Борзыни (Борзынь) - Спаса Нерукотворного церковь
Село Борзынь, от Твери 100 верст, от Волочка 45 верст.
В центре села находится не действующий ныне храм Нерукотворного Спаса, запечатлевший в своем облике характерные черты стиля барокко. Церковь была выстроена к 1755 году на средства местного помещика Артемия Шишкина на месте деревянной, пришедшей в ветхость Пятницкой церкви.
Церковь Спасская, построена в 1755 году, каменная, престола три: главный Спаса Нерукотворного Образа, придельные: Святителя Николая и мученицы Параскевы, Преподобного Сергия Радонежского.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1778 года, исповедные 1829 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Иоанн Арсеньевич Деянов 35-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1887 года, состоит катихизатором, награжден в 1899 году скуфьей. Священник Константин Евгеньевич Сиротин 33-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1888 года, награжден в 1899 году набедренником. Диакон Василий Иоаннович Середонин 33-ти лет, в служении с 1881 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Иван Леонидович Колосов 33-х лет, в должности с 1886 года. Псаломщик Михаил Павлович Лебедев 54-х лет, в должности с 1865 года.
Прихожане: 1) Священника Деянова - в селе Борзынях, в деревнях Холме, Малом Василькове, Ширякове, Ильятине, Иванкове, Карманове, Латыгоре, Сутоках, Климушкове, в Новоторжском уезде в деревнях Вязьмицах, Щитникове, Колесове, Литвинове - 315 дворов (1059 мужчин, 1252 женщины). 2) Священника Сиротина - в селе Борзынях, в деревнях Симонове, Загорье, Юсине, Дорникове, Раменье, Шашкове, Боре, Большом Василькове, в Новоторжском уезде в деревнях Утицыне, Бобровице, Вешках - 280 дворов (1093 мужчины, 1199 женщин). Всего 595 дворов (2152 мужчины, 2451 женщина).
В 1914 году служили: Священник Константин Преображенский 35-ти лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в Спасском храме 5 лет. Священник Сергтй Сиротин 23-х лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Штатный диакон Феодор Бенеманский 57-ми лет, на службе 28 лет, в Спасском храме 7 лет. Псаломщик Михаил Лебедев 70-ти лет, на службе 49 лет. Псаломщик Иоанн Колосов 47-ми лет, на службе 28 лет, в Спасском храме 22 года.
Прихожан в деревнях: Холм, Малое Васильково, Ширяково, Ильятино, Иванково, Корманово, Латыгорево, Сутоки, Климушково, Вязьмицы, Шитниково, Колесово, Литвиново, Симоново, Загорье, Юсино, Дарниково, Раменье, Шоликово, Бор, Большое Васильково, Утицыно, Бобровицы, Вешки - 1690 мужчин, 2080 женщин.
В приходе сей церкви находилось две часовни: 1) в деревне Литвинове, великомученика Георгия, построена в 1889 году, деревянная, 2) в деревне Вешках, Апостолов Петра и Павла, построена в 1896 году, деревянная.
(По материалам сайта Портал города Кувшиново и материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 из группы Православный Вышний Волочёк в Контакте.)
Церковь св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы на Борзыни, по окладу 184 г. церковной дани 24 ал. 4 ден.
132 и 13 г.г. в Сонской волости за Семеном Варшутиным сыном Дивова в вотчине, дано ему из отца его поместья, что было за ним же за Семеном, село Борзынь, на реке на Семыне, а в нем на вотчинной земле церковь св. мученицы Прасковеи, нареченныя Пятницы, да предел Николы чюдотворца древян клетцки строенье приходных людей, в селе ж на вотчинной земле во дворе поп Евстратий Овдокимов, в селе же двор вотчинников, двор задворнаго человека, пашни паханые середние земли семь четвертей, да перелогом и лесом поросло 25 четвертей с осминою в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен, лесу непашеннаго пять десятин.
184 г. марта 7 подана св. патриарху к подписке Ржевскаго уезда Новоторжския приписи села Борзыни церкви св. вел. муч. Парасковеи грамота попа Василия Иосифова.
186 г. погост Борзыня, а на погосте церковь св. мученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы; у церкви во дв. поп Василий Осипов, во дв. дьяконъ Феоктист Самсонов, во дв. дьячек Ивашко Евдокимов, во дв. просвирница Марьица, во дв. пономарь Ивашко Терентьев да с ним церковной сторож, во дв. вдова Прасковьица, а те дворы стоят на вотчинникове земле.
207 г. генваря в 13 день, по указу святейшаго патриарха и по подписной челобитной, дан антиминс во ржевской уезд в Осташковскую новоприписную десятину в церковь великомуч. Парасковеи нареченныя Пятницы в село Борзынь, под росписку попа Михаила Васильева. (Патр. пр. кн. 138, л. 164).
1708 г. февраля в 28 день выдан антиминс по благословенной грамоте во ржевской уезд в село Борзыни в новопостроенную церковь во имя святыя великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, а взял антиминс тояж церкви поп Парфеней Алексеев. (Патр. пр. кн. 138, л. 308).
1710 г. в Сонской волости церковь св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы в селе Борзыни, на речке Семыни; у той церкви во дв. поп Парфен Алексеев служит при церкви в попах с 1707 года; во дв дьякон Алексей Михайлов; во дв. дьячек Родион Алексеев, во дв. пономарь Яков Васильев. С той церкви платит он с причетники данных денег и др. сборов всего в год по два рубля 2 алт. (Переп. кн. 12377).
В настоящее время (1894 год) церковь эта находится в следующем состоянии:
Вышневолоцкаго уезда села Борзынь церковь во имя Нерукотвореннаго образа Спасова.
1) Построена в 1755 году помещицею Евдокиею Никитиной Шивковой.
2) Зданием каменная, с таковой же колокольнею, крепка.
3) Престолов в ней три; все теплые; в настоящей — во имя Нерукотвореннаго образа Спасова; в приделах: в 1-м во имя святителя Николая Мирликийскаго и мученицы Параскевы, во 2-м во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго.
4) Утварью достаточна; ризница находится в удовлетворительном состоянии.
5) Причта — два священника, диакон и два псаломщика.
6) Земли при церкви 65 дес.; в том числе усадебной 2 дес., пахотной 38½ дес. сенокосной 14½ дес. и неудобной 10 десят. Сверх того, земли писцовой, залежной и сенокосной в пустоши Урвишихе 25 дес.; земли дарственной в пустоши Губине, лесной и покосной 38 дес. Планы хранятся в церковном архиве. Священноцерковнослужители всею землею владеют сами.
7) Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.
8) Жалованья получается 228 р., денежнаго дохода 545 руб.; % — 50 р. Церковь вносить % сбора 130 руб. 20 к. Содержание священноцерковнослужителей достаточно.
9) Зданий, принадлежащих церкви, нет.
10) Церковь отстоит от консистории на 100 в., от уезднаго города Вышняго-Волочка в 45 в.
11) Ближайшия церкви — Иловицкая в 7 в., Ясеновская в 7, Кузловская в 12 и Горницкая (Новоторж. уезда) в 5 верстах.
Приходских дворов 640; в них м. п. 2366 д., ж. 2616 д.
К сей церкви приписана часовня в честь великомученика Георгия, в деревне Литвинове Новоторжскаго уезда, построенная с разрешения Тверской духовной консистории 1889 г. по просьбе крестьян для молитвословий, за дальностью разстояния оной деревни от церкви, по плану, утвержденному епархиальным начальством, деревянная; доходу приносит 65 к. серебром.
(По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. ХVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к № 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.)
Денис Ивлев
«Церковным благолепием убрана, сосудами и книгами снабжена»
Храм Спаса Нерукотворного в с. Борзыни - творческое наследие С.И. Чевакинского?
Спасский храм в с. Борзыни. Вид с юго-восточной стороны. На алтарной апсиде уцелел первоначальный скат кровли "шашкой". Фото 2022 г. |
«Спасская церковь каменная, крыта железом, окрашенным масляною зеленой краской, - так описывается в начале XX в. один из самых старых каменных храмов Вышневолоцкого уезда, - на церкви имеется одна большая глава, иконостасов три, из коих два – высота 1 ½ саж., ширина – 2 саж, третий – главный – высота 4 ½ сажени, ширина 3 сажени 2 аршина. Церковь отапливается калориферною печью, устроенною в отдельном помещении. Колокольня в 3 яруса – высотою до верха карниза 13 саженей. Церковь построена в 1755 г.».[1]
Каменный Спасский храм в Борзынях имеет нестандартную для своего времени строительную структуру. В центре храма помещается восьмерик, который увенчан восьмилепестковым сводом, в свою очередь продолжающимся восьмигранной главкой. По сторонам света к храму пристроены приделы, предающие зданию форму равноконечного греческого креста. Интересен тот факт, что у храма был близкий по планировочной структуре и архитектурным формам близнец – Никольский собор Николо-Малицкого монастыря под Тверью, который не имел колокольни с запада - она стояла отдельно. С запада к храму в Борзынях примыкала колокольня, утраченная в XX в. Судя по сохранившимся фотографиям, колокольня своими простыми кубическими формами резко контрастировала с архитектурой храма. Очевидно, что на первоначальном проекте колокольни не было, её пристроили позднее используя самые простые образцы. Примером такой архитектуры может служить храм Воскресения Христова в с. Котлован Удомельского района.
Спасский храм в с. Борзыни. Вид с юго-западаной стороны. Фото нач. XX в. из архива Музея крестьянских родословных. |
Тверской исследователь архитектуры Павел Иванов не безосновательно предполагает участие выдающегося архитектора елизаветинской эпохи Саввы Ивановича Чевакинского в проектировании обоих храмов. С.И. Чевакинский - владелец усадьбы и земель в Новоторжском и Вышневолоцком уезде является бесспорным автором проектов храмов в с. Выдропужск и с. Хотилово. Его же творческое участие прослеживается в проектах Казанского собора в Вышнем Волочке, Успенского храма в с. Афиьмино. К работам круга его подражателей можно отнести храмы в соседних с Борзынями сёлах Есеновичи, Горка, Шитовичи, Фёдориха, выстроенные в один и тот же период в стиле барокко и дошедшие до нас с разной степенью сохранности. В любом случае близкое соседство с усадьбой Вёшки С.И. Чевакинского - мастера барокко не могло оказать влияние на желание соседних землевладельцев иметь у себя храм, выстроенный по проекту столичного зодчего.
Спасский храм в с. Борзыни. Северный фасад с сохранившимися фрагментами отделки стен храма. Фото 2022 г. |
Строителем нового каменного храма в с. Борзыни стал «камор лифляндских и истлянских дел конторы асессор Артемий Никитин сын Шишков» - видный столичный чиновник середины XVIII в. Зкомство с ним и участие Саввы Чевакинского в создании проекта храма более чем обоснованно. В 1737 г. Артемий Шишков вступил в армию, 20 лет отдал служению Отечеству. 18 мая 1755 г. указом Сената Артемий Шишков стал первым русским чиновником Камер-конторы лифляндских и эстляндских дел. В 1756 г. Шишкову поручена ревизия Лифляндии, в ходе которой чиновник стал настаивать на реформировании системы управления, встав на защиту латышских крестьян. В 1858 г. он получает приказ выехать в Санкт-Петербург, становится прокурором в Новгороде, однако, в октябре 1760 г. Сенат снова возвращает его в Лифляндию. Ревизию продолжил его единомышленник Андрей Гофман, а Шишков поддерживал его из Камер-конторы лифляндских и эстляндских дел.[2]
Находясь в Петербурге в сентябре 1755 г. Артемий Никитич составил прошение на имя Тверского и Кашинского епископа Вениамина, в котором указывал, что в селе Борзыни Ржевского уезда в имении его матери статской советницы Авдотьи Никитишны Шишковой имеется деревянная ветхая церковь великомученицы Параскевы Пятницы, «которая со многих лет стоит и нужда есть что б заблаговремянно построить».[3]
Спасский храм. Вид с запада. 1970-е гг. Фото из архива Музея крестьянских родословных в с. Борзыни. |
Авдотья Никитишна выразила желание выстроить новую «новую каменную церковь» в честь Параскевы Пятницы с приделами Святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского «и всяким благолепием убрать». В отсутствие сына под руководством помещицы Авдотьи Шишковой каменную церковь в Борзынях возвели. 1 сентября 1757 г. Шишкова писала: «церковь Божия каменная во имя Святыя великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, с приделами Святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского чудотворцев ис приуготовленных на то материалов по правилам святых церквей в том же селе Борзынях построена».[4]
В одной ограде с новым каменным храмом Авдотья Шикова просила «снять и поставить на том погосте во отдалении показанной вновь построенной каменной церкви … для зимнего времени тёплую во имя Спаса Нерукотворенного образа».[5] Обе церкви она просила дозволить освятить Николовой пустыни Столобенскому игумену Феодосию. 4 сентября 1757 г. игумену Феодосию поручено освятить два боковых придела каменного храма в честь святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, в остальном прошение осталось без ответа.[6]
В 1760 г. на имя Тверского епископа Афонасия от вдовы Авдотьи Никитиной последовало письмо, где она указала, что на перенос и на построение на новом месте деревянной Спасской церкви храмосдательной грамоты она не взяла. И, передумав, Авдотья Никитина решила в каменной церкви между колокольней храмом сделать тёплый придел в честь мученицы Параскевы, а главный престол храма освятить в честь Спаса Нерукотворного образа.[7]
Собор Николо-Малицкого монастыря. Западный фасад. Фото нач. XX в. из сети Интернет |
В августе 1760 г. Новгородский прокурор Артемий Никитин Шишков подал прошение с просьбой освятить главный престол в честь Спаса Нерукотворного, а в трапезе сделать придел Параскевы Пятницы и «пожаловать благословенную грамоту на имя … игумена Мефодия».[8] В сентябре 1760 г. членам Ржевского духовного правления предписано освидетельствовали храм[9], однако «за грязьми и болотами» освидетельствовать храм оказалось невозможным и последовало прошение «обождать сухого пути» в октябре.[10] Лишь 5 июля 1761 г. иеромонах Троицкого Селижарова монастыря Николай со священниками из соседних погостов освидетельствовал храм и оказалось, что «означенная настоящая церковь Божия во имя Спаса Нерукотворенного образа ... по подобию прочих святых церквей построена, и со всем она ко освящению в готовности, и по подобию прочих святых церквей построена, и во олтаре святый престол в указанную меру поставлен, церковным благолепием убрана, сосудами и книгами снабжена».[11]
В августе снова последовало прошение об освящении храма от Авдотьи Никитиной.[12] В ответ на это последовал указ от 8 августа 1761 г. освятить престолы Ниловой пустыни игумену Феодосию и чередному священнику Тверского кафедрального собора.[13] Освятили храм после получения указа в Ржевском духовном правлении в сентябре 1761 г.[14]
Внутренний вид восьмерика храма. Фото 2022 г. |
В 1796 г. Спасский четырёхпрестольный храм значится в составе Вышневолоцкого уезда и подчинён Вышневолоцкому духовному правлению. В приходе 308 дворов, 1059 мужчин и 1087 женщин.[15] На приходе служили благочинный священник Парфений Прокопиев, священник Василий Прокопиев, диакон Тит Фомин, дьячки Федор Прокопиев и Федор Титов, пономарь Трифон Васильев, пономарь Никита Федоров.[16] В 1804 г. на приходе насчитывалось 310 дворов, прихожан 1044 мужского пола и 1048 женского. Служили священники Иаков Фёдоров и Иоанн Афонасьев, диакон Степан Титов, дьячки Фёдор Прокопиев и Филипп Трифонов, пономарь Трифон Васильев.[17]
История храма в XIX – XX вв. требует отдельного исследования и публикации. Данная статья сводит воедино имеющуюся информацию, касающуюся истории строительства и первых лет существования каменного Спасского храма в с. Борзыни. Проект храма уникален, в нём явно прослеживается рука профессионального столичного мастера, каким был Савва Иванович Чевакинский. Предположение, что проект Борзынского храма является творческим наследием гениального зодчего середины XVIII в. требует дополнительных поисков в архивах и внимательного обследования памятника. Открытие ещё одного памятника, связанного с творческой судьбой Чевакинского, имеет особое значение для истории русской архитектуры и поможет по-новому взглянуть на наследие Тверской земли.
Спасский храм в с. Борзыни. Вид с восточной стороны. Фото нач. XX в. из архива Музея крестьянских родословных. |
[1] 1910. Страховые описи Вышневолоцкого уезда // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2031. Л. 3.
[2] Александр Гурин. Большая игра маленького человека, или как коллежский асессор ошибку императора исправлял // Интернет: https://lv.baltnews.com/authors/20181216/1022554335/bolschaja-igra-malenkogo-cheloveka-ili-kak-kollezhskij-assessor-oshibku-imperatora-ispravljal.html. Дата просмотра 02.09.2022.
[3] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 1.
[4] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 4 об – 5.г
[5] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 5.
[6] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 6.
[7] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 1.
[8] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 2.
[9] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 3.
[10] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 5.
[11] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 7.
[12] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 11.
[13] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 13.
[14] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 15.
[15] 1796 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16107. Л. 83.
[16] 1796 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16107. Л. 83 об. – 84.
[17] 1804 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16112. ЛЛ. 17-19.
(По материалам паблика Дениса Ивлева в Дзене.)
(Фото. № 2-8 из паблика Дениса Ивлева в Дзене.)