Свердлово (Новое) - Воздвижения Честного Креста Господня церковь
Старинное село Свердлово стоит на высоком правом берегу Волги. Прежде (до начала 1920-ых годов) село называлось Новым и являлось центром Новинской волости Клинского уезда Московской губернии.
Каменная Крестовоздвиженская церковь сооружена на площади в середине села в самом конце ХVIII в. тщанием прихожан, по преданию, на месте сгоревшей деревянной церкви. В ней три престола: во имя Воздвижения Креста Господня, апостола Иоанна Богослова и великомученика Димитрия.
В середине 1860-ых гг. трапезная церкви ввиду «тесноты и невместительности» была расширена, заново устроены приделы. Стены расписаны в 1843 г., «возобновляемо было письмо» в 1873 г. Через десять лет выкрашена кровля на сводах церкви, в 1884 г. «начато устройство» новой белокаменной ограды в псевдорусском стиле, на углу которой поставили новую часовню во имя Александра Невского.
Крупные реставрационные работы проводились в храме и на рубеже ХIХ-ХХ вв.
В 1930-ые гг. Свердлово вошло в состав Калининской области. В 1937 г. при образовании Иваньковского водохранилища, село оказалось на самом берегу Волги. В первые годы войны церкви удалось выстоять по счастливой случайности. За двести лет существования она закрывалась несколько раз, но на непродолжительное время.
На местном кладбище относительно недавно стояла также деревянная церковь.
Литература.
Нарский А. Церковь Грузинской Божией Матери в Горбасьеве. Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Новом (Свердлове) // Православная Тверь. – 2000. – июль-август. - № 7-8 (78-79). - С. 5.
Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня села Свердлове (Нового) Клинского уезда Московской губернии (ныне - Конаковский район Тверской области) была построена в 1800 г. вместо обветшавшей деревянной церкви силами прихожан крестьян, местных помещиков и торгово-промышленных людей.
Здание храма первоначально состояло из увенчанного пятиглавием двусветного четверика с полукруглой апсидой, обширной трапезной, где по древним обычаям могли разместиться за столами все прихожане, и шестиярусной колокольней, высота которой составляет 42 м до подножия венчающего ее креста. Теплые приделы - южный во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и северный - во имя святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого построены позднее, в 1865 г., на месте трапезной. В 1883 - 1884 гг. церковный участок был обнесен белокаменной с художественной металлической решеткой оградой, на северной и южной сторонах возведены трехпролетные ворота.
Церковь стояла в центре большого богатого села, расположенного на берегу Волги. С южной стороны к ней примыкала базарная площадь, с восточной и северной — присутственные, административные учреждения, а вдоль западной пролегал оживленный тракт Корчева - Завидово - Клин, соединяющий уездный город Корчева (нынешний г. Конаково), фаянсо-фарфоровую фабрику Кузнецова, сотни таежных деревень с главной магистралью России Санкт-Петербург - Москва.
Знаменательное событие в жизни храма произошло в первые годы XX в., когда его посетил святой праведник Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн соборно со священниками церкви совершил Божественную литургию и обратился к многочисленным прихожанам с проповедью, в которой сказал, что Крестовоздвиженская церковь «будет стоять и славословить Имя Божие до конца мира».
В годы советской власти храму не удалось избежать гонений, обрушившихся на всю Русскую Православную Церковь. В 30-е гг. был расстрелян настоятель отец Павел, отправлены в ссылку прихожанки, бывшие насельницы закрытых монастырей, упорствующие в монашестве. В начале войны храм было решено взорвать, чтобы наступавшие немцы не могли использовать его как огневую точку. 26 ноября 1941 г. все было подготовлено к размещению зарядов, но машина со взрывчаткой так и не пришла, и саперам пришлось уйти. Немцы в село не заходили, а о грозившей храму опасности и по сей день напоминает выдолбленная в стене колокольни ниша для закладки тола.
Со времени реставрации, проведенной почти сто лет назад, сколько-нибудь существенных текущих или восстановительных работ в Крестовоздвиженской церкви не производилось. Случалось, что в сорокаградусные морозы она не отапливалась. В результате храм оказался на грани разрушения. Повреждены фундамент и цоколь строения. Почти полностью разрушен северный придел. Сильно пострадали храмовые иконы — почти все они нуждаются в реставрации. Сильно обветшала ограда. В плачевном состоянии находится церковная утварь, в числе которой есть высокохудожественные произведения конца XVIII начала XIX вв. Таков далеко не полный перечень разрушений, нанесенных храму людьми и временем.
Но, видимо, прав был отец Иоанн Бог хранит этот храм. Нашлись состоятельные люди, желающие оказать помощь в восстановлении и украшении храма. Щедрые пожертвования позволили начать ремонтно-восстановительные работы, и храм постепенно начал обретать прежний величественный облик. Правый, действующий, придел храма Уже отреставрированы 12 икон, напрестольные Евангелия и купол колокольни, а сама колокольня побелена снаружи. В обоих приделах смонтирована отопительная газовая система. Храмовые купола перекрываются медью с золочеными украшениями. Благоустраивается территория церковного двора и прилегающего к нему кладбища. Пошиты новые священнические облачения. Работы непочатый край. Церковные доходы невелики. Вся надежда на боголюбцев, людей с добрым желанием оказать помощь в восстановлении и украшении храма.
На высоком правом берегу Волги стоит старинное село Свердлово (прежде - Новое), издавна бывшее крупным уездным селом (в XIX в. население превосходило тысячу человек) и центром Новинской волости Клинского уезда Московской губернии. Здесь проходила большая дорога на Корчеву, важное торговое значение имела пристань, часто в селе устраивались крупные ярмарки. По ведомости 1788 г., «вотчины графа Петра Борисовича Шереметева в селе Новом церковь во имя Воздвижения Креста Господня с приделом Иоанна Богослова, зданием деревянная, состоит в твердости, утварью не худа».
Каменная Крестовоздвиженская церковь сооружена на площади в середине села в самом конце ХVIII в. (в 1800 г.) тщанием прихожан - по местному преданию, на месте сгоревшей деревянной церкви. До 1825 г. в ней было два престола: в настоящей - во имя Воздвижения, а в правом приделе (холодном) - во имя апостола Иоанна Богослова.(к 1827 г. освящен и левый придел - великомученика Димитрия).
Служили в церкви: два священника, диакон, два дьячка и два пономаря. Приход (сведения 1842 г.) состоял из 412 дворов: 1424 мужчины и 1657 женщин. Церкви принадлежали: каменная лавка и две часовни, из которых одна - каменная, в ограде (построенная в 1814 г.) - служила для помещения ветхих икон, а другая - деревянная Успенская (в 5-ти верстах к северо-востоку), «неизвестно кем, когда и для чего построенная при сельце Плоском, дающая гoдoвого дохода 4 рубля с полтиною серебром» . Отремонтированная («некоторые части оной поправлены, а некоторые совершенно сделаны новыми») в 1847 г. на собственное иждивение помещицы сельца Плоского Варвары Дмитриевны Карповой, Успенская часовня в конце XIX - начале ХХ вв. была либо перестроена, либо заменена на новую (также деревянную). Ее здание представляло собой шестигранный, сложенный из брусьев, перевязанных «в лапу», обшитый тесом сруб. В 1978 г. часовня была перевезена в дер. Baxpомеево и перестроена до неузнаваемости под жилье.
В середине 1860-х гг. (селом в то время владел граф Димитрий Николаевич Шереметев) трапезная церкви ввиду «тесноты и невместительности» была существенно расширена, заново устроены приделы в ней. Стены расписаны в 1843 г., «возобновляемо было письмо» в 1873 г. Через десять лет выкрашена кровля на сводах церкви, приходским попечительством осенью 1884 г. «начато устройство» новой белокаменной ограды в псевдорусском стиле, на юго-западном углу которой поставили новую каменную часовню во имя Александра Невского.
В тот период из Крестовоздвиженской церкви совершались следующие крестные ходы: один раз в год - в Успенскую часовню; два раза в год - вокруг села (когда начат первый неизвестно, другой - после эпидемии холеры 1848 г.); один раз в год вокруг приходской деревни Терехово - по случаю пожара, бывшего в сей деревне в 1850 г. Кроме того, во все селения прихода (в память избавления от холеры) «ходы бывали по одному разу в год».
Крупные реставрационные работы проводились в храме и на рубеже XIX-XX вв. В 1913 г. в селе имелись: 215 дворов, волостное правление, квартира урядника, земское училище, лечебница, богадельня; почтово-телеграфное отделение, пожарная дружина, кредитное товарищество, казенная винная лавка, гoстиница и две пристани для стоянки пароходов.
В документах, начала 1920-х гг. село уже называется Свердлово (центр Свердловской волости, а затем и Свердловского сельсовета). Окрестные населенные пункты тоже были переименованы: на карте появились названия - Карл Маркс, Ленино, Зиновьево, Первомайск.
В 1930-е гг. Свердлово вошло в состав Калининской области. В 1937 г. при образовании Иваньковского водохранилища село оказалось на самом берегу Волги. В первые годы войны церкви удалось выстоять по счастливой случайности. За двести лет существования она закрывалась только на непродолжительное время (в частности, в 1960-х гг., по причине карантина, связанного с эпидемией ящура). В 1966 г. службы проводились по воскресным дням и в престольные праздники. В церкви хранилось несколько икон, привезенных из окрестных часовен (в деревнях Паника и Плоски).
По своей архитектуре храм представляет собой высокое четырехгранное сооружение, увенчанное пятиглавием. Колокольня, выстроенная, в стиле классицизма в 1800 г., имеет квадратные в плане ярусы, прорезаные большими арками звона и увенчаные круглым барабаном с главой. Крестовоздвиженский храм - это великолепный памятник, в архитектуре которого сочетаются приёмы, выработанные русским зодчеством ХVII в. (композиция собственно храма) с элементами раннего классицизма (декор).
В литературе встречаются упоминания (и фотографии) о существовавшей (относительно недавно) деревянной церкви на кладбище (на юго-западной окраине села).
Литература
1. ЦИАМ:
- Ф. 203, оп. 744, д. 1522, лл. 36 об.-37 (1788г.) - клировая ведомость;
- Ф. 203, оп. 744, д. 1733, лл. 122-127 об. (1825 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 203, оп. 744, д. 1771, лл. 137-141 (1827 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 203, оп. 744, д. 2156, лл. 549-554 (1842 г.) - клировая ведомость;
- Ф. 203, оп. 427, д. 8 (1847 г.) - о проведении ремонтных работ в часовне в сельце Плоском;
- Ф. 203, оп. 441, д. 18 (1861 г.) - о разрешении расширить трапезную;
- Ф. 203, оп. 671, д. 186 (1884-1885 гг.) - по иску графа Шереметева к Крестовоздвиженской церкви;
- Ф. 203, оп. 744, д. 3202 (1885 г.) - о разрешении совершать Kpeстныe ходы по городу Москве и Московской епархии;
- Ф. 454, оп. 3, д. 73 (1887 г.) - метрика церкви села Нового.
2. ГАТО:
- Ф. Р-2723, оп. 2, д. 25 (1944-1972 гг.) - регистрационное дело религиозного общества церкви в селе Свердлово.
3. ЦГАМО:
- Ф. 721, оп. 1, д. 213 (1922 г.) - протоколы заседаний Клинской уездной подкомиссии по изъятию церковных ценностей.
4. Благовещенский И.А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных. - М., 1874. - с. 92. - № 552.
5. Населенные местности Московской губернии / Под ред. Б.Н. Пенкина. - М., 1913;
6. Степанов И.П. Клинский уезд. Поселенные таблицы. - М., 1925.
7. Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. Художественные памятники Верхней Волги. От Калинина до Ярославля. - 2-ое изд. - М.: Искусство, 1976. - с. 26, 27.
8. Управление культуры Калининского облисполкома. Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. Калинин, 1986. - с. 18.
9. Комитет по охране историко-культурного наследия Администрации Тверской области. - Паспорта №№ 1020, 4664.
10. Нарский A. Церковь Грузинской Божией Матери в Горбасьеве. Церковь Воздвижения Креста Господня в селе Новом (Свердлове) / / Православная Тверь. - 2000. - июль-август. - № 7-8 (78-79). - С. 5.
НАРСКИЙ А.Р.
Богоборческая власть ограбила церковь, от былого великолепия ничего не осталось. В годы гонений на Церковь храм не закрывался, но и не ремонтировался. Денег на отопление, текущие ремонтные работы не было. Здание ветшало, а северный придел полностью разрушился.
Косметические и ремонтно-восстановительные работы начались с середины восьмидесятых годов. В 1991 году на звонницу были подняты колокола. Знаменательные события произошли в 1995 году: в июне на куполах храма засияли золотые кресты, а 8-го июля под торжественный звон в церковь вошел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обращаясь к собравшимся, Патриарх сказал, что встреча происходит - «... в этом святом благолепном и величественном храме, который украшает берега Волги, стоит на этой земле уже 200 лет и по предсказанию одного из святителей будет стоять до скончания века...».
Трудами и средствами прихожан и членов попечительского совета к празднованию 100-летия в храме был проделан обширный объем работ по ремонту и благолепию. Восстановлена и украшена мозаичной иконой-триптихом часовня. В обоих приделах смонтирована отопительная газовая система. Через церковный двор пролегла выложенная плиткой площадь. Металлическая ограда украсила цветник. Отреставрированы напольные подсвечники, часть икон и богослужебной утвари.
Работы продолжаются и в новом XXI-м столетии. Купола храма оделись медью, а главный купол металлом, создающим эффект золота. К храму подведен водопровод. Заканчивается ремонт колокольни. Начато восстановление северного придела. Устроен отвод грунтовых вод от фундамента храма. Сделано много, но еще больше предстоит сделать. Необходимо штукатурить, белить, красить стены, потолки, заменить оконные переплеты; реставрировать настенную живопись, киоты, иконы; завершить восстановление придела Димитрия Солунского; отремонтировать кровлю, ограду... Церковные доходы невелики. Вся надежда на Бога.
Храмовые святыни
В храме духовно и телесно пребывает святая великомученица Варвара (Илиопольская). В главном алтаре хранятся ее мощи, а в приделе Иоанна Богослова небольшая икона с частицей мощей. Среди почитаемых прихожанами иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» - копия чудотворной иконы, что в Белобережской пустыни; «Неопалимая Купина», спасшая село Свердлово от сожжения 21-22 ноября 1941 года; «Скоропослушница», «Казанская»; святителя Николы Можайского (Мирликийского), список с чудотворного образа Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1871 г. остановившего чуму по берегам Волги; старинная, в серебропозолоченном окладе, тонкой чеканки икона святого Георгия Победоносца и ряд других чтимых образов.
Святители, посещавшие храм
За 200 лет в храме проводили богослужение те, «...которых - по слову апостола Павла, - весь мир не был достоин»: святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский; молитвенник Земли Русской праведный Иоанн Кронштадтский; святые Собора новомучеников и исповедников Российских двадцатого века - архиепископ Серафим (Звездинский) и священномученик Иоанн (Честнов).
Ю.А. Пензиков
Новое на Волге (Свердлово), церковь Иоанна Богослова, позже Крестовоздвиженская церковь.
Очевидно, село довольно древнее, но названо Новым как вновь отстроенное либо после Смутного времени (подобно селу Новое Молчаново), либо по застройке вблизи прежнего старого села (подобно селу Новое Завидово). Возможно и то и другое вместе.
1624 г., "Гл. 41. Село Новое на реке Волге, а в селе церковь во имя Иоанна Богослова, деревянна, клецки, а в церкви Божия милосердия образы, и свечи, и книги, и ризы, и всякое. Строение мирское приходных людей. Да в селе двор поп Борис Андреев" [4, стр. 219 (оборот)].
1646 г., "За боярином за князем Дмитрием Мострековским-Черкасским, что было за дьяком Добрыней Семеновым , да за лекарем за Кашпиром ..., да за Василием Холковым в поместье село Новое на реке на Волге" [5, стр. 70].
1678 г., "Гл. 65. За стольником князь Михайлом Яковлевым Черкасским в вотчине село Новое, а в нем церковь Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста" [6, стр. 70 (оборот)]. Упомянут "Приселок Воскресенский 14 крестьянских, 12 бобыльих дворов".
1709 г., "Вотчина боярина, князя Михаила Яковлевича Черкесского село Новое на реке на Волге, в том селе церковь Божья во имя Иоанна Богослова, деревянная. У той церкви строение боярина князя Михаила Яковлевича Черкесского со всякой церковной утварью. К той церкви земля старинная церковная, во дворе поп Иван" [12, стр.120].
1715 г., "За князь Алексеем Михайловичем Черкасским вотчина село Новое. В том селе церковь деревянная во имя Иоанна Богослова. При той церкви церкви во дворе поп Яков Иванов 45 лет, жена ево Анисья Петрова 43 лет. У него детей три сына Григорий 22, Федор 20 лет, Родион пол году, дочерей Арина 18, Параскева 16, Анна 14, Алена 11 лет" [13, стр. 393].
1723 г., "Села Нового церкви Иоанна Богослова поп Яков Иванов" [14, стр. 709].
1769 г., "Новое на Волге, село Повольского стана, владение графа Петра Борисовича Шереметева, межевал 29 сентября 1769 г. Хлопов. Земля церкви Иоанна Богослова села Нового, межевал 17 декабря 1769 г. Хлопов" [23].
1774 г., упомянуты церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня священники Иоанн Дмитриев и Михаил Федоров [16].
Литература
[4] - РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15626. Копия писцовой книги Клинского уезда 7132-7133 (1624-1625) гг., письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова.
[5] - РГАДА. Ф.1209, оп.1, ед. хр. 15627, 1646 год (7154 от Сотворения Мира). Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно-ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова.
[6] - РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628, 1678 год (7186 от Сотворения Мира). 16 марта. Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева.
[12] - РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 182. Ревизские сказки …Клинского уезда 1709 год.
[13] - РГАДА. Ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185. Сказки …Клинского уезда 1715 год.
[14] - РГАДА. Ф. 350, оп. 2, ед. хр. 1371. Переписные книги Клинского уезда 1723-1724 годов.
[16] - ЦИАМ. Ф. 203, оп. 748, д. 160. Исповедальные ведомости церквей Переславской епархии Клинского уезда 1774 г.
[23] - Кусов В. С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Москва. 2004 г.
(По материалам официального сайта Тверской епархии, сайта Информационный портал г. Конаково и Конаковского района, изданий Нарский А.Р. Церкви Конаковского района Тверской области. - М.: Полиграф сервис, 2005., Пензиков Ю.А. Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. - Конаково, 2006. и Рубцов Д.А. Церкви и села Клинского уезда до 1781 года. с сайта Храмы России.)
(Фото. № 1 Анатолия Максимова 2014 г. Фото. № 2 Андрея Агафонова.)
В 1651 году на погосте была воздвигнута деревянная Крестовоздвиженская церковь, которая имела один престол, одну звонницу, один купол. Дьякон о. Григорий, пономарь Григорий Филатов. Церковь освящена епископом Ионой 27 сентября. Новый каменный храм построен в конце 18 века и освящен в 1800 году епископом Павлом Зерновым. Имеет три престола. Главный Воздвижения Креста Господня, 2. Апостола Иоанна Богослова, 3. Святого Великомученика Димитрия Солунского. Церковь имеет одну звонницу, пять куполов. Крестовоздвиженская церковь самая большая в Конаковском районе. На погосте имелась деревянная приписная церковь. В 80-х годах XX столетия была разобрана. В селе имелась школа грамоты, иконописная мастерская. В 1911 году прихожан со всех приписных деревень к Крестовоздвиженской церкви насчитывалось 2354 жителя из 306 дворов.
(По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)
История села Нового глубоко уходит в древние времена. Год образования села неизвестен. Но по имеющимся архивным данным село Новое было центром волости ещё далеко до правления Ивана IV Грозного и смогло выстоять тяжёлые времена его правления, период Смутного времени, польско-литовские нашествия, страшный голод и мор.
Первые упоминания о селениях волости появляются в писцовых книгах начала 17 века, чудом уцелевших во время московского пожара 1626 г.
Известно, что в те времена у села Нового имелось несколько владельцев: Яков и Домна Семёновы, Иван Турский и Василий Хилков.
Позднее землевладение Турского переходит лекарю Кашпиру Давыдову.
По писцовым и переписным книгам 1624 г. известно, что «в селе Новом на Волге имеется церковь во имя Иоанна Богослова древяна клецки а в церкви Божия милосердия образы и свечи и книги и ризы и всякое
строение мирское приходных людей
да в селе двор попа.
поп Борис Андреев».
В 1637 г. от Кашпира Давыдова землевладения наследует его сын, московский стряпчий Роман Цымерманов, но в том же году он принимает решение обменять свою треть села Нового на деревню Скрылёво с пустошами, принадлежащими тогда князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому.
Такого знатного вельможи не устраивало владение лишь третью села, и вскоре все село Новое на Волге с окружающими пустошами переходит во владение князя Дмитрия Черкасского.
Так, в переписной книге Долгорукого от 1646 г. (л. 70) говорится: «За боярином за князем Дмитрием Мастрюковичем Черкасским что было за Яковом да Домной Семёновыми да за лекарем за Кашпиром Давыдовым да за Василием Хилковым в поместье село Новое на Волге».
В переписной книге князя Ивана Борятинского да подьячего Микиты Воробьева от 1678 г. (л. 70 – об.) сказано: «За стольником Князь Михайлой Яковлевичем Черкашиным вотчины село Новое в селе церковь Воздвижения Чеснаго и Животворящего Креста
а у той церкви двор попа Давыда Елисеева у него сын Екушка 5 лет
дьячок Ивашка Микитин у него жена 20 лет сын Гришка 3 лет да того села прикащик Давыд…»
В селе Новом числилось 20 дворов крестьян и 9 дворов бобылей.
В переписи 1709 г. (л. 120) село Новое на Волге продолжает упоминаться как «вотчина боярина Князя Михаила Яковлевича Черкасского»
«в том селе церковь Божья во имя Иоанна Богослова деревянная
у той церкви строение боярина князя Михаила Яковлевича
Черкасского со всякой церковной утварью
к той церкви земля старинная церковная во дворе поп Иван у него детей Яков 40 лет
у Якова сыновья Григорий 5 лет Фёдор 2 лет у той церкви дьячок во дворе Иван Никитин у него брат Федор Никитин
у Ивана сын Михайла
у тогож церкви диаконов сын Дмитрий 15 лет…
…в том селе Новом двор прикащичий
в том дворе живет прикащик».
(Поочередное упоминание на протяжении 17–18 веков в селе Новом церкви Иоанна Богослова и Крестовоздвиженской церкви дает возможность предположить, что в селе было 2 храма, как и в некоторых других больших селах Клинского и Тверского уездов, которые поочередно периодически горели и перестраивались.
Не исключено, что одна церковь осталась от старого села (возможно, уничтоженного во времена татаро-монгольских нашествий) с несохранившимся названием, другая же была построена в новом отстроенном селе.)
В селе перечислены жители мужского пола 41-го крестьянского двора. Всего 129 душ мужского пола.
В переписи 1715 г. село Новое на Волге значится «За князь Алексеем Михайловичем Черкасским».
По переписи 1715 г. (л. 293) в селе значилось крестьянских дворов 42, из них 3 двора опустевших.
Жителей 184 мужского пола и 157 женского.
«В том селе церковь деревянная Иоанна Богослова
при оной церкви во дворе поп Яков Иванов 45 лет
жена ево Акулина Петрова 43 лет у него детей три сына Григорий 22, Федор 20 лет, Родион пол году, дочерей Арина 18, Параскева 16, Анна 14, Алена 11 лет.
дьячек Михайло Иванов 30 лет… пономарь Григорий Иванов 47 лет».
Пётр I был недоволен результатами переписи 1715 г. и потребовал уточнения записей.
Новая (дополнительная) перепись 1723–1724 гг. проводилась также при свидетелях и в присутствии старосты и выборных лиц.
В селе Новом при переписи присутствовали приказчик Артемий Потапов, староста села Тит Антипов и выборный крестьянин Григорий Михайлов.
В переписи 1723 г. упоминается «Села Нового церкви Иоанна Богослова поп Яков Иванов».
В 1743 г. дочь Алексея Михайловича Черкасского – княжна Варвара Алексеевна (11.09.1711–2.10.1767) – фрейлина при Анне Иоанновне и первая в России камер-фрейлина при Елизавете Петровне, статс-дама при Екатерине II, «самая богатая невеста России», выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, которому в качестве приданного достаются село Новое, что на Волге и село Воскресенское, что на Шоше.
В 1762 г. село Новое, что на Волге упоминается как «вотчина графа Петра Борисова Шереметева».
Здесь же упоминается храм Евангелиста Иоанна Богослова, священник Дмитрий Васильев.
Численность села очень небольшая, как и по всем селениям волости и Клинской округи того времени. Так, по метрической книге 1762 г. за год в селе Новом родилось всего 3 детей, заключено 2 брака, умерло 2 человека.
В 1769 г. в Клинском уезде происходит межевание земель. Землю в селе Новом 29 сентября межевал Хлопов.
Из документа видно, что в 1769 г. в селе Новом проживало 304 души мужского пола, имелось земли 1386 десятин и 1476 сажень. Из них 1356 десятин и 426 сажень удобной земли, 30 десятин и 1050 сажень неудобной земли.
Часть земли вокруг села относилась к церкви Иоанна Богослова, что при селе Новом, что на Волге. Эти земли межевал 17 декабря 1769 г. также Хлопов.
1770 г. – последний год, когда в архивах упоминается церковь Евангелиста Иоанна Богослова. Но по старой традиции, именно в день Иоанна Богослова 8 мая и 29 сентября, ещё многие десятилетия вплоть до 1917 г. в селе проводились ежегодные праздничные ярмарки.
Интересно отметить, что при храме существовало ДВА прихода. Служили два священника, каждый со своим штатом, своими прикрепленными деревнями. Каждый священник вёл свою документацию – исповедальные ведомости, метрические книги. При этом с. Новое и соседняя дер. Вахонино (самые большие по численности прихожан) были поделены поровну между священниками.
Вот выдержки из метрических книг 1770 г.:
по 1 приходу – «Книга Переяславской* Епархии Клинского уезда Повольского стану села Новаго церкви Иоанна Богослова священика Якова Дмитриева …1770 г.»
(*На период 1770 г. храмы Клинского уезда относились к Переяславль-Залесской Епархии, которая просуществовала недолго и была упразднена в конце 18 века при общем пересмотре границ Российских губерний в 1775 г.
Переяславль-Залесский уезд отошёл к Владимирской губернии, Клин же был включён в состав Московской Епархии. Его уездная территория была значительно расширена, что привело к увеличению количества церквей в 2 раза)
по 2 приходу – «Книга Переяславской Епархии Клинского уезда Повольского стану села Новаго церкви Иоанна Богослова священика Михаила Федорова … 1770 г.»
Интересно, что подобное положение с двумя приходами при одном храме сохраняется и во вновь построенной Крестовоздвиженской церкви и существует вплоть до 1918 г. Только метрические книги с 1880-х годов стали едиными для всего храма.
В 1774 г. упоминается уже новый храм – «Переяславской Епархии Клинского уезду Повольского стану с. Нового церковь Воздвижения Честнаго креста Господня».
За период 1771–1773 гг. упоминаний о храме в селе Новом на Волге в архивах нет.
В храме продолжают служить те же священники, что и церкви Иоанна Богослова до 1770 г. – Яков Дмитриев и Михаил Фёдоров.
К приходу священника Якова Дмитриева относились:
32 двора крестьян села Нового (среди них предки Суратовых, Шабашовых, Тихоновых-Чуркиных, Широковых-Чугуновых, Дубининых-Пузиных, Шуваловых, Пашкиных и др.) и 2 двора священнослужителей;
ямщики дер. Вахонина Тверского яму – 10 дворов;
той же деревни Коллегии экономии крестьяне – 1 двор;
ямщики дер. Тереховой Тверского яма – 9 дворов;
той же деревни Коллегии экономии крестьяне – 5 дворов;
той же вотчины экономической дер. Искренина крестьяне – 11 дворов;
той же вотчины экономической дер. Спасской крестьяне – 4 двора;
вотчины поручика Андрея Фёдорова сына Маркова дер. Боярской крестьяне – 5 дворов;
той же вотчины дер. Дворской крестьяне – 7 дворов.
К приходу священника Михаила Фёдорова относились:
44 двора крестьян села Нового (среди них предки Сидениных- Матовых, Кучиновых и др.) и 2 двора священнослужителей;
ямщики дер. Поганцева Тверского яма – 8 дворов; ямщики дер. Вахонина Тверского яма – 15 дворов; ямщики дер. Щелкова Тверского яма – 3 двора;
той же дер. Щелкова крестьяне – 23 двора;
вотчины дворянина Иова Прокофьева сына Демидова дер. Шуколова крестьяне – 2 двора.
С конца 18 века к приходу священника Михаила Фёдорова при- соединяются:
дер. Новошино Статского Советника Петра Петровича
Курбатова (ранее, вероятно, относилась к приходу села Завидово) –
20 крестьянских дворов;
дер. Вахромеево – 12 крестьянских дворов и сельцо Карачарово – 8 крестьянских дворов помещиков Матовых, ранее относящиеся к приходу села Сучки (в 1830-х годах возвращены приходу села Сучки).
А к приходу священника Якова Дмитриева присоединилось сельцо Плоское* Полковника и Кавалера Ивана Петрова Бекетова, также ранее относящееся к приходу села Сучки – 20 семей дворовых людей и 16 крестьянских дворов.
(*Сельцо Плоское остаётся при селе Новом постоянно, а Вахромеево и Карачарово возвращены приходу села Сучки после постройки там в 1840-х годах нового храма).
Описание нового храма с. Нового, действующего с 1774 г. – Воздвижения Честнаго креста Господня
(Орфография документа сохранена)
«По Метрике церкви, составленной Императорским Московским Археологическим обществом в 1887 г. со слов «священника означенной церкви Василия Кузмина Светлаева 1887 г. февраля 7 дня:
Во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня
(2. и многие другие отс.) Церковь основана в 1800 г., по местному преданию в конце 18 века вместо сгоревшей деревянной церкви (здесь видна неточность – по архивным документам церковь была уже действующей в 1774 г.)
Церковь каменная.
Ни храмодатель, ни главный мастер строивший церковь, неизвестен.
Описываемая церковь находится в центре с. Нового при Волге на площади, основана она хотя на ровном месте, но по уклону к реке Волге, стоит как-будто бы на возвышенной горке.
Церковь построена крестообразно и одноэтажная.
Алтарь с одним полукружием без всяких граней.
По неимению фасада вышину нельзя показать, а длина 14½ саж., ширина 16½ саж.
С основания церковь построена из белого камня до пояса, а остальное все из кирпича. Стены выкладены снаружи и изнутри из кирпича а середина на известковый раствор тем же кирпичем с…
Кирпич, можно сказать, толстый и обожженный без всяких клейм.
Стены трапезны церкви в 1865 г. вновь измазаны … и в стенах положены железные связи.
Наружные стены гладкие; посредине церкви обведен пояс выделанный из белого камня, одинокий круглый. На стенах восточной и западной есть выдающиеся лопатки, связанные к верху в три арки и образующие собой три углубления, в которых с восточной стороны вверху под арками написаны образа. Под карнизом настоящей церкви и под полукружьем алтарным сделаны квадратные углубления в количестве десяти, в которых помещены вытесанные из камня херувимы.
Карнизы сделаны из кирпичей в виде поясков, зубчиков и четырехугольников.
Над карнизом в виде дугообразных в один ряд устроенных теремки.
Кровля на сводах церкви шатровая на четыре ската, жестяная, выкрашена в 1883 году. Покрышка на трапезной церкви состоит из четырех кокошников по два в ряду с Южной и Северной сторон, скрытых под крышею.
Фонарь на сводах с пролетами сквозной и выходит из кружал, имеющих один поясок вверху.
На церкви пять глав: одна над фонарем, а четыре на каждом углу из стен храма и все они покрыты железом и выкрашены.
Кресты на главах железные осмиконечные, середина которых с просветом узорчатым и каждый крест имеет 4 цепи, спускающимися к главам.
Окна продолговатые, которых в алтарь находится три с перемычками прямыми, а прочие дугообразными; настоящий храм в три свита, а трапезная в один свит; наличники у окон гладкие из кирпича и все окна имеют отливы во внутрь. Одни железные решетки в виде квадратиков из ломаных линий и каждый квадратик склепан железом, другие: верхи в виде круглаго сияния, которые держатся на квадратных железных прутьях
…
Иконостас сделан из соснового леса, резной из дерева.
…Колокольня построена в 1800 г. (?) тщением прихожан четырехугольнаяя из кирпича, нижняя часть, которая до пояса, сложена из белого камня.
Большой колокол лит в 1843 г. (?), второй 1797 г. (?) (знаки вопроса поставлены автором данной книги из-за сомнения их достоверности)
Стены церкви расписаны живописным письмом в 1843 г. и было возобновлено письмо в 1873 г.
…
В верстах 5-ти от Крестовоздвиженской церкви на северо-восток по течению реки Волги существует с незапамятных времен часовня, в которой находится небольшая икона Успения Б. Матери местночтимая; эта икона греческого письма и сохранилася в последнее время сделанной на эту икону сребро-позолоченная риза; эта икона 7½ вер. вышины и 6 вер. ширины. Это известно только по преданию».
В 1774 г. в Клинской округе была составлена статистическая таблица по сословиям по всем приходам.
Так по прихожанам села Нового имеются следующие данные:
«число дворов – 187
людей обоего пола в избе – 694 м. / 594 ж. духовных (попов, дьяконов, дьячков) – 9 военных – -------
дворовых – -------
поселян – 447 м./378 ж. замоложены – 67 м. / 56 ж. (вероятно –
дети)».
Из таблицы также видно, что на период 1774 г. землевладельцы в Новинской волости не проживали, дворов, а, следовательно, и дворовых не имели (проживали в городах или в более крупных своих поместьях).
На период 1789 г. в селе Новом числилось 111 крестьянских дворов и 4 двора священнослужителей, т. е. по сравнению с 1774 г. количество дворов практически осталось прежним.
Незадолго до смерти Пётр Борисович Шереметев передал половину села Нового (относящуюся к приходу священника Михаила Фёдорова) своему сыну Николаю Петровичу. Однако, по документам архива в 1789 г. в селе Новом ещё числятся два владельца – Пётр Борисович (умерший в 1788 г.) и Николай Петрович (вероятно, Николай Петрович ещё не оформил наследство).
Жителям села Нового повезло с таким добрым, чутким барином, как Николай Петрович Шереметев. Они не испытали такого жестокого крепостного гнёта как крестьяне соседних селений.
Село Новое всегда слыло богатым селом и славилось зажиточными крестьянами. Большую роль для жизни села играли близость Волги, богатой рыбой, водный путь от Твери до Астрахани, а также проходящий через центр села тракт на Корчеву (а через неё и до Кимр). Этот участок дороги в селе был вымощен булыжником и назывался Каменкой, которая сохранилась до наших дней.
По описанию уезда и волости в книге Чеботарева Х. А. от 1787 г. по историческому и топографическому описанию Московской губернии в селе Новом имелась пристань, куда приходили «из Нижняго Новагорода барки и другие суда с солью и складывались в том селе в наемные обывательские домы».
В день Иоанна Богослова на традиционные праздничные ярмарки в село Новое «съезжались из некоторых городов и привозили платки, ленты, китайки, холст, косы, шитое разное платье, шляпы, шапки, кожаную обувь, чулки, красной товар; а крестьяне с колесами, хлебом, конопляным и коровьим маслом, разными съестными припасами и яблоками».
О местных жителях тот же автор пишет: «росту посредственного, лицом недурны, волосом более светлорусые и вообще сказать неглупы, смелы, переимчивы, с посторонними обходительны, а по чистому воздуху и сухому местоположению, здоровы и крепки: упражнение их состоит в следующем: по зимам большая часть жителей, особливо казенных и семьянистых помещичьих, ездят по дорогам в извозе, возят купецкие товары из найму в разные города по ярмонкам не только внутри России, но и в чужие, как-то в Данцинг, Лейбциг и Берлин, а оставшиеся смотрят за домом и скотом…»
В 1803 г. всё село Новое числилось за Николаем Петровичем Шереметевым. В селе насчитывалось 116 крестьянских дворов (55 в одном приходе и 61 в другом, а также 4 двора священнослужителей).
Увеличение дворов произошло за счёт высокой рождаемости и обособления детей от родителей. Причём, как правило, дома отделившихся детей ставились рядом.
1803 г. – трагический год жизни Николая Петровича. Он теряет любимую жену, оставшись на руках с 20-ти дневным сыном Дмитрием.
А в 1809 г. умирает и сам Николай Петрович, оставив сына круглым сиротой, наследником огромных богатств и новым хозяином села Нового. А жители села становятся «крестьянами его сиятельства малолетнаго графа Дмитрия Николаевича Шереметева».
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна берет Дмитрия под своё особое покровительство. Опекунов и воспитателей наследника огромного состояния подбирали только с её одобрения.
По ревизской сказке 1811 г. (7-й ревизии), по которой учитывалось только мужское население, в селе числилось 342 души мужского пола плюс 3 дворовых человека (на период предыдущей ревизии 1795 г. дворовых людей мужского пола было 5).
Наличие дворовых людей в селе говорит о существовании и самого двора барина в селе, куда он мог бы приехать в любое время, если это ему понадобилось бы. Возможно, он находился там же, где находился двор Черкасских – рядом с храмом.
В 1820 г. в с. Новом насчитывалось: в приходе священника Алексея Никитина 2 двора священнослужителей и 64 крестьянских двора; в приходе священника Дмитрия Алексеева 3 двора священнослужителей и 52 крестьянских двора.
Итого: 5 дворов священнослужителей и 116 крестьянских дворов (как в 1803 г.).
В 1850 г. в России проводится очередная (9-я) ревизия помещичьих крестьян.
Обычно помещики поручали составлять ревизии самым грамотным крестьянам поместья. Граф Дмитрий Николаевич Шереметев поручил составить 9-ю ревизию крестьянину Ивану Андрееву Колосову.
На момент 9-й ревизии из дворовых людей в селе остаётся только 1 дворовая женщина – Чухнова Авдотья Семёнова 62 лет.
Крестьян – 170 дворов, 445 душ мужского пола и 500 душ женского пола.
В 1858 г. в селе проводилась 10 (последняя) ревизия помещичьих крестьян. Она отличилась от всех предыдущих ревизий села тем, что в ней впервые у сельчан были указаны фамилии (которые в дальнейшем продолжали трансформироваться или полностью изменяться).
По 10 ревизии в селе было 169 дворов, из них 14 дворов опустело, т. е. в них никто на момент ревизии не проживал.
По подворной хозяйственной переписи 1870 г., составленной сельским старостой Никифором Котихиным, в Новом имелось 175 дворов, в которых проживало 457 мужчин и 505 женщин.
8 февраля 1873 г. в семье священника Крестовоздвиженской церкви села Нового родился Дмитрий Иванович Введенский – будущий доктор богословия, писатель, преподаватель Вифанской и Московской семинарии по церковной и библейской истории. Написал выдающуюся диссертацию «Учение Ветхого Завета о грехе».
В мае 1928 г. арестован и выслан в Нижний Новгород. Дальнейшая деятельность его была связана с преподавательской работой в провинциальных учебных заведениях. Умер Дмитрий Иванович 7 июля 1954 г.
В 1878 г. Святейшим Синодом был особо отмечен крестьянин села, староста Крестовоздвиженской церкви Данила Суратов. «За заслуги по духовному ведомству» Данила получил Благословение Святейшего Синода с выдачей грамоты.
В 1880 г. в селе проживало 1295 жителей.
По подворной переписи 1883 г., составленной волостным старшиной Петром Селиховым, в селе был 161 двор крестьян с землей и 54 двора безземельных крестьян (бывших солдат и бобылей), 457 душ мужского пола и 505 женского.
По переписи 1886 г. в селе было 179 дворов.
Крестьянским обществом была открыта крестьянская общественная богадельня, которая содержалась на средства общества. Распорядителями её являлись Пётр Николаев Вороненков, позднее (с 1899 г.) Иван Леонов (б/ф).
В 1912 г. продолжает работать общественная богадельня «на 9 призреваемых женщин, содержится на % с капитала священника Зубатова». Заведуют богадельней священники Николай Александрович Веселовский и Павел Васильевич Светлаев.
В 1913 г. в селе Новом имелось: 215 дворов.
В 1914 г. в селе было 6 дворов священнослужителей, 182 крестьянских дворов, 1 двор почтмейстера – Николая Николаева Яковлева, 1 двор вдовы Бурмистровой из с. Едимонова. В богадельне проживало 7 «богаделок».
В 1929 г. в селе числилось 202 хозяйства, из них 147 крестьянских и 55 прочих; населения – 832 человека. Из них мужчин – 368, женщин – 464.
Во время боёв за Москву линия фронта почти месяц проходила рядом с селом. 21–22 ноября 1941 г. немцы захватили соседние Безбородово, Вараксино, Елдино, Павлюково, Рябинки, Завидово.
В селе был развёрнут госпиталь. Сельчане – женщины и старики, помогали с поля боя доставлять раненых в село.
Церковь была заминирована на случай взятия села немцами, чтобы враги не смогли превратить её в огневую точку.
После отступления немцев храм разминировали.
Из книги Топунова И. В. Летопись села Нового, что на Волге и его окрестностей
(По материалам сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.)