Труженик (Теребени) - Благовещенская церковь Николо-Теребенской пустыни

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Благовещенская церковь Николо-Теребенской пустыни.


   После 1641 года вблизи разрушенной Никольской церкви построили новую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
   Закончив строительство первой каменной церкви во имя святителя Николая Чудотворца, которая была построена и освящена 29 декабря 1699 года, монахи с наемными работниками приступили к строительству второй каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Иоакова Боровецкого, она была построена и освящена в 1706 году. В 1855 году храм заново расписали внутри живописью, а также оштукатурили снаружи и изнутри.
   В советское время храм был закрыт, в настоящее время храм отреставрирован и действует.

   
     (По материалам книги Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)

     (Фото. № 1 Арсения Тюпина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Теплая церковь, стоящая по средине, на правой стороне Собора, каменная, с трапезой, со службами и кельями на верху, бывшая сперва во имя Праведного Иакова Боровицкого, а ныне, неизвестно впрочем когда, переименованная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы(*); Сия теплая церковь построена в настоящем виде в 1706 г. в царствование ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I, при Теребенском Архимандрите Тарасии, и при Новогородском Митрополите Иове. На левой алтарной стене снаружи выбита надпись: "В лето от создания мира ЗСДІ, а от Рождества Христова 1706 нача строитися сия святая церковь каменная в Теребенской пустыни во имя св. Праведнаго Иакова Боровицкаго с трапезою и с прочими службами в царство Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца: по благословению Великаго Господина Преосвященнаго Иова Митрополита Нова-града и великих Лук, при Архимандрите Тарасии и с братиею, подаянием Христолюбивых людей всякаго чина, месяца Июня в 1 д. и совершися строение 1710 г. Маия во 2 д." Церковь сия в 1855 году была возобновлена стенной живописью и иконостасом, снаружи и внутри вся отштукатурена и выкрашена; пол деревянный выкрашен.

   (*) Надобно думать, что это случилось в 1827 году, когда начался разбираться древний каменный храм во имя Николая Чудотворца, и строиться новый, а придельный во имя Благовещения уничтожался.


Фото. с сайта http://www.maksatiha.ru/

   
     (По материалам издания Историческо-статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни, составленное настоятелем оной, строителем иеромонахом Илиодором. - Тверь, 1860.)

     (Фото. № 2 с Неофициального сайта посёлка Максатиха.)
    


Денис Ивлев
Благовещенский теплый храм Николо-Теребенского монастыря. Часть 1



Ансамбль храмов Николо-Теребенского монастыря. Благовещенский храм справа. Фото 1911 г. (?)


   Ансамбль храмов и прочих зданий Николо-Теребенского монастыря, окруженных оградой с угловыми башнями, окончательно сформировался в конце XIX столетия со строительством новой Благовещенской церкви с южной стороны Никольского собора. Нарядный, многокупольный храм украсил монастырскую территорию рядом с классическим Никольским собором и удачно вписался в облик монастыря.
   В 1910 г. страховые ведомости так описывали храмы и здания Николо-Теребенского монастыря. Среди них конечно же Никольский собор и Сретенскую надвратную церковь.[1] Отдельно внимание было уделено новой тёплой церкви. «Благовещенская церковь теплая, каменная, на каменном цоколе, внутри и наружи отштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленою краскою, - писали составители страховых ведомостей. – Длиною 13 сажен, шириною 7 сажен и высотою 11 арш. На церкви одна глава. Окон 15 больших и 8 в куполе малых. Дверей 1 входная, створчатая железная и 2 внутренних створчатых. Печей 1 калориферная. Иконостасов 3. Средний шириною 6 аршин, высотою 7 аршин, оценен в 1000 рублей. Боковая по 8 аршин ширины и 4 аршина высоты и оценены по 500 рублей каждый. Церковь построена в 1881 году. Оценена вместе с иконостасами 20000 рублей. Состоит от Никольской церкви к югу на расстоянии 11 саженей».[2]
   Однако, такой архитектуры Благовещенская церковь была не всегда. В музее архитектуры им. А.В. Щусева хранится негатив с фотографии 1920-х гг., которой запечатлен образ Святителя Николая, молящегося на фоне Николо-Теребенского монастыря.[3] Образ принадлежит кисти Григория Сороки и на нем, следуя принципам Венециановской школы, художник изобразил с точностью до детали облик Николо-Теребенского монастыря с новым Никольским собором 1838 г., а так же с прежней Благовещенской церковью. На картине храм представляет собой двухъярусный четверик, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный одной главой-луковицей. С востока видна более низкая полукруглая апсида.



Первый каменный Благовещенский храм на картине Григория Сороки. Слева от мачты корабля. Фрагмент картины.


   Облик храма, изображенного на картине с видом монастыря, соответствует описи 1863 г. «Церковь Теплая во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, - описывали храм современники, каменная с братскою трапезою и службами пространством в длину двадцать сажень, в ширину семь сажень, с двумя аршинами, с одною же братскою трапезою занимает пространство в длину двенадцать сажен с аршином, а в ширину пять сажен. Стены церкви внутри и снаружи отштукатурены и выкрашены снаружи светло-голубою краскою, а внутри покрыты разными колерами, окна отделаны под мрамор из алфреска, в куполе церкви изображен Господь Саваоф с ангелами, карниз отделан с медалионами под коим по приличным местам поставлены на цокуль колонны и между простенками написаны церковные трофеи. Арка отделяющая церковь от трапезы расписана приличною уборкою. На трапезном своде написана картина Благовещения Пресвятыя Богородицы и другая, на которой изображена песнь Богородицы: «Величит душа моя господа» и проч. На своде боковых стен четыре картины: четырех евангелистов, в средине западной стены картина мытаря и фарисея, с приличною уборкою рам около картин.
   Внутри церкви пол деревянный, крашеный, шесть окон с двойными рамами и железными решутками. В церкви два клироса деревянные окрашены снаружи голубою краскою. Крыша на церкви и находящихся в связи с нею зданиях железная, окрашенная медянкою. На главе крест железный четвероконечный, вызолоченый на гульфарбу и укрепленный четырьмя железными цепями. Входныя двери с двух сторон – северной и южной створчатыя деревянныя обитыя железом, за сими дверьми находятся во входах стекляныя створныя двери с личинами и задвижками.
   Алтарь полуциркульный, пространством от горняго места до царских врат три сажени с аршином в нем три окна с двойными крашенными рамами и железными решетками, в нем пол деревянный, крашеный, стены покрыты краскою бранчвейном, окна расписаны под мрамор на алфреско: арка отделяющая олтарь от церкви расписана уборкою. В куполе алтаря изображены Святая Троица, в простенках между окнами написаны четыре картины: Василия Великаго, Иоанна Златоустаго, несение креста Господом Иисусом, Авраам приносит в жертву сына своего Исаака, вокруг картин рамы с уборкою».[4]



А.Г. Венецианов (?) Похвала Богородицы. "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род". 1830-1840-е гг.


   Заслуживает внимания и тот факт, что аналогичной формы церковь написана на картине «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…», хранящейся в Спасском храме с. Венецианово и приписываемой кисти А.Г. Венецианова. Тематика картины – похвала и моление Божией Матери как нельзя кстати подходит к престольному празднику Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме Николо-Теребенского монастыря, где часто бывал художник. Одна лишь небольшая деталь отличает храм на этой картине от Благовещенской церкви – глав там изображено пять, в остальном все соответствует оригинальному храму.

   История Благовещенской церкви.

   Впервые о престоле Благовещения Пресвятой Богородицы в монастыре мы узнаем из столбцов, хранившихся в архиве Николо-Теребенского монастыря. В декабре 1687 г. «бил челом» к преосвященному митрополиту Великого Новгорода Корнилию строитель Теребенской пустыни старец Мисаил с братиею о том, что в Никольском каменном храме нет грамоты на освящение Благовещенского придела.[5]
   История же храма с полотна школы А.Г. Венецианова началась во времена Петра Великого. Судя по надписи, выбитой на камне на алтаре Благовещенской церкви, начали строить её «в лето от Создания Мира 7214-е, а от Рождества Христова 1706-е» 1 июня.[6] Однако, первоначально престол храма посвятили чтимому в этих краях святому праведному Иакову Боровичскому. Строили храм «при архимандрите Тарасии с братиею подаянием христолюбивых людей всякого чина» и завершили постройку мая 2 дня 1710 г.
   В документах монастыря сохранилась челобитная Новгородскому митрополиту Иову от архимандрита Тарасия с братиею, в которой он писал, что «в прошлые годы во их Николаевском Теребенском монастыре была церковь деревянная во имя святого праведного Иакова Боровицкого Новгородского чудотворца и… сгорела». На построение нового храма «братия и христолюбивые людие по благочестию своему и по великому усердию на церковное строение учинили денежный сбор», посему «архимандрит с братиею имеют намерение и обещаются на том прежнем церковном месте построить церковь во имя святого и праведного Иакова Боровицкого и Новгородского чудотворца каменную с трапезою».[7] Митрополит Иов благословил постройку храма «с трапезою и хлебней», а так же благословил архимандриту освятить храм после постройки «по чиноположению и по требнику».[8]



Существующий Благовещенский храм в Николо-Теребенском монастыре. Вид с юго-западной стороны. Фото 2018 г.


   Заложенный в честь св. Иакова Боровицкого храма уже в 1719 г. значится как Благовещенский. «А в той пустыни три церкви каменные, соборная во имя Николая Чудотворца, да церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, да церковь Александра Свирского Чудотворца», - записано в сведениях о количестве церквей и духовных лиц при Николаевской пустыни.[9]
   Строитель Николо-Теребенского монастыря иеромонах Илиодор указывает, что «теплая церковь стоящая по средине, на правой стороне собора, каменная, с трапезою, со службами и кельями на верху, бывшая сперва во имя Праведного Иакова Боровицкого, а ныне, неизвестно впрочем когда, переименованная во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы».[10] Однако, мы можем сказать, что переименование престола тёплого храма произошло между постройкой в 1710 г. и описью 1719 г.
   В описи 1863 г. указаны росписи, которые появились в храме уже в XIX столетии. Изначально Благовещенская церковь выглядела куда скромнее. «Теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы каменного строения. В ней царские двери и иконостас столярной работы, резногладкие, золоченые с написанием Благовещения Пресвятыя Богородицы и Евангелистов писаны красками. Над царскими дверьми Вечеря Господня писана красками. Сверху в иконостасе три пояса… На той церкви глава опаяна белою жестью, крыта тесом, на ней крест позолочен. При той церкви трапеза, на ней при приходящих дверях сделан новый иконостас столярной работы с образами и живописан»[11], - так описывался храм в 1792 г. Дополняет описание архитектуры Благовещенской церкви указание, что «при церкви… трапеза, при ней хлебня и квасоварня, вверху четыре кельи крыты тесом».[12]



Существующий Благовещенский храм в Николо-Теребенском монастыре. Вид с северо-западной стороны. Фото 2018 г.


   В 1806 г. в виду ветхого состояния деревянной тесовой кровли на Благовещенском храме «с трапезою и кухнею» строитель пустыни иеромонах Савватий с братией просил разрешения перекрыть кровлю храма.[13] Тверской архиепископ Мефодий позволил это сделать 16 апреля и разрешил использовать 250 руб из монастырских денег. Однако, перекрытие крыши обернулось полноценным ремонтом храма. Через год иеромонах Савватий писал, что «для прочности же и лучшего благолепия желательно оную крышу покрасить, к чему нужно масла конопляного двадцать пять пудов, которое где и куплено и заплачено с поставкою на место девяносто три рубля сорок копеек, краски мумий, которая имеется у нас в монастыре, белил полпуда и сурику девять фунтов».[14]
   Через десять лет тесовую кровлю разрешили перекрыть железом. Строитель Теребенской пустыни иеромонах Макарий испросил благословения перекрыть кровлю на двух монастырских храмах в честь Александра Свирского и Благовещения Пресвятой Богородицы, что ему и было позволено сделать.[15] Однако, крышу в 1817 г. покрыли только над основным храмом, а трапезная и «хлебная келья» остались под тесовой кровлей. Иеромонах Макарий в августе 1818 г. отчитался о проделанных работах по покрытию обоих храмов, от которых осталось ещё 80 листов железа. В своём прошении он указывал на необходимость приобрести ещё 1200 листов и просил разрешения покрыть оставшиеся помещения трапезного храма.[16] Разрешение вскоре было получено.
   Не исключено, что великого русского художника А.Г. Венецианова и круг его учеников связывают с обителью живописные работы, производившиеся в Благовещенской и Сретенской церквях в 1820-1821 гг. В своих письмах начала 1820-х гг. А.Г. Венецианов указывает: «с тех пор, как мы простились в Братском, я нигде, кроме разу, одного разу в Поддубье не был, потом в Теребенях с Петром Ивановичем».[17]



Слева на право: Купол над входом в подвальную часть храма преп. Александра Свирского, Благовещенский храм и восточная стена Никольского собора. Фото 2018 г.


   О живописном убранстве Сретенского храма мы поговорим отдельно. Однако, в том же деле, которое было начато по ремонту Сретенского храма и устройству нового иконостаса есть и история создания живописи в Благовещенской церкви. Одновременно с прошением на работы в Сретенском храме, строитель пустыни иеромонах Серафим 31 января 1820 г. представил и рисунок для иконостаса Благовещенской церкви, а так же указал на то, что «сделанный с давних времен и самой чистой столярной работы иконостас от долговременности потускнел, и образа в нем находятся неискуснописанные, да и те потемнели».[18] В ходе работ иеромонах Серафим планировал сделать новый иконостас и «образа написать вновь лучшею живописью», а так же предполагал «за нужное написать стенное писание по местам штук до семи».
   17 февраля архиепископ Филарет рассмотрел план предполагаемого иконостаса и раскритиковал его: «И в сем иконостасе много мудрования, а мудрости мало». Иеромонах Серафим, получив разрешение на одни работы, тут же дополнил их и другими. «В Благовещенской же церкви так как в теплой в зимнее время все формально святое богослужение, в оной же церкви и по прежнему указу надобно переделать окна, и отщекотурить, да и желательно всем оную церковь неплохо монастырю, но и постронним усердным вкладчикам возобновить переделкою вновь иконостаса, и по местам расписать, как будет возможно и прилично»[19], - писал он. И в апреле он все же добился своего. Ему разрешили не только сделать все запланированное по окнам и штукатурке и росписям, но и по «представленному рисунку переделать, а потом расписать и раззолотить» иконостас.[20]
   В ходе ремонта храма пришлось снять полы в алтаре, а так же просить, что бы разрешили убрать престол и жертвенник, что неминуемо вело к новому освящению храма. Наконец, в мае 1821 г. все работы были окончены. «Благовещенская теплая церковь в здешней Теребенской пустыни возобновлена, то есть окна в ней переделаны, иконостас новой, образа написаны на старых досках новые, резьба вызолочены, по местам учининено по новой щекотурке стенное писание с приличною уборкою, престол и жертвенник сооружены в надлежащую пропорцию».[21]
   Владыка разрешил освятить обновленный храм самому иеромонаху Серафиму, что и было сделано 23 июня 1821 г.[22]
   Однако, время шло, храм ветшал и настало время его заменить на новый.

   [1] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65-65 об.
   Церковь в честь св. Николая холодная, каменная, на каменном цоколе, внутри и снаружи отштукатурена, покрыта железом окрашенным зеленою краскою. Длина церкви вместе с колокольнею и алтарём 20 сажен; ширина наибольшая 11 сажен и высота до верху карниза 6 сажен. На церкви одна глава большая и 4 маленьких. Окон 22 больших, в куполе 12 и в малых главках 16. Дверей 3 наружных железных, 3 внутренних створчатых и 3 на паперти створчатых деревянных. Иконостасов 3. Главный шириною 10 сажен, а высотою 8 аршин. Оценен в 5000 рублей. Боковые в придельной церкви по 13 аршин ширины и 7 аршин высоты и оценены по 1500 рублей каждый. При церкви колокольня 2-х ярусная высотою 16 сажен. Церковь отстроена в 1830 году. Оценена вместе колокольнею и иконостасом в 40000 рублей…
   Сретенская церковь над вратами каменная, крыта железом, с иконостасом 1, шириною 6 аршин и высоты 4 аршина, оценен в 200 рублей. Церковь длиною 6 сажен, шириною 6 сажен и высотой 11 аршин. Дверей 1 входная деревянная. Печей 2 изразцовых. Расстоянием от церкви в честь св. Николая к западу на расстоянии 16 сажен. Оценена вместе с иконостасом в 2000 рублей
   [2] Страховая оценка строений храмов Вышневолоцкого уезда// ГРИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2023. Л. 65.
   [3] Госкаталог. ГНИМА ОФ-19/9130. Монастырь Николо-Теребенская пустынь. 18-19 в.в. Тверская обл., Максатихинский р-н, д. Слободка. Монастырь Николо-Теребенская пустынь. Икона (живописное полотно ?). Школа Венецианова. Первая половина ХIХ в. Вид на доску (полотно ?) с Теребенской пустошью и рекой Мологой. Интернет: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=24362995. Дата просмотра: 31.08.2021.
   [4] Опись Николо-Теребенского монастыря 1863 г.// РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 36-37 об.
   [5] Указ Новгородского митрополита (столбцы) об освящении церкви Бориса и Глеба и Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1687 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 430. Л. 2.
   [6] Сия церковь начата строением в 1706 г. при архимандрите Тарасии на иждивение доброхотныхдаталей. На левой стороне олтаря снаружи имеется на стене выбитая надпись: в лето от создания мира 7214-е, а от рождества христова 1706-е начася строитися сия церковь каменная в Теребенской пустыни во имя Святаго Праведнаго Иакова Боровицкаго с трапезою и прочими службами в царство Великаго Государя Царя и Великаго князя Петра Алексеевича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца по благословению Великаго Господина Пресвященнаго Иова Митрополита Нова Града и Великих Лук при архимандрите Тарасии и с братиею подаянием христолюбивых людей всякаго чина месяца Июня в 1 день и совершися сие строение 1710 г. мая 2 дня». Опись Николо-Теребенского монастыря 1863 г.// РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 36 об – 37.
   [7] О построении каменной церкви во имя Иакова Боровицкого, 1705 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп.1. Д. 435. Л. 1.
   [8] О построении каменной церкви во имя Иакова Боровицкого, 1705 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп.1. Д. 435. Л. 2.
   [9] Сведения о количестве имеющихся церквей и духовных лиц при Николаевской Теребенской пустыни, 1719 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 448. Л. 2.
   [10] С. 28.
   [11] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 14 об.
   [12] О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, так же церковной утвари и ризнице вновь описи, 1792 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3165. Л. 25 об.
   [13] О перекрытии Теребенския пустыни на Благовещенской церкви крыши. 1806 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3212. Л. 1.
   [14] О дозволении Теребенской пустыни на Благовещенской церкви покрасить крышу, 1807 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3218. Л. 1.
   [15] О дозволении при Теребенской пустыни деревянныя крыши на Благовещенской и Александровской церквях перекрыть новым железом, 1817 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3361. Л. 1.
   [16] О дозволении Теребенской пустыни монастырскую трапезу и хлебню покрыть железом, 1818 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3367. Л. 1.
   [17] С. 71.
   [18] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 7.
   [19] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 10.
   [20] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 12.
   [21] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 19.
   [22] О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни в Сретенской на воротах церкви иконостас переделать и верх трапезы при оной Сретенской церкви состоящей перекрыть снова, и внутри церкви и трапезы отштукатурить под вид живописный, 26 февраля 1820 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3372. Л. 23.

   
     (По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)

     (Фото. № 3-8 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)
    


Денис Ивлев
Благовещенский тёплый храм Николо-Теребенского монастыря. Часть 2



Благовещенский храм Николо-Теребенского монастыря. Фото 1911 г. (?)


   Творение архитектора Василия Кузьмина.

   Архитектором последнего из крупных каменных храмов Николо-Теребенского монастыря стал Василий Ильич Кузьмин. Фамилия Кузьмин встречается в строительной истории уездного города Вышнего Волочка: он строил бани и смотрительские флигеля при Вышневолоцком тюремном замке, а так же утверждал проект колокольни при Загородной церкви Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. Под Вышним Волочком он занимался доработкой проекта собора Покрова Пресвятой Богородицы в Николо-Столпенской пустыни (ныне пос. Белый Омут) в 1890 г.[1]
   Василий Ильич Кузьмин (1849 – после 1911 г.) – был тверским инженер архитектором. В 1863 г. он поступил в Строительное училище, по окончании которого он был выпущен архитекторским помощником с правом на чин 12 класса в 1870 г. В 1872 г. он был удостоен звания и чина 9 класса. Состоял в должности младшего архитектора строительного отделения Тверской губернии. В 1875 г. получил чин коллежского асессора.[2]
   Среди работ архитектора в Тверской губернии исследователи отмечают: церковь Владимирской иконы Божией Матери в Красном Холме, храм в с. Игольщи, церковь Троицы Живоначальной в имении графа Игнатьева в Чертолино Ржевском уезде, храм Успения Пресвятой Богородицы в Троицком Калязине монастыре, дом уездного училища в Корчеве, церковь Николая Чудотворца в Тверском Христорождественском монастыре, перестройка церкви Михаила Архангела в с. Микулино по поручению Императорского Московского археологического общества[3], дом духовного училища в Старице, дом служащих кафедрального собора Твери.



Василий Ильич Кузмин - архитектор Благовещенского храма


   Василий Ильич печатал свои научно-технические статьи в журнале «Зодчий», в Техническом сборнике. Им была составлена книга «Рассчет и вычисление устойчивости сводов и арок разных конструкций и размеров».[4]
   В течение 1882 г. пока велась постройка Благовещенского храма инженер-архитектор Василий Ильич Кузьмин присутствовал при постройке храма. Так, в приходно-расходных книгах за май 1882 г. указывается «выдано Г. Инженер-Архитектору Василию Ильичу Кузьмину за наблюдение при постройке новой теплой церкви по условию триста руб.».[5] Такая же запись есть и за октябрь 1882 г.: «Инженер-архитектору Василию Ильичу Кузьмину за наблюдение при постройке новой теплой церкви 300 руб.».[6]
   В описи 1910 г. указана дата закладки Благовещенского храма – 1881 г. В основании алтаря Благовещенской церкви в облицовку цоколя вмонтирован камень на котором можно разобрать такие строки: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Основася церковь сия в честь и память Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом иже во святых отца нашего Арсения епископа Тверского при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Александра Александровича при святительстве Высокопреосвященнейшаго Саввы Архиепископа Тверского и Кашинского в лето от Сотворения Мира 7390 от Рождества же во плоти Бога Слова 1882 г.». В приходно-расходных книгах обители сохранилось имя автора этой надписи – мещанина Ивана Иерофеева Ферина. Так в книге записано: «Апреля 9. Уплачено Новоторжскому мещанину Ивану Иерофееву Ферину за высечку 386 букв на диком камне, который вставлен снаружи алтарной стены с обозначением основания новой церкви по 23 копейки с буквы, всего восемдесят восемь рублей семдесят восем копеек».[7]



Закладной камень в основании алтаря Благовещенского храма. Фото 2022 г.


   Сами строительные и отделочные работы заняли два последующих года. Представление о ходе постройки Благовещенской церкви дают приходно-расходные книги Николо-Теребенского монастыря. Подготовка к строительству новой церкви началась уже в январе 1882 г. 13 января Бежецкому купцу Михаила Константиновичу Сапожникову «за 200 пудов 19 фунтов полосного железа для связей на постройку новой тёплой церкви» уплатили 441 р. 4 к. Кроме того, Михаил Сапожников поставил в монастырь 45 пудов 22 ф. «круглого и брускового железа» и 50 бочек «цыменту», которые обошлись монастырю в 114 р. 58 коп.[8]
   Тогда же в январе крестьянин д. Столопово Димитрий Алексеев с товарищами заготовили и вывезли 175 сажен 3 аршина дров для обжига кирпича и получили 167 р. 50 коп.[9] Из той же деревни Столопово крестьянин Александр Никаноров с «пятью его товарищами» получили 40 руб «за вывозку 8 сажен булыжного камня для бута новой теплой церкви».[10] А крестьянин д. Столопово Андрей Григорьев привез лес на устройство сарая для делания кирпича, а так же шатра для обжига кирпича и сруба для пруда за 20 руб.[11] 25 рублей получил за распилку леса крестьянин д. Дмитрово Андрей Терентьев.[12]
   В феврале Бежецкому живописцу мещанину Егору Никифорову Васильеву были заказаны два образа: Спасителя в 10 вершков и Благовещения Пресвятой Богородицы 12 вершков за 20 рублей.[13] Продолжили закупать материал для постройки храма. В селе Пороги у почётного гражданина Алексея Михайловича Шишова приобрели 1200 четвертей извести по 1 р. 10 коп за четверть.[14]
   Крестьянин д. Столопово Савелий Семенов распилил пополам 300 слег для крыши новой церкви на подрешетник и получил 48 рублей. Его односельчанин Андрей Григорьев вывез на переводы под пол, накатник пола, стропила для крыши и устройство лесов 620 деревьев и получил 600 руб.[15]
   В марте заплатили за «разломку старой теплой церкви» подрядчику из Новоторжской ямской слободы крестьянину Александру Никитичу Фатчикину 2000 руб.[16] В апреле Бежецкий купец Михаил Константинович Сапожников доставил в обитель 61 пуд 16 фунтов железа для связей, различных гвоздей и обручного железа на сумму 212 руб. 6 коп. Кузнец из д. Викторово Бежецкого уезда крестьянин Иван Иванов сделал из нового железа 18 оконных решеток за 649 руб. 20 коп.[17]



Благовещенский храм. Вид с юго-востока. Справа Никольский собор Теребенского монастыря. Фото 2023 г.


   Уже известный нам мещанин А.Н. Фатчикин в мае получил полторы тысячи рублей за «вырытие земли глубиною 4 аршина для бута и выкладку онаго из булыжнаго камня на основание новой церкви».[18] В конце мая Фатчикин получил за «обтеску и установку цоколя из дикого камня» 500 рублей.[19] В течении лета, пока под руководством десятника Ярославской губернии Диевогодищенской волости д. Глухово крестьянина Павла Иосифова Новожилова, велась кладка новой теплой церкви[20], Фатчикин привез к месту стройки 100 тысяч кирпича с завода, а так же сделал 4 решетки в окна купола нового храма.[21]
   В мае тысячу рублей заплатили за устройство иконостаса в новой церкви Московскому мещанину Павлу Варфоломееву.[22] 21 сентября ему же за 25 пудов кипарисовых досок для икон в новую церковь заплатили 100 руб.[23]
   В ноябре приступили к изготовлению крестов на купола Благовещенской церкви. 15 крестов изготовил из железа Бежецкий мещанин Семен Петров Бардин. Все кресты, а так же шары под ними, были вызолочены червонным золотом на гульфарбу. Главный крест был мерою 3 аршина 4 вершка, 12 крестов на малые купола 1 аршин 8 вершков, еще один крест 1 аршин 4 вершка, и последний 14 верков. Всего за изготовление крестов и их золочение Семен Бардин получил 650 руб. Очевидно, что образцом пятнадцатикупольного Благовещенского храма послужил девятнадцатиглавый Казанский собор Вышневолоцкого Казанского женского монастыря, который В.И. Кузьмин мог наблюдать в Вышнем Волочке.



Фрагмент первоначального убранства храма. Лепнина в виде мальтийского креста. Фото 2018 г.


   Практически в течение лета 1882 г. судя по записям в монастырских документах Благовещенский храм был выстроен. Так 30 ноября крестьянин д. Столопово Димитрий Алексеев привез булыжный камень для столбиков под пол и получил 11 рублей.[24] В декабре Бежецкий купец Михаил Константинович Сапожников за личину, медные скобы и задвижки в церковную дверь, петли, задвижки и крючки на окна, а так же медные печные душники и их доставку из Москвы получил 58 руб. 7 коп.[25] Последней в записях 1882 г. значится выплата 800 руб Павлу Варфоломееву за иконостас храма.[26]
   В конце 1882 г. игумен Арсений, казначей иеромонах Аркадий, иеромонахи Арсений, Илиодор и иеродиакон Апполинарий подсчитали, что «на постройку и починку церковных зданий и прочие церковные расходы» было потрачено 22006 р. 59 коп.[27]



Интерьер Благовещенского храма. Фото 2018 г.


   Освящение нового Благовещенского храма.

   Освящение новой Благовещенской церкви в Николо-Теребенском монастыре состоялось 9 октября 1883 г. Игумен Арсений описал торжество на страницах «Тверских епархиальных ведомостей». «Новый храм отличается особенной прочностью, изяществом архитектуры и благолепием, как снаружи, так и внутри здания, и как нельзя больше соответствует названию теплой церкви, которая имеет назначение для совершения Богослужения в зимнее время», - оставил о храме своё впечатление игумен Арсений.
   Действительно, храм по своей архитектуре отличался от прочих аналогичных построек. «Церковь каменная во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы имеет две главы – большую над главным куполом и малую над олтарём и украшена двенадцатью главами над пилястрами стен, - описывал храм в 1916 г. архимандрит Антонин, - Главы покрыты белым железом, а купол и крыша покрыты простым листовым железом и окрашены медянкою. На всех главах кресты железные, вызолоченные… Иконостас в нем резной, сплошь вызолочен. Постройка храма производилась на средства пустыни».[28]
   Освящали храм архиерейским чином. Накануне 8 октября в обитель прибыл Тверской архиепископ Савва (Тихомиров) и большом стечении народа совершил в новом храме всенощное бдение.



За Божественной Литургией в Благовещенском храме. Настоятель Теребенской пустыни игумен Феодор. Вербное воскресенье, 2023 г.


   «Утром же 9-го числа бесчисленное множество народа наполняло не только храмы, но и весь монастырь, - свидетельствует игумен Арсений, - не смотря на неблагоприятную дождливую погоду. После ранней литургии совершено было перенесение святых мощей настоятелем монастыря в холодный собор. Перед освящением храма, во время перезвона, было совершено освящение воды; затем настоятель с братиею отправились в занимаемые владыкою покои; откуда он шествовал со славою при звоне во все колокола среди многочисленной толпы народной, стоявшей по обе стороны панели, ведущей от настоятельских келий в новый храм.
   Владыка после облачения с служащими – двумя игуменами и четырьмя иеромонахами вступил в алтарь и совершил по чину освящение главного престола во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы. Затем совершен был крестный ход за святыми мощами в холодный собор и обнесены оные вокруг нового храма среди благоговейной массы народной, с умилением взиравшей на это священное торжество. Освящение храма закончилось провозглашением многолетия Государю Императору со всем царствующим домом…».[29]



Придел Святителя Арсения Тверского. Фото 2018 г.


   За литургией владыка Савва наградил игумена Арсения палицею, иеромонаха Илиодора набедренником, одного из монахов рукоположил во иеродиакона и двух послушников посвятил в стихарь.
   Второй придел в честь Святителя Арсения Тверского освятил игумен Арсений 4 декабря 1883 г.[30]
   Игумен Арсений стал одним из авторов статей в «Тверские епархиальные ведомости», в которых он освящал события из истории вверенного ему монастыря. Так в том же 1883 г. он описал чудо произошедшее от древнего чтимого образа Святителя Николая. «В настоящем 1883 г. в начале июня месяца был привезен в Теребенскую пустынь Тверской епархии Вышневолоцкого уезда крестьянин Бежецкого уезда погоста Гостиницы деревни Заручевья Феодор, который был связан и сильно бесновался, так что отец и брат, сопровождавшие больного, с трудом могли удерживать его. Приехали они с целию отслужить молебен угоднику Божию святителю Николаю пред чудотворною иконою Его, весьма чтимою в нашем крае. Во время молебна с большим усилием удерживали его, но после молебна сделался спокойнее, и родные с больным отправились в свою деревню верст около 30 от монастыря. Недели через полторы прежний больной является пеший в Теребенскую пустынь с отцем, но уже совершенно в другом виде: тихий и благоговейный, но еще не совсем спокойный духом, и как бы в изнеможении, и объявил настоятелю монастыря, что он пришел благодарить милостивого угодника Божия пред чудотворным его образом за то, что Его молитвами Преблагий Господь исцелил его от страшного недуга».[31]



Новый придел в честь Теребинской иконы Божией Матери. Интерьер. Фото 2018 г.


   Интересную параллель можно провести с судьбой изображения Благовещенской церкви. На картине школы Венецианова была изображена первая каменная церковь, а в 1892 г. для надкладезной часовни было создано изображение Святителя Николая в рост на фоне нового ансамбля Николо-Теребенского монастыря. В обители сохранилась копия с этого изображения, написанная иеродиаконом Серафимом 17 апреля 1911 г. На ней отчетливо виден новый Благовещенский храм. Он же дошел до нас и на фотографиях монастыря начала XX в.



Святитель Николай в предстоянии за Николо-Теребенский монастырь. Икона конца XIX в. Справа от Святителя новый Благовещенский тёплый храм монастыря.


   [1] Кузьмин Василий Ильич// Храмы Росси. Раздел Архитекторы. Интернет: http://temples.ru/architect.php?ID=1978. Дата просмотра 31.08.2021 г.
   [2] Комарова И.И. «КУЗЬМИН Василий Ильич (1849 - после 1911), инженер-архитектор»/ Справочник научных обществ России. Интернет: http://www.snor.ru/?an=pers_369. Дата просмотра 01.06.2018.
   [3] Кузьмин Василий Ильич// Храмы Росси. Раздел Архитекторы. Интернет: http://temples.ru/architect.php?ID=1978. Дата просмотра 31.08.2021 г.
   [4] Комарова И.И. «КУЗЬМИН Василий Ильич (1849 - после 1911), инженер-архитектор»/ Справочник научных обществ России. Интернет: http://www.snor.ru/?an=pers_369. Дата просмотра 01.06.2018.
   [5] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 36.
   [6] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 44.
   [7] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 34-34 об.
   [8] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 27.
   [9] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 27-27 об.
   [10] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 27 об.
   [11] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 28.
   [12] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 28 об.
   [13] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 29.
   [14] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 29-29 об.
   [15] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 30-30 об.
   [16] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 31.
   [17] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 33 об.
   [18] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 35.
   [19] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 37.
   [20] За что он получил за май и июнь 100 руб и 13 р. 14 коп. прогонных из Твери до Теребенской пустыни// Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 40 об.
   [21] За это Фатчикин получил 146 руб. 25 коп.// Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 43 об.
   [22] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 36.
   [23] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 44.
   [24] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 47 об.
   [25] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 48.
   [26] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 48 об.
   [27] Книга записи прихода и расхода церковных сумм по Николаевской Теребенской пустыни на 1882 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 259. Л. 50.
   [28] Ведомость Николаевской Теребенской пустыни за 1916 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 411. Л. 1.
   [29] Освященіе храма въ Николаевской Теребенской пустыни// Т.Е.В., 1883, №22 (15 ноября 1883).
   Въ Вышневолоцкомъ уѣздѣ Тверской епархіи, въ уединенномъ уголкѣ, близъ рѣки Мологи, находится Николаевская Теребенская пустынь, которой первое основаніе относится къ 1492 году. Въ ней находится чудотворная икона святителя и чудотворца Николая, которая современна основанію самой обители, и весьма чтится православными, населяющими нетолько этотъ уѣздъ, но и прилежащіе уѣзды — Бѣжецкій и Весьегонскій, и обносится по селеніямъ ихъ для совершенія молебныхъ пѣній предъ чудотворнымъ образомъ великаго угодника Божія. Въ этой то отдаленной пустынной обители происходило 9-го октября сего года духовное торжество – освященіе новаго каменнаго храма, устроеннаго на монастырскія средства, вмѣсто прежней по ветхости и тѣснотѣ разобранной церкви. Новый храмъ отличается особенною прочностью, изяществомъ архитектуры и благолѣпіемъ, какъ снаружи, такъ и внутри зданія, и какъ нельзя больше соотвѣтствуетъ названію теплой церкви, которая имѣетъ назначеніе для совершенія Богослуженія въ зимнее время. Настоятель съ братіею, воспользовавшись пріѣздомъ владыки изъ С.-Петербурга въ Тверь для освященія своей Крестовой церкви, просили его высокопреосвященство освятить въ Теребенской пустыни храмъ, котораго и основаніе полагалъ онъ же. Владыка по своей отеческой добротѣ, несмотря на кратковременное свое пребываніе въ Твери и на осеннюю сырую погоду, такъ портящую и безъ того плохія наши дороги, согласился исполнить желаніе пустынной братіи, и прибылъ со свитою 8-го числа въ 10 часовъ дня. Вѣсть о пріѣздѣ владыки, еще за нѣсколько дней разнесшаяся по окружнымъ селеніямъ, собрала въ обитель множество народа, среди котораго не мало было сосѣднихъ помѣщиковъ и купцовъ изъ г. Бѣжецка, которые съ семейстами своими прибыли въ нашу пустыню для духовнаго торжества. Въ 6 часовъ вечера совершено было въ новомъ храмѣ всенощное бдѣніе при большомъ многолюдствѣ. Утромъ же 9-го числа, бесчисленное множество народа наполняло нетолько храмы, но и весь монастырь, не смотря на 1883 неблагопріятную дождливую погоду. Послѣ ранней литургіи совершено было перенесеніе святыхъ мощей настоятелемъ монастыря въ холодный соборъ. Передъ освященіемъ храма, во время перезвона, было совершено освященіе воды; затѣмъ настоятель съ братіею отправились въ занимаемые владыкою покои; откуда онъ шествовалъ со славою при звонѣ во всѣ колокола среди многочисленной толпы народной, стоявшей по обѣ стороны панели, ведущей отъ настоятельскихъ келій въ новый храмъ. Владыка послѣ облачения съ сослужащими — двумя игуменами и четырьмя іеромонахами вступилъ въ алтарь и совершилъ по чину освященіе главнаго престола во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Затѣмъ совершенъ былъ крестный ходъ за святыми, мощами въ холодный соборъ и обнесены оные вокругъ новаго храма среди благоговѣйной массы народной, съ умиленіемъ взиравшей на это священное торжество. Освященіе храма закончилось провозглащеніемъ многолѣтія Государю Императору со всѣмъ царствующимъ домомъ, Святейшему Правительствующему Сѵноду и высокопреосвященнѣйшему Саввѣ съ его паствою, настоятелю обители съ братіею и наконецъ всѣмъ православнымъ христіанамъ. Во время совершения литургіи въ новоосвященномъ храмѣ владыка милостиво наградилъ настоятеля игумена Арсенія палицею, иеромонаха Иліодора набедреникомъ, послушника монаха рукоположилъ въ іеродіакона и двухъ послушниковъ посвятилъ въ стихарь; въ концѣ литургіи настоятель сказалъ приличное торжеству слово. По окрнчаніи духовнаго торжества въ настоятельскихъ кельяхъ предложена была трапеза всѣмъ почетнымъ посетителямъ, которые съ своими семействами прибыли — иные издалека, какъ ради освященія храма, такъ и ради владыки, чтобы получить отъ него святительское благословеніе. На другой день высокопреосвященнѣйшій владыка выѣхалъ изъ пустыни, сопровождаемый настоятелемъ до станціи железной дороги, по которой и отправился въ 8 часовъ вечера въ.С.- Петербургъ къ мѣсту своего служенія, оставивъ въ нашемъ пустынномъ уголкѣ самое отрадное воспоминаніе о милостивомъ — отеческомъ благоволеніи его къ смиренной обители.
   [30] Ведомость Николаевской Теребенской пустыни за 1916 г.// ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 411. Л. 1.
   [31] Благодатное исцѣленіе отъ образа святителя и чудотворца Николая въ Теребенской пустыни// Тверские епархиальные ведомости, 1883, №22 (15 ноября 1883). Далее игумен Арсений продолжает: «По своему усердію онъ нѣсколько дней былъ при богослуженіяхъ и усердно молился предъ чудотворнымъ образомъ святителя Николая, котораго финифтяный образокъ непрестанно носилъ на себѣ. Въ это время наступалъ срокъ отправленія братіи Теребенской съ чудотворною иконою въ городъ Бѣжецкъ съ крестнымъ ходомъ, который ежегодно совершается съ 1654 года, въ память избавленія жителей города Бѣжецка отъ моровой язвы. Этотъ крестный ходъ совершается по рѣкѣ Мологѣ, при чемъ окрестные жители съ величайшимъ усердіемъ и благоговеніемъ встрѣчаютъ святую чудотворную 1883 икону и принимаютъ въ свои селенія для молебныхъ пѣній къ милостивому угоднику Божію. Изцелившійся отъ своего недуга, просилъ дозволенія сопровождать чудотворную икону святителя Христова въ этомъ ходу, изъявляя готовность исполнять всякое порученное ему дело, что и было ему дозволено, и онъ, съ усердіемъ исполняя разныя послушанія при служеніи молебновъ, съ величайшимъ благоговеніемъ предъ чудотворною иконою прислуживалъ во все время крестнаго хода, съ которымъ и возвратился 12 іюля въ пустынь, укрепившись и духомъ и тѣломъ, такъ что не осталось никакого следа прежней страшной болезни. При отбытіи на родину ему дано было приличное наставленіе касательно образа его жизни. Чрезъ мѣсяцъ после того, опять пришелъ въ обитель нашу изцѣленный – совершенно здоровымъ, и отъ всего сердца благодарилъ Господа, по молитвамъ святыхъ угодниковъ дарующаго изцѣленіе недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ. Доселе онъ съ усердіемъ исполняетъ разныя послушанія при хожденіи съ чудотворною иконою святителя Христова по селеніямъ. Надобно заметить, что этотъ крестьянинъ лѣтъ около 30, пьянствовать не любилъ, имѣетъ жену и дѣтей, съ которыми до болезни жилъ очень хорошо, мирно и заботился о нихъ; но съ конца великаго поста въ нынешнемъ году, вдругъ стало находить на него бешенство, въ которомъ онъ не могъ терпеть ни жены ни детей. Теперь же по исцѣленіи своемъ опять сделался хорошимъ мужемъ и отцемъ. Въ наше скудное верою время подобныя явленія силы Божіей заступленіемъ святыхъ угодниковъ, совершаемыя среди насъ, заслуживаютъ того, чтобы не проходить ихъ молчаніемъ, но всенародно возвѣщать дивныя дѣла Господни, которыя послужатъ для однихъ къ утвержденію въ вѣрѣ и упованіи на помощь Господа, дарующаго верующимъ избавленіе, а для другихъ будутъ обличеніемъ и вразумлёніемъ».

   
     (По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)

     (Фото. № 9-18 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)
    


Посмотреть всю карту