Слобода - Покрова Пресвятой Богородицы церковь Антониева монастыря

Покровская церковь.


   В 1494 году игумен Паисий заложил в монастыре второе каменное здание - трапезную палату с церковью Димитрия Солунского. На это строительство Иван Васильевич Шереметев сделал вклад 50 рублей, чтобы в монастыре ежедневно на литиях и обеднях понимались его родители и он сам. В конце XVI века церковь была перестроена.
   Благодаря царским щедротам, в 1587 году было предпринято заготовление материалов на постройку трапезной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В устроении этой церкви принял участие своими деньгами живший в монастыре и постриженный с именем Феодорита, боярин Федор Васильевич Шереметев (сын Василия Андреевича, в монашестве Вассиана, и брат Ивана Васильевича Шереметева). Он пожертвовал: Евангелие напрестольное с серебряным окладом на верхней доске, позолоченным и с литыми изображениями херувимов; богослужебные сосуды. В 1594 году Евангелие и сосуды были отобраны в царскую казну «по известиям» его родного племянника Петра Никитича Шереметева, и только в сентябре 1605 года Лжедмитрий I пожаловал их обратно в монастырь.
   Около 1592 года строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы было окончено. Она была построена вместо трапезной церкви Димитрия Солунского, тоже с ризными службами. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с прлукружием для алтаря 14 сажень (около 29 метров), шириной 6 сажень (около 13 метров), толщина стен 2,5 аршина (около 180 см.) Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего 4 сажени (около 8 метров 64 см.). Остальное пространство занимала трапеза, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. Внизу помещались: хлебня и хлебодарня, под папертью - погреб и палатка, где пекли просфоры, под лестницей - тюрьма. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке.


Покровская церковь.

   
     (По материалам статьи "Описание истории Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря с 1461 по 1918 год" с сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.)

     (Фото. с сайта Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.)
    


   Теплая, двух-этажная, длиной с полукружием для алтаря 14 саж, шириной 6 саж., толщина стенйъ 2½ арш., стоит в близком расстоянии от собора на юг. Грамотой царя Феодора Иоанновича разрешено строить эту церковь с приделом во имя великомуч. Димитрия Солунского, с трапезой и келарской; но означенный придел устроен был в Вознесенской церкви над воротами. Церковь с алтарем имела длины только 4 саж., остальное пространство занимали трапеза, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. Внизу помещались: под церковью — кладовая, под трапезой — хлебня и хлебодарня, под папертью — погреб и палатка, где пекли просфоры, а под лестницей — тюрьма. Из хдебни через палатку и ныне виден внутри стены ход вверх — в трапезу.
   После литовского разорения церковь вновь освящена была 21 октября 1613 года, а после бывшего в 1634 году пожара освящена на другой же год 10 ноября, хотя возобновление некоторых икон, исправление наружных повреждений и устройство главы производились и в 1636 году.
   В 1769 году, вместо ветхого деревянного под восьмериком сруба и восмерика, сделан под главу каменный восьмерик.
   Около 1798 года, по упразднении при больнице Благовещенской церкви, в келарской устроен придел в это именование.
   В 1834 году внутреннее устройство церкви получило другой вид: растреснувшиеся своды заменены накатом, каменный столб посреди трапезы и стены, отделявшие трапезу от паперти и бывшей келарской разобраны, при чем придел Благовещения упразднен, окна увеличены, бывший тесный алтарь обращен в пономарскую службу, сама церковь обращена в алтарь, а трапеза, паперть и придел Благовещения или бывшая келарская — в церковь. Для входа в нее сделано деревянное крыльцо с прямой лестницей.
   В 1850 году 19 ноября в ночи, от неосторожной топки печей, произошел пожар в этой церкви: сгорели потолки, полы, особенно в задней части храма, и вся лучшая ризница; вынесены только напрестольные вещи, сосуды и некоторые иконы. Для богослужения в наступавшую тогда зиму предполагалось и было получено разрѣшение устроить за левым клиросом в малом виде придел Воздвижения Честного Креста; но на зиму приспособлена была церковь Всех Святых, а 2 декабря 1851 года освящен новый придел Воздвижения Креста по правую сторону главного алтаря, к которому для придельного алтаря прикладены две небольшие стенки из кирпича, выбранного из внутренних стен иверского корпуса. В сентябре 1852 года готов был к освящению и главный престол этой церкви.
   В 1873 году, вместо деревянного с прямыми лестницами крыльца, сделана тоже деревянная на каменных столбах просторная в 5 окон паперть и покрыта железом.
   В 1882 году в церкви на потолке и по карнизам сделана новая живопись, иконостас перекрашен, позолота прочищена.

   
     (По материалам издания Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева Монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. - Тверь, 1883.)
    


Архитектурный ансамбль Николаевского Антониева монастыря: церковь Покрова Богородицы

К 430-летию основания.


   «…В Бежитцком Верхе в Онтоновском стану монастырь Онтонов на реке на Могоче и на усть речки Неледины, а на монастыре храм Николы Чюдотворца камен, да в пределе Благовещение Пресвятея Богородици, манастырское строение, да храм Покрова Пресвятея Богородицы с трапезою камен строенья Федора Васильевича Шереметева. Да на святых воротех храм Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, да в пределах Дмитрея Солунского да Бориса и Глеба, древяны, верх шатром. А в церквах образы и книги, и ризы, и свечи, и колокола, и всякое церковное строенье монастырское. А в монастыре игумен Варсунофей да келарь Ияким, да казначей старец Вадим, да братья двадцать два старца…», — записано в писцовой книге Д. П. Свечина 1627–1629 гг.
   Трапезная церковь Покрова Богоматери стала вторым каменным сооружением Николаевского Антониева монастыря. Двухэтажное прямоугольное кирпичное здание с примыкающим однокупольным и одноапсидным храмом, ныне представленное фрагментами остатков стен по периметру, было возведено в 30 м к югу от Никольского собора. Опираясь на монастырский «Летописец», В. П. Выголов полагал, что трапезный храм был выстроен в камне еще в кон. XV в., практически одновременно с главным собором, и, возможно, под руководством итальянского зодчего. Археологические изыскания А. М. Салимова и В. А. Булкина 2003 г., казалось, подтвердили это предположение, поскольку было установлено, что церковь Покрова, имеющая самостоятельное храмовое пространство и выступающую алтарную часть, была возведена раньше трапезной. Почти на два десятилетия в научной печати развернулась полемика по вопросу о времени строительства каменной трапезной в Николаевском Антониевом монастыре. Введение в научный оборот новых источников фактически положило конец этой полемике, оставив историкам средневекового зодчества множество вопросов по архитектурным особенностям данного памятника.
   По мнению А. М. Салимова и В. А. Булкина, работы по строительству нового трапезного комплекса в камне начались в 1587 г. Десять новоторжских каменщиков заготовили строительные материалы, один из которых — белый камень с р. Мологи, добываемый монастырскими ломами. По неизвестным причинам работы были остановлены, рабочую артель сменили. Теперь к работе приступили «углицкие каменщики Иван с товарищами» (в настоящее время А. М. Салимов предполагает участие в строительстве и тверских зодчих), которые, частично разобрав постройку новоторжских мастеров, возвели здание, фрагментарно сохранившееся до наших дней.
   Сооружалась каменная трапезная вместо деревянной трапезной церкви Дмитрия Солунского (дальнейшая судьба неизвестна) на средства Федора Васильевича Шереметева на рубеже 80-90-х гг. XVI ст. Вероятно, на ее строительство пошли и царские вклады того времени.


Покровская церковь.

Восточная (алтарная) часть храма Покрова Пресвятой Богородицы с пристройкой. 1920-е гг. Фотограф неизвестен. ГНИМА ОФ-19/5375 Госкаталог РФ № 12894117 Реставрация.


   Ф. В. Шереметев — боярин и воевода времен Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, младший сын В. А. Шереметева — постриженика Троице-Сергиева монастыря, погребенного в Николаевской Антониевой обители в 1548 г. Первые сведения о Ф. В. Шереметеве относятся к концу 1550 г., когда он, наряду со многими другими служилыми людьми, получил в Московском уезде в поместье земли. Шереметев служил в разных городах, был участником многих военных походов, побывал в плену, нажил неплохое состояние и сделал приличную карьеру для своего времени. В 1590 г. подвергся царской опале по обвинению в заговоре против Б. Ф. Годунова. Сначала был сослан в Свияжск, а затем в Николаевский Антониев монастырь, где принял постриг с именем Феодорита.
   Царь Федор Иванович (1584–1598) выдал грамоту на строительство Покровской церкви с приделом св. влкмч. Димитрия с трапезной и келарской. В мае 1592 г. инок Феодорит скончался. В том же году строительство было завершено. 14 метровая церковь в длину с алтарем имела около 8,5 м, остальное пространство второго этажа занимала трапезная палата (150 м2 или 12х12 м), келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. В нижнем этаже помещались: под церковью — кладовая, под трапезной — хлебня и хлебодарня, под папертью — погреб и палатка для выпечки просфор, под лестницей — тюрьма. Из хлебни через палатку был проход в трапезную.
   Впоследствии трапезный храм видоизменялся, подвергаясь внутреннему переустройству. С началом возрождения обители в октябре 1613 г. разоренная Покровская церковь была поновлена и повторно освящена. В 1634 г. в трапезной случился пожар, приведший к длительному восстановлению: обновляли иконы, исправляли наружные повреждения, устроили новую главку. В 1638 г. каменную главу Покровской церкви покрыли железом, вновь пригласив для выполнения работ угличских мастеров.
   В дальнейшем, по неизвестным причинам, Покровский храм лишился своего каменного завершения и сводчатой системы, и в 60-е гг. XVIII ст. основной объем каменной трапезной церкви венчался двумя деревянными срубами, на которой были установлены деревянные восьмерик и глава. В 1769 г. вместо ветхого деревянного восьмерика под главку был сделан каменный. В 1798 г., после упразднения при больнице церкви Благовещения, в келарской был устроен придел в это наименование.
   В 1834 г. очередной пожар трапезной привел к изменению внутренней структуры второго яруса. Треснувшие своды заменили накатом, каменный столб и стены, отделявшие трапезу от паперти и келарской, разобрали, окна увеличили, придел Благовещения упразднили, алтарь превратили в пономарскую, само пространство церкви — в алтарь, а трапезная, паперть и бывший придел стали основным пространством церкви. Для входа в нее сделали деревянное крыльцо с прямою лестницей.
   В ноябре 1850 г. от неосторожной топки печей трапезная сгорела: были уничтожены потолки, полы и значительная часть, как отмечает игумен Анатолий, лучшей монастырской ризницы. Но напрестольные вещи, священные сосуды и некоторые иконы вынести успели. Церковь возобновлялась на заемные деньги, значительную сумму внес городской голова М. М. Бородавкин. В декабре 1851 г. к южной стене Покровского храма был пристроен придел Воздвижения Честного и Животворящего Креста, в сентябре 1852 г. был освящен главный престол. Побывавший в монастыре в 1852 г. священник Иван Беллюстин отмечал бедственное положение монастыря после пожара, утрату его былого величия.
   В 1873 г. вместо деревянного с прямыми лестницами крыльца была пристроена деревянная на каменных столбах просторная в 5 окон паперть, покрытая железом. В 1882 г. на потолке и по карнизам основного внутреннего объема была сделана новая живопись, иконостас перекрашен, позолота почищена. В посл. чет. XIX в. купольный свод отрезался от храмового пространства деревянным потолком, на который опирался глухой с фальшивыми окошечками барабан. Отапливался храмово-трапезный комплекс печами: в сер. XIX в. — изразцовыми, находившимися в северо-западном и юго-западном углах трапезной, и кирпичной, расположенной в алтаре; в нач. ХХ в. — двумя кирпичными круглыми, обложенными железом.
   К нач. ХХ в. трапезный храмовый комплекс представлял собой одноапсидный одноглавый с глухим барабаном храм с нижним рядом в стене закомар (кокошников); крыша трапезной была перекрыта кровлей на четыре ската; имелся только один вход. У северо-западного и юго-западного углов здания находились небольшие пристройки.
   В нач. 1930-х гг. трапезный комплекс подвергся частичной разборке и дошёл до нашего времени в совершенно разрушенном состоянии.

   Источники: Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… / сост. игумен Анатолий [(Смирнов)]. Тверь,1883. С. 22–24; Шереметев Федор Васильевич // Рус. биогр. сл. Половцова. Т. 23. СПб., 1911. С. 211–215; Салимов А. М., Булкин В. А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря // Арх. насл. 2005. Вып. 46. С. 71–86; Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель XII–XVI века: дисс. док. иск-ния. Тверь, 2015. С. 506–531; Салимов А. М. Средневековая архитектура Твери и прилежащих земель в XII–XVI века // Academia. Архитектура и строительство. 2016. № 4. С. 19; Сорокин В. Н. Писцовые и переписные книги Бежецкого уезда XVII — начала XVIII века. Бежецк–Тверь, 2016. С. 1; Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… (Материалы к биографиям). Бежецк–Тверь, 2017. С. 55–56; Тарасова Н. П. Николаевский Антониев монастырь по воспоминаниям неизвестного: «И понял я это дивное спокойствие, эту невозмутимую тишину…». К 560-летию монастыря // Сельская новь. 2020. № 12 (13017). С. 6.

   Наталья Тарасова,
   историк, Санкт-Петербург

   Опубликовано: Тарасова Н. П. Архитектурный ансамбль Николаевского Антониева монастыря: церковь Покрова Богородицы. К 430-летию основания // Сельская новь. 2022. №12 (13114). С. 7.

   
     (Текст статьи со страницы Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Неофициальное сообщество в Контакте.)

     (Фото. со страницы Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Неофициальное сообщество в Контакте.)
    


Посмотреть всю карту