Сурушино - Казанской иконы Божией Матери каменная церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    


   Небольшая деревня Сурушино Тысяцкого сельского округа Кувшиновского района (прежде – одноименное село Новоторжского уезда) находится в восьми километрах к юго-востоку от районного центра. Здесь сохранились две Казанские церкви: каменная (1840-х гг.) – в середине деревни и старинная деревянная «обшитая тесом», находящаяся в полуразрушенном состоянии – на погосте. О последней из них – возведенной в 1709 г. тщанием прихожанина – помещика Ивана Андреева Безобразова (впоследствии, в 1902 г., «возобновленной»), - можно найти упоминания в клировых ведомостях начала XIX в., когда рядом с ней стояла другая деревянная церковь – Димитрия Чудотворца, 1732 г. постройки. В них служили священник, дьячок и пономарь. В 1818 г. приход насчитывал 90 дворов, а соседние приходы были в Тысяцком (в 5 верстах), погосте Залесье (в 7 верстах) и Чурилове (в 10 верстах). Расстояние от села до губернского города Твери составляло 100 верст, а до уездного города Торжка – 40 верст.
   В 1837 г. помещице села Сурушина – военной советнице Елизавете Михайловне Мозовской - было дано благословение архиепископа Григория на построение (на ее собственной крепостной земле, которую она «жертвовала навсегда в церковь») каменной Казанской церкви. При этом дозволялось деревянную Димитриевскую церковь разобрать («как пришедшую в ветхость и без употребления находящуюся») и употребить на обжиг кирпича.
   Место для строительства (от деревянных церквей в 28 саженях, от домов служителей – в 9 ? саженях, от крестьянских домов – в 4 саженях) было выбрано «площадное, для храма приличное», грунт на нем был «глинистый крепкий, к построению церкви способный». Сооружалась церковь тщанием и иждивением Е.М. Мозовской (она подрядила новоторжского купца Ивана Федорова «соорудить каменную церковь в три года его собственным материалом»), а наблюдение за постройкой было предписано помощнику губернского архитектора П. Говорову.
   Построенная к 1842 г. «в одной связи с колокольней» каменная церковь имела «длину – 16 саженей, ширину – настоящая – 6 саженей ? аршина и 2 вершка (трапеза – 6 саженей), вышину – 15 саженей». Стены снаружи и изнутри были «отштукатурены, но неокрашены», а в трапезе – окрашены белой краской. Двухъярусная колокольня (давно уже исчезнувшая) была каменной, покрытой железом. Ее высота, вместе с крестом («деревянным, обитым белой жестью и позлащенным») составляла 17 саженей. При входе «по правую сторону была сторожка с одною кирпичною печью, а по левую – вход на колокольню и хранилище для уголья». Церковь окружала каменная ограда.
   Первым был приготовлен южный придельный храм Димитрия царевича, чудотворца Московского и равноапостольной княгини Ольги. Престол был «из соснового дерева вышиной 1 аршин и 6 вершков, шириной 1 аршин 4 вершка», а иконостас – деревянный «с резьбою, позлащенный по гладким местам, с лепною работою, в два яруса». 22 октября 1845 г. «в исполнение указа Его императорского величества из Тверской духовной консистории 1845 г. октября 17 дня № 8505» придел был освящен иереем новоторжской Крестовоздвиженской церкви Платоном Бравчинским по чиноположению церковному.



   Из «всепокорнейшего рапорта» архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу от благочинного Новоторжского уезда погоста Пречистой Каменки священника Георгия Иоаннова Константиновского 1851 г. видно, что настоящая церковь была «совершенно устроена, приличною утварью снабжена и к освящению во всем преуготовлена». Главный престол в ней – в честь Казанской иконы Божией Матери - был освящен 8 июля 1851 г. (по указу № 6078 от 2 июля 1851 г.) священником тверского кафедрального собора Ильей Лебедевым.
   По ведомости 1865 г., приход церкви составляли: крестьяне Заовражской волости села Сурушина (44 двора), деревни Городцы (31 двор), сельца Мишева (12 дворов), сельца Сменкина (5 дворов); один двор помещицы вдовы подполковницы Аделаиды Ивановой Безобразовой, «жительствовавшей» в сельце Мишеве (в двух верстах); десять дворов «военных чинов в разных селениях прихода».
   В 1871 г. «в особом теплом приделе на левой стороне престол, жертвенник и иконостас («деревянный, гладкий, по приличным местам украшенный позлащенною резьбою, окрашенный кармином») на своем месте поставлены и всеми принадлежностями к освящению храма снабжены». Придел Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, освящен местным благочинным села Прямухина (по указу № 7633 от 15 октября 1871 г.) 22 октября 1871 г. на новом святом антиминсе.
   В 1913 г. было разрешено произвести в теплом храме стенную живопись масляными красками на 600 рублей из церковной суммы и поновить иконостасы на 350 рублей на средства жертвователя – крестьянина деревни Мишева Стефана Евфимиева Стуколова.
   В 1914 г. в церкви служили священник Арсений Успенский и псаломщик Михаил Смоленский.
   Сохранились сведения, что в конце 1916 г. было подано прошение причта и церковного старосты церкви села Сурушина о разрешении построить часовню «при деревне Давыдове» в честь Казанской иконы Божией Матери на средства крестьянина «оной деревни» Льва Александрова Львова «для приличествующего перемещения из частного нежилого дома особенно чтимой крестьянами иконы Казанской Божией Матери, переданной из деревянного храма села Прямухина около 100 лет тому назад».
   В советские годы с колокольни были сняты колокола*, сама церковь вскоре была закрыта, а затем частично разрушена. Сегодня сохранившаяся часть каменной Казанской церкви находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Она ожидает спасения и нуждается, как и деревянная церковь, в нашей поддержке. Необходимо уберечь от полного разрушения эти замечательные памятники истории и культуры.**

_____________________________________________

* Имеется постановление президиума Калининского облисполкома № 481 от 26 октября 1935 г. следующего содержания: «На основании циркуляра № 2 постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме ВЦИК от 8 июня 1933 г. постановление Каменского РИКа о прекращении колокольного звона и снятии колоколов в церквах сел: Заовражье, Прямухино, Сурушино, Баранья Гора, Ново и Печниково утвердить».
** В настоящее время деревянная церковь полностью разрушена (в 2009 году), купол каменной рухнул около 2010-2011 гг.

Литература.

1. Государственный архив Тверской области.

Фонд 160, опись 11, дело 3227, листы 1–19 (1837 г.) – о построении церкви;

дело 3230, листы 1–15 (1845–1871 гг.) – об освящении приделов;

дело 3231, листы 1–10 об. (1851 г.) – о дозволении освятить храм.

Фонд 160, опись 1, дело 16813, листы 1323 об.–1324 (1913 г.) – запись в Журнале Тверской духовной консистории от 13 июня 1913 г.; дело 16820а, листы 363–364 (1916 г.) – запись в Журнале Тверской духовной консистории от 9 декабря 1916 г.

Фонд Р-2043, опись 1, дело 13, лист 31 (1935 г.) – постановление Калининского облисполкома № 481 от 26 октября 1935 г.

Фонд 160, опись 1, дело 16050, листы 161–162 об. (1818 г.); дело 16605, листы 241–245 (1865 г.); дело 16100, листы 669–675 (1910 г.) – клировые ведомости.

2. Тверской епархиальный статистический сборник / Под ред. И. Добровольского. – Тверь, 1901. – С. 592. – п. 54.

3. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. – Тверь, 1914. – С. 448.



   Село Сурушино, от Твери 100 верст, от Торжка 40 верст.
   Церковь Казанская, построена в 1846 году, каменная, престола три: в холодной Казанской Божией Матери, в теплой: Святого Благоверного Царевича Димитрия и Княгини Ольги, левый Святителя Николая.
   Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1792 года, исповедные с 1825 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Ефрем Николаевич Лавровский 35-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1887 года, священником с 1891 года. Псаломщик Яков Измайлович Заринский 69-ти лет, в должности с 1848 года, награжден в 1899 году золотой медалью.
   Прихожан в селе Сурушине, в деревнях: Давыдове, Городцах, Чудинах, Мишеве, Сменкине - 242 двора (655 мужчин, 761 женщина).
   В 1914 году служили: Священник Арсений Успенский 49-ти лет, из 5-го класса семинарии, на службе 26 лет, в Казанском храме 1 год. Псаломщик Михаил Смоленский 49-ти, на службе 22 года, в Казанском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Давыдово, Городцы, Чудино, Мишево, Сменкино - 677 мужчин и 841 женщина.
   При сей церкви есть другая деревянная церковь, построена в 1709 году, ветхая.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 1 Валерия Кустова - ноябрь 2004 года, фото. № 2 Павла Иванова - июль 2013 года с сайта Тверские своды.)
    


   В 19 веке это было владельческое село при колодце в 45 верстах западнее Торжка. В 1859 году здесь было 42 двора, проживали 202 мужчины и 230 женщин.
    Ранее на этом месте находилась крепость, сооруженная новгородцами для охраны водного торгового пути по Осуге. Ныне — это небольшая деревня Тысяцкого сельского поселения Кувшиновского района. Она находится в восьми километрах к юго-востоку от районного центра.
    В 1763 году село принадлежало Александру Ащерину.
    Ащерины – русские дворяне. Некоторые из них служили в стольниках, дворянах московских и стряпчих. Один из Ащериных – Алексей Васильевич – в конце 17 века был стольником царицы Прасковьи Федоровны.
    В 1782 году 157 душами в селе Сурушино Репочаевской волости и деревней Городцы Чуриловской волости владел его сын бригадир Николай Ащерин.
12 душами в селе Сурушино Репочаевской волости владела прапорщица Прасковья Зилова.
    В 1811 году село принадлежало Ивану Степановичу Зилову и Елизавете Михайловне Журавлевой. Она — представитель русского дворянского рода, ведущего свое начало с18 века
    В Сурушине сохранились две Казанские церкви: каменная (1845 г.) – в середине деревни и старинная деревянная, «обшитая тесом», находящаяся в полуразрушенном состоянии на погосте. О последней из них, возведенной в 1709 году тщанием прихожанина помещика Ивана Андреевича Безобразова (впоследствии в 1902 году «возобновленной»), можно найти упоминания в клировых ведомостях начала19 века. Тогда рядом с ней стояла другая деревянная церковь Димитрия Чудотворца 1732 года постройки. В них служили священник, дьячок и пономарь. В 1818 году приход насчитывал 90 дворов.
    В 1837 году помещице села Сурушино военной советнице Елизавете Михайловне Мозовской было дано благословение архиепископа Григория на построение (на ее собственной земле, которую она «жертвовала навсегда в церковь») каменной Казанской церкви. При этом дозволялось деревянную Димитриевскую церковь, построенную в 1732 году прихожанами, «как пришедшую в ветхость и без употребления находящуюся», разобрать и употребить на обжиг кирпича.
    Сооружалась церковь тщанием и иждивением Елизаветы Михайловны Мозовской. Она подрядила новоторжского купца Ивана Федорова «соорудить каменную церковь в три года его собственным материалом», а наблюдение за постройкой было предписано помощнику губернского архитектора П. Говорову.
    Построенная к 1846 году «в одной связи с колокольней» каменная церковь во имя Казанской Божией матери с приделом во имя Благоверного царевича Дмитрия имела длину 16 саженей, ширину – 6, высоту – 15. Стены снаружи и изнутри были отштукатурены, но не окрашены, а в трапезной – покрыты белой краской. Двухъярусная колокольня (ныне уже не существующая) была каменной, покрытой железом. Церковь окружала каменная ограда. Из «всепокорнейшего рапорта» архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу от благочинного Новоторжского уезда погоста Пречистой Каменки священника Георгия Иоаннова Константиновского 1851 года видно, что настоящая церковь была «совершенно устроена, приличною утварью снабжена и к освящению во всем приуготовлена».
    Главный престол в ней – в честь Казанской иконы Божией Матери – был освящен 8 июля 1851 года священником тверского кафедрального собора Ильей Лебедевым.
    В 1852 году сельцо Сурушино со 177 крепостными крестьянскими душами и близлежащая деревня Городцы принадлежали полковнице Дарье Баньковской.
    По клировой ведомости 1865 года приход церкви составляли: крестьяне Заовражской волости села Сурушина (44 двора), деревни Городцы (31 двор), сельца Мишева (12 дворов), сельца Сменкина (5 дворов); один двор помещицы вдовы подполковницы Аделаиды Ивановой Безобразовой, «жительствовавшей» в сельце Мишеве (в двух верстах); десять дворов «военных чинов в разных селениях прихода».
    Придел Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, освящен местным благочинным села Прямухина в 1871 году. Еще один престол был освящен в честь Святого Благоверного царевича Дмитрия и княгини Ольги.
    В 1900 году в Сурушине было 63 двора, проживало 138 мужчин и 159 женщин.
    В конце 1916 года было подано прошение причта и церковного старосты церкви села Сурушина о разрешении построить часовню «при деревне Давыдове» в честь Казанской иконы Божией Матери на средства крестьянина «оной деревни» Льва Александровича Львова «для приличествующего перемещения из частного нежилого дома особенно чтимой крестьянами иконы Казанской Божией Матери, переданной из деревянного храма села Прямухина около 100 лет тому назад».
    В советские годы с колокольни были сняты колокола, сама церковь вскоре была закрыта, а затем частично разрушена. Постановление президиума Калининского облисполкома был прекращен колокольный звон и сняты колокола в церквах сел: Заовражье, Прямухино, Сурушино, Баранья Гора, Ново и Печниково. Сегодня сохранившаяся часть каменной Казанской церкви находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

   А. ЧИСТЯКОВА

   
     (По материалам сайта Газета Знамя. Общественно-политическая газета Кувшиновского района Тверской области.)
    


   О состоянии этой церкви в 1895 году имеются следующия сведения:
   Новоторжскаго уезда, села Сурушина церковь во имя Казанския Божией Матери.
   1) Построена в 1846 году тщанием прихожанки помещицы Елиз. Мих. Мозавской.
   2) Зданием каменная, с такою же колокольнею, крепка.
   3) Престолов три: в настоящей холодной в честь Казанския иконы Божией Матери; в приделах теплых, — в южном во имя благов. царевича Дмитрия и княгини Ольги, в северном — во имя свят. и чудотворца Николая.
   4) Утварью не скудна; ризницею достаточна.
   5) Причта — священник и псаломщик.
   6) Земли при сей церкви 36 дес. 1200 саж.; усадебной — 3 дес. 1380 саж., пахотной 24 дес., сенокосной 3 дес. и неудобной до 6 десятин с саженями; под деревянною церковью и кладбищем 420 саж.; около 3½ десят. занято разными крестьянскими строениями без всякаго со стороны крестьян вознаграждения для церкви. Землею священноцерковнослужители владеют сами.
   7) Дом у псаломщика собственный, деревянный, на церковной земле; у священника дома нет, — живет на квартире.
   8) Жалованья 126 руб.; доходу 99 руб. 45 к.; % — 5 р. 70 к. Процентнаго сбора вносится 33 р.; на содержание дух.-уч. заведений 14 р. 70 к. Содержание причта очень скудно.
   9) Разстоянием от консистории — 100 вер., от уезднаго города — 40 вер.
   10) Ближайшия церкви: с. Тысяцкаго в 5 верстах, погоста Залесья в 7 верстах.
   11) Приписной и домовой церкви нет, — а есть вторая деревянная церковь, построенная 1709 г. прихожанином помещиком Ив. Андр. Безобразовым, — в которой за ветхостью богослужения не отправляется.
   Приходских дворов 238; в них душ муж. пола 618, жен. пола 726 душ.

   
     (По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)

    


Посмотреть всю карту