Глухово урочище - Богоявления Господня церковь
Село Глухово, в настоящее время урочище с кладбищем, находилось на берегу Лучесы в километре к юго-западу от Александровки. Храм разрушен в советское время, сохранилось описание прихода за 1915 год:
С. Глухово расположено в глухой местности, в 40 в. от Белого, в 11 в. от границы с Тверскою губернией и в 17 в. от ст. Оленино Моск.-Винд.-Рыбинской жел. дороги. В селе 6 домов, в том числе церк.-прих. школа и сторожка; живут в нем только духовные, мещане и два сторожа с семьями. Волостное правление (Глуховское) находится в 3 в. от села; ближайшие села: Кострицы в 3 и Татево в 10 в.
Первая деревянная церковь во имя св. великом. Параскевы устроена Смоленским шляхтичем Никитой Ильичем Подревским в 1710 году. Она упом. в 1762, 1774 и 1780 г.г. В церковной летописи сказано, что она сгорела от неизвестной причины в конце ХVIII в., в день Богоявления. Второй деревянный храм, по словам той же летописи, устроен был вскоре после этого также во имя св. вел. Параскевы усердием майора Евсигнея Яковлевича Балкашина (Однако в 1808 г. выдан был антиминс в деревянную церковь Богоявления в с. Глухове). Этот храм также сгорел летом 1811 г. от молнии.
Нынешний каменный, с такой же колокольней, холодный храм во имя Богоявления Господня, с теплыми приделами — с правой стороны во имя св. великом. Параскевы и с левой во имя Вдадимирской Божией Матери (21 мая, 23 июня и 26 августа) - построен вдовой помянутого строителя Параскевой Максимовной и дочерью-девицей Адександрой Евсигнеевной Балкашиными на сборную сумму в 1813 г. Во время строения обрушился купол, и работа начата была вновь. Когда она была окончена, — весь храм оказался непрочен, и, по указу Консистории, придельная часть храма была выстроена вновь, с расширением для двух приделов. Впоследствии Александра Балкашина построила в ограде церковной свой дом и была полной распорядительницей храма: священник, идя в храм, просил у неё ключи и разрешение совершить службу. В храме была у неё комната с окошечком против придела Владимирской Божией Матери; здесь она молилась во время богослужентя, и здесь же хранились некоторые хозяйственные запасы (наливки и пр.). Комната эта уничтожена только в 1899 г., через что значительно увеличилось место для молящихся. Когда Балкашина скоропостижно скончалась в г. Белом в 1868 г., — причту пришлось испытать не мало хлопот, так как имущество её было опечатано, а в числе него оказались многие церковные вещи и книги.
С западной стороны храма выделяется колокольня; с ней соединен теплый храм, имеющий форму квадрата; к теплому пристроен холодный храм, также квадратный, но более высокий и узкий; алтарь выделяется с восточной стороны полукружием. Проход из теплого в холодный Богоявленский храм - между алтарями.
В алтаре, на особом налое, находится серебряный, позлащенный крест с частицами мощей: ап. Петра, Николая Чуд., Феодора Стратилата, ап. Андрея, митр. Филиппа и проч. По рассказу летописи, в 1845 г. найдены во рву на церковной земле три колокола, самый большой в 5 пуд.; из них были Слиты колокола, теперь висящие на колокольне (в 13, 3 и 2 пуда).
Причт в 1762 г. состоял из 1 священника, 2 дьячков и 1 пономаря; в 1774 г. — из 1 священника и 2 причетников. В 1915 году причт состоял из священника и псаломщика.
Приход в 1762 г. состоял из 114 дворов, в 1767 — из 120, в 1774 г. — из 107 дворов. В 1768 г. часть его перешла к приходу с. Травина, а в 1803 г. — к приходу с. Костриц. В 1915 году прихожан в селе Глухове, в сельцах: Гусеве, Глухове, Иванюжине, Нивье, Жерносекове, Плоском, Полелееве, Синицах, Устинке, Никитском, Давыдове, в поселках: Ломах, Хвощанке, в деревнях: Александровке, Бурдочках, Васькове, Вереистой, Горбачеве, Гавричках, Гордееве, Гороватке, Гусеве, Забегах, Ильине, Клетище, Кузовлеве, Котеницах, Лисьей пустоши, Мартинове, Мисюлькине, Меркушах, Моткине, Новобоярщине, Новоселках, Пелюховке, Прудянке, Пустошке, Репище, Степановке, Сосноватке, Хариках, Хмытылях, Ходулихе, Холму, Хорошеве, Цыганове, Эхнах, Шалпиловке - 318 дворов (985 мужчин, 1049 женщин).
В селе с 1885 г. одноклассная церк.-прих. школа (в 30 саж. от церкви), основанная С.А. Рачинским и долго на его средства существовавшая (он состоял её попечителем). В 1896 г., вм. ветхого здания, им устроено великолепное новое. В настоящее время попечителем её состоит академик живописи Николай Петрович Богданов—Бельский. Кроме школьной библиотеки, при школе существует бесплатная народная библиотека Общества ревнителей исторического просвещения в память имп. Александра III (с 1901 г.); имеется общежитие при школе и хор. Учащихся — 80 (58 м. и 22 д.). В д. Меркушах — школа грамоты, возникшая также на средства С.А. Рачинского в 1901 г. Её попечителем состоит также Богданов—Бельский; учащ. 36 (27 м. и 9 д.).
Нравственное состояние прихода удовлетворительно. Пьянство наблюдается лишь в праздники и во время свадеб. В приходе существует общество трезвости. Вступающий в него служит молебеен перед иконой Владимирской Божией Матери и дает обет абсолютного воздержания от всяких спиртных напитков. Каждому дается после этого иконка Владимирской Б. М. и до 10 брошюр о вреде пьянства. Члены общества в большинстве случаев остаются верны обету.
Жители отличаются религиозностью и усердием к храму. В приходе есть 16 раскольников; для совершения треб приезжают к ним попы из с. Верховья на Обше; с православными они живут дружелюбно.
(По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)