Михайлова Гора - Преображенская церковь
Село Михайлова Гора ныне Лихославльского района, от Твери 55 верст, от Торжка 40 верст, от Лихославля 20 километров.
Преображенская каменная церковь построена в 1860 году с тремя престолами: Преображення Господня, святителя Николая, святой мученицы Параскевы.
В приходе 23 деревни, 397 дворов, 1436 мужчин и 1581 женщина, все карелы.
Построены восемь часовен: деревня Терешкино - святых Флора и Лавра, деревня Тимошкино - Успения Божьей Матери, деревня Затулки - святых апостолов Петра и Павла, деревня Гутты - святых Космы и Дамиана, деревня Жерихово - Преображения Господня, деревня Лужки - Рождества Пресвятой Богородицы, деревня Каменка - Иоанна Предтечи.
В 1767 году в селе была построена деревянная Никольская церковь, которая к середине XIX века пришла в ветхость.
В этой церкви хранилось старое Евангелие, напечатанное при царе Алексее Михайловиче в 1668 году.
Разрешение на строительство новой каменной церкви было получено в 1852 году. В то время село принадлежало удельному ведомству царя, другие деревни прихода принадлежали разным владельцам: Повало-Шейковскому, генерал-лейтенанту Я.Я. Воробьеву (1792 - 1869 гг.), инженеру, коллежскому советнику С.И. Серебретинскому (1812 - 1876 гг.), князю Эгалычеву. К строительству церкви приступили в 1857 году, а уже в 1860 году церковь была освящена. В 1880 году один из приделов церкви сделали теплым, в 1882 году церковь оградили. В 1904 году построена церковная сторожка с бревенчатыми сенями. Церковь стоит в центре сельской площади, здание кирпичное на гранитном цоколе. Церковь была закрыта в 1965 году, в настоящее время не действует. Не сохранилась церковная сторожка, от ограды осталось лишь гранитное основание, кровля утрачена, полы прогнили, сильно пострадала настенная живопись.
В 1901 году служили: священник Савва Макарович Михайловский, 55 лет, на службе с 1869 года, священником с 1876 года. В 1915 году священником служил Иван Тугаринов, 27 лет.
Дьякон Василий Васильевич Рождественский, 40 лет, на службе с 1879 года, дьяконом с 1886 года, в 1915 году на этой должности служил Федор Таиров, 39 лет.
Псаломщик Павел Матвеевич Алимпиев, 33 года, в должности с 1888 года, в 1915 году продолжал службу.
Последним священником в селе был Арсений Михайлович Соколов, 1892 года рождения, уроженец деревни Заобразье Осташковского уезда. Арестован за антисоветскую агитацию 8 октября 1937 года, расстрелян 3 ноября того же года. Полностью реабилитирован 16 марта 1989 года.
(По материалам издания Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)
(Фото. № 1 Pashkin с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 2 Бориса Орлова.)
Характерный для раннего периода эклектики в Тверской губернии храм, построенный в одном их крупных карельских сел. Пятиглавая трехпрестольная церковь (Преображения, святителя Николая, Параскевы Пятницы) выстрона на средства прихожан в 1857-1860 годах. Незначительно перестраивалась (делались печи) впоследствии.
Храм действовал до 1962 года. Его существущее крайне плачевное состояние - показатель, как можно довести до такого вида здание, еще сорок лет назад совершенно целое. Храм заброшен, рядом с ним построена небольшая деревянная часовня. Восстановление не планируется.
Здание Преображенской церкви построено на месте двух сменивших друг друга деревянных церквей в одном из самых больших карельских сел Новоторжского уезда. Это определило монументальный характер постройки, быстроту его возведения и высокое качество кладки.
Его состояние, несмотря на аварийное положение с кровлей, не очень заметно изменилось за двадцать лет. Лишь центральная глава разрушается быстро и, вероятнее всего, в ближайшие годы шатер на ней рухнет.
Стилистически постройка примыкает к большей группе "тоновских" церквей, которые возведены, на самом деле, по проектам губернского архитектора И.Ф. Львова, в эти последние годы своей работы на должности выполнявшего проекты в таком вкусе. Они узнаются по очень робким еще "русским" деталям, выразившимся в луковичных главах и шатрах.
Кроме "русских" деталей попадается и такая "готика" как западный притвор, с тонкими штукатурными пилястрами-нервюрами.
По сути же перед нами не более чем привычный ампирный храм, конструктивно мало отличающийся от обычных ротонд на четырех пилонах-столбах. В интерьере это особенно заметно.
Разумеется, специфические индивидуальные черты присутствуют и здесь. В частности, угловые главы, решенные в виде колоколен, в интерьере - настоящие купола, только не световые. Угловые кампартименты хорошо выделены в общем пространстве храма - хотя никакой функциональной необходимости в этом нет.
Свод над западным руковом креста - полуциркульный, с широкой распалубкой, как в обычной позднеклассической церкви.
Все алтари располагались в ряд.
Избыточная зальность (даже можно сказать, предсказуемость и однообразие) интерьера определили интересные решения, которые здесь призваны как-то разнообразить восприятие его зрителем. Плоскости перерезаны тянущимися по всему храму карнизами - на уровне человеческого роста. А также ниже пят сводов и в куполе (два пояска карнизов).
Именно такие небольшие "секреты" позволили оживить пространство и сделать его удобным для восприятия. В построенном по старому проекту современном храме Александра Невского в Твери такими поясками-карнизами пренебрегли - и в результате купол зрительно превратился (при взгляде снизу) в длинную и некрасивую"трубу". Вот так эффекта "трубы" избегали мастера до революции.
Храм был расписан, но в последние годы небольшие остатки поздней (конца XIX века) масляной росписи практически слиняли. Заметны остатки огромных печных ходов от устроенных в подвале в 1882 году амосовских печей.
Село, окружающее храм, сохранило несколько фрагментов старой площади, окружавшей церковный погост. Ограда храма разрушена, уцелел лишь гранитный цоколь.
Плохое состояние храма - горькое обстоятельство. По местному рассказу (записано в деревне Сосновицы), колокольный звон с этого храма оповестил 9 мая 1945 года окрестных жителей о долгожданной Победе. В тот же день в храме был отслужен молебен при огромном стечении народа. Увы, нынешние поколения жителей прихода эту сторону истории своей земли уже не помнят.
Павел Иванов
(По материалам сайта Тверские своды.)
(Фото. № 3 Андрея Агафонова.)