Сурушино - Казанской иконы Божией Матери деревянная церковь


   Как исключительный памятник Сурушино было известно с 1970-х гг. Оно вошло в первое издание, посвященное деревянным памятникам Тверской земли: Галашевич А.А."Памятники деревянного зодчества Калининской области. Клетский тип храма"/Реставрация и исследование памятников архитектуры. Вып. 1. М. 1975. С. 75-85. Артур Галашевич выделил деревянную церковь в селе как один из лучших и старейших в области памятников клетского типа (после церкви Иоакима и Анны в Кашине (1646), тогда еще целой и даже не реставрированной).
   В те годы состояние храма, сооруженного в 1709 году на средства помещика Ивана Андреевича Безобразова, было уже далеко не блестящим. Крыша текла, сруб гнил, и для спасения его требовалось немедленное реставрационное вмешательство. В 1982 году здание было обмерено В. Якубени и М. Машковой, мастерской А.И. Кустова был разработан проект ее реставрации с переносом в музей деревянного зодчества (в Василево под Торжком). К сожалению, проект осуществлен не был - помешал распад СССР и свертывание программ по развитию музея тверского деревянного зодчества. В 1997 году здание было снято с государственной охраны...
   И хотя с тех пор публикации о храме выходили не раз, в том числе в Интернете, а в 2012 году церковь (в числе всего нескольких самых лучших храмов из Тверской области!) была включена в альбом "Русское деревянное зодчество", это не спасло храм от гибели. В 2009 году он был уничтожен.
   Деревянная церковь в Сурушине представляла из себя редкостный по изяществу пропорций и совершенству деталей деревянный храм, особенно редкий, по расположению не на Севере, а в Центральной России. К сожалению, передача здания на местный уровень не только его не спасла, но лишь ускорила гибель. Со снятой кровлей, открытый всем ветрам, храм обрушился в 1990-х гг. В таком состоянии его сфотографировал В.А. Кустов. В середине 2000-х гг. здание стояло без кровли, но сохраняло еще полностью сруб до самых стропил.



   Наибольшим разрушениям подверглись алтарная апсида и трапезная. В апсиде имелось волоковое оконце с заслонкой.
   В основной части храма остальная часть оконных проемов появилась в ходе ремонта 1903 года, когда сруб был заново обшит. Окна и дверные проемы были выполнены с полуналичниками в виде стилизованных полотенец.
   Ремонт, хотя и несколько исказил вид храма, позволил ему протянуть еще сто лет - потому что в 1901 году здание числилось как "ветхое" и, вероятно, не предполагалось к сохранению. Но прихожане тогда сберегли его - чего, увы, нельзя сказать о их потомках сто лет спустя. Ремонт привел к появлению нового притвора.
   Однако в целом вид у храма сохранился прежний. Пристройки - с севера и запада - сохранили под своими кровлями целый ряд любопытных первоначальных деталей. В том числе исключительный, не имеющий аналогов в России резной северный портал.
   Такой портал-колода, вероятно, был популярен в данной местности, составляя особенность именно этой территории ржевско-новоторжского порубежья (в XVII-XVIII вв. Сурушино входило в Ржевский уезд). Истоки его трудно проследить - была ли это каменная архитектура или неизвестные нам деревянные образцы...
   Остальные оконные и дверные проемы были здесь более позднего времени, но следовали традиционным формам.
   Мы с горечью констатируем, что в 2009 году уникальный храм был цинично распилен бензопилой самими местными жителями, и кучей бревен свален догнивать.


   
     (По материалам сайта Тверские своды.)

     (Фото. № 1 Валерия Кустова - ноябрь 2004 года, фото. № 2 С. Никольского - 1981 года с сайта Тверские своды.)
    


   Казанская церковь в селе Сурушино была построена в 1709 г. Это небольшой клетский храм с двухскатным покрытием основного объема, пятистенным алтарным прирубом и трапезной, по ширине уступающей срубу молитвенного помещения.
   Казанская церковь пережила не менее двух реконструкций. В первой половине XIX в. была удалена галерея, вместо нее перед входами появились притворы и стены получили обшивку. Второй ремонт начала ХХ в., по-видимому, сильно не повлиял на изменение внешнего облика здания, не считая появления металлической кровли.
   Наиболее яркой особенностью памятника является северный резной портал. Толстые косяки снаружи вырезаны уходящими вглубь ступенями. Внутри косяки гладкие, а верхняя перемычка имеет заплечики с резьбой по нижнему краю. Известно немало резных порталов в деревянных церквях Вологодской и Архангельской областей. Во многих из них по-разному переработаны формы каменных перспективных порталов. Портал в Сурушино, надо сказать, не похож ни на один из них.
   В 1974 – 1976 гг. было выполнено обследование памятника и разработан эскизный проект реставрации под руководством И.Н. Шургина, который остался неосуществленным. Последние годы памятник считался уже утраченным. В 2005 – 2006 гг. были сделаны дополнительные обследования Казанской церкви, находившейся в полуразрушенном состоянии. В результате этого выявлены новые детали, сделаны обмерные чертежи и графические реконструкции первоначального облика. Материалы представлены в публикации (Бодэ А.Б. Казанская церковь в селе Сурушино Тверской области. Утрата памятника // Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия. Вып. 2. СПб. – М., 2011.)
   Памятник в Сурушино разделил судьбу многих русских деревянных церквей. Это страшная проблема и беда отечественного культурного наследия. Однако и раньше деревянные церкви сгорали и разрушались. На их месте вновь возводились храмы, иногда перенимая формы предшествующих построек, иногда привнося какие-то архитектурные новшества. Традиции не угасали и творчески обновлялись.
   В наше время тоже строится не мало новых деревянных церквей. Их создатели явно ориентируются на традиции деревянного зодчества, однако часто архитектурные решения вновь выстроенных храмов безнадежно далеки от традиций. Особенно это заметно в деталях. Не хватает знаний, опыта работы с деревом, да и просто художественного вкуса. Не лучше ли в подобных ситуациях делать копии утраченных памятников, архитектура которых оказалась счастливо зафиксированной на бумаге, например, таких как Казанская церковь в селе Сурушино?


   
     (По материалам сайта НИИТАГ РААСН.)
    


   Церковь Казанския Пресв. Богородицы в селе Сурушине.
   В писцовой книге ржевскаго уезда 132 и 133 гг. в Репочевской волости в поместьях записано: "за Иваном да за Михеем Григорьевыми детьми Безобразова Марьинскаго поместья Темиревы сельцо Сырушино, на реке на Осуге, а в нем двор помещиков и два двора крестьян". (Писц. кн. 834, л. 610).
   1703 г. февраля в 6 день, бил челом великому государю в патр. казенном приказе помещик Андрей Иванов Безобразов: "обещался я во ржевском уезде володимирове, в Репочевской волости, в деревне Сурошине (sic) на старом церковном кладбище вновь построить церковь деревянную во имя Пресв. Богор. Казанския, а к той церкви поступился я поместной земли из сельца Сурушина пашни 10 четвертей в поле, а в дву по томуж, с сенными покосами и о том из поместнаго приказа в патр. каз. приказ вынесена о справке земли память и чтобъ указом повелено было: дать мне благословенную грамоту".
   Помета: "взять скаска о приходских дворах и дань росписать".
   При прошении приложена память поместнаго приказа о справке к новопостроенной Казанской церкви в селе Сурушине в церковныя земли пашни 10 четвертей с сенными покосами, и при этом упоминается, что в дер. Сурушине до Литовскаго разорения была церковь Казанския Пресв. Богородицы, а в писцовых книгах 132 и 133 гг. по ржевскому уезду оной церкви и церковной земли не написано.
   В сказке при выписке челобитчик Андрей Безобразов объявил, что у новопостроенной церкви будут дворы: попов, дьячков, просвирнин, да в приходе двор его, 10 дворов крестьянских средних да к той же церкви попу с причетники на прокормление поступился он к прежней даной пашеной земле в том сельце Сурошине сенных покосов 3 копны вечно и неотъемлемо.
   Росписание дани: "буде дозволено будет церковь построить и той церкви на попа с причетники доведется дани положить с дворов и с церковныя земли 13 алт., заезда гривна, казеных пошлин 5 алт. 4 д., десятильнича доходу 10 алт., всего 32 алт.".
   Помечено: "дать благословенная грамота церковь строить. 1703 г. февраля 22 дня". Отмечено: "дана".
   1709 г., октября в день, Иван Андреев Безобразов, в прошении, поданном в патр. каз. приказ, писал: "что церковь Казанския Пресв. Богородицы построена и к освящению изготовлена и просил дать указ и антиминс выдать".
   Помечено: "выдать антиминс и указ об освящении". Отмечено: "дан".
   1709 г. октября в 29 день, по указу великаго государя и по помете на выписке казначея монаха Иосифа Бурцова, велено новопостроенной церкви Пресв. Богородицы Казанския, которую построил Иван Андреев сын Безобразов во ржевском уезде в Репочевской волости, в поместье своем в селе Сурушине, на прежнем церковном кладбище, на попа с причетники положить дани, по сказке его Андрея Безобразова, с дворов: попова, дьячкова, просвирницына, да с приходских с одного помещикова, с 10 крестьянских средних, да по памяти из поместнаго приказу прошлаго 1703 г. февраля в 18 день, за приписью дьяка Никифора Румянцева, пашни с 10 четвертей, сенных покосов с 3 копен — 13 алт., и те данныя деньги велено имать с будущаго 1710 г. (Кн. 206 и 444).
   1709 г. октября в 29 день, выдан антиминс во ржевской уезд в село Сурушино в новопостроенную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския, под росписку попа Евсигнея Афонасьева. (Патр. прик. кн. 138, л. 329).
   1731 г. июля в 16 день, подпоручик Иван Безобразов, в поданном в синод. каз. приказ прошении, писал: "прошедшаго марта 13 дня сего года по челобитью моему дан мне из синод. каз. приказа указ, по которому велено мне во ржевском уезде, в Новоторжской приписи в селе Сурушине, при приходской церкви Казанской Пресв. Богородицы для зимняго времени построить вновь деревянную теплую церковь во имя св. благовернаго царевича Димитрия, которая и построена и к освящению со всем изготовлена, а без указу не освящена и чтоб указом повелено было: для освящения оной церкви дать указ и антиминс выдать ржевскаго уезда Могилевския пустыни игумену Епифанию".
   1731 г. июля в 17 день по указу ея императорскаго величества и по благословению Св. Прав. Синода об освящении предельной церкви и о выдаче антиминса дать указ.
   Указ к означенному игумену послан.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту