Кунино (Баранья Гора погост) - Троицкая церковь
![]() |
Этот полуразрушенный храм стоит как будто не на своем месте: ему бы организовывать площадь Петербурга или улицу губернского города, а он поставлен на краю крохотной деревеньки, на холме посреди темно-зеленых елей северо-западной России (Кувшиновский р-н Тверской обл.). Величие храма и столичный характер его архитектуры объясняются просто: он построен по проекту В.П. Стасова, крупнейшего зодчего петербургского ампира. А вот городской масштаб храма, сооруженного к 1831 г. и освященного в 1832 г., объясняется не так легко.
Неподалеку от Барановой Горы расположена усадьба Велеможье, принадлежавшая А.М. Полторацкому, владевшему также более знаменитой усадьбой Грузины под Торжком, в строительстве которой также участвовал В.П. Стасов. В Велеможье сохранились только жалкие остатки приписываемых Стасову хозяйственных построек, а вот относительно Барановой Горы авторство знаменитого архитектора устанавливается точно: в письме к Стасову Полторацкий в 1831 г. писал о завершении работ по церкви «по плану и перемене вашей, что послужило к большому украшению; истинно совершенный великолепный храм и вам много обязан». Следует сразу подчеркнуть, что большинство усадебных храмов и приходских сельских храмов близ усадеб имеют средние и даже небольшие размеры, и чаще по своему масштабу соотносятся с относительно камерными усадебными постройками. Примеры особенно крупных и величественных усадебных церквей есть, но их не так уж много (можно вспомнить Матренино Воронцовых, Шкинь, Бельское Устье и некоторые другие). В нашем случае масштаб храма объясняется даже, видимо, не амбициями заказчика, а тем, что присланный петербургским архитектором проект не соответствовал месту, автор его не соотносил с конкретным расположением и не перерабатывал. Общий абрис и идея удовлетворили Полторацкого – и стройка началась без оглядки на размеры.
План, пространственная композиция и даже размеры церкви в Барановой Горе очень близки к плану, композиции и размерам Спасо-Преображенского собора в Петербурге, возведенного по проекту Стасова в 1827–1829 гг. Различие состоит в том, что у петербургского собора один четырехколонный ионический портик с запада, тогда как у усадебной церкви их два, они тосканские и помещены по бокам, с севера и юга. По-другому обработаны и окна основного объема храма в Барановой Горе. Все остальное очень похоже, и заставляет предполагать, что небольшие различия вызваны в большей части упомянутыми Полторацким «переменами» в авторских чертежах, а не переработками самого Стасова.
Если оценивать храм в Барановой Горе с точки зрения новизны и оригинальности, то эти качества можно найти лишь в немногих деталях. В большей степени храм Троицы следует рассматривать как несколько пересмотренную и откорректированную авторскую копию знаменитого городского собора. С этой точки зрения это памятник поистине уникальный и выглядящий курьезом, не снижающим, впрочем, серьезности архитектуры и значения авторства.
Вл.В. Седов
Библиография:
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 586–587;
Пилявский В.И. Постройки В.П. Стасова в усадьбах под Рязанью, Калугой и Торжком // Архитектурное наследство. Вып. 9. Л.–М., 1959. С. 98–102.
![]() |
Погост Баранья Гора, от Твери 100 верст, Торжка 33 версты.
Две церкви: 1) каменная, построена в 1832 году, распространена в 1882 году, престолов пять: в холодной: средний Святой Троицы, правый Святителя Николая, левый Пророка Илии, в теплой: правый Живоносноисточнической Божией Матери, левый Казанской Божией Матери; 2) кладбищенская - деревянная, построена в 1844 году, престол один Святой мученицы Параскевы.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Феодорович Трисветов 30-ти лет, студент семинарии, в служении с 1888 года, священником с 1891 года, награжден в 1897 году набедренником. Священник Николай Феодорович Соколов 30-ти лет, студент семинарии, в служении с 1889 года, священником с 1893 года, состоял сотрудником духовного следствия, награжден в 1900 году набедренником. Священник Николай Арсеньевич Орлов 25-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1896 года. Диакон Павел Алексеевич Колосов 28-ми лет, в служении с 1891 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Александр Павлович Кудрявцев 36-ти лет, в должности с 1885 года. Псаломщик Александр Беневоленский 31-го года, в должности с 1888 года. Псаломщик Михаил Ильич Воинов 25-ти лет, в должности с 1897 года.
Прихожане: 1) Священника Трисветова - 291 двор (810 мужчин, 954 женщины), 2) Священника Соколова - 274 двора (758 мужчин, 874 женщины), 3) Священника Орлова - 265 дворов (755 мужчин, 778 женщин).
В 1914 году служили: Священник Николай Поляков 41-го года, окончил семинарию, на службе 15 лет, в Троицком храме 1 год. Священник Константин Беневоленский 30-ти лет, окончил семинарию, на службе 10 лет, в Троицком храме 2 года. Штатный диакон Павел Колосов 43-х лет, на службе 23 года, в Троицком храме 19 лет. Псаломщик Михаил Воинов 40-ка лет, на службе 17 лет. Исполняющий должность псаломщика Николай Рахманин 19-ти лет, на службе 1 год.
Прихожан в деревнях: Бунино, Володово, Кашуево, Родионково, Сидорово, Татариново, Любицы, Березка, Залежье, Родичево, Павловское, Вязьмицы, Малое Кузнечково, Китиха, Потнино, Замышье, Ульяново, Велеможье, Кузнечково, Максимовка, Яколицы, Кисилевка, Тавруево, Колбасино, Спирово, Бородино, Кротово, Аксентьево - 1739 мужчин и 2008 женщин, раскольников 10 мужчин и 11 женщин.
В приходе сей церкви находилось 4 деревянных часовни: 1) в деревне Любищах, построена в 1863 году; 2) в деревне Новой, построена в 1863 году; 3) в деревне Кочанове, построена в 1897 году; 4) близ деревни Доронкина, построена в 1898 году.
![]() |
(По материалам сайта Проект Классика и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 av4 с сайта http://community.livejournal.com/arch_heritage/. Фото. № 2 из архива В. Горячева опубликована в группе Приход Преподобного Амвросия Оптинского в Контакте. Фото. № 3 из архива Михаила Мещанинова с сайта Народный каталог православной архитектуры.)
Церковь Николая чудотворца в Червинском стану, на Баранье Горке, 184 г. дани рубль 19 алт.
132 и 133 гг. в Репочевской волости царя и великого князя погост на Баранье Горке, а на погосте церковь Николы чюдотворца древян клетцки строенье приходных людей, да на погосте ж во дв. поп Иван Фефилатьев, во дв. дьячек Семен Григорьев, во дв. пономарь Власка Киреев, во дв. проскурница Офимьица Осипова, двор нищаго; пашни поповы, и дьячковы и пономаревы и проскурницы середние земли четыре четверти, да перелогом и лесом поросло шесть четвертей в поле, а в дву потомуж, сена двадцать копен, лесу пашеннаго три десятины, а непашеннаго пять десятин.
184 г. при Николаевской церкви были священник Константин Евфимов и дьякон Максим Власов.
186 г. погост, что на Баранье Горе, а на погосте церковь Николая чюдотворца, у церкви во дв. поп Константин, во дв. дъячек Гараска Семенов, во дв. пономарь Власка Кирилов, во дв. просвирница Ксеница, во дв. сторож церковной.
207 г. июня в 17 день, по указу свят. патриарха и по подписной челобитной, дан антиминс во ржевской уезд в Новоторжскую припись в церковь Николая чудотворца, что на Баранье Горке, на старой престол; взял антиминс Богословской поп Мирон Григорьев. (Патр. прик. кн. 138, л. 172).
1710 г. в Репочевской волости церковь Николая чудотворца на погосте Бараньи Горки деревянная; на том погосте у церкви во дв. поп Никифор Корнилов служит у той церкви в попах с 203 года; во дв. дьякон Родион Максимов, во дв. дьячек Сидор Григорьев, во дв. пономарь Иван Максимов. Данных денег платят они с той церкви всего по 2 руб. 15 алт. на год. Церковной земли к той церкви дано во 194 г., что написано в писцовых книгах 132 и 133 гг., пашни 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов 20 копен. (Переп. кн. 12377).
1721 г. декабря в день били челом великому государю в синод. казенном приказе поп Стефан Никифоров и прихожане Семен Калемин и Иван Плещеев: "ржевскаго уезда в Репочевской волости, церковь Николая чуд. да в приделе св. пр. Илии, что на Баранье Горке, велми тесна и ветха, а в господские праздники в той церкви приходским людем по воскресным дням в ту церковь не вбирается и половины, потому что та божия церковь вельма тесна, а ныне обещание у нас есть, чтоб в том погосте построить вновь другую церковь во имя Николая чудотворца и просили о строении той церкви дать благословенную грамоту.
Помечено: "1721 г. декабря в 21 день, против сего челобитья дать им благословенную грамоту". Отмечено: "дана".
1727 г. октября во 2 день, Николаевской церкви дьякон Иродион Максимов в поданном в синод. каз. приказ прошении писал, что вышеозначенная церковь Николая чудотв. построена и к освящению изготовлена, и просил о посвящении той церкви дать освященную грамоту и антиминс и освятить Могилевския пустыни церкви Успения Пр. Богор. игумену Герману.
Резолюция: "1727 г. октября в 4 день дать указ о освящении и антиминс выдать". (Патр. пр. св. 447, № д. 76; кн. 255, л. 75).
1727 г февраля в 8 день запечатан указ из синодальнаго казеннаго приказу церкви Николая чуд., что на Баранье горе, умершаго попа Никифора Корнилова жене его вдове Авдотье Алексеевой дочери, велено ей, против ея челобитья и по прежде данной новоявленной памяти и по сему указу, быть у оной церкви в просвирницах на месте отрешенной от той церкви просвирни Марфы Кондратьевой дочери, за неистовство ея, и владеть ей Авдотье церковною землею и церковным доходом, чем оная просвирня Марфа владела; пошлин 8 ал. 2 ден. нужнейших 1 ½ чети взято. (Ibid., кн. 315, л. 5).
В настоящее время (1895 год) состояние сей церкви таково:
Новоторжскаго уезда погоста Бараньей-Горы церковь во имя Пресв. Троицы.
1) Первая церковь зданием каменная, пятиглавая, без колокольни, холодная; в одной из этих глав находятся колокола. Построена в 1832 г. действ. тайным сов. Алексеем Марковичем Полторацким с помощью прихожан. К этой церкви в 1882 г. тщанием прихожан пристроена трапезная церковь, тоже каменная, теплая.
2) Вторая церковь зданием деревянная, на кладбище, построена в 1844 г. тем же г. Полторацким с помощью прихожан.
3) Престолов в них шесть. В настоящей холодной три: средний во имя Пресвятыя Троицы, направо от него во имя свят. Николая, а налево во имя св. пророка Илии. В теплой трапезной — два: с правой стороны во имя Божией Матери Живоносный Источник, с левой во имя Казанской Божией Матери. В кладбищенской церкви престол во имя св. мученицы Параскевы.
4) Утварью церкви эти достаточны, а ризницей не богаты.
5) Причта — три священника, диакон и три псаломщика.
6) Земли при сей церкви 115 десят. и 330 кв. саж., из коей усадебной 4 дес. 280 саж., пахотной 52 дес. 295 кв. саж. и сенокосной 16 дес. 100 саж., а неудобной 42 дес. 2058 саж.
7) Дома у священников, диакона и 1 псаломщика собственные, деревянные, на церковной земле; два псаломщика живут на квартирах.
8) Жалованья 311 р. 64 к.; % — 59 р. 50 к.; дохода 780 руб. 50 коп.; церковь вносит процентнаго сбора 160 руб., на духовно-учебныя заведения 62 р. 4 коп.
9) Здания при сей церкви: три деревянныя сторожки, хлебный амбар и дровяной сарай.
10) Разстояние от консистории в 100 вер. Ближайшия церкви: Таложня — 7 вер., Пречистая-Каменка в 8 верстах.
11) Ни приписной, ни домовой церквей нет. Часовен три: 1-я в дер. Качанове, при большой дороге, деревянная, построена неизвестно когда, для выноса покойников; 2-я в дер. Любищах построена в 1863 г.; 3-я — в дер. Новой — построена в 1863 г.
Приходских дворовъ 839; в них муж. пола 2072 д., жен. п. 2436 душ.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)