Слобода - Никольский собор Антониева монастыря
![]() |
В 1480-х гг. был сооружен каменный Никольский собор, дошедший до нашего времени в руинированном состоянии (уцелели почти на всю высоту три стены - северная, южная и западная). Это одно из древнейших сооружений, сохранившихся на территории Тверской области. В своем первоначальном виде храм представлял собой чрезвычайно своеобразный образец московского зодчества последней четверти XV в. (Бежецкий Верх в то время принадлежал к землям Московского княжества). Для московской архитектуры характерны как строительная техника, так и основные художественно-типологические особенности собора. Он построен в технике смешанной кладки: стены из белого камня, своды из кирпича. Это был крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный храм с одной крупной световой главой и малой главой над юго-восточным углом четверика. Фасады собора делятся лопатками на три прясла. Входные проемы оформлены килевидными перспективными порталами с полуколонками, дыньками и сноповидными капителями. В то же время архитектуру храма отличает ряд новаторских черт, которые во многом предвосхищают зодчество XVI В.: полуциркульные закомары; карнизный пояс, отделяющий закомары от поля прясел; крестовые своды в угловых западных ячейках и др.
![]() |
|||
Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря. Фот. нач. 20 в. |
Интереснейшим на территории области памятником московского зодчества является Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (сохранился в руинах). По поводу его датировки существуют два различных мнения исследователей. Согласно первому (В.П. Выголов, Вал. А. Булкин, А.М. Салимов), собор был построен в 1481 - нач. 1490-х гг., согласно второму (С.С. Подъяпольский) значительно позднее, предположительно в кон. 1550-х гг. Крупное четырехстолпное и трехапсидное здание из белого камня (лишь своды и глава кирпичные) отличается тонкостью фасадных профилировок, характерных для московской архитектуры кон. 15-16 в. (лопатки, порталы с колонками, украшенными дыньками и сноповидными капителями, архивольты закомар). Основной четверик венчала мощная глава, дополненная по столичной традиции eщe одной, малой главкой над приделом в юго-восточном углу. Необычность храму придавали отрезающие закомары тонкие пояски, а также крестовые своды над угловыми, западными компартиментами и импосты у пят основных подпружных арок. Применение этих форм, появившихся в Москве в Успенском соборе и в последовавших за ним других постройках приехавших итальянских зодчих, позволило исследователям предположить и здесь работу какого-либо "фрязина" (Выголов) или русского мастера, знакомого с "итальянизмами" московской архитектуры (Булкин, Салимов). В случае справедливости более ранней датировки собор Краснохолмского монастыря следует признать уникальным памятником кон. 15 в. При более поздней датировке (которую поддерживают также А.Л. Баталов и Вл. В. Седов) постройка органичней включается в общий процесс развития русской архитектуры кон. 15-сер. 16 в.
(По материалам книг: Край Краснохолмский. Сборник статей. Исследования краеведов. Хроника событий. Серия СИТЕС "Города Тверской Земли". Тверь: Издательство Студия-С, 2004. и Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
(Цветное фото. с сайта Русские церкви.)
Судьба у собора сложилась трагически. В начале 1930-х гг., когда монастырская территория была отдана под использование колхозу, его апсиды были вырваны тракторным тралом. Вместе с каменной кладкой апсид обрушились купол и своды. Трагедия состоит еще в том, что нет ни одной фотографии интерьера храма. Мы практически не знаем, как и в каком виде были устроены своды. Обрушение привело к неизбежной гибели исключительной для Тверской области фресковой живописи 1683 года, второго и последнего живописного ансамбля XVII века на нашей территории (первый - роспись собора Троицкого Калязина монастыря, уцелевший лишь в виде нескольких снятых фрагментов). Но в течение 1930-1960-х гг. о такой "мелочи" как фрески никто не беспокоился. Собор был не более чем сараем.
Лишь в 1960-х гг. на остатках стен были устроены навесные кровли. Они не спасли фрески, лишь несколько отсрочили разрушение стен. В конце 1990-х гг. старые навесы полностью обветшали. В начале 2000-х гг. были выделены областные средства на новые навесы. В 2004 году они были устроены, но на этот раз простояли меньше двух лет.
Уже в 2007 году собор имел вид, который не изменился за шесть прошедших лет. Лишь крест установлен напротив бывшего алтаря в 2006 году.
Некрополь собора позволил открыть ряд интересных деталей в истории монастыря. В частности, стало понятно, что "Летописец" об основании обители и его первых десятилетиях является крайне ненадежным и в высокой степени фальсифицированным в конце XVII века документом. Не Нелединские-Мелецкие, как утверждает "Летописец", а совсем иные боярские роды, в частности, старшая ветвь Шереметьевых, а также и Романовы были причастны к его блестящему расцвету уже в XVI веке. Но теперь их надгробия находятся в таком же запустении, как и все здесь...
Фресковая роспись - это памятник, изучению которого были посвящены несколько экспедиций тверского филиала Государственной академии славянской культуры. Собранные фрагменты (их десятки тысяч) переданы в областную картинную галерею. Восстановление их, правда, едва ли предвидится в ближайшее время. Более реальным выглядит воссоздание композиций по уцелевшей графье. (Если, конечно, собор вообще будет восстановлен). Изучение и калькирование росписей в настоящее время закончено. Остается надеяться, что от оригиналов хоть что-то дождется лучших времен. Как обычно в России, перед нами не чистая фреска, а смешанная техника живописи, где по сырой штукатурке наносились только графья и предварительное охрение. Они и сопротивляются времени из последних сил. Остальное давно смыто.
В соответствии с практикой XVII века штукатурка прибивалась к стене металлическими гвоздями с широкими шляпками. Практика показала, что гвозди эти наносят лишь вред живописи и в крупных ансамблях, например, в Ростове Великом, их приходится поштучно удалять. Здесь, правда, не до удаления...
Единственный фрагмент, сохранивший несколько слоев верхних колеров - "Спас Нерукотворный" на откосе западного портала.
(По материалам сайта Тверские своды.)
В 2016 году на Никольском соборе начаты противоаварийные реставрационные работы.
(По материалам сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.)
![]() |
|||
Проект реставрации Никольского собора. |
Еще при жизни Преподобного Антония обитель его начала изменять свой вид и даже первоначально избранное для нее место. Увеличивавшееся с каждым годом число богомольцев и приношений от них, а также горячее усердие к новооснованному монастырю бояр Нелединских-Мелецких внушили Пр. Антонию мысль соорудить каменную церковь. Здесь нужно заметить, что берег реки, на котором впоследствии начал устрояться и ныне стоит монастырь, был низменный, заливавшийся в весеннее время водою, и потому первая деревянная церковь и кельи были, конечно, на ближайшей к реке возвышенной местности. Антоний же возъимел желание, чтобы предположенный к построению каменный храм, а также кельи и службы монастырские были на самом берегу реки, для чего потребовалось сделать насыпную площадь, значительную по пространству и высоте насыпи. И в этом деле, требовавшем значительных средств, каких в монастыре и быть не могло, видно участие Нелединских. На этой насыпной и выравненной площади, по сказанию монастырского летописца, в 1481 году Антоний положил основание величественному по тому времени храму во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятыя Богородицы. Храм был достроен уже по смерти Антония преемником его Германом.
Через сто лет храм выглядел следующим образом:
Несколько правее восточных ворот «церковь Николы Чудотворца каменная, а в ней придел Благовещенье Пречистые Богородицы»; крыша и две главы на церкви деревянные, кресты тоже деревянные, опаяны жестью; входные двери в церковь с трех сторон: передние и полденные – железные, а «с ночи двери деревянные, биты гвоздями»; но пред дверями нет ни паперти, ни крылец. Над западными дверями снаружи «образ Николы Чудотворца настенное письмо, да с полденные стороны над дверьми образ Пречистые Богородицы Одигитрия». В церкви два четыреугольные столба и в алтаре за иконостасом – два, сведенные под сводом арками; свет проникает только сверху в два или три узкие окна. Пол настлан кирпичом, а у стен – белым камнем. Иконостас в четыре яруса. Икон множество, из них все местные и много мелких настенных – в серебряных вызолоченных окладах и венцах, со множеством на них дорогих привесок: крестов, ожерельев, монет, колец, серег и проч.; но в размещение икон мало соразмерности, особенно около боковых алтарных дверей и на столбах: рядом с местной иконой «штинядей» размещены по несколько локотных, или больших и малых пядниц. Кроме того впереди иконостаса помещено в золоченых киотах несколько икон складней со створами. Тут же особо помещен вклад царя Иoaннa Грозного, состояний из 12 небольших икон в серебряных окладах, – «государь пожаловал по опальных людех». Всего икон, считая только в церкви, кроме алтаря и придела Благовещение, до 200 икон. Более замечательны в нижнем ярусе: «царские двери резь золочена столбцы и с сенью, а дал те двери в дом чудотворцу Николе Юрьева монастыря Архимандрит Варфоломей... Образ Спас Вседержитель, письмо корсунское, обложен серебром, а окладывал игумен Варфоломей... Образ Николы чудотворца, а около Николина образа писано деянье Николино, венцы серебряны позолочены, а окладывал тот образ игумен Иосаф (Иоасаф).» По обилию привесок замечателен, по левую сторону царских дверей, «образ Пречистые Одигитрия, штипядей, обложен серебром, венцы серебряны сканные золочены, а в венцах по три репьи золочены, а в репьях по четыре жемчужки». Вся икона увешана серебряными гривнами, цепочками, крестами, оправленными жемчугом и драгоценными камнями; тут же двои серьги; один яхонтовые с жемчугом, «а дача Ульяны, Семеновы жены Андреевича Бутурлина», другие серьги – яхонт да лалы с жемчугом, «а приложила их Настасья, Никитина жена Шереметева.» Под местными иконами пелены из разных материй: на правой стороне четыре пелены, а на левой – от царских до северных дверей одна пелена синего атласа. Пред иконами на правой стороне три свечи местным «к в них тянет по три пуды;» на левой стороне тоже три свечи, в одной «тянет три пуда,» а в двух других – в обеих три пуда. Пред иконостасом «паникадило медное большое о десяти свечах, промеж свечами ангели вольяшные, а у паникадила яицо струфомилово обложено серебром.., а дал то паникадило троецкой игумен Иасаф». На западной стене у северного угла, на высоте от полу более сажени, видна железная дверь, это тайник, где хранится «большая монастырская казна.» Алтарная северная дверь находится у самой стены: для нее прикладена к стене каменная не высокая поперечная стенка и в этой сделано отверстие с полукруглым верхом. Алтарь разделен, на три полукруглые отделения: в среднем помещен престол, над горним местом вверху окно, внизу под окном ниша, по сторонам в стене тоже устроено несколько нишей (впадин) для хранения сосудов, евангелий, ризницы и проч. Для лучшей ризницы шкафы; в одном из них «большой игуменский наряд – камка бела, оплечье сажено жемчугом с дробницами, около подола атлас золотной,.. да патрахель – на ней шиты святые золотом да серебром, да на той же патрахели тринатцеть пуговиц серебреных круглых; да поручи – на них святые шиты золотом; да пояс шелков с кистьми, обвираны яблочки золотом да серебром, а дал тот пояс Троецкой игумен Иасаф.» Не мало и других облачений из камки, тафты с бархатными и атласными оплечьями; но видны и холщевые, и крашенные ризы с выбойчатыми оплечьями. Большой запас ширинок (платков) «чем сосуды покрывают;» из них до 20 шиты золотом, серебром и разными шелками; одна – с вышитыми на ней птицами – вклад Якова Михайловича Годунова. Напрестольных Евангелий 11, писаны на бумаге; в некоторых Евангелисты, заставицы и строки прописаны золотом твореным, а в других – красками. На пяти Евангелиях верхние деки обложены серебром, а нижние бархатом; одно из таких Евангелий, с серебряными херувимами и серафимами на верхней деке, вклад боярина Федора Васильевича Шереметева. Из крестов один воздвизальный обложен серебром. Одни сосуды служащие серебреные, а прочие оловянные. Одно кадило серебреное «а дал его Троецкой Игумен Иасаф». Три подсвечника деревянные, один, позолочен, а два покрыты красками. В алтаре же хоругвь полотняная в железной рамке с изображениями: па одной стороне Св. Георгия Страстотерпца, а на другой – огненного восхождения Св. Пророка Илии. В левом отделении алтаря жертвенник; здесь одно окно внизу, по сторонам в стенах поделаны ниши, в них: «кружка оловянная с вином с церковным, да чаша булатная с покрышкою, а в ней святят воду,.... да кунган медной, а в нем стоит вода святая,... да пять киотцев, а вставливают в них образы, коли около монастыря ходят со кресты...», «Да в Николе ж чудотворце в каменной церкви придел Благовещенье Пречистые Богородицы», в правом отделении алтаря. Входная дверь в него в ряду главного иконостаса. Длина придела и с алтарем 3 саж., ширина 1½ сажени. Вверху его «полати» с двумя малыми – на восток и юг – окнами; внизу на теже стороны два окна. Здесь царские двери и большая часть икон «поставленье Николы чудотворца старые церкви деревянные». Сосуды оловянные, ковши и подсвечники деревянные, у северных дверей затворка – крашенина лазорева.
![]() |
|||
Фото с сайта: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1749275&page=8. |
Соборный храм Св. Николая Чудотворца
Это та самая церковь, которая зачата строением в 1481 году основателем, монастыря Преп. Антонием. Она построена из белого камня до сводов, длиною с алтарем на 9 саженях, кроме паперти, шириною на 7 саженях, четыреугольная, об одной главе, с тремя полукруглыми выступами с восточной стороны, фигурою походит на троицкую соборную церковь Сергиевы Лавры. В ней один престол, во имя Св. Николая Чудотворца.
Выше мы видели в каком состоянии находился этот храм во второй половине XVI столетия. В 1606 году в январе месяце «ездил к Москве никольской келарь старец Галасея Посадников да священник Иoнa бити челом Государю царю и великому князю Дмитрею Ивановичу всея pycи о монастырской денежной казне на церковное строенье», а в феврале «ездили на Вологду Никольские слуги ... и купили на Николу Чудотворца на каменной храм на кровлю двадцать четвертин железа немецкого белого, дано 120 рублев денег, а четвертина куплена по шести рублев.» Но крыша, кажется, опять покрыта тесом, по крайней мере в описи 1631 года значатся обитыми белою жестью только две главы – на храме и приделе. После нашествия казацкой вольницы не видно уже было в этом храме тех окладов и привесок на иконах, которыми он красовался прежде, исчезли серебряные сосуды, кадило и другие ценные вещи.
После пожара, бывшего в монастыре в 1634 г. потребовалось более двух лет на исправление повреждений: собор вновь покрыт тесом, и сделаны новые две деревянные главы, которые опять обиты белой жестью, а большой крест вызолочен; большая часть икон написана вновь, другие поновлены.
В 1683 году на иждивение стольника Якова Васильевича Нелединского, пожертвовавшего по сыне своем, стольнике Федоре Яковлевиче, 260 рублей, внутри церкви стены украшены сплошною живописью, которая сохранилась и до ныне, но уже значительно полиняла и на половину попорчена вследствие того, что от широких шляпок гвоздей, по коим оштукатурены стены, штукатурка отпала и образовались выбоины, как бы от пуль. В алтаре живопись закрашена.
В 1693 году, при пособии 370 рублей, пожертвованных Пелагиею Ивановною Нелединскою по своем муже Якове Васильевиче и сыне Феодоре, устроен новый иконостас, прямой, в 5 ярусов. Он остается и по cиe время, кроме небольших изменений: как наприм., еще до 1739 года с верхнего яруса сняты клейма с изображениями страстей Господних в 1751 и потом в 1799 г. иконостас перекрашивался, резьба и царские двери перезолочивались, поновлялись иконы. При этих поновлениях, как видно, некоторая часть резьбы заменена новою: наприм. над царскими дверями на сени два Ангела держат императорскую корону. В 1858 году, усердием краснохолмских купцов Вас. Матв. Бородавкина и Егора Фед. Кичигина, иконостас вновь перезолочен и перекрашен, по обе его стороны на заворотах по стенам прибавлено по одному киоту; пол, вместо чугунного устроенного в 1751 г., сделан деревянный.
Глава на храме до 1763 г. оставалась деревянная, обитая жестью, а в этом году сделана железная. Крест на нее сделан новый и вызолочен, – вышины, кроме стержня, 7½ арш., поперек 6 аршин. Тогда же церковь и алтарь в первый раз покрыты железом по железным стропилам.
В 1799 году духовным начальством разрешено в четырех окнах прибавить свету, если дозволит архитектор. По видимому, только в алтаре бывшее над горним местом окно расширено и пробрано к низу и одно окно в церкви на северной стороне расширено. Притвор к оному храму с южной и западной сторон пристроен в половине XVII века;19 в 1754 г. сделана паперть и с северной стороны. Около 1814 г. паперть на южной стороне разобрана. В 1855 году на паперти и придельной церкви крыши, вместо деревянных, сделаны железные.
В оном храме замечательные предметы:
а) Местная икона Святит. Николая Чудотворца с чудесами вокруг, дл. 2 арш. шир. 1 арш. 9 вершк., древнего иконного письма, в серебряной, вызолоченной ризе; около венца, по краям святительских одежд и около изображений Спасителя и Божией Матери низано жемчугом, в коем весу 31½ золотник. Икона эта известна была еще в XVI столетии и тогда на ней был серебряный оклад игумена Иосифа, похищенный, должно быть, в литовское время, так как в 1631 году на ней серебряный вызолоченный оклад был духовника государыни великой инокини Марфы Иоанновны черного священника Ионы; а в 1683 году на ней уже были оклад серебряный чеканный, риза серебряная литая, вызолоченная и унизанная жемчугом, как и ныне.
б) Икона Св. Николая Чудотворца, длин. 6 верш. шир. 5 верш., по полям и оплечью оклад и венец серебряный, чеканный, вызолоченный, в венце 4 камня зеленых и 4 красных. Это та икона, которая, по преданию, явилась основателю монастыря препод. Антонию. В описи 1688 года она названа также явленною. В XVII столетии она помещалась на аналое близ царских дверей, венец на ней обведен был ниткой жемчуга, а пелена под нею вся была низана жемчугом. Эту пелену в последний раз мы видим в описи 1680 года, а потом жемчуг, должно быть, употреблен был на вышеупомянутую местную икону Святителя Николая.
в) Икона Владимирская Божией Матери, длин. 6 вершк. шир. 5 вершк., в ризе серебряной вызолоченной. Икона древняя, но письмо поновлено неискусною рукою. Она почитается также явленною Препод. Антонио вместе с иконою Св. Николая; но ни в одной старинной описи нет на это указания. Обе последние иконы вставлены в одну деку в киоте за левым столбом, а на зиму переносятся в Покровскую церковь.
г) Икона Скорбящия Божией Матери, длин. 1 арш. 12½ вершк., ширин. 13½ вершк., риза и венцы серебряные вызолоченные, в коих весу 12 ф. 74 зол. Вследствие бывшего от нее исцеления в начале нынешнего столетия, к сожалению незаписанного, одной Бежецкой помещицы почитается чудотворною. Прежде она была местною в Вознесенской церкви, а ныне помещается в соборе за правым столбом; на зиму же переносится в Покровскую церковь.
д) Запрестольная икона Божией Матери Одигитрии, а на другой стороне Св. Николая Чудотворца, оклады по оплечьям и венцы серебряные, сканные, вызолоченные, украшены разноцветною мелкою эмалью. Из подписи, вырезанной на серебре, видно, что «написал и обложил cию святую икону сего Антонова монастыря келарь старец Лаврентий Соловъянин по вере и по обещанию своими келейными деньгами в лето 189 (1681) году марта в день».
е) Пред иконостасом висит паникадило медное, высеребряное, о 24 перьях и шандалах, а между ними травы; поверх его двуглавый орел. Куплено в 1640 году на монастырские деньги за 100 рублей;22 в 1830 году вновь высеребрено. Пред четырьмя местными иконами по сторонам царских врат лампады для поставления свеч серебряные, прорезные, верхние тарелки с шандалами апликовые. На трех лампадах вырезаны надписи, – на первой «лета 7192 (1684) дал в дом великого чудотворца Николая думный дворянин Иван Богданович Ловчиков по сестре своей по Федора Володимировиче Бутурлина по иконе Mapиaмиe»; на другой: «лета 7192 года марта дал вкладу к церкве Николая Чудотворца в Онтонов монастырь лампаду серебряную по отце своем Василье Васильевиче и по сыне своем Федоре Яковлевиче Яков Васильевич Нелединской;» – на третьей лампаде означено, что она сделана из монастырского серебра при Архимандрите Нектарии в 1803 году.
В алтаре сохранились в стенах несколько впадин для хранения утвари, и в церкви, в западной стене, от полу выше сажени, тайник, где хранилась большая монастырская казна.
(По материалам издания Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. - Тверь, 1883.)
(Фото. № 4 с сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Фото. № 5 с сайта: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1749275&page=8. Добавлено Дмитрием Лаптевым на сайт Народный каталог Православной архитектуры.)