Едимоново (Эдимоново) - Дмитрия Солунского церковь


   Церковь Дмитриевская, построена в 1812 году, каменная, престолов два: главный тёплый Святого Великомученника Димитрия Солунского, холодный Святителя Николая.
   В клировой ведомости Корчевского уезда Тверской губернии за 1820 год приведены сведения о каменной церкви Димитрия Солунского с приделами Всех Святых и Николая Чудотворца, построенной в 1812 году в селе Едимоново – в 40 верстах от Твери и в 30 верстах от города Корчева. Церковь достаточна утварью, при ней отмежевано 30 десятин земли, в приходе 101 двор. Денежных доходов в 1820 году получено 204 рубля 27 копеек кроме земли и хлебных приношений.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Иосифович Полозов 28-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1892 года. Диакон-псаломщик Николай Андреевич Образцов 28-ми лет, в должности с 1889 года.
   Прихожан в селе Едимонове, деревнях Трясцыне, Высокове - 126 дворов (476 мужчин, 527 женщин).
   В двух верстах от церкви находилась каменная часовня Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, построена в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.
   В 1930-х годах церковь была уничтожена до основания. Около 2000 года на месте церкви был установлен и освящен поклонный крест, но впоследствии он оказался за оградой чьего-то землевладения.

   
     (По материалам предоставленным Яшкичевым Иваном Владимировичем и издания Добровольскии И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
    


   Первая деревянная церковь построена в 1525 году. Имела один Крестовоздвиженский престол, два купола, одну звонницу. Освящена 27 сентября епископом Акакием, просуществовало до раскола, была переделана и освящена уже в середине 17 века в честь Дмитрия Сулунского Архиепископом Иоасафом (Иосифом). В 1812 году построена каменная, имеющая два престола, церковь. Главный Святого Великомученика Димитрия Солунского, 2. Святителя Николая Чудотворца. Церковь освящена Архиепископом Мефодием Смирновым. Село Едимоново известно с 13 века, оно имело два владельца. С начала 17 века Михаил Рчинов и Дементий Погожев, в 1630 году отказали свою часть царю Михаилу Федоровичу. Владелец другой половины села отказал свою часть родному брату Исааку Погожеву. В 1667 году 56 дворов, в 1897 году 91 двор 645 жителей. Имелось: хлебная лавка 1, иконописная мастерская 1, питейное заведение 1. В двух верстах от села находилась часовня Благоверного князя Михаила Тверского.

   
     (По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)
    


   Едимоново село располагалось на левом берегу Волги, при впадении в нее речки Городня (Городенки). Едимоново - древнейшее село Верхневолжья, известное по письменным источникам с XIII века. С ним связано много народных сказаний, преданий и легенд.
   Документальное описание села имеется в писцовых книгах Тверского края середины XVI века: «село Едимоново на реке на Волге, а в селе церковь страстотерпец Христов Дмитрей Селунский, древян, шатров, другая церковь Никола Чудотворец, клецки, древян, а дворов в селе: во дворе поп, во дворе дьякон, во дворе пономарь, да 5 келей с старцы, питаются от церкви Божии, да двор бобыльский..., а крестьянских дворов 56».
   У такого большого села обычно было два владельца. По сведениям писцовых книг 1627-28 гг. владельцами села значится Михаил Рчинов и Демеший Погожев. Михаил Рчинов в 1630 году отказал свою часть на царя Михаила Федоровича, а владелец другой половины села Едимонова отказал свою часть родному брату Исааку Погожеву.
   В 1640-е году дворцовую часть села получает боярин Борис Иванович Морозов. В 1681 году Федор Рчинов отказал половину села Едимоново своему зятю стольнику Тимофею Григорьевичу Спешневу. В 1685 году владельцем становится Михаил Дмитриевич Коробин. Владельцем же другой половины села с 1668 года становится князь Михаил Никитич Елецкий.
   По описанию конца XVIII века владельцами села значатся Александр Иванович Нарышкин и тайный советник, сенатор князь Николай Иванович Голицын, который являлся владельцем лишь нескольких дворов.
   Затем основным владельцем села Едимоново становится генерал- майорша баронесса Настасья Александровна Корф, урожденная Нарышкина.
   В 1812 году завершилось строительство новой каменной церкви.
   В 1900 году село Едимоново насчитывало 91 двор и 645 жителей. В Едимонове находился семейный некрополь баронов Корф. Последний владелец села Едимоново в 1919 году был изгнан из своего усадебного дома. В 1920 году в нем размещалась лечебница, школа и «театральный зал».
  Объяснить название села крайне сложно. В конце XIX века существовало мнение, что селом в древности владел литовский князь Гедимин и поэтому село получило такое название.
  По другому предположению тверской князь Димитрий, убитый в Орде, был женат на литовской княжне, дочери Едимоновой.
  Вероятно, будет не бесполезно название села Едимоново связать с особенностями местности или древнего народного произношения.

   
     (По материалам издания Счётчиков К. И. Корчевская старина. Вып. 2. – М., 1997.)
    


   История села Едимоново уходит в глубокую древность. Впервые оно упоминается в 1215 году как большое и богатое село. Можно предположить, что оно значительно старше г. Твери (1182 год). Первоначальное его название было село Эдимово, что созвучно слову Эдома. По словарю В. Даля это означало дальние отводные крестьянские леса. Основано оно было на возвышенном месте лесного массива на левом берегу р. Волги в полутора верстах старого русла реки. Хвойные лесные массивы перемешиваются здесь с заливными пойменными лугами. Природа благодатная. Леса были, наполнены диким зверьём и боровой птицей. Река Волга изобиловала рыбными запасами. Сюда часто заезжали тверские князья со своими служками и дворней на охоту и рыбную ловлю. По сочинению тверского историка Диомида Карманова, в шестидесятых годах XIII столетия в село Эдимово заехал княжеский служитель отрок Григорий — любимец первого Великого Тверского князя Ярослава Ярославича — брата Александра Невского. Здесь он встретил красавицу Ксению — дочь местного пономаря Афанасия, полюбил ее и добился согласия ее родителей на бракосочетание. В день, когда молодые должны были идти под венец, в село Эдимово прибыл сам Великий князь Ярослав Ярославович, чтоб поздравить молодых с законным браком. Увидев невесту Ксению, князь Ярослав был обворожен ее красотой, примерной скромностью и благоразумием и решил сам жениться на ней. Предложение князя было лестно родителям Ксении, и они дали свое родительское благословение на княжеский брак, отказав отроку Григорию. Венчание совершилось в местной церкви в тот же день.
   Обиженный отрок Григорий в ту ночь ушел села Эдимово и поселился лесноммассиве на берегах р. Волги и р. Тверцы. Долго искали его князь Ярослав Ярославич и Ксения, но отрок Григорий не подавал признаков жизни и жил в полном уединении. Через четыре года его все-таки разыскали, и на этом месте, где он скрывался, князь Ярослав Ярославич выстроил монастырь и назвал его в честь отрока Григория — Отрочь монастырь. Ныне на этом месте построен речной вокзал г. Твери. В 1265 году отрок Григорий был официально пострижен в монахи, а через год он умер.
   Эта история зафиксирована в монастырский грамоте за девятью печатями. В ней записано: «Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидеть не буде на. нем милости Божия в сей век и будущей». «К церкви Пресвятые Богородицы дана сия грамота Великим князем Ярославом лета Мироздания (6773) от рождества Христова 1265 года составлен быть Отрочь монастырь тщанием и ранением Великого князя Ярослава Ярославовича и Великия княгини Богомудрые Ксении по совокуплении их законного брака в четвертое лето по прошению и молению любимого отрока Григория и во иноческом чину Гурия».
   У великого князя Ярослава и Ксении долгое время не было детей. Потом родилась дочь, а затем через три месяца после смерти отца Ярослава родился в 1271 году сын Михаил. Дочь по совершеннолетию ушла в монастырь. Сыну Михаилу выпала доля унаследовать от отца великое Княжение Тверское и Владимирское. В свои детские и отроческие годы Михаил Ярославич со своей матерью Ксенией приезжал на берега р. Волги к своему деду и бабушке на праздники и на соколиную охоту. Окружающая среда и природа у волжских берегов рано пробудили в душе Михаила Тверского любовь к Родине и к своему народу. Верой и правдой 37 лет с 1282 по 1319 год он служил ему во время княжения, отдавая все свои силы, волю, энергию и саму жизнь.
   В 1319 году по клевете Московского князя Георгия Даниловича и по ложному доносу воеводы Ханского Кавкадыя он принял мученическую кончину в Орде. Русской православной церковью он причислен к лику святых и был похоронен в Тверском Кафедральном соборе. Так едимоновская земля вскормила, вспоила и воспитала великого сына нашей тверской земли.
   В конце села Едимонова на пригорке недалеко от речки Городенка, где ныне расположено местное кладбище, стояла деревянная православная церковь, в которой вершилась духовная жизнь села. В 1242 году, когда Новгородский князь Александр Невский со своими полками громил немецких псов-рыцарей на Чудском озере, в село Едимоново прибыли баскаки — татарские сборщики дани. Местные жители отказались платить дань и оказали им сопротивление. Татарское воинство разорило село и сожгло церковь. Жители общими усилиями восстановили село из пепла и построили на том же месте новую деревянную церковь и освятили ее во имя Дмитрия Салунского. В ней и венчался великий князь тверской Ярослав Ярославич. В начале XVII века в период великого литовского разорения село Едимоново было снова подвержено опустошению со стороны польско-литовских завоевателей. И снова руками местных трудолюбивых крестьян село Едимоново возрождалось из пепла. Люди строились, занимались хлебопашеством и рыболовством, развивали местные крестьянские ремесла. Жили вольно по принципам русской крестьянской общины.
   Во времена правления государством Российским царями русско-немецкого происхождения Петром III, Екатериной II, Павлом I в Россию на русские просторы начали приглашать много немецких переселенцев. Некоторые из них ехали в Россию «на ловлю счастья и чинов». Многие же ехали сюда трудиться на русской земле и трудились добросовестно с немецкой аккуратностью и рационализмом. В это самое время из немецкой земли Вестфалия в Россию перебрался клан вестфальских баронов Корфов.
   Николай Александрович Корф (1710—1766 г.), был генерал-аншефом при Петре III. Его потомки служили и при Екатерине II. Один из них генерал-майор Николай Иванович Корф был генерал-инспектором артиллерии и членом госсовета, по жалованной грамоте дворянству получил огромные земельные угодья в Едимоновских дачах Корчевского уезда Тверской губернии.
   Духовная жизнь села обеспечивалась местной православной Дмитровской церковью, построенной из кирпича в 1812 году на косогоре правого берега р. Городенка. В церкви было 2 престола: теплый престол святого великомученика Дмитрия Салунского и холодный престол святителя Николая Чудотворца. Престольные праздники в с. Едимоново празднуют в конце мая «Вознесение Христова», 2 августа праздник Ильи Пророка (Ильин день) и в октябрьские дни «Дмитров день».
   Дмитровская церковь имела в собственности 30 десятин земли. (В том числе 29 десятин на правом берегу Волги в Едимоновской слободке). В 1892 году в Дмитровской церкви священником был Михаил Иосифович Полозов. 28 лет от роду, окончил духовную семинарию. Дьякон тоже 28 лет Николай Андреевич Образцов, окончил духовное училище. В приходе было 3 деревни: Едимоново, Трясцына и Высокое. Всего 126 дворов – 476 мужчин и 527 женщин. В двух верстах от церкви находилась каменная часовня благоверного князя Михаила Тверского, построенная в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1862 году. В д. Трясцыне по настоянию священника М.И. Полозова была построена в 1899 году церковноприходская школа, в которой обучалось 36 учеников.
   К сожалению, в период коллективизации сельского хозяйства и борьбы с религией, а также в 1937 году в связи с затоплением местности водами Иваньковского водохранилища церковь Дмитрия Салунского, часовня благоверного князя Михаила Тверского, и господский дом баронов Корфов были разрушены. На местном кладбище в заросшем кустарнике сохранились маленькие мраморные памятники сыновьям барона Николая Алексеевича Корф и баронессы Анны Федоровны Корф. Анатолию (родился 16.07.1832 г. – умер 9.01.1836 г.) и Алексею (родился 10.09.1833 г. – умер 29.12.1835 года). Здесь был фамильный склеп с металлической часовенкой, в котором была похоронена дочь баронов Корф. К сожалению, склеп тоже был подвержен вандализму и разграблен. Около склепа валяется памятник из черного мрамора кому-то из старших баронов Корф. Но буквы срезаны и прочитать невозможно. Так наше поколение глумилось над памятью народной.

   Выборочно из Беляков В. Из истории села Едимоново //Заря.- 1993.- № 52, 56, 58, 63

   
     (По материалам сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.)
    


   В с. Эдимонове церковь каменная, построена в 1812 г., вместо прежде бывшей деревянной, сгоревшей. Как нынешняя, так и прежде существовавшая в с. Эдимонове церковь были посвящены св. муч. Димитрию Солунскому. Когда первоначально была построена в этом селе церковь, неизвестно, — но в XII веке, в с. Эдимонове уже была церковь св. вмч. Димитрия. В житии св. благ. вел. князя Михаила Ярославича Тверского видно, что отец его, первый из Тверских князей, Ярослав Ярославич в Димитриевской церкви с. Эдимонова (в 1264 г.) был повенчан с дочерью местного причетника Афанасия, Ксениею. (Св. благ. вел. князь Михаил Ярославич Тверской, прот. А. Соколова, Тверь, 1864 г., стр. 26 ). Где находилась первая в с. Эдимонове церковь, неизвестно, а сгоревшая в 1812 т. церковь была на нынешнем приходском кладбище. На этом кладбище довольно могил старых, есть и памятники. Несмотря на давнее существование в с. Эдимонове храмов, въ нынешней церкви мало старинных и замечательных икон. Есть икона св. благ. вел. князя Михаила и его супруги Анны (Кашинской). Имя благоверной княгини Анны в с. Эдимонове и его окрестностях свято чтится. Существует «св. часовня», поставленная на месте прощания благоверной княгини с супругом своим, вел. князем Михаилом Ярославичем в 1318 г., в последнее его путешествие в Орду, где он 22 ноября был умерщвлен. Сзади правого клироса в Эдимоновской церкви находится икона с частицами мощей святых, изображение и имена коих написаны на ней; из надписи видно, что эта святыня — дар г.г. Нарышкиных.

   
     (По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 20. 15 октября 1899 г. Часть оффициальная.)

    


Посмотреть всю карту