Плоски (Плоское, Успенский погост на Плоской) - Успенская часовня
Деревянная часовня представляла из себя шестигранный сруб. Была приписана к церкви в с. Новое. В 1978 разобрана, из бревен сооружена новая гражданская постройка в Вахромеево.
(По материалам сайта Храмы России.)
(Фото. № 1 Нарского Андрея Ростиславовича с сайта Храмы России.)
В начале 17 в. упоминается «запустевший Погост Успенский на Плоской».
В пользу существования церкви на погосте говорит сохранившаяся в то время в деревне часовня.
В 1835 г. сельцо приобретает помещица Варвара Дмитриевна Карпова.
Варвара Дмитриевна, в девичестве Рудакова, была внучкой Колежского Советника Матвея Ивановича Рудакова, которому принадлежали в Корчевском уезде деревни: Шагарово, Скрылёво, Александрово, Белавино, Кузнецово, Шуманово (Шумново), Горелики (Горелиха) и ряд деревень в Кашинском и Переяславль-Залесском уездах.
Она заводит в сельце свой новый двор, переселяя туда многих дворовых из Шагарово, и начинает заниматься большой благотворительной деятельностью.
Строит на свои средства новый приходский каменный храм в селе Сучки, а также решает отремонтировать древнюю Успенскую часовню в сельце Плоски.
Но тут она неожиданно встречает непредвиденные препятствия со стороны Крестовоздвиженской церкви с. Нового, которой подчинялась часовня. Церковь требует от Варвары Дмитриевны особого разрешения на ремонт от Духовной консистории, и та начинает ходить по инстанциям, добиваясь разрешения.
9 июня 1847 г. Карпова пишет «всепокорнейшее прошение» на имя «Святейшего Правительствующего Синода члену, Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому и Свято-Троицкия Сергиева Лавры Священно Архимандриту и разных орденов КавалеруКлинского уезда»:
«При означеном сельце моем Плоском находится с незапамятных времен часовня, известная всем под именем Успенской, которая была и есть под бдительным надзором приходских села Нового при Волге, Священников и старосты церковного. Ныне же желаю повне перестроить оную как потому чтобы сохранить древность… так и потому, чтобы облегчить крестьян моих. Нередко обременяющихся, особенно в летнее время стоянием умерших в их многосемейных избах до назначенного времени погребения, я всепокорнеши прошу изволить мне на сих двух основаниях ни…ся части оной по-править и некоторые совершенно сделать новыми на собственное мое иждевение. Приходские же священники наши мне без разрешения Вашего Высокопреосвященства чинить возпретили, и на сие оное прошение учинить милостивийшую Архипастырскую резолюцию».
Духовные власти запрашивают сведения о часовне. Но их практически нет. Представлена маленькая справка следующего содержания:
Справка
(Все документы в книге переписаны автором в оригинале без исправления орфографии, действующей на тот период времени)
«По ведомости о числе часовен, состоящих в ведомстве Московской Епархии, составленный в Московской Консистории из собранных по Епархии сведений, февраля 23 дня 1842 года показана при Крестовоздвиженской церкви Клинской округи села Нового на Волге, в сельце Плоском часовня, зданием деревянная, существует издревле, икона в ней Успения Божей Матери».
На основании этой справки вынесено решение:
«к № 1698
В докладном Реестре М. Д. Консистории 11 июля 1847 года определено: как часовня сельца Плоского состоит в списке часовней, то на основании резолюции его Высокопреосвященства …о ветхости оной, на иждевении помещицы сельца Плоского послать в Клинское Духовное Правление Указ».
Указ в Клинское Духовное Правление послан 16 июля 1847 года.
А что был за Указ, не известно. Была ли часовня отремонтирована или заново перестроена, документально не установлено.
Позднее, в 1887 г. при составлении метрики на Крестовоздвиженскую церковь с. Нового, в п. 54 часовня была вновь упомянута
«В верстах 5-ти от Крестовоздвиженской церкви на северо-восток по течению реки Волги существует с незапамятных времен часовня, в которой находится небольшая икона Успения Б. Матери местночтимая; эта икона греческого письма и сохранилася в последнее время сделанной на эту икону сребро-позолоченная риза; эта икона 7 ½ вер. вышины и 6 вер. ширины.
Это известно только по преданию».
Записи в метрике сделаны со слов священника означенной церкви Василия Кузмина Светлаева.
На этом история часовни не закончилась. В 1894 г. по проекту архитектора Милославина Успенская часовня была то ли заново построена, то ли перестроена.
Часовня простояла до 1970-х гг., когда местные власти решили её разобрать. Работник, которому поручили разбор часовни, решил перевезти бревна к себе в дер. Вахромеево под жилье. Жилье из бревен бывшей часовни он построил, но жить в нём не смог.
По преданию соседей по деревни так замучали его кошмарные видения, что пришлось мужику уехать жить в другие места, где вскоре он и умер.
Среди жителей деревни выбирался «смотрящий за часовней». Это был самый благочестивый прихожанин Крестовоздвиженской церкви. Так, долгие годы эта почетная обязанность была возложена на Прасковью Ивановну Багрову. До неё (до 1940 г.) эту обязанность выполняла Прасковья Новикова.
Рядом с часовней с древних времен находился колодец – единственный питьевой источник в деревне, который периодически освящался священниками Крестовоздвиженской церкви с. Нового. Вода в нём всегда считалась целебной.
Колодец существует по сей день. Потомки коренных жителей деревни трепетно относятся к охране его от загрязнений, обнеся колодец забором и сделав персональный ключ для пользования колодцем.
Из книги Топунова И. В. Летопись села Нового, что на Волге и его окрестностей
(По материалам сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.)
(Фото. № 2 с сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки.)