Ржев - Оковецкой Божией Матери церковь (собор)

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ул. Марата

Оковецкая церковь.


   Оковецкая церковь, построена в 1821 году, каменная, престола три: в холодной Оковецкой Божией Матери, в теплой: правый Рождества Иоанна Предтечи (по этому престолу много лет церковь называли Предтеченской), левый Преподобного Нила Столобенского чудотворца.
   Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1782 года, исповедальные с 1832 года.
   В 1901 году служили: Священник Евгений Алексеевич Рогожин 32-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1887 года, священником с 1889 года, награжден в 1899 году скуфьей. Псаломщик Иосиф Павлович Казанский 29-ти лет, в должности с 1896 года. Церковный староста купец Николай Никитич Турыгин, в должности с 1899 года.
   Прихожан в городе Ржеве - 89 дворов (289 мужчин, 290 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Евгений Рогожин 46-ти лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Оковецком храме 15 лет. Псаломщик Никанор Ушаков 29-ти лет, окончил семинарию, на службе 6 лет, в Оковецком храме 1 год.
   Прихожан в городе Ржеве - 225 мужчин, 236 женщин.
   Закрыта в 1939 г. В 50-70-е годы ХХ века в храме находился краеведческий музей. В 1991 году церковь была передана православной общине.

   В ограде храма каменная часовня во имя Святого Иоанна Предтечи, с пристроенными к ней помещениями для сторожа и псаломщика. В настоящее время в часовне размещается церковная лавка.


   С места бывшей Тетеринской патриаршей слободы, что в 3ахолынском микрорайоне города, открывается изумительный вид на противоположный берег Волги, часто ранее называемый Владимирской набережной. И кажется, будто вот-вот, сейчас отчалит от берега и поплывет по водной глади реки «корабль-храм». К счастью, надо заметить, этот святой ковчег в последние годы наполняется, а в большие праздники и перегружается верующими «пассажирами». Увеличивается число прихожан...
   Но, как и все Ржевские храмы, Оковецкий - не исключение, он тоже имеет свою непростую историю: «Церковь эта известна по переписным книгам с 1678 года, когда была центром Береговой слободы Князь-Дмитриевской стороны Ржева. Нет Сомнения в том, что и сто лет назад от указанной даты на том месте стоял деревянный храм, когда еще и слобода называлась «Иоанновской». И отголоски легенд о подземных ходах под Волгой к крепости, видимо имеют свое основание». («Ист. Ржева», стр. 60 - 66, 2000 г.).
   До недавнего времени историки лишь предполагали, что первоначальная деревянная церковь в г. Ржеве в честь местночтимой иконы Богоматери из с. Оковцы была выстроена на берегу Волги в 1758 - 1759 годах. Новые архивные документы не ТОлько подтверждают это, но и вносят ясность по этому поводу, достоянием сегодняшнего дня является информация о церквях, стоявших на «Предтеченской земле» до возведения на этом месте церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери.
   В ХVII веке Ржев пережил очередное вторжение иноземных полчищ. Разрушены монастыри, сожжены храмы. На Иоанновской набережной от деревянной церкви Иоанна Предтечи остался каменный фундамент да обуглившиеся головешки бревен. Не скоро ржевитяне примут решение о возведении на этом месте нового деревянного храма. В декабре 1715 года верующие и обыватели Заволжской стороны обратились к царю с прошением - разрешить построить на церковной Предтеченской земле деревянную церковь Ржевской Богоматери. Челобитники сообщают царю о том, что в ХVI веке на этом месте была церковь «... а теперь здесь погост и пол десятины земли... в церкви которая будет строиться будет двор попов, двор дьяков, двор просфирницы, да приходских вышеописанных челобитчиков 14 дворов, кроме вышеписанного челобитчика Ивана Бинина. А на той церкви дань доведется положить с дворов: с попов - 4 деньги, с дьячков - 1 деньга, с просфирни - 1 деньга, да с приходских с 14 дворов по 6 денег, и того - 15 алтын с заезда и десятичных доходов, и казенных пошлин - 19 алтын...» (1716 г. ф. 235, оп. 1. д. 162. л. 1. об. 2, 2 об.).


Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/


   Из истории строительства деревянной церкви именуемой Ржевской иконы Божьей Матери:
   Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года.
   «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского.
   Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики.
   Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин.
   Резолюция: Выписать 1715, декабря 16». (церковная летопись, 1629 год. РГАДА).
   В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи был построен деревянный храм иконы ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».
   Из этого можно предположить, что до окончания работ по устроению основного престола, службы совершались в устроенном Ниловском приделе.
   Нет значимых противоречий несовпадением времени возведения первого деревянного храма указанных в других источниках. Так, в книге «Генеральные соображения по Тверской губернии» находим, что «Церковь Оковецкой иконы Божьей Матери построена в 1758 году. Был ли это ремонт капитального деревянного строения или вновь сделанная постройка, сведений нет. Однако, есть документальное свидетельство тому, что со времени освящения престола преподобного Нила Столобенского службы в деревянной церкви имени иконы Ржевской Богоматери ни на один год не прекращались.
   В переписной книге и записи в ней от 8 июня 1720 года в новой церкви служит священник Ульян Павлов 55 лет. Его дети: дьячок 20 лет, пономарь Григорий - 17 лет. Священноприемственность этой семьи прослеживается ниже: «Ржевския Богородицы дьячок Иван Ульяновсын в место отца своего Ульяна Павлова, для того, что ныне лежит, болен, по его велению руку приложил».
   В июле 1721 года, уже, будучи священником, Иван Ульянов подал записку в Патриарший Казенный Приказ о десятичных доходах с храма, всего 9 алтын, и что с ним живет его брат дьячок Григорий, который впоследствии станет священником. Из сообщения о. Иоанна от 16 сентября 1723 года следует, что его отец Ульян Павлов в 1721 году умер, а в прошлом 1722, его сын был поставлен в священники вышеназванного прихода, которому было прописано 64 двора.
   В книге Поместного Приказа XVII века, связанного с межеванием земли есть описание рассматриваемой нами местности: « От овина вверх по Волге доброй земли пять десятин с четвертью, да до места церковной Предтеченской земли, что была на берегу слободка Полетуха - пол десятины и распашной земли 7 десятин.
   Рядом со стенами церкви Ржевской Богоматери, были отеческие гробы на церковном погосте. Расположение храма «в устье Волги» означало, что деревянное сооружение иконы Ржевской Божьей Матери стоит у самого берега реки, рядом (напротив через Волгу) с впадением в нее Тетеринского врашка и малой речушки протекающей по его руслу». (Сейчас здесь рядом с ул. Марата находится заросший скверик, в котором воины­афганцы установили поклонный крест. На этом месте стояла церковь иконы Владимирской Божьей Матери, после того как церковь была построена выше стала называться Оковецко-Ржевской по месту Ея явления).
   В 1745 году священником означенной церкви служит Григорий (Ульянов сын), ему - 45 лет. С увеличением прихода в Оковецкой церкви стали служить два священника, в 1758 году о. Григорию помогает о. Максим Иванов-сын, а диаконом значится о. Василий Григорьев, сын священника Григория Ульянова.
   Оковецкий храм кроме приписанных к приходу ржевитян, в праздничные и воскресные дни посещают богомольцы других приходов, так с каждым годом увеличивается число людей обращающихся за помощью в различных нуждах к иконе Оковецко-Ржевской Божьей Матери.
   Но, наряду с этими событиями имело место и другое печальное известие: в 1763 году Оковецкая деревянная церковь была ограблена: выкрадены старого письма иконы, резные с позолоченными подвесками серебряные венцы, оклады, 36 крестов различной значимости, деньги 200 рублей 80 копеек серебром (ф. 761. оп. 1. д. 111. РГДА).
   Чем закончилось расследование по этому дерзкому преступлению историк не сообщил. Выше уже было описано место, на котором был возведен храм иконы Ржевской Божьей Матери. Это место, как потом и подтвердилось, было древним погостом. В книге И. Красницкого изданной в 1871 году («Очерки о Твер­ской губернии», Ржев) сообщается о том, что при раскопках на территории прихода были найдены надгробные плиты XVI века, под которыми были погребены иноки того времени. Их мощи были перезахоронены. А вот версия о том, что на месте Оковецкой церкви мог быть монастырь - осталась. Радует и утешает то, что предки не ошиблись, выбрав это место для возведения храма, оно намоленное веками. Не потому ли Дом Божьей Матери война лишь краешком задела?
   Господь распорядился так, что нынешнему поколению остались хоть и скудные, но имеющие документальную основу свидетельства об избранных Им храмов Спаса-Преображения, Оковецкого, Владимирского. Фонды архивов открывают нам страницы наполненные сведениями более всего об этих ржевских святынях. И то, что документы о них оказались в московских хранилищах архивов неудивительно. Ржев чаще других городов Верхневолжья принадлежал московским князьям, многие земли этого края принадлежали Патриаршему подворью, а храмы города длительное время оброк вносили в казну Московского Казенного Приказа.


Фото. из книги Православный Ржев.


   ...XVIII век начал замену деревянных церквей на каменные. Они возводились на тех же освященных местах и с теми же названиями. Ржевских прихожан деревянная церковь тоже перестала устраивать. Она была тесновата, неказиста, слишком близка от берега реки, не исключена была возможность ее затопления во время весенних паводков.
   У Ржевского историка Т. Горской располагающей огромным багажом архивных документов читаем: «В 1818 году, в мае месяце, обратились к Тверскому архиепископу владыке Серафиму прихожане церкви во имя Оковецкой иконы Божьей Матери. Просят сотни ржевитян разрешить поставить новый храм того же имени на Спасской площади на собственные пожертвования с добавкой из кошельковой кассы. Церковь должна быть в камне».
   Кстати, Указ Священного Синода с XIX века запретил строить новые деревянные церкви. При скромности материалов и без архитектурных излишеств постройка из камня, считал Синод, не должна обойтись дороже деревянной.
   Тверские епархиальные власти согласны с решением ржевских прихожан, но - «чтоб они до свечной суммы отнюдь не касались и до долгов церковь не доводили».
   Оковецкий приход получает от владыки Серафима храмозданную грамоту, документ который предписывает порядок строительства новой церкви: «Сие церковное здание производить под назиранием благочинного, по обычаю греко-российской церкви, издревле святохранимому , и по подобию прочих благоукрашаемых святых храмов Божьих, дабы оное церковное здание не было построено или безобразно, или для собрания прихожан не вместительно, или инако, нежели как обычай есть устраиваться храмам Божьим в Православной нашей церкви; чтобы в иконостасах образы были б описаны искусною работою».
   В 1818 году Тверская епархия заказывает проект каменного храма, нового архитектурного комплекса с колокольней, часовней и сторожкой. Губернский архитектор с этим предложением соглашается, и архиепископ Тверской и Кашинский Серафим благословляет строительство по проекту. Кажется, можно б уже приступать к строительству храма на Спасской площади. И вдруг, в октябре того же 1818 года владыке Серафиму поступает донесение от настоятеля Оковецкой церкви Андрея Васильева: дважды, - пишет он, - обращался к Тверскому гражданскому губернатору об отводе места (под строительство церкви), на площади о чем говорится и в храмозданной грамоте. И ­ «никакого действия». Между тем составлен письменный договор с Ржевским помещиком Евграфом Ланским о поставке 600 тысяч штук кирпича. Если до начала зимы не будет обозначено место «для поклажи» этого кирпича, виновная сторона должна платить 5 тысяч рублей, сумму не подъемную. Не может священник Васильев получить место на Спасской площади, но и никакого другого.
   О сложившейся ситуации, архиепископ обратился за содействием к тверскому губернатору Всеволжскому. Ответ Николая Сергеевича владыке был детальным и неожиданным «на Спасской площади находится приходская церковь (Спаса-Преображения), но священник Васильев считает, что там может поместиться и другая. Между тем ржевский городничий 3акревский по просьбе граждан сообщил в губернию: площадное место невелико, в торговые дни на ней и соседних улицах стоит много возов с товарами. Новая Оковецкая церковь, сблизится с Преображенской и со всех сторон будет окружена строениями...»
   Владыко сообщил губернатору и о других неудобствах этого места. Николай Всеволжский сам был глубоко верующим человеком, неотложно занялся вопросом строительства Оковецкой церкви. И вскоре разобравшись, сообщил: «...По генеральному плану застройки Ржева 1770 года, кроме существующей церкви на Спасской площади застройка не предполагается. Это тплан для властей является фактически законом».
   Поскольку возникший вопрос был серьезным, губернатор Николай Сергеевич Всеволжский посетил Ржев, уладил дела с городничим, встретился с благочинным Ржева протоиереем Андреем Васильевым - настоятелем Оковецкого храма вместе осмотрели место для будущего храма. Губернатор предназначил окончательную территорию под строительную площадку «в среде самого его прихода, удобное и составляющее вид и красоту города, где и «древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел».
   Речь идет о месте старинной деревянной церкви, давно сгоревшей или разрушенной, во имя Иоанна Предтечи. В документах XV века, - говорит историк Татьяна Горская, - встречается упоминание Иоанновской слободы на месте нынешних улиц Марата и Смольной (1-я и 2-я Предтеченские), которые и сходились на перекрестке у холма с фундаментом той самой «древней» церкви.
   Губернатор Всеволжский дал указания городничему об отводе именно этого места под новый Оковецкий храм. Что же касается просьбы священника Васильева, то он не согласился с указанным им местом: «Место это «неприлично», - сдержано писал Николай Всеволжский владыке Серафиму, - поскольку находится на берегу Волги и может заливаться водою...» Поэтому вторично (!) было предписано городничему незамедлительно отвести под постройку Оковецкого храма ранее указанный участок. И с начала 1819 года 2-я Предтеченская улица ныне ул. Марата становится строительной площадкой.
   Еще одна ценная находка того периода из одного солидного архивного тома (Гос. арх. Тверь. обл. ф. 160. об. 13. д. 57 - 1).
   «При древней деревянной церкви, - пишет настоятель церкви Оковецко-Ржевской Божьей Матери протоиерей Андрей Васильев, - стоит ветхая деревянная колокольня, близкая к падению, на которой давно уже не висят колокола. Епархия разрешила употреблять ее для обожжения извести на построение нового каменного храма».
   1830 год. Церковный староста и строитель ржевский мещанин Федот Нетунахин сообщает архиепископу Амвросию о том, что «строение церкви приходит к совершенному ее окончанию», а прихожане хотят устроить на свои средства отдельную колокольню. На должности ее устроителей упросили мещанина Андрея Мясникова и других. Подрядчиком стал новоторжский купец Суворов. Уже к сентябрю возведен первый этаж, использовано до 200 тысяч штук кирпича.
   Наступил 1840 год. Позади целое десятилетие, а при строительстве Оковецкой колокольни не все ладно; меняются выборные приходского Совета, отвечающие за сбор пожертвований и закупку нужных материалов. В Тверской епархии новый владыка - архиепископ Григорий, настоятелем Оковецкого храма в Ржеве иерей Михаил Андреев.
   «...На последнем листе многостраничного архивного тома всплывает знакомое имя и здесь оставившего свой памятный след в истории Ржевской православной церкви, как это было уже в Спасо-Преображенской церкви, а позже в Успенском соборе Ржева. Прихожане храма Оковецко-Ржевской Божьей Матери избирают одним из строителей этой колокольни Преображенского протоиерея Матфея Константиновского. В 1840 году он - «прикомандирован для отправления исполнения треб по Оковецкой церкви. Выбор прихожан не был случайным. Отец Матфей у всех слоев Ржевского населения имел непререкаемый авторитет, ему легче было решать вопросы приобретения стройматериалов и организации строителей по завершению колокольни».


Оковецкая церковь


   А между тем храм уже действовал. Еще в 1832 году алтарь и основная часть храма были освящены протоиереем Ржевского Успенского собора Алексеем Соколовым. Спустя два года в 1834 году архиепископ Тверской и Кашинский освятил придельный храм с правой стороны - Рождества Иоанна Предтечи. В том же году Алексеем Соколовым был освящен и левый придельный храм во имя святого преподобного Нила Столобенского.
   В июне 1831 года строительство одного из лучших храмов города Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери было завершено. Принимала храм авторитетная комиссия, в составе которой были представители Тверской губернии и епархии, а так­же ржевский архитекторский «ученик» Никитин (предполагается, что он и возглавлял строительство храма в современном смысле этого слова).
   Архивные источники сохранили описание первоначального вида Оковецкой церкви: «Вся церковь покрыта железом, покрашенным медяною краской; глава (купол), также оббита железом, а крест на главе деревянный, окованный жестью. Церковь вся оштукатурена; в верхнем этаже в окнах рамы со стеклами, внизу - железные решетки, в них рамы без стекол. Двери железные, в трапезной - две печи из белого кафеля. В настоящей церкви устроен иконостас столярной лучшей работы с резными штуками, но позлащенный. Святые иконы написаны «греческим искусством» (в традициях древнерусской живописи).
   Проект или хотя бы копию найти не удалось. Нет в документах имен ни краснодеревщиков-столяров создателей иконостаса, ни иконописцев, ни архитектора - возможно двух, так проект колокольни был отдельным созданием.
   Вчитываясь в строки скупых данных архивных ведомостей, изучая записи казенных книг, актов, обнаруживаются имена священнослужителей и трудников без которых не мыслима деятельность приходов. Из перечисленных документов следует, что в 1764 году в Оковецком (еще деревянном) храме служит священник Иван Иванов-сын, скончавшийся в 1786 году. Тогда же диакон означенного храма был рукоположен в священника, а диаконствовать у о. Василия Дмитриева, стал Матфей Иванов-сын.
   Ранее упоминаемый настоятель Оковецкой церкви (1745 год) Григорий Ульянов-сын в 1772 году был жив, но по состоянию здоровья старец служить не мог, и был на попечении прихода.
   С 1831 года священнослужителями Оковецкой церкви в различных документах представлены: о. Иоанн Георгиев, о. Михаил Андреев; молодой священник Андрей Васильев служил недолго и вскоре был переведен в Бежецк. Как утверждает Дмитрий Семенович Чураков, автор поискового архивного материала представленного Оковецкому храму, - в 1838 году старший брат его прадеда был избран на трехгодичный срок старостою церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери.
   Частое перемещение священнослужителей в храмы других городов Тверской епархии были нередкими. Из Ржева в большинстве случаев эти перемещения были связаны с повышением: священники становились настоятелями приходов. Наших опытных пастырей нередко заимствовала Тверь. В «Тверских Епархиальных Ведомостях» издававшихся с 1877 года узнаем о том, что в 1878 году настоятелем Оковецкого храма был священник Алексей Вяхирев, избранный в состав Благочинного Совета Ржевского духовенства (округа), председателем которого являлся соборный протоиерей Николай Лавров. Протоиерей Алексей участвует в воскресных вне богослужебных собеседованиях (проповедях) в городском соборе.
   Должность псаломщика исполняет пономарь А. Чернышев, и числившийся за штатом дьячок И. Карабанов. Все последние годы о. Алексей вплоть до упокоения 31 января 1900 года служит в церкви Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери. Вместо него настоятелем назначается выпускник Тверской духовной семинарии Евгений Рогожин. За спиной 10 лет работы в качестве священнослужителя. Деятельный уже не молодой священник и его матушка Юлия Петровна Рогожина становятся одними из первых членами Ржевского братства Святого Креста Господня. Их сын Иван выпускник той же семинарии будет служить в одном из городских православных храмов. С 1913 года Оковецкая, Троицкая, Смоленская и Вознесенская кладбищенские церкви от государственной казны получают жалованье 400 рублей в год. По тем временам это немного, но учитывая назревавшую политическую обстановку в России находившуюся на гране войны с Германией, и эти средства были кстати.
   25 апреля 1914 года в день Муромской и Белынической икон Божьей Матери колокола Оковецкого храма созывали на утреннюю службу как-то по-особому торжественно. Храм был украшен первыми весенними цветами, выращенными прихожанами в домашних условиях. Началась соборная служба по случаю 25 летнего юбилея, священства настоятеля Оковецкого храма протоиерея Евгения Алексеевича Рогожина. После литургии представители Тверской епархии, Ржевского Земского собрания и Городской Управы поздравляли и чествовали известного и уважаемого в городе батюшку. В числе участников соборного богослужения, настоятелей городских и уездных приходов был и известный в Ржеве и за его пределами протоиерей Андрей Берсеньев. Слово приветствия юбиляру сказал благочинный Ржева о. Маслов. От прихожан и от имени приходского совета староста Оковецкой церкви И.С. Чернышев преподнес в подарок настоятелю дорогую писаную по дереву икону. Поздравить батюшку приехал известный далеко за пределами губернии старец, духовник многих ржевитян, настоятель соборного храма митрофорный протоиерей Константин Финников. Присутствующими были отмечены деловые и хозяйственные качества настоятеля Оковецкого храма о. Евгения; его личные священнические качества, отличающиеся смирением, кротостью и любвеобилием. Храм под его руководством содержался в отменной чистоте, выделялся строгим соблюдением церковных правил.
   После церемонии приветствий и награждений, здесь же по инициативе виновника торжества был проведен сбор средств в память 25-ти летия окончания семинарского курса на сооружение мраморного покрытия на престол Тверского семинарского храма. Вместе с многочисленными жертвователями о. Евгений внес 10 рублей. В этом году он получил свидетельство об окончании курсов при Тверской епархии на факультете «История и обличение раскола и сектантства». О. Евгений был в числе первых ржевских священников прослушавших лекторийи получивших документ об его окончании.
   В период революционных событий в Ржеве 1917 года и первую половину 1918 протоиерей Евгений Рогожин продолжал служить в Оковецкой церкви, окормлял духовной пищей ржевитян. Противоположные силы православной веры не могли смириться с тем, что на Ржевской земле была церковь Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери, и всячески старались нарушить, навредить приходу. В 20 номере газеты «Ржевская заря» от 12 апреля 1918 года сообщалось: «В Оковецкой церкви неизвестный громила выломал в окне железные решетки, разбил стекло. Вор проник в церковь, где из свечного ящика похитил 3 рубля денег. Находившаяся в церкви большая сумма оказалась нетронутой. По-видимому, вор был спугнут обходившим дозор ночным сторожем».
   В наши дни Оковецкий храм привлекает подлинным столичным колоритом. Строгое величие, чистота и выразительность архитектурных форм выделяют его среди многочисленных памятников провинциального классицизма. И до нынешнего дня, проезжая через Ржев, не минуют заехать и полюбоваться сооружением гости Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова и других городов России.
   После революции церковь Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери была упразднена. Долгое время в помещении святыни находился склад, контора хлопкопсбыта. 20 лет храм эксплуатировал городской музей. Когда в 1962 году автор этих строк впервые посетил это помещение, под куполом была четкая красивая роспись. На месте алтаря стояли оскалившиеся чучела волка и медведя. Потом и вовсе здание было заброшено. Одно время вокруг храма были установлены леса, намечалась реставрация, но дальше лесов дело не продвинулось, а потом и леса, и даже камни от тумб на которых стояли цветочные чаши были унесены жителями соседних домов.
   Наружное состояние храма было крайне запущено, подвергнут разрушению культурный слой внутри храма, нарушен и доведен до непригодного состояния. В 1991 году здание Оковецкого храма было официально передано властями города православной церкви.


Фото. из книги Православный Ржев.


   На правом берегу Волги красуется необычный архитектурный исторический памятник, равного которому нет во Ржеве ­ храм Оковецко-Ржевской иконы Божьей Матери. Ранним летним утром можно наблюдать, как над куполами храма и колокольни кружат белокрылые чайки. Раньше их не было. Они появились здесь одновременно с началом восстановления церквей на берегах Волги.
   История этого великолепного Божьего дома удивительна. Божьи посланники трудились в его стенах. Назову лишь некоторых: протоиерей Андрей Васильев (1818 год), настоятель протоиерей Михаил Андреев (1840 год), протоиерей Алексей Соколов, протоиерей Василий Иванович Воскресенский, известный подвижник благочестия протоиерей Матфей Константиновский (достраивал колокольню Оковецкого храма и некоторое время служил в нем), митрофорный протоиерей Константин Финников (не менее известный своим благочестием и вразумительными, от Бога дарованного талантом проповедями) и др. Кинохроника того времени (1911 год) сохранила облик седого 75 летнего старца, которому поручались самые ответственные службы в Ржевских храмах и за пределами Ржева. Он всегда представлял Ржевское духовенство при проведении наиболее важных православных и городских мероприятий. При открытии моста через Волгу в 1911 году, в присутствии Тверского губернатора Фон-Бюнтенга Финников освящает это мощное сооружение.
   «В документах Тверского архива, на страницах дореволюционных «Тверских епархиальных новостей» и справочников по нашему городу часто видим мы это имя,» - сообщает журналист Татьяна Горская.
   Встречает Финников ежегодно приходящую во Ржев крестным ходом Оковецко-Ржевскую икону Божьей Матери. В этом же храме совместно с тверским архиепископом Димитрием, в присутствии губернатора Голицына совершает праздничную литургию памяти Николая Васильевича Гоголя и Матфея Константиновского.
   Жаль, что мы имеем неполную информацию об этом служителе святой церкви, на исповедь к которому приезжал тверской губернатор. А послушать его проповеди приходили и приезжали священники ржевских и уездных приходов. Выход его на амвон сопровождался коленопреклонениями верующих, чем он был очень недоволен и говорил: «Мне легче и приятнее самому встать перед вами на колени, чем видеть это». Говорят, он не обладал красноречием, но умел донести до слушателей краткое, разящее, обличающее земные пороки слово. Редкое обаяние пастыря приковывало, располагало. И до сих пор во Ржеве живы еще люди, которых отец Константин крестил, исповедовал, причащал. Они-то и рассказывали такой случай: в Оковецкий храм прибыл из Твери архиепископ служить праздничную литургию. Встречал владыку протоиерей Константин, а когда они вдвоем пошли в алтарь, прихожане ловили и целовали облачение не архиерея, а священника Финникова. Владыка на этот жест верующих не обиделся, наоборот, он повернулся к прихожанам, сказал: «Не мы, Господь избирает себе достойных».
   Протоиерей Константин Финников в Ржеве являлся столбом благочестия. Редкого ума человек состоял членом Тверского Научного Историко-археологического комитета. Сохранилось точное описание святынь собора, составленное Финниковым для этого комитета; в том числе известной иконы преподобной Параскевы Ржевской, которую носили крестным ходом в 1531 году в Москву по велению Великого князя Василия III. В 1913 году протоиерей, известный даже за пределами Тверской губернии, проводит торжественную литургию в честь 300­летия Царственного Дома.
   Несмотря на старческий возраст, отец Константин обладал исключительной памятью, огромными познаниями в области различных наук, особенно в богословии. Он возглавлял училищный епархиальный Совет, принимал экзамены в училище у девиц духовного звания (в частности в епархиальном) и в церковноприходских школах Ржева.
   Накануне октябрьских событий в России Константин Финников значится настоятелем Успенского собора. В марте 1917 по всем Российским храмам разошлось распоряжение Синода: впредь совершать молитвы во славу не Государя Императора, а властвующего Временного правительства. К хаосу в стране добавилась и эта капля яда. Старец не мог принять и пережить этих, не благословенных Богом перемен. Он неустанно молился..., на 81 году в июле 17-го протоиерей Константин Финников покинул этот мир, был отпет в соборе, с которым был многие годы связан, и упокоен у стен церкви Смоленского некрополя. Вечная ему память!
   Вот такие глыбы человеческой мудрости пребывали в стенах храма иконы Оковецко-Ржевской Божьей Матери. И о многих нам еще предстоит узнать.


Оковецкая церковь


   ...Пройдет время революционных перемен, войн и перестроек, и Господь благоволит быть настоятелем Оковецкого храма еще одному Константину - из династии братьев Чайкиных. Им православный Ржев обязан своим вторым возрождением. Господь послал по молитвам нашим городу современных подвижников православия, неутомимых тружеников, благодаря которым в городе действует 5 храмов, столько же часовен. И все это появилось почти на пустом месте или восстановлено из развалин.
   Константин Вениаминович Чайкин. Человек разносторонних духовных пристрастий и увлечений; постоянно ищущий применения своих сил и энергии. Не храм ему достался от городских властей в наследство, а стены от бывшего музея - все остальное приобрело современный вид в результате неустанного труда и забот отца Константина и поддержавших его энтузиазм прихожан. Три года без отпуска и выходного дня - не каждый организм выдержит такую физическую и моральную нагрузку, а он выдержал! Мало быть хорошим священником, проповедником, духовником, надо быть и хорошим хозяйственником. Это качество проявилось в настоятеле Оковецкого храма во всей широте и профессионализме. Конкретно? Можно и конкретно. Автор этих строк видел и знает отца Константина во многих качествах: он и каменщик, и бетонщик, и плотник, и плиточник, и жестянщик. Бревна ворочал на разборке заброшенного дома, загружал цемент, задыхаясь пылью, копал канавы под фундамент школы, разгружал кирпич. Труднее вспомнить то, чем батюшка не занимался. По своим внутренним качествам этот человек неумеет делать плохо. И переживает, когда другие знают, как надо делать - и делают недобросовестно.
   ...Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил о. Константина на восстановление Оковецкого храма. На строительной площадке у бывшего музея Константин Вениаминович впервые появился в 1991 году. Там были лишь подгнившие леса для несостоявшихся реставраторов и амбарный замок на двери после краеведческого музея. А еще обвалившийся потолок в ветхой церковной сторожке, служившей складом музейным работникам. Глазницы окон забиты грязными досками, рамы трогать было нельзя - от прикосновения они разрушались, стекла отсутствовали. Зато предостаточно было осыпавшейся сухой штукатурки, мусора. Под колокольней ходить было опасно, в любое время мог упасть на голову кирпич или обломок штукатурки. И внутри храма состояние было не радостнее. Герметичность купола была нарушена, сквозь образовавшиеся трещины во время дождя сочилась вода; сферические своды пестрели кирпичной кладкой, угрожающе свисали отставшие толстые слои древней штукатурки. В храме гуляли сквозняки, ржавые потеки после дождей шли от купола по стенам к полу. Объем работы огромный. Средств на ремонт не было. Было желание восстановить заброшенную полуразрушенную святыню, и упование на помощь Матери Божьей, с молитвы, которой и началось восстановление храма Ее имени.
   С Божьей помощью, огромными усилиями местных, тогда еще не совсем обнищавших предприятий, организаций, наметились видимые результаты труда. Появились в городе люди, для которых понятие «возвращение духовных ценностей» - не пустой звук, они просто не могли не участвовать в этом богоугодном деле. Вот некоторые из них: директор тогда еще завода Краностроения Валентин Титович Степанченко; завода «ЭЛТРА» Юрий Николаевич Сорокин; комбината жаккардового ткачества Юрий Камышов; директор комбината благоустройства Иван Константинович Туев; руководители электросетей и многие другие организации. При содействии прихожан и личном вкладе труда священнослужителей было завершено восстановление Оковецкого храма растянувшееся на годы.
   В том же 1991 году иереем Константином Чайкиным была совершена первая служба в Оковецком храме, еще находящемся в убранстве строительных лесов. Строители, прихожане плакали от радости, невидимо чувствовалось присутствие Самого Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Возгласы священника отдавались благодатным эхом, наполняющим истосковавшихся по Божьему Слову людей, их сердца, мысли, чувства возвышенно соединились с молитвой, возносящейся к небу.
   ...В 1999 году состоялась праздничная юбилейная соборная служба в храме в честь 460 летия со дня явления Оковецко­Ржевской иконы Божьей Матери и Животворящего Креста.


Оковецкая церковь

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914, О.А. Кондратьев. Ржев. Словарь-справочник. - Ржев, 2005., Н. Шаповал. Православный Ржев. - Ржев, 2006. и официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. № 1 hram-tver. 2012 г. Фото. № 2 с официального сайта Тверской епархии, фото. № 3, 5 из издания Н. Шаповал. Православный Ржев. - Ржев, 2006. Фото. № 4 с сайта Военный альбом. Фото. № 6 с сайта Яндекс. Фотки из архива altyn41. Фото. № 7 с сайта Яндекс. Фотки из архива altyn41.)
    


   Церковь Ржевския Пресв. Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и преподобнаго отца Нила Столобенскаго на посаде, в г. Ржеве.
   В гор. Ржеве, на посаде, в начале XVII ст. находилась церковь Иоанна Предтечи, которая была уничтожена, вероятно, во время литовскаго разорения.
   Церковная земля, принадлежавшая сей церкви, отдавалась в оброк. По книгам патриаршаго приказа об этой земле стало известно с 7151 г. Там записано: "по книгам десятильника Власа Григорова да старосты поповскаго екатерининскаго попа Ивана прибыла вновь церковная земля Ивана Предтечи, что во Ржеве, на посаде на ржевском на пятницком соборном попе Иване Петрове оброку 6 денег". 165 г. из новой наддачи отдана та земля крестьянам патриаршей Спасской слободы, новой наддачи гривна; 191 г. — числилась на оброке за ржевским спасским попом Павлом, оброку плотилось в год 5 алт. 2 денги; 205 г. по челобитью ржевскаго преображенскаго попа Иулиана отдана ему на оброк церковная предтеченская земля из наддачи, оброку с наддачею велено платить 8 алт. 4 ден на год.
   1715 г. декабря дня, града Ржевы-Владимировы, разных чинов обыватели и Ржевския церкви прихожане и вкладчики входили в патр. казенный приказ с прошением, в котором писали: "во Ржеве Володимирове на посаде Иоанна Предтечи церковная земля изстари лежит впусте, а у нас нижепоименованных рабов обещание, чтоб на той церковной земле построить древянную церковь во имя Пр. Богородицы чудотворнаго Ея образа Ржевския, да в приделе Иоанна Предтечи, да преподобнаго отца Нила Столбенскаго, и чтоб указом повелено было: на оной Иоанна Предтечи церковной земле по обещанию нашему созиждить оную церковь во имя Пр. Б. Ржевския с приделы и на тое церковь лес готовить и строить". К сему прошению руки приложили: "Ржевы-Володимировы лантрат Лука Челищев, порутчик княсь Никита Путятин; именитаго человека Григорья Дмитриевича Строгонова прикащик Григорий Ярилов; ржевские посадцкие люди: Иван Поганкин; Василий Лучников, Сергий Денисов, Аврам Поганкин; ржевские приказные избы подъячие Левон Каулин, Иван Каулин, Григорий Вороксин, Иван Храмцов; земских дел бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов". Помета: "выписать 1715 г. дек. в 16 день". И против сей челобитной выписано: "в патриаршем каз. пр. в приходной книге пустых церковных земель прошлого 1709 г. под Ржевскою десятиною написано: с церковные земли Иоанна Предтечи во Ржеве на посаде Ржевы-Володимировы на преображенском попе Иулиане оброку 8 алтын 4 ден., казенных пошлин 2 алт. 4 ден., всего 11 алтын 2 деньги; а с 1710 г. Ржевская десятина платежем стала ведана быть в СПБургской губернии; отдана ему та земля и запись взята в 205 году. А по писцовым книгам Иева Логинова и Леонтья Скобельцына 131 и 132 годов и Ивана Толбузина 166 и 167 гг. сей церковной земли и пашни и сенных покосов не написано; а по дозорным книгам Селижарова монастыря игумена Феодосия 191 года написано: кладбище с полчетверти десятины, пашни паханой с полдесятины. Помета: "1716 года генваря в 19 день, взять сказка о приходских дворах у кого надлежит". Против оной пометы от челобитчика именитаго человека Григорья Дмитриевича Строгонова человек его Иван Бинин сказал: у новопостроенной де церкви во имя Пр. Богородицы Ржевския с приделы, которая будет строиться, будет двор попов, двор дьячков, двор просвирнин, да приходских вышеписанных челобитчиков 14 дворов. И на тое церковь дани доведется положить 15 алт. заезда и десятильнича доходу и казенных пошлин 19 алтын, всего рубль. 4 ден. и перед оброком прибудет 22 алт. 4 ден. Помета: "дань имать с нынешняго 1716 года, как будет челобитье о священии церкви Божии, или как поп к той церкви поставлен будет. О построении церкви указ выдан. (Патр. пр. св. 441, № д. 44).
   Опись церкви ржевския Пр. Б., поданная 1721 г. от священника тояж церкви Иоанна Иулианова: "во Ржеве во Владимирове 1716 г. по благословению преосв. Стефана митр. рязанскаго и муромскаго меж патриаршества построена церковь, что во Ржеве, на посаде, на князь Федоровской стороне, в Береговой слободе, в устье близ Волги реки, во имя настоящея Ржевския Богор., да в приделех Рождества Иоанна Пред. и преп. Нила Столобенскаго и в 1719 г. по благословению преосв. митр. Игнатия сарскаго и подонскаго только освящен придел пр. Нил Столбенский, а настоящая Пресв. Богор. Ржевския и придел Иоанна Пред. и доныне не освящены, а дани с оной церкви 15 алт., десят. доходу, казенных пошлин и заезда, всего 19 алт. А у той церкви двор попа Иоанна Иулианова, а с ним попом живет брат его родной дьячек Григорий в одном дворе, церков. земли ¼ десятины, да ½, десятины пашни, церковной же, а сенных покосов нет; приходских дворов градских у той церкви 14, а уездных 2 двора. (Ibid., св. 442. дело 1).
   1737 г., июня 4 дня, города Ржевы Володимировы, церкви Рождества Пр. Богор., что на посаде, поп Матфей Федоров, поданным в синод. каз. приказ прошением, просил выдать ему патрахельную память на три года.
   При этом он, поп Матфей, в допросе сказал: в попа он посвящен преосв. Иоанникием митрополитом коломенским и каширеким в 719 г. в марте месяце на место умершаго тоя церкви попа Георгия Васильева и ставленная грамота ему дана, а овдовел он в 736 г. мая во 2 день, детей у него один сын Климент 19 лет и живет при нем попе, а о патрахельной памяти не бил челом за своею скорбию....
   Была-ли выдана священнику Матвею Федорову патрахельная память, из дела не видно. (Патр. прик. св. 47б № д. 3337).

   Церковь Оковецкая.
   В настоящее время (1894 год) она представляется в следующем положении:
   1) Построена в 1821 году.
   2) Зданием каменная, с такою же колокольнею, крепка.
   3) Престолов в ней три: первый в настоящей церкви, холодный во имя Оковецкия Божией Матери, второй в приделе теплом по правую сторону во имя Рождества святаго Иоанна Предтечи, и третий по левую — во имя преподобнаго Нила Столобенскаго чудотворца.
   4) Утварью и ризницею достаточна.
   5) Причта: священник и псаломщик.
   6) Земли при сей церкви, под церковью и огородом 45 с. длиннику и 17 с. с половиною поперечнику. Усадебной в 190 квартале 25 с. длиннику и 10 с. поперечнику; акта на сию землю не имеется; владеют ею сами священноцерковнослужители.
   7) Дома у священноцерковнослужителей — церковный дом со службами, деревянный, на церковной земле, при ограде церкви, построен в 1888 году на собственныя средства Ржевскаго гражданина Михаила Иванова Ваулина-Чупятова; в нем помещается один священник. У псаломщика дом собственный деревянный на церковной земле в 197 кварт.
   8) На содержание причта жалованья не получается; содержание их посредственно. По церкви и приходу получено доходу 579 р 70 к. Кроме того процентов по билетам 75 р. 8 к. Церковь получает процентов 11 руб. 40 коп. С церкви сбору вносится 57 р. 12 к., кроме сего на содержание духовной семинарии 14 руб. 28 к., на содержание духовнаго училища 2 р. 52 к. и от причта столько же; и на содержание училища для девиц духовнаго звания 1 р. 26 к.
   9) В церковной ограде есть каменная часовня во имя св. Иоанна Предтечи с пристроенными к ней каменными помещениями для сторожа и псаломщика, и вышеозначенный дом для священника.
   10) Приходских дворов в городе 100; в них муж. пола 323, жен. 346.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту