Ржев - Покровская старообрядческая церковь (I Покровская старообрядческая церковь)

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Покровский храм.


   Храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой церкви (до 1988 г. – Древлеправославной Церкви Христовой) воздвигнут в 1910 г. по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова на бывшей Смоленской улице (ныне – ул. Калинина, 62), недалеко от места бывшей Покровской моленной. Храм построен на пожертвования купцов и мещан Зетиловых, Немиловых, Долгополовых, Нетунахиных, Сазоновых, Березниковых, Торопченовых и других прихожан. Особые старания в созидании храма приложили члены совета М.Я. Зетилов, И.А. Поганкин, В.А. Колпашников, А.В. Сазонов.
   Закладка состоялась 23 апреля 1908 г., а уже 28 марта 1910 г. епископ Кирилл, Петроградский и Тверской, освятил нововозведенный Покровский храм. Первые служители церкви - о. Игнатий Червяков, о. Григорий Ширяев и диакон Симеон Савельев.
   С 1908 г. была организована церковно-приходская школа, в классах которой в разные годы обучалось до 60 детей (позже – начальное училище); стала действовать богадельня для нуждающихся в попечении. Богадельня и училище размещались в «Покровском доме» (деревянное 2-этажное здание по адресу ул. Калинина, д. 60; сохранилось до сего дня).
   Первые послереволюционные гонения для Ржевской старообрядческой общины начались в 1919 году, когда вечером в праздник Покрова Богородицы были арестованы настоятель храма о. Игнатий вместе с семьей, причетниками и многими прихожанами.
   В мае 1920 г. на должность настоятеля храма определен священноиерей Андрей Попов. Под его руководством началось восстановление общественно-церковной жизни: начинает действовать воскресная школа, укрепляется церковный хор, организуется христианское братство. В приходе появляется много молодежи.
   23-24 августа 1920 г. во Ржеве при Покровском храме под председательством епископа Геронтия (Лакомкина) состоялся епархиальный съезд Петроградско-Тверской епархии, на котором присутствовало более 40 делегатов от приходов.
   В апреле 1929 неожиданному аресту подвергаются настоятель храма - протоиерей Андрей Попов, диакон Иоанн Лоскутов, регент хора Валентина Цыбина и некоторые члены Церковного Совета. С колокольни храма сбрасывают колокола.
   В 1940 г. после заключения в Ржев возвращается о. Андрей, и вместе с бывшим клириком Троицкого старообрядческого храма (закрытого к этому времени) диаконом Феодотом Тихомировым они возобновляют служение в Покровском храме.
   В тяжелое время сталинских репрессий стараниями протоиерея Андрея, диакона Феодота и прихожан удается спасти от разграбления иконы, утварь и книги из разоренных старообрядческих храмов и моленных, собрав их в Покровском храме.
   В период немецко-фашистской оккупации Покровский храм - единственный в городе, где продолжаются богослужения. О. Андрей оказывает помощь больным и раненым, укрывает в своем доме тех, кого преследуют оккупанты. А 12 сентября 1942 г. о. Андрей сам трагически погибает от пули немецкого солдата. Прихожане погребают своего настоятеля во дворе храма.


Покровский храм.


   Накануне отступления из города фашисты сгоняют оставшихся в живых жителей города и запирают их в заминированном Покровском храме. Ранним утром 3 марта 1943 г. отряд разведчиков Красной Армии освобождает запертых в храме ржевитян, не чаявших остаться невредимыми.
   Ранее в Тверской губернии существовало более десяти старообрядческих приходов. Сегодня Ржевский Покровский храм – единственный, избежавший закрытия и разорения, единственный, в котором молитва не прекращалась никогда.
   В 1944 г. в осиротевшую Покровскую церковь определен о. Иоанн Прозоров. В 1946 г. вернулся после ссылки и возобновил свое служение диакон Иоанн Лоскутов.
   После о. Иоанна Прозорова в храме служили священники: в 1950-1958 гг. о. Иоанн Лоскутов; в 1958-1960 гг. о. Александр Морозов; в 1960-1983 гг. о. Лазарь Турченков; в 1983-1992 о. Лука Абрамкин (с 1987 г. – священноинок Лукиян, с 1989 - епископ Лукиан). С 1964 г. по 1989 гг. приходится служение диакона Александра Свистунова, с 1987 по 1989 – диакона Евгения Чунина, с 1989 по 1992 г. – диакона Сергия Лисуренко. С 1989 по настоящее время настоятелем храма является священноиерей о. Евгений Чунин (с 2004 г. – протоиерей), диаконом с 2000 г. служит Иоанн Чунин (с 2005 г. - протодиакон).
   Сегодня Ржевская Покровская старообрядческая община является наследницей ранее существовавших в Ржеве старообрядческих храмов и моленных и входит в состав Петроградско-Тверской епархии. Храм неоднократно посещали с визитами старообрядческие архиереи: епископы Александр (Богатенков), Геронтий (Лакомкин), митрополиты Московские и Всея Руси Алимпий (Гусев) и Андриан (Четвергов). В 1990 году при Покровском храме открылись Воскресная школа и библиотека духовной литературы. Первым преподавателем Воскресной школы стала Людмила Доброхвалова.
   В 1992 году по благословению епископа Лукиана Ржевская Покровская старообрядческая община начала труды по организации загородного летнего христианского лагеря. В 1993 году был подобран земельный участок. Первый заезд детей состоялся уже в 1994 году. Свое нынешнее название «Ржевская обитель» детский лагерь получил в 1995 году.
   В 2003 году община создала свой сайт, на страницах которого размещаются материалы по истории старообрядчества и новости жизни общины и епархии. Председатель и совет общины (Церковный совет) избираются общим собранием прихожан. С 2003 г. председателем общины является Михаил Крестьянников.


Покровский храм.

   
     (По материалам сайта Ржевской покровской старообрядческой общины.)

     (Фото. № 1 hram-tver. 2012 г. Фото. № 2, 3 из колекции Александра Николаевича Семенова. Фото. № 2 - открытка издания С. Случанского в Париже. 1910 г. Фото. № 3 - открытка издания М. Кампеля, Москва. 1912 г.)
    


   ЕПИСКОП ЛУКИАН (АБРАМКИН).

   Лука Димитриевич Абрамкин родился 18 октября 1904 года в деревне Гавриловка Калужского уезда, в многодетной крестьянской семье коренных старообрядцев. С ранних лет он посещал храм, сначала в родной деревне, затем в ближайшем городе - Сухиничи.
   До 1933 г. основным его занятием было крестьянское хозяйство и ремесло плотника. В 1933-1938 гг. он работал на строительстве железной дороги и на торфяных разработках. С 1938 по 1942 и с 1945 по 1961 г. - в колхозе деревни Пчелка Калужской области.
   Довольно долго был председателем колхоза, но в коммунистическую партию не вступил, никогда не скрывал религиозных убеждений и не брил бороды. С 1943 по 1945 г. был в действующей армии. В 1946-1947 гг. работал плотником по найму, а с 1948 по 1955 г. повторно избирается председателем колхоза.
   С 1955 по 1960 г. занимал должности заместителя председателя колхоза, бригадира строительной бригады. Выйдя на пенсию в 1961 г., он поступил уставщиком в Сергиевский храм в Сухиничах. Настоятель храма, иерей Феодор Клюев, выдвинул его в кандидаты на степень священства.
   Вскоре после смерти о. Феодора, 2 июня 1974 г., Лука Димитриевич Абрамкин был рукоположен в священники архиепископом Никодимом и до 1983 г. служил в храме г. Сухиничи. С октября 1979 г. окормлял также приход г. Ржева, а в 1983 г. получил благословение архиепископа Никодима на служение в приходе этого города.
   3 июля 1986 г. на Освященном соборе иерей Лука, овдовевший еще в 70-е годы, избирается кандидатом в епископы. Вскоре он принимает иноческий постриг, а 12 марта 1989 г. в Спасо-Преображенском храме г. Клинцы рукополагается в епископа Клинцовско-Ржевского. Хиротонию совершил митрополит Алимпий в сослужении епископа Иоанна, Киевского и Всея Украины.
   Несмотря на весьма почтенный возраст, епископ Лукиан лично посетил все приходы епархии. Он поставил несколько чтецов и свещеносцев, освятил храм в Боровске Калужской области. По его благословению был открыт первый летний христианский детский лагерь, впоследствии получивший название «Ржевская обитель». В 1991 г. здоровье владыки резко ухудшилось. С этого времени и до кончины он безвыездно жил в д. Пчелка. Упокоился епископ Лукиан 29 января 1995 года. Похоронен на Ржевском старообрядческом кладбище.

   Марина Волоскова



Могила епископа Лукиана.


   ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ПРОЗОРОВ.

   О. Иоанн служил в ржевском Покровском старообрядческом храме с 1944 года. Его служение пришлось на трудные послевоенные годы, период восстановления города, приведения храма в порядок. Был проведен капитальный ремонт, вновь сделаны оконные рамы, вставлены стекла, перекрыта и окрашена крыша, починен пол. Судьба о. Иоанна и до войны была непростой. В 30-е годы о. Иоанн был репрессирован за «антисоветскую деятельность» и осужден на несколько лет лагерей.
   Вся его семья, как семья «врага народа», была сослана в Поволжье. В те годы в Поволжье был жестокий голод, не было работы, и матушке Ксении с детьми пришлось, спасаясь от смерти, бежать в центральную Россию. С большими трудностями они приехали в Подмосковье и устроились неподалеку от города Волоколамска.
   В те годы в Калининской области среди народа ходило много рассказов о том, как «всероссийский староста» М. И. Калинин всячески помогает попавшим в беду людям. Решили написать ему письмо. Через какое-то время пришел ответ. А спустя еще какое-то время и о. Иоанн вернулся из заключения, живой и здоровый.
   Возвращаясь из заключения к своей семье, которая ждала его уже под Волоколамском, о. Иоанн заехал в Москву, на Рогожское - посетил архиепископа Иринарха (Парфенова), разговаривал с ним, просил иметь его в виду, если будет нужда в священниках. Было ему в это время 58 лет.
   Архиепископ Иринарх вместе с епископом Геронтием, беседуя с Ржевскими делегатами, вспомнили про о. Иоанна Прозорова, и посоветовали им заехать к о. Иоанну и посетить его под Волоколамском, чтобы самим переговорить с ним. Так решился вопрос с назначением о. Иоанна Прозорова на служение в Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве, и уже в начале 1944 года в храме было восстановлено полноценное богослужение. Упокоился о. Иоанн Прозоров 25 марта 1954 года. Похоронен на Ржевском старообрядческом кладбище рядом с супругой, сыном с внуком и дочерью.

   Марина Волоскова



Могила протоиерея Иоанна Прозорова.


   ДИАКОН СИМЕОН САВЕЛЬЕВ.

   На ржевском старообрядческом кладбище покоится диакон Симеон Савельев, который в 1894 году был определен на служение в молитвенный дом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, находившийся в 131 квартале по улице Косарова. Позже и до конца своей жизни он служил в Покровском храме.
   Как сообщается в его некрологе, опубликованном в журнале «Церковь», «за свой кроткий характер, за свою почти детскую простоту, за исполнительность по службе он пользовался любовью как сослуживцев, так и прихожан; он жил, если можно так выразиться, «в храме», и «вне» его у него не было интересов. Не обладая даром слова, он был очень любознателен и с удовольствием приобретал книги, выписывал журналы, так что у него осталась библиотека книг религиозно-нравственного содержания».
   Его стараниями к Церкви (старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию - прим.) присоединился беспоповец поморского согласия М. Н. Стрельников, за что покойный получил от священноинока Арсения (Швецова), впоследствии епископа Уральского, благодарственное письмо.

   Марина Волоскова

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото. № 4, 5 с сайта Русская вера.)
    


   ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ ПОПОВ (1883–1942).

   Будущий старообрядческий священник Андрей Павлович Попов родился 21 октября (8 октября с.ст., день Ангела - 17 октября с.ст.) 1883 года (в архивных документах значится датой рождения 1871 год.) в деревне Задворка Воскресенского уезда Нижегородской губернии. И сейчас д. Задворка входит в состав Богородского сельсовета Воскресенского района Нижегородской области и располагается на правом берегу р. Ветлуги - притоке великой Волги.
   Родители Андрея Попова, Павел Егорович и Пелагея, были потомственными крестьянами-старообрядцами. В семье Поповых, кроме Андрея, еще были сыновья Александр и Николай и дочери Любовь, Марья и Анна. Поповы ходили молиться в соседнюю деревню Будилиху Воскресенского уезда Нижегородской губернии, поскольку в самой д. Задворке старообрядческого храма не было.
   В д. Будилихе находилась старообрядческая деревянная церквушка. В великие двунадесятые праздники в храме собиралось столько прихожан, что многие не вмещались и приходилось молиться в притворе или на улице. Известно, что Андрей хотел стать учителем и даже окончил учебное заведение, после чего вновь вернулся в родную деревню.
   Духовным отцом семьи Поповых был старообрядческий священник д. Будилиха о. Никандр Иванович Колин. На великие праздники в Будилиху приезжал Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский и Костромской. Около 1910 года Андрей Попов взял себе в жены девицу Александру Колину, сестру о. Никандра. После венчания супруги поселились в доме Поповых. Александра была младше мужа на два года.



О. Андрей и м. Александра Поповы с сыном. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г. Ржева.


   Рукоположение во священника. Служение в Нижегородской губернии

   2 февраля 1911 года епископом Иннокентием (Усовым), Нижегородским и Костромским, Андрей Попов был рукоположен во священника на приход старообрядческого храма во имя Илии Пророка в с. Ковернино Нижегородской губернии (сейчас это поселок городского типа в Нижегородской области). Поселился новопоставленный иерей Андрей в Ковернино с супругой и двумя сыновьями - Иваном и Василием. Уже в скором времени Поповы обжились на новом месте. В 1916 году у них родился сын Петр. За труды по обустройству храма в с. Ковернино о. Андрею по благословению епископа Иннокентия прихожанами храма был подарен наперсный крест.

   Полковой священник о. Андрей

   3 июля 1916 году отец Андрей архиепископом Мелетием (Картушиным) Московским по благословению епископа Иннокентия был «послан на фронт военных действий для исполнения духовных треб». И до самого окончания Первой мировой войны о. Андрей служил на фронте полковым священником. Он был одним из четырех старообрядческих священников, дозволенных правительством для прохождения служения при армейских частях.
   За доблесть, проявленную во время войны, он был награжден Георгиевским крестом. Пока отец Андрей был на фронте, его семья жила в д. Задворка у отца священника - Павла Егоровича Попова. Вернувшись с войны в родную Задворку, уже после революции, о. Андрей понимал, что здесь оставаться опасно, наступал не менее страшный период в жизни людей. Ко многим приходили с обысками, отбирали имущество, арестовывали. О. Андрей прятался в д. Будилиха у родственников своей супруги.

   Пастырское служение о.Андрея во Ржеве

   В 1918 году у Поповых родилась дочь Антонина. Вскоре о. Андрей был переведен во Ржев священником в 1-го Покровский старообрядческий храм. С 21 сентября 1920 года Поповы стали проживать во Ржеве - сперва о. Андрей с матушкой, а постепенно и перевезли всех детишек. Ржевская купеческая семья Немиловых, которые помогали при строительстве 1-го Покровского храма, предоставила семье о. Андрея квартиру в одном из своих домов по улице Большой Спасской. Позднее семья Поповых проживала по адресу: ул. Калинина, квартал 130, д. 70/50. Отец Андрей был отзывчивым, добрым пастырем, неустанным проповедником Слова Божия, много делал для благоукрашения Покровского храма.
   Особенно много энергии, сил отец Андрей уделял церковному хору, ведь он хорошо знал крюковое пение. В Покровском храме регулярно, особенно накануне великих праздников, проходили спевки. Ученики были разделены на две группы: младшую и старшую. 4 ноября 1923 года епископом Геронтием (Лакомкиным) Петроградским и Тверским о. Андрей был возведен в сан протоирея, награжден вторым наперсным крестом «за усердное отношение к пастырским обязанностям».
   В том же 1923 году у Поповых родился сын Евгений, в 1925 году - Павел, а в 1927 году - Виктор. После окончания средней школы старшие сыновья Петр и Василий уехали в Ленинград; Василий поступил в институт, Петр — на работу. Вместе с о. Андреем в Покровском храме служил диакон Иоанн Лоскутов. Регентами клиросов церкви были Валентина Яковлевна Цыбина и Екатерина Григорьевна Куричкова.
   В доме о. Андрея в разное время бывали многие известные старообрядцы: Яков Алексеевич Богатенков - иконописец, публицист, руководитель «Братства Честнаго и Животворящего Креста»; священник Макарий из Погорелого Городища (ныне - село в Зубцовском районе Тверской области). О. Макарий познакомился с о. Андреем на фронте во время Первой мировой войны.
   По воскресным вечерам прихожане Покровского храма собирались на религиозные беседы. Называлось это «Братство», по подобию «братства имени священномученика протопопа Аввакума» на Громовском кладбище в Ленинграде. Беседы, посвященные библейским темам, истории церкви, старообрядчества вел сам о. Андрей.



Уникальная, единственная в своем роде фотография. Старообрядческий священник о. Андрей Попов с воинами-старообрядцами во время Первой мировой войны. Фотография из архива Покровского старообрядческого храма г. Ржева.


   Репрессии против служителей 1-го Покровского старообрядческого храма

   30 апреля 1930 года в дом к Поповым пришли сотрудники Ржевского Окружного отдела ОГПУ с ордером № 75 на обыск и арест о. Андрея. При обыске было изъято:

      1. Двенадцать конспектов разных проповедей (неразборчиво);
      2. (неразборчиво) записи Собора;
      3. Две тетрадки с программами пения и Закона Божия;
      4. Две тетрадки с духовными стихами;
      5. Три записных книжки Попова;
      6. Разная переписка как от руки так и на машинке (неразборчиво), 82;
      7. (неразборчиво) самодельных свечей, коих насчитывается фунтов 12» [1].

   Кроме о. Андрея были арестованы диакон Иоанн Лоскутов, регенты Валентина Цыбина, Екатерина Куричкова и другие активные миряне.

   Обвинительно заключение По следственному делу № 354 по обвинению

   1| Попова Андрея Павловича 2| Берсенева Бориса Афанасьевича 3| Цыбиной Валентины Яковлевны 4| Долгополова Григория Кузьмича, 5| Куричковой Екатерины Григорьевны, 6| Седова Константина Ивановича, 7| Лоскутова Ивана Павловича, По ст. 58 п. п. 10 и 11 У. К.
   В апреле м-це с. г. в Ржевский Окротдел ОГПУ поступили сведения, (неразборчиво), что протоиерей 1-й Покровской в г. Ржеве старообрядческой церкви Попов Андрей Павлович, группирую вокруг себя наиболее реакционно настроенную часть церк. совета из числа б. торговцев, как-то: Берсенева Бориса Афанасьевича, Долгополова Григория Кузьмича, Седова Констатина Ивановича, диакона Лоскутова Ивана Павловича, регеншу церк. хора Цыбину Валентину Яковлевну и хористку Курикову Екатерину Григорьевну, - с участием указанных лиц в разное время организовывал кружки по преподаванию закона Божьего и изучению истории старообрядчества, ревнителей, сестричества, братства и т.п., на которых внедрялись детям и вообще слушателям идеи к.р. порядка, указывалось на необходимость сохранения старообрядческой церкви сов семи ее старыми монархическими традициями, читались и проповедовались изречения о якобы наступившем периоде антихристово царствования в России и т.п. В силу указанных сведений перечисленные лица были подвергнуты обыску и аресту [6].



Ордер на обыск и арест священника Андрея Павловича Попова. Архивное уголовно-следственное дело № 20726с.


   Приговор ржевским старообрядцам

   10 сентября 1930 года дело № 354 по обвинению ржевитян-старообрядцев слушала Тройка ПП ОГПУ по Запобласти [7]:

   Слушали:

   Дело № 11214 (354) по обвинению Попова Андрея Павловича, Берсенева Бориса Афанасьевича, Лоскутова Ивана Павловича и друг. В том числе 7-ми (неразборчиво) по 58/10 и 11 ст. УК.

   Постановили:

   1) Попова Андрея Павловича, 2) Берсенева Бориса Афанасьевича, 3) Лоскутова Ивана Павловича - заключить в концлагерь сроком пять лет каждого.

   4) Седова Константина Ивановича, 5) Долгополова Григория Кузьмича, 6) Куричкову Екатерину Григорьевну - заключить в концлагерь сроком на три года кажд.

   7) Цыбину Валентину Яковлевну - выслать через ПП ОГПУ в Сев. Край сроком на три года, считая срок всем семи с 4/5-30 г. -

   Секретарь Тройки

   Дальнейшие испытания

   Весной 1932 года в Ленинграде был арестован сын о. Андрея - Василий вместе с другими членами братства имени протопопа Аввакума. Он был осужден на пять лет ИТЛ. В 1932 году в Нижегородской области был убит о. Никандр Колин - брат м. Александры Поповой. Из-за возможных преследований семья Колиных приехала во Ржев. Сын о. Никандра - Степан проводил службы в осиротевшей Покровской церкви.
   Впоследствии Степан Колин вернулся в Нижегородскую землю. Около 1935 года во Ржев, в Покровскую церковь, определили священника с Украины - о. Иоанна Щербакова. Здесь он и умер. Похоронен о. Иоанн на Украине. О. Андрей Попов отбывал наказание в лагерях на Севере, затем - на вольном поселении в Астрахани. По освобождении вернулся во Ржев, но тут еще служил о. Иоанн. О. Андрея определили в г. Талдом Московской области.



Хор 1-й Покровской старообрядческой церкви г. Ржева.


   Великая Отечественная война

   Незадолго до начала Великой Отечественной войны власти закрыли церковь в Талдоме и о. Андрей снова возвратился во Ржев. К этому времени о. Иоанн Щербаков уже упокоился, Покровский храм опять остался без священника и протоиерей Андрей возвратился к настоятельскому служению в Покровской церкви. Служение в Покровской церкви о. Андрей не оставил даже во время фашистской оккупации. Священник прятал в доме людей, тем самым спасая их от фашистов. Немцы грабили храмы города, один только Покровский старообрядческий храм сумел избежать разграбления. О. Андрей и служивший с ним диакон Феодот Тихомиров смогли сохранить храм от поругания.

   Смерть о. Андрея Попова

   В один из дней загорелся храм во имя Казанской Богородицы, и о. Андрей поднялся на колокольню посмотреть. Когда же он спустился и вышел из двери колокольни, внезапно подбежавший немец, не спрашивая, дал очередь из автомата в упор. О. Андрей упал. Прихожане подняли еще живого священника и внесли в церковь, положив на полу возле правого клироса. У о. Андрея было сильное кровотечение, он скончался в страшных мучениях. Это произошло 12 сентября 1942 года. Своего настоятеля ржевские старообрядцы похоронили близ алтаря, у южной стороны церкви, в ограде. Могила его и сейчас находится при храме. Через 40 дней умерла от тифа супруга о. Андрея - м. Александра.

   Освобождение Ржева

   Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве - единственное здание, полностью уцелевшее во время Великой Отечественной войны. 1 марта 1943 года в храм были согнаны оставшиеся в живых жители древнего Ржева. Храм был заминирован. 3 марта 1943 года ржевитяне были освобождены воинами Красной армии.
   Судьба младших сыновей о. Андрея Павла и Виктора неизвестна. Остальные сыновья о. Андрея служили в Великую Отечественную войну. Уже после войны священническое погребение по протоиерею Андрею Попову совершалось в Покровском Соборе на Рогожском кладбище в Москве отцом Василием Королевым.



Коновалов П. И. с ржевитянами, которые были освобождены из заминированной Покровской церкви. 1966 год. Слева направо: Струнина Т. Я., Крочак Ф. М., Струнина А. Ф., Тихомирова М. А., Коновалова В. Т. и Коновалов П. И. из Волгограда, Кузьмин Ф. М., Орлова А. С. И директор ржевского краеведческого музея Смолькова И. К.


   Реабилитация протоиерея Андрея

   10 апреля 1989 года старообрядческий священник Попов Андрей Павлович был реабилитирован Прокуратурой Калининской области: «Попов А. П. подпадает под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов». И. о. пом. Прокурора Калининской области И. К. Воронцов. Начальник подразделения УКГБ СССР по Калининской области А. Б. Туркевич. «10» апреля 1989 г.» [8].

   Марина Волоскова

   _________________________________________

   Примечание:

   [1] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 3/7.
   [2] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 7, 8, 9, 10, 11, 12.
   [3] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 65/111, 66/112.
   [4] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 42/82.
   [5] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 51, 52.
   [6] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 58.
   [7] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 69/114а.
   [8] Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 74.

   
     (По материалам сайта Русская вера.)

     (Фото. № 6 - 10 с сайта Русская вера.)

    


Посмотреть всю карту