Мирный - Святителя Николая Архиепископа Японского церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Сергея Павловича Носикова.


   Еще недавно церкви не было, она только строилась, была в лесах, а теперь она тянется в небо куполами и манит к себе тихим перезвоном колоколов... В 2003 году состоялась в ней первая служба. В храме находится икона равноапостольного Николая Японского с частицей его святых мощей, переданная Владыке Виктору в 2003 году Митрополитом Японским Даниилом. Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/
   Подвиг святого Николая Японского подобен подвигу апостолов. Николай (в мире Иван Дмитриевич Касаткин. 1836-1912), архиепископ, основатель Русской Православной Церкви в Японии, родился 1 (13) августа 1836 года в семье сельского диакона Дмитрия Касаткина в Березском погосте Бельского уезда Смоленской губернии (ныне деревня Береза Оленинского района Тверской области). Молодым юношей, окончившим Духовную академию, и возведенным в сан иеромонаха, он в 1861 году отправился в незнакомую далекую Японию – страну с иной культурой, мировоззрением, таящую множество опасностей для православного миссионера. Плодами его полувекового пастырского служения в Японии стали 31.984 обращенных в православие и 265 православных церквей, в которых совершалось богослужение. Им были созданы Духовная семинария, катехизаторские школы. Святитель построил в Токио по всем канонам русского архитектурного искусства огромный собор Воскресения Христова, который и поныне существует, и в нем хранятся сегодня святые мощи святого Равноапостольного Николая Японского. Одним из величайших его подвигов является бескорыстное служение российским военнопленным, попавшим в Японию во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Являясь единственным официальным лицом, представителем России, святитель Николай сделал все, что было в его силах, чтобы спасти жизнь, физическое и душевное здоровье более 70 тысяч военнопленных солдат, матросов и офицеров.
   Писатель Виталий Гузанов, исследовавший путь великого подвижника и написавший о нем трилогию «Иеромонах», «Архиепископ», «Ваш слуга и богомолец...», так сказал о святителе Николае: «Для миллионов русских людей, для всех тех, кто сохранил любовь и преданность Православной Церкви и своему народу, выдающаяся личность архиепископа Николая Японского с годами становится еще более дорогой и близкой. Он открылся перед нами в Боге и в Церкви для веры и любви – вечно живой святитель Николай Японский».

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова.)
    


   ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РОДИНЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО

   Беседа с протоиереем Артемием Рублевым

   Неисповедимы пути Господни. Эти слова хорошо осознаешь, когда, стоя на пригорке возле глухой русской деревни Березы, от которой осталось три дома и заросшие могильные плиты, мысленно устремляешь свой взор на другой край земли, силясь понять, какой путь приходится проделать одному человеку, чтобы просветить светом Христовым целую страну. На родине святителя Николая Японского сегодня вновь всходят ростки памяти о светильнике Божием. И главный из них – храм, построенный сравнительно недавно рядом с местом рождения святого и ему посвященный. О ростках веры в русской глубинке и жизни сельского священника – беседа с протоиереем Артемием Рублевым, настоятелем храма Николая Японского в поселке Мирный Оленинского района Тверской области.
   – Отец Артемий, скажите, местные жители осознают, на чьей родине они живут?
   – Знают, понимают, но никак в своей жизни это не проявляют. То есть понимают умом, но не доходит до сердца. Память сохраняется формальная. Есть даже живые родственники. В нашей школе учится мальчишка Максим, который приходится внучатым племянником святителю Николаю Японскому. Он знает, чьим является родственником, но в храм не ходит.
   – Кроме памятного креста, воздвигнутого на месте дома святителя, и храма во имя равноапостольного Николая Японского в поселке Мирный, что еще напоминает здесь о нем?
   – В районном центре Оленино есть музей святителя Николая Японского, он создан на основе тех материалов, которые собрали у нас в поселке. Очень надеюсь, что найдутся благотворители для постройки музея и в нашем поселке. К тому же, место уже запланировано.
   И когда-нибудь одна из улиц нашего поселка станет носить имя Николая Японского.
   – Какова история появления храма на родине святого?
   – Изначально храм (Вознесенский, Феодосия Тотемского 1748 года и с приделом Георгия Победоносца 1812 года) был не в поселке, а в деревне Березе, недалеко от дома святителя Николая Японского. После войны церковь была разобрана полностью. А когда возникла необходимость возрождения церковной жизни, то очень долго шли разговоры о том, где строить храм: там, где он был исторически, или в поселке. Слава Богу, победила вторая точка зрения, поскольку храм – это не памятник и мемориал, а место церковного общения людей. А в деревне Березе, где родился святой, людей практически не осталось. В самом же поселке живет 300 человек, да еще 600 – в приросших к нему
   – Кто был инициатором строительства храма?
   – Наш правящий архиерей архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и наш благочинный протоиерей Олег Чайкин. В это же время с такой же инициативой выступало местное руководство: глава района Олег Игоревич Дубов и глава администрации поселка Светлана Николаевна Штакина. Эти люди до сих пор относятся очень тепло к храму и всячески его поддерживают.
   С самого начала ни у кого не возникало вопросов, кому будет посвящен храм. Сегодня наш храм уже не единственный в России, посвященный равноапостольному Николаю Японскому. Недавно в Москве был освящен второй храм в память святого.


Фото. Михаила Ильина aka uchazdneg.


   – Как проходило строительство храма?
   – Люди строили. Будущие прихожане приходили к месту строительства и помогали чем могли.
   Первые средства на строительство храма дал леспромхоз. В дальнейшем появились другие благотворители, оказавшие неоценимую помощь.
   – А православные Японии как-то помогали?
   – Нет. Они участвовали только в воздвижении креста в 1998 году. Тогда приезжал представитель Посольства Японии, который в том числе принимал участие в установке памятного камня и таблички на двух языках. От Японской Православной Автокефальной Церкви никого не было в храме ни разу. Очень жаль, что мы не принимали участие в выставке к 150-летию со дня рождения равноапостольного Николая Японского в Москве, на которой были экспонаты, собранные нашими местными краеведами. Особенно хочется отметить главного инициатора и энтузиаста-краеведа Светлану Георгиевну Румянцеву.
   – Но ведь православные японцы приезжают в Россию.
   – В Москву приезжают, да. А в Тверской области плохо развит туристический бизнес.
   Нужно понимать японский менталитет, их отношение к паломничеству и почитанию мощей. Японцы очень любят путешествовать, смотреть достопримечательности, наполнять себя новыми впечатлениями. Когда речь заходит о духовной жизни, то начинается совсем другой мир. Они, по-своему обоснованно, считают, что духовный мир – это мир их сердца, их дома, поэтому не надо никуда ехать.
   – Как получилось, что на родине известного святителя, основателя Автокефальной Церкви пришлось фактически возрождать церковную жизнь?
   – До революции область была территориально почти в три раза меньше, чем сейчас[1], а храмов было более тысячи и более ста монастырей. Сейчас немногим более трехсот храмов и десять монастырей на всю область. В советское время в Тверской области, одной из трех подобных, проходил эксперимент по атеизму. И вот в ходе этого эксперимента три поколения людей выросли не просто в забвении, а в третировании церковной жизни. Поэтому и получается, что храм, который пережил войну, был в мирное время спокойно разобран на кирпичи. Какая в таких условиях может сохраниться церковная жизнь?
   – Что сегодня представляет ваш приход?
   – Я бы сказал, что мы сейчас только на начальной стадии собирания прихода. Пока не получается прихода в том виде, как этого хочется. Постоянных прихожан порядка двадцати человек. В праздники собирается народу побольше, а на Пасху или Богоявление приходит и до ста человек.
   Но зато при храме заботами моей матушки Галины и преподавателя воскресной школы Марии Олеговны Жильцовой активно действует воскресная школа. И их стараниями школа процветает. Даже в каникулы дети идут к матушке с просьбой позаниматься. Самая активная жизнь школы наступает летом, поскольку мы имеем очень насыщенную программу, за что уже получили три награды от главы Оленинского района. Летом мы устраиваем большой лагерь, в котором собирается до сорока детей, и проводим велопоходы. В этом году мы проехали 957 километров. Посетили Старицу – место рождения и служения первого российского патриарха Иова, где присутствовали на литургии, которую совершал Святейший Патриарх Кирилл. Во второй части похода мы поехали в Торопец, к месту рождения патриарха Тихона. А первый поход у нас состоялся по маршруту известного дореволюционного педагога С.А. Рачинского, который организовывал крестный ход от села Татьева мимо деревни Березы, через Оковецкий источник до Нило-Столобенской пустыни. Сейчас пешком по этому маршруту мало кто пройдет, вот мы и решили на велосипедах.
   – Как начиналось возрождение церковной жизни в поселке?
   – С желания молиться. Потребность в молитве местных жителей способствовала появлению памятного креста на месте рождения святителя Николая Японского. С Божией помощью появился и храм. К сожалению, из-за отсутствия здесь работы население убывает, приход маленький. Складывается в основном из пенсионерок. Радует появление детей в храме.
   – А родителям передается детская вера?
   – Да. Потому что вслед за детьми в храм приходят и родители. Так происходит повсеместно.

   С протоиереем Артемием Рублевым беседовал Игорь Зыбин
   23 декабря 2010 года

   
     (По материалам сайта ПРАВОСЛАВИЕ.RU.)

     (Фото. № 3 Михаила Ильина aka uchazdneg с сайта Надбавка - мой компас земной...)

    


Посмотреть всю карту