Светлица (о. Столобный) - Нила Столобенского церковь Нило-Столобенской пустыни
В 1751— 1755 годах на месте старых восточных святых ворот на пожертвованные суммы строится надвратная церковь Нила. Подрядчиком и строителем стал Фома Павлов. Многочисленные монастырские документы тех лет рисуют картину взаимоотношений, царивших между заказчиком и подрядчиком: «Фома Павлов против учиненного договора работников содержит меньше и в надлежащем строении чинит своевольство и ослушание, и прочие непорядки, и сверх наряду за разобрание старых Святых ворот и келий и требует денег 50 руб., и забрав денег по подряду половину, а именно 200 рублев, бежал... Велено оного беглеца сыскать и наказать плетьми, содержать при деле скована. А за разобрание Святых врат и старых келий выдать ему денег 30 Рублев»37. Первый ярус здания надвратной церкви Нила — проездные ворота с двумя калитками по бокам, через которые проходили прибывшие в монастырь богомольцы, а верхний ярус — сама церковь центрического типа, восьмилепестковая в плане, напоминающая надвратную Тихвинскую церковь Донского монастыря в Москве 1713 года. Среди осташковских памятников — это единственное здание подобной композиции. По-видимому, Фома Павлов был достаточно хорошо знаком со столичным зодчеством. Фасады церкви Нила разделены на два яруса. Нижний украшен лопатками, над окнами наличники с белокаменными картушами и с поливными синими изразцами; карнизы со сложной профилировкой, выгибаясь над окнами, образуют своеобразные лучковые фронтоны. Верхний ярус более скромный — ротонда, перекрытая куполом и расчлененная с фасадов лопатками. До 1832 года эту церковь венчал восьмерик, завершавшийся пятью главами. Как только был построен новый монастырский собор, восьмерик разобрали. Его пышное многоглавие перестало гармонировать с силуэтом массивного собора. Вместо него ротонду перекрыли куполом со скромным барабанчиком и главкой на нем.
Работы по перестройке церкви Нила закончились в 1838 году, а осуществлялись ямщиком Никифором Гавриловичем Пожарским из города Торжка38, одним из родственников тех самых Пожарских, которые содержали в Торжке знаменитую гостиницу и которых А. С. Пушкин прославил в своих стихах. То, что строительные работы велись ямщиком, — удивлять не должно. Просто-напросто Никифор Пожарский был лишь приписан к ямщицкому сословию, но, как и его родственники, будучи человеком предприимчивым, забросил маловыгодный и тяжелый ямщицкий извоз и занялся строительным ремеслом, одновременно беря подряды. Попутно заметим, что в документах Ниловой пустыни не раз упоминаются люди различных сословий, казалось бы, не имеющие никакого отношения к строительным и отделочным работам: мастера-живописцы — поручик Илья Михайлович Верзин, купец Иоаким Федорович Самсыгин, мастер-резчик — купецкий сын Петр Гаврилович Филошин и т. д.
Отрывок из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края".
Фото. Андрея Ага. |
(По материалам сайта города Осташкова.)
(Фото. № 1 Анатолия Максимова. Май 2013 г. Фото. № 2 Андрея Ага.)