Ржев - Покрова Пресвятой Богородицы полковая церковь

Благовещенская единоверческая церковь.


   Напротив торговой площади, у берега Волги, стояла небольшая каменная Полковая церковь, прежде была деревянная того же названия; построенная в 1856 году, в то время квартировал в Ржеве 13-й Нарвский гусарский полк, 7-ой легкой кавалерийской дивизии русской армии, простоявший в городе около 30 лет (до 1865 года). Число военных прихожан Полковой церкви не имело недостатка. В Ржеве издавна располагался 2-ой Драгунский Санкт - Петербургский, генерал-фельдмаршала князя Меньшикова полк.
   «В начале ХХ века, - сообщает историк, - в церкви служат литургии, молебны, принимают исповеди, отпевают усопших... Военные прихожане Полковой церкви отличались активностью, особенно на кануне и в дни двунадесятых праздников: воины помогали в алтаре, пели на клиросе, в свечной делали свечи, готовили уголь, поддерживали порядок на территории храма. Все ремонты проводились их руками.
   Жаль, история нам не сохранила свидетельств, характеристики и устройства Ржевской Полковой церкви. Нет и имен священнослужителей, заменявших солдатам отцов. После революции надобность в полковой церкви отпала, а Великая Отечественная сравняла ее с землей.


   Проблема квартировавшегося в Ржеве воинства заключалась в том, что в городе не было полковой церкви, а востребованность была большая. Посудите сами: уланские части, как это видно из архивных источников, стояли в Ржеве, едва вернувШИСЬ из походов Отечественной войны 1812 года. В городе и уезде в течение 7-ми лет с 1826 по 1833 годы квартировал 14-й Ямбургский уланский полк; в течение 20-ти лет с 1843 по 1863 годы - 13-й Нарвский гусарский полк, а в течении 49-ти лет с 1865 по 1914 годы квартировал в Ржеве первый Санкт-Петербургский уланский, который с 1882 года по 1907 годы - значился Драгунским полком. Так что значительную часть населения Ржева составляли военные. В праздничные дни они заполняли храмы, стесняя недовольных верующих ржевитян. Впрочем, гусары тоже недовольны отсутствием постоянного прихода. На этой почве назревает непонимание между генерал-майором Хилковым и благочинным Князь-Федоровской стороны протоиереем Василием Алексеевым. "Уланы настоятельно требуют у благочинного: отвести в Ржеве для Ямбургского уланского полка церковь Николы Чудотворца. 3авязывается переписка между губернатором, генералом и архиепископом. Вопрос не сразу разрешается. Переписка затягивается и, в конце концов, возникает конфликтное дело от 19 февраля 1820 года, которое и обнаружила в областном архиве краевед Т. Горская. Из ее публикации в «Ржевских Вестях» от 27 сентября 2000 года узнаем следующее:
   «...В феврале 1820 года в тверскую духовную консисторию обратился генерал-майор, князь Степан Хилков, командующий первой уланской дивизией, штаб которой располагался в Твери (князь боевой офицер, герой Наполеоновской войнЫ, дворянин Тверской губернии). Он просит отвести для Ямбургского уланского полка приходскую церковь в городе Ржеве. И сообщает, что командир полка полковник Гельман дваждЫ ставил этот вопрос перед ржевскими властями, но ни городничий, ни духовное правление Ржева отчего-то не принимают решения.
   Между тем, «по гвардейскому корпусу, - пишет князь Хилков, - в 7-й денЬ февраля сего года приказом предписанно всем воинским чинам с началом сего поста приступить к говению» (и обязательному посещению служб в храме). Дело серьезное и для духовного, и для военногО ведомства.
   На следующий день депеша в Ржев указывает выделить уланам приходскую церковь в городе (а было их в это время действующих 8) или же один из приделов Успенского собора. И немедленно ответить о выполнении духовным властям губернии и генерал-майору ХилковУ.
   Протоиерей Афанасий Никифоров отвести придел в соборе не согласился, а командир улан никакой другой церкви, «кроме Николаевской, пригодной для полка не находит», - отвечал Ржевский благочинный священник Василий Алексеев. Придел этой Никольской церкви и был представлен для Ямбургских улан.
   Маленькое помещение при старинном Никольском храме (на бульваре вблизи нынешнего банка) для полкового богослужения не подходило. Полковник Гельман требует выделить всю церковь; тогда, «при растворении северных и полуденных дверей, воины, вне храма молящиеся, могут слышать и внимать службам».
   Городским же прихожанам, семьи которых, кстати, столетиями приписаны к Никольской церкви, уланский полковник предлагает отдать ее придел. Между тем, на 1820 год - это 164 двора и 489 душ.
   Благочинный Алексеев предлагает Ямбургскому полку другие Ржевские церкви. Гельман настаивает все на той же Никольской, стоит, мол, она на площади, «на коей в торжественные дни бывают парады». Полковник прав, исходя из интересов своих подчиненных. В свою очередь, прихожане и священнослужители «Николы» жалуются архиепископу Ионе: «Претерпеваем немалые прискорбия» . Придел «по расположению старинной архитектуры очень тесен и низок. Так душно и тяжко, а наипаче в летнее время». «Руку приложили» К сему прошению учитель уездного училища (на той же торговой площади расположенного), 3наменский, купцы и мещане Симоновы, Филатовы, Лужковы. Их предки жили на Князь-Федоровской стороне Ржева в XVI веке, до «литовского разорения» в Великую Смуту. Кого крестили, сочетали браком, отпевали в той же еще деревянной церкви Николы угодника».
   Альтернатива была найдена, и как видится, не без участия архиепископа Тверского и Кашинского Ионы. Его властью в 1822 году был предоставлен ржевским уланам Христорождественский храм, каменной постройки и тоже с выходом на плац для парадов. Решение владыки никто не оспорил. Воинство, квартировавшееся во Ржеве, обрело свой Святой угол. И, тем не менее, окончательно проблема эта была снята лишь в 1856 году, когда на берегу Волги, рядом с уездным полицейским управлением (здание мед училища) на Князь-Дмитровской стороне города была построена великолепная полковая церковь. Не утеснялись больше городские прихожане. Площадка для общего молебна в дни праздников и выступление в походы была предостаточной.
   Спустя полтора столетия не осталось от церкви и следов. После освобождения Ржева старицкий камень, из которого она была сложена, растащили под фундаменты домов. Оставалась наружная стена со стороны Волги. К ней пристроили другую и, приспособили для временного жилья. Потом и это снесли. Время стирает память и об уланском воинстве, молившемся в полковой церкви. И только голубая шершавая бумага архивных дел доносит отголоски страстей и имен вокруг такого обычного для православного Ржева события, как приписка верующих его граждан к определенному храму по месту жительства или армейской службы.

   
     (По материалам издания Н. Шаповал. Православный Ржев. - Ржев, 2006.)
    


   В 1891 году полк драгунов, расквартированный в Ржеве и соседних селах, получил нового почетного шефа. Им стал Александр Данилович Меньшиков. В том же году был назначен новый командир полка, полковник Александр Александрович Баторский. Хотя он пробыл в этой должности не долго, всего два года, много сделал для полка и Ржева. Именно он стал инициатором строительства Полковой церкви, докладывая протопресвитеру армии и флота И. Крестовоздвиженскому, что полк нуждается в своей церкви, так как квартирует в староверческом центре. Первым жертвователем стал Иоанн Кронштадтский, пожаловавший сто рублей. Участок земли под застройку был выделен 15 мая 1893 года по высочайшему повелению в память десятилетия священного коронования. Церковь выстроили деревянную, вмещала до 400 человек. После того, как сделали пристройку, — до 700.
   Место для постройки Полковой церкви было определено на берегу между Волгой и теперешним зданием медучилища. До октябрьского переворота в нем размещалось, по одним данным, казначейство, по другим — полицейское управление. А может быть, то и другое вместе.
   Заложили храм 11 июля 1893 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Руководил стройкой ктитор полковой церкви ротмистр И. Васильев. Основные средства на строительство в сумме пять тысяч рублей выделил касимовский купец 2 гильдии И. Полежаев, он же дополнительно пожертвовал 900 рублей на колокола. В церкви был иконостас из ясеневого дерева, различная церковная утварь на сумму более 3000 рублей. Она изготовлена и приобретена на средства генерал-майора Н. Кузьмина, а также подполковника М. Славина и его жены. Праправнук сподвижника Петра Великого светлейший князь В. Меньшиков пожертвовал две большие в серебряных ризах иконы стоимостью 2070 рублей. На них были изображены лики святого князя Владимира и князя А. Невского.
   К середине ноября постройка церкви и внутренняя отделка были закончены. К этому времени прибыл новый командир полка, полковник Каменский, сменив ушедшего на повышение Баторского. 9 декабря 1893 года состоялось освящение церкви.
   На фото изображение Полковой церкви из так называемой «зимней серии» снимков Ржева. Если сейчас выйти к медучилищу, сложно представить, что когда-то на узкой полосе между медучилищем и берегом Волги стоял храм. Дело в том, что за прошедший век правый берег Волги заметно разрушился и сполз в воду. Деформация правого берега, причем достаточно быстрыми темпами, продолжается и в настоящее время.
   Прежде всего удивляет архитектура церкви, совсем не свойственная ржевским православным храмам. Она шатровыми куполами похожа на грузинскую архитектуру.
   И все-таки, почему Полковая церковь? С 1865 года в Ржеве был расквартирован 1-й Санкт-Петербургский князя Меньшикова уланский полк. С 1882 года полк именовался драгунским, затем снова уланским. Естественно, при каждом большом воинском подразделении находился священник, который где-то должен был выполнять свои обязанности, проводить службы для офицерского состава, крестить детей и новообращенных, проводить венчание. Для этого и была построена Полковая церковь. В большие церковные праздники весь полк выстраивался на Спасском взвозе, где под открытым небом полковой священник проводил торжественную службу.

   
     (По материалам статей Рыбкин В. Полковая церковь.//Быль нового Ржева. 03.02.2010, Рыбкин В. Второй Драгунский полк и Полковая церковь.//Быль нового Ржева. 17.02.2010.)
    


   Церковь 1-го уланского С.-Петербургского полка в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

   Полковой праздник 1 октября.
   9 апреля 1707 г. князем Меньшиковым в Москве сформирован Лейб-Регимент. 11 мая 1719 г. назван С.-Петербургским драгунским полком. 6 октября 1827 г. переименован в С.-Петербургский уланский. 25 марта 1864 г. - в 1-й уланский С.-Петербургский.
   Походная (при полку) церковь существовала с конца ХVIII столетия. Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) в Отечественную войну 1812 г., 2) в Турецкие войны 1828-1829 г.г. и 1877-1878 г.г.
   Настоящая полковая (деревянная) церковь построена в 1893 году в центральном месте Ржава, на берегу р. Волги.
   Сооружена она в русском стиле, на средства (5000 руб.) Петербургского купца И. М. Полежаева на отчужденном, по Высочайшему повелению, участке земли, в память 10-летия Священного Коронования Их Императорских Величеств. В 1899 году церковь увеличена небольшой пристройкой. Иконостас (в один ярус) и вся почти церковная утварь приобретены в 1893 году на средства подполковника Л. В. Славина и вдовы генерал-майора М. И. Кузьминой, стоимостью более 3000 рублей. Вмещает церковь до 700 человек.
   Как на особенно ценные дары в церкви, можно указать на две большие, художественного письма, иконы: Св. Равноапостольного князя Владимира и Благоверного князя Александра Невского, в серебряных, чеканной работы, ризах, стоимостью более 2000 рублей, - пожертвованные Генералом-Адъютантом Светлейшим князем В. А. Меньшиковым, правнуком известного современника Петра Великого, сформировавшего С.-Петербургский полк. Из древних священных предметов при церкви имеются: 1) два Св. Евангелия - 1701 и 1735 г.г., 2) Св. Сосуд - 1763 года.
   По штату при церкви положен: один священник.

   
     (По материалам издания Цитович Г. Храмы армии и флота. Историко-Статистическое описание. - Пятигорск, 1913.)

    


Посмотреть всю карту