской стороны на Князь-Федоровскую, не ведая того, топчем ногами место пребывания Святого алтаря этого храма.
В 1710 году в алтаре этого святого места служили настоятель протоирей Петр Никифоров и его сродники: 35-летний священник Тимофей Никифоров, диакон - Козьма Никифоров - 25 лет от роду.
«...да у той церкви живет просфорница Настасия Елисеева, да вдовый поп Никифор, который в 1713 году сшел для пострижения в Воздвиженский (Ржевский) монастырь с именем Нектария, а на его место поставили священником о.Тимофея. Здесь же во дворе на церковной земле обитал поп Ефим, сын о.Никифора, который сшел в Холмский уезд в причетники.
Жалования нам денежного и хлебного нет, питался только мирским подаянием в церкви Божи. Всего разных сборов пошлин с этого храма 20 алтын, 4 деньги на год и те плачиваем в Патриарший казенный приказ, а ныне платим Новгороду в Приказной палате». (Ф.12 09.01 д. 12363. л. 21. Р.Г.А.Д.А.).
С 1717 года по 1723-й состав Спасо-Преображенского притча в основном сохранился: «Поп Петр да поп Тимофей, да поп Козьма Никифоровы, в причетниках о.Петра его сын Борис (20 лет), в пономарях о. Тимофея - дети Иван, в дьячках Степан; в пономарях у попа Козьмы сын Иван, дьячок Ефим Никифоров, сын Прокопий, да причетники Василий (25 лет), Никифор (15 лет)...»
К приходу приписано 204 городских двора, а к 1745 году 277 дворов. К этому времени настоятелю Преображенсокй церкви исполняется 74 года; Петр Никифоров - одновременно является благочинным Князь-Дмитровской стороны Ржева. С ним служит священник Иван Козьмин, двадцати семи лет отроду, и священник Василий Николаев - 55 лет, диаконы: Александр Борисов 23-х лет, и Ефим Никифоров - 53 года.
Уходили года, забирая с собой тех, кто верой, правдой и любовью служил Богу. В 1757 году умер ревнитель церковного прихода священник Козьма Никифоров. Не одно поколение этой фамильной династии свою жизнь провело в стенах святых ржевских храмов. На место усопшего поставлен священник Василий Николаев. (Ф. 350. 0к. д. 2747; Ф. 761. ок. 1, д. 1485). Впрочем, и отцy Василию предписано служить недолго. Его земной путь остановился в 1761 году.
Уже в марте этого года в церкви Преображения Господня служат: священники Тихон Семенов, Михаил Семенов и Стефан Федоров, то есть одна династия священнослужителей передает священнослужение другой (Р.Г.А,Д.А. Ф. 761, д. 1693, д. 1485 ок. 1). До 1773 года, за исключением пришедших служить в храм диаконов (диакона Сергия Иванова), состав приходских служителей не претерпел изменений.
С этого момента и до 1836 года сведения о служителях церкви Преображения Господня прерываются. Причина, видимо, кроется в неблагоприятном времени - нашествие врагов на землю России в 1812 году, закончившееся поражением французов у святых стен Москвы.
В 1836 году в июне месяце священником Спасо-Преображенской церкви Ржева был назначен о.Матфей Константиновский (из церкви Бежецкого уезда), который и послужил здесь 13 лет. 28 октября 1838 года преосвященный Григорием архиепископом Тверским и Кашинским настоятель храма Преображения Господня был возведен в сан протоирея, а спустя четыре года награжден бархатной фиолетовой камилавкой. Во Ржеве он благоустроил и украсил Спасо-Преображенскую церковь. Украшая храмы, о. Матфей заботился и о соблюдении в них благочестия.
В 1877 году, 23 октября священник села Бубнова 3убцовского уезда Иоанн Колосов был перемещен к Ржевской СпасоПреображенской церкви. Об этом человеке и его сыне имеются сведения в Тверской энциклопедии. Известные ржевские подвижники-просветители снискали Божественную славу в Верхневолжье. Им посвящена отдельная глава в этой книге.
В журнале «Странник» за 1860 год священник Николай Грешищев в своих публикациях свидетельствует о текущих событиях, имеющих отношение к церкви Преображения Господня. На страницах журнала № 7-8 за 1877 год встречаем знакомую фамилию ржевского пастыря, известного добрыми делами. Настоятель означенного храма протоиерей Иоанн Михайлович Струженский награжден наперсным крестом.
И вновь встречается имя священника Иоанна Колосова, в этой же церкви в качестве помощника настоятеля. Да так оно и должно быть, потому как протоиерей Струженский был еще к тому же благочинным Князь-Дмитровской стороны Ржева, так что все хозяйственные заботы Преображенского прихода легли на его плечи.
В составе церковного притча этого времени мы видим в звании псаломщика диакона А.Нечаева, второго диакона и, тоже в качестве псаломщика, Дмитрия Введенского. В храме трудятся также в ожидании штатных мест дьячок Травин М., пономарь К.Новоселов.
Церковный староста - известный ржевский купец, мещанин, Почетный гражданин города Ржева Иоаким Берсенев. Не жалевший личных средств для украшения ржевских храмов, он, один из немногих ржевитян, в 1881 году был удостоен награды ордена Станислава II-й степени.
Настоятель Спасо-Преображенской церкви Иоанн Струженский и Николай Волков, священник этого же прихода, в преддверии Св.Пасхи были удостоены награды в виде набедренников, а немного раньше священнику Иоанну Колосову была вручена скуфья.(№ 11. л. 128-129; 16 марта 12, л. 16).
1883 год - в храм преображения Господня сверх штатной единицы назначен священник Успенского Собора Илия Розов. Это перемещение не случайно. В апреле умер соборный протоиерей Николай Лавров и того же месяца 26-го дня на его место назначен протоиерей Иоанн Струженский. (№ 8.л.126, 273; № 18. л. 269 «Странник»).
В связи с тем, что в августе священник Николай Волков был переведен настоятелем храма в село Дегунино 3убцовского уезда, в Преображенской церкви появились новые люди: священник Василий Кузьминский и псаломщик Куракин, а так же диакон Михаил Соколов и псаломщик Алексей Воинов.
Спасо-Преображенской приход Князь-Дмитровской стороны Ржева - ведущий в этом крае правобережья Волги. Нетрудно догадаться, что настоятель и благочинный здесь протоиерей Василий Кузьминский. К празднику Святой Пасхи владыка Тверской и Кашинский Димитрий наградил его набедренником.
Конец 19-го века для церкви Преображения Господня в плане должностных перемещений оказался наиболее плотным. В 1893 году псаломщик храма Михаил Панков рукоположен в диаконы и назначен на свободное место в Борисоглебский собор Старицкого уезда Ржевского благочинного округа. На место убывшего, в одночасье прибыл окончивший курс Тверской духовной семинарии Александр Синев.
19 декабря 1898 года окончил свой жизненный путь священник протоиерей Илия Розов, а в апреле 1899-го скончался диакон Дмитрий Введенский. В храме служит священник Гавриил Тихвинский, он в 1902 году к пасхальному майскому дню был пожалован камилавкой.
11 июня ржевское духовенство встречало архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Осмотрев храмы Князь-Дмитровской стороны, владыка сделал благочинному замечания о том, что Преображенская церковь ко дню Святой Троицы не была украшена ветками и цветами. Несмотря на это, настоятель храма протоиерей Василий Кузьминский получает в подарок от священного Синода оригинального исполнения Св. Библию с надписью дарителей. (1900г., № 7.12; № 19-24, № 10, № 5, 1908 г. л. 69).
Из рукописи Д.Е. Чуракова, в содержании которой нет оснований сомневаться, следует, что почетный гражданин города Ржева Григорий Софронов состоит в должности старосты храма Преображения Господня. В том же источнике указано, что 14 декабря 1908 года псаломщик этой же церкви Владимир Головченко посвящен в стихарь.
А далее речь идет о священнике Иакове Загорском, перемещенном из Преображенской церкви в Петропавловскую, города Вышнего Волочка, а псаломщик Николай Соколов в той же должности служит теперь в Покровской православной церкви (Волосковой). Согласно прошению настоятеля Преображенского прихода на должность священника в 1913 году определен окончивший курс Тверской духовной семинарии Михаил Кузьминский; 9-го сентября студент той семинарии Георгий Голубев назначен на должность псаломщика, а послушник Тверского Отроча монастыря Мина Фирковский поставлен псаломщиком. Михаил Кузьминский, хоть и стоял на должности священника, все еще не служил; он был рукоположен 27-го октября 1913 года и поставлен вместо своего отца, Василия Кузьминского, умершего в июле того же года. Настоятелем храма Преображения был поставлен священник зубцовской Троицкой церкви Николай Гумилин. Ко дню Святой Пасхи 1917 года священник Михаил Кузьминский награжден набедренником (№ 10-11).
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Н. Шаповал. Православный Ржев. - Ржев, 2006.)
(Фото. № 1 с Официального сайта Администрации города Ржева, фото. № 2 из издания Тверская губерния на открытках. Том I. Составитель: А.Н. Семенов, Тверь. - Вышний Волочек: Ванчакова линия, 2010.)
Церковь Преображения Спасова во Ржеве, на посаде, в патриарше слободе, по окладу 136 г. церковной дани 13 алт. 3 деньги, десятильничих гривна. (Патр. прик. кн. 2, л. 169).
7148 (1640) г. сентября в 8 день в расходных книгах патриаршаго приказа записано: "овошнаго ряду торговому человеку Богдану Орефьеву за ризы полотняныя, оплечье и рукавье бархательные, да пояс нитяной в кружки три рубли дано; пожаловал те ризы стихарь и пояс великий господин святейший патриарх Иоасаф во Ржеву в свою государеву в Спаскую слободу к церкви Преображения Спасова при попе Иване" (кн. 12 л. 58).
В той же патриаршей слободе издревле находилась церковь Николая чудотворца, которая была упразднена неизвестно когда и по какому случаю. Церковная земля, принадлежавшая оной церкви отдавалась в оброк. Об этом имеются сведения в приходных оброчных книгах по патриаршему приказу. Там под 7146 (1638) г. записано: с церковные земли Никольския слободки патриарховы вотчины с дворовых и огородных мест поповских на крестьянине на Марчке Данилове оброку 8 алт. 2 деньги; платил те деньги июня в 20 день десятильник Влас Григорьев". 148 г. та Никольская земля числилась на оброке Покровскаго монастыря за черным попом Денисьем да за Рожественским дьячком Куземкою Сухотиным; 151 г. отдана на оброк та земля Преображенскому попу Ивану Струпникову из того же оброку; 162 г. — за Преображенским попом Юрьем оброку 8 алт. 2 ден.; 165 г. отдана на оброк из наддачи патриаршия Спасския слободы крестьяном, новой наддачи взято 2 гривны.
Во 171 г, при церкви Преображения Господня построен придел во имя Николая чудотворца и "церковная земля Николаевской церкви отдана во владение Преображенскому попу Антонию да попу Тимофею, и за оброк велено им платить данью по рублю на год и писать в приходных книгах в оклад".
Под 175 годом отмечено: "по книгам Ивана Тулубьева на Преображенскую церковь положено вновь дани 16 алт. 5 ден., заезда гривна, а на Никольской земле построена церковь — предел Николая чудотворца, дани положено рубль, всего с церкви Преображения Господня и с предела Николая чудотворца дани и заезда по рублю 20 алт., с деньгою на год". (Патр. пр. кн. 58. л. 887 об. и кн. 66, л. 972 об.).
За 1746 г. в окладных книгах пишется: "церк. Преображения Господня на посаде, в Синодальной слободе да тоеж слободы с никольских дворовых мест дани руб. 22 к."
1710 г. церковь Преображения Господня каменная да в пределе Михаила Архангела да церковь Введения Пресв. Богородицы с пределом Николая чудотворца в городе Ржеве на посаде приходская; у церкви во дв. поп Петр Никифоров служит при той церкви в попах с 202 г.; во дв. поп Ульян Павлов служит в попах при церкви с 202 года; во дв. поп Тимофей Никифоров служит у онаго прихода в попах с 1709 года; во дв. дьякон Козма Никифоров; во дв. дьячек Василий Николаев; во дв. просвирница. Живут все они на том же погосте на церковной земле.
К той Преображенской церкви приписано во Ржеве на посаде пустая церковная земля Никольская, что на Коневке, а в ней 4 дворовых места мерою полторы десятины, владеют тою землею они же попы с причетники и положена земля в оклад их дани; а с тех церквей и за 4 места дворовых платят они данных денег по 27 алт. по 2 ден., заезда гривна казенных пошлин, десятильнича дохода и др. сборов всего с данными деньгами по рублю 20 алт. 4 ден. на год. (Переп. кн. 12375).
Церковь Преображенская.
В настоящее время (1894 год) она представляется в следующем положении:
1) Построены: настоящая холодная в 1755 г. тщанием и усердием прихожан, а придельная теплая в 1872 г. — церковным старостою Акимом Алексеевичем Бересеевым на собственный капитал.
2) Церковь каменная, с такою же колокольнею, крепка.
3) Престолов в ней три: в настоящей — холодной во имя Преображения Господня; в теплой — с правой стороны во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, а с левой во имя святителя и чудотворца Николая.
4) Утварью и ризницею достаточна.
5) Причту — два священника, дьякон и два псаломщика, из которых один диакон в звании псаломщика.
6) Земли при сей церкви на князь-Дмитровской стороне реки Волги семь мест, а именно: в 105 квартале под №№ 1, 9, 11 и 12; в 109 квартале подъ №№ 9, 16 и 17. На означенныя места есть при церкви два плана; каждое место длиною 40, а шириною 10 саж. Кроме того, есть два полевых места.
7) Священнослужители живут в собственных домах, на церковной земле, за исключением священника Розова, имеющаго дом на собственной земле.
8) Содержание причта посредственно. Постояннаго оклада получается 220 р. 70 к., от вкладов в пользу причта: дохода — получено 1628 р. 77 к. на весь причт. В пользу церкви имеется пять билетов, из них четыре внутренняго займа с выигрышами, по 100 р. и один ржевскаго городскаго банка.
9) Церковь отсылает 152 р. 59 к., и еще 49 р. 30 к. на духовное училище и 5 р. 60 к. на Ржевское училище девиц духовнаго звания. Приходских дворов 318, в них жителей муж. пол. 1198, жен. 1292.
10) При церкви в ограде находится каменный флигель, в одной половине котораго помещается часовня, просфорня и сторожка; в другой же епархиальная свечная лавка за 145 р. и квартира за 120 р. Часовня не посвящена ни какому имени; построена в 1853 г. и состоит под надзором церковнаго старосты. Богослужения в ней не бывает.
Часовня.
В пределах прихода Преображенской церкви существует деревянная небольшая часовня во имя мученицы Параскевы; всегда закрыта: богослужения в ней не бывает; принадлежит старообрядцам.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)