МАКСАТИХА - Всехсвятская (Рождества Христова) церковь
п. Максатиха, ул. Колхозная
Всехсвятская церковь построена в XIX столетии, в первые годы Советской власти была закрыта, а в 50-е годы была предпринята попытка разрушить храм. В настоящее время храм восстановлен и является действующим.
Количество алтарей: 1
Чтимые святые: святитель Николай Мирликийский, архиепископ, чудотворец, великомученик Георгий Победоносец
Настоятель и председатель приходского совета: протоиерей Лисицын Алексий Евгеньевич
Христорождественская церковь, построена в 1827 году, каменная престолов 3: в холодной Рождества Христова, в тёплой: правый Дмитрия Ростовского, левый Священномученика Власия. В 1901 году в церкви служили: Священник Александр Павлович Павский 65 лет, окончил духовную семинарию, священником с 1861 года, награждён в 1898 году наперсным крестом. Псаломщик Павел Александрович Павский 26 лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1894 года. Церковный староста крестьянин Ефим Прокопович Ларионов в должности с 1890 года. Прихожане в сельцах: Александровском, Обрыве, Заречье, Высоком, в селе Максатихе, в деревнях: Ривице, Хмелевой, Княжове, Сидоркове, Борке, Павловске, Замеглине, Петровске, Ершовце, Оранахе 210 дворов (675 мужчин, 727 женщин.).
(По материалам официального сайта Тверской епархии и издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901.)
(Фото. № 1 с сайта Максатихинского благочиния Бежецкой епархии Тверской митрополии. Фото. № 2 с сайта Всехсвятскогоа храм пос. Максатиха. Фото. № 3 horvat.)
В престольный праздник храма (11.06.2023) в день памяти всех Святых от века Богу благоугодивших Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Удомельский освятил Поклонный крест, установленный за алтарем храма, на том самом месте где раньше стояли деревянные церкви.
Крест был изготовлен из белого Старицкого камня замечательным скульптором Николаем Борисовичем. Сердечно благодарим его за труды.
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
(По материалам группы Храм «Всех Святых» (пос. Максатиха) в Контакте.)
(Фото. № 4 из группы Храм «Всех Святых» (пос. Максатиха) в Контакте.)
В 1827 году в Максатихе построили каменную Христорождественскую церковь. Храм был основан Львом Мельницким и его супругой Верой в благодарность Богу за спасение на войне 1812 года.
Первым священником церкви стал Григорий Григорьев.
В справочнике А. В. Матисона «Городское и сельское Духовенство Тверской епархии в середине XIX века» имеется запись:
«Село Максатиха. Священник Иоанн Иванович Богородский – 34. Жена Наталья Ивановна – 36. Дети: Александр – 11, Иван – 7, Николай – 3, Екатерина – 4. Дьячок Алексей Матвеевич Тяжелов – 42. Жена Евдокия Федоровна – 37. Дочери: Павла – 13, Мария – 7, Екатерина – 4. Пономарь Василий Павлович Маслов – 26. Заштатные: Умершего священника Григория Григорьева дочери: Матрона – 53, Марина – 47. Умершего священника Иоанна Алексеевича Березина дочь Анна – 39, при брате – столоначальнике Тверской казенной палаты Николае Алексеевском, свояченица священника Богородского. Умершего дьячка Павла Иванова жена Мария Ивановна – 46, мать пономаря Маслова. Дети: Петр Маслов – 15, Елизавета – 27, Анисья – 19, Александра – 17. Умершего пономаря Федора Афанасьева жена Екатерина Ефимовна – 61, теща дьячка Тяжелова. Дочь Мария – 36».
В 1861 году в чине священника служил Александр Павлович Павский.
В 1878 году штат прихода Максатихинской Христорождественской церкви состоял из настоятеля священника Александра Павского, псаломщика (исполнял должность псаломщика) дьячка Василия Маслова, сверх штата пономарь Матвей Тамерланов.
В 1887 году церковь владела 13 коровами, 3 телятами, 4 овцами, 3 свиньями и 18 нежилыми помещениями, 36 десятинами земли, из которых 14 десятин занимала пашня, 15 десятин - дровяной лес. 24 десятин церковной земли сдавались в аренду исполу местным крестьянам. Урожаи, собираемые с церковных полей, оставались небольшими и отличались от крестьянских.
Характеризуя экономическое положение Максатихинской церкви, следует указать, что она являлась, наверное, самой бедной в Бежецком уезде. В начале двадцатого столетия по существу не произошло заметных изменений к лучшему, в том числе и в обеспечение землей и скотом. В 1900 году ее доход равнялся 400 рублям и был самым маленьким в уезде. Правда, в 1915 году он увеличился в два раза и достигал 800 рублей, хотя по-прежнему, он оставался низким, по сравнению с другими церквями. Главная причина - небольшая численность Максатихинского прихода. В 1858 году число прихожан равнялось 887 человекам, в 1887 году - 1315, в 1900 году их количество поднялось до 1392, а в 1915 году до 1489 человек. К данному приходу были приписаны жители Максатихи, Ривицы, Борка, Павловска и других селений, также как и дворяне, проживающих вблизи в своих сельцах. В связи с малочисленностью прихода притч состоял из двух человек: священника и псаломщика. В 1900 году в чине священника работал Александр Павлович Павский, 65 лет. На церковной службе он находился с 1861 года. Должность псаломщика занимал его сын, Павел Александрович, 26 лет. Оба церковных служителя закончили духовную семинарию, их общая годовая зарплата равнялась 83 рублям 99 копейкам. К 1915 году ее размеры не выросли, хотя доход церкви к этому времени, как сказано, вырос в два раза. К 1915 году бывший псаломщик Павел Павский был произведен в сан священника, обязанности псаломщика исполнял Иван Васильевич, 26 лет, образование он получил только в церковно-приходской школе.
Максатихинское духовенство, как и в других местах, играло важную роль в религиозном развитии селян, в повышении их образовательного уровня. Первая школа в селе открылась в 1872 году. В 1889 году она размещалась на расстоянии 0,5 версты от селян и в ней обучалось 34 ученика. С 1889 года учительницей работала А.А. Павская, дочь священника, без специального педагогического образования. Ее годичное жалование составляло 50 рублей.
В 1896 году при Максатихинской Христорождественской церкви открылась церковно-приходская школа, после этого земская была закрыта.
Здание Максатихинской школы было очень красивой архитектуры, деревянное, двухэтажное. На первом этаже находились два класса, из которых один очень просторный, и сторожка, а на втором этаже (мезонине) квартиры для учителей. Школа построена у самой церковной ограды. На строительство школьного здания г. Е. П. Ларионов израсходовал из своей собственности более 4000 рублей. На должность учителей Максатихинской двухклассной школы Бежецким Уездным Отделением Епархиального Училищного Совета были избраны окончившие курс в Тверской Духовной Семинарии Н. Павский и Д. Комаров. Кроме того нештатным (третьим) учителем школы стал местный псаломщик, окончивший курс Семинарии П. Павский, который ранее, с 1891 года исполнял учительские обязанности в Максатихинской одноклассной школе, - знаток церковного пения и умелый руководитель организованного им местного церковного хора.
Освящение вновь построенного школьного здания двухклассной церковно- приходской школы в с. Максатиха Бежецкого уезда состоялось 21 сентября 1897 года.
Школа размещалась в церковном доме, на её содержание выделялось 155 руб. 42 коп. местных церковных денег.
В 1900 году в ней насчитывалось 110 учеников. В школе занятия вели два учителя: Павел Павский, имевший годичный оклад 110 руб. и Михаил Богородский. Он имел жалование 200 руб. Оба педагога закончили духовную семинарию. Закон Божий преподавал священник Александр Павский, заработок которого равнялся 50 руб. Максатихинская церковно-приходская школа по численности обучающихся в ней детей была самой большой. В 1905-1906 гг. в школе значилось 116 учеников, в том числе 74 мальчика и 42 девочки. В ней работали два учителя. В связи с переходом в уезде ко всеобщему начальному обучению количество детей в максатихинской школе снова увеличилось.
В 1910-1911 гг. в ней было 133 учащихся, из них 85 мальчиков и 48 девочек. Из всех учащихся большинство относилось к детям близлежащих селений, расположенных рядом с Максатихой, тогда как непосредственно максатихинские жители составляли в школе меньшинство.
В 1912 году в Максатихинской двухклассной школе учащихся было 76 воспитанников и 64 воспитанницы, из них во втором классе 19 человек. В школе работали два учителя и одна учительница, из них двое со средним образованием. Учебно-воспитательное дело велось со значительным успехом по всем предметам, не исключая и церковного пения, которое преподавал заведующий – законоучитель школы священник Павел Павский.
В 1913 году из 30 детей школьного возраста Максатихи школу посещали только 21, т. е. примерно 1/3 детей не училась. Это был один из худших показателей в уезде в тот период времени, когда учёбой оказалось охвачено около 70 процентов детей школьного возраста.
Рассматривая уровень образования сельчан, нельзя не сказать и о положительном значении в этом деле народной библиотеки, которая явилась первой в Бежецком уезде. 12 января 1896 году библиотека открылась при Максатихинской церковно-приходской школе и называлась Рыбинской; она обслуживала население близлежащих деревень в радиусе пяти верст. С самого начала учреждения библиотеки ею заведовали священники; Александр Павский и Павел Павский. В 1913 году в библиотеке насчитывалось 641 книга, в том числе 272 – по религии, 167 – по словесности, 30 – по истории, 22 – по естествознанию. За год читатели взяли 237 книг, из них – 95 – по словесности, 44 книги религиозного содержания, 19 – исторического, 10 – по географии.
Церковь в 1920-х годах ещё работала. Славилась она у населения своим хором. Состоял он из жителей деревни и посёлка. Хор исполнял очень сложные концертные песнопения в четыре голоса и равных ему тогда в волости не было. Несколько лет регентом была Карговская Елена Ивановна. В конце 1930-х годов церковь была закрыта. В 50- годы храм пытались разрушить.
Количество алтарей: один. Престолов три: в холодной рождество Христово, в теплой: правый Димитрия Ростовского, левый Священномученика Власия.
В настоящее время священником Всехсвятской церкви является Благочинный церквей Максатихинского округа настоятель Всехсвятского храма протоиерей Виталий. С приходом отца Виталия многое в храме и вокруг него изменилось к лучшему. Сначала был заменен купол храма, и не просто заменен, а сделан по образцу фотографии прошлых лет, которую предоставили жители поселка из своего семейного архива. Надо отметить, что с самого начала вместе с церковью была построена и колокольня, но в неспокойные советские времена ее снесли и сейчас есть в планах строительство такой же колокольни, что и была ранее. Но, а пока построена небольшая колокольня. Вместо колоколов сначала использовали газовые баллоны. Отец Виталий лично разрезал баллоны на стаканы разной длинны и при ударе молотком, получался звон разных тонов. Эту колокольню поначалу называли «колонча». Вскоре церковь приобрела шесть колоколов. И «голос храма» стал слышан далеко по поселку. Позади храма раньше было расположено захоронение священников.
Но в советское время обозначение этих захоронений было уничтожено. Сейчас на этом месте возвышается крест, который в дальнейшем планируют обнести оградой. Также в будущем будут восстанавливать забор вокруг храма. Цель всех ремонтных работ не просто сделать хорошо, а восстановить историю храма. В самой церкви отремонтировали алтарь, отреставрировали иконостас, произвели масштабный косметический ремонт. За эти два года храм не только зрительно привлекает внимание. Увеличилось число прихожан, которые не равнодушны к реставрации церкви. Они разбили чудесный цветник у входа в храм, который радует глаз своим цветением, ухоженностью.
Самое главное достижение, - это открытие 5 октября 2008 года воскресной школы для детей. Каждое воскресение ребята посещают уроки; добротолюбие, Закон Божий, церковное пение, рисование. Уроки ведут сам батюшка, учителя начальной школы. Они являются не только специалистами своего дела, эти людьми очень светлыми и добрыми. Уроки проходят в спокойной обстановке, они получают не только дополнительные знания, но что самое главное, учатся уважать, понимать друг друга. Для ребят устраивают праздники, их окружают заботой и вниманием. С нового учебного 2009 года откроется урок резьбы по дереву, который, несомненно, привьет детям любовь к труду.
Много еще планируется восстановительных работ, но отца Виталия это не пугает. Главное, что все идет к улучшению и результат от проделанной работы придает сил.
В настоящее время храм восстановлен и является действующим.
ПАВСКИЕ
Протоиерей о. Александр Павлович Павский
(1834 – 19.02.1911)
Александр Павлович Павский был сыном псаломщика из села Спас-Забережье Вышневолоцкого уезда. Суровое детство выпало на его долю: на седьмом году от рождения умирает отец, доставлявший хоть и скудные средства для своего семейства. В молодые годы он сам бродил за сохой, молотил хлеб и веял. Несмотря на свою бедность и сиротство, о. Александр получил надлежащее духовное образование в Новоторжском духовном училище, а затем в Тверской духовной семинарии, которую окончил в 1859 году.
Указом Епархиального Начальства от 19 февраля 1861 года он был определён в священники к Христорождественской церкви села Максатихи, а 25 марта этого же года рукоположен в священники в Тверской Владимирской церкви Высокопреосвященнейшим Филофеем, Архиепископом Тверским и Кашинским, и ровно пятьдесят лет священствовал на одном приходе.
В самом начале своего служения в с. Максатиха много хлопот и забот пришлось пережить о. протоиерею, но сознавая их неизбежность, он всё терпеливо переносил, лишь бы только принести пользу для прихода. Время начала пастырского служения было временем весьма тяжёлым для сельского населения: оно только что было освобождено от крепостной зависимости, переживало важный исторический момент в своей жизни, нуждаясь в сильной нравственной поддержке и авторитетном слове. Отец Александр, идя навстречу нуждам сельского населения своего прихода, в 1874 году открыл в с. Максатиха земское училище, для которого по случаю пожара, дважды устраивал приличные здания на средства, изысканные им на месте. В 1884 году, когда в России появились церковно-приходские школы, он немедленно перевёл своё училище в разряд этих школ, а в 1896 году свою одноклассную церковно-приходскую школу преобразовал в двухклассную, построив, опять на местные средства, прекрасное здание. Он с увлечением преподавал Закон Божий не только в своей церковно-приходской школе, но и в двух земских школах: Зареченской и Ломской. За свои труды по начальному народному образованию он был награждён Библией, выдаваемой Священным Синодом, и орденом Святой Анны 3-ей степени.
Первой заботой о. Александра всегда было украшение храма, благолепие богослужения и проповедание слова Божия. Благодаря его заботам вокруг храма устроена редкая по своему качеству ограда – железная на тёсаном гранитном фундаменте. А в 1906 году при нём заново отремонтирован внутри главный храм (летняя церковь). Богослужение он совершал почти каждый день – благообразно и по чину. Проповедь у о. Александра лилась из уст постоянно: он поучал прихожан на утрени, литургии, вечерни, требах, вообще при всяком удобном случае. Он не мог представить богослужения без наставления, без проповеди. В большие праздники он ходил по домам прихожан и делал им своё пастырское наставление. Кроме трудов по благоустройству прихода и по начальному образованию, о. Александр нёс немалые труды по поручению Епархиального Начальства: дважды он был избран членом благочинного совета, духовником благочинного округа и дважды исправлял должность благочинного.
Из Тверских Епархиальных Ведомостей за 1897 год : «Благочинный 7-го округа, Бѣжецкаго уѣзда, священникъ Александръ Разумовскій, согласно прошенію, уволенъ от должности благочиннаго, а на мѣсто его Епархіальным Начальствомъ 8 февраля сего года назначенъ исправляющим должность благочиннаго священникъ села Максатихи Александръ Павскій».
Среди прихожан без различия звания, отец Александр пользовался большим авторитетом, хотя никогда не прибегал к крутым мерам пастырского воздействия. Нежность и задушевность его в обращении с прихожанами, соединённая с глубокой религиозностью, изумляли всех, кто только впервые знакомился с ним. О чём бы ни начинал говорить о. Александр, прежде воздавал хвалу Богу и осенял часто себя крестным знамением.
«Въ часы пастырскаго досуга о. Александръ съ увлеченіемъ слѣдилъ за богословской литературой и ревностно занимался хозяйствомъ».
Несмотря на свой преклонный возраст, он не был отсталым человеком и потому в состоянии был дать стойкий отпор всякому новому веянию, направленному в ущерб религии и нравственности. В сан протоиерея о. Александр был возведён 12 июля 1907 года.
22 октября 1910 года в день Казанской Иконы Божией Матери отец протоиерей в последний раз совершил божественную литургию и, возвратившись в дом, вынужден был слечь в постель и выйти со службы за штат.
19 февраля 1911 года унылый звон большого церковного колокола оповестил паству о тихой и мирной кончине горячо любимого ею пастыря. Около гроба покойного почти непрерывно совершались панихиды.
22 февраля тело почившего было предано земле около храма.
Протоиерей, священномученик Димитрий Александрович Павский
(16.01.1874 – 14.08.1937)
Священномученик Димитрий родился 16 января 1874 года в семье потомственного священника Александра Павловича Павского в селе Максатиха Максатихинского уезда Тверской губернии. Рос весьма любознательным и способным ребёнком, очень интересовавшимся церковной историей. Со временем он окончил духовное училище, затем Тверскую духовную семинарию. В 1899 году со степенью кандидата богословия завершил своё образование в Казанской духовной академии. После окончания академии Димитрий Павский в сане диакона, а затем протодиакона служил в городе Ржеве Тверской губернии, сначала преподавателем арифметики и геометрии, а с 1901 года преподавателем русского языка и дидактики в епархиальном женском училище.
1 июля 1901 года он назначен заведующим и законоучителем Леушинской церковно-учительской женской школы Новгородской губернии, а 20 июля состоялось его пресвитерская хиротония (посвящение).
27 июля 1904 года определением Святейшего Синода он был переведён в Минск на должность епархиального наблюдателя «школ церковно-приходских и грамоты Минской епархии» с причислением к клиру кафедрального Петро-Павловского собора.
Очень скоро в среде минского духовенства отец Димитрий приобрёл широкую известность и зарекомендовал себя с самой положительной стороны.
Он был активным членом Минского православного народного братства во имя Животворящего Креста Господня основанного в 1907 году.
С самого начала своей деятельности братство стало проводить внебогослужебные беседы в храмах Минска. До 500-800 человек слушателей привлекали эти беседы, среди которых было немало и городской интеллигенции. На братских беседах среди других лекторов регулярно выступал и отец Димитрий. Кроме организации публичных бесед братство учредило Справочное бюро для оказания помощи православным людям в трудоустройстве, оказывало материальную помощь нуждающимся, помогало в погребении умерших бедняков, делало и многое другое. Братство обращалось с воззванием к православным не отдавать своих детей в католические школы.
Среди пожизненных членов общества были такие выдающиеся личности, как митрополит С. – Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В июне 1908 года он нёс послушание инспектора и преподавателя временных педагогических курсов для учителей и учительниц церковных школ Минской епархии. 8 октября 1908 года был назначен на должность председателя Минского епархиального училищного совета.
Активное участие принимал отец Димитрий и в подготовке первого (после 300-летнего перерыва) съезда представителей западнорусских православных Братств, инициированного Минским Народным Братством, проходившего в Минске 29-31 августа 1908 года. Председателем съезда единодушно был избран отец Димитрий. На съезде он сделал доклад о тайных польских школах, обнаруженных в Минской губернии, и о сохранении русских школ грамотности.
Ко дню 25-летия существования церковно-приходских школ, 13 июля 1909 года, отец Димитрий был награждён серебряной медалью с правом ношения на груди на двойной Владимирской и Александровской ленте.
16 июля 1910 года священник Димитрий Павский был назначен настоятелем Минского кафедрального собора, а 30 июля 1910 года возведён в сан протоиерея. За ревностное и добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей он 6 мая 1911 года был награждён от Св. Синода наперсным крестом.
Несколько позже отец Димитрий был «Всемилостивейше пожалован фотографическим снимком с изображением Государя императора, Государыни императрицы Александры Феодоровны и Наследника цесаревича».
Помимо настоятельных трудов, отец Димитрий с конца 1911 года трудился в качестве члена Минской Духовной Консистории. В марте 1912 года он был уволен с консисторской службы и назначен преподавателем в Минскую Духовную Семинарию, где читал лекции по обличительному богословию, истории и обличению раскола и сектантства. Кроме того он состоял членом-сотрудником и делопроизводителем Минского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, членом Минского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества, секретарём совета Минского отдела Всероссийского Национального Союза, а с 1915 года был цензором Минских Епархиальных Ведомостей.
Фото. из архива Дениса Ивлева. 1968 г. |
В самом начале 1915 года во время Рождественских Святок отец Димитрий сопровождал Преосвященнейшего Митрофана, епископа Минского и Туровского, в поездке по приходам, расположенным в непосредственной близости от боевых действий.
В сентябре 1915 года отец Димитрий (временно) исполнял обязанности настоятеля Колпинской церкви.
В 1916 году Главнокомандующий армиями западного фронта генерал-адъютант А. Е. Эверт наградил отца Димитрия за усердную службу и труды, понесённые в военное время, орденом Св. Владимира 4 степени.
В 1917 году отец Димитрий при неизвестных обстоятельствах покидает кафедральный собор и становится настоятелем церкви Святого Духа в Острошицком Городке бывшего Минского уезда.
9-10 августа он принял участие в проходившем в Минске съезде представителей Минской епархии, сопротивлявшихся обновленческому движению и старавшихся сохранить каноническую связь с Московской Патриархией.
В 1931 году отец Димитрий был впервые арестован за то, что не пожелал отречься от сана священнослужителя. Формально отцу Димитрию предъявили обвинение в агитации против образования колхозов. Осуждённый Острошицко-Городецким народным судом, он был приговорён к пяти годам заключения в концлагере. В феврале 1932 года в Минске был арестован сын отца Димитрия Александр. Обвинённый в «подделке документов заключённому, который сбежал из концлагеря», он был осуждён в июле того же года к трёхлетней ссылке в Казахстан. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Фото. из архива Дениса Ивлева. 1968 г. |
Досрочно освобождённый из лагеря, отец Димитрий переехал на жительство в Тверскую губернию, откуда был родом, и занял место настоятеля приходской церкви села Ульяново Погорельского района. Здесь в июле 1937 года его арестовали второй раз, предъявив совершенно надуманное обвинение в «контрреволюционной шпионской деятельности».
Везде, где бы ни служил отец Димитрий Павский, он пользовался большим авторитетом, любовью и уважением среди верующих. В суровое время гонений на Церковь Христову отец Димитрий нередко открыто высказывал свои взгляды на происходящее.
На допросе он вёл себя с удивительным спокойствием, с ясным сознанием того глубокого, неземного смысла, которым было исполнено его страдание. Его допрашивали всего один раз. После этого, ввиду предвзятости задаваемых вопросов, он отказался о чём-либо разговаривать со «следователем». Виновным себя ни в чём не признал и на допросе никого не оговорил.
10 августа 1937 года Особая тройка УНКВД Калининской области приговорила Димитрия к расстрелу. 14 августа 1937 года в час ночи во внутренней тюрьме города Зубцова Калининской области отца Димитрия расстреляли.
27 апреля 1989 года прокуратура Тверской области реабилитировала протоиерея Димития Павского.
12 декабря 1999 года протоиерей Димитрий Павский был прославлен в лике 23-х новомучеников - местночтимых святых Минской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года – в числе новомучеников и исповедников Российских XX века. Память его совершается 15/28 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Иерей Григорий Александрович Павский
(1880 – 17.09.1937)
Родился в п. Максатиха Тверской губернии в семье потомственного священника. Окончил духовное училище, Тверскую духовную семинарию. В 1905 году окончил Московскую духовную академию, и в декабре этого же года был назначен помощником инспектора Тверской духовной семинарии. В конце 1906 года, видимо по ходатайству своего брата, он перевёлся в Минск на должность преподавателя всеобщей и русской гражданской истории и географии в Минское женское духовное училище. Уже в Минске Григорий Александрович всерьёз заинтересовался местной церковной историей. Им была даже составлена «Краткая история Западно-Русского края от начала русского государства до наших дней», изданная в 1910 году Минским православным народным братством. «Краткая история» представляла собой нечто вроде учебного пособия для местных духовных училищ. В том же году Григорием Павским в Минске были изданы «Записки по истории Западного Края России». В дальнейшем он готовил к печати обширный труд по тому же предмету, который, впрочем, по обстоятельствам времени видимо так и не был завершён.
В тридцатых годах XX века отец Григорий уехал из Белоруссии в Максатиху и служил в родном отцовском Максатихинском приходе. Именно здесь на родной земле и суждено было обоим братьям принять мученический венец за веру Христову.
Буквально через неделю после ареста старшего брата отца Димитрия, был арестован младший брат – священник Григорий Павский. Обвинение – «антисоветская агитация». 13 сентября 1937 года он был приговорён к высшей мере наказания и 17 сентября расстрелян.
1 июня 1989 года прокуратура Тверской области реабилитировала иерея Григория Павского.
Все члены семьи Павских подверглись репрессиям 1920-х – 1930-х гг. Дальнейшая судьба их неизвестна.
Библиография:
1. Двухклассные школы. – В кн.: Отчёт о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912 – 13 учебном году. – Тверь: Губернская Типография, 1913. – с. 58.
2. Жития священномучеников Минской епархии, 1-я пол. XX в. / Авт.-сост. : свящ. Ф. Кривонос. – Минск, 2002. – с. 97 – 100.
3. Житков Е. В. Посёлок Максатиха. – Б. м., 1995. – с. 26 - 27.
4. Климин И. И. Очерки по истории Бежецкого уезда Тверской губернии. Ч. 1, 2002. – с. 230 – 231.
5. Климин И. И. Очерки по истории Бежецкого уезда Тверской губернии. Ч. 2. - СПб. : Клио, 2002. – с. 224 – 225, 228 – 231.
6. Книга Памяти жертв политических репрессий Калининской области : мартиролог, 1937-1938. Т. 1. - Тверь : Альба, 2001.
7. Максатихинская церковь // Тверские епархиальные ведомости. - 1878. – 1 июня (№ 11). – с. 79.
8. Отчёт о состоянии церковных школ Тверской епархии в 1912 – 13 уч. году. – Режим доступа: https://docs.tverlib.ru/kraevedenie/lb0000587/
9. С. Максатиха: (О Христорождественской церкви с . Максатиха). – В кн. : Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год / издание Тверской Духовной Консистории. - Тверь : Типо-Литография М.В. Блинова, преемника Н.М. Родионова, 1914. – с. 67.
10. Тверской епархиальный статистический сборник [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://archives.tverreg.ru/Тверской-епархиальный-статистический-сборник. - с. 132-133.
11. Воспоминания местных жителей.
(По материалам сайта Максатихинского благочиния и материалам электронного издания Храма благовест святой. ( К 195-летию со дня основания Христорождественского храма в с. Максатиха). - Максатиха, 2022.)
(Фото. № 5-8 с сайта Максатихинского благочиния Бежецкой епархии Тверской митрополии. Фото. № 9, 10 с Неофициального сайта посёлка Максатиха. Фото. № 13 из электронного издания Храма благовест святой. ( К 195-летию со дня основания Христорождественского храма в с. Максатиха). - Максатиха, 2022. Фото. № 11, 12, 15, 16 из группы Раевское ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ в Контакте. Фото. №17 Дениса Ивлева из группы Раевское ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ в Контакте. 2022 г. Фото. № 14 с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.)