Губин-Угол (Новое Губин, Угол) - Покрова Пресвятой Богородицы церковь

Фото. с сайта http://nasledie.dubna.ru/


В. И. Коркунов. Покровский храм в селе Губин-Угол


   Храм в селе Губин-Угол существовал издавна. Самое раннее упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы и мучеников Флора и Лавра относится к 1569 году. Село с храмом долгое время принадлежали Старицкому Успенскому монастырю. В 1628 году храм стоял «без пенья», т. е. не функционировал, что являлось следствием Смутного времени, вызванного внутренними усобицами и польско-литовской интервенцией. Сельские церкви в древности возводились из дерева, а потому были недолговечными; к тому же век их нередко сокращался вследствие пожаров — от грозовых молний или неисправностей печей. Не стал исключением и Покровский храм, который в 1776 году сгорел [1]. На его месте был выстроен другой, тоже деревянный.
   В 1858 году в селе появляется новый каменный храм. В народе бытовало мнение, что этот Покровский храм был построен на средства местного уроженца, петербургского купца 1 гильдии В. Ф. Мартынова; однако это не так. Храм был выстроен преимущественно на средства другого купца, В. Т. Кудрявцева [2].
   Новая церковь имела внушительные размеры и состояла из кубического пятиглавого храма, трапезной с приделами и колокольни с массивной шлемовидной главой. В холодном храме находился престол во имя Покрова Божией Матери, в теплых приделах (трапезной) престолы: Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова), блгв. вел. князя Александра Невского, мчч. Флора и Лавра, и св. Николая Чудотворца. Иконостас главного престола состоял из четырех ярусов, с колокольни звонили 8 колоколов, самый большой из них весил 314 пудов 12 фунтов.


Покровская церковь.


   Следует отметить тот факт, что этому сельскому храму особенно повезло с благотворителями. Выходцами из губин-угольской земли были богатые купцы 1 и 2 гильдий: Мартыновы, Степановы, Тунцовы, В. М. Михеев, С. Д. Евстафьев и другие, которые жертвовали значительные средства на его украшение, ремонт, дарили иконы, облачения для священников и диаконов и т. п. Самым щедрым из них по праву считался В. Ф. Мартынов. Кроме богатых вложений в храм, он в 1883 году на свои средства расширил приделы церкви, возвел внушительного вида каменную ограду вокруг храма и приходского кладбища. Помимо этого, купец построил близ церкви двухэтажное каменное здание богадельни с начальным училищем и много лет содержал их за свой счет. (Школа в Губин-Угле функционировала более 100 лет и только совсем недавно прекратила свое существование.)
   Революционер-народник С. С. Синегуб в своем литературном труде «Записки чайковца» рассказывает о том, как работал учителем в школе села Губин-Угол. Много внимания отводит он своим взаимоотношениям с Мартыновым. Купец представляется перед читателями, преимущественно, как пьяница и самодур. Но это, скорее всего, пристрастный взгляд на человека, с которым автор не смог найти общего языка. Если судить по многим дошедшим до наших дней архивным источникам, купец совершил немало добрых дел не только для местного храма, но и для многих своих земляков. Каждый его приезд из Санкт-Петербурга в село являлся для крестьян едва ли не праздником. В трудные для них времена: будь то неурожай, пожар или болезнь — Мартынов помогал землякам деньгами, продуктами; были случаи, когда он строил для погорельцев дом. Не гнушался он предстать и в роли крестного отца (при обряде крещения новорожденных в церкви) некоторым крестьянским детям, что означало для последних безбедное существование в будущем. В своем духовном завещании Мартынов оставил значительную часть своего капитала храму, школе и богадельне. Похоронен В. Ф. Мартынов в селе Губин-Угол в склепе под храмом.
   В 1893 г. была осуществлена покраска храма и его куполов; в 1902 году — укреплены своды.



Священник Иоанн Миролюбов


   В селе и его окрестностях проживало значительное количество старообрядцев, которые имели свое отдельное кладбище.
   Прихожанами Покровского храма являлись жители села Губин-Угол, деревень: Окулово, Бережок, Поповка, Федоровка, Топорок, Соболево, Демидовка, Кореньково, Ушаковка, Святье. По данным 1900 года в нем числилось 1103 прихожанина мужского пола и 1149 женского [4].
   За всю многовековую историю Покровского храма в нем служило немало священников, диаконов, пономарей, псаломщиков. Укажем для примера лишь на некоторых их них. В конце XIX — начале XX века настоятелем церкви был священник Александр Невский. Иоанн Миролюбов служил здесь священником с 1909 года до августа 1917. Диаконом в это время был Федор Алексеев, который еще до 1917 г. был возведен в сан священника и переведен настоятелем в храм села Кревы. В советское время за свою приверженность к новой власти он был прозван священником-революционером.
   После октября 1917 года как для храма и его священнослужителей, так и для прихожан наступили трудные времена. В 1919 г. местная власть в лице волисполкома (ВИКа) передала храм в ведение церковной общины. Верующие обязывались ремонтировать храм на свои средства, платить налоги, страховки, заблаговременно подавать заявки для проведения собраний, шествий и т. п. За любое нарушение со стороны властей следовали санкции, вплоть до судебных. В этом свете становится ясно, почему за короткое время в храме перебывало несколько священнослужителей, большинство из которых подверглись репрессиям.
   Служил здесь псаломщиком и Александр Миролюбов, сын вышеупомянутого священника Иоанна Миролюбова.
   Александр Иванович Миролюбов. Родился в 1896 г. Окончил духовное училище. (По словам потомков, некоторое время он учился в духовной семинарии). В 1918 г. в Покровской церкви села Губин-Угол занял должность псаломщика. В 1930 г. под давлением властей вынужден был оставить эту должность. В 1937 г. А. Миролюбов женился на Агриппине Решетовой, у которой от первого брака имелись сын Александр и дочь Валентина. В то время он работал в кимрской больнице делопроизводителем. В 1948 г. А. Миролюбов становится псаломщиком в церкви погоста Спасского, что в Ченцах Кимрского района. В 1951 г. он вернулся в Кимры, поступил на работу в Кимрский эксплуатационный участок «Малые реки», который впоследствии слился с пристанью Кимры. С того времени и до своей кончины пел в хоре Преображенского храма. Умер А. И. Миролюбов в 1954 г. от воспаления легких. По словам его падчерицы, Валентины Арсеньевны Решетовой, А. И. Миролюбов относился к ней как к родной дочери [5].



Диакон Димитрий Ивановский с семьей у дома в селе Губин-Угол


   Димитрий Ивановский с 1904 года служил здесь диаконом. В 1930 году «тройкой» У НКВД он был приговорен к 5 годам ИТЛ, но сбежал оттуда. В 1938 году, уже в Краснохолмском районе Тверской области, также «тройкой» УНКВД по статье 58 п. 10 УК РСФСР он приговаривается к расстрелу.
   В 1930-31 гг. настоятелем в храме служит священник М. Сахаров (1865-1937), который также пострадал от властей [6]. Последним настоятелем Покровского храма был архимандрит Василий, в миру Владимир Колобовников (1865-1937). В 1920-х годах он служил в Москве, в Донском монастыре, вместе с Патриархом Тихоном.
   В конце 1936 года храм, а также ограда вокруг него и кладбища были разобраны на кирпич, большая часть которого была увезена в город Кимры для строительства различных объектов.
   Ныне от некогда величественного храма остались только людская память да немногие старинные фотографии, одной из которых иллюстрирован этот материал.

   ПРИМЕЧАНИЯ

   1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 10. Д. 919. Л. 1-18.
   2. ГАТО.Ф. 160. Oп. 1. Д. 16015.
   3. Добровольский И. И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 399.
   4. Кимрская жизнь. (Региональная газета). Декабрь 1994 г.
   5. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 21775-с.
   6. ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 20421-с.

   
     (По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.)

     (Фото. № 1 с сайта Дубнинского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив Наследие(1936 г.). Рис. № 2 из журнала "Кормчiй" предоставлен Андреем Агафонова. Фото. № 3, 4 из издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района / В. И. Коркунов. Краеведческие очерки. — Кимры: «Литературная гостиная», 2015.)
    


   Покровская церковь с приделом Флора и Лавра, построена в 1778 году, имела один престол, одну звонницу, была деревянной. Каменная построена в 1858 году. Имела пять престолов. Главный Покрова Богородицы, 2 - Трех Святителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, 3 - Александра Невского, 4 - Мучеников Флора и Лавра, 5 - Святителя Николая. В 1897 году в селе было 44 двора 174 жителя. Имелось: питейное заведение 1, гончарная мастерская 1.

   
     (По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)

    


Посмотреть всю карту