Городня (Вертязин, Городень, Городец) - Рождества Пресвятой Богородицы церковь
![]() |
В одном из заповедных мест Верхневолжья, на высоком берегу матушки-Волги стоит древнейший храм Тверской области - церковь Рождества Богородицы. Воздвигнутый в честь победы русского воинства в Куликовской битве, этот храм является не только уникальным архитектурным сооружением, но и одним из немногих символов древней Святой Руси. Исторические лихолетья и перемены обошли это место стороной - несмотря ни на что, храм сохранился в первозданном виде и, подобно духовной крепости, и по сей день возвышается над водами Волги, осеняя ее благодатным покровом возносящихся в нем молитв. Его стены хранят в себе память многих поколений русских людей. Святость и красота этого места привлекают сюда многих паломников.
Построена в 1390 г.
Количество алтарей: 2.
Чтимые святые: преподобный Сергий Радонежский, праведник Симеон Богоприимец.
Настоятель и председатель приходского совета протоиерей Злобин Алексий Андреевич.
Городня известна по летописи еще с XIV века, Вертязин, Городень, Городец - так называлось в старину это место. Город-крепость являлся центром небольшого удельного княжества, заслоняя Тверь с востока. Здесь пролегал важный водный путь из Новгорода в Суздальскую землю. В городе развивались ремесла, велась оживленная торговля, чеканилась своя монета. Со временем он утратил свое значение, превратился в богатое село на почтовом тракте. В начале XVIII века Петр I подарил село А. Д. Меншикову.
Церковь Рождества Богородицы стоит на высоком волжском берегу. Это единственный каменный храм, сохранившийся со времен Тверского княжества. Построен он в XIV века великим князем Тверским Борисом Александровичем, являлся соборным храмом удельного княжества. Неподалеку располагалась приходская Воскресенская церковь. От XIV века сохранился лишь белокаменный подклет. Церковь неоднократно перестраивалась, сегодняшний свой вид приобрела в XVIII веке. Облик храма отличается ясностью и простотой, запоминающимся силуэтом. Церковь, окруженная со всех сторон каменной оградой, состоит из массивной низкой апсиды, собственно храма, трапезной с приделом Иоанна Предтечи, шатровой колокольни. Простой прямоугольный в плане объем храма венчает золоченая главка-луковичка.
Церковь действующая, совсем недавно были проведены реставрационные работы, в подклете храма найдены уникальные фрески XV века, хранящиеся сейчас в музеях Твери и Москвы.
(По материалам сайта Информационный портал г.Конаково и Конаковского района, официального сайта Тверской епархии и сайта Русские церкви.)
(Фото. Александра Викторовича Шипилина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
![]() |
Стоящая на крутом правом берегу Волги в 30-ти километрах к юго-востоку от Твери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы является самым древними самым ценным памятником старины, сохранившимся от Тверского княжества. Как указывалось в клировых ведомостях 200-летней давности, построена она "неизвестно когда и кем".
Городня впервые упоминается в начале XIV в. под именем "город Вертязин" , который защищал подступы к Твери со стороны Москвы. Здесь нaxoдилocь несколько монастырей и церквей, среди которых и церковь Рождества Богородицы, возведенная вскоре после Куликовской битвы 1380 г. (и, скорее всего, в память о ней).
За свою многовековую историю Городня подвергалась многочисленным нашествиям и страшным разорениям, ввиду чего церковь неоднократно перестраивалась. От первоначального каменного храма XIV в. до наших дней сохранился лишь глубокий подклет. После пожара 1412 г. она была отстроена заново (на старом основании) и расписана. В 1569 г. город был опустошен войском Иоанна Грозного, в Смутное время - вновь почти полностью разорен. Разграбленной церкви с трудом удалось выстоять.
В XVII в. Городня была дворцовым селом, а церковь стала приходской (прежде была соборной). После очередного пожара 1716 г. церковь "возобновлена" на средства помещика Петра Алексеевича Бема в 1740 - 1745 гг.: был отремонтирован и расписан храм, построены кирпичные трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Тогда же соорудили главный иконостас, который был спасен при пожаре, случившемся в 1801 г. Вскоре тесовая крыша храма была заменена на металлическую. В дальнейшем "поправки" церкви проводились много раз, во второй половине XIX в. интерьер был заново расписан масляной живописью. В приходе было более 250-ти дворов в селе Городня и деревнях Лычёве, Быкове, Редькине (теперь - поселок Редкино), Артёмове, Заполке, Турыгине.
Во время Великой Отечественной войны здание церкви было сильно повреждено и начало разрушаться. В 1960-е гг. служба проводилась один раз в неделю "первая часть в субботу с вечера, а вторая - в воскресенье с утра" и по праздникам. Причт составляли священник, диакон и псаломщик. К 1966 г. относится начало капитального ремонта церкви (под руководством архитектора-реставратора В.Л. Альтшуллера), который продолжался до начала 1980-х гг. За этот период проведён большой и сложный комплекс работ: полная реставрация трапезной, храма, фасадов, иконостаса и икон; найдены и восстановлены уникальные фрески, надписи, рисунки ХV в., выявлены некоторые факты истории существовавшего города.
Самая древняя на всей Тверской земле - церковь Рождества Богородицы представляет собой ярчайший памятник исторического и художественного наследия края.
Литература
1. ГАТО:
- Ф. 160, оп. 1, д. 16554, л. 660 (1910 г.)- клировая ведомость;
- Ф. Р-2723, оп. 2, д. 4 (1944-1972 гг.) - регистрационное дело религиозного общества в селе,Городня.
2. Тверской епархиальный статистический сборник / Под ред. И. Добровольского. - Тверь, 1901.
3. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. - Тверь, 1914.
4. Островский А.Н. Село Городня / / Полн. собр. сочинений: В 12-ти т. - М.: Искусство, 1978. - Т.10. - Путевые заметки. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода. - С. 334-339.
5. Басукинский А.Н. Село Городня. [3авидовский район]. - Калинин, 1955. - 41 с.
6. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. - М.: Вече, 2000. - С. 76-79.
7. Церковь Рождества Богородицы. Архитектурные памятники Верхневолжья: Рекламный проспект / Сост. Б.Л. Альтшуллер, А.А. Галашевич. - Калинин, 1989. - 32 с.
8. Управление культуры Калининского облисполкома. Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. - Калинин, 1986. - С. 17.
9. Герчук Ю.Я., Домшлак М.И. Художественные памятники Верхней Волги. От Калинина до Ярославля. - 2-ое изд. - М.: Искусство, 1976. - С. 23-25.
(По материалам книги Нарский А.Р. Церкви Конаковского района Тверской области. - М.: Полиграф сервис, 2005.)
(Фото. № 2 Андрея Агафонова.)
Село Городня в 6 Тверском благ. округе — на шоссейной дороге из С.-Петербурга в Москву, на берегу р. Волги. Церковь каменная, старинная, когда строена, неизвестно; она была возобновлена после пожара в 1745 году; главный престол посвящен Рождеству Пресвятыя Богородицы; на левой стороне церкви впоследствии пристроен был придел во имя свв. Праведных Симеона и Анны. Церковь расположена на весьма красивом месте, на возвышенном холме (площадь его не более 120 сажен), на обрывистом берегу Волги. Это село одно из древнейших селений в Тверской губернии. Думают, что в старину оно было городом и называлось Вертязин, или Городец. Здесь в 1312 и 1318 гг. св. благ. вел. князь Михаил Ярославич подписывал грамоты новгородцам и Московскому князю Юрию Даниловичу, после одержанной над ними победы. Юрий, воспользовавшись путешествием Тверского князя в орду для принесения поздравления новому хану Узбеку, захватил некоторые селения Тверского княжества, но был разбит великим князем Михаилом. Внук его Михаил Александрович, недовольный Московским митрополитом свят. Алексеем и Московским князем Димитрием Донским, при содействии великого князя Литовского Ольгерда, женатого на сестре его (Иулиании Александровне), все продолжал борьбу с Москвой; в это время (1368 г.) Вертязин принадлежал удельному Тверскому князю Симеону Константиновичу, который, под влиянием Москвы, уступил его брату своему Иеремии. В духовной грамоте (в завещании) Михаил Александрович г. Вертязин вместе с Тверью и другими городами отказал старшему сыну Ивану Михайловичу. В 1569 г. Вертязин был разорен царем Иоанном Грозным; жители его, по подозрению в измене царю, были избиты, здания разрушены, а затем Грозный отдал этот город во владение своему сыну... В 1609 г. в Вертязине находился с войсками знаменитый герой Мих. Вас. Скопин-Шуйский; здесь он получил известие, что союзник его, шведский воевода Делагарди, с войсками идет не к Москве и Троице-Сергиевой лавре, а к Новгороду. Из Вертязина Скопин посылал к Делагарди Одадурова с просьбой — не изменять данному им слову и не оставлять друзей в тяжелое для них время. — Вертязин, по разорении его Грозным, лет 80 находился в запустении. Эта местность впоследствии была подарена (кем и когда?) боярину Морозову. Когда же Морозов подпал под опалу, Петр I обратил Вертязин (в это время, вероятно, переименованный в Городню) в дворцовое ведомство, а затем отдал его Александру Даниловичу Меньшикову. По ссылке Меньшикова в Березов, Городня снова сделалась дворцовым селом. Император Петр II подарил его Бему, — фамилии которого село принадлежало до начала нынешнего столетия; Бем продал это село казне, при Императоре Александре I. Жители Городни убеждены в глубокой древности своего села и думают, что у них первоначально построенный храм был третий (по времени постройки церквей) во всей России (первый — в Киеве Десятинный, а второй — в Старой Ладоге). В старину, говорят, в с. Городне было пять церквей (а по некоторым — пять монастырей 1)... Предание о 5 прежде бывших в Городне церквах правдоподобно: близ ныне существующей Богородицерождественской церкви (построенной, по преданию, вел. князем Тверским Борисом Александровичем) находилась Троицкая церковь. В Городне было три старинных кладбища, свидетельствующих о существовании на них церквей, так как в старину кладбища отводились при самих храмах для прихожан (до 1723 г.); одно из старинных кладбищ находилось на конце села на правой стороне от Твери, второе — около полуверсты далее (по направлению к Москве), а третье — почти на таком же расстоянии далее по тому же направлению; ныне эти старинные кладбища большею частью заняты под дома жителей; на этих местах нередко вырывают плиты из белого камня. Относительно прежде существовавших в Городне (или в его окрестностях) монастырей у жителей сохранились предания о Троицком монастыре — в двух верстах от села по правую сторону шоссе (по направлению от Твери). На этом месте находятся плиты из белого камня. В местной церковной летописи, составленной свящ. В. Троицким, о других монастырях, бывших в Городне, замечено: «Второй монастырь был выше Троицкого, ближе к деревне Самодуровой, по левую сторону шоссе — во имя Божией Матери (Успенский или Введенский?), третий — ниже села Городни на берегу р. Волги во имя св. Иоанна Златоустого, четвертый и пятый за р. Волгой на луговой стороне — оба во имя св. Николая чудотворца, — один из них назывался Николаевским в Капустниках (?), а другой — на Песках. — Вокруг холма, на котором находится церковь, особенно со стороны р. Волги, заметно несколько возвышений, примыкающих к главному холму. По направлению от церкви к шоссе обрыв, вероятно, остаток бывшего здесь в старину рва, которым окаймляется холм с западной, северной и южной сторон. На берегу р. Волги находили старинные образки и крестики; особенно замечательны из таковых — каменный в 1 ½ вершка образок с вырезанным на нем с одной стороны изображением св. архистр. Михаила, а с другой — свв. седьми Ефесских отроков, другой образок из белого камня эллиптичной формы (в 2 ½ — 1 ½ вершка); на нем высечено с одной стороны изображение Божией Матери, а с другой — Св. Духа. Этот последний образок хранится в семье умершего протоиерея Ушакова, служившего при церкви с. Городни. В этом храме сохраняется и местно чтимый серебряный образок, в форме складня (величиной с трехкопеечную монету) с финифтяным изображением Спасителя; внутри образка надпись, свидетельствующая, что здесь находится частица древа креста Господня, камня от гроба Господня, гроба Богоматери и мощей св. Иоанна Лествичника. Об этом складне существует предание, что он подарен в Городенскую церковь плывшим по Волге каким-то Костромским Преосвященным, который посетил храм и на память оставил этот образок. Придел в честь праведных Симеона и Анны, предполагают, устроен владевшим некогда Городней (Вертязиным) князем Симеоном Константиновичем; но ныне существующий придел новейшего происхождения; может быть, он напоминает о старинном храме, который означенным князем был посвящен в честь своего ангела. В Городенском храме много старинных икон. Над царскими вратами в главном иконостасе — устроена корона; что этой короной 2) обозначается, трудно сказать. Первый из священников, служивших при Городенском храме, известен с 1780 года (Стефан Стефанов), с 1792 г. Димитрий Стефанов († 13 сент. 1814 г.), с 1814 г. Феодор Воскресенский, с 1833 г. Василий Крестников, студент Семинарии († 6 августа 1871 г.), Иоанн Ильинский, с 1871 г. Григорий Ушаков (протоиерей † 15 декабря 1888 г.), с 1888 года поныне священник Н. Троицкий. В нынешнем году, июня 29, в 5 час. 30 мин. вечера, над церковью с. Городни разразилась гроза, которая причинила много повреждений, особенно внутри церкви. Снаружи храма, с западной стороны, у входного крыльца в стене из белого камня сдвинуты камни со своих мест, причем некоторые из них расколоты. Повреждено было, таким образом, около 2 арш. в высоту и около ¾ арш. в ширину. У колокольни на высоте 4 арш. от земли поврежден угол, причем кирпичи были раздроблены, и угол дал трещину на два аршина. На северной стороне алтаря св. прав. Симеона и Анны поврежден угол под самой крышей, причем раздроблен карниз и кирпич на протяжении около ¾ арш. в ширину и 1 ½ арш. в длину. Кроме сего, на стенах кругом церкви видны небольшие повреждения в разных местах, особенно там, где железные связи, гвозди, проволока; таких повреждений — на всех стенах церкви до 30. В алтаре настоящей церкви и в диаконике ударило в окно сверху, причем разбило стекло вдребезги. На клиросе в приделе, в окне с северной стороны разбито три стекла, причем разбитая часть стекол была выкинута на улицу, как будто ударь направлен был из церкви. Внутри храма на иконостасах в церкви и приделе от молнии позолота отчасти исчезла, отчасти потемнела; в нескольких местах отколота резьба, и отстал левкас; особенно сильно пострадали царские врата и колонны (в главном иконостасе). Пред местными иконами Спасителя и Божией Матери (в главном иконостасе) были разбиты стекла, а у иконы Богоматери расколота рама. Икона Деисус в 3 ярусе иконостаса значительно попорчена. Стенная живопись вверху местами закоптела. Пред изображениями «Апокалипсиса» упала большого размера висячая лампада; у неё была перебита проволока, которая сплавилась; киота опалена, на самой иконе оказалась трещина. У иконы преп. Сергия опалена полоса сверху и внизу. От креста (большого) отлетела буква и. Вообще, повреждено на сумму более 1000 руб... Как видно, электричество носилось по всей церкви в сильной степени и наделало столько повреждений. По осмотру, священником в присутствии прихожан совершен благодарственный молебен. По прибытии Высокопреосвященного, собралось в церковь с. Городня множество прихожан, наполнявших не только храм, но и церковную ограду. При встрече, местные певчие пели очень хорошо и стройно (что было замечено Высокопреосвященным еще в первое посещение с. Городни). По обозрении церковных документов, Высокопреосвященный подробно осматривал повреждения, причиненные в церкви молнией (под 30 июня 1899 г.), и по поводу такого необычайного события, в котором нельзя было не видеть гнева Божия, Высокопреосвященный преподал прихожанам пастырское наставление и советовал им это страшное событие увековечить каким-либо памятником, как-то: устроением иконы свв. апостолов (12) и ежегодным совершением молебна в день собора двунадесяти апостолов за спасение храма от пожара, а прихожан от нечаянной смерти, — так как, если бы удар молнии разразился во время богослужения, то могло быть страшное несчастие и с людьми... Господь и во гневе Своем открыл Свою особенную милость к жителям Городни, и это Божие посещение нужно принять за предупреждение свыше — исправить свою религиозно нравственную жизнь, улучшить свое поведение, чтобы не навлечь на себя несчастий в сей жизни и вечной гибели в загробном мире. В Городне — церк.-прих. школа, благоустроенная и, благодаря особенной о ней заботливости местного священника, поставленная весьма хорошо и в учебном отношении. По обозрении храма, Высокопреосвященный посетил дом настоятеля церкви, находящийся в близком расстоянии от церкви, а затем, несмотря на позднее время, отправился на ночлег в с. Мелково.
1) У Зверинского (Материалы для истории монастырей) упоминаются Городенские (Городнянские) монастыри: Александровский мужской на правой стороне р. Волги; Петровский — в самой Городне и тоже на правой стороне р. Волги, и Троицкий — тоже на правом берегу р. Волги. (Более подробные сведения о них см. в прибавлении к Тверским Епархиал. Ведомостям за 1898 г.: "Упраздненные монастыри в Тверской епархии".
2) Корона или царские венцы ставились в старину над царскими вратами в ознаменование, что храм или, по крайней мере, иконостас был устроен на средства, пожертвованные царем; такие же короны иногда ставились и на куполах церквей — в подножие креста.
(По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 19. 1 октября 1899 г. Часть оффициальная.)