Раевское - Благовещенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Бориса Орлова.


   Село Раевское ныне Максатихинского района, от Твери 120 верст, от Максатихи 36 километров.
   Церковь Благовещенская, построена в 1794 году, каменная, престола три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой: правый Святителя Николая, левый Святителя Димитрия Ростовского. В 1910 году церковь была разобрана из-за плохого технического состояния.
   Разрешение на строительство новой Благовещенской церкви было получено еще в 1900 году, после чего началось ее строительство, оконченное к 1910 году. Кирпичная церковь стоит у дороги при въезде в село на небольшом холме. Как и в старой церкви в ней освятили три престола: Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и святителя Димитрия Ростовского.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1802 года, исповедальные с 1827 года, план на землю.
   В 1901 году служили: священник Александр Соколов 34-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1888 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и земской школы, награжден в 1896 году набедренником. Диакон Иоанн Раменский 44-х лет, диаконом с 1885 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Павел Введенский 55-ти лет, в должности с 1865 года.
   Прихожан в селе Раевском, в деревнях: Куничихе, Найденихе, Хмелеве, Андронихе, Филизях, Бахореве, Осташихе, Андреянихе, Пархове, Алферихе, Выселке - 331 двор (1210 мужчин, 1358 женщин, все карелы).
   В 1915 году служили: священник Александр Соколов 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 25 лет, в Благовещенском храме 15 лет. Штатный диакон Иоанн Раменский 59-ти лет, на службе 29 лет, в Благовещенском храме 20 лет. Псаломщик Александр Пушков 32-х лет, на службе 5 лет.
   Прихожан в деревнях: Куничиха, Найдениха, Хмелево, Андрониха, Филези, Бахорево, Осташиха, Андрианиха, Пархово, Алферихо, Выселки - 1466 мужчин, 1647 женщин.
   В приходе сей церкви находились семь часовен: 1) в деревне Хмелеве, Успения Божией Матери, построена в память Чудесного События 17 октября 1888 года, деревянная, 2) в деревне Андронихе, великомученицы Параскевы, деревянная, 3) в деревне Филизях, Великомученика Георгия, деревянная, 4) в деревне Бахореве, святых Флора и Лавра, деревянная, 5) в деревне Осташихе, Казанской Божьей Матери, деревянная, 6) в деревне Андреянихе, Вознесения Господня и Архистратига Михаила, деревянная, 7) в деревне Пархове, Святого Пророка Ильи, деревянная.
   В советское время утрачены боковые главы на храме и верхний ярус колокольни, а также настенная роспись внутри.
   В настоящее время проводится ремонт храма. Благодаря группе неравнодушных людей и "Реставросу" за лето 2015 года покрыли всю крышу храма (кроме алтаря), сделали стропильную систему, убрали старый мусор и на крыше и внутри храма и самое главное заказали новую надвратную икону Благовещению и установили осенью.
   Вконтакте создана группа о ходе работ, сменах, поездках, отчеты-пожертвования , фото. - https://vk.com/raevskoe.
   Также ход работ, поездки и сбор пожертвований обсуждается на форуме сайта Храмы России - http://temples.ru/forum/viewtopic.php?f=15&t=4386.
   Для перевода пожертвования открыта карта Сбербанка: 4276 3800 4905 2660. В комментарии укажите - "на Раевское или на Храм"
   Получатель: Терентьева Екатерина Борисовна.

   
     (По материалам изданий: Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914. и информации предоставленной Ольгой Кульшиной.)

     (Фото. № 1 Бориса Орлова.)
    


Фото. из архива Дениса Ивлева.


   История храма - информация из архива Памятники истории и культуры СССР. (Паспорт на храм).
   Село Раевское.
   От пос. Лесное авт. 34 до дер. Филюзи, далее 1,5 км. пешком.
   Храм Использовался под музей, биб-ку, клуб, пром.склад.
    Село Раевское входило в состав Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Здесь до 1910 года существовала Благовещенская церковь, построенная в 1794 г., в нач. 1910-х гг. она была разобрана из-за плохого технического состояния. Разрешение на строительство новой церкви было получено в 1900 г. Надзор за архитектурными работами осуществлял Кошелев.
   Церковь стоит у дороги при въезде с села с юга, на небольшом холме, обсаженном березами. Доминирую над окружающей местностью, церковь хорошо видна еще издали, с шоссе «Максатиха-Лесное».
   Здание кирпичное, неоштукатуренное, на цоколе из крупных гранитных блоков. Храм трехнефный, четырехстолпный. Церковь является важной архитектурной доминантой села. Принадлежит к эклектическому направлению культурной провинциальной архитектуры нач. XX в., ярусная с пирамидальной композицией. Рамы от окон первого яруса как и верхняя – с арочными завершениями, остальные рамы – овальные. Завершение царских врат выполнено виде сени. Северное и южное крылья иконостаса, одноярусные.
   Колокольня была двухъярусной (второй ярус на полуярусе). Первый ярус открывается снаружи широкими арочными проемами.
   Утрачены боковые главы на храме и верхний ярус колокольни; кровля местам проржавела; заколочены окна; внутри почти полностью утрачена настенная живопись; разрушена лестница на ярусы звона, Сохранившиеся иконостасы стилистически относятся к XIX в. И, возможно перенесены из разграбленной церкви.
   Церковь сложена на известковом с цементом растворе из кирпича размером 26x13x8 см, кладка – цепная, шов не обработан.

   
     (По информации Ольги Кульшиной с форума сайта Храмы России.)

     (Фото. № 2 из архива Дениса Ивлева. 1970-е гг.)
    


Фото. из архива Ольги Кульшиной.


ОДИНОКИЙ ВЕЛИКАН

   На главной площади деревни возвышается красный великан. Самое большое и высокое здание во всей округе. Храм построен из красного кирпича. Но это не всегда было так. Возведенный в 1794 году храм был меньше размером и стены были оштукатурены в белый цвет. Изветшав, старый храм стал разрушаться, и в 1900 году было получено разрешение на его перестройку. Но только в 1910 году храм приобрел свой окончательный вид. Это было грандиозное сооружение с колокольней и тремя приделами – Благовещения, святого Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского.
   В Раевской волости было двенадцать деревень, более трехсот дворов и свыше трех тысяч жителей.
   В семи деревнях были построены часовни:
   1. Успенской Божьей Матери в деревне Хмелево;
   2. Великомученицы Параскевы в деревне Андрониха;
   3. Великомученика Георгия в деревне Филюзи;
   4. Святых Флора и Лавра в деревне Бахарево;
   5. Казанской Божьей Матери в деревне Асташиха;
   6. Вознесения Господня и Архистратига Михаила в деревне Андрияниха;
   7. Святого пророка Ильи в деревне Пархово.
   Эти часовни, как дети великана, разбежались по Раевской волости и застыли, маленькие, но величественные и таинственные.
   Много лет назад и церковь и часовни были заброшены. Деревянные домики часовен либо сгорели, либо разрушены временем, либо разграблены. Красный великан, замерший на холме у южного въезда в деревню, очень долго сопротивлялся ветрам, дождю, морозам и варварскому отношению людей. Его заколоченные окна напоминают печально закрытые глаза.
   В советские годы храм использовался как музей, библиотека, клуб, а затем и как продовольственный склад. Каждый раз храм переделывали под свои нужды. Внутри до сих пор стоит кирпичное строение, в котором располагался морозильник для мяса.
   Однажды храм был и вовсе заброшен. Все окна заколочены, двери закрыты.
   Сейчас храм наполовину разрушен и совсем не похож на фотографии из архива. Колокольня лишилась верхнего яруса. Исчезли боковые главы с куполами. Кровля провалилась, а дожди и непогода уничтожили роспись на стенах, превратили в труху деревянные полы.
   Иконостас бесследно исчез, как и богатое убранство храма. Кованые кресты ржавеют, сброшенные в высокую траву. И только плакучие березы, окружающие здание, все так же красивы, но очень печальны.
   Странно. Как рассказывают старожилы, люди всем миром собирали яйца для раствора, на который клались кирпичи при строительстве. Так почему же они так варварски отнеслись к тому, что некогда любили.
   Шли года. Советского Союза не стало. По всей России стали восстанавливать церкви.
   Сейчас и красный великан в деревне Раевское обрел новую семью. В нем появился настоятель. Постепенно храм восстанавливают. Это делается на пожертвования.
   Покрыт главный купол и часть крыши. Открыты и застеклены некоторые окна, восстановлены двери. Настилаются полы. Регулярно проходят службы. Великан потихоньку оживает. Пройдет еще очень много лет, пока храм обретет былое величие. Дорога, от таблички «Памятник архитектуры. Охраняется государством», висящей у главного входа, до полного восстановления, очень длинная.

   Конкурсное сочинение Кащенко Максима «Одинокий великан» (с сокращениями) МОУ СОШ №50. Преподаватель Морозова Е.В.

   
     (По материалам сайта Тверская областная Рериховская общественная организация.)

     (Фото. № 3 из архива Ольги Кульшиной.)
    


   Поздний памятник кирпичной эклектики, фасады которого оформлены в духе древнерусского зодчества. Огромный для своего времени храм сменил каменную церковь 1794 года с тремя престолами (святителя Николая и Димитрия Ростовского). Храм, выстроенный в карельском приходе к 1910 году, так и не был окончательно отделан до революции (не был расписан, не были заказаны новые иконостасы). Тем не менее, все три придела были освящены, богослужения продолжались до конца 1959 года (с перерывами в 1941-1943 и 1950-1956 гг.). Затем храм был закрыт и использовался как склад.
   В 1990-е гг. здание начало быстро приходить в упадок, разрушилась кровля. Восстановление началось в 2012 году, в 2015 году устроена новая кровля.
   Пожар 14 мая 1957 года полностью уничтожил купол, повредил кровлю на других частях здания. Однако церковь оставалась действующей, и приход смог закрыть купол хотя бы упрощенной кровлей. Но после передачи здания колхозу, проблемы с перекрытиями стали постепенно нарастать, приведя к тому, что уже в 1990-х гг., хотя здание формально было закрыто, оно пришло в негодность. Уцелевшие иконы были все разграблены. Уже в 1970-х гг. купол протекал и лишился части железа.


Фото. Дениса Ивлева.


   Это крупный четырехстолпный храм, перекрытый сферическими и крестовыми сводами с сильно вынесенным на квадратном постаменте двенадцатигранным барабаном. Колокольня разобрана в 1960-х (?) гг. Отделка фасадов сильно утрачена - на углах основного объема и ризалитов располагались небольшие главки (минимум, четыре, а, вероятно, все двенадцать). Их остатки были хорошо заметны на фасаде (части их храм лишился в 1957 году, остальные были вскоре разобраны колхозом). Постаменты их были украшены килевидными закомарами. Часть этих куполов были полностью деревянными, часть имели кирпичные постаменты.
   Из фотографий видно, как богато был украшен фасад - пояски ширинок, положенного на ребро кирпича, бегунка, карнизов разной формы. Суховатый в целом декор был на этом очень большом здании необходим, не давая фасадам превращаться в огромные пустые стены.
   Самой богато украшенной частью этого храма, даже после катастрофы, оставался барабан, с очень эффектным, устремленным вверх яйцевидным куполом, богато украшенным каменными узорами - килевидными кокошниками разной формы, поясками и карнизами.
   Купол 1958 года продержался до самого начала 2010-х гг., часть изначальных крестов находится внутри храма, один лежит у южной стены.
   Храм был обсажен "противопожарными" березами, в настоящее время - уже почтенными столетними деревьями, но, как видим, они не уберегли его от огня с неба.
   От колокольни сохранился только первый ярус и основание второго. Сравнительно с остальными частями храма она выделяется только "срезанными углами" пилястр.
   Исключительно интересен интерьер храма - благодаря сохранившимся в нем трем иконостасам, оставшимся от прежнего каменного храма 1794 года. Они свидетельствуют, что ни одной переделки этот прежний храм до своего сноса не пережил. Все три иконостаса соответствуют времени рубежа XVIII-XIX вв.
   Обращает внимание, как глубоко вдвинут в алтарный проем очень маленький для такого собора иконостас, предназначавшийся, очевидно, для довольно крупного храма, скорее всего, с восьмериком. Прямо над ним - замок крестового свода, еще дальше - апсида. Боковые грани восточных столбов, по идее, должны закрываться высоким иконостасом, который должен был бы быть метра на два-три ближе к центру храма. Придельные иконостасы сохранились не полностью.
   Интересно оформлена в штукатурке центральная глава. Поскольку было очевидно, что постамент главы даст нежелательную пустую плоскую поверхность ее зрительно разбили на "подпружные" арки, выделенные светло-голубым цветом (арок, на самом деле, никаких нет). Купол, перекрытый высоким, двенадцатилотковым сводом.
   Состояние храма к началу 2010-х гг. было, безусловно, удручающим. Полы прогнили от постоянной сырости и протечек кровли, вода рвала кладку, как наружных, так и внутренних стен.


Фото. Дениса Ивлева.


   Попытки возродить храм начались еще в 1990-х гг. Но работы толком не начинались. Были изготовлены новые рамы на окна, так на них и не поставленные, сгнившие и в итоге в 2015 году утилизированные.
   В 2012 году начались работы силами созданного при храме объединения дачников и местных жителей и священника Александра Рабцуна. В этом году был перекрыт купол. Попутным результатом стало полное уничтожение старой (надо сказать, полностью размороженной) кладки кокошников, без обмеров и фиксаций.
   В 2015 году силами добровольческого молодежного православного центра "РеставросЪ" (отметившегося также работами по консервации храма в Рыбинском-Заручье) была убрана старая, полностью сгнившая кровля. Сделана новая стропильная конструкция. И настлана кровля на основном объеме здания. Кроме того, зашиты окна, очищен фундамент, расчищена паперть.
   Сложно оценивать однозначно результаты этих работ. Работы "Реставроса" можно только приветствовать. Здание в ином случае было абсолютно обречено. При обрушении сводов надежд на какие-то будущие реставрационные работы, как правило, нет. С другой стороны, именно купол был наиболее ценной, "играющей" частью этого храма и превращение его в некую грубую "крышку" откладывает на неопределенное будущее его воссоздание, если оно состоится вообще. Нынешний купол, при всей его фантазийности, всех устраивает.
   Однако здание очень проблемное для эксплуатации, теплым оно было исключительно при амосовских печах, сломанных уже к 1930-м гг. Существующие печи (также сломанные) - 1930-1940-х гг. Но ими, судя по документам послевоенного прихода, отопить храм было практически невозможно, невозможно было и отгородить в нем какую-то зимнюю часть. Поэтому существование в Раевском православного прихода неизбежно будет возможно только в теплое время года. Как и дальнейшие работы по его восстановлению.

   Павел Иванов

   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

     (Фото. № 4, 5 Дениса Ивлева из группы Православный Вышний Волочёк в Контакте.)
    


   ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 32413. Дело с ведомостью о церкви Благовещенской состоящей в В.Волоцком уезде в с. Раевском и послужные списки церковно-служителей с их семействами за 1917 г.

   Л. 1.
   1. Церковь построена в 1905 г. тщанием прихожан означенной церкви.
   2. Зданием каменная с таковою же колокольнею. Покрыта железом. Ограды нет.
   3. Престолов в ней три. Все теплыя. Первый во имя Благовещения Пресвятей Богородицы, в приделах: правый во имя Святителя Николая Чудотворца, левый во имя Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца.
   4. Утварью достаточна.
   5. По штату при ней положено: настоятель, диакон и псаломщик.
   6. Жалования положено: священнику 300 руб., диакону 150 руб, псаломщику 100 руб.
   7. Кружечного доходу за 1917 г. получено 558 руб. 29 коп.
   9. Земли: усадебной вместе с погостом церковным 2 десятины, пахотной 9 десятин, 13 нейдобной и 8 под песками рядом с церковью. Всего 36 десятин.
   12. Дома для священно и церковнослужителей на церковной удобной земле в селе Раевском построены тщанием самих священно и церковнослужителей в разных годах, и составляют собственность церковнослужителей.
   Другия здания принадлежащия церкви. Два амбара, сторожка, сарай и церковная школа. Сведения о ней показаны ниже. Два амбара ветхих … для сваливания извести, когда строилась церковь. Сторожка для помещения сторожа. Сарай… в нем же хранится церковная утварь.
   Л. 1 об. С временных лавок во время ярмарки 21 сентября собрано денег.
   16. При сей церкви церквей нет. Часовен семь.
   25. Имеются в приходе школы: церковно-приходская в с. Раевском и Земская в деревне Порхове. Церковная школа помещается в доме церковном, на содержание ея отпускается от церкви Благовещенской с. Раевского пятьдесят рублей и отопление.
   26. При церкви состоит старостою церковным крестьянин Андрей Михайлов Смирнов, который должность свою проходит с 1917 г.
   27. Преосвященный последний раз посещал церковь в 1914 г.
   Л. 3 об. Священник: Александр Матвеевич Соколов, 52 лет. Награды его: за усердную службу и честное поведение имеется набедренник с 1890 г. мая 24 дня. Имеет серебряную медаль в память Государя Александра 3 с 1881 г. по 1894 г. Имеет скуфью с 1906 г. марта 14 дня. Имеет серебряную же медаль за 25 летие церковной школы. Имеет камилавку с 1916 г. 24 февраля.
   Из какого звания: сын псаломщика из с. Карельского Вышневолоцкого уезда.
   Имущество: дом с хозяйственными постройками.
   Образование: Окончил курс в Тверской Духовной семинарии в 1888 г. и аттестатом 2 разряда. Преосвященнейшим Гавриилом Епископом Старицким, Викарием Тверским согласно резолюции Высокопреосвященнейшего Саввы Архиепископа Тверского и Кашинского определён во священника к церкви Преображения Господня в с. Спас – Ясеновичи Вышневолоцкого уезда (1888 г. сентября 14 дня). 1899 г. 4 марта по прошению Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Дмитрием Архиепископом Тверским и Кашинским перемещен к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с. Раевское Вышневолоцкого уезда. 1899 г. марта 20 проходит должность законоучителя и заведующего в Раевской церковно-приходской школе. 1899 г. апреля 1 день по 2 июля 1911 г. Состоит законоучителем в Парьевской Земской школе. 1909 г. Состоит сотрудником Духовного следствия 3 благочиннического округа Вышневолоцкого уезда. 1911 г. июля 29. Епархиальным начальством назначен духовным следователем 3 округа Вышневолоцкого уезда. 1911 г. 1 декабря. Состоит законоучителем Малышевского земского училища. 1915 г. 1 июля. Состоит депутатом на Берецком (?) духовном съезде от духовенства. 1915 г. 6 мая. Получил Благословение Синода с выдачею грамоты. 1916 г. Награжден камилавкой.


Фото. Дениса Ивлева.


   Л. 4. Женат; в семействе у него: жена Олимпиада Иванова, род. 1867 г. июля 20 дня, и дети их: Вера, род. 1889 г. сентября 5 дня, учительницей в д. Стракиной Горке, Александр, род. 1893 г. 27 мая, находится на действительной службе поручиком, Серафима, род. 1894 г. июля 14 дня, за морем, Владимир, род. 1899 г. октября 23 дня, обучается в семинарии, Нина, род. 1904 г. 23 января, обучается в Царском селе.
   Л. 4 об. Диакон Иоанн Иоаннов Раменский, 62 лет. Сын священника села Раевского Вышневолоцкого уезда. Награды: серебряная медаль на Александровской ленте в память Императора Александра 3 с 1881 г. по 1894 г. Грамоту имеет.
   Имущество: имеет хозяйственные постройки.
   Образование: По окончании курса в Тверском духовном училище поступил в тверскую духовную семинарию. По увольнении из 1 класса семинарии при поведении отличном поступил в военную службу. 1878 г. ноября 6 дня, Окончил военную службу 1881 г. декабря 31 дня. Преосвященнейшим Антонием Епископом Старицким Викарием Тверским определен по диакона в с. Лощемля Вышневолоцкого уезда 1885 г. ноября 24. Был учителем в Лощемльской церковно-приходской школе 1887 г. августа 13. Был законоучителем в Лощемльской Земской школе 1893 г. октября 1 по 28. и Высокопреосвященнейшим Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским переведен в с. Раевское Вышневолоцкого уезда 1894 г. 28 апреля. Был учителем в Раевской церковной школе 1894 г. июля 21. Уволен от учительства 1901 г. сентября 11.
   Л. 5. Вдов. Сын Иоанн, род. 1889 г. марта 14 дня, священник в с. Залазине (?) Бежецкого уезда.
   Л. 4 об. Псаломщик Александр Петров Пушков, 35 лет. Жалования получает 100 руб в год. Указ имеет, а равно и грамоту. Сын крестьянина д. Марьино Воскресенской волости, Тверского уезда. 1899 г. мая 11 окончил курс в Ремязинском (?) второкласной церковно-приходской школе учительской Тверского уезда, со званием учителя школы грамоты. 1899 г. ноября 1 дня по 1909 г. апреля 30 дня состоял учителем в церковно-приходских школах в Старицком, Тверском и Вышневолоцком уездах. 1902 г. декабря 4 дня выдержал экзамен при Тверском духовном училище на звание учителя церковно-приходской школы. 1909 г. апреля 30 дня Преосвященнейшим Алексием Епископом Старицким викарием Тверским определён во псаломщика в с. Раевское Вышневолоцкого уезда.
   Л. 5. Женат, жена Анна Павлова, род 1875 г. января 11 дня. Дети их: Антонина, род. 1910 г. 26 февраля, Борис, род. 1911 г. июля 20 дня.
   Л. 5 об. Учительница Раевской церковно-приходской школы Мария Ивановна Овечкина, определена в Раевскую церковноприходскую школу 1907 г., девица.
   Учительница Парьевской Земской школы Анна Павлова, 29 лет, дочь крестьянина Раевской волости д. Андренихи (?), по окончании курса в школе Максимовича в Твери со званием учительница послупила в Парьевскую земскую школу 1908 г. сентября 1 дня, девица.
   Церковный староста, крестьянин Андрей Михайлов Смирнов, 53 лет. Крестьянин с. Раевское. Грамотный, должность старосты проходит с с.г. 1917 г. августа 12. Женат, жена Анна (?) Алексеева, 51 года, дети: Елена, 22, Иван 20 лет, Григорий 17 лет, Александр 7 лет.
   Л. 5 об. – 6. Заштатные и сиротствующие, подведомственные оной церкви.
   Псаломщик Павел Петров Введенский, 73 лет, сын пономаря с. Раменья. Уволен за штат в 1909 г. 30 апреля.
   Л. 6 об. – 7. Вдова священника Лидия Ивановна Преображенская 63 лет.
   Вдова священника Варвара Ивановна Колоколова, 48 лет, жена умершего священника с. Раевского. Муж ея священник Василий Колоколов был учителем в 1889 г. 6 октября по 1890 г. июля 6 дня. Был псаломщиком (1890 июля 9 дня по 6 ноября 1890 гг.) и по женитьбе был диаконом в том же селе Раевском (1890 ноября 6 день по 25 марта 1894 гг.) и священником в том же селе (1894 марта 25). Умер в этом звании в 1899 г. февраля 21.
   Вдова, дети: Александр, род. 1891 г. марта 23 дня, на военной службе, Серафима, род. 1894 г. 23 июля, учительница в Вышневолоцком уезде.
   Жена умершего диакона с. Раевского Прасковья Ивановна Любская, 76 лет.
   Л. 13. Итого в приходе: 426 дворов, 1506 муж., 1692 ж.


Фото. Дениса Ивлева.


   Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда, 1910 г. Л. 590. Ведомость о церкви Благовещения в селе Раевском за 1910 г.

   Церковь построена в 1794 г. тщанием прихожан означенной церкви. Зданием каменная с временною деревянною колокольнею, настоящая разобрана в году на время покрыта железом, обнесена была каменною оградою с деревянным частоколом, которая разобрана по ветхости. Престолов ней было три: настоящий холодный во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, ныне разобранный, и приделах правый во имя Св. Николая Чудотворца и левый Св. Димитрия Ростовскаго оба теплые.
   Л. 590 об. Два амбара сторожка с небольшим двором, сарай, восемь лавок и церковная школа.
   Л. 591. Часовен семь: в следующих деревнях: Хмелеве, Филизи, Гохорево (?), Осташиха, Андрияниха, Пархово, Андрониха.
   Л. 591 об. Школы в Раевском церковно-приходская, в Пархове – земская. ЦПШ помещается в доме церковном на содержание от церкви с. Раевскаго 50 руб. 57 мальчиков и 16 девочек. Староста и.д. крестьянин с. Раевскаго Арсений Гречин, который должность свою проходит с 19 августа 1910 г.
   Л. 592 об. Священник Александр Матвеевич Соколов, 45 лет.
   Л. 593 об. Диакон Иоанн Иоаннов Раменский, 55 лет.
   Псаломщик Александр Петров Пушков, 23 лет.
   Учительница Анна Павлова Алексеева, 22 лет.
   Учительница Анна Арсеньевна Тихомадрицкая, 19 лет.
   Учительница Антонина Алексеевна Базлова, 21 года.


Проект Благовещенской церкви.

Проект Благовещенской церкви.

Проект Благовещенской церкви.

Проект Благовещенской церкви.

Проект Благовещенской церкви.

   
     (Опубликовано Денисом Ивлевым в группе Православный Вышний Волочёк в Контакте.)

     (Фото. № 6, 7 Дениса Ивлева из группы Православный Вышний Волочёк в Контакте. Фото. 8-12 из группы Раевское ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ в Контакте. 1899 г. Н.В. Кошелев. Проект храма в с. Раевское. ГАТО.)
    


Денис Ивлев
Церковная архитектура прихода села Раевское XVIII-XIX вв.



Благовещенский храм с. Раевское. Вид с юго-востока. Фото 2022 г.


   О происхождении названия села

   Название села Раевское происходит от наименования существовавшего здесь погоста Никольский Рай и волости Рай. Волость в Никольском погосте впервые упоминается в 1545 г. и записана за княгинею Анною Мещерскою и за её сыном князем Василием Мещерским. В писцовой книге встречается упоминание о деревянном храме Николы Чудотворца, бывшем центром погоста и при составлении предыдущих писцовых книг. Из слов «стала ново» можно установить факт строительства около 1545 г. тёплой церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ранее Благовещенских храмов на погосте, очевидно, не существовало. Из описания местности известно, что рядом с храмом размещался «большой двор», где жили княгиня с сыном, а так же их дворовые люд Олиско, Кирилко, Самуня. Кроме них при храме жили поп, дьякон, пономарь, проскурница – просфорница.[1]
   Деревни и починки Мещерских располагались в Гжацкой слободе на реке Мологе в в Богородицком Рыбенском погосте и в Васильевском Кострецком погосте. Упоминается так же другая усадьба Мещерских в сельце Засеченье с новопостроенной церковью Богоявления Христова, княжим двором и жилищами дворни.[2]
   В 1551 г. о погосте сказано: «Волость Рай Ивановская Есипова Горшкова в Николском погосте. За княж Ивановою княгинею за Анною Болшего Мещерского, да за их сыном за князем за Васильем погост, церковь Никола Чудотворец, да другая церковь Благовещенье Пресвятей Богородицы, на погосте: двор поп Федотей, двор пономарь Игнаш, двор Проскурница Улитка; да на погосте двор большой усадищо, а в нем сама княгиня Анна с сыном со князем Васильем; да в поле впущена его ж поместья 2 деревень в пашню, деревню Климушино да деревню Свелюж, и с припускными 10 обеж, а сошного письма сохи 3 с тетью, земля середняя».[3] Из записей в писцовой книге возможно установить имена духовенства погоста, а так же факт проживания Анны и Василия Мещерских в селе.



Раевское. Вид Благовещенского храма с северо-востока. Фото 2022 г.


   Ниже в писцовой книге в Никольском погосте в Раю упоминается принадлежавшая князю Ивану Воину – сыну Василия Мещерского деревня Волотино, «в нем церковь святый Василей Парнийской, и попа у ней и дняка нет, стоит пуста, полторы обжи, пол-сохи».[4]
   Через три десятилетия ситуация с помещичьим землевладением в этих местах поменялась. В писцовой книге 1582/83 гг. в погосте Никольский Рай записана волость ранее бывшая за Иваном Есиповым Горковым и принадлежавшая княжне Анне и князю Василию – супруге и сыну князя Ивана Мещерского. На месте Раевского стояло село Секерино, принадлежавшее новокрещёному татарину Петру Тебееву. В селе стояли уже известные нам деревянные церкви: холодная Николая Чудотворца «древяная вверх» и тёплая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.[5]
   Петру Тебееву принадлежала так же деревня Климушино, а его братьям Исаку и Сергею Тебеевым – деревни Житное, Бахорево, Веретища, Усово и пустоши Оманщиково, Любиха, Осташково, Лопышово, Сафонтьево, Дор, Дербачиха, Мортюшино на Велье ручью, Овдокимово и починок Конюшица.[6]



Раевское и окрестности на карте Менде, 1853 г.


   После Смутного времени погост опустел. Писцовая книга 1626/27 гг. упоминает лишь пустые деревни в «Никольском погосте в Раю».[7] Село возродили в XVII в. карельские переселенцы. Они же выстроили и новую Никольскую церковь. Из клировых ведомостей известно, что новый деревянный Никольский храм в Никольском Раевском погосте построен в 1683 г. Он не имел приделов. Однако, память о Благовещенской «тёплой» церкви продолжала сохраняться.

   Село Раевское в XVIII в. Строительство каменной Благовещенской церкви

   Из документов Тверской духовной консистории по метрическим книгам известно, что в 1725 г. при церкви служил священник Аввакум Гаврилов.[8] За 20 февраля 1728 г. сохранилась запись о браке сына священника Аввакума Гаврилова Исаии и дочери Дубровского попа Матрёны Михайловой. [9]В 1731 г. в Новгородскую консисторию подаётся прошение «О произведении села Раевского сына священника Исаии Аввакумова в то село во священника».[10] Прошение удовлетворили и с 1732 г. в метрических книгах настоятелем прихода значится молодой священник Исайя Аввакумов.[11]
   12 октября 1733 г. у диакона Димитрия Гаврилова родился сын Пров.[12] Биографию Прова Дмитриева можно проследить по заголовкам документов прихода. За 1753 г. зафиксировано дело «О определении дьячкова сына Прова Дмитриева во дьячка».[13] Ему же посвящено дело за 1758 г. «О посвящении дьячка Прова Дмитриева в стихарь».[14] Стоит указать, что через год пономарь Тарас Антонов (?) был посвящен во диакона,[15] а еще через год внук священника Василий Антонов производится во дьячка.[16]
   В 1761 г. Пров Дмитриев рукоположен во священника. Из его характеристики известно, что в «чтении и пении искусен».[17] 1779 г. – священник Пров Дмитриев увольняется в Петербург.[18] «Увольнение» - это возможность уехать с места службы. А вот в 1781 г. отец Пров Дмитриев оказался в незавидном положении – в свой проезд Тверской архиерей застал его «в пьянстве».[19] Характер у священника Прова Дмитриева оказался сложным – в 1783 г. на него поступила жалоба о причинении обид крестьянской вдове Агафье Дорофеевой.[20] В 1799 г. о. Пров Дмитриев обвенчал артиллерии капитана Дмитрия Иванова без согласия остальных священноцерковнослужителей, за что так же оказался под следствием.[21]



Троицкий храм в с. Ободово Спировского района. По своей архитектуре храм близок к первому каменному Благовещенскому храму в Раевском


   В документах, приложенных к разделу о приходе села Раевского, отсутствуют дела, связанные с постройкой первого каменного храма. Строительство происходило как раз в момент описываемых событий, связанных со священником Правом Дмитриевым. Таким образом, именно при нём состоялась и закладка и освящение первого каменного Благовещенского храма в селе. Память о существовавшем прежде деревянном Благовещенском храме отразилась в посвящении нового каменного храма. Престол Святителя Николая стал придельным. Пока остаётся не ясным, почему в приделах появился ещё и престол Святителя Димитрия Ростовского.
   «Церковь каменная на каменном фундаменте с олтарём и колокольнею, длинно 16 и шириной 6 сажен»[22] появилась в центре холма, на котором раскинулось село Раевское в 1782 – 1794 гг. Строительство благословил Тверской епископ Тихон. Каменный храм строился на средства, собранные прихожанами с «присовокуплении церковной кошельковой суммы». Современники так описывали храм: «Стены в сей церкви как снаружи, так и внутри отштукатурены и выбелены известкою, без всяких расписаний и священных изображений. В этой церкви три престола, из коих главный во имя Благовещений Пресвятой Богородицы. Придельный по правую сторону во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. Придельный по левую сторону во имя Святителя и Чудотворца Димитрия Митрополита Ростовского».[23] Из отличительных черт, позволяющих восстановить облик первого каменного храма, в описи можно найти следующие моменты. Венчал летнюю часть храма каменный восьмигранный купол с пятью окнами, три грани с восточной стороны имели глухие стены, на которых крепился верх иконостаса, окна в летнем храме располагались в два света. Всего вместе с алтарными и окнами зимнего храма насчитывалось одиннадцать, забранных решетками, оконных проёмов. Круглых окна второго света в летней части имелось шесть. Полы в летней и зимней частях имелись деревянные, а в алтаре летнего храма – из кирпичной плитки. Венчала восьмигранный купол храма железная глава, выкрашенная в зелёный цвет, с осмиконечным золочёным крестом. Двери в храм имелись с западной стороны под колокольней и с южной стороны в летнюю часть.
   Первыми освящены были приделы зимнего храма – в 1787 г., основной престол освятили в 1794 г. Антиминс за год до этого, 4 февраля, священнодействовал Тверской епископ Ириней. В убранстве главного алтаря выделялись сень над престолом на позолоченных столбах на деревянных тумбах, раскрашенных разными красками. Сень венчало изображение Господа Саваофа. У восточной стены под окном стояла Плащаница, написанная на холсте, а над окном находился образ Спасителя, сидящего на престоле с предстоящими Ангелами.[24]
   Ещё 1792 г. отец Пров испросил о возможности произвести своего сына дьячка Ивана Провова на своё место во священника.[25]Место своего отца священник Иоанн Прововов занял согласно записям метрических книг в 1793 г. Главный престол храма освящали уже при новом настоятеле. При нём же произошли первые перестройки храма. В 1810 г. последовало первое дело «о покрытии церкви железом».



Надгробия Раевского погоста с южной стороны храма


Надгробия Раевского погоста с южной стороны храма


   В 1800 г. в возрасте 60 лет скончалась и погребена при церкви супруга священника Прова Дмитриева Наталья Васильева.[26] Престарелый священник Пров Дмитриев скончался в возрасте 89 лет 20 февраля 1806 г. Его так же погребли при храме.[27] 1819 г. скончался священник Иван Прововов. С апреля 1819 г. богослужения в Благовещенском храме совершал входящий священник из с. Лощемли Тарас Васильев.
   Дело, где упоминается праздное священническое место озаглавлено: «О переводе в корельских Тверской епархии приходах литургии со славянских на корельский язык».[28] Дело началось из-за прошения священника с. Грибны Никиты Харитонова о переводе в с. Раевское. Своей резолюцией Тверской архиепископ Филарет перевод не разрешил, указывая на то, что приход состоит из карел, а следовательно нужен священник знающий язык. Тогда же владыка указал и на то, что следовало бы и литургию вести на карельском языке.[29] Из сведений, собранных для архиепископа Филарета о численности карел в приходах Вышневолоцкого уезда, в приходе села Раевское значилось 764 и 782 души мужского и женского пола. Диакон и дьячёк карельского языка не знают, а пономарь знает, т.к. «тутошний уроженец». В итоге 20 января 1820 г. консистория определила, что т.к. карелы понимают русский язык переводить литургию на карельский не стоит, однако, при определении священников на карельские приходы преимущество отдавать кандидатам знающим карельский язык. При этом кандидата должны одобрить сами прихожане.[30]



Селения Раевского прихода и окрестные приходы. Карта 1853 г.


   В 1819 г. супруга отца Ивана «вдовая попадья» Марья Львова испросила разрешения найти среди учеников Тверской семинарии мужа своей дочери.[31] Муж для дочери должен был стать и новым священником прихода. С 1820 г. настоятелем храма значится молодой священник Михаил Егоров Крылова (он же в документах Георгиев).[32]
   При новом настоятеле храма священнике Михаиле Георгиеве в 1823 г. последовали друг за другом прошения о переводе в приход села Раевское сельца Братское князей Путятиных и о дозволении обновить образа и создать новые иконостасы в Никольский и Димитриевский приделы. Село Братское, принадлежавшее князю Арсению Степановичу Путятину, вошло в состав прихода с 1824 г. В 1830 г. два новых одноярусных иконостаса изготовили и поставили в придельных храмах, тогда же последовало прошение на освящение престолов, которые освятили в 1831 г.[33] Никольский придел освятили на священнодействованном Тверским архиепископом Амвросием антиминсе. На престоле Святителя Димитрия оставили антиминс 1786 г.



Иконостас придела свт. Димитрия Ростовского, перенесённый из предыдущего Благовещенского храма. Фото 2022 г.


   В 1847 г. священником прихода значится Михаил Егоров Крылов, диакон Фёдор Фирсов Зверев, дьячок Николай Николаев Соколов, пономарь Николай Алексеев Митропольский и церковный староста крестьянин с. Раевского Андрей Трофимов.[34] Они приняли участие в составлении церковной описи, в которой кроме всего прочего описана и колокольня, выстроенная в одно время в церковью в 1794 г. Колокольня имела два яруса, была покрыта железом, окрашенным зелёной краской с железным крестом. На колокольне имелось пять медных колоколов, самый большой из которых имел 32 пуда веса, отлит 6 мая 1805 г. и был украшен образами Святителя Николая и Божией Матери.[35] В 1850 г. колокол треснул и причт испросил разрешения перелить его «с прибавкою нескольких пудов меди». Через два года последовало прошение исправить ветхости по церкви, а в 1853 г. – сообщение о смерти священника Михаила Егорова Крылова.



Окрестности села Раевское. Вид с крыши храма. Фото 2022 г.


   В 1854 г. кандидатом на должность священника объявлен Иван Раменский. Священником Иван Раменский стал, заключив обязательства перед вдовой попадьёй Евдокией Крыловой. В 1869 г. он отправляет прошение о построении церковной лавки, а в 1871 г. просит разрешить выстроить питейный дом или постоялый двор на приходской земле. Еще через год следует прошение о разрешении устроить каменную ограду.
   В 1879 г. священник Иван Раменский скончался, новым священником стал о. Александр Трапезонтов. При нём началась череда починок ветхого здания церкви. В 1887 г. испрашивается разрешение окрасить крышу церкви и наружные стены отштукатурить. В 1889 г. следует прошение о возобновлении на средства прихожан иконостаса и холодном храме. В 1894 г. снова следует ремонт храма. В 1894 г. отец Александр скончался.

   Строительство нового Благовещенского храма

   Новым священником села Раевское стал о. Василий Колоколов. При нём вопрос о ветхости каменного храма стал как никогда остро. 4 июля 1898 г. на имя Тверского архиепископа Димитрия (Самбикина) от благочинного 3-го округа Вышневолоцкого уезда священника соседнего села Еванова Александра Сборовского последовал рапорт: «… имею честь донести о неблагонадёжной устройчивости и сомнительности в твёрдости церкви села Раевского. Каменная зданием и построенная в 1794 г. Раевская церковь от давности ли (слишком 100 лет) стояния ея, или от других каких причин обнаружила во многих местах разселины и трещины, служащие признаками ея непрочности и требующия капитального исправления и переделок всего здания храма».[36]



Чертеж нового Благовещенского храма. Н.В. Кошелев. 1899 г. (Копия)


Чертеж нового Благовещенского храма. Н.В. Кошелев. 1899 г. (Копия)


   Приход села Раевского разросся, к концу XIX в. многолюдный приход насчитывал 1139 душ мужеского пола и 1290 женского. Старый каменный храм был рассчитан всего на три сотни молящихся, а в зимнем храме, с низкими сводами и тесным помещением, в большие праздники было душно и тесно. Прихожане запланировали расширить зимнюю церковь. По приглашению священника Василия Колоколова в мае 1898 г. осматривать храм прибыл тверской архитектор Фёдоров. Однако, тот высказался против расширения, найдя здание храма непрочным из-за многочисленных трещин, а стены купола держащимися на одних железных «сваях» - стяжках.[37]
   Епархиальное начальство приняло решение командировать епархиального архитектора для осмотра храма.[38] На место выехал епархиальный архитектор Назарин и 10 декабря 1898 г. составил акт, из которого следовало, что трещины пронизывали стены храма насквозь, особенно в парусах сводов, а камни фундамента вываливались из-под стен свободно. Назарин предложил разобрать восьмерик купола, подвести под своды каменную кладку на цементном растворе, а вместо купола устроить лёгкий свод или деревянный потолок в форме свода.[39]
   Прихожане посовещались и решили, что исправлять ветхое здание смысла нет. Для составления проекта нового храма пригласили инженера Тверского строительного отделения Николая Владимировича Кошелева (1852 - ?)[40], который 30 мая 1899 г. создал чертеж, план и разрез нового каменного благовещенского храма, а так же пояснительную записку. Роль Н.В. Кошелева в постройке грандиозного по своим размерам нового храма в с. Раевское до настоящего момента оставалась неизвестной. Николай Владимирович не только создал проект храма, обосновав, что расширять и перестраивать старый бесполезно, но и сам взялся наблюдать за строительством.[41]



Благовещенский храм в с. Раевское. Фото 1950-х гг.


   Кошелев рассчитал храм на количество 2000 прихожан. Согласно его пояснительной записке, храм основывался на фундаменте из булыжного камня, цоколь, стены и своды должны быть построены из кирпича, а пилоны проложены рядами тесанного камня твёрдой породы. Всего кирпича должно заготовить 900 000, а стоимость всей постройки вчерне оценивалась в 25 000 руб. Новую церковь предлагалось поставить на месте прежней, разобрав на первых парах колокольню и летнюю часть старого храма, а зимнюю оставив для совершения богослужений.[42]
   30 июня 1899 г. новый приходской священник Александр Соколов, диакон Иоанн Раменский, псаломщик Павел Введенский, церковный староста Павел Никифоров Алексеев подали прошение, в котором объяснили, что желают строить новый храм. В ответ епархиальное начальство разрешило сбор документов, а богослужения поручено было производить в тёплом храме.[43] 3 августа 1899 г. Строительное отделение Тверского губернского правления утвердило проект Н. В. Кошелева.[44] Строительство началось.
   Средства для большого, но сплошь крестьянского прихода, для строительства храма требовались немалые. И даже не смотря на то, что прихожане взяли на себя обязательство платить по два рубля с тягловой надельной души и по одному рублю с домохозяина без надела и продолжать такой сбор до окончания строительства храма, денег катастрофически не хватало. В 1899 г. и 1900 г. выданы сборная книга на построение храма. 30 апреля 1900 г. духовенство прихода испросило разрешения опубликовать в газетах воззвание под заголовком «Рука дающего да не оскудеет в святой Руси».[45] Летом консистория разрешила публикацию текста.[46]
   На собранные средства в 1900 г. на церковной земле устроили кирпичный завод.[47] В марте того же года причт подал на имя Тверского архиепископа Димитрия документ, в котором просил ходатайствовать о выделении леса на обжиг кирпича и на прочие работы по храму из казённой Никольской лесной дачи.[48] Материал требовался на столярные работы, изготовление рам и филенчатых дверей, а так же на леса. Смету с расписанием количества всех лесных материалов составил губернский секретарь Алексей Забелин, за его же подписью сохранилась копия с первоначального проекта храма. Смету проверил губернский инженер Н.В. Кошелев, продолжавший руководить возведением новой церкви.[49]



Иконостас центрального престола, перенесённый из прежней Благовещенской церкви. Фото 2022 г.


   Источники средств на достижение своей цели священник Александр Соколов искал везде, где только можно. Из-за произошедших в 1900 г. недородов хлеба и пожаров в деревнях прихода и в самом Раевском[50], крестьяне не смогли выполнять взятые на себя обязательства. В 1901 г. причт испросил «об отпуске из сумм Государственного Казначейства денег на постройку церкви в с. Раевском». Дело не сохранилось, но его содержание удалось восстановить по последующим церковным документам, и оно повествует об участии в постройке храма лично императора Николая II. Это подтверждается следующей выдержкой из переписки за 1901 г.: «Указом Святейшего Синода от 12-го апреля 1901 г. за № 2534 дано знать, что Государь Император по всеподданнейшему докладу Господина Министра Финансов (Витте), поступившего в Министрество Финансов ходатайства причта Благовещенской церкви в с. Раевском Тверской епархии о выдаче ссуды на окончание постройки храма, в 16 день марта 1901 г. Высочайше повелеть соизволил отпустить из сумм Государственного Казначейства в пособие на постройку церкви 5000 руб».[51]



Николай II - благотворитель Благовещенского храма в Раевском


С.Ю. Витте на посту министра финансов


   На выделенные Николаем II деньги удалось закончить фундамент и к 1902 г. возвести стены до высоты в 3 сажени.[52] Но деньги закончились, и последовало прошение «о выдаче сборной книги на построение церкви», а следом и сообщение о бедственном положении прихожан и просьба выделить новую ссуду из сумм Святейшего Синода. 19 декабря 1902 г. своим донесением Тверской владыка Дмитрий поддержал просьбу о выделении денег.[53]
   Ответ благочинного о. Александра Сборовского, даёт такую картину по состоянию дел на февраль 1903 г. Постройка храма ведётся под наблюдением Тверского губернского инженера Н.В. Кошелева, прихожане собрали 7921 руб 19 коп, вместе с выделенными императорским указом средствами сумма составила 12 921 руб 19 коп. Всю сумму израсходовали, и ещё потребно 13 000 рублей.[54] В 1903 г. последовало прошение «о выдаче сборной книги на постройку храма», а в январе 1904 г. Синод выделил на постройку церкви 500 руб из кредита на сооружение бедных церквей Российской империи.[55]
   Царь-мученик Николай II – не один святой Русской церкви, имя которого оказалось связанным с постройкой храма в Раевском. 28 ноября 1904 г. причт и церковный староста донесли своим рапортом, что архимандрит Николо-Теребенского монастыря Дионисий (Сосновский) – будущий преподобномученик, пожертвовал 7000 кирпича и того же монастыря монах Арсений деньгами 100 руб.[56]



Епископ Дионисий (Сосновский). Фото 1908 г.


   Так с большим трудом создавался грандиозный Благовещенский храм. В процессе строительства архитектор храма Н.В. Кошелев вносил и изменения в первоначальный проект здания храма, обусловленные отсутствием финансовых средств, а так же внедрением новых технологий в строительство. Так центральный купол поставили на стены, внутри которых пустили металлические стяжки, а сам купол сделали шире и вместо восьмигранного – двенадцатигранным. Для облегчения веса купола приняли решение перекрыть его бетонным сводом на металлическом каркасе, как и всё остальное пространство храма так же перекрыли бетонными сводами, выложив из кирпича только арки. Эта корректива первоначального проекта внесла изменения и в расположение четырёх куполов храма, они были поставлены на стены храма, когда первоначально планировалось, что все пять куполов встанут на четверик, который должен покоиться на четырёх основных столпах в центре помещения церкви. Изменилась и форма кровли куполов и колокольни с шатровой на шлемовидную.



Внутри купола Благовещенского храма


   В 1910 г. строительство храма продолжилось всё так же под руководством настоятеля о. Александра Соколова.[57] Нехватка средств, а так же брожение умов и революция особо повлияли на продвижение дела постройки храма к завершению. Восстановить некоторые факты из постройки Благовещенского храма помогают «Тверские Епархиальные Ведомости». Так, «Ведомости» за 1913 г. сообщают, что «преподано Архипастырское благословеніе крестьянину деревни Алферики, Раевской волости, Вышневолоцкаго уѣзда, Хрисанфу Семенову, за его пожертвованіе на постройку храма въ селѣ Раевскомъ въ суммѣ 100 руб».[58]



Интерьер Благовещенского храма. 2022 г.


   Не обошёл своим вниманием строящийся храм в с. Раевское новый Тверской архиерей Серафим. «Ведомости» так описывают это событие в 1914 г.: «Посѣщеніе Высокопреосвященнѣйшимъ Серафимомъ, Архіепискоиомъ Тверскимъ и Кашинскимъ, городовъ и монастырей епархіи съ 10 по 22 іюня 1914 года. Изъ Бѣжецка Высокопреосвященнѣй Серафимъ по желѣзной дорогѣ отправился до станціи Малышево, а со станціи на лошадяхъ, по проселочной дорогѣ, въ Теребенскую пустынь. Дорога лежала черезъ два села, гдѣ Владыка останавливался, посѣщалъ храмы, отечески бесѣдовалъ съ духовенствомъ и благословлялъ народъ; въ селѣ Раевскомъ Владыка осматривалъ строющійся храмъ громадныхъ размѣровъ; послѣ осмотра Владыка перекрестился и пожелалъ какъ священнику о. А. Соколову, который тяжелый крестъ храмоздательства добровольно подъялъ на свои рамена и несетъ его уже много лѣтъ съ величайшимъ терпѣніемъ, такъ и собравшимся прихожанамъ ревности, усердія и единодушія въ достиженіи цѣли — созданія новаго храма; изъ отвѣтовъ на распросы Владыки выяснилось, что дѣло построения храма двигаютъ впередъ тайные благодѣтели. Какъ отрадно слышать о семъ въ нашъ вѣкъ грубаго матеріализма!».[59]
   Завершилось строительство храма в 1915 г. Точную дату освящения храма установить сложно. «Епархиальные Ведомости» сообщают лишь, что «Высокопреосвященнѣйшимъ Серафимомъ Архіепископомъ Тверскимъ и Кашинскимъ преподано Архипастырское благословеніе съ выдачею грамотъ: прихожанамъ ц. с. Раевскаго Вышневолоцкаго у., запожертвованіе ими 6000 рублей на устройство новаго храма».[60] Эти народные средства, очевидно, и помогли завершить грандиозное строительство.



Благовещенский храм. Фото 1968 г.


   В целях экономии иконостасы храма перенесли из предыдущего храма, а не изготовили новые. Так предполагают архитекторы и искусствоведы, обследовавшие храм в 1984 г.
   Сохранившаяся фотография храма, сделанная в 1950-х гг., даёт представление о великолепии храмовой архитектуры, созданной, действительно, «всем миром», при участии Николая II, средств Святейшего Синода, народных вложений. Руководителем и вдохновителем строительства стал настоятель прихода – священник Александр Соколов.[61]



Купол храма в с. Раевское с новым крестом, установленным в 2022 г.


   [1] Новгородские писцовые книги. Книга 1545 г. Столб. 355-356.
   [2] Новгородские писцовые книги. Книга 1545 г. Столб 357.
   [3] Новгородские писцовые книги. Книга 1551 г. Столб. 697.
   [4] Новгородские писцовые книги. Книга 1551 г. Столб. 699.
   [5] 1582/83 гг. Писцовая книга Бежецкой пятины Тверской половины Новгородского уезда писца Ф.М. Лакирева // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 964. ЛЛ. 307 об. - 308.
   [6] 1582/83 гг. Писцовая книга Бежецкой пятины Тверской половины Новгородского уезда писца Ф.М. Лакирева // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 964. ЛЛ. 308 об. – 311 об.
   [7] Л. 679 об.
   [8] Метрические книги церкви с. Раевское // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 15382.
   [9] Метрические книги церкви с. Раевское // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 22013. Л. 30 об.
   [10] 1731 г. О произведении села Раевского сына священника Исаака Аввакумова в то село во священника // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3248.
   [11] Метрические книги церкви с. Раевское // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 14337.
   [12] Метрические книги церкви с. Раевское // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 22008. Л. 12 об.
   [13] 1753 г. О определении дьячкова сына Права Дмитриева во дьячка // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3249.
   [14] 1758 г. О посвящении дьячка Права Дмитриева в стихарь // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3250.
   [15] 1759 г. О произведении пономаря Тараса Антонова во диакона // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3251.
   [16] 1760 г. О определении священникова внука Василия Антонова во дьячка // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3252.
   [17] Клировые ведомости, 1782 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16101. Л. 83
   Ведомость Вышневолоцкаго уезда Раевскаго погоста
   о священно и церковнослужителях и их детях и о почем
   учиненная 1782 года.
   Л. 83 об. Николаевской Раевской погост в нем церковь деревянная во имя Николая Чудотворца без пределов состоит в твердости утварию довольна построена в 1683 году.
   Священник Пров Дмитриев, 53 лет, в школах небыл, в чтении и пении искусен, женат, состояния хорошаго, произведен во священника в 1761 году. У него дети: Иван, 10 лет, писать обучается. Марья, 13 лет. Анна, 4 лет. Диакон Тарасий Анисимов, 61 года, в школах небыл, в чтении и пении посредствен, женат, состояния хорошаго, произведен во диакона в 1759 году. У него дети: Иоанн, 26 лет, в школах небыл, читать обучается, женат, состояния хорошаго. Федор, 21 года, в школах небыл, читать обучается, холост, состояния хорошаго. Степан, 12 лет, в школах не был, псалтирь обучает. Иванова жена Акилина Тиханова, 26 лет. У них дочь Елисавет, 3 лет. Дьячек Самсон Иванов, 34 лет, в школах не был, в чтении и пении посредствен, женат, состояния хорошаго, посвящен в стихарь в 1761 году. У него дети: Григорей, 9 лет, часослов обучает. Козма, 5 лет. Анисия, 20 лет. Л. 85 Пономарь Емельян Андреев, 38 лет, в школах не был, в чтении и пении посредствен, женат, состояния хорошаго, посвящен в стихарь в 1761 году. У него дети: Сергей, 14 лет, псалтирь обучена, состояния хорошаго. Фома, 11 лет, псалтирь обучена. Марк, 10 лет, псалтирь обучает. Евфимия, 6 лет. Матрена, 3 лет.
   Ис показаных в ведомостях 777 года из того погоста никто никуда не выбыл, в подушной оклад положенных никого не имеется. Л. 85 об.
   Приходских 173 двора. Пашенной земли и сенных покосов церковной не имеется, а данная от приходских людей во владение. Николаевской Ворожебской погост в 7 верстах. Михайловской Лощемской погост в 6 верстах. Богородицкой Топалской погост в 15 верстах.
   В селе Раевском прихожан помещиков не имеется, а жительствуют священно и церковнослужители и крестьяне ведомства Экономии. Л. 86 В вышеозначенном Раевском приходе имеется вотчина ведомства Коллегии Экономии. При церкви селение Экономических крестьян село Раевское - 30 дв., 87 ., 80 ж.
   В деревнях: Ямище(?) - 1 дв., 6 м., 6 ж., в 1 в. Хмелева - 12 дв., 39 м., 39 ж., в 2 вв. Найденихе - 16 дв., 60 м., 60 ж., в 2 вв. Куничиха -13 дв., 40 м., 49 ж., в 3 вв. Алфериха - 9 дв., 30 м., 30 ж., в 2 вв. Пархово - 20 дв., 48 м., 50 ж., в 3 вв. Змеева - 2 дв., 11 м., 17 ж., в 5 вв. Краснаго - 4 дв., 13 м., 8 ж., в 7 вв. Нигожево - 6 дв., 17 м., 15 ж., в 7 вв. Андрианиха - 18 дв., 53 м., 50 ж., в 5 вв. Загорде - 20 дв., 75 м., 62 ., в 12 вв. Бахарева - 14 дв., 50 м., 39 ж., в 2 вв. Филизи - 8 дв., 25 м., 26 ж., в 1 в. Итого в Раевском погосте в приходе 554 м., 531 ж.
   [18] 1779 г. О увольнении священника Прова Дмитриева в Петербург // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3253.
   [19] 1781 г. О оказавшемся в пьянстве в проезд Преосвященного священника Прова Дмитриева // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3254.
   [20] 1783 г. О причинении обид священником Провом Дмитриевым крестьянской вдове Агафье Дорофеевой // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3257.
   [21] 1799 г. О обвенчании священником Провом Дмитриевым Артиллерии капитана Дмитрия Иванова сына без согласия священноцерковнослужителей.
   [22] Опись церкви с. Раевское 1847 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18947. Л. 1.
   [23] Опись церкви с. Раевское 1847 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18947. Л. 1 об – 2.
   [24] Опись церкви с. Раевское 1847 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18947. Л. 4 об – 6 об.
   [25] 1792 г. О произведении дьячка Ивана Провова на место престарелого священника Права Дмитриева во священника // ГАТО. Ф. 160. Д. 3260.
   [26] Метрические книги церкви с. Раевское // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 14358. Л. 260 об.
   [27] Метрические книги церкви с. Раевское // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 14363. Л. 748.
   [28] 1819 г. О переводе в корельских Тверской епархии приходах литургии со славянских на корельский язык // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3268.
   [29] 1819 г. О переводе в корельских Тверской епархии приходах литургии со славянских на корельский язык // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3268. Л. 1.
   [30] 1819 г. О переводе в корельских Тверской епархии приходах литургии со славянских на корельский язык // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3268. Л. 34.
   [31] 1819 г. О дозволении вдовой попадье Марьи Львовой приискать к дочери своей в замужество из окончивших курс Богословия учеников // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3270.
   [32] Метрические книги церкви с. Раевское // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 14372. Л. 721.
   [33] Опись церкви с. Раевское 1847 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18947. ЛЛ. 18; 21.
   [34] Опись церкви с. Раевское 1847 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18947.
   [35] Опись церкви с. Раевское 1847 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18947. Л. 43.
   [36] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного 3 округа Вышневолоцкого уезда священника Александра Сборовского, коим донес о неблагонадежности и сомнительности в твердости каменной церкви села Раевского. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. Л. 1.
   [37] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. Л. 1 об – 2.
   [38] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. Л. 3.
   [39] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. ЛЛ. 4-6.
   [40] Николай Владимирович Кошелев занимал должность губернского инженера в период с 1898 по 1907 гг.
   [41] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. Л. 12.
   [42] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. Л. 9.
   [43] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. ЛЛ. 7-7 об.
   [44] 1900-1901 г. Об отпуске лесных материалов из казенной дачи на постройку церкви в селе Раевском Вышневолоцкого уезда. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3278. Л. 14.
   [45] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. Л. 13.
   [46] 1898-1899 гг. По рапорту благочинного … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3276. Л. 16.
   [47] 1900 г. Об отводе церковной земли села Раевское Вышневолоцкого уезда под постройку кирпичного завода. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3277. Л. 1.
   [48] 1900-1901 г. Об отпуске лесных материалов из казенной дачи на постройку церкви в селе Раевском Вышневолоцкого уезда. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3278. Л. 1.
   [49] 1900-1901 г. Об отпуске лесных материалов … // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3278. Л. 13.
   [50]28 июня в деревне Найденихе у 23 домохозяев, селе Раевском 1900 г. 30 июля у 32 домохозяев, деревне Кузнечихе у 50 домохозяев 1901 г. 21 мая и в д. Филизях бывшим 1901 г. 9 октября пожаром уничтожено у тринадцати домохозяев весь ржаной хлеб в необмолоченном зерне. / 1902-1904 г. Об исходатайствовании из сумм Св. Синода денег на продолжение постройки церкви в с. Раевском Вышневолоцкого уезда. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3280. Л. 1.
   [51] 1902-1904 г. Об исходатайствовании из сумм Св. Синода денег на продолжение постройки церкви в с. Раевском Вышневолоцкого уезда. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3280. Л. 7.
   [52] 1902-1904 г. Об исходатайствовании из сумм Св. Синода ... // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3280. Л. 1.
   [53] 1902-1904 г. Об исходатайствовании из сумм Св. Синода ... // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3280. Л. 7.
   [54] 1902-1904 г. Об исходатайствовании из сумм Св. Синода ... // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3280. Л. 9.
   [55] 1902-1904 г. Об исходатайствовании из сумм Св. Синода ... // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 3280. Л. 11.
   [56] Причтъ и церковный староста села Раевскаго, Вышневолоцкаго уѣзда, репортомъ отъ 28 ноября 1904 года донесли Его Высокопреосвященству, что на постройку новаго каменнаго храма во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы въ означенномъ селѣ поступили пожертвованія: отъ настоятеля Николо-Теребенской пустыни, архимандрита Діонисія, семь тысячъ кирпича, стоимостью до ста рублей и той же пустыни монаха Арсенія деньгами сто рублей. — На семъ репортѣ резолюція Его Высокопреосвященства посдѣдовала такая: «Архимандриту Діонисію и монаху Арсенію выразить благодарность за пожертвованіе на строящуюся въ селѣ Раевскомъ церковь, съ пропечатаніемъ въ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ» // Тверские Епархиальные Ведомости, 1905, №1 (1 января 1905).
   [57]1910 г. Тверской епархии Вышневолоцкаго уезда клировые ведомости. // ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 16176. Л. 590.
   Ведомость о церкви Благовещения в селе Раевском за 1910 г.
   Церковь построена в 1794 г. тщанием прихожан означенной церкви. Зданием каменная с временною деревянною колокольнею, настоящая разобрана в году на время покрыта железом, обнесена была каменною оградою с деревянным частоколом, которая разобрана по ветхости. Престолов ней было три: настоящий холодный во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, ныне разобранный, и приделах правый во имя Св. Николая Чудотворца и левый Св. Димитрия Ростовскаго оба теплые.
   Л. 590 об. Два амбара сторожка с небольшим двором, сарай, восемь лавок и церковная школа.
   Л. 591. Часовен семь: в следующих деревнях: Хмелеве, Филизи, Гохорево (?), Осташиха, Андрияниха, Пархово, Андрониха.
   Л. 591 об. Школы в Раевском церковно-приходская, в Пархове – земская. ЦПШ помещается в доме церковном на содержание от церкви с. Раевскаго 50 руб. 57 мальчиков и 16 девочек.
   Староста и.д. крестьянин с. Раевскаго Арсений Гречин, который должность свою проходит с 19 августа 1910 г. Л. 592 об. Священник Александр Матвеевич Соколов, 45 лет. Л. 593 об. Диакон Иоанн Иоаннов Раменский, 55 лет. Псаломщик Александр Петров Пушков, 23 лет. Учительница Анна Павлова Алексеева, 22 лет. Учительница Анна Арсеньевна Тихомадрицкая, 19 лет. Учительница Антонина Алексеевна Базлова, 21 года.
   [58] Т.Е.В., 1913, №22 (27 мая 1913)
   [59] Т.Е.В., 1914, №46 (17 ноября 1914)
   [60] Т.Е.В., 1915, №10 (9 марта 1915)
   [61] Дело с ведомостью о церкви Благовещенской состоящей в В.Волоцком уезде в с. Раевском и послужные списки церковно-служителей с их семействами за 1917 г. // ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, Д. 32413. Л. 3 об.
   Священник: Александр Матвеевич Соколов, 52 лет. Награды его: за усердную службу и честное поведение имеется набедренник с 1890 г. мая 24 дня. Имеет серебряную медаль в память Государя Александра III с 1881 г. по 1894 г. Имеет скуфью с 1906 г. марта 14 дня. Имеет серебряную же медаль за 25 летие церковной школы. Имеет камилавку с 1916 г. 24 февраля. Из какого звания: сын псаломщика из с. Карельского Вышневолоцкого уезда. Имущество: дом с хозяйственными постройками. Образование: Окончил курс в Тверской Духовной семинарии в 1888 г. и аттестатом 2 разряда. Преосвященнейшим Гавриилом Епископом Старицким, Викарием Тверским согласно резолюции Высокопреосвященнейшего Саввы Архиепископа Тверского и Кашинского определён во священника к церкви Преображения Господня в с. Спас – Ясеновичи Вышневолоцкого уезда (1888 г. сентября 14 дня). 1899 г. 4 марта по прошению Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Дмитрием Архиепископом Тверским и Кашинским перемещен к церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с. Раевское Вышневолоцкого уезда. 1899 г. марта 20 проходит должность законоучителя и заведующего в Раевской церковно-приходской школе. 1899 г. апреля 1 день по 2 июля 1911 г. Состоит законоучителем в Парьевской Земской школе. 1909 г. Состоит сотрудником Духовного следствия 3 благочиннического округа Вышневолоцкого уезда. 1911 г. июля 29. Епархиальным начальством назначен духовным следователем 3 округа Вышневолоцкого уезда. 1911 г. 1 декабря. Состоит законоучителем Малышевского земского училища. 1915 г. 1 июля. Состоит депутатом на Бежецком духовном съезде от духовенства. 1915 г. 6 мая. Получил Благословение Синода с выдачею грамоты. 1916 г. Награжден камилавкой. Л. 4. Женат; в семействе у него: жена Олимпиада Иванова, род. 1867 г. июля 20 дня, и дети их: Вера, род. 1889 г. сентября 5 дня, учительницей в д. Стракиной Горке, Александр, род. 1893 г. 27 мая, находится на действительной службе поручиком, Серафима, род. 1894 г. июля 14 дня, за морем, Владимир, род. 1899 г. октября 23 дня, обучается в семинарии, Нина, род. 1904 г. 23 января, обучается в Царском селе

   
     (По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)

     (Фото. № 13-32 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)

    


Посмотреть всю карту