Молодой Туд - Преображенская церковь
Село Молодой Туд, от Твери 170 верст, от Ржева 50 верст.
Церковь Преображенская, построена в 1754 году, каменная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый Святителя Николая.
Раньше левобережная часть села была вотчиной Шереметевых, и именовалась Преображенским, по имени стариннейшей, аж четырнадцатого века, церкви Преображения Господня (не сохранилась). Правобережьем владели Долгорукие, а впоследствии ржевский помещик генерал Рамейко. В этой части стояла Васильевская церковь, а само владение называлось Васильевским. Единое для двух вотчин название Молодой Туд известно с 1607 года, а под более ранним именем Спасское - аж с 1477 года. До наших дней дошел парк на правом берегу, и фрагменты усадьбы на левом
Церковные документы: опись 1841 года.
В 1901 году служили: Священник Иоан Иоаннович Гумилин 28-ми лет, студент семинарии, в служении с 1894 года, священником с 1895 года. Священник Александр Алексеевич Архангельский 48-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1871 года, священником с 1876 года. Диакон Николай Тимофеевич Ивашев 41-го года, в служении с 1884 года, диаконом с 1897 года. Псаломщик Сергий Павлович Васильевский 29-ти лет, в должности с 1900 года. Псаломщик Михаил Николаевич Плиткин 21-го года, в должности с 1898 года. Церковный староста купец Иван Васильевич Шарапов в должности с 1887 года, награжден в 1890 году серебрянной медалью.
Прихожан в селе Молодом Туду, в деревнях: Глызине, Воронове, Приездове, Поляховке, Привалье, Бондареве, Сурмине, Появилове, Киселеве, Иванищеве, Плугине, Редкине, Бредниках, Тютине, Морщикове, Борисовке, Старой, Желомустове, Забежнице, Пучке, Якушовке, Мормузах, Стоганове, Хлыстках, Шестаках, Оболонной, Кокуевке, Соколовке, Яблонке, Пылелке, Москалевке, Болховке, Хованском, Коршунах, Большаках, Хмелевке, Каракине, Фролове, Шадовке - 497 дворов (1319 мужчин, 1388 женщин).
В 1914 году служили: Священник Иоанн Гумилин 44-х лет, окончил семинарию, на службе 19 лет. Священник Александр Никольский 39-ти лет, окончил семинарию, на службе 17 лет. Штатный диакон Михаил Измайлов 34-х лет, на службе 15 лет, в Преображенском храме 2 года. Псаломщик Иоанн Щепин 30-ти лет, на службе 11 лет. Псаломщик Владимир Лебедев 28-ми лет, на службе 7 лет.
Прихожан в деревнях: Шестоки, Оболонная, Кокуевка, Соколовка, Яблонка, Пыленка, Шадовка, Москалявка, Болоховка, Ховянское, Коршуны, Большаки, Хмелевка, Карокимы, Фролово, Стоюково, Хлыстки, Глыздино, Вороново, Приездово, Привалки, Полязовка, Бондарево, Сурмино, Появилово, Киселево, Иванищево, Плугино, Редькино, Брединка, Тютино, Морщиново, Борисовка, Старая, Желомустово, Забежница, Пучна, Якушовка, Мормула - 1767 мужчин и 1990 женщин.
К сей церкви принадлежали две часовни: одна каменная в ограде церкви, построена в 1895 году, а другая в 8 верстах от церкви, в деревне Старой, каменная, построена в 1893 году.
Церковь была разрушена после Великой Отечественной Войны.
(По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. из архива Дмитрия Дроздецкого с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Церковь Николы чюдотворца на Молодом Туду обложена данью во 172 году, дани положено 6 алт. 4 ден., заезда гривна; 186 г. по переписным книгам положено вновь дани 16 алт., заезда гривна. 192 г. под статьею о церкви Николая чудотворца отмечено: "впредь писать церковь Преображения Спасова на Молодом Туду". (Патр. прик. кн. 66, л. 978; кн. 110, л. об. 832).
132 и 133 г.г. в волости Молодом Туду в поместьях записано: за Григорьем за Володимировым сыном Благова старое отца его поместье, что было напредь отца его за Борисом Благово ж, пустошь, что было село, Спасское, на реке на Туду, а в нем была церковь Успения Пресвятей Богородицы да предел Николы чюдотворца от войны сожжена, пашни церковныя лесом поросло двадцать четвертей в поле, а в дву потомуж; да к церкви ж пустошь, что была деревня Попова на реке Туду, пашни церковныя лесом поросло в бревно середние земли десять четвертей в поле, а в дву потомуж. (Писц. кн. 833, л. об. 415).
Лета 7197 августа в 25 день, по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни и благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны и по наказу из приказа большаго дворца, за приписью дьяка Артемья Тимофеева, велено приказу ж большаго дворца подьячему Луке Баженову ехать ржевскаго уезда великих государей в дворцовыя села Молодой Туд и в приселок Рогалев и в село Жукопу и в деревни для того: в нынешнем во 197 году августа в 1 день да в 6 день великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня царевна София Алексеевна пожаловали большаго полку царственныя большия печати и государственных великих и посольских дел оберегателя ближняго боярина и двороваго воеводы и наместника Новгородскаго князя Василья Васильевича Голицына сходных его товарищев казанского розряду боярина и воеводу Бориса Петровича Шереметева, резанскаго розряду боярина и воеводу князя Володимира Дмитриевича Долгорукова за их к ним великим государем родетельную и усердную службу, что они бояре и воеводы будучи с ним ближним боярином оберегателем и дворовым воеводою в нынешнем крымском походе над бусурманскими орды чинили поиски и прилежные промыслы, велели дать своего великих государей жалованья из своих государевых дворцовых волостей в ржевском уезде по двести дворов человеку с пашнею и с лесом и сеяными покосы и со всеми угодьи, по писцовым книгам, в вотчину. А по писцовым книгам Федора Изъединова 186 году в селе Молодом Туду и в сто пятидесяти четырех деревнях 196 дворов крестьянских, 72 двора бобыльских, 12 человек захребетников, пашни паханыя в селе и в деревнях и пустошах 272 десятины перелогом и лесом поросло 27 десятин с полудесятиною, лесу пашеннаго и непашеннаго и болот 608 десятин, сена 652 копны; в приселке Рогалеве в двадцати трех деревнях 33 двора крестьянских, 20 дворов бобыльских, 28 человек захребетников, пашни паханые в приселке и в деревнях и пустошах 43 десятины с полудесятиною и с четвериком, перелогом и лесом поросло 81 десятина с четью и пол-чети десятины, лесу пашеннаго и непашеннаго и болот 48 десятин с полудесятиною, сена 537 копен; в Жукоповской волости, в тридцати деревнях 46 дворов крестьянских, 20 дворов бобыльских, 3 человека захребетников, пашни паханыя 22 десятины с полудесятиною, перелогом и лесом поросло пол-десятины, лесу пашенного и непашенного и болот 6 десятин, сенных покосов 121 копна, поверстного лесу в длину на 40 верст, поперегъ тож. Августа в 23 день великие государи пожаловали их же бояр и воевод Бориса Петровича и князя Володимира Дмитриевича велели во ржевских селах прибылые крестьянские дворы и во дворех людей, которые прибудут сверх писцовых книг Федора Изъединова и у отказу объявятся сверх указаннаго числа четырех сот дворов, за тое ж службу отказать им же боярам и воеводам Борису Петровичу и князю Володимиру Дмитриевичу в вотчину и записать за ними тех крестьян в отказныя книги. И по тому великих государей указу подьячей Лука Баженов, приехав ржевскаго уезда в их великих государей в дворцовыя села в Молодой Туд и в Жукоповскую волость в приселки и деревни, собрав сторонних людей и при тех сторонних людях в тех селах и приселках церкви божии и в них всякую церковную утварь и у церквей попов и причетников и крестьянские и бобыльские дворы и в них людей переписал, а переписав те села и приселки и деревни и пустоши а в них пашню и сено и лес и всякие угодьи отказал бояром Борису Петровичу Шереметеву и князю Володимиру Дмитриевичу Долгорукову, а что отказано и то писано в сих книгах.
Село Молодой Туд, на реке на Туду, а в нем церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа деревянная клетцки, а в церкве божие милосердие образов от царских дверей по правую сторону: образ Преображения Господня писан на красках, у Спасителева образа венец и цата серебреные резные золочены, пред тем образом подсвешник деревянный писан красками, шандан жестяной да образ Пресв. Троицы, царския двери и сень и столбцы да возле царских дверей образ Пресв. Богородицы, пред тем образом подсвешник деревянный писан красками, на северных дверях образ благоразумнаго разбойника, возле северных дверей образ великомученика Георгия, образ преподобнаго Нила Столбенскаго чудотворца, образ св. Николая чудотворца в чудесех, образ великомуч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы в чудесех, венец и цата серебреные позолочены; к тем же образам в предстоянии 12 икон, пред образом Спасовым и Воскресения Господня и Пресв. Богородицы три подсвешника писаны по золоту; над деисусом праздников 12 икон писаны красками ж. В олтаре на престоле евпнгелие печатное в полдесть, оболочено бархатом червчатым, распятие и евангелисты серебреные басемные позолочены; крест благословящий деревянный, на нем распятие господне литое; образ Пресв. Богородицы, Иоанна Богослова и подножие серебреное чеканные позолочено, покров выбойчатой; за престолом образ Пресв. Богородицы Знамения, позади образъНиколая чудотворца писаны на золоте; у царских дверей завес полотняный, двои сосуды и лжица оловянные, звезда и копие медные; воздух комчатное цветное; два кадила и укропник медные (за сим следует описание риз и стихарей). — В той жецеркви предел во имя чудотворца Николая, а в нем образов: от царских дверей по правую сторону образ Спасов сидящий на престоле, образ Николая чудотворца, перед ними подсвечиик деревянный писан красками; царские двери и сень и столбцы; возле северных дверей образ огненнаго восхождения пророка Илии; в деисусе образ Спасов и в предстоянии иных святых семь лиц писаны на одной цке; пред Спасовым образом паникадило медное небольшое; в олтаре за престолом образ Знамения Богородицы, назади образ чудотворца Николая писаны на красках. В настоящей церкви книг печатных в десть: псалтирь со возследованием, шестоднев, триодь постная да цветная, устав, два пролога во весь год; да в полдесть печатных же: служебник, апостол, минея общая с праздники. — Другая церковь теплая во имя Покрова Пресв. Богородицы древяная ж с трапезою, а в церкви образов от царских дверей по правую сторону: образ Всемилостиваго Спаса, образ Покрова Богородицы; царския двери, сень и столбцы, возле царских дверей по левую сторону образ Пресв. Богородицы, на северных дверях образ архидиакона Стефана, около северных дверей образ св. Николая чудотворца, у того образа венец серебреной золоченый, да в деисусе образ Спасов и в предстоянии иных образов 12 икон, над деисусом праздников 13 икон и тябла писаны красками. — На монастыре колокольня рубленая круглая, на ней два колокола, по смете один в 4 пуда, другой в 2 пуда. — В селе Молодом Туду съезжая изба, двор прикащиков да у церкви во дв. попы Гаврила вдов да Василий Федоров, у Гаврила дети Федор у той церкви во дьяконах, Петрушка во дьячках, Сенка в пономарях; во дв. земской дьячек Трофимко Федоров сын Попов; у церкви келья, а в ней живут нищие кормятся у церкви и в мире. Да в том селе 8 дв. крестьянских.
По смерти князя Владимира Дмитриевича Долгорукова половина его вотчины в ржевском уезде в 1701 г. досталась его жене, вдове княгине Авдотье Львовне, с детьми князьями Васильем, Юрьем, Михаилом и Владимиром и дочерью княжною Федосьею. 1703 г. княжна Федосья выдана замуж за князя Петра Михайловича Голицына с приданною вотчиною, что ей досталось по разделу с матерью ея и братьями.
1710 г. Молодотуцкой волости: церковь Преображения Господня да придел Николая чудотворца, да церковь Покрова Пресв. Богородицы деревянныя, что в селе Молодом Туду, на реке на Туду. На том погосте во дворе поп Семен Гаврилов служит у той церкви с 705 г., во дв. дьякон Иван Васильев, служит у той церкви с 1708 г., у него брат пономарь Сергей. С той церкви платят они данных денег, заезду, десятильнича доходу, казенных пошлин и др. сборов всего на год по рублю 7 алт. 4 ден. (Переп. кн. 12377, л. 1038).
1728 г. мая дня церкви Преображения Господня, что в селе Молодом Туду диакон Василий Семенов в прошении, поданном в Синод. казенный приказъ, писалъ: "служу я у вышепоказанной Преображенской церкви дьяконом многие годы неотлучно, а при той церкви служили два священника Иван Васильев да Родион Матвеев, который в 727 году волею божиею в реке утонул, а на его место в попы никто не произведен, а по избранию той церкви приходских людей дали ему заручную челобитную на место того утопшаго попа в попы ж, которое челобитье от него и подано в синодальном ставлиническом столе, а церковной дьяконовской земли и церковнаго доходу мне не имелось и по ныне мне доли нет и дьяконскаго двора в переписной книге не показано, токмо написаны одни поповские дворы и доли их церковной земли, и тем они, попы имели свободное пропитание, а я будучи у той церкви в служении ничем к пропитанию не определен и нуждаюсь всячески и с домашними своими претерпеваю несносную нужду и пропитаться мне у той церкви стало нечем. И дабы указом повелено было: из показанных поповских земел дать мне дьяконской жеребей и о даче той доли для ведома дать мне указ".
При этом дьякон Василий Семенов обьявил, что посвящен он к Преображенской церкви во диакона 1718 г., мая в 25 день Игнатием архиепископом суздальским.
Вследствие прошения в Синод. казенном приказе на справку выписано: "в писцовых ржевских книгах 132 и 133 г.г. у вышеписанной Преображенской церкви написано: пашни церковныя лесом поросло в пустоши, что было село Спаское, на реке Туду средней земли 20 четвертей, да в пустоши Поповой 10 четьи в поле, а в дву потомуж, а сенных покосов нет. В переписной 1703 года книге у той же церкви написано: поп Петр да поп Семен, дьякон Алексей Дмитриев, дьячек Никифор Гаврилов, пономарь Иван Васильев, в приходе 58 дворов, пашни 30 четв. в поле а в дву потомуж".
1728 г. июня 28 дня, по указу его императорскаго величества духовная дикастерия, слушав учиненной в казенном приказе выписки, против прошения дьякона Василья Семенова о владении ему в пашне и сенных покосах и в церковном доходе, приговорили; оному просителю дьякону Василью Семенову велеть у той Преображенской церкви в пашне и сенных покосах и в церковном доходе с разделением попам по ровному числу, а ему просителю дьякону с причетники владеть такою ж долею как и у прочих церквей владеют дьяконы, дабы в том разделе друг на друга никакой обиды не имелось и кому что определено будет о том в синодальный казенный приказ отрепортовать и кому подлежит послать указ. (Патр. прик. св. 453 № д. 1283.).
1736 г. декабря в 27 день дана первая епитрахельная память ржевскаго уезду Молодотуцкой волости села Молодого Туду церкви Преображения Господня вдовому попу Василью Васильеву на 3 года; пошлин по 15 коп. на год, итого 45 коп.; а что он, поп Василий, служил с прошлаго 1735 г., с февраля месяца 2 года и за то на нем взято пошлин 30 коп., всего 75 коп.
В настоящее время (1894 год) состояние этой церкви таково:
В с. Молодом-Туду церковь Преображения Господня.
1) Построена в 1754 году тщанием прихожан.
2) Зданием каменная, с такою же колокольнею и оградою, крепка.
3) Престолов в ней три: в настоящей во имя Преображения Господня, в правом приделе во имя Покрова Пресв. Богородицы, в левом — во имя святителя и чудотворца Николая.
4) Утварью и ризницею достаточна.
5) Причта — священник, диакон и псаломщик.
6) Земли — усадебной 3 с половиною десятины, пахотной 50 д., сенокосной 10 дес., неудобной и песчаной 67 дес., в дорогах и горах 44 дес. План и межевыя книги есть.
7) Домы у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.
8) Причт получает жалованья 149 р. 97 к., доходу по церкви и приходу 475 р. Церковь вносит 40 р., на училища 18 р. 61 к. и из собственности причта 18 р. 51 к.
9) Здания, принадлежащая церкви: лавки, выстроенныя при ограде, приносят доходу 71 р.
10) Разстоянием от консистории в 107 вер., от гор. Ржева в 50 верстах.
11) Ближайшия к сей церкви: Васильевская в 1 версте и Благовещенская в 5 верстах.
12) При означенной церкви ни часовни, ни другой церкви нет.
Приходских дворов 422; в них м. п. 1265 и ж. 1274 д.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)