Тешилово (Никола-Тешилово погост) - Вознесения Господня церковь

Вознесения Господня церковь.


   Большой пятикупольный каменный храм был построен в 1818 и расширен в 1870. Боковые приделы Михаило-Архангельский и Никольский. Закрыт и разобран на кирпич в 1933. В 1991 в Новозавидовском вновь создана община верующих, планируется постройка новой церкви.
   Никольский храм был построенный на месте бывшего Николо-Тешиловского монастыря, служители которого занимались рыбной ловлей на Шоше. Среди художников, которые расписывали стены храма, был И. И. Творожников, автор картины "Нищие у паперти Тешиловской церкви". В настоящее время картина хранится в Третьяковской галерее.
   Возле церкви располагались две часовни каменная 1863 года постройки и деревянная 1881 года постройки, обе сломаны в середине ХХ века.


   Погост Николаевский в Тешилове, церковь свт. Николая, позже Вознесения Христова.

   1624 г., "Гл. 79. Погост не Солочинской волости. Погост, что было село Тешилово на Ламе, в нем церковь, что был храм Николая Чудотворца, церковный дьячок Мишка Михайлов" [4, стр. 394 (оборот)].
   Речка на котором располагался погост называлась сначала Таратынка, а впоследствии стала именоваться Жаразынка. Единичным образом в документах упоминался Таратынский стан. "Гл. 111. Пустошь Тешилова на речке на Таратынке" [4, стр. 542].
   1653 г., "Села Тешиловского поп (неразборчиво)" [9].
   1678 г., "На погосте церковь Николая Чудотворца, а у тоя церкви двор попа Василия Иванова" [6, стр. 195 (оборот)].
   1680 г., погоста Тешилова Никольский поп Василий [11, ок. стр. 630].
   1715 г., "Николаевский погост в Тешилове. на том погосте церковь во имя Николая чудотворца деревянная. При той церкви во дворе поп Федор Архипов 45 лет, жена ево Мавра Денисова 43 лет. У него попа два сына Леонтий 14, Григорий 2 лет" [13, стр. 325 (оборот)].
   1769 г., "погост Повольского стана, во владении церковно служителей, межевал 13 августа 1769 г. Окулов, церковь и кладбище" [23].
   1774 г., упомянуты церкви святителя Николая погоста Николаевского, что в Тешилове священники Михаил Иванов и Григорий Федоров [16].

Литература
   [4] - РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15626. Копия писцовой книги Клинского уезда 7132-7133 (1624-1625) гг., письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова.
   [6] - РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628, 1678 год (7186 от Сотворения Мира). 16 марта. Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева.
   [9] - РГАДА. Ф. 1209, оп. 2, ед. хр. 15630. Отказная книга Клинского уезда 1623 - 1671 гг. (с 7131 по 7179 год).
   [11] - РГАДА. Ф. 1209, оп. 2, ед. хр. 15632. Отказные книги Балахонского, Клинского и Юрьевец-Повольского уезда 1671-1690 гг.
   [13] - РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185. Сказки …Клинского уезда 1715 год.
   [16] - ЦИАМ. Ф. 203, оп. 748, д. 160. Исповедальные ведомости церквей Переславской епархии Клинского уезда 1774 г.
   [23] - Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Москва. 2004 г.


Храмовый комплекс Вознесения Господня.


   ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ДЕРЕВНЕ ТЕШИЛОВО КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

   С середины 2009 г. с появлением священника, православный приход храма Вознесения Господня в д.Тешилово активно начал осуществлять свою деятельность, в этом же году начались строительные работы по восстановлению порушенной святыни на её историческом месте в деревне Тешилово. На территории Храмового комплекса Вознесения Господня, будут располагаться главный храм Вознесения Господня, Малый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери и Дом притча с классами воскресной школы для взрослых и детей.
   Милостию Божией за прошедший 2010 год удалось воздвигнуть стены Малого храма в честь Смоленской иконы Божией Матери Храмового комплекса в д.Тешилово. Предстоит ещё много работ по подводу коммуникаций и внутренней и наружной отделке храма. 


Храм Вознесения Господня.


   В нашем храме регулярно совершаются Богослужения согласно расписанию, а также Святые Таинства, церковные обряды и требы (исповедь, причастие, соборование, венчание, молебны, отпевы и прочие требы). В церковной лавке храма можно приобрести свечи, книги, иконы, крестики и др. церковную утварь.
   В храме также работает библиотека, в которой Вы можете знакомиться с православной духовно-просветительской литературой.
   Всю полезную информацию о деятельности прихода и ответы на интересующие Вас вопросы Вы можете получить от настоятеля храма священника о.Саввы по тел. 8 915 721-12-82.
   Наш адрес: 171270, Тверская обл., Конаковский р-н, пгт.Новозавидовский, д. Тешилово, д.52/1. Храм расположен в трёх километрах от автомагистрали Москва-Санкт-Петербург в сторону пос.Новозавидовский (ж/д станция Завидово).

   
     (По материалам сайта Храмы России, издания Рубцов Д.А. Церкви и села Клинского уезда до 1781 года. с сайта Храмы России и материалам предоставленным Информационной службой Тверской епархии.)
    


Валуны фундамента храма Вознесения Господня.


   В деревне Тешилово, входящей в состав городского поселения поселок Новозавидовский, обнаружены валуны от взорванного в 1936-м храма.
   — У храма Вознесения Господня идут работы по благоустройству территории. Каждый год здесь проходит субботник. В этом 2020 году при проведении генеральной уборки были подняли валуны от фундамента старого храма и надгробия. — Надгробия с захоронений священников, — уточняет священник Александр (Сопига).
   – Памятники мы сейчас поставили на деревянный настил, со временем зальём для них плиту. Есть и очень необычное надгробие — маленькое, в форме гробика. Наверное, с могилки младенца… Находки эти не последние. У одного из домов в деревне видели старые надгробия, надеемся, что люди вернут их. Это то, что когда-то своровано со здешнего кладбища – для своих домов, для фундаментов, для переделки…Люди опомнились, когда в деревне тронулась умом целая семья. Разбитые памятники она когда-то уложила в фундамент собственного дома. Надгробия возвращали по ночам, скидывали в кучу у храма. Та со временем врастала в землю.
   Валуны, более двух веков державшие старый храм, сегодня греются на солнышке под присмотром старой церковной липы. Тешиловскую липовую аллею посадил последний священник взорванного храма Сергей Мазуров.
   — Если в дальнейшем здесь будет строительство большого храма, то эти валуны, скорее всего, пойдут в его основание. Один из них можно оставить, сделать гравировку, — считает отец Александр. – По рассказам старожилов, храм Вознесения Господня взрывали дважды. Впервые — 30 октября 1936-го. Нужен был кирпич для строительства школы, сельского совета, Дома культуры. Разобрали, увезли. Фундамент же храма оставался нетронутым, под мусором. Через год-два (точно неизвестно) взрывали еще раз, чтоб уж наверняка стереть с лица земли, не оставить камня на камне. Основная часть валунов, как рассказывают местные жители, и храмового кирпича была вывезена на плешку Новозавидова. Там, якобы, был овраг – туда и ссыпали, чтобы потом установить здесь памятник вождю.
   Есть у нынешнего храма, кроме лип и валунов, еще одна подлинная ценность – часть кованой ограды. Её вернула тешиловской церкви новозавидовская школа № 2. Батюшка мечтает сделать с оградки копию, а подлинную часть установить особо — с памятной табличкой.

   
     (По материалам сайта КонаковоГрад.)

     (Фото. № 4 с сайта КонаковоГрад.)
    


   История храма Вознесения Господня в д. Тешилово. Прошлое храма. Деревня Тешилово, в которой до 1930-х годов существовал Вознесенский храм, основана ещё в средневековье.Название «Тешилово» произошло от глагола «тешить», «тешиться». Известно, что в средние века в местных заповедных лесах, изобиловавших дичью и рыбой, были охотничьи угодья тверских и московских князей, которые «тешились в них ловом зверей» и решали государственные проблемы. Традиция проведения охоты для первых лиц страны сохранилась до наших дней. Храмовый комплекс в Тешилово
   Первое упоминание о деревне относится к началу 16 века. Согласно Писцовой книге 1539-1540 гг. она принадлежала стрельцу Семёну Онцыфоровичу. Судя по тому, что в Тешилово располагался «двор боярский», есть основание полагать, что Семён был далеко не рядовым стрельцом. Грамоту на владение Тешиловом и ещё пятью деревнями Семён Онцыфорович получил от Василия III (1505-1533 г.). К этому времени он дослужился до стрелецких начальников. В середине 16 века Тешилово являлось центральной усадьбой во владениях Семёна Онцыфоровича. Тогда же, по-видимому, здесь была выстроена деревянная Никольская церковь, так как в письменных источниках того времени мы встречаем двойное наименование: «Николо-Тешилово», Николо-Тешиловский погост или «Никольский погост, что в Тешилове». Смута 17 века привела к запустению деревни Тешилово, тешиловские земли использовались под пашню и покосы, но церковь выстояла, при ней находились дома «священно и церковно служителей». Общая территория их дворов составляла в 1771 г. 1 десятину и 964 сажени. Со временем число тешиловских помещиков увеличивалось, достаточно крупным был и состав Никольского прихода: 2 священника, дьякон, 2 дьячка и 2 пономаря. При храме появляется придел во имя Архангела Михаила. Рост благосостояния тешиловских вотчинников - результат тех вольностей, что даровала в 1785г. Екатерина II российскому дворянству. По инициативе и на средства дворян сельской местности началось строительство каменных церквей. Один из таких храмов в начале XIXвека заложили на территории Николо-Тешиловского погоста. Согласно краткой истории Тешиловской церкви, изложенной в 1918г. её последним священником С.И. Мазуровым, строительство каменного «кирпичного на белокаменном цоколе» храма началось здесь в 1801г и закончилось в 1818 г. Основной престол новой церкви освятили во имя Вознесения Господня, но в память о просуществовавшем несколько столетий Никольском храме, а также «малом» Архангельском приделе в новой Вознесенской церкви устроили два престола: Никольский и Архангельский. Это был большой пятикупольный храм. Вновь возведённое здание сочетало в себе черты классицизма и барокко. Удивительным образом архитектура Вознесенского храма совпадала с внешним обликом Владимирской церкви в Твери, выстроенной в 1793-1806гг. Автором этих храмов, возможно, был один и тот же человек. Тверской губернский архитектор Андрей Алексеевич Трофимов. Владимирский храм был истинным украшением губернского города. Тешиловское духовенство и состоятельные прихожане, неоднократно бывавшие в Твери, пожелали подобный храм выстроить и у себя на территории Николо-Тешиловского погоста. Проект Владимирской церкви долгое время хранился в ризнице тешиловской церкви. Когда строительство храма было в основном завершено и начались интерьерные работы, в храм ударила молния. В результате «громового удара» внутри церкви «разбило» висящее паникадило, на иконостасе во многих местах опалило золото и стёкла во всей почти церкви «вышибило»; «снаружи железная крыша, кроме трапезной, на всей церкви почти обгорела и провалилась». Ремонтные работы заняли почти год, и в мае 1825 г. храм был подготовлен к освящению. В 1848г церковь была расписана. Среди художников, которые расписывали стены храма, был И.И. Творожников, автор картины «Нищие у паперти Тешиловской церкви». В настоящее время картина хранится в Третьяковской галерее. Вплоть до 1917 г. церковь обновлялась, так в 1910 г. церковь оштукатурили и выкрасили, заменили кровлю на куполах. Внутри храма вместо чугунного пола положили покрытие из дорогих метлахских плиток. Это были последние крупные работы, проведённые на тешиловской церкви до 1917 г. В 30-е годы государство встало на путь закрытия храмов и преследования духовенства, это коснулось и Вознесенской церкви в Тешилово, которая в 1936г была закрыта, а затем взорвана и разобрана на кирпичи. Как утверждают старожилы, из основной массы кирпича был построен Новозавидовский Дом культуры. Часть кирпича растащили предприимчивые жители деревни, так, например, один хозяин из храмового кирпича построил часть дома, а другой - крыльцо. Кованая решётка, ограждавшая храм, перекочевала на школьный двор Новозавидовской школы номер 2. Владимирский храм в Твери и Вознесенская церковь в Тешилово были не только схожи внешне, но и судьбы их удивительным образом совпадают. В 30-е годы Владимирскую церковь взорвали, и сегодня на её месте стоит гостиница «Селигер».
   Настоящее и будущее храма. В начале XXI столетия начался новый исторический этап в развитии нашего Отечества, который охватил все стороны общественной жизни России, в том числе и церковную. В 2001 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора началось возрождение духовной жизни д. Тешилово: был воздвигнут поклонный крест на историческом месте Вознесенской церкви.
   Указом №9 от 09.04.2009 года настоятелем храма назначен священник Савва Чайкин. Он из семьи потомственных священнослужителей. Его отец 30 лет возглавляет приход в г. Ржеве, и два брата пошли по стопам отца. Всего в семье шесть детей. Нелегко на первых порах пришлось отцу Савве. Первые богослужения проходили в вагончике, для этого оборудованном, сейчас – в отремонтированном доме священника, который сохранился со времен существования Вознесенской церкви. Знаменателен тот факт, что первая служба была на Николу, тем самым прихожане отдали дань памяти, некогда здесь существовавшей Никольской церкви. Оживилась деятельность прихода. Начали проводиться регулярные богослужения, таинства. Приход стал играть заметную роль в духовной жизни нашего поселка. В местной газете «Завидовский вестник» тешиловский приход ведет свою страничку «Духовный вестник Тешилово». В поселке Новозавидовском от православного храма Вознесения господня открылась церковная лавка, где можно приобрести церковную утварь и духовную литературу, а в самом приходе действует библиотека, насчитывающая уже более 300 книг на духовную тематику.
   29 сентября 2009 года правящий архиерей совершил закладку камня под строительство малого храмового комплекса. С этого момента началось строительство церкви в честь местночтимой Чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери. На сегодняшний день строительство Смоленского храма завершено, идут отделочные работы, его золоченый купол виден каждому подъезжающему к деревне, и это только начало.
   В будущем храмовый комплекс будет расти и шириться. Каким он будет? Может быть таким? (см рис. № 2). Отец Савва рассказал, что здесь появится сам храм Вознесения Господня. В двухэтажном причтовом доме откроет свои двери воскресная школа, будет ждать своих читателей библиотека духовной литературы, начнет функционировать церковный магазин, появятся гостиничные номера и архиерейские покои.

   Используемая литература и источники
   1. Салимов А.М., Салимова М.А. «Вознесенская церковь в с. Тешилово Конаковского района Тверской области. Историческая записка. Тверь, 2006
   2. Буклет «Православный Храм Вознесения Господня в п.г.т. Новозавидовский д. Тешилово».
   3. Беседы и консультации с настоятелем церкви Вознесения Господня отцом Саввой.

   Автор Кузьмина В.А., учитель истории и обществознания

   
     (По материалам сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.)
    


   М. А. Салимова
   А. М. Салимов

   Вознесенская церковь в селе Тешилово Конаковского района

   Аннотация. Вознесенский храм в с. Тешилово Конаковского района был разобран во второй половине 1930-х гг. В истории выстроенной в первой четверти XIX в. и существенно обновленной во второй половине XIX в. церкви весьма важен тот факт, что тешиловский храм почти дословно повторял архитектурные формы Владимирской церкви, возведенной в Твери в конце XVIII – начале XIX в. Это обстоятельство позволяет предполагать, что у обоих культовых сооружений был один и тот же автор – А. А. Трофимов, который находился в должности губернского архитектора с 1788 по 1811 г.

   Ключевые слова: Вознесенская церковь в Тешилово, русская архитектура конца XVIII – первой трети XIX в.

   Деревня Тешилово, в которой до 1930-х гг. существовал Вознесенский храм, относится к числу населенных пунктов Тверской области, основанных еще в средневековье. Наименование Тешилово, по мнению В. М. Воробьёва, происходит от мужского личного имени Тешило, в основе которого лежат такие слова, как тешить, тешиться в значении ‘кого балуют’, ‘кому потакают’, ‘кто забавляется, радуется’ [Воробьёв 2005. С. 388]. Наиболее ранняя фиксация Тешилово в документах относится к первой половине XVI в. Согласно писцовой книге 1539/1540 г., в этот период деревня принадлежала стрельцу Семену Онцыфоровичу. Судя по тому, что в Тешилово располагался «двор боярской» [Писцовая книга 2005. С. 63–64], есть основание полагать, что Семен Онцыфорович был далеко не рядовым стрельцом.
   Следующая по времени опись – дозорная книга 1551–1554 гг. – вновь отмечает Семена Онцыфоровича в качестве владельца Тешилова и указывает, что «Сенка (Семен Онцыфорович. – А. С., М. С.) служит царю и великому князю» [Дозорная книга 2005. С. 299–300]. Грамоту на владение Тешиловом и еще пятью деревнями Семен Онцыфорович получил от Василия III, правившего в 1505–1533 гг. [Дозорная книга 2005. С. 300]. В этот период он, по всей видимости, относился к числу стрелецких начальников. Вышеуказанный статус Семен Онцыфорович сохранил, вероятно, и во времена Ивана Грозного, однако если в 1539–1540 гг. во всех принадлежавших стрельцу деревнях жили люди, то в первой половине 1550-х гг. дозорная книга фиксирует ряд его деревень в качестве «пустых», т.е. не имеющих жителей [Писцовая книга 2005. С. 63–64; Дозорная книга 2005. С. 299–300]. Отметим также, что в 1550 - е гг. Семену Онцыфоровичу принадлежала только часть Тешилова. Вторым владельцем (совладельцем) деревни в то время была Марфа Кузминична Колягина [Дозорная книга 2005. С. 222].
   Содержащаяся в писцовой и дозорной книгах XVI в. информация позволяет допускать существование деревни Тешилово не только в XVI в., но и в более раннее время, в тот период, когда эти земли входили в состав Тверского княжества. Тогда же, по-видимому, здесь была выстроена деревянная Никольская (?) церковь, хотя изначально как сам храм, так и дворы причта могли находиться несколько в стороне от деревни, поскольку были связаны с кладбищем. Со временем расположенный рядом с деревней погост, по всей видимости, стали считать неотъемлемой частью находящегося неподалеку населенного пункта. В результате деревня получила двойное наименование: Николо-Тешилово, Николо-Тешиловский погост, или Никольский погост, что в Тешилове [1771. РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Ед. хр. 764. Л. 52 об.]. Заметим, что в средневековье термин погост нередко применяли к центрам административно-территориальных округов, в котором обязательно существовал храм [Словарь 1989. С. 197]. Этой функцией мог быть наделен и Николо-Тешиловский погост. Подобная версия имеет право на существование еще и потому, что в первой половине – середине XVI в. Тешилово по сути дела являлось центральной деревней во владениях Семена Онцыфоровича. Это обстоятельство, а также наличие храма способствовало тому, что уже, вероятно, во второй половине XVI в. деревня Тешилово изменила свой статус, став селом. В период Смуты Тешилово было разорено, поскольку в писцовой книге Клинского уезда, составленной в 1624 г., оно фигурирует в качестве погоста, который ранее являлся селом («погост, что было село Тешилово»). Смена статуса была, по всей видимости, обусловлена и тем, что в 1624 г. Никольская церковь значилась недействующим, скорее всего, разоренным или даже поврежденным в начале XVII в. сооружением. Об этом недвусмысленно свидетельствует фраза из писцовой книги 1624 г.: «…церковь, что был храм Николая Чудотворца» [РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 15626. Л. 394 об.]. Позже церковь восстановили, и в переписной книге 1678 г. она фиксируется как действующий храм [РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 15628. Л. 195 об.], но и в первой четверти XVIII в. деревянная Никольская церковь была по-прежнему связана с погостом, о чем свидетельствуют источники 1706 [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 1 об.] и 1715 гг. [РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 185. Л. 325 об.].
   Содержащаяся в документах первой четверти XVIII в. информация о тешиловском храме, по всей видимости, вряд ли фиксирует первоначальный, сооруженном в глубоком средневековье храм. Как правило, деревянные постройки XIV–XV вв. не доживали до петровского времени. И поэтому опись 1706 г., скорее всего, зафиксировала далеко не первую деревянную Никольскую церковь. С большой долей уверенности можно утверждать, что отмеченный источником начала XVIII в. храм имел одноименного предшественника, который, по всей видимости, находился на том же самом месте (или совсем рядом), где в 1706 г. была зафиксирована деревянная Никольская церковь Николо-Тешиловского погоста. Эта постройка в первой половине – середине XVIII в. могла быть реконструирована. Косвенно об этом свидетельствуют два храмовых колокола, отлитых для деревянной тешиловской церкви в 1722 и 1753 гг. [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 9 об.].
   Последствия разорившей Тешилово Смуты начала XVII в., сказывались на статусе этого населенного пункта еще во второй половине XVIII в., поскольку и в 1771 г. Тешилово оставалось «пустошью», которая в тот период принадлежала Марку Марковичу Лосеву и Ивану Федоровичу Микулину. Тешиловские земли использовались ими под пашню и покосы. В состав их владений входили и лесные угодья [РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Ед. хр. 764. Л. 53]. В самом Тешилове в этот период никто не жил, и составитель описи 1771 г. констатировал «Людей нет» [там же. Л. 52]. Зато рядом, при Никольской церкви, находились дома «священно и церковнослужителей». Общая территория их дворов составляла в 1771 г. 1 десятину и 964 сажени. Причт имел пашенные земли (61 десятина 1251 сажень) и сенные покосы (14 десятин 2000 сажень). Церковнослужителям принадлежал также и лес, площадь которого составляла 52 десятины и 120 сажень. Часть земель погоста (2 десятины и 773 сажени) относилась к числу «неудобных» [там же. Л. 52 об. – 53]. Наличие в районе храма застройки привело к тому, что в этот период Никольский погост был зафиксирован планом генерального межевания Клинского уезда [РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Ед. хр. 2305. Ч. 3]. «Пустошь» же Тешилово в силу отсутствия здесь существенных строений на карты второй половины XVIII в. не попала. Тешилово, или точнее – Николо-Тешилово, начинают отмечать на уездных планах лишь с середины – второй половины XIX в.
   Со временем число тешиловских помещиков увеличилось. Достаточно крупным в последней четверти – конце XVIII в. был и состав Никольского причта, который включал двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей. В этот период церковные ведомости помимо основного Никольского храма фиксируют придел во имя Архангела Михаила [1788. ЦГА. Ф. 203. Оп. 744. Ед. хр. 1522. Л. 11 об. – 12].
   Рост благосостояния тешиловских вотчинников стал, безусловно, следствием тех вольностей, что даровала в 1785 г. российскому дворянству Екатерина II. Будучи избавленными от уплаты податей и обязательной службы, дворяне начали выходить в отставку и обустраивать свои многочисленные земельные наделы, расположенные далеко за пределами столиц. Всё это не могло не сказаться на жизни сельского клира, поскольку в конце XVIII – начале XIX в. наряду с увеличением числа загородных усадеб по инициативе и на средства дворян в сельской местности началось масштабное строительство новых, как правило каменных церквей. Один из таких храмов в начале XIX в. заложили на территории Николо-Тешиловского погоста.
   Согласно краткой истории тешиловской церкви, изложенной в 1918 г. ее последним священником С. И. Мазуровым, строительство каменного (кирпичного на белокаменном цоколе [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 2 об.]) храма началось здесь в 1801 и закончилось в 1818 г. [Мазуров 1918]. Основной престол новой церкви в отличие от деревянного храма-предшественника не стали посвящать Николаю Чудотворцу. В каменной церкви его освятили во имя Вознесения Господня. Однако в память о просуществовавшем несколько столетий Никольском храме, а также «малом» Архангельском приделе в новой Вознесенской церкви помимо основного устроили еще два придельных престола: Никольский и Архангельский.
   Вновь возведенное здание стилистически было ориентировано на утверждавшийся к тому времени классицизм, однако в его архитектуре присутствовали черты, свойственные более раннему зодчеству эпохи барокко. Некоторая динамика в решении его объемных компонентов, позднебарочные элементы в декоре (к примеру, подоконные фартуки) свидетельствовали о достаточно тесной связи тешиловского храма с теми архитектурными тенденциями, которые были свойственны национальному (по большей части провинциальному) зодчеству до появления серии типовых классицистических проектов, выполненных на рубеже первого и второго десятилетий XIX в. К. И. Росси.
   Удивительным образом архитектура Вознесенского храма совпала с внешним обликом Владимирской церкви в Твери, выстроенной в 1793–1806 гг. [Владиславлев 1863. С. 104]. Близость в деталях позволяет предполагать, что автором этих храмов был один и тот же человек. Им вполне мог быть тверской губернский архитектор Андрей Алексеевич Трофимов. Находясь в этой должности с 1788 по 1811 г. [Смирнов 2001. С. 137], он неоднократно проектировал культовые сооружения в Твери и губернии. Отмеченный выше компромиссный характер архитектуры Вознесенской церкви в Тешилово (и соответственно Владимирской в Твери) как нельзя лучше иллюстрирует творческую манеру мастера, работавшего в период постепенного отхода от прежней, барочной традиции.
   Завершенный в начале XIX в. Владимирский храм стал украшением губернского города, и вполне возможно, что неоднократно бывавшие в Твери представители тешиловского причта (Тешилово значительно ближе к Твери, чем к Москве), а также состоятельные прихожане тешиловской церкви пожелали подобный храм выстроить у себя на территории Николо-Тешиловского погоста. Поэтому можно предположить, что А. А. Трофимов вторично продал выполненный в начале 1790-х гг. проект. Вероятно, в этом случае тешиловскому приходу он обошелся дешевле, чем заказчикам Владимирского храма в Твери. Заметим, что проект Вознесенской церкви (или копия с проекта Владимирского храма) долгое время хранился в ризнице тешиловской церкви [1848. ЦГА. Ф. 203. Оп. 744. Ед. хр. 2308. Л. 529].
   Обе церкви визуально чрезвычайно близки. Даже характер декорировки основного объема в обоих случаях за небольшим исключением отличается подчеркнутым единообразием. Это свидетельствует о том, что при строительстве Вознесенского храма Владимирская церковь в Твери стала источником отдельных архитектурных форм.
   К середине 1810-х гг. строительство Вознесенского храма в Тешилово было в основном завершено. Во второй половине 1810-х гг. активно велись интерьерные работы. Так, к примеру, в 1817–1818 гг. в основном объеме был вызолочен иконостас [ЦГА. Ф. 203. Оп. 752. Ед. хр. 6581. Л. 3, 6].
   В 1821 г. Вознесенская церковь обрела свой наиболее крупный колокол. Этот колокол весом 200 пудов и 28 фунтов был отлит в Москве на заводе Никиты Самгина мастером Акимом Воробьевым [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 9 об.]. Правда, неизвестно, сразу ли его повесили на колокольню, поскольку в конце 1820-х гг. последняя была «еще не совсем окончена» [1828. ЦГА. Ф. 203. Оп. 744. Ед. хр. 1794. Л. 137]. Завершили храмовую доминанту только в 1832 г. [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 9 об.].
   В июле 1824 г. тешиловский храм пострадал от попавшей в него молнии. В результате «громового удара» внутри церкви «разбило висящее паникадило, на иконостасе во многих местах опалило золото и стеклы во всей почти церкви вышибло; снаружи железная крыша, кроме трапезной, на всей церкви почти обгорела и провалилась» [ЦГА. Ф. 203. Оп. 209. Ед. хр. 839. Л. 1]. Ремонтные работы заняли почти год, и в мае 1825 г. храм был подготовлен к освящению [там же. Л. 3–3 об.].
   В 1848 г. церковь была расписана. «Письмом живописным» украсили не только основной объем, но и трапезную [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 9 об. – 10].
   В середине 1840-х гг., в период строительства железной дороги между Москвой и Петербургом, в 125 саженях от Вознесенского храма, на земле, принадлежащей церкви, один из жандармских офицеров открыл питейный дом. Пока шло строительство дороги, священнослужители мирились с таким соседством, однако после того, как она была окончена, тешиловский причт стал настойчиво просить о снесении «штофной лавочки», и в 1852 г. их просьба была удовлетворена [ЦГА. Ф. 203. Оп. 634. Ед. хр. 136].
   Вторая половина 1860-х гг. ознаменовалась кардинальной реконструкцией западной части храма. Вызвано это было, вероятно, увеличением числа прихожан. Проект расширения трапезной выполнили в 1867 г. [Мазуров 1918], правда, на следующий год, при рассмотрении чертежа в Духовной консистории, дмитровский епископ Леонид обратил внимание на то, что на проекте новой трапезной печь размещена слишком близко к жертвеннику. Это стало поводом для корректировки проектного предложения, что выразилось в переносе печи на другую сторону от жертвенника [ЦГА. Ф. 54. Оп. 173. Ед. хр. 88]. Фиксирующее эти намерения причта и прихожан архивное дело не обнаружено. Крайне малоинформативным оказалось и дело по корректировке проекта трапезной [там же]. Отсутствуют в нем и чертежи, хотя в этом источнике идет речь о возвращении проекта в консисторию. По всей видимости, так же, как и проект начала XIX в., они находились на хранении у причта Вознесенской церкви.
   На рубеже 1860–1870-х гг. первоначальная, по-видимому, небольшая по размерам трапезная была «отломана» от основного объема и на ее месте выстроена «более обширная» трапезная «палата» [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 2]. В 1880 г. последнюю расписали [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 9 об.]. Не исключено, что в этот же период (1870–1880-е) вокруг церкви была выстроена каменная ограда с воротами. Это ограждение можно видеть на фотографиях первой половины XX в.
   В 1882 г. у Вознесенского храма появилась наружная роспись. Над западным входом в церковь был написан «Бог Саваов вверху, а по сторонам Архангел Михаил и Святитель Николай». Южный же вход украсила «картина Вознесение Господня» [ИИМК РАН. Ф. Р-III. Ед. хр. 3645. Л. 10].
   В 1910 г. принимается решение вновь обновить Вознесенскую церковь. Это дело интересно тем, что в нем присутствует единственный из обнаруженных на сегодняшний день чертеж храма. Правда, он фиксирует лишь восточную часть здания [ЦГА. Ф. 54. Оп. 163. Ед. хр. 1. Л. 140]. Тем не менее благодаря этому источнику, включающему план, фрагмент фасада и продольный разрез, мы имеет возможность в деталях представить первоначальное сооружение.
   Именно в этой части храма в 1910 г. предполагалось расширить проем между западными подкупольными опорами и некоторые окна [там же. Л. 114, 138, 139], однако позже набор работ увеличился. Церковь оштукатурили и выкрасили, а также заменили кровлю на куполах. Внутри храма вместо чугунного пола появилось покрытие из метлахских плиток. Тогда же был произведен ремонт иконостаса, сделан новый престол и написаны иконы [Мазуров 1918]. Эти работы, по всей видимости, стали последним крупным мероприятием подобного рода, проведенным в тешиловской церкви в последние предреволюционные годы.
   Выявленные в различных архивах и хранилищах документы позволяют говорить о том, что свои собственные дома церковнослужители Николо-Тешиловского погоста имели издавна. По крайней мере, их фиксируют источники, относящиеся к первой четверти XIX в. [1819. ЦГА. Ф. 203. Оп. 744. Ед. хр. 1642. Л. 59] и к более позднему времени [1848. ЦГА. Ф. 203. Оп. 744. Ед. хр. 2308. Л. 529]. Располагались они не в храмовой ограде, но рядом с ней. В непосредственной близости от церкви находились, вероятно, лавки, лабазы и церковные сторожки [там же. Л. 529].
   В 1914 г., буквально через несколько дней после вступления России в Первую мировую войну, церковный причт принял решение вместо двух старых церковных сторожек и свободного церковного лабаза выстроить достаточно крупный по размерам церковный дом «для двух сторожей, регента и ночевку прихожан под воскресенья, праздничные и великопостные дни» (ил. 8) [ЦГА. Ф. 203. Оп. 700. Ед. хр. 148. Л. 1].
   В конце XIX – начале XX в. церковный причт неоднократно сдавал часть своей церковной земли в аренду. Так, например, с 1896 г. купцы М. Ф. Мельников и П. М. Мотов арендовали значительный по площади участок церковной земли южнее кладбищенской ограды под строительство парового лесопильного завода и мельницы [ЦГА. Ф. 203. Оп. 681. Ед. хр. 260. Л. 4–5]. На следующий год участок площадью 225 квадратных сажен получил в аренду для постройки «дома с лавкой для колониальной торговли, лабаза-сарая и погреба» крестьянин деревни Савина Н. В. Семенов [ЦГА. Ф. 203. Оп. 682. Ед. хр. 283. Л. 2–2 об.]. Отсутствие конфликтов между хозяевами и арендаторами позволяло по истечении срока договора продлевать аренду. Так и произошло с крестьянином Семеновым, договор на аренду с которым в 1909 г. был продлен до 1922 г. Вполне возможно, что в первые советские годы эти договоренности продолжали действовать, поскольку в начале 1920-х гг. храм продолжал жить обычной церковной жизнью, но к началу 1930-х гг. государство встало на путь закрытия храмов и преследования духовенства. В полной мере это коснулось и Вознесенской церкви в Тешилово, которая во второй половине 1930-х гг. была разобрана. А в середине XX в. та же участь постигла каменную и деревянную часовни, которые стояли рядом с храмом.
   Возрождение церковной жизни в Тешилово началось в начале XXI в., и сегодня рядом с тем местом, где до 1936 г. стоял каменный Вознесенский храм, практически завершено строительство новой одноименной церкви (ил. 9). Ее отличают иные архитектурные формы и менее объемное решение, но духовная и градообразующая роль этого сооружения вдохнула новую жизнь в древнее поселение.

   Литература

   – Владиславлев 1863 – Владиславлев В. Ф. Краткие исторические сведения о монастырях и более замечательных церквах города Твери // Памятная книжка Тверской губернии на 1863 год. Тверь: Тип. губ. правл., 1863. С. 73–118.
   – Воробьёв 2005 – Воробьёв В. М. Тверской топонимический словарь. М.: Русский путь, 2005. 472 с.
   – Дозорная книга 2005 – Дозорная книга 1551–1554 гг. // Писцовые материалы Тверского уезда XVI века. М.: Древлехранилище, 2005.
   – Мазуров 1918 – Мазуров С. И. Краткая история Вознесенского храма в Тешилове. 1918 г. Рукопись.
   – Писцовая книга 2005 – Писцовая книга 1539/1540 г. // Писцовые материалы Тверского уезда XVI века. М.: Древлехранилище, 2005. С. 13–143.
   – Словарь 1989 – Словарь русского языка XI–XVII веков. М.: Наука, 1989. Вып. 15. 288 с.
   – Смирнов 2001 – Смирнов Г. К. Тверской губернский архитектор Федор Федорович Штенгель // Архив наследия – 2000. М.: Институт наследия, 2001. С. 128–177.

   Список сокращений

   РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва)
   ЦГА – Центральный государственный архив г. Москвы. Отдел хранения документов до 1917 г.
   ИИМК РАН – Институт истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург)
   ГАТО – Государственный архив Тверской области.

   Сведения об авторе

   САЛИМОВ АЛЕКСЕЙ МАРАТОВИЧ
   доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории, истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
   САЛИМОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА
   Руководитель отдела историко-культурных исследований научно-реставрационного центра «АК-Проект». E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

   
     (По материалам издания Завидовские чтения: Материалы историко-краеведческой конференции 2017 года / Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); сост. М. В. Строганов. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2018. – 308 с. Завидовские чтения. Выпуск 2.)
    


   В клинских писцовых книгах 1624-25 годов упоминается пустошь Тешилово на речке Таратынке, впадавшей в реку Шошу. Она входила в вотчину владельцев деревни Гаврилково. В сведениях 1710 года она по- прежнему называется пустошью, но в сведениях 1723 года уже значится погостом: "погосту Николая Чудотворца, что в Тешилове". В 1763 году Тешилово названо селом, входящим в вотчину Дома тверского архиерея. В сведениях 1852 года селение названо "Николо-Тешиловский погост". Во 2-й половине XIX века указывается на существование в Николо-Тешилове часовни. В 1930-е годы оно называлось "село Тешилово".
   О названии селения Тешилово существует несколько увлекательных легенд. В них говорится о том, что в давние времена здесь существовали густые леса, в которых водилось много дичи и зверей, а в водах реки Шоши и речки Таратынки было много рыбы. Сюда приезжали князья охотиться и ловить рыбу - "тешиться". Отсюда и произошло название "Тешилово". Некоторые создатели легенд возникновение часовни в Тешилове связывают с неожиданной смертью одного из князей - охотников и его женой, пожелавшей увековечить это памятное место постройкою часовни.
   По сведениям 1852 года Николо-Тешиловский погост состоял из 7 дворов и 19 жителей. В 1890 году в Тешилове значится 37 жителей. В конце XIX века селение называли "село Николо-Тешилово".

   
     (По материалам издания Счётчиков К. И. Корчевская старина. Вып. 6. – М., 2008.)

    


Посмотреть всю карту