КЛИН Клинского района Московской обл. - Успения Пресвятой Богородицы церковь

Успения Пресвятой Богородицы церковь.


   Первое известное упоминание о Клине как городе относится к 1317 году. Возник он и развивался в глубокой излучине реки, на пересечении дорог Москва — Тверь и Волоколамск — Дмитров. Городище было совсем небольшим — 70 на 45 саженей (140 на 90 м). Деревянно-земляная крепость (ширина земляного вала достигала 12 м) запирала узкий перешеек петли реки Сестры. Размещение посадов напоминало крылья бабочки: один располагался в петле реки, другой — снаружи. Снаружи при крепостных воротах располагался и городской торг, соединенный мостом с небольшим Торжком в зареченском посаде [1].
   Деревянный храм, а впоследствии Успенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение — «одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет» и с высоты которого в «окололежащие стороны приятный вид простирается» [2]. Со временем монастырь стал духовным градообразующим центром, а главный монастырский храм являлся городским собором.
   Время возникновения обители с достоверностью неизвестно. Догадки об учреждении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу любителей краеведения, не находят подтверждения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверского княжества. Небольшой Успенский монастырь был приписан к Тверскому архиерейскому дому, который возник в 1247 году. В XVII—XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Старица с уездами. В 1799 году Тверская епархия была приведена в соответствие с границами Тверской губернии.
   Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст» [3].
   Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами [4], однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия [5].
   Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н.М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью [6]. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина [7]. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они основываются на том, что в царском «Синодике опальных» упоминается имя только одной жертвы в Клину — некоего каменщика Ионы.
   Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор был построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства на строительство каменного храма. По другой — деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.
   8 января 1572 года в Клин из муромской ссылки прибыл шведский посол епископ Павел Юстен. Здесь же в это время находился и царь Иван Грозный, намеревавшийся идти войной на шведского короля Юхана III. Юстен писал, что Иван Грозный вместе со своей свитой жил вне пределов города на северном берегу реки. Однако аудиенция царя с послом прошла непосредственно в городе. Можно предполагать, что Иван Грозный останавливался именно в Успенском монастыре.
   Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь — Успенский соборный храм монастыря — была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.
   В архиве Московского Кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича Романова. Из него следует, что когда царь был на охоте (возможно в Круговской волости), у царицы случились преждевременные роды, и «страха ради смертного» новорожденного младенца крестили в Успенском храме г. Клина. Этим младенцем был будущий император Петр I.
   Следующая страница в истории монастыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михайлович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители — Иверскому монастырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель [8]. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послужил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поездку вместе с Сербским архиепископом Гавриилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники прибыли в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Господня. Архидиакон Павел писал: «Древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии... занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин» [9].
   Документ 1685 года сообщает, что «подле города Клина на посаде монастырь Успения Пресвятой Богородицы» [10]. В документе 1709 года говорится о двух храмах на территории монастыря: «За валом клинский Успенский монастырь мужской. В том монастыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой церковной утварью, что есть в них. В том монастыре братия: иеромонах Нифонт, иеромонах Иосиф» [11].
   Документ 1715 года упоминает священнослужителей монастыря: «игумен Иоасаф Потапов 49 лет, иеромонах Иларион 45 лет, иеродиакон Иринарх 35 лет» [12].
   В документах за 1624, 1646, 1678 и 1710 годы сообщается, что монастырь владел деревней Прасолово (в современной транскрипции — Праслово), находящейся к северу от обители за р. Сестрой [13].
   К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась политика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 — за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину.
   Вот как описано состояние монастыря в тот период.
   В соборной Успенской церкви окна светового барабана заделаны досками, деревянные двери — в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви — из плит белого камня, — «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля — тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым [14]. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался.
   Далее описывается каменная двухэтажная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны» [15].
   При соборной церкви указана двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом.
   Территория обители занимала площадь 153 х 64 м2 и была обнесена деревянным забором, периметр которого составлял 435 м. Непосредственно к монастырю примыкал скотный двор, строения которого были ветхими и гнилыми, никакого скота на момент составления «Описи» не имелось. Рядом с монастырем у реки был разведен огород на площади порядка 400 кв. саженей, на котором высаживали капусту только для монастыря, а не на продажу. «При оном монастыре, как в городе, так и за городом, дворов и садов никаких не имеется», не было замечено и никакого начатого строительства. Подворий, школ и богаделен за монастырем не состояло [16].
   Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонежского [17].
   В советское время храм постигла общая участь — 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!
   В послевоенное время после посещения Бельгийской принцессой музея П.И. Чайковского ею было совершенно пожертвование в Министерство Культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведена в 1962—1967 годах под руководством известного архитектора Н.Н. Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде [18]. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем устроить в нем склад треста столовых.
   В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
   В 1994 году неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской архитектуры, церковь обрела «голос».
   11 ноября 1998 года отреставрированный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
   Центральное место в церкви занимает современный иконостас, выполненный мастерами Тверской школы церковных ремесел в стиле древнерусской иконописи. Многие иконы были специально написаны для Успенского храма: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Всех святых, святителей Петра и Филиппа. Две плащаницы — Спасителя и Божией Матери — были созданы руками прихожан. Благотворители передали в дар храму великолепные иконы Преображения Господня, Божией Матери «Феодоровская», вмч. Пантелеймона, свт. Николая Чудотворца. Главные святыни церкви — частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Пресвятой Богородицы. Особыми святынями являются частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, сщмч. Константина Богородского, прмч. Игнатия Афонского, прав. Симеона Верхотурского.
   Сейчас храм полностью отреставрирован и является памятником архитектуры всероссийского значения.
   ________________________

   [1] Древнерусское градостроительство X—XV веков / Под ред. Н.Ф. Гуляницкого. — М., 1993.- С. 51,217-218.
   [2] Описание Московской губернии 1781г.// РГБ. ОР: Ф. 313, д. 19, л. 58.
   [3] Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV—ХVІІІ веков. Исторические материалы для составления приходских летописей. — Клин, 2009. — С. 41.
   [4] Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. — Тверь, 1994. — С. 107.
   [5] Памятники архитектуры Московской области. Каталог в 2 тт. Т. 1. - М., 1975. - С. 218.
   [6] Карамзин Н.М. Предания веков. — М., 1988. - С. 590.
   [7] Послание ИоганнаТаубе и Элерта Крузе // Русский исторический журнал. — Пг., 1922. Кн. 8. — С. 48; Штаден Г. Москва Ивана Грозного. — Л., 1925.- С. 89.
   [8] Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582—1706 гг.), собранные о. архим. Леонидом / Изд. Археограф, комиссии. — СПб., 1878 (РИБ. Т. 5). № 57, 59, 60, 62, 73, 82, 121, 162, 164 и др.; Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. VII. — М., 1996.- С. 131.
   [9] Архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб. Г. Муркоса. - М., 2005. - С. 449.
   [10] Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV—ХVІІІ веков. Исторические материалы для составления приходских летописей. — Клин, 2009.-С. 41.
   [11] Там же.
   [12] Там же.
   [13] Там же.
   [14] Опись. Л. 10.
   [15] Опись. Л. 10 — 10 об.
   [16] Опись. Л. 10 об. — 11.
   [17] Клинский край. С. 82.
   [18] См. Ильин М.А. Подмосковье. Книга-спутник по древним подмосковным городам, селам и старым усадьбам (XIV—XIX вв.). - М., 1974.-С. 233.

   
     (По материалам издания Клин православный : сборник материалов по истории и современной жизни приходов Клинского благочиния / [составитель М. Д. Молотников]. - Клин : Христианская жизнь, 2012.)

     (Фото. hram-tver. 2017 г.)
    


   Успенский монастырь, позже церковь Успения Пресвятой Богородицы, при ней церковь прп. Сергия Радонежского.
   1545 г., согласно Духовной грамоте Матвей Иванович Левашов давал деньги «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст» [1, стр. 185].
   середина XVI в., построена каменная церковь Успенского монастыря [2].
   1624 г., «Гл. 150. Успения Пречистыя Богородицы Клинского монастыря деревня Прасолово» [3, стр. 774].
   1646 г., «Успения Пречистой Богородицы Клинского монастыря в вотчине д. Прасолово, д. Дураково» [4, стр. 111].
   1678 г., «Гл. 136. Успения Пречистой Богородицы Клинского монастыря в вотчине д. Прасолово» 5, стр. 165].
   1685 г., «Подле города Клина на посаде монастырь Успения Пресвятой Богородицы» [6, стр. 290].
   1709 г., «Да за валом Клинский Успенский монастырь мужской. В том монастыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой церковной утварью, что есть в них. В том монастыре братия: иеромонах Нифонт, иеромонах Иосиф» [7, стр. 4 (оборот)].
   1715 г., «В городе Клине Успенский монастырь. Две церкви каменные. Первая во имя Пречистыя Богородицы, а другая преподобного отца Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. В том монастыре игумен Иосаф Потапов 49 лет, иеромонах Иларион 45 лет, иеродиакон Иринарх 35 лет» [8, стр. 12 (оборот)].
   1723 г., упомянут Успенский монастырь Клинского уезда как приписной [9, стр. 384].
   ________________________

   [1] Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков. Ч. 2. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956.
   [2] Памятники архитектуры Московской области / под ред. Е.Н. Подъяпольской. Вып. 2. – М., 1999.
   [3] 1624–1625 гг. (7132–7133 от Сотворения мира).Копия писцовой книги Клинского уезда, письма и меры князя Василия Романовича Волконского и подьячего Григория Софонова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15626.
   [4] 1646 год (7154 от Сотворения мира). Подлинная переписная книга дворов посадских в городе, дворцовых в Копытовской волости и поместных и вотчинных в Черно-ямской слободе и в селах и деревнях Клинского уезда переписи князя Ивана Михайловича Долгорукого и подьячего Дмитрия Молчанова. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15627.
   [5] 1678 год (7186 от Сотворения мира). Подлинная переписная книга посадских дворов в городе и поместьях и вотчинных сел, деревень и дворов в Клинском уезде, переписи князя Ивана Дмитриевича Борятинского и подьячего Никиты Воробьева. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 15628.
   [6] 1684–1686 гг. (7193–7194 от Сотворения мира). Подлинная писцовая и межевая книга земель посадских людей церковной и поместных и вотченных в Клинском уезде, письма, меры и межеванья стольника Ивана большаго Еремеевича Пашкова и подьячаго Ананья Воробьева. – РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ед. хр. 191 (копия 675).
   [7] 1709 год. Ревизские сказки… Клинского уезда. – РГАДА, ф. 350, оп. 1, ед. хр. 182.
   [8] 1715 год. Сказки… Клинского уезда. – РГАДА, ф. 350, оп. 1, ед. хр. 185.
   [9] Переписные книги Клинского уезда 1723–1724 годов. – РГАДА, ф. 350, оп. 2, ед. хр. 1371.

   
     (По материалам издания Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV–XVIII веков. Исторические материалы для составления приходских летописей. - Клин, 2009.)
    


Посмотреть всю карту