Наташино (Костовка, Костовское, Костовский погост, Костовская Троица погост) - Троицкая церковь
Погост Костовский, от Твери 160 верст, от Волочка 80 верст. В настоящее время кладбище за юго-западной окраиной деревни Наташино. На кладбище сохранились руины храма.
Церковь Троицкая, построена в 1824 году, каменная, престола три: главный Святой Троицы, придельные: правый Смоленской Божией Матери, левый Архистратига Михаила.
Церковные документы: опись 1847 года, метрики с 1791 года, исповедальные с 1829 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Сергий Васильевич Успенский 35-ти лет, студент семинарии, священником с 1885 года, состоял законоучителем земского училища, награжден в 1892 году набедренником. Диакон Иоанн Васильевич Метлин 24-х лет, в служении с 1894 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Иван Алексеевич Богоявленский 53-х лет, в должности с 1866 года.
Прихожан в сельцах: Михайловском, Юреневе, Колодине, Любине, в деревнях: Колодине, Глатихе, Соснушке, Пономареве, Печигах, Медведкове, Юреневе, Баляшихе, Дору, Глиновке, Фатеихе, Песочке, Чурове, Красухе, Подсосынье, Озеряеве, Мущелице, Гундорихе, Горке, Щербаках, Глебездове, Сопове, Ондрикове, Бочихе, Пхове, Макарове, Милехине, Парменове, Михайловой Ниве, Каменеце, Сутулове, Фофонове, Наташине, Дерягине, Крутце - 426 дворов (1622 мужчины, 1773 женщины).
В 1915 году служили: Священник Сергий Успенский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет. Диакон-священник Илия Дмитровский 50-ти лет, на службе 30 лет, в Троицком храме 13 лет. Псаломщик Владимр Завьялов 30-ти лет, на службе 7 лет.
Прихожан в деревнях: Колодино, Соснушка, Печаги, Щербаки, Чурово, Горка, Юренево, Подсосонье, Баляшиха, Дор, Макарово, Дерягино, Глотиха, Милехино, Парменово, Михайлова Нива, Медведково, Пономарево, Крутцы, Гундариха, Красуха, Пхово, Глебездово, Архангельское, Каменец, Бычиха, Марьино, Фофаново, Сапово, Сутулово, Козлы - 1670 мужчин, 1834 женщины.
В приходе сей церкви находилось шесть часовен: 1) в Глебездове, Рождества Пресвятой Богородицы, деревянная, 2) в сельце Пхове, Сошествия Святого Духа, построена в 1845 году, деревянная, 3) в деревне Каменец, Святых Мучеников Флора и Лавра, деревянная, 4) в деревне Фофонове, Святого Пророка Илии, деревянная, 5) в сельце Блавском, Святой Мученицы Александры, деревянная, 6) в сельце Манине, Святителя Митрофания, деревянная.
(По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914.)
(Фото. Анатолия Максимова. Июнь 2015 г.)
Погост Костовская Троица, Максатихинский район Тверской области
Если ехать по автотрассе из Максатихи в Лесное, то в районе деревни Колодино Малышевского сельского поселения слева, в километрах двух от дороги, можно заметить высокий холм, поросший лесом, и сквозь деревья белые стены храма с колокольней. Это и есть центр некогда богатой Костовской волости. Романтические впечатления развеиваются, когда стоишь непосредственно рядом с храмом, и только больная душа тоскует об утраченном величии.
До присоединения Новгорода к Москве часть современного Максатихинского района относилась к одной из новгородских волостей влиятельного боярина Луки Федорова. Новгородская земля по сложившейся традиции описывалась по административным округам - погостам. «Погост» - наиболее древний и архаичный термин, под которым следует искать и низший церковно-административный округ. Слово бытовало и в Северо-Западной Руси (Новгороде, Пскове), и на Северо-Востоке, но значение его временем стало не одинаковым. Значение термина «погост» менялось со временем. Зафиксированный в X в. как место сбора дани, которое установлено княгиней Ольгой, погост превращается в центр округа. Погостом назывался и сам округ, и его центральное поселение, там ставили церковь, селились священники, жили старосты. Так до XVII в. словом «погост» в Новгородских землях обозначается то, что мы привыкли называть приходом, в значении не церковной общины, а церковно-административного округа.
На Северо-Востоке Руси погост быстрее, чем в Новгородских землях, утратил первоначальное значение и превратился в кладбище или бесприходный храм при кладбище. Центр церковной жизни переместился в село, где была поставлена церковь. В Северо-Восточной Руси этот процесс к XIV в. уже практически завершился, но и в Новгородских землях при сохранении архаических черт погосты в конце XV в. уступают место сельским храмам.
Новая московская власть регулярно проводила похозяйственные переписи, что отражено в Новгородских писцовых книгах. Самые ранние датируются 1501 годом, но большая часть их содержания утрачена. Наиболее полные сведения о погостах нам дают книги 1545, 1551, 1564, 1575 годов. Так первые сведения о погосте Коства мы узнаем из книги 1545 года, сообщенные дьяком Иваном Вельяминовым. «В Костве ж на погосте церковь Михайло Архангел да теплая церковь Благовещенье Пресвятой Богородицы». То есть в селе было построено целых две деревянных церкви. Более подробное описание церкви сохранилось в книгах 1582-83гг.: «Погост в Костве на речке на Костовке. А на погосте церковь Архангела Михаила, деревянная в верхе, да в приделах Николая Чудотворца, да Александра Чудотворца Свирского, да тёплая церковь Благовещенья Святой Богородицы».
Предание, бытующее в наших краях, говорит о том, что первая церковь стояла в другом месте и была сожжена поляками в 1609 году. Позже вернувшиеся местные жители отстроили храм заново, уже на высоком холме. Благовещенская церковь была заново отстроена в 1690 году.
Но шли года, и храмы ветшали и уже не могли вмещать быстро растущее население.
В 1811 г. прихожанами, во главе с князем Алексеем Ивановичем Путятиным, было направлено прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию о разрешении построить каменную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Благовещения Богоматери и Архистратига Михаила на месте деревянной церкви Архистратига Михаила. В 1813 году Высокопреосвященнейший Владыка дает разрешение на строительство каменной церкви. Позже в мае 1824 года прихожане направляют архиепископу Ионе прошение с просьбой позволить освятить новопостроенный храм настоятелю Николо-Теребенской пустыни игумену Серафиму, так как в этом году лето выдалось жаркое и был неурожай хлеба. Собрать нужную сумму прихожанам было не под силу. Владыка позволил, и уже в январе 1825 года игумен Серафим сообщает рапортом в Духовную консисторию об освящении храма.
Старый Благовещенский храм был разобран в 1830 году.
Благочинный села Молдино священник Петр Александров подписался под документом, который называется «Клировая ведомость». В ней подробно описано, как выглядит храм снаружи и внутри, сюжеты икон и фресок, Евхаристические приборы, печи и колокола. Из этого документа узнаём, что первоначально в храме было два престола. Центральный в честь Животворящей Троицы, левый – в честь Архангела Михаила. Правый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери был сооружен помещиком М.Я. Мамышевым в 1883 году. Клировая ведомость сообщает о полном укомплектовании Троицкого храма. В ней говорится о том, что на момент построения и освящения храма здесь служил священник Павел Петрович Зверев, дьяконом был Евфимий Васильевич Стратонитский. Дьячок – Сергей Харитонович Любомиров, пономарь – Иван Иосифов. Все священнослужители имели семьи и были очень порядочны.
Вообще священнослужители Троицкого храма села Костовского на протяжении всей истории села были далеко не простые. Примечательно, что в сложное для России время, на рубеже 16-17 веков священником здесь был прапрадед известного русского ученого-химика Д.И.Менделеева Парфений Константинов.
Каменный Троицкий храм на гранитном цоколе «построен в стиле позднего классицизма. Невысокий восьмерик храма опирается на четыре пилона, между которыми переброшены подпружные арки. Восьмерик перекрыт сомкнутым сводом и увенчан небольшим фонариком. Основной объем – прямоугольник, ориентированный с севера на юг. С севера и юга фасады украшены четырехколонными портиками тосканского ордера. С востока – полуциркульная апсида. Трапезная сильно вытянута с запада на восток и перекрыта плоским потолком, который опирается на два квадратных столба. Между столбами и на стены трапезной переброшены арки.
Колокольня трехъярусная. Нижний ярус ее украшен пилястрами с трехчетвертными колоннами тосканского ордера».
Отопление храма было печное: две изразцовые печи были сооружены на западной стороне храма в трапезной. Позже еще одна печь была сооружена в алтаре.
Как сообщает нам паспорт здания, «живопись масляная, начала ХХ века. На своде восьмерика – композиция «Силы небесные», а на гранях между окнами – фигуры апостолов.
Над южным арочным проемом – композиция «Несение креста», над северным – «Снятие с креста», а над западным – «Христос на Голгофе». По сторонам боковых дверей храма были написаны фигуры святых.
Вокруг храма образовалось кладбище, которое в 1901 году было обнесено кованой железной решеткой на высоком фундаменте из дикого камня. От ограды сейчас остались ворота и местами заметный фундамент.
На кладбище покоятся помещики, строители храма, поэтому они удостоились быть погребенными у северной стены храма. А также известные и неизвестные, коренные жители и иногородние, оставившие и не оставившие след в истории края.
Особое место занимают князья Путятины. Этот древний род ведет свое начало от Рюрика. Он дал немало государственных деятелей. Путятиным когда-то принадлежало имение Блавское. Последним хозяином Блавского был князь Михаил Сергеевич Путятин, генерал-лейтенант, последний начальник Царскосельского Дворцового управления.
Костовской погост находился вблизи сельца Наташино. За годы советской власти слился с деревней, и теперь деревня называется Наташино.
В 1863 году в списках дворян Тверской губернии появляются Каллистрат Савельевич и Александра Петровна Савельевы. Дослужившись до дворянского звания, Каллистрат Савельевич должен был приобрести имение. Таковым стало имение Михайловское (Погорелка), в версте от Костовского. Александра Петровна Савельева (в девичестве Иванова) – незаконнорожденная дочь баснописца И.А.Крылова. Так что Троицкий храм стал и храмом потомков великого литератора.
Сохранилось письмо Калистрата Савельева в Императорскую Академию наук от 2 февраля 1876 года. Оно подписано: «Коллежский советник Каллистрат Савельев, имеющий жительство: Тверской губернии Вышневолоцкого уезда в с. Михайловском (Погорелка)».
Примечательно, что в начале ХХ века имение Михайловское (Погорелка) принадлежало Н.А. Стромилову, моему прапрадеду, где с 1915 года жила моя бабушка, будучи маленькой девочкой. Может быть, Савельевы продали имение моим предкам. Необычное волнение хватило меня, когда я узнал об этих страницах в истории храма и предков. Многое еще предстоит открыть.
Село Костовское становится центром 3-го благочиннического округа Вышневолоцкого уезда Тверской епархии. Благочинным округа стал протоиерей Сергий Васильевич Успенский, служивший здесь с 1885 г. Сын и невестка протоиерея Сергия учительствовали в Ново-Пховской школе. У них дома и скончался престарелый о. Сергий в 1930-х гг. Сейчас в часовне д. Ново-Пхово бережно хранится часть его пасхального облачения. Похоронен о. Сергий вместе со своей женой за алтарем храма.
В 1873 году близ церкви было построено Костовское земское двухклассное училище. Священник храма преподавал Закон Божий.
В 1901 году была систематизирована информация о храмах Тверской епархии, священнослужителях, приходских часовнях и прихожанах. Так в Тверском Епархиальном статистическом сборнике И.И.Добровольского указано, что трехпрестольный храм в с. Костовском построен в 1824 году. Священнослужители налицо. Прихожан в 426 дворах 1622 мужчины и 1773 женщины. В приходе Троицкого храма 6 часовен:
- в с-це Глебездове, Рождества пресвятой Богородицы, дер.
- в с-це Пхове, Сошествия Св. Духа, 1845 г., дер.
- в с-це Блавском св. мц. Александры, дер.
- в с-це Манине, свт. Митрофания Воронежского, дер.
- в д. Каменец, мчч. Флора и Лавра, дер.
- в д. Фофонофо, св. прор. Илии, дер.
Старожилы указывают, что была еще часовня в д. Пономарево и на кладбище близ храма.
В 1910 году епархиальное начальство повелело произвести осмотр зданий и составить документ о постановке на страхование церковных зданий и имущества. На основе документа мы знаем, что на Троицком погосте были
Троицкая церковь каменная на кирпичном цоколе, снаружи и внутри отштукатурена покрыта железом, окрашенным зеленою краской. Длинна церкви, считая и колокольню 15 саженей, наибольшая ширина 6 сажен, высота до верха карниза 2 ¾ сажени; на церкви имеется одна глава; больших окон 14 штук и 8 маленьких в куполе; дверей наружных створчатых: одна железная, три деревянные обитые железом, внутренних две одинарные и две створчатые. Иконостас в главной церкви: длинною 10 аршин, высотою 9 аршин и 2 в предельной церкви, один длинною в 4 ½ аршина и высотою 4 ½ аршина, другой длинною 3 ½ аршина и высотою 4 ½ аршина. Оценены: в главной церкви в 800 рублей и в предельной каждый по 250 рублей. Церковь отапливается пятью изразцовыми печами. Колокольня в 2 яруса, общею высотою до верха карниза 8 саженей. Ближайшая к церкви чужая постройка дом священника находится с северо-западной стороны на расстоянии 20 саженей. Церковь построена в 1824 году, строение хорошо сохранилось. Оценена вместе с иконостасом и колокольней 10000 рублей.
Амбар – деревянный бревенчатый длиною 3 сажени, шириною 3 сажени, высотою 4 аршина с дощатым полом, без потолка, покрыт деревом. Сохранился хорошо. Построен в 1880 году. Расстояние от церкви к западу в 25 саженей. Оценен в 50 рублей.
Сарай деревянный бревенчатый, 5 сажен длиною и 10 аршинов шириною и 4 аршина высотою без пола. Покрыт лучинкою. Имеет сворчатые ворота. Построен в 1909 году. Расстояние от церкви к востоку в 35 саженях. Оценен в 150 рублей.
Лавки для торговли счетом шесть под одной крышею. Длинною 9 саженей, шириною 10 сажень деревянные бревенчатые. У каждой лавки дощатые побеленные на петлях затворы. Расстояние от церкви к северу в 20 саженях. Оценены в 50 рублей.
Сторожка. Два жилых помещения под одной связью и крышею при них сени. Постройка деревянная, бревенчатая. Длинною 19 аршин и шириною 14 аршин с сенями вместе. Покрыта лучинкою. Всех окон 5 штук, высота 7 четвертей и ширина 17 вершков. Две одинаковые двери в жилые помещения и три двери тесовые на сенях. В них сторожках две русских печи. Сторожки построены в 1910 году. Расстояние от церкви к северу-востоку в 18 саженях. Оценена в 400 рублей.
Оценку составили И.д. Благочинного 3-о округа Вышневолоцкого уезда, погоста Костовского Священник Сергей Успенский.
Села Спас-Забережья священник Александр Преображенский.
Погоста Костовского священник на дьяконской вакансии Илия Дмитриевский.
Псаломщик Владимир Завьялов.
Церковный староста Максим Иванов
Представители прихода дворянин Вячеслав Алексеевич Давыдов.
Деревни Щербаки крестьянин Герман Никифоров.
На долю благочинного о. Сергия Успенского выпало и закрытие храма в 1932 году. Храм был закрыт, но не использовался под склад или другое помещение колхоза. Кованую ограду, окружавшую кладбище и храм, сняли и в кузницах перековали на бороны. Колокола были сброшены. Самый большой колокол при ударе расколол гранитное крыльцо. Остальные колокола погрузили на подводы и повезли через д. Погорелка на станцию Брусово. Старожилы рассказывали о том, что священник пошел следом за телегами и очень плакал. Начался дождь, дорога размякла. На одном ухабе телега наклонилась, и один колокол упал на торфяную обочину. Поднимать его не стали, и он постепенно погрузился в землю. Причем болото, где этот колокол лежит, до сих пор называется Колокольным. Некогда широкую дорогу сейчас даже не найти - все поросло лесом.
21 августа 1946 года Совет по делам РПЦ рассматривал прошение прихожан села Костовское, которое стало называться Наташино. 27 августа прошение было удовлетворено, и храм был открыт вновь. Обрадованные и истосковавшиеся прихожане устремились в храм: вновь причащаться, крестить и отпевать. Но Совет всё больше и больше удовлетворял просьбы райкомов и горисполкомов о переоборудовании церковных зданий под хозяйственные и культурные цели, тогда как в 1944 - 1946 г.г. считал такие переоборудования несвоевременными.
Количество действующих церквей в Калининской епархии достигло максимума в 1948 году - 98. В следующем начался обратный процесс, в первую очередь затронувший сельские храмы. Население из деревень потянулось в районные центры, Москву и Московскую область, происходило укрупнение колхозов, уменьшение числа районов области. Для многих сельских церквей это обернулось значительными экономическими потерями. Не в каждую церковь имелась возможность назначить настоятеля. Уполномоченный имел право снять двадцатку с регистрации, если службы не проводились более 6 месяцев. Первой в марте 1949 года была закрыта церковь в селе Космодемьянском Кашинского района. Далее процесс пошёл по нарастающей. Через несколько месяцев закрылись церкви в с. Толмачи Новокарельского района, с. Федово Вышневолоцкого района, с. Костовская Троица Брусовского района. Религиозная жизнь в разных районах области проявлялась не с одинаковой силой. В.Хевронов в эти годы писал, что если по ряду районов активность в подаче ходатайств об открытии снизилась, то в других районах она остаётся на высоком уровне и даже растёт. В 1949 году поступило 138 заявлений на открытие 58 церквей, из них на 5 церквей возбуждалось впервые.
И тогда уже для Троицкого храма наступила пора забвения. Старожилы вспоминают то страшное время, когда метрическими книгами растоплялись печи, в алтаре плясали самые озорные мальчишки, надев на себя одежду священнослужителей. Те же старожилы добавляют, что ни один из них не умер естественной смертью. Бог поругаем не бывает! Иконы из храма были разобраны верующими и по сей день сохраняются в домах по округе. Некоторые из них должны быть уникальны, так как этот храм расписывали ученики А.Г.Венецианова Григорий Васильевич Сорока и Никифор Степанович Крылов.
Столько известных имен связано с Троицким храмом, так неправильно забытым и изувеченным.
Летом 1968 храм обследован архитектором ЦНРМ Галашевичем А.А. и тех. Якубени В.И. Сделаны фотографии и обмер плана. План передан в Управление культуры Калининского облисполкома. Негативы и кроки обмеров хранятся в архиве ВПНРК. Троицкий храм стал памятником архитектуры стиля поздний классицизм. В сентябре 1984 года был составлен паспорт памятника архитектуры, в котором указаны дата постройки, современное состояние. Составители отмечают особый редкий ампирный иконостас.
Последние иконы были растащены в 1983 году. Храм использовался колхозом под склад зерна и удобрений. Нереставрировавшаяся крыша над трапезной храма прогнила и упала внутрь. Сохранившийся иконостас увезли в храм с. Алексейково Лесного района, где им был огорожен клирос, а позже сожжен. Центральную икону «Тайная вечеря», южную диаконскую дверь с изображением Архангела Михаила и икону Ангела с левого фронтона Тайной Вечери благодаря заботам потомка старинного дворянского рода Юреневых, строителей храма, Дмитрия Юренева отреставрировали специалисты Пермской картинной галереи. Свалившийся во время бури крест с колокольни в 2007 году сохраняется в часовне д. Ново-Пхово.
Дмитрий Юренев живет в г. Пермь. Там же был открыт и Фонд «Возрождение Троицкой церкви Михайловского Костовского погоста». Ваш покорный слуга является Членом Попечительского Совета Фонда. Пермскими специалистами было изучено состояние фундамента и стен. Но, к сожалению, расстояние не может способствовать сохранению храма. Святыня продолжает разрушаться.
В 1997 году после долгих лет забвения у стен храма совершилась молитва. Кладбище было вновь освящено священником с. Алексейково иереем Михаилом Ивлевым. Часто при входе в храм можно заметить деньги, шоколадки. Это по-особому верующие люди приносят кому-то поминание. Можно увидеть и свечи у алтаря, а на каждый праздник Святой Троицы – по сути престольный праздник – люди как и когда-то приносят веточки березки и втыкают их у Святых ворот, в двери храма, оставляют на родных могилках. Люди приносят сюда свои скорби и радости, делятся ими с усопшими и с Ангелами, которые будут здесь стоять, несмотря на мерзость запустения, до Второго Пришествия Христова.
Соловьев Н.А.,
учитель МБОУ «Пятницкая средняя школа»
Максатихинского района
Тверской области
Список использованной литературы:
Баловнев Д.А. «Приходское духовенство XV- начала XVI века по новгородским писцовым книгам (численность и особенности состава» Отечественная история. 2004 г. №4. С. 131 – 139.
Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Составитель, вступительная статья А.В. Корниловой. Л., 1980.
РУССКIЙ ПРОВИНЦIАЛЬНЫЙ НЕКРОПОЛЬ ТОМЪ ПЕРВЫЙ. ГУБЕРНIИ: Архангельская, Владимiрская, Вологодская, Костромская Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, С.-Петербургская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернiи монастыри Валаамскiй и Коневскiй
Судницын И.И. Рождение биогеохимии (тайны гениев). М., Изд-во Московского университета, 2002.
Списки населенных мест Российской империи, т. 43, Тверская губерния. СПБ., 1862, стр. 115, № 3649.
И.Добровольский. Тверской епархиальный стастистический сборник. Тверь, 1901, стр. 215-216, № 20.
ЦГИА СССР, ф. 799, оп. 33, д. 2023, «Страховые документы…», 1910 г.
Паспорт памятника архитектуры. Дата составления паспорта сентябрь 1984 г. Составитель арх. В/О «Союзреставрация» С.А. Никольский
Письмо К.С. Савельева в Императорскую Академию наук от 2 февраля 1876 года (ОР РНБ. Ф. 397 (Крылов И.А). № 58)
ГАТО, Ф. 160, оп. 15, Метрическая книга родившихся, браком сочетавшихся и умерших по церквям Вышневолоцкого уезда Тверской губернии за 1791-1890, 1861, 1862 годы (церковь села Костовское).
ГАТО, Ф. 160, оп. 6, д. 2851, л.1. Прошение прихожан Михайловского Костовского погоста Вышневолоцкого уезда архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию о разрешении построить каменную церковь, декабрь 1811 года.
ГАТО, Ф. 160, оп. 6, д. 2857, л. 1 и об. Прошение церковнослужителей и прихожан Михайловского Костовского погоста Вышневолоцкого уезда архиепископу Тверскому и Кашинскому Ионе о разрешении игумену Николаевской Теребенской пустыни Серафиму освятить построенную Троицкую церковь, 25 мая 1824 года.
ГАТО, Ф. 160, оп. 6, д. 2857, лл. 6-7, 9. Опись имущества Троицкой церкви, 23 июля 1824 года.
ГАТО, Ф. 160, оп. 6, д. 2857, л. 11. Рапорт игумена Николаевской Теребенской пустыни Серафима в Тверскую духовную консисторию об освящении Троицкой церкви, 28 января 1825 года.
ГАТО, Ф. 160, оп. 1, д.16136, л. 135-136. Клировая ведомость Троицкой церкви за 1826 год.
(По материалам сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево - Георгиевский приход села Матвеево.)
Характерный для тверской провинции пример сельского храма в стиле позднего классицизма, построенный, вероятно, по образцовому проекту И.Ф. Львова в 1824 году на средства прихожан. Храм имел три престола (Троицы, Смоленской иконы Божией Матери, Архангела Михаила).
Церковь действовала до конца 1940-х гг., разграблена в 1960-1970-х. В настоящее время брошена и превращается в руины.
Погост Костовская Троица в настоящее время легче определяется по соседней деревне Наташино, в глухих зарослях близ которой находится кладбище. Храм заметен, в первую очередь, по сохранившейся трехпролетной арке ограды с южной стороны. Хороших пропорций, украшенная стенными нишками и поясами карнизов, со срезанными наружными углами, она органично дополняет архитектуру храма. Это остаток кирпичной ограды, построенной в 1901 году.
Само здание представляет собой характерный храм-корабль с двумя приделами в теплой церкви и одним приделом в холодной. Фасады оформлены двумя симметричными портиками по четыре колонны когда-то тосканского ордера. Все детали выполнены из кирпича и из дерева, ошткукатурены.
Основной объем здания оставляет ощущение чуть более раннего здания, построенного, возможно, без проекта, но "упакованного" в ампирный фасад. Следов поздних переделок на этом здании не заметно, но, возможно, церковь возводилась в два приема - холодный храм, а чуть позже (во 2 четверти XIX века) - трапезная. Основная часть холодного храма - это восьмериковый храм со ступенчатыми тромпами, поддерживающими восьмерик. К нему примыкают узкие боковые нефы под портиками.
В пользу двух периодов строительства говорит факт, что кроме очень архаичных сводов в холодном храме, остальные помещения имели плоские перекрытия. Так была перекрыта апсида в виде полуротонды. Колокольня (в ней безусловно просматривается типовой проект 1824 года, широко использованный И.Ф. Львовым во многих храмах). И обширная трапезная с двумя симметричными приделами. Приделы расширялись в 1896 году. Отделка этой части здания очень проста, даже аскетична.
Сохранилась храмовая живопись - только в восьмерике холодного храма, но (на 2010 год) сравнительно неплохо. Это очень характерный образец местной (бежецкой, скорее всего) мастерской кон. XIX века. Уцелели изображения апостолов в восьмерике. И с утратами - крупная композиция "Отечество" по образцу росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве. Часть фигур была прописана в 1920-1930-х гг.
Судьба здания печальна. Перспектив у него на настоящий момент нет. Когда-то местной православной общине удалось почти невероятное дело - перерегистрация общины в 1940-х гг., в результате чего в церкви шли службы в 1947-1948 гг. Но теперь в окрестностях бывшего погоста нет не просто верующих, а постоянных жителей. Используется только кладбище.
Павел Иванов
(По материалам сайта Тверские своды.)