Осташков - Вознесения Господня (Знаменский) собор Знаменского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Юрия Красильникова с сайта http://www.sobory.ru/


     В 1692 году был заложен новый деревянный храм, а спустя пятьдесят лет состоялось торжественное освящение каменного. К сожалению, этот храм, построенный в период начавшегося по всей России оживления каменного строительства, дошел до нас с большими утратами. Его несколько раз перестраивали, расширяли в XVIII—XIX веках, а после большого городского пожара 1868 года, когда выгорел весь монастырь, собор переделали по проекту местного техника Демидова. Но и то, что замыслил Демидов, до конца не осуществили. После его смерти прибывший из Твери архитектор побоялся продолжать строительство и распорядился приступить к отделке интерьеров, приказав немедленно прекратить эти работы, если в кладке стен и сводов будут замечены какие-либо трещины. Обилие всяких «рюшечек», ширинок, кокошников, крестиков в декоре собора, которых Демидов не пожалел для его отделки, превратили здание в лубочно украшенный терем. Только со стороны апсиды можно увидеть небольшие остатки древнего здания, представить по которым его первоначальный облик трудно. Лишь по описаниям в монастырских документах можно попытаться реконструировать эту церковь. Она была «об одной главе. И церковь и приделы крыты тесом... Колокольня с шатровым верхом... Около церкви и приделов были устроены в четырех местах паперти, или крыльца... на столбах. При приделах — ризничная и казенная палатки, хлебная и келарская». Традиционное пятиглавие появилось у монастырского храма во время его ремонта в 1780 году, для чего потребовалось устройство четырех полукруглых фронтонов.

   Отрывок из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"

   
     (По материалам сайта города Осташкова.)

     (Фото. Юрия Красильникова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Соборная каменная, построена в 1748 году Императрицей Елизаветой Петровной, престолов пять: главный холодный Вознесения Господня, в связи с ним два теплых: правый Усекновения Главы Иоанна Крестителя, левый Знамения Божией Матери, придельные: правый Спаса Нерукотворного Образа, левый Всех Святых.
   В 1901 году служили:
   Священник Григорий Яковлевич Постников 62-х лет, студент семинарии, в служении с 1862 года, священником с 1871 года, состоял законоучителем в монастырском училище, награжден в 1898 году наперсным крестом.
   Священник Андрей Иоаннович Волков 28-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года, священником с 1896 года, состоял членом уездного отделения Епархиального училищного совета и законоучителем церковно приходской школы.
   Диакон, в должности псаломщика, Михаил Яковлевич Дубакин 52-х лет, в служении с 1860 года, диаконом с 1885 года.
   Диакон, в должности псаломщика, Димитрий Андреевич Дьяконов 59-ти лет, в служении с 1862 года, диаконом с 1885 года.
   Прихожан в Осташкове - 7 дворов (28 мужчин, 89 женщин).
   В 1914 году служили:
   Священник Николай Воскресенский 60-ти лет, из 6-го класса семинарии, на службе 19 лет, в соборном храме монастыря 3 года.
   Священник Виктор Розов 37-ми лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в соборном храме монастыря 1 год.
   Штатный диакон Михаил Дубакин 67-ми лет, на службе 54 года, в соборном храме монастыря 35 лет.
   Штатный диакон Иоанн Докучаев 38-ми лет, на службе 20 лет, в соборном храме монастыря 2 года.
   Прихожан нет.



Вознесенский собор до его перестройки в конце 1880-х - начале 1890-х годов.


   Среди монастыря возвышается каменный пятиглавый храм в честь Вознесения Господня с пределами в честь Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября) и в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи (празднов. 29 августа) и над западным входом каменная колокольня.
   На колокольне обращает на себя внимание колокол в 10 пудов с отлитой надписью: "сей колокол дал вкладу в девичь монастырь, что под Осташковым, зовомый Вознесенский и Знаменский, Чудова монастыря архимандрит Евфимий, по прошению игумении монастыря 7195 (1687) г. генваря в 20 день".
   История монастырских храмов начинается в 18 веке.
   Предварительно испросив святительское благословение патриарха Питирима, Осташковские старицы 4 мая 1673 года обратились к царю Алексею Михайловичу с прошением о дозволении устроить девичий монастырь, и в нем - церковь в честь Знамения Божией Матери с приделом во имя Святого пророка Илии. 12 июня 1673 года была получена грамота от Государя с соизволением на построение женского монастыря. Вместе с Государевой грамотой была получена благословенная святительская грамота на построение церкви в будущем монастыре. Грамота эта, за смертью прежнего патриарха Питирима и за неимением еще на его месте нового, дана была того же 12 июня от управлявшего тогда патриаршими делами преосвященнейшего Павла, митрополита Сарского и Подонского. В грамоте этой предписывалось, между прочим, на построение оной церкви лес готовить и из того лесу воздвигнуть, согласно их прошению, на предназначенном ими месте вновь деревянную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святого Пророка Илии.
   Через три месяца по получении грамот, 25 сентября 1673 года, Осташковским воеводой Иваном Ивановичем Евреевым была отведена земля под строительство монастыря и церкви.
   Когда дозволение строить монастырь было дано и место для построения его было уже готово, естественно было старицам позаботиться о избрании себе начальницы — игумении. Выбор их пал на одну из стариц находившегося в 12 верстах от Осташкова бывшего Рогожского женского монастыря, иначе называвшегося Пелагеиной Пустынью, что ныне погост Рогожа, — на знаемую ими добродетельную старицу Евпраксию. Избранная немедленно отправилась в Москву для производства в сан игумении и для получения на должность архипастырского благословения. 22 марта, 1674 года она уже получила благословение от вышеупомянутого преосвященного Павла, митрополита Сарского и Подонского и грамоту на сан игумении.
   Письменных свидетельств нет; но последствия доказывают, что новопроизведенная игумения Евпраксия, лишь вступила в отправление своих обязанностей, тотчас занялась со всем усердием и ревностью постройкой монастыря; а как в этом случае самая главная и существенная потребность была иметь церковь, то несомненно, что игумения начала строить во-первых, церковь Знаменскую. Первое содействие оказывали ей при этом строении, вероятно, те же Осташковские жители, которые сочувствовали основанию монастыря. Долго-ли строилась эта церковь, когда строение её кончилось, когда она и кем освящена, — по недостатку в монастыре сохранившихся от того времени рукописей и по неимению указаний на этот предмет — ни в старинных, ни в позднейших письменных документах монастыря, остается неизвестным. Можно предположить, что, для ускорения дела, церковь была построена на первое время из какой нибудь готовой деревянной церкви, или даже часовни, с надстройкой над ней верха и пристройкой алтаря и паперти, как это нередко делалось в прежние времена. Новопостроенная церковь без всякого сомнения имела и придел святого пророка Илии, потому что и в челобитной испрашивалось дозволение построить монастырь и церковь Знаменскую именно с приделом святого пророка Илии, и в благословенной грамоте архипастыря давалось разрешение на построение помянутой церкви именно с вышеназванным во имя показанного святого приделом.



Внутренний вид теплого придельного храма со входной аркой в главный храм.


   Имея пожертвования с разных сторон, монастырь время от времени получал лучшее устройство и благолепие. При первой еще игумении Евпраксии, спустя не более 12 лет от основания монастыря, по благословенной грамоте патриарха Иоакима от 5 марта, 1686 года, взамен прежней деревянной церкви в честь Знамения Божией Матери с приделом Св. Пророка Илии, тесной и приходившей в ветхость, построена новая деревянная же более вместительная и благолепная церковь в честь Вознесения Господня с приделом в честь Знамения Божией Матери. При преемнице Евпраксии, игумении Пелагии, по благословенной грамоте патриарха Кир-Адриана от 16 февраля, 1692 года построен в монастыре другой отдельный храм теплый в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи для служения в зимнее время. Освятить этот храм предписано было тем же патриархом Кир-Адрианом игумену Ниловой пустыни Пахомию.
   К 1719 году теплая церковь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи пришла в ветхость и стараниями игумении Неонилы к 1723 году была отстроена вновь. Освятить её было предписано игумену Ниловой Пустыни Паисию.
   По причине снятия в 1729 году лежавшего на всем государстве с 1714 года запрета строить где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга, каменные здания, отчасти по причине обнадеживания от разных усердных вкладчиков помощи, в душе игумении Евфимии родилась в 1730 году мысль начать в монастыре строение каменной церкви вместо прежней деревянной. Предприятие это было, правда, очень смелое; но при помощи Божией и при пособиях усердных вкладчиков и разных доброхотных дателей, приделы этого вновь проектированного каменного храма в 1734 году были отстроены и в конце того же 1734 года освящены игуменом Ниловой Пустыни Аврамием. Приделы эти были один в честь Знамения Божией Матери, другой в честь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи. Разрешение на построение их дано от Синодального Казенного Приказа 11 февраля, 1731 года, а прошение о разрешении строить подано было в оный же Приказ годом раньше, именно 4 февраля, 1730 года. Между пособиями на построение этих приделов самым главным была пожалованная от Императрицы Анны Иоанновны сумма 300 рублей. Эта сумма была пожалована от Императрицы 1 сентября, 1734 года уже на достройку этих приделов. Теперь следовало приступить к постройке главного храма Вознесения Господня, и на эту постройку было испрошено также разрешение в Синодальном Казенном Приказе в помянутом выше 1734 году; но обстоятельства после 1734 года опять изменились на худшее; и уже с 1742 года, при благополучном царствовании Императрицы Елисаветы Петровны дело строения пошло успешнее. При пособиях благотворителей, из коих главными были в это время во первых сама Императрица, потом жена фельдмаршала Апраксина, Аграфена Леонтьевна и генеральша Пелагея Андреевна Соймонова и на подаяния разных доброхотнодателей, храм Вознесения Господня к 1748 году был совершенно отстроен, и указом Тверской Духовной Консистории от 8 марта, 1748 года предписано было освятить его Ниловой Пустыни - игумену Михаилу. Впрочем, освящение храма почему-то замедлилось и освятил его преосвященный Митрофан, архиепископ Тверской 2 июля, 1748 г. Новопостроенный храм, в 1750 году, украшен был новым резным вызолоченным иконостасом, с новыми искусного писания иконами. В 1748 году над западным входом в церковь построена новая каменная колокольня.
   Новопостроенная церковь была об одной главе. И церковь и приделы были крыты тесом, полы были деревянные. Колокольня была с шатровым верхом; колоколов на ней было шесть. Около церкви и приделов были устроены в четырех местах паперти, или крыльца со стенами на столбах. При приделах были ризничная и казенная палатки, хлебная и келарная. Иконостас главного храма был в 4 статьи, или яруса, т.е. с праздниками, Апостолами, Пророками и Праотцами. Местных икон было в нем 4: на правой стороне от царских дверей иконы Вознесения Господня и Воскресения Христова, с изображенным тут же внизу и сошествием в ад; — на левой стороне иконы Знамения Божией Матери и Покров. В приделах иконостасы состояли из двух статей: праздников и Апостолов.
   В конце ХVIII столетия главный храм монастыря имел пять глав, колокольня украшалась высоким шпилем.



Правый придел теплой церкви.


   Церковь, приделы и колокольня покрыты были железом; главы на церкви и приделах, также и верх и шпиль колокольни, обиты были белой жестью; на колокольне было уже 8 колоколов; большой был в 103 пуда.
   При игумении Евпраксии в 1803 году, в храме Вознесения Господня, в замен прежнего иконостаса, существовавшего с 1750 года, устроен новый резной иконостас, вызолоченный червонным золотом, а прежний иконостас, кроме местных икон нижнего яруса, продан за 400 р. на сторону. Подрядчиком на резную работу иконостаса был Осташковский купец Андрей Шолохов, а на позолоту Осташковский же купец Терентий Глазухин.
   При игумении Евстолии, в 1814 году, в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи устроен на монастырскую сумму, с прибавлением подаяния от доброхотных дателей, новый резной вызолоченный иконостас с новыми, кроме местных, иконами. В 1817 году теплая трапезная церковь на монастырскую сумму распространена; при чем существовавшие при ней с западной стороны пристройки для хлебни, келарской, казенной и ризницы, отделявшиеся от церкви особой внутри стенкой и имевшие свой особый свод пониже церковного, по уничтожении стенки и постановке свода вровень с церковным, для большей вместительности церкви, соединены с ней, и за сим хлебня и келарская перенесены в другое монастырское помещение, а для казенной и ризницы устроены в заду той же церкви, по сторонам западной паперти, по одному не большому отделу. После этой переделки, в 1820 году, в приделе Знамения Божией Матери устроен новый резной иконостас, при чем, на иждивение дочери Псковского помещика, инженер-поручика Петра Ачдреяновича Обрютина, девицы Варвары Петровны Обрютиной, поступившей впоследствии в 1832 г. в послушницы Знаменского монастыря, этот иконостас, в 1821 году, вызолочен лучшим червонным золотом и написаны новые иконы в его клейма, а прежний иконостас с иконами, кроме местных, продан в погост Черенчицы Старорусского уезда за 200 р. В 1825 году, в храм Вознесения, на подаяние доброхотных дателей расписаны стены живописью. В 1829 году, на те же средства, с добавкой из пожертвования послушницы монастыря Марии Петровой Крюковой, принявшей в 1837 году пострижение в монашество с именем Мамелфы, перестроен в обширнейшем виде с распространением и в длину и вышину - алтарь того же храма Вознесения, при чем переделан и снова покрыт железом и купол этого алтаря. В 1833 году, с южной и северной сторон храма Вознесения, прежние помещения в юго-западном и северо-западном углах для ризницы и книгохранительницы и прежние входные во храм крыльца, по тесноте и ветхости, разобраны и на подаяния доброхотных дателей устроены новые в лучшем и благолепнейшем виде; при чем помещения для ризницы и книгохранительницы распространены, а крыльца переделаны в обширные притворы с стекольными дверями и с такими же около них и над ними, для большего света, рамами; в этих притворах во время Богослужения могут свободно стоять неумещающиеся в церкви богомольцы.
   В 1850 году перекрыт весь главный храм и приделы теплой церкви новым листовым железом. В 1852 году, усердием и иждивением коммиссионера питейного откупа, осташковского 1-й гильдии купца Николая Козьмина Абабкова, сделано возобновление внутренней отделки приделов, именно устроены в них новые резные из дерева и вызолоченные иконостасы, своды расписаны живописью и куплены два новые медные высеребряные паникадила, после чего прежние иконостас и паникадила проданы.
   В 1858 году благодетельствован был монастырь богатыми пожертвованиями Екатерины Петровны Краевской: она, сверх нескольких предметов священной церковной утвари, устроила на престол главного храма одежду серебряную чеканную 84-й пробы в 1 пуд 25 фунтов.
   В 1862 году Тверской купец Герасим Орлов пожертвовал в придел во имя Св. Иоанна Предтечи на два местных образа Богоявления Господня и Оковецкой Божией Матери серебряные чеканные ризы.
   По непостижимым судьбам Божиим, жестокий пожар, приключившийся в городе 8 июня, 1868 года в З часа после полудни и уничтоживший в нем до 200 красивых и прочных жилых зданий, кроме торговых лавок и заведений, врывается в 6 часов вечера того же дня и в монастырь и подвергает его опустошению; не смотря на сохранение во время пожара невредимыми каменных стен храмов, все прочее в них, как иконостасы, так и другие предметы, сделанные из дерева, не исключая крыш и глав храмов, сгорело. Уцелели только каким-то необъяснимым образом: а) боковая северная глава главного храма, под которой на фронтоне изображена была алфресковой живописью икона Знамения Божией Матери, б) деревянный крест на главе церкви Тихвинской Иконы Божией Матери, в) значительная часть деревянного пола пред местной храмовой Тихвинской Иконой Божией Матери и г) срачица престола главного храма.
   Восстановление производилось постепенно, начиная с предметов первой необходимости: сперва, в августе того же 1868 года, испрошено и получено дозволение покрыть теплую церковь. В сентябре того же года испрошено и получено дозволение устроить два иконостаса для двух пределов по представленному рисунку, с помещением в них сохраненных от пожара царских дверей, также северных и южных и св. икон. Иконостасы в половине ноября были готовы и поставлены на место и освящение приделов совершено было: левого — в честь Иконы Знамения Божией Матери 25 ноября, 1868 года, а правого — в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 февраля, 1869 года. Игумения и сестры монастыря несказанно были обрадованы такой великой милостью Божией. Иконостасы этих новоосвященных приделов были вызолочены только по резьбе, а по глади выкрашены зеленой краской.
   За сим приступлено было к возобновлению главного храма в честь Вознесения Господня. В 1870 году составлен чертеж иконостаса для храма Вознесения Господня и в апреле 1871 года испрошено и получено разрешение устроить по оному чертежу помянутый иконостас. Резьбу и позолоту этого иконостаса производил осташковский резчик Терентий Евгеньевич Глазухин, а иконы верхних ярусов писал Николай Иванович Бабин. По контракту иконостас должно было закончить и поставить на место к 20 июля, 1872 года.
   29 мая, 1873 года престол главного храма в честь Вознесения Христова освящен высокопреосвященным Филофеем, архиепископом Тверским и Кашинским (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий).
   В 1875 году предпринято было устроить в оба придела теплой церкви новые иконостасы, так как прежние иконостасы были довольно дешевой работы; и на устройство их просили выдать книгу для сбора пожертвований, но в выдаче этой книги было отказано. Поэтому, в 1878 году, иконостасы эти устроены были на иждивение монахини оного монастыря Афанасии Орловой.



Проект перестройки собора. Фасад.


   В последний год управления монастырем игумении Ольги, именно в 1887 году начата ею перестройка по новому плану в обширнейших размерах теплой монастырской церкви с престолами — на правой стороне в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, на левой — в честь Знамения Божией Матери и над западным входом её колокольни. В этом деле перестройки, нельзя не видеть особенной помощи и покровительства Царицы Небесной, истинной попечительницы излюбленной Ей обители. Умирали главные деятели и устроители этой перестройки; истощались средства, были остановки в постройке, и несмотря на все это церковь перестроена в течение самого короткого времени в самом лучшем виде. Царица Небесная нашла новых благоговейнейших и ревностнейших деятелей, открыла новые неведомые для людей средства и Своею благодатной помощью укрепляла и ободряла всех трудившихся в этом святом деле. Перестройка началась и производилась так: теплая церковь монастыря, которую предполагалось перестроить, действительно представляла значительные неудобства по своему старому и не соответствовавшему современным потребностям устройству и, со времени пожара 1868 года, не имела надлежащей прочности. Неудобства заключались в малых размерах длины, ширины и вышины церкви, от чего в зимнее время в большие праздники, при многочисленном стечении народа, происходила необыкновенная теснота, жар и духота; кроме того в ней не было хоров, как в церквах других хорошо устроенных женских монастырёй, для стояния во время богослужения монахиням отдельно от народа. К тому же прочность церкви пострадала от повреждений в сводах её, причиненных помянутым пожаром и не могших получить удовлетворительного исправления при восстановлении зданий монастыря после пожара. Игумения Ольга давно замечала все эти неудобства и повреждения и думала, как бы поправить дело, но не знала как. Осташковский техник, гражданин Демидов, объяснил ей при представившемся случае, что пособить этим неудобствам можно только перестройкой этой церкви по новому плану, что перестройка эта не потребует больших расходов и вызвался быть ей усердным в этом деле и доброжелательным пособником. Мать игумения была очень ободрена его словами и решилась начинать дело. Демидов, по её предложению, составил проект перестройки, написал чертеж будущей церкви и колокольни и смету расходов на перестройку.
   Предположено было теплую церковь и колокольню разобрать и на месте их построить новую церковь с двумя престолами в прежнее наименование в обширнейших против прежнего размерах и с хорами на западной стороне для стояния во время Богослужения монахиням и новую колокольню; перестройку предполагалось производить хозяйственным способом. Расходов па перестройку исчислено было по смете на 13000 руб. В январь 1887 года заготовлено было прошение к Высокопреосвященнейшему Савве о разрешении начать перестройку. В нем прописаны были причины побуждавшие перестроить церковь. При прошении были приложены проект перестройки, чертеж её и смета расходов на перестройку; объяснено было также, что на начатие дела имеется в монастыре наличной суммы 2000 рублей, и что просительница с сестрами надеется на помощь благотворителей монастыря и на их пожертвования. Разрешение на перестройку последовало 12 февраля того же года; при этом вменено было в обязанность настоятельниц монастыря с сестрами, чтобы перестройка производилась под наблюдением ответственного лица, чтобы входные двери устроены были отворяющимися на наружную сторону и чтобы соблюдаемы были и другие правила, обуславливающие прочность перестройки, которые пропечатаны в № 16 Тверских Епархиальных Ведомостей 1881 года.
   По получении разрешения, для наблюдения за перестройкой избран был от монастыря известный уже нам, помянутый выше техник Демидов, и для прибавления к имеющимся в монастыре наличным на перестройку средствам других на тот же предмет пока еще предполагавшихся, исходатайствован был игуменьей у Высокопреосвященнейшего Саввы указ о дозволении сбирать доброхотные пожертвования на перестройку церкви по разным местам Тверской епархии, а также испрошены были дозволения у местных властей на такие же сборы в городах Санкт-Петербурге и Москве.
   По окончании пасхальной недели, 13 апреля 1887 года — в Фомин понедельник, по принесении молитв, приступлено было к работам: сперва разобраны были церковь и колокольня, потом выкопаны были рвы для фундамента новой постройки. Сам Высокопреосвященнейший Саава, бывши в конце мая в Осташкове и Ниловой Пустыни, совершил 25 мая закладку нового строения. Постройка пошла в начале успешно: в августе мсяце кладка стен доведена была до половины окон; сделаны были также вновь, приноровительно к новому плану, крыльца или притворы в холодную церковь; но вдруг, среди самых горячих работ, настоятельница в праздник Успения Божией Матери 15 августа внезапно кончила жизнь.
   По совершении погребения, наблюдавший за перестройкой Демидов от 24 августа обратился к Высокопреосвященнейшему Савве с просительным письмом, в котором прописав, что игумения Ольга умерла, что кладка стен церкви доведена до сводов и что следует приступить к сводам и крыше, что к половине августа израсходовано, по словам покойной игуменьи, на перестройку 5000 р., собранных ей через пожертвования разных лиц, и на окончание сводов и крыши имеется на лицо капитала тех же пожертвований боле 5000 р., — просил разрешения, продолжать-ли ему постройку церкви, или прекратить работы?
   Само собой разумеется, что прекращать работы, не окончив дела, было совершенно не мыслимо: прежний теплый храм был разрушен, а другого теплого храма в монастыре не было; оставаться без теплого храма монастырю было крайне затруднительно. По таким соображениям и последовало от 2 сентября того же года разрешение продолжать постройку с соблюдением прописанных в указе 12 февраля правил и с тем еще, чтобы сумма на постройку расходуема была под наблюдением благочинного монастырей, Ниловой Пустыни архимандрита Арсения, настоятеля Житенного монастыря игумена Алексия и казначеи Знаменского монастыря, монахини Сергии с старшими сестрами.
   Под наблюдением Демидова постройка продолжалась: осенью 1887 г. сложены стены до карнизов и покрыта тесом и остатками старого железа временная крыша.



Фото. Андрея Ага.


   Между тем зимой 1887 г. состоялось определение на место прежней настоятельницы игумении Ольги, новой — из монахинь Вышневолоцкого монастыря игумении Антонии. Она вступила в должность 31 декабря 1887 года.
   Не легкое бремя взяла на себя новая настоятельница, приняв в управление свое монастырь: теплой церкви в монастыре не было; Богослужения производилось и зиму и лето в холодной церкви; для отправления в ней Богослужения в зимнее время, ее нагревали посредством устроенных в ней на время чугунных печей. Новая теплая церковь строилась; в ней сложены были стены только до карнизов, но еще не было ни сводов, ни крыши, ни печей, ни полов и скоро-ли она будет совершенно отстроена, еще нельзя было определить, тем более, что и средств к продолжению строения было в монастыре весьма мало.
   Настоятельница делала, что могла — и для присовокупления к имеющимся в монастыре наличным новых со стороны средств к продолжению строения и для своевременного заготовления материала к внутренней отделке церкви. Помощь небесной Покровительницы монастыря Пресвятой Девы Богоматери, к которой она в затруднительных обстоятельствах прибегала с теплой молитвой и на которую возлагала все свое упование, не оставляла ее и монастырь. И там и здесь являлись благотворители, по временам оказывавшие пособие на построение церкви, и постройка церкви, с наступлением весны 1888 года, опять пошла своим чередом: сделаны были к 30-му июня карнизы и своды, к осени покрыта железом крыша, зимой устроена духовая печь, построена колокольня; все это ободряло и радовало настоятельницу, что труды её и заботы не остаются напрасными.
   Но вот постигает настоятельницу среди её неусыпных забот о довершении постройки церкви тяжелое испытание: наблюдавший за работами техник, Демидов, 13 марта 1888 года, умирает, и все бремя тяжких трудов и попечений по наблюдению за успешным ходом приближавшегося к концу дела перестройки, по устройству и установке благолепных иконостасов, по заготовлению изящных киотов для особо чтимых икон церкви и монастыря, по изысканию средств к покрытию расходов на разные предметы постройки и отделки церкви обрушивается на нее. Возложивши упование на небесную Покровительницу монастыря и принесши ей усердную молитву о помощи, она обратилась к Высокопреосвященнейшему Савве с покорнейшим докладом и просила его, по случаю смерти Демидова, разрешить Епархиальному архитектору сделать осмотр здания в том виде, как оно осталось и дать указания, как им довести до окончания работы по постройке церкви. Владыка разрешил, и архитектор Кузьмин, прибывши на место, 3 и 4 мая, в присутствии игуменьи Антонии и казначеи, свидетельствовал строящуюся в Знаменском монастыре церковь и оказалось: "церковь в черне кладкою выведена до карниза, покрыта крышею, сделаны пилоны, своды и колокольня. По выбытии кружал из-под сводов, трещин в день осмотра не оказалось ни в стенах, ни в пилонах. А так как, за смертью Демидова и игумении Ольги, осталось неизвестным, какой материал был употреблен на постройку, и прочность, с какою произведены работы, за невозможностью исследовать всех фундаментов и внутренностей столбов, стены и пр. (тоже осталась неизветной); то присутствующие, не принимая на себя ответственности за все сделанное и могущие произойти в будущем повреждения, постановили: по выбытии кружал, производить штукатурные и другие внутренние работы тем подрядчиком, который производил кладку церкви, обязав его постоянно и неуклонно следить за всеми могущими образоваться трещинами и повреждениями и, в случае появления их где либо, немедленно сообщить о сем настоятельнице монастыря и принять все меры к ограждению в свое время рабочих людей от опасности, для чего не отлучаться с работ впредь до особого освидетельствования церкви пред её освящением". 

   После помянутого осмотра построек церкви архитектором, стал продолжать внутреннюю отделку стен и сводов церкви и проч. упомянутый выше молодой производитель каменных работ Иван Николаевич Суровков, под ближайшим наблюдением настоятельницы. Не без страха производил он свое дело. Его не редко обадривала надеждой на помощь Царицы Небесной настоятельница, часто навещавшая его работы. Одновременно с производством каменных работ по внутренней отделке стен и сводов церкви, производилась настилка полов чугунной плитой, кладка печей, устройство и постановка на место иконостасов и киотов и икон в них, приделка входных дверей, железных решеток в разных местах и другие работы к окончанию надлежащего убранства внутренности. Чугунная плита для полов заказана была на Петербургском заводе мастера Рудольфа Озаменчи. Железные решетки устроены, по рисунку Демидова, Осташковским мастером Кочурским. Столярные двери сработаны, по рисунку его же Демидова, Осташковским столяром Ивановым. Киот прекрасной работы из дубового дерева с верхом, имеющим вид купола церкви с пятью главами для храмовой иконы Знамения Божией Матери устроен, по заказу настоятельницы и по избранному ею образчику, Московским мастером Ахапкиным Николаем Ивановичем. Киоты для прочих чтимых икон монастыря сделаны в самом монастыре, под непосредственным наблюдением и по рисункам, указанным игуменью, Новоторжским мастером Карнауховым. Иконостасы поставлены на время прежние с добавкой к ним недостающих по новым размерам церкви деревянных резных частей. Эти добавочные части устроены были и вызолочены, с перезолотой и прежних иконостасов, тоже по указанию матери игуменьи Новоторжскими же мастерами.
   И вот работы по перестройке церкви и по внутренней отделке её, в январе месяце 1890 года, по великой милости Божией и при помощи Царицы Небесной, окончились и 2 февраля этого года, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Саввы, совершено освящение правого придела церкви во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи настоятелем Ниловой Пустыни о. архимандритом Арсением с игуменом Осташковского Житенного монастыря Алексием и несколькими лицами Осташковского духовенства, при громадном стечении народа городского и уездного. Радость настоятельницы и всех сестер монастыря, при освящении этого придела, была выше всякого описания. Это было для них самым светлым и радостным праздником. Как много было слез при разборке за три года пред этим прежней церкви, так напротив много и много было радости при освящении новой перестроенной. Теперь при освящении, все прежние скорби были забыты, все труды и попечения вознаграждены. Чувствовалась и глубоко чувствовалась живейшая благодарность Царице Небесной, невидимо руководившей делом перестройки, подкреплявшей немощи трудившихся и вразумлявшей их в недоумениях.
   На 25 мая 1890 года назначено было освящение левого придела перестроенной церкви во имя Знамения Божией Матери, которое должен был совершить сам Высокопреосвященный Савва.
   Стиль архитектуры новопостроенной теплой монастырской церкви смешанный, но очень красивый. Церковь и внутри и снаружи имеет очень благолепный вид: внутри много красоты придают ей опирающиеся на средних столбах, украшенных по углам колоннами, стрельчатые своды; снаружи очень хороший вид имеют средние с южной и северной сторон выступы с красивыми карнизами. Решетки в окнах и двери столярные очень нарядных рисунков. Колокольня тоже красивой архитектуры оканчивается пирамидальным шпилем, обитым белой жестью в шашку. Внутри церкви на западной стороне и по ту и по другую сторону западного входа устроены помещения для ризницы и библиотеки, а над ними хоры для стояния монахиням во время Богослужения отдельно от народа.
   В 1890 году закончена постройка теплой церкви и колокольни, проведено освящение. Переделан холодный собор по новому плану. Испрошено разрешение и заготовлены материалы на пристройку при холодном соборе двух новых приделов, с правой стороны в честь Перенесения Нерукотворного Образа Господня, с левой во имя "Всех Святых".
   К 1893 году закончена внутренняя отделка новых приделов при холодном храме и проведено их освящение.

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. - Москва, 1906., Успенский В. П. Описание Осташковского Знаменского женского монастыря / сост. протоиерей Вл. Успенский. - Тверь: Губ. Правления, 1890.)

     (Фото. № 2 - 5 из издания Токмаков И.Ф. Город Осташков Тверской губернии и его уезд. Сборник историко-статистических и археологических сведений. - Москва, 1906. Фото. № 6 Андрея Ага.)
    


   Красой города Осташкова является наш Вознесенский или, как его чаще называют, Знаменский храм. Он расположен на берегу озера Селигер, на территории упраздненного в 1928 году Знаменского женского монастыря.
   История возникновения этого монастыря восходит ко времени царствования Великого Государя Алексея Михайловича. В то время, три благочестивые старицы - Екатерина, Марина и Параскева, к которым присоединились еще до 30-ти таких же стариц, задумали основать монастырь. Жители Осташкова, услышав о таком богоугодном намерении, изъявили готовность помогать старицам, находившимся к тому же в крайней бедности и живших на подаяния доброхотов. Воодушевленные поддержкой земляков, старицы испросили в 1673 году у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Питирима святительское благословение на основание монастыря, а также обратились к Великому Государю царю Алексею Михайловичу и получили позволение построить монастырь при водах Селигера, на месте называемом Старое Струговище, в расстоянии версты от Осташкова.
   Вскоре на выбранном месте возвели небольшой деревянный храм в честь иконы Божией Матери Знамение, с приделом св. Илии пророка и трапезной. Хозяйство монастыря еще не было налажено и поэтому старицы жили милостыней и ежегодным царским подаянием, которых, впрочем, не всегда хватало.
   Первой игуменьей монастыря, по просьбе стариц, была назначена монахиня Пелагеиной пустыни Евпраксия, которая и приняла на себя заботы по его устроению. На двенадцатом году своего правления игумения Евпраксия строит вместо первого новый, более просторный и благолепный деревянный храм Вознесения Господня со Знаменским приделом. А незадолго перед этим монастырь получил во владение первый надел земли - полдесятины, под огород. В дальнейшем обители даруют еще земли, которые создадут основу монастырскому хозяйству. После преставления в 1691 году игуменьи Евпраксии, управление перешло к игуменье Пелагее, при которой в 1692 году был построен теплый придел в память Усекновения главы Иоанна Крестителя. Преемницей игуменьи Пелагеи стала Сусанна, потом были - Неонилла, Дорофея, Евфимия (в схиме Евстолия). Последняя правила монастырем 25 лет и при ней в 1730-1748 годах был построен вместо деревянного каменный Вознесенский храм с теми же приделами. В эти годы количество сестер, которых уже было 50, пополнилось еще на 11, за счет упразднением Пелагеиной пустыни, где образовался погост Рогожа.
   Следующей игуменьей стала Олимпиада, старанием которой в 1762 году приобретены в вечное владение острова Ивановский и Перетерье с покосами, и, что особенно важно, в 1764 году монастырь стал штатным, то есть получающим ежегодное государственное денежное пособие.
   В 1783-1793 годах обитель украсилась еще одним храмом - Тихвинской иконы Божьей Матери, - на восточных воротах монастыря.
   Потом управляли монастырем игуменьи: Александра (в схиме Олимпиада), Евпраксия (Евдокия), Евстолия (Евпраксия).
   В 1799 году монастырь получил во владение ловли на Волге, при деревне Починки, и в озере Волосце, 17 десятин земли в пустоши Николаевской, при реке Тихвине, и мельницу при реке Песочне, что стало подспорьем в хозяйстве обители.
   При игумении Марии в 1840-1843 годах были построены уже в камне одноэтажная трапезная и амбар с погребом. По распоряжению епархиального начальства и по благословению Св. Синода в 1844 году образовался в монастыре приют для бедных девиц духовного звания, где помимо пропитания обучались они наукам и хозяйствованию.
   В 1849 году определена была игуменьей монастыря монахиня Агния, о которой в своих воспоминаниях о духовных лицах пишет граф М В. Толстой (см. кн. Граф М.В. Толстой. Хранилище моей памяти. Изд. Валаамского монастыря. М. 1995).
   Игуменье Агнии в старости ее суждено было испытать тяжкую скорбь: 8 июня 1868 года вспыхнул в городе Осташкове сильный пожар. Сгорел Знаменский монастырь, но иконы и утварь церковная были спасены. Епархиальное начальство предлагало упразднить погоревший монастырь и перевести из него игуменью с сестрами в Новоторжский Воскресенский монастырь. Но осташковское дворянство и городское общество отстояли существование своего монастыря и собрали средства для его восстановления. Через несколько месяцев после пожара игуменья с сестрами могли возвратиться в свою обитель. Погоревший храм был отремонтирован и достроен новой колокольней и двумя приделами Божией Матери и св. Илии пророка.
   Монастырь был отстроен в камне: корпуса для сестер, 2-х этажная гостиница за оградой, просфорня, с помещением для живописной, больница, прачечная; была проведена вода из озера. Вновь открылось училище для бедных девиц. В то время несколько лет управляла монастырем схиигумена Амвросия, известная своей перепиской (издана в Твери в 1908 году) с преп. Амвросием Оптинским, духовной дочерью которого она была
   После революции 1917 года Знаменская обитель разделила участь многих монастырей России. Ее закрыли в 1928 году. Здесь образовался «рабочий городок», позже открылась швейная фабрика. В зимней части храма находился зерносклад, святые мощи преп. Нила Столобенского находились здесь в поругании и попрании, а затем перемещены в летнюю часть храма, где разместилась экспозиция краеведческого музея. За период военного времени изменений в храме не было. По ходатайству верующих, 30 марта 1947 года власти открыли зимнюю часть храма для совершения богослужений и передали туда се. мощи преподобного Нила. А после передачи верующим всего храма, его отремонтировали и заново расписали с высоким художественным мастерством осташковские, тверские и московские иконописцы. Для мощей преподобного Нила была устроена вызолоченная рака и сень, в которой они находились до 9 июля 1995 года. В июле 1995 г. были торжественно перенесены Священным Синодом во главе с Патриархом Алексием во вновь открывшийся монастырь Нилова пустынь. А в Знаменском соборе оставили частицы св. мощей Преподобного.
   С открытия храма в 1947 году служба Божия в нем не прекращается и до сего времени.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии.)
    


Посмотреть всю карту