Старое Мелково (Мелково, Мелкое, Мелкая Слободка) - Димитриевская церковь
![]() |
Село Мелково, от Твери 40 верст.
Церковь Димитриевская, построена в 1806 году, распространена в 1863 году, каменная, престолов три: главный Святого Великомученика Димитрия Солунского, придельные: правый Святителя Николая, левый Преподобного Сергия Радонежского.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1806 года, исповедные с 1823 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Михаил Петрович Белавский 45-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1878 года, священником с 1881 года, награжден в 1887 году набедренником. Псаломщик Петр Константинович Миловидов 71-го года, в должности с 1842 года, награжден в 1892 году золотой медалью. Церковный староста крестьянин Андрей Григорьев, в должности второй год.
Прихожан в селе Мелкове, в сельце Новинках, в деревнях Слободе, Кстове, Пугине, Елизаветине - 204 двора (631 мужчина, 681 женщина).
(По материалам издания Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
(Фото. № 1 Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
12 ноября 2016 года в с/п Старое Мелково Конаковского района Тверской области состоялось освящение Поклонного Креста, установленного 8 ноября в День памяти вмч. Димитрия Солунского (мироточивого), на месте алтарной части разрушенного в годы лихолетий одноименного храма.
Это благодеяние стало возможным благодаря совместным усилиям местной администрации, духовенства, местного казачьего станичного общества и населения Старого Мелкова.
Чин освящения Креста совершил благочинный Конаковского округа протоиерей Валерий Ильин, благословивший в свое время инициативную группу во главе с А.И. Жилиным заниматься всем необходимым для возрождения памяти об утраченной некогда святыни. На мероприятии присутствовали глава администрации Старомелковского с/п Т.В. Арямнова, уполномоченный по взаимодействию с казаками на территории Тверской епархии В.Б. Архаров, казаки Конаковского станичного казачьего общества под руководством атамана Павла Макеева, жители сельского поселения.
Для жителей и администрации села это событие особенно значимое, многие пришли на мероприятие со свечами. Отметим, что к установке Поклонного креста готовились заранее, представители администрации, местные школьники совместно с усилиями казаков расчищали территорию для установки креста.
Теперь у Поклонного Креста в день памяти вмч. Димитрия Солунского ежегодно будут собираться односельчане для совершения молебна.
Благодаря участию казачьего общества в подготовке и организации мероприятия, достигнуто взаимопонимание по насущным вопросам совместного взаимодействия между казаками Конаковского общества и Конаковским благочинием.
Информационная служба Тверской митрополии
(По материалам сайта Тверской епархии.)
С. Н. Лампе
История храма Дмитрия Солунского в селе Мелково
Аннотация. Прослеживается история Димитрия Солунского в с. Мелково с момента его постройки в 1806 г. до закрытия и разрушения в 1936 г. В связи с историей храма освещаются судьбы дворянских родов Столпаковых и Толстых.
Ключевые слова. Церковь Димитрия Солунского, село Мелково.
Еще сто лет тому назад в Тверском крае действовало почти полторы тысячи церквей и монастырей. На территории той части губернии, которая в настоящее время входит в Конаковский район, до революции насчитывалось 84 православных храма [Конаковский район]. Не все святыни сохранились до наших дней. Некоторые из них, деревянные, пострадали от пожаров, другие ушли под воду после создания Иваньковского водохранилища. Остались единицы. Большинство сохранившихся храмов заброшены, забыты утратившими веру и историческую память потомками. Многие храмы были снесены, разрушены до основания в период отрицания религии и гонений на священнослужителей после Октябрьской революции. Среди них и церковь Дмитрия Солунского в селе Мелково.
Старинное село Мелково (теперь это деревня Старое Мелково) расположено в 40 километрах к юго-востоку от Твери, по обеим сторонам автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург. Своё изначальное название Мелкое поселение получило из-за многочисленных мелей на реке Волге, по которым можно было вброд перейти на противоположный берег.
В нашей местности, между селами Городня и Завидово, в начале XIX в. кроме городенского храма Рождества Богородицы, самого древнего из сохранившихся в Тверской области, сияли своими куполами церковь Дмитрия Солунского в селе Едимоново на левом берегу Волги и завидовский храм Успенья Божьей Матери на притоке Волги Дойбице.
В селе Мелково, первое упоминание о котором относится к 1546 г., своей церкви до XIX в. не было. В разное время старинное село принадлежало нескольким владельцам. В тверских писцовых книгах 1667 г. упомянут Иван Писарев, отказавший свое владение сыну Емельяну. В отказной грамоте 1667 г. значится: «…в Тверском уезде, в Захожском стану деревня Слободка Мелкая на реке на Волге, на ручью на Кобылихи, а в ней двор помещиков, двор крестьян». К концу XVII в. Мелково разрослось, и в нем насчитывалось уже 26 крестьянских дворов. Не имея своей церкви, жители села в то время посещали храм в селе Едимоново на противоположном берегу Волги.
Известно, что в 1722 г. земли села Мелково и относящейся к нему Слободки принадлежали двум владельцам: Михаилу Афанасьевичу Вельяминову-Зернову и Петру Андреевичу Остафьеву, представителю старинного новгородского рода, стольнику и воеводе при царе Федоре Алексеевиче. Его внук, также Петр Андреевич, служил во флоте. Выйдя в отставку и поселившись в своем имении Мелково, он решил поставить здесь церковь во имя двух святых – небесных защитников русского воинства: воина-великомученика Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. Оба святых издавна особо почитались на Руси.
В 1801 г. Петр Андреевич Остафьев подал прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Павлу, объясняя необходимость строительства церкви удаленностью от храма в селе Едимоново и затруднениями прихожан в посещении церкви. В его прошении говорилось: «…потому что село Едимоново состоит за рекою Волгою и показанные деревни Мелковой крестьяне во время разлития и замерзания той реки Волги на долгое время без молитв бывают, а больные без исповеди и святого причастия умирают». Помещик Остафьев обязывался построить «собственным своим коштом каменную церковь, также отвести для ее кладбища способное место» [Баваров 2003].
Архиепископ отказал, не видя необходимости в строительстве нового храма. И все-таки церковь в Мелково вскоре была построена. Поводом для начала строительства храма явился пожар, уничтоживший в 1802 г. деревянную церковь в селе Едимоново. Добираться до ближайших храмов в других селах по бездорожью было для прихожан затруднительно. Поэтому в этом же 1802 г. прошение о разрешении на собственные средства возвести в своем селе храм о двух престолах (в честь Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца) Петр Андреевич Остафьев решил подать уже на высочайшее имя императора Павла I. С таким же прошением к императору обратились еще два соседа-помещика: титулярный советник Алексей Андреевич Загряжский и коллежский советник Павел Петрович Безобразов. К ним присоединились «вдова-помещица Авдотья Степановна Мяснова, господин Семен Михайлович Колобов, а также поверенный смотритель деревни Слободки Николай Иванов» [Баваров 2003].
Но так как в марте 1801 г. император Павел был убит и на троне его сменил император Александр, до прошения помещиков из далекого тверского села дело дошло не сразу. Проверить действительную потребность в строительстве церкви в селе Мелково Тверская епархия поручила священнику села Эммаус Тверского уезда Максиму Иоаннову (Иванову). Он сообщал: «Городня расстоянием от Мелкова в 9-ти от Слободки в 12-ти, а от сельца Новинок с деревнями вотчины господина Загряжского в 15-ти верстах, и от всех оных селений проезд к селу Городню очень пещанен, а потому и к поспешению в нужнейших случаях во время летнее никак не способен. 2-е: погост Астраганского монастыря от деревень Мелкова и Слободы расстоянием в 24-х верстах проезд и приход к оному более болотныя, а в вешнее и осеннее время и совсем почти неудобен. 3-е: село Воскресенское, что при реке Шоша расстоянием от показанных селений Мелкова и Слободы хотя и в 8-ми верстах, но Московской, а не Тверской епархии да и за рекою Шошею, ближе к означенным сем к помянутым селениям, исключая села за рекою Волгою, на их стороне, еще никаких нет» [Баваров 2003].
Когда все прошения и исследования по вопросу строительства храма в селе Мелково были рассмотрены Святейшим Синодом, то последовала его резолюция: «Означенному преосвященному Павлу архиепископу Тверскому предписать, что по межевой инструкции, данной землемерам, между прочим в 69-м пункте узаконено: отводить к церквам на пашню и сенные покосы по тридцать десятин а за отчислением из той состоящей в приходе села Едимонова пятидесяти десятин церковной земли половинного числа к назначаемой к построению вновь им Остафьевым в деревне Мелковой церковь, останется в том приходе только двадцать пять десятин, почему ему, Остафьеву, в построении той церкви следовало бы отказать, но во уважение вышепрописанной крайней неудобности в проезде жителям к оному селу Едимонову для получения треб <…> в означенной деревне Мелково каменную церковь в вышепоказанное имянование построить и к ней в приход деревню Слобода приписать» [Баваров 2003]. Помещикам же, ходатайствовавшим о сооружении церкви, Синод предписывал недостающую для устройства ее хозяйства землю выделить из собственных владений («дач»).
Проектировать будущую церковь хозяева окрестных поместий пригласили мастера из старинного города Торжка. К сожалению, история не сохранила имени этого человека.
Артель строителей собрали из крестьян окрестных деревень. По традиции того времени на период строительства храма крестьяне-строители освобождались от полевых работ и от уплаты барщины. Земельные наделы крестьян, занятых на строительстве, обрабатывали всем миром их соседи. Строительство церкви считали делом богоугодным и тем, кто был занят на стройке, не отказывали ни в какой помощи.
Место для строительства мелковского храма было выбрано на возвышенности, недалеко от московского тракта. 24 октября (8 ноября по новому стилю) 1806 г., накануне дня памяти святого великомученика Дмитрия Солунского, церковь, имевшая два престола, была освящена.
Через 30 лет, в 1836 г., храм обновили: была расширена трапезная церкви и перестроена колокольня. В перестройке мелковской Дмитровской церкви принимал участие владелец села Едимоново барон Алексей Григорьевич Корф, генерал-майор, выходец из Вестфалии, крещенный в православную веру.
В январе 1893 г. Тверская духовная консистория дала разрешение на средства благотворителей устроить в имеющейся церкви новый иконостас и третий престол во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Кто осуществлял работы по перестройке церкви и оформлению ее интерьера – неизвестно.
В Государственном архиве Тверской области сохранилось описание обновленного храма: «...церковь каменная, пятиглавая, с пятью на ней металлическими вызолоченными чрез огонь крестами, колокольня при ней каменная; утварью и ризницею достаточна, прест<олов> 3, гл<авный> – св. вмч. Димитрия Солунского, придел прп. св. Николая, лев<ый> прп. Сергия Рад<онежского>. Церковный капитал – билетами 400 рублей, наличными 132. Ц<ерковной> земли 3 д<есятины>. Усадьбы, пахоты 11 десятин» [Деревня Старое Мелково].
Используя сохранившиеся в архивах страховую опись и чертежи 1910 г. администрация Старомелковского сельского поселения совместно с руководством зверохозяйства «Мелковское» смогла в конце XX в. провести историко-технический анализ Дмитровской церкви и разработать предпроектное предложение по ее восстановлению. Была также сделана попытка восстановить внешний вид утраченного храма.
С момента основания церковь Дмитрия Солунского в селе Мелково была источником православной культуры, нравственности, духовности и объединения жителей окрестных поселений. Имена некоторых священников и церковнослужителей храма Дмитрия Солунского, служивших в нем за период с 1806 по 1936 г., удалось установить.
В письме барона Алексея Григорьевича Корфа архиепископу Тверскому и Кашинскому Павлу упоминались имена священнослужителей сгоревшего в 1802 г. едимоновского храма, которых он просил оставить на службе в новой церкви села Мелково: «священника Петра Ильина, диакона Ивана Яковлева, дьячка Михайлу Иванова, пономаря Льва Родионова» [Баваров 2003]. Свой выбор барон Корф объяснял высокой нравственностью этих священнослужителей.
Из документов ГАТО известно, что в 1901 г. в Дмитровской церкви служили: священник Михаил Петрович Белавский, псаломщик Петр Константинович Миловидов, церковный староста крестьянин Андрей Григорьев. Там же найдено упоминание о служившем в храме в начале XX в. иерее Сергее Юрьевиче Гонцове [Добровольский 1901. С. 385–386].
После Октябрьской революции 1917 г. для Русской Православной Церкви наступило тяжелое время. Храмы закрывались, превращались в склады, варварски разрушались. Священников и вообще деятельных православных людей арестовывали, ссылали в лагеря, заключали в тюрьмы. Трагическая судьба постигла двух священников мелковской церкви. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. отнесен к священномученикам Михаил Григорьевич Маслов, служивший в Дмитровской церкви с 1907 г.: «В 1907 году был рукоположен во диакона иерей Маслов Михаил Григорьевич» [Дамаскин 2002. C. 101]. Он прослужил в Дмитровской церкви до 1924 г., а затем служил в Московской области. С 1935 г. отец Михаил стал служить в храме села Щеглятьево Старицкого района Калининской области, где он родился. 15 марта 1938 г. тройка НКВД без всяких доказательств обвинила пресвитера Михаила Григорьевича Маслова в антисоветской пропаганде и приговорила его к расстрелу. Вины своей священник не признал. Михаил Григорьевич Маслов был расстрелян 22 марта 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
27 сентября 2017 г. в Бутово был открыт мемориал «Сад памяти», крупнейший в России памятник, установленный на месте захоронения жертв массовых репрессий 1937–1938 гг. Эти годы были самыми беспощадными и кровавыми для Русской Православной Церкви. Среди высеченных на плитах мемориала имен более 20 тысяч безвинно убиенных есть имя Михаила Григорьевича Маслова.
После 1924 г. служение в церкви села Мелково продолжал священник Сергий Галахов. В 1936 г. церковь Дмитрия Солунского была взорвана чекистами, затем снесена до основания. Многие иконы, украшавшие храм, подверглись глумлению, были сожжены или изрублены в щепки, а отец Сергий отправлен в ссылку. Следы его потерялись.
В документах ГАТО имеются сведения о прихожанах Дмитровской церкви в начале XX в. К приходу церкви относились жители села Мелково, сельца Новинки, деревень Слобода, Кстово (или Котово), Пугино, Елизаветино. Самой большой по численности населения была Слобода: 83 двора, в Мелково – 80 дворов, в Кстово – 24 двора, в Пугино – 13 дворов. В Елизаветино из 36 дворов по переписи 1859 г. в начале XX в. оставался только 1 двор. Селения, относящиеся к мелковскому приходу, располагались в 3–5 верстах от церкви. Самой удаленной была деревня Кстово (12 верст) [Церковь Димитрия Солунского]. Всего прихожан Дмитровского храма насчитывалось в начале XX в. 1312 человек.
Окрестные деревни: Кстово, Пугино, Елизаветино и сельцо Новинки давно исчезли как вследствии разрушений во время революции, так и в результате затопления территории в процессе строительства Иваньковского водохранилища (Московское море). Кроме того, эти населенные пункты были подвергнуты артиллерийским обстрелам и бомбежке во время Великой Отечественной войны. Расположение некоторых из них можно увидеть на старой карте Менде XIX в. Прихожанами мелковской церкви Дмитрия Солунского были крестьяне-землепашцы, рыбаки и жители, занимающиеся отхожими промыслами: столяры, сапожники, слесари, хлебопеки, а также помещичья прислуга.
С нашей местностью и с приходом храма Дмитрия Солунского связаны и имена многих дворян. Среди них были люди, известные не только в Тверской губернии, но и во всей России. В разное время в начале и в середине XIX в. селом Мелково и окрестными землями владели и были прихожанами и благотворителями церкви помещики Остафьевы, Мясновы, Фон-Дребуш, Зиловы, Извековы, Загряжские. В 1863 г. приход Дмитровского храма увеличился за счет жителей села Едимоново, так как церковь в селе Едимоново в очередной раз сгорела и была восстановлена только через несколько лет, ближе к концу столетия. Посещали Дмитровскую церковь в селе Мелково представители известной в России династии баронов Корфов, владельцев села Едимоново. В 1870-х гг. в имении Корфов жил старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина Николай Васильевич, организовавший в нашей местности первую в России сыроварню, а в Едимонове – школу для подготовки мастеров сыроварения. В 1869 г. его навещал и консультировал великий русский ученый-химик Дмитрий Иванович Менделеев. Сведения о посещении этими замечательными людьми храма Дмитрия Солунского пока не найдены.
Со второй половины XIX в. прихожанами храма были совладельцы села Мелково Столпаковы, родственники последнего губернатора Твери Николая Георгиевича Бюнтинга. Его брат Алексей Георгиевич, обер-офицер для особых поручений при военном министре России, был женат на Марии Алексеевне Столпаковой, дочери титулярного советника генерала Алексея Николаевича Столпакова, который вплоть до осени 1917 г. был старостой храма Дмитрия Солунского [Толстой 2008. С. 310]. Следы последних едимоновских Корфов и Марии Алексеевны Столпаковой-Бюнтинг потерялись в Праге и Харбине, куда они эмигрировали после революции. Но хорошо известна судьба других родственников Столпаковых – Толстых, которые также были прихожанами Дмитровской церкви.
Мелковские Толстые, представители тверской ветви старинного дворянского нетитулованного рода, состояли в родстве с Львом Николаевичем Толстым, Натальей Николаевной Гончаровой, женой Александра Сергеевича Пушкина, и имели обширные родственные связи со многими другими именитыми и уважаемыми представителями русского дворянства. Первый из местных Толстых, Николай Николаевич, младший сын владельца богатой усадьбы Новые Ельцы у озера Селигер, бывший офицер Семеновского полка, близко знакомый со всеми декабристами, статский, а впоследствии надворный советник, предводитель дворянства Тверского уезда, попечитель Корчевского уездного училища, обосновался в наших местах в 1822 г. после женитьбы на Елизавете Алексеевне Загряжской, получив мелковские земли в качестве приданого за женой. Основные принадлежавшие Елизавете Алексеевне земли находились на правобережье Волги. Там, в полутора верстах от села Мелково, в сельце Новинки, Николай Николаевич Толстой обустроил усадьбу с обширным хозяйством. Среди членов нескольких поколений семейства Толстых были известные государственные и общественные деятели, писатели, композиторы, художники. Семья местных Толстых была истинно православной и глубоко религиозной.
Мимо дома Толстых в сельце Новинки до середины XIX в. проходил московский тракт и поворачивал оттуда к селу Мелково. По тракту мимо поместья более 20 раз проезжал А. С. Пушкин. Поэт был хорошо знаком с Толстыми по Петербургу, и можно предположить, что он останавливался в Новинках. В 1857 г. в семье Толстых после возвращения с каторги жил старый друг семьи декабрист Иван Дмитриевич Якушкин. Навещая его, бывали в Новинках декабрист Матвей Иванович Муравьев-Апостол и поэт, писатель, публицист, краевед, участник войны 1812 года Федор Николаевич Глинка, вынужденный после олонецкой ссылки в 1830–1832 гг. жить в Твери, а в 1862 г. окончательно поселившийся здесь. Время, проведенное в семействе Толстых, Ф. Н. Глинка с теплым чувством описал в стихотворении «Воспоминание о былом» [Толстой 2008. С. 160]. Глинка общался и со Столпаковыми, что подтверждает дарственная надпись на фотографии, подаренной им генералу Николаю Алексеевичу, брату Марии Алексеевны Столпаковой-Бюнтинг [Толстой 2008. С. 32 (иллюстрации)]. Значит, гости Толстых подолгу проживали в Новинках, поэтому трудно представить, чтобы они, будучи глубоко верующими, могли обойтись без участия в церковной жизни.
Во время послереволюционных драматических событий 1918 г., не изменяя своим нравственным устоям, последние владельцы сельца Новинки не побоялись принять у себя в селе Тешилово соседнего Клинского уезда Московской губернии, где они нашли приют после изгнания из своей усадьбы, викарного епископа Уральского и Николаевского Тихона (Оболенского), бывшего в этих местах проездом, и устроили его встречу с крестьянами. Это событие явилось одной из причин трагической кончины художника, философа и писателя Николая Алексеевича Толстого, а также его жены Марии Алексеевны. В августе 1918 г. они были расстреляны в селе Завидово без суда и следствия. Место их захоронения не установлено.
В настоящее время на заброшенном погосте в деревне Старое Мелково сохранилось несколько надгробий членов семейства Толстых. Захоронения Столпаковых и других местных помещиков не найдены. Еще в середине XX в. старинные мраморные памятники Толстых у снесенного Дмитровского храма в Мелково находились в приличном состоянии, и вполне можно было прочесть надписи. Сейчас их вид удручает. Установлено, что здесь нашли упокоение шестеро Толстых:
Николай Николаевич Толстой (1794–1872), первый владелец усадьбы Новинки, части села Мелково и части заволжского села Борки;
Алексей Николаевич Толстой (1827–1874);
Алексей Алексеевич Толстой (1858–1858);
Надежда Алексеевна Толстая (1860–1881);
Надежда Александровна Толстая (1835–1909), мать последнего владельца поместья Николая Алексеевича Толстого.
Их надгробия пощадила Октябрьская революция и Великая Отечественная война, но не пощадило время. По словам Г. Р. Державина, «река времен в своем стремленьи уносит все дела людей». Но люди, их дела живы, пока жива память о них.
Сельское кладбище находилось между Дмитровской церковью и «государевой дорогой» – московским трактом. От тракта его отделял ручей Кобылиха и несколько деревенских домишек. Возле церкви располагались дома священников и церковные хозяйственные постройки. Ни ручей, ни избы того времени не сохранились. Сейчас на их месте залив, образованный у Волги Иваньковским водохранилищем. Дома, которые попали в зону затопления, были перенесены на высокое место, в сторону Твери. Так образовался поселок Новомелково, а к названию села Мелково добавилось уточнение Старое. Это название окончательно закрепилось за селом в послевоенные годы.
Фотография мелковской церкви была обнаружена в архиве семьи Толстых, часть которого удалось сохранить детям последних владельцев сельца Новинки Вере и Сергею. Возвышающаяся над старинным селом белокаменная церковь Дмитрия Солунского привлекала к себе внимание всех путников, проезжающих по московскому тракту. Церковь, несомненно, была гордостью жителей. Фотография начала XX в. дает нам представление об утраченном мелковском храме.
В основании Дмитровская церковь представляла собой крест. Алтарная апсида была полукруглой и канонически обращена к востоку. Слева и справа к ней примыкали боковые апсиды-приделы. Апсиды были оформлены скромными пилястрами. Их перекрывали полукупола – конхи. Портал с папертью на фотографии не виден: он обращен к западу, к основной части села. Церковь венчали пять световых барабанов, украшенных изящными оконными аркадами со скромными фризами. Главы-барабаны завершали шлемовидные купола с небольшими главками-луковицами и яблочками в основании вызолоченных крестов. Форма куполов в православии имеет особое значение. Шлемовидными куполами по классическому византийскому образцу полагается завершать храм, посвященный воину-святому. По черно-белой фотографии невозможно определить цвет куполов, но по канонам православного церковного строительства цвет куполов мог быть зеленым, а также серого или серебристого оттенка [Галанин]. Колокольня Дмитровского храма была трехъярусной и также завершалась шлемовидным куполом с возвышающимся над ней крестом. Архитектурные формы мелковской церкви были довольно лаконичны. С обеих сторон храма на фотографии угадываются боковые порталы с колоннами, которые оформлены треугольными фронтонами.
Описание внутреннего убранства церкви не сохранилось. Внутри должен был быть высокий иконостас с рядами икон по русскому типу, три нефа: центральный и боковые. Стены православных храмов обычно расписываются сюжетами из Священной истории. Эти настенные росписи и в настоящее время являются для прихожан христианской энциклопедией. Можно предположить, что в настенной росписи Дмитровской церкви использовались красный, зеленый и желтый цвет, так как в православии красный цвет предназначается для храмов великомучеников, желтый цвет, цвет солнца – для почитания святителя. Если храм возведен для почести преподобного, то должно присутствовать больше зеленого цвета как знака обновления.
Из архивных документов следует, что капитал мелковской церкви был в два раза больше, чем у храма села Едимоново, в очередной раз восстановленного после пожара во второй половине XIX в. Известный размер церковного капитала и пожертвования местных помещиков (например, богатых едимоновских Корфов, бывших продолжительное время прихожанами храма) дает основание полагать, что храм был хорошо украшен. Из бесед со старожилами деревни Старое Мелково известно, что часть икон, украшавших храм, были спрятаны прихожанами и до сих пор сберегаются их потомками.
Большая заслуга в установлении расположения Дмитровского храма принадлежит инициативной группе, получившей благословение благочинного Конаковского округа настоятеля Завидовского храмового комплекса протоиерея Валерия Дмитриевича Ильина. Ее возглавил Анатолий Иванович Жилин, заслуженный строитель РФ, выпускник средней школы пос. Радченко. Его заинтересованность и доброжелательное содействие Елены Владимировны Павловой, заведующей домом-музеем Спиридона Дмитриевича Дрожжина в поселке Новозавидовский, оказали существенную помощь в изучении истории храма Дмитрия Солунского.
Бесценная информация содержится в трудах нашего замечательного земляка Сергея Николаевича Толстого, родившегося в Новинках в 1908 г. «Четвертый Толстой», как его называют литературоведы, умер в 1977 г. в Москве. Летом 2016 г. его прах был перезахоронен возле Успенского храма села Завидово. Пятитомник сочинений писателя увидел свет только в начале XIX в. В повести «Осужденный жить» и во второй книге пятого тома «Семья и окружение XVIII–XXI» неоднократно упоминается посещение всей семьёй мелковской церкви.
В июле 2001 г. в деревне Старое Мелково по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был создан совет православного прихода церкви святого великомученика Дмитрия Солунского. Председателем совета была избрана Татьяна Кузьминична Мартынова, директор зверохозяйства «Мелковское». К сожалению, деятельность по восстановлению Дмитровской церкви с уходом Татьяны Кузьминичны из жизни не имела продолжения. Однако в настоящее время администрация Старомелковского сельского поселения начала работу по реконструкции заброшенного кладбища. Жители деревни Старое Мелково и соседних поселений через 80 лет с момента варварского разрушения храма приняли активное участие в сооружении памятного поклонного креста на месте, где когда-то стояла Дмитровская церковь. 12 ноября 2016 г. поклонный крест был установлен и освящен благочинным Конаковского округа протоиереем Валерием Дмитриевичем Ильиным.
Литература
– Баваров 2003 – Баваров А. Конаковская старина. Конаково, 2003. URL: http://hram-tver.narod.ru/konakovorn/staroemelkovokonakovo.html. Дата обращения 24.04.2018.
– Дамаскин 2002 – Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 6. Тверь: Булат, 2002. 478 с.
– Деревня Старое Мелково – Деревня Старое Мелково // Конаковская межпоселенческая Центральная библиотека. URL: https://konakovobiblioteka.ru/uchastniki-i-geroi/605-gasnikov-aleksandr-pavlovich.html. Дата обращения 24.04.2018.
– Добровольский 1901 – Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник, Тверь: Типо-литография Ф. С. Муравьева, 1901. 772 с.
– Галанин – Галанин А. В. Купола и главы храмов. URL: ukhtoma.ru/history11.htm. Дата обращения 24.04.2018.
– Конаковский район – Конаковский район. Все храмы выбранного региона в виде общего списка. URL: http://www.temples.ru/tree.php?ID=874. Дата обращения 24.04.2018.
– Толстой 2008 – Толстой С. Н. Собрание сочинений: В 6 т. М.: ДЕКО, 2008. Т. 5, кн. 2: Семья и окружение. XVIII–XXI вв. 944 с.
– Церковь Димитрия Солунского – Церковь Димитрия Солунского в Мелкове. URL: http://www.temples.ru/card.php?ID=1722. Дата обращения 24.04.2018.
Сведения об авторе
ЛАМПЕ СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ пос. Радченко;
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
(По материалам издания Завидовские чтения: Материалы историко-краеведческой конференции 2017 года / Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); сост. М. В. Строганов. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2018. – 308 с. Завидовские чтения. Выпуск 2.)
![]() |
В деревне Мелково с 1806 года и до середины 1930-х годов существовал православный храм святого великомученика Димитрия Солунского. Поводом для начала строительства храма явился случай, происшедший в селе Едимонове. Там в 1802 году сгорела старинная деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.
В писцовых книгах середины XVI века «село Едимоново на реке на Волге, а в селе церковь страстотерпец Христов Дмитрей, Селунский, древян, дворов в селе: во дворе поп, а во дворе дьякон, во дворе понамарь, да 5 келей с старцы, питаются от церкви Божии, да двор бобыльский, а крестьянских дворов 56». Мелковские крестьяне были прихожанами этого храма. Местный помещик Петр Андреевич Остафьев решает построить в своей деревне храм, на правом берегу реки Волги «…потому что село Едимоново состоит за рекою Волгою и показанные деревни Мелковой крестьяне вовремя разлития и замерзания той реки Волги надолгое время без молитв бывают, а больные без исповеди Испитого Причастия умирают…». (Русский Государственный Исторический Архив в Санкт-Петербурге, фонд 796, опись, 64, дело 580, лист 11). Вместе с Петром Андреевичем Остафьевым о постройке храма ходатайствовали помещики деревни Слобода - титулярный советник Алексей Андреевич Загряжский, коллежский советник Павел Петрович Безобразов, вдова-помещица Авдотья Степановна Мяснова, господин Семен Михайлович Колобов, а также поверенный смотритель деревни Слободки Николай Иванов.
В своем прошении Архиепископу Тверскому и Кашинскому Павлу они обязались построить «… собственным своим коштом каменную церковь, также отвести для ее кладбища способное место…». (Русский Государственный Исторический Архив в Санкт-Петербурге: фонд 796, опись 84, дело 580, лист 7). И еще просили, чтобы «…построить особо вновь каменный храм при помянутых селениях во имянование святого великомученика Димитрия с приделом святителя Николая с таковым при том предположением, чтобы по устроении церкви один священник причтом из села Едимонова переведен был к оной церкви для продовольствования… и чтобы из состоящих при Едимоновской церкви 50-ти десятин отчислено было к сей имеющейся строиться новой церкви 25, находящихся от деревни Мелкова и Спободка на близком расстоянии, обязуясь недостающее число дополнить из собственных своих дач». (Русский Государственный Исторический Архив в Санкт-Петербурге; фонд 796, опись 84, дело 580, л. 5). Ответ Тверской Консистории и Архиепископа был «... означенным просителям, поелику они отдачи указной пропорции земли отказываются, за отчислением же половину от едимоновской церкви ... дабы едимоновекая церковь и находящиеся при ней священнослужители не остались понапрасну обиженными в просьбе о построении вновь церкви отказать…» (Русский Государственный Исторический Архив в Санкт-Петербурге: фонд 796, опись 84, дело 580, л. 6). Остафьев и другие помещики не оставляют попечение о строительстве храма. Петр Андреевич направляет прошение к самому государю самодержцу императору Александру Павловичу «... дабы высочайшим вашего императорского величества указом Повелено было сие мое прошение в Святейшем Правительствующем Синоде принять. И мне в показанной деревне Мелковой вновь каменную церковь построить дозволить…» (Русский Государственный Исторический Архив в Санкт-Петербурге: фонд 796, опись 84. дело 580, л. 12). Помещики деревни Слободки «... дали сие условие господину мажору Петру Андреевичу Остафьеву о том что просили мы тверского Архиепископа Павла за препятствием реки Волги, построить нам вновь каменный храм на здешней стороне Волги где и земля находится в 25 десятин о чем нам тверская духовная консистория незнаемо почему отказала. То ежели Остафьев просит обозначенной вновь каменной церкви позволения Святейшего правительствующего Синода, то как мы, так и крестьяне господ наших коих число мужеского полу 260 душ онаго желаем и в построении вновь церкви спомоществовать обязуемся. В том сие от нас ему господину Остафьеву сие условие». (Русский Государственный Исторический Архив в Санкт-Петербурге: фонд 796, опись 84, дело 580, л. 13).
Исследовать, на каком расстоянии находятся селения Мелково и Слободка от Едимонова и к какому селу ближе и удобнее проезд, было поручено священнику села Эммауса Максиму Иоаннову.
Из его донесения выясняется следующее: «... помянутые селения Мелково и Слободка состоят на большой Санкт-Пегербургской дороге расстоянием одна от другой в 3-х верстах. Села поблизости к оным имеются 1-е Городня расстоянием от Мелкова в 9-ти от Слободки в 12-ти а от сельца Новинок с деревнями вотчины Господина Загряжского в 15-ти верстах, и от всех оных селений проезд к селу Городню очень пещанен а потому и к поспешению в нужнейших случаях во время летнее никак не способен. 2-е погост Астраганского монастыря от деревень Мелкова и Слободы расстоянием в 24-х верстах проезд и приход к оному более болотныя; а в вешнее и осеннее время и совсем почти неудобен. 3-е село Воскресенское, что при peкe Шоша расстоянием от показанных селений Мелкова и Слободы хотя и в 8-ми верстах, но Московской, а на Тверской Епархии да и за рекою Шошею, ближе к означенным сем к помянутым селениям, исключая сале за рекою Волгою, на их стороне, еще никаких нет».
Вскоре все прошения и исследования по этому вопросу были рассмотрены и Святейшим Синодом приказано: «...Означенному Преосвященному Павлу Архиепископу Тверскому предписать, что по Межевой Инструкции данной землемерам между прочим в 69-м пункте узаконено: отводить к церквам на пашню и сенные покосы по тридцать десятин а за отчислением из той состоящей в приходе села Едимонова пятидесяти десятин церковной земли половинного числа к назначаемой к построению вновь им Остафьевым в деревне Мелковой церковь, останется в том приходе только двадцать пять десятин, почему ему Остафьеву в построении той церкви следовало бы отказать, но во уважение вышепрописанной крайней неудобности в проезде жителям к оному селу Едимонову для получения треб… в означенной деревне Мелково каменную церковь в вышепоказанное имянование построить и к ней в приход деревню Слобода приписать, так же от Едимоновской церкви один причт Священноцерковнослужителей перевесть дозволить, однако с тем, чтобы оный проситель Остафьев и другие показанных деревень помещики оставя при едимоновском приходе полную указанную пропорцию тридцать десятин земли, а затем достальную отчисляя к новой церкви двадцать десятин, недостающее количество земли обязались дополнить из собственных своих дач...» (Русский Государственный Архив Санкт-Петербурге, фонд 796, опись 84, дело 580, л. 15).
Храм был построен в 1806 году и имел два престола: главный - во имя Святого великомученика Димитрия Солунского, правый - в честь святого Николая Чудотворца. Имя и фамилия зодчего, отроившего храм, неизвестно. Из прошения барона Алексея Григорьевича Корфа Архиепископу Тверскому известно, что строили церковь по плану, сочиненному подрядчиком новоторжским мужиком.
Не просто началась жизнь церкви в Мелкове, непросто она и продолжалась. Из Письма все того же барона Корфа Архиепископу Тверскому: «ваше высоко-преосвященство милостивый государь! Уведомился я, что Тверская Консистория, по просьбе отшедших от церкви села моего крестьян назначила, по их выбору, ко вновь строющейся ими церкви священноцерковнослужителей. Сие меня до крайности удивляет; ибо ежели есть закон, право или обряд выбирать, то беспрекословно следует мне, а не оным мужикам, в рассуждении чего и обнадеживаясь на Вашу справедливость, прошу оставить приказать при церкви села моего священника Петра Ильина, диакона Ивана Яковлева, диачка Михайлу Иванова, понамаря Льва Родионова, а священника Егора Васильева не желаю потому, что большой пьяница вне давне, а именно о десятой пятнице сего года, гуляя в деревне Мелкове пьянством своим была причина, что крепостной мой человек утонул в Волге, диачка Андрея Петрова не желаю, потому, что после Святой недели от пьянства сходи с ума, а пономаря Никиту Симионова за тем, что почти грамоты не знает. Всему их пьянству и прочим противным их звании и сану поступкам, причина Благочинной, который и будучи и сам немного лучше их, никакова присмотру за ними не имеет; а если мною назначенных не изволите оставить, то я буду просить мне новых; на сие мое усерднейшее к Вам прошение ожидаю от Вашего Высоко Преосвященства, не отлагательного благосклонного решения; ибо скоро надобно будет назначенным переходить за Волгу. В протчем имею счастье с истинным высоко-почитанием пребыть. Вашего Высоко Преосвященств а Милостиваго Государя! Покорнейший слуга барон Корф» (Государственный Архив Тверской области: фонд 160, опись 3, ед. хр. 4191, лист 51, 51 об , 52, 52 об.).
Тракт, соединивший обе столицы и прошедший через селение, способствовал экономическому развитию села. Так, по описанию года, село Мелково имело 75 дворов и 584 жителя.
К середине XIX века название близлежащей деревни Едимоновская Слободка утратило свое смысловое значение, т. к. никакой связи с селом Едимоновом уже не существовало. Рядом же приобрело известность село Мелково. Деревню чаще стали называть «Мелковская Слобода» или просто «Мелковская».
В 1863 году церковь была перестроена - расширена трапезная церковь и переслоена колокольня. По данным Государственного Архива Тверской области «... церковь каменная, пятиглавая, с пятью на ней металлическими вызолоченными чрез огонь крестами, колокольня при ней каменная; престолов в церкви два: утварию и ризницею достаточна; приходских душ мужеского пола 629, женского 713». (ГАТО: фонд 160, опись 3, ед. хр. 4209, л. 10 об.).
В 1693 году от прихожан и старосты церкви в Тверскую Духовную Консисторию было подано прошение о разрешении устроить в имеющейся церкви новый, третий престол во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и иконостас на средства благотворителей. Разрешение на устройство третьего престола и иконостаса было дано 11 января 1893 года: «… согласно сему ходатайству разрешить Священноцерковнослужителям, церковному старосте и прихожанам села Мелкова устроить, на средства благотворителей, в местной церкви третий новый престол, во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и новый иконостас…». (Государственный Архив Тверской области: фонд 160, опись 3, дело № 4209, 10,1010).
В 1936 году, по рассказам старожилов, церковь была взорвана чекистами, а отец Сергий Галанов отправлен в ссылку.
В июле 2001 года в деревне Старое Мелково, по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, открыт православный Приход церкви святого великомученика Димитрия Солунского. Председателем Прихода является генеральный директор ОАО «Зверохозяйство «Мелкоковское» Татьяна Кузьминична Мартынова, помощником председателя - Наталья Ивановна Григорьева.
В Русском Государственном Историческом Архиве Санкт-Петербурга удалось найти страховую оценку Дмитриевской церкви, производившейся в 1910 году. Благодаря этому стало возможным выполнить историко-технический анализ и рисунок церкви. Фотографии храма не сохранилось.
(По материалам сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.)
(Рис. № 2 с сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.)
Село Мелково в 6 Тверском благоч. округе, по шоссейной дороге от Твери в Москву, в 8 верст. от с. Городни. Названо оно Мелковым от бывших в р. Волге (на возвышенном берегу которой расположено село) мелей. Первоначально оно принадлежало приходом к с. Едимонову, по другую сторону р. Волги. Церковь каменная, пятиглавая, посвящена св. великомуч. Димитрию; построена в 1806 г. на средства прихожан, а частью на пожертвования от лиц, проезжавших по шоссейной дороге. Вокруг церкви расположено приходское кладбище. С 1840 г. из этой церкви 28 июля совершается крестный ход в дер. Кетово, в память бывшей холеры. Первым священником в этом селе былъ Г. Васильевский (был вторым священником в Едимонове), вторым был его сын И. Борисоглебский, оставивший по себе добрую память, третьим был — свящ. А. Нектарьев (менее года), В. Шахов (с 1849 — по 1853 г.), И. Борисоглебский до 1883 г. В 1881 г. старанием нынешнего священника М. Белавского и г. Столпакова открыто общество трезвости, действующее с добрым успехом. С 1891 г. 5 июля совершается крестный ход с иконой преп. Сергия вокруг села — в воспоминание посещения Мелковского храма — с иконой преп. Сергия от его раки. С 1894 г. установлено еженедельно по субботам поминовение усопших; в эти дни служатся заупокойные литургии, а после оных панихиды.
(По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 19. 1 октября 1899 г. Часть оффициальная.)