Заовражье (Залесье, Рылево) - Христорождественская церковь
Одно время генералу В.А. Полторацкому принадлежали село Залесье (сегодня Заовражье) с прекрасной Христорождественской церковью. Храм был построен прежним владельцем помещиком И.И. Хлоповым на месте пришедшей в ветхость деревянной Тихвинской церкви в 1820 году. Несколько лет назад, после длительного бездействия, наступившего после 1964 года , реставрируемый храм вновь принял прихожан (в 1996 году).
Погост Залесье, от Твери 105 верст, от Торжка 45 верст.
Церковь Христорождественская, построена в 1820 году, каменная, престола три: Рождества Христова, Тихвинской Божией Матери и Святой мученицы Параскевы.
Церковные документы: опись 1899 года, метрики с 1795 года, исповедные с 1829 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Александр Васильевич Богословский 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1882 года, священником с 1883 года, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Михаил Феодорович Соколов 32-х лет, в служении с 1889 года, диаконом с 1891 года. Псаломщик Николай Арсеньевич Орлов 21-го года, в должности с 1898 года.
Прихожан в деревнях: Заовражье, Ильине, Проровихе, Каравайцеве, Шаплове, Лукине, Вышгороде, Свеклине, Хрычеве, Глухове, Пекишеве, Адрианове, Рылеве, Купишихе, Коршеве - 377 дворов (1224 мужчины, 1428 женщин).
В 1914 году служили: Священник Иоанн Деянов 51-го года, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Христорождественском храме 5 лет. Штатный диакон Михаил Соколов 47-ми лет, на службе 25 лет, в Христорождественском храме 23 года. Псаломщик Петр Борисоглебский 42-х лет, на службе 15 лет, в Христорождественском храме 5 лет.
Прихожан в деревнях: Адрианово, Коршево, Заовражье, Коровайцеве, Пекишево, Рылево, Вышгород, Глухово, Лукино, Хрычево, Поповиха, Свеклино, Купишиха, Ильино, Шаплово - 1398 мужчин и 1522 женщины.
(По материалам сайта Портал города Кувшиново, официального сайта Тверской епархии и материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 oldboy с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Храм Рождества Христова расположен в с. Заовражье. В нем устроено три престола: центральный, Рождества Христова; правый - св. Параскевы; левый - Тихвинской иконы божьей матери. В прошлом место, где находится храм, называлось погост Залесье. До 1810 г. на этом месте стояла деревянная церковь Тихвинской иконы божьей матери, построенная примерно в конце 17 века начале 18 века. Так как церковь стала ветхой, помещик Петр Хлопов в 1810 г., начал строить новый храм по проекту известного С-Петербургского архитектора Стасова. Храм Рождества Христова строился 10 лет, и был освящен в 1820 г.
Он весь сложен из кирпича местного производства, фронтон и отделка из известкового камня, который доставлялся из Старицы.
В 1848 г. Помещиками Владимиром Алексеевичем и Дмитрием Алексеевичем Полторацкими храм был расширен, были пристроены левая и правая трапезные. В середине 19 века всю церковь обносят валунной оградой. Во второй половине 19 века храм был расписан.
В храме были почитаемые иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и «Тихвинской». Эти иконы жители д. Купишиха привезли из города Санкт-Петербурга (ещё до Октябрьской революции). Они долго собирали средства на приобретение и доставку этих икон, затем преподнесли в дар Заовражской церкви от их деревни.
В 1932 г. коммунистами с колокольни был сброшен главный, большой церковный колокол. В конце 1950-х годах вначале 1970-х годах вокруг храма были разработаны карьеры для добычи песка. Большая часть курганов, на которых стоял храм погибла. Песок вывозился для отсыпки дорог. Советской властью планировалось храм снести но, помешало то, что вокруг храма было кладбище.
В 1964 г. храм был закрыт. В 1970-х годах церковь подвергается страшнейшему разгрому. От былого великолепия не остается и следа. В 1980 г. храм поджигают, сгорает алтарная часть левого престола. Начинает течь кровля. Гибнут настенные росписи. Обваливается часть сводов.
10 ноября 1996 г. с приходом молодого священника о. Андрея Николаева в с. Заовражье начались богослужения. Сначала богослужения проходили в сохранившемся помещении имения бывшего помещика.
В 1997 г. группа прихожан пришла в храм и отчистила его от грязи, мусора, и битого кирпича, а на день Святой Троицы состоялось первое богослужение после длительного запустения. Силами прихода стал производиться ремонт.
Храм сильно нуждается в реставрации.
В двух километрах от храма находится святой живоносный источник, когда-то над ним стояла часовня, и были специальные купальни. Паломники, посещавшие источник исцелялись от глазных болезней. Сейчас на месте часовни стоит поминальный крест. В настоящее время имеются случаи исцеление водой из источника глазных заболеваний.
(По материалам сайта Православный Приход храма Святой Троицы с. Прямухино.)
(Фото. № 2, 3 с сайта Православный Приход храма Святой Троицы с. Прямухино.)
На высоком месте, среди курганов, где покоится прах русских воинов со времен татаро-монгольских набегов, польско-литовских захватчиков, находится погост Залесье, здесь и стоит храм Рождества Христова. До 1810 г. на этом месте возвышалась деревянная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, построенная примерно в середине XVII века. Хотя в Писцовой книге Леонтия Скобельцина или первой переписи за 1624-25 годы упоминается погост Залесье с церквушкой из рубленых клетей (небольшие срубы). По всей вероятности, деревянная церковь перестраивалась, так как стала ветхой. Помещик Петр Хлопов в 1810 г. начал строить новый храм по проекту известного санкт-петербургского архитектора В.П. Стасова. Храм Рождества Христова возводился 10 лет и был освящен в 1820 году в честь победы Русских войск над Наполеоном в войне 1812 г. Храм сложен из кирпича местного производства, в классическом стиле в форме креста, весь оштукатурен, фронтон и отделка – из известкового камня, который доставлялся из Старицы. С северной и южной сторон храм украшен великолепными портиками, которые поддерживают восемь колонн. Особую красоту портикам придаёт великолепная отделка-обрамление из известкового камня. Церковь имеет два входа: с западной стороны и южной. Есть двухъярусная колокольня, которую украшают колонны в коринфском стиле. В середине XIX века храм расширили: пристроены левая и правая трапезные, так он стал иметь форму ковчега. Расширяли храм помещики В.А. Полторацкий и Д.А. Полторацкий. Одна из представительниц рода, Софья Полторацкая, похоронена возле храма. Фасады пристройки стилистически выдержаны строго в старых формах. Своды пристройки крестообразные.
В середине XIX века всю церковь обносят валунной оградой, с трехпроходными воротами с северной стороны и калиткой – с восточной. Решетки ворот выполнены в стиле ампир. Отопление в храме вентиляционно-калориферное.
Во второй половине XIX века храм был расписан, кстати, расписывался он два раза. Первая роспись скромная, выполнена в виде украшения цветами и листвы, вторая роспись – это та, что сохранилась до наших дней.
Иконостас был резной и почти полностью покрыт позолотой. В момент богослужений при зажженных свечах алтарь просто светился. Росписи храма буквально завораживали. На колоннах и на стенах изображены святые угодники и великомученики земли Русской, своды храма расписаны на библейскую тему. На куполе обращает на себя внимание огромная роспись Святой Троицы, (Отца, Сына и Святаго Духа). Между окнами купола помещены изображения двенадцати апостолов. Ниже окон, на так называемых «парусинах» или пилонах, изображены четыре евангелиста. Над южными дверями храма находилась роспись с изображением Рождества Христово, с северной стороны, выше окон, под сводами – Успения Пресвятой Богородицы. В пристроенной правой трапезной с западной стороны настенная роспись – благословение детей Христом, в левой трапезной с западной стороны – убийство Святого мученика Михаила Тверского язычниками, справа от западной двери главного входа – лепта вдовицы, слева – беседа Христа с самарянкой.
В храме было много прекрасных икон, наиболее почитаемыми из них являлись иконы Божией Матери Скоропослушницы и Тихвинской. Их жители д. Купишиха привезли из города Санкт-Петербурга ещё до Октябрьской революции. Сначала долго собирали средства на приобретение и доставку икон, затем преподнесли их в дар Заовражской церкви от жителей деревни.
На колокольне находилось много колоколов, на большом центральном были отлиты имена строителей храма и дата. Считалось, что самый красивый и звучный колокольный звон именно в Заовражском храме. Церковь славилась своим великолепием. В ней устроено 3 придела: центральный в честь Рождества Христова, правый – Святой великомученицы Параскевы, левый – Тихвинской Иконы Божией Матери. Храм большой, вместительный, но в момент богослужений места не хватало, людей много, стояли даже в притворе и на паперти. Приход был большой, на службу приходили из Старицкого, Луковниковского, Торжокского районов. С восточной стороны от храма, через дорогу, по воскресеньям организовывалась ярмарка, приходившие на богослужение люди имели возможность посетить ее и что-то купить или продать. Имелись церковные документы: опись 1899 года, метрики с 1795 года, исповедные с 1829 года, план на землю (не сохранился).
В 1932 г. коммунистами был сброшен с колокольни главный большой церковный колокол. В конце 1950-х в начале 1960-х годов вокруг храма разработали карьеры для добычи песка, поэтому большая часть курганов погибла. Песок вывозился для отсыпки дорог. Когда начинали рыть карьеры, некоторые люди надеялись найти ценности, но кроме костей и черепов там ничего не было. Таким образом, песок вместе с человеческими костями вывозился на дорогу. Планировали из храма сделать клуб, но помешало то, что вокруг располагалось кладбище.
В 1964 г. храм закрыли, иконы и утварь вывезли в Васильково – Никольскую церковь. В 1970-х годах церковь подвергается страшнейшему разгрому. От былого великолепия не остается и следа. В 1980 г. храм поджигают, сгорает алтарная часть левого престола. Начинает течь кровля. Гибнут настенные росписи. Обваливается часть сводов.
10 ноября 1996 г., с приходом молодого священника о. Андрея Николаева, в с. Заовражье начались богослужения, сначала – в сохранившемся помещении имения бывшего помещика.
Священник о. Сергий Никитин. |
В 1997 г. группа прихожан пришла в храм и очистила его от грязи, мусора и битого кирпича, а на день Святой Троицы состоялось первое богослужение после длительного запустения. В храм медленно потянулись прихожане. В 1998 г. из Васильковской церкви возвращено святое Распятие, принадлежавшее Заовражскому храму. Силами прихода стал производиться ремонт.
До 1901 г. в храме Рождества Христова служили: священник Александр Васильевич Богословский, 39-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1882 г., священником с 1883 г., награждён в 1898 г. скуфьей. До 1880 г. диаконом был Фёдор Иоаннович Соколов, затем диаконом служил Михаил Фёдорович Соколов 32-х лет, в служении с 1889 г., диаконом с 1891 г. Псаломщик Николай Арсеньевич Орлов, 21-го года, в должности с 1898 г. Прихожан в деревнях Заовражье, Ильино, Поповиха, Каравайцево, Шаплово, Лукино, Вышгород, Свеклино, Хрычёво, Глухово, Пекишево, Андрианово, Рылёво, Купишиха, Коршево – 377 дворов (1224 мужчины, 1428 женщин).
До 1914 года служили так же священник Иоанн Дьянов, 51-го года, окончил семинарию, на службе 28 лет, в Христорождественском храме – 5 лет. Штатный диакон Михаил Соколов, 47-ми лет, на службе 25 лет, в Христорождественском храме – 23 года. Псаломщик Пётр Борисоглебский, 42-х лет, на службе 15 лет, в Христорождественском храме – 5 лет. Прихожан в деревнях Андрианово, Коршево, Заовражье, Каравайцево, Пекишево, Рылёво, Вышгород, Глухово, Лукино, Хрычёво, Поповиха, Свеклино, Купишиха, Ильино, Шаплово – 1398 мужчин и 1522 женщины.
После 1914 года служил протоирей Иоанн Хильтов, с 1930-х годов – по 1948 г. – иеромонах о. Михаил Куракин, затем до 1964 г. служил протоирей о. Сергий Никитин (в юношестве был учеником Иона Кронштадского), с 1996 г. по 2006 г. служил иерей о. Андрей Николаев. С 1 июля 2009 г. в храме служит протоирей о. Александр Рожок.
Обращаюсь ко всем неравнодушным людям: если есть возможность, помогите чем можете. Мы должны сохранить святыни земли русской для наших детей, наших потомков. Будет жить вера на Руси, будет жить и Русь православная! В настоящее время храм нуждается в большой реставрации.
В двух километрах от храма находится святой живоносный источник, когда-то на нём стояла часовня и были специальные купальни. Паломники, посещавшие источник, исцеляли глазные болезни. Сейчас на месте часовни построена новая в виде беседки. И даже сейчас имеются случаи исцеление глазных заболеваний.
Краеведческий материал составлен Евгением Дометовым на основе рассказов местных жителей, материалов В.И. Сысоева и Епархиальных справочников
(По материалам группы Приход Преподобного Амвросия Оптинского в Контакте.)
(Фото. № 4, 5 из группы Приход Преподобного Амвросия Оптинского в Контакте.)
Церковь Рождества Пресв. Богородицы в Залесье, по окладу 184 года дани платилось 16 алт 4 ден. (Патр прик. кн. 87, л. 1047). Под 7208 г. пишется: "да в пределе св. мученицы Пятницы".
132 и 133 гг. в Чуриловской волости, в Черницкой губе: царя и великаго князя погост Пречистенской в Залесье, а на погосте церковь св. мученицы Парасковеи древян клетцки пуст, пашни наездом пахано передние земли две четверти, да перелогом и лесом поросло восемь четвертей в поле, а в дву потомуж, сена двенадцать копен, лесу непашеннаго две десятины.
186 г. погост, а на погосте церковь Рождество Богородицы, у церкви на церковной земле живут: во дв. поп Терентий Матвеев да с ним живет сын дьячек Прошка, во дв. пономарь Гордюшка Терентьев с просвирницею Авдотьецею.
185 г. при церкви великомуч. Параскевы находился священник Терентий Матвеев.
202 года сентября 15 дня, по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Рождества Пресв. Богородицы во ржевской уезд, в Новоторжскую припись в село Залесье, взял антиминс той же церкви поп Терентий Матвеев. (Патр. пр. кн. 138, л. 51 об.).
1710 г. в Чуриловской волости церковь Рождества Пресв. Богородицы деревянная, на погосте Залесье, на суходоле. При церкви во дв. поп Пров Терентьев служит у той церкви в попах с 7192 года; во дв. дьячек Ефрем Федотов; во дв. пономарь Иван Гордеев. Данных денег и др. сборов платят они с той церкви в патриарш приказ по рублю 19 алт. 2 ден. на год. Церковной земли у них во владении по писцовым книгам 132 и 133 г. пашни 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, непашеннаго лесу 2 десятины, сенных покосов 10 копен. (Пер. кн. 12377).
1712 г. марта в 4 день запечатан указ, по челобитью Семеновской жены Хлопова вдовы Феклы Селиверстовой дочери, велено во ржевском уезде в селе Залесье прежнюю Рождественскую церковь, построя, освятить во имя Тихвинския Богородицы Могилевския пустыни иеромонаху Филимону, за одно полотно взято. (Ibid., 438, л. 10 об.)
1712 г марта в 5 день выдан антиминс по благ. грам. в село Залесье, по челобитью Семеновской жены Хлоповой вдовы Феклы Селиверстовой дочери, ко освящению в новопостроенную церковь во имя Тихвинския Богородицы, под росписку попа Михаила. (Патр. прик. кн. 138, л. об. 360).
О состоянии этой церкви в настоящее время (1895 год) имеются следующия сведения:
Новоторжскаго уезда погоста Залесья церковь во имя Рождества Христова.
1) Построена в 1820 г. тщанием бывшаго помещика Ив. Ив. Хлопова, с помощью прихожан.
2) Зданием каменная, с таковой же колокольней, крепка.
3) Престолов в ней три: 1-й во имя Рождества Христова, 2-й — Тихвинския Божией Матери и 3-й — св. мученицы Параскевы, все теплые.
4) Утварью достаточна; ризница — порядочная, не-новая.
5) Причта — священник, диакон и псаломщик.
6) Земли при сей церкви 29 дес. 1306 саж., из коей усадебной 2 дес., пахотной 22 дес., покосной 5 дес. и неудобной 1306 сажен. В пустоши Воровицах 122 дес. 610 саж., из коих покосной 12 дес., под лесом 106 дес. и неудобной 4 д. 610 с.; сею землею пользуются сами священноцерковнослужители.
7) Дома у священноцерковнослужителей собственные, на церковной земле.
8) Жалованья 152 р. 88 к.; доходу 450 р.; % — 44 р. 65 к. Церковь пользуется % с капитала в 4299 р. Церковь вносит процентнаго сбора 80 р., на духовно-учебныя заведения 33 р. 28 к.
9) Разстояние от консистории — 105 вер., от уезднаго города — 45 верст.
10) Ближайшия церкви: Прямухино в 7 в., Сурушино в 6 в.
Приходских дворов 352; в них м. п. 1287 д., ж. 1500 д.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)