Слобода - Вознесенская церковь Антониева монастыря
Этот малоизвестный монастырь стоит в небольшом селе, почти сливающемся с городом Красный Холм – районным центром Тверской области. Город вырос из подмонастырских поселений (как Сергиев Посад, Калязин, Печоры, Кириллов и многие другие), но сам монастырь в XX в. закрыли и разорили, и нынешняя ситуация никак не подает надежды на лучшее. Здесь все разваливается: собор, трапезная, братский корпус, еще один келейный корпус, стены и надвратный храм.
Поставленные посередине восточного фронта монастырской ограды святые ворота монастыря увенчаны надвратным храмом Вознесения. Сооружение каменных ворот и церкви закончено в 1690 г., до этого здесь были деревянные ворота с трехшатровым храмом. Надвратная церковь представляет собой гармоничное, выверенное по пропорциям и силуэту сооружение. Эти качества сразу говорят о работе незаурядных мастеров.
Местоположение церкви в композиции монастыря достаточно редкое: чаще всего храмы ставили на северной или южной сторонах – тогда их абсиды были обращены вбок, в сторону примыкающих стен. Положение же на восточной стороне ограды (дающее, кстати, выигрышный вид из ворот на абсиды монастырского собора и трапезной церкви) встречается в единичных случаях. В этом варианте абсида обращена вовне и создает какой-то особенно невоенный образ ворот. Начало этой линии в монастырях было положено надвратным храмом Сергия Радонежского (1513) Троице-Сергиева монастыря: там подъезд от Москвы приходил к восточной стороне обители. Затем подобное расположение было применено в Саввино-Сторожевском монастыре – в надвратной Троицкой церкви 1652 г. Но там, как и в Троице, надвратный храм был «спрятан» за выдвинутой вперед боевой башней. В более поздней ограде Краснохолмского монастыря (как, например, в надвратном храме Солотче 1695–1698 гг.) положение храма тоже было вызвано копированием композиции прославленной Троицкой обители, но храм уже был открыто поставлен над незащищенными воротами – пора крепостных оград прошла.
Дробный и обильный декор ворот и храма выполнен из тесаного кирпича с редкими вставками белокаменных деталей. И «наборные» порталы, и наличники со сложными фланкирующими колонками и килевидными завершениями, а также карнизы с кокошниками, – все это характерно для «узорочья» середины XVII в. Но все это относится к 1690 г., когда в Москве и окрестностях уже развивался новый нарышкинский стиль. Кажется, что в надвратном храме мы имеем дело не с провинциальным запаздыванием, а с работой столичной артели, не расставшейся со стилем «узорочья», а потому оказавшейся в отдаленном монастыре. Нечто подобное через десятилетие произошло и с нарышкинскими мастерами (изгнавшими мастеров «узорочья»): они были вытеснены на периферию, и их великолепные постройки следует после 1700 г. искать подальше от Москвы.
Вл.В. Седов
Библиография:
Анатолий, игумен. Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря. Тверь, 1883. С. 11;
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 617;
Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Тверская область. Ч. 1. М., 2002. С. 34–35.
(По материалам сайта Проект Классика.)
(Фото. № 1 с сайта Русские церкви. Фото. № 2. Иллюстрированное прибавление к газете Московский листок. 1908 - 1910 гг. Предоставлено Андреем Ага.)
Во второй половине XVI века вход в монастырь был с восточной стороны чрез «красные ворота», над которыми деревянная церковь «Святый Христов мученик Никита, да придел Макарий Египетский.» Над входом и по сторонам оного вставлены в прорезные места три иконы, писанные на обе стороны; на них изображены: «Лествица», «Премудрость Соломона». «Виденье Лазарево праведного и грешного смерти» и разные святые.
В церкви Св. мучен. Никиты над красными воротами, и в приделе препод. Макария Египетского на престолах и жертвенниках одежды выбойчатые, сосуды деревянные, покровцы и судари, (платы) из черной крашенины, такая же завеса у царских дверей, а у северных – выбойка полосатая.
Около 1599 года деревянная церковь, над красными воротами, во имя св. муч. Никиты с приделом препод. Макария Египетского вновь переделана и устроена брусяная с шатровыми верхами, трехпрестольная: в честь Вознесения Господня, св. великомуч. Димитрия Селунского и св. благоверных князей Бориса и Глеба – в честь Ангела царя Бориса Годунова. В нашествие Литвы, престолы в ней были разорены, и в таком виде оставалась она до половины того столетия. К 1650 году эта церковь была разобрана и вместо ее построен новый тоже брусяной храм с тремя шатровыми верхами и с тремя на них главами, обитыми белым железом. В нем устроены были тоже три престола: первые два в те же именования, а третий во имя препод. Алексия человека Божия – в честь Ангела царя Алексия Михайловича. Придел во имя Дмитрия Селунского освящен был летом 1651 года. Но и этот храм существовал, недолго: в 1675 году, при игумене Сергие, какая-то старая деревянная церковь перенесена и поставлена в монастыре на святых воротах, к ней вновь приделаны три круглые алтаря и паперть забрана в косяк; престолы освящены в те же именования. В эту церковь, для главного престола Вознесения Господня, думный дворянин Семен Иванович Заборовский «дал двери царские, сень и столпцы резные, по полименту золочены, резь белорусская сквозная, а золочены сусальным золотом и серебром нагладко». Отделкою приделов, кажется, не торопились: освящения престолов, были 6 Мая 1678 г. и 3 июня 1679 г.
И эта церковь стояла над вратами только до 1690 г. В этом году архимандрит Иосиф получил от новгородского митрополита Корнилия дозволение церковь над св. воротами перенести на остров возле монастыря и построить из оной церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев – где была часовня; а на св. воротах построить каменную во ими Вознесения Господня с приделами Димитрия Селунского и Алексия человека Божия. Построение церкви во имя Соловецких чудотворцев, кажется, нужно приписать усердно бывшего в то время келаря старца Лаврентия Соловьянина т. е. перешедшего из Соловецкого монастыря и строителя старца Ионы Ахматова.
На восточной стороне монастыря была устроена Вознесенская церковь над вратами, которые ныне заложены. С трех сторон, кроме восточной, обнесена папертью с широкими полукруглыми окнами, из которой в церковь с каждой стороны по одному входу. С алтарем и папертью она длиной 8 саж., ширин. 7 саж. Прежде на ней было пять деревянных глав; ныне одна железная глава.
Иконостас в церкви старинный в четыре яруса. Здесь обращают на себя внимание древние царские двери своей весьма искусной мелкой резьбой по дереву и, вызолоченные сплошь, кажутся обложенными чеканным металлом. На них семь приставных киоток: на двух из них верхи зубчатые, на двух — двухскатные, на двух — трехглавые и на одном — пятиглавый; на полукруглой колонке среди дверей вставлены по местам решетки из продольных тонких палочек. Двери эти даны в половине XVI века Архимандритом Юрьева монастыря Варфоломеем в соборный храм, где и были до 1693 года, т.е. до устроения нового иконостаса.
В 1881 году иконостас и иконы в этой церкви возобновлены, престол сделан новый и, вместо неудобного узкого в стене всхода, пристроена к южной стороне просторная деревянная паперть, покрытая железом. На этот предмет Краснохолмскими купцами Александром Иван. Мясниковым дано 300 р. и Егором Фед. Кичигиным и Иваном Дм. Поповым употреблено 300 рублей; кроме того г. Кичигиным куплено новое паникадило о 20 шандалах.
(По материалам издания Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. - Тверь, 1883.)
(Фото. с сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.)