Загородье - Преображенская церковь
Село Загородье ныне Максатихинского района, от Твери 120 верст, от Максатихи 11 километров.
Церковь Преображенская, построена в 1868 году, деревянная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.
Церковные документы: опись 1862 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Георгий Гавриилович Петровский 56-ти лет, оконяил духовную семинарию, в служении с 1868 года, священником с 1871 года, состоял членом благочинного совета, депутатом, духовником и законоучителем церковно-приходской школы, награжден в 1897 году камилавкой. Псаломщик Иван Андреевич Полянский 52-х лет, в должности с 1866 года.
Прихожан в селе Загородье, в деревнях: Фомине, Замелье, Ямнике, Ручкове, Коргове, Мокшице, Хабарщине - 252 двора (740 мужчин, 745 женщин, все карелы).
В 1915 году служили: Священник Николай Никольский 44-х лет, окончил семинарию, на службе 18 лет, в Преображенском храме 2 года. Исполняющий должность псаломщика Николай Морозов 27-ми лет, на службе 1 год.
Прихожан в деревнях: Горка, Замелье, Ямники, Ручки, Фомино, Отрадное, Каргово, Мокшицы, Хабарщино - 740 мужчин, 745 женщин.
В приходе сей церкви находилось две часовни: 1) в д. Ямниках, Святителя Николая, 2) в д. Хабарщине, Преподобного Варлаама Хутынского.
Последним священником в селе был Твардовский Михаил Константинович, 1881 года рождения, уроженец города Саратова. Арестован за антисоветскую агитацию 8 сентября 1937 года, расстрелян 17 октября того же года. Полностью реабилитирован 1 июня 1989 года.
Церковь действующая, при Советской власти не закрывалась (?), перестроек и утрат не имеется. Среди икон наиболее интересны иконы пророческого типа из Николо - Теребенской пустыни.
Перед главным иконостасом установлена деревянная скульптура Нила Столбенского.
В алтаре северного придела хранится деревянная скульптурная группа «Распятие», перевезенная из церкви села Лощемля ныне также Максатихинского района.
8 января 2015 года храм сгорел.
Преображенская церковь 1931 г. Фото. из архива Бориса Орлова. |
(По материалам изданий: Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 Бориса Орлова. Фото. № 2 из архива Бориса Орлова.)
Давным-давно бежавшие из Новгорода холопы, как гласит предание, основали на Мологе город — Холопий Городок. Находился он в районе нынешнего села Загородье. В этом селе есть место, которое старые люди по привычке именуют Городком. Да и само название «Загородье» говорит, что село это основано «за городом». Холопий Городок входил в число передовых форпостов новгородцев, которые постепенно осваивали речную сеть по Мологе и ее притокам, выходили на Волгу, а затем и на ее восточные притоки.
Холопий Городок прекратил свое существование, по-видимому, в период страшного татаро-монгольскоо разгрома всей центральной и северо-восточной Руси. Разбив последнее владимиро-суздальское войско в битве на притоке Мологи реке Сити в марте 1238 года, татаро-монгольские отряды рванулись к осажденному другой частью их орды Торжку. По пути они разграбили все села и города, уничтожили почти все население. Только поэтому почти не сохранилось сведений о судьбе Холопьего городка. Правда, упоминание о Холопьем Городке появилось через 300 лет, но мимоходом. Возможно,что городок существовал в виде села и в нем проводилась ярмарка. О ней и упомянуто в нескольких источниках.
При описи 1545 года московские писцы зафиксировали сельцо Городок (все-таки, видимо, жизнь Холопьего Городка продолжалась). В сельце была церковь Дмитрия Солунского. В нем же проживал и владелец сельца Богдан Родичев, а также две семьи дворовых людей, обслуживавших помещика, поп, дьяк и другой церковный причт.
Волость именовалась Загородьем и входила в Богородицкий Топалский погост. Прошло 300 лет. В переписи 1859 года указано село Загородье (240 жителей) относившееся к Вышневолоцкому уезду, его первому стану. Центром стана (уезд делился на два стана) была Удомельская Слобода, находившаяся на берегу озера Удомля.
Ю.Смирнов
(По материалам сайта Загородье.)
Преображенский храм с. Загородье. Фото Дмитрия Дворядкина, 1990-е гг. Музей архитектуры им. Щусева |
Образование Загородского прихода
Может быть, национальной чертой карельского населения является его религиозность. Даже в настоящее время, когда все религиозные системы, в том числе и православное учение, переживают сильный кризис, наличие религиозного настроения все еще заметно среди карельского населения. Семьдесят же лет тому назад религиозные запросы, очевидно, имели большое значение, и удовлетворение их было насущной потребностью. Население придерживалось господствующей, поддерживаемой правительством, православной церкви, старообрядчества совершенно не было. Лишь можно подметить слабые следы сектантства, как раз свидетельствующие о сильном религиозном настроении населения. У Емельяна Назарова — деда Николая Александрова — жена была хлыстовка, и этот дом еще до девяностых годов поддерживал связь с хлыстами деревни Куничихи.
Приходская церковь была в 12 верстах в селе Раевском. Дорога туда шла через большой казенный лес с низкими заболоченными местами, причем до ближайшего селения — деревни Осташихи — было не менее 8 верст. При таком расстоянии и такой дороге редко приходилось бывать в церкви. Особенно затруднено было сообщение осенью и ранней весной во время распутицы. Несомненно, сильно чувствовалась оторванность от храма. Некоторый корректив вносился тем, что была часовня, но это был именно только корректив. При часовне нет причты, поэтому не бывает систематического богослужения, а у религиозно настроенного человека есть потребность периодически участвовать в общественных религиозных собраниях. Без причты не могут совершаться обряды, а выполнение обрядов, опять таки, очень существенно для верующего человека.
Понятно, что у наиболее активной и инициативной части населения должна была зародиться мысль о постройке собственного храма. Эта мысль должна была получить поддержку в двух ближайших карельских деревнях Мокшицах и Хабарщине, так же удаленных от своего приходского храма в Сельцах.
Идея о постройке церкви возникла и осуществилась снизу по инициативе самого населения. Ни Раевское, ни Селецкое духовенство не могло быть инициатором. Создание нового прихода сокращало их приходы и тем самым уменьшало доход, да и пастырский уровень и Раевского и Селецкого священников был невысок — оба сильно были подвержены распространенному среди духовенства пороку — пьянству.
Из загородских крестьян особенно много приложили сил по созданию церкви Михаил Савельев и Григорий Васильев. Первый даже получил прозвище «Святугин». Из женской части населения нужно отметить участие в этом деле Авдотьи Ивановны, сестры деда Бровиных. 0на была и сборщицей на постройку храма, и неусыпным агитатором, поддерживавшим население во все время строительства.
Чтобы задача была посильной, можно было думать только о постройке небольшой деревянной церкви. В таком направлении и были поведены хлопоты. В лесничестве выхлопотали отвод делянки, причем нелишне отметить, что делянка была отведена больше чем за 10 верст от Загородья. Трудно сказать, чем был вызван такой отдаленный отвод при наличии казенных лесов около Загородья. Во всяком случае, в этом факте не видно желания облегчить постройку церкви. Лес вывозился самими крестьянами. По словам старика Василия Евсеева, делянка не была использована полностью, так как иногда крестьяне вместо того, чтобы ехать в отведенную делянку рубили лес близ Загородья. Так, по его рассказам, лес для колокольни был вывезен из Кененагушки, отведенной в общий лесной надел Раевской вотчины. Камень для фундамента также вывозился крестьянами бесплатно. На денежные расходы была выхлопотана ссуда, кажется, в 2 тысячи рублей. Насколько само население шло навстречу устройству церкви, подчеркивается тем фактом, что ссуда погашалась аккуратно и была выплачена своевременно.
Церковь была освящена в 1866 году. У населения такое было сильное желание скорее иметь свой храм, что консисторская медлительность в выполнении всяких формальностей производила впечатление сознательного тормоза. Склонны были думать, что есть препятствия со стороны благочинного священника села Костовского. Новый благочинный, сменивший костовского священника, с большим вниманием встретил всякие заявления, получилось впечатление, что благодаря его стараниям ускорено было освящение церкви.
Освящение церкви было большим праздником для села. Василий Евсеев, вспоминая об этом, особенно подчеркивал радостное всеобщее настроение. Все были объединены одной мыслью: дождались своей церкви.
Образовавшийся около церкви приход был небольшим. Основное ядро составляли Загородье, Мокшицы и Хабарщина. Две небольшие русские деревни Коргово и Замелье также принимали участие в постройке церкви и сразу же вошли в состав прихода. Присоединился и выселок из Андреянихи — деревня Фомино. Таким образом, около церкви объединилось около 130 дворов с семьюстами всего населения. Русские деревни Ручки и Ямники присоединились к Загородскому приходу спустя десять лет. Произошло это уже при моем отце.
Первый священник о. Василий Обудовский прослужил около трех лет и в 1869 году ушел, перейдя в с. Скиржи. Его преемник о. Петр Никольский пробыл год с небольшим и при первой же возможности перешел в другой приход. Таким образом, за 4 года сменилось два священника. Очевидно, были нелегкими материальные условия жизни священника в небольшом только что образованном приходе.
В конце 1871 г. место священника в с. Загородье было предоставлено Георгию Гаврииловичу Петровскому. Посвящение было совершено в Твери архиепископом Филофеем 22 ноября по ст. стилю, в день праздника св. Михаила Тверского. По принятому обычаю некоторое время после посвящения священник Петровский для практики служил в Твери. В Загородье же приехал в декабре после Николы перед святками.
В первые же дни по приезде отца Георгия в Загородье активной частью прихожан был устроен сбор хлеба и разных деревенских продуктов, и все это доставлено батюшке. Так как в семье священника был годовалый ребенок, то чувствовалась необходимость в корове. При содействии прихожан и это была разрешено. С большим трудом построившие церковь и добившиеся открытия прихода прихожане не могли не заботиться о вновь прибывшем священнике. Насколько было внимательное отношение видно из того, что были приняты меры к обеспечению ржаной соломой, необходимой для постилки на дворе. Чувствовалось, что есть группа, на которую можно опереться. Такая встреча и дальнейшее внимательное отношение со стороны прихожан повели к тому, что отец Георгий привязался к Загородью и остался предан приходу до старости.
Из воспоминаний С.Г. Петровского
(По материалам сайта Русские дороги: краеведение, история, путешествия.)
(Фото. № 3 из архива группы Православный Вышний Волочёк в Контакте.)