Гайново (Покровское, Покровский в Голядах погост) - Покровская церковь
Упоминается в материалах Генерального межевания 1851 года. В 1887 году входит в Стоянцевскую волость Корчевского уезда, стоит в четверти версты от деревни Гайново. На погосте три хозяйства причта.
Церковь Покровская каменная 1805 года, трехпрестольная: в холодном Покрова Пресвятой Богородицы, в теплых приделах - Знамения Пресвятой Богородицы и Святого пророка Илии. Ныне церковь стоит полуразрушенная.
Церковные документы: опись 1848 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Арсений Иоаннович Суслов 45-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1876 года, священником с 1890 года, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Михаил Николаевич Павлов 29-ти лет, диаконом с 1898 года. Псаломщик Николай Петрович Молчанов 29-ти лет, в должности с 1895 года. Церковный староста крестьянин Дмитрий Пахомов в должности 6-е трехлетие.
Прихожан в деревнях Пестове, Рожнове, Бордукове, Лоснове, Вандышеве, Гайнове, Великом Дворе, Пекареве, Якшине - 197 дворов (635 мужчин, 675 женщин).
(По материалам изданий Релина Е.А. Словарь кимрских деревень: от "А" до "Я". - Кимры, 2004. и Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
(Фото. № 1 Андрея Агафонова. 2012 г.)
Первоначально церковь деревянная была построена в 1712 году, имела два престола, одну звонницу, три купола. Главный престол Покрова Божией Матери, 2. Знамения Божией Матери. Священник о. Валерий. Церковь освящена Архиепископом Калистом Поборским. Каменная построена в 1805 году, имела три престола Главный Покрова Пресвятой Богородицы, 2. Знамения Божией Матери, 3. Святого Пророка Илии. В 1739 году прихожан: 37 дворов 249 человек, в 1805 году прихожан 100 дворов 712 человек, в 1897 году прихожан 197 дворов 1310 человек, из всех причисленных к храму.
(По материалам издания Баваров А. Конаковская старина. Часть II. Церкви. – Конаково, 2003.)
В. И. Коркунов. Погост Покровский, что в Голядях
Покровская церковь на погосте Покровском, что в Голядях около нынешней деревни Гайново существует издавна, вероятно, с 17 века; по некоторым данным, в 1677 г. в ней уже служил священник Григорий Иванов.
В архивных документах упоминается Покровская церковь, построенная в 1712 г. (1718 г.?) [1].
В 1746 г., выполняя просьбу прихожан, тверской архиерей Митрофан благословил их на возведение при Покровской церкви придельного храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Придел был освящен в 1748 г. [2].
В июне 1796 г. священник Иван Михайлов, дьячок Стефан Тимофеев, пономарь Феофилакт Иванов совместно с представителями прихожан обратились к епископу Тверскому и Кашинскому Иринею с прошением "учинить архипастырское благорассмотрение" и дозволить им на месте приходящего в ветхость деревянного храма выстроить каменный - в то же наименование — во имя Покрова Богородицы с приделом Знамения Богородицы [3].
В начале 1805 г. новая каменная церковь была возведена. Но в ней не хватало иконостаса. Причт и прихожане в марте того же года обратились к тверскому архиерею Мефодию с просьбой о разрешении перенести сюда иконостас из ветхой деревянной церкви и после этого освятить ее в честь Покрова Богородицы. А временно богослужения и требы проводить в старом приделе Знамения Богородицы. Вскоре благочинный 3 округа Корчевского уезда, священник храма села Степанова Петр Алексеев, по указу архиерея осмотрел каменный храм: готов ли тот к освящению. После осмотра он рапортовал владыке, что иконостас перенесен из старого деревянного храма в новый и, таким образом, последний к освящению готов. Архиерей распорядился освятить Покровскую церковь.
В августе 1805 г. церковь была освящена протоиереем тверского кафедрального Преображенского собора Иоанном Алексеевым [4].
Новая каменная церковь из-за недостатка средств была построена без Знаменского придела. В 1807 г. причт храма докладывает архиерею, что устроить придел в трапезной невозможно, будет "безобразие и утеснение". Тогда архиерей приказал благочинному освидетельствовать трапезную на вопрос устройства в ней придела. Благочинный, священник села Степанова Петр Алексеев, выполнил эту просьбу и рапортовал архиерею, что устроить Знаменский придел нельзя, поскольку будет "великое утеснение и безобразие". Архиерей согласился с этим мнением [5].
Ветхая деревянная церковь вскоре была продана "охочим людям", полученные деньги поступили в приход церкви, старые антиминсы отправлены в Тверь для хранения ключарю кафедрального собора иерею Е. Пешехонову [6].
24 сентября 1844 года, по благословению тверского архиерея Григория, ключарем кафедрального собора протоиереем Петром Семеновым был освящен возведенный к тому времени правый придел во имя Знамения Божией Матери. Левый придел, во имя пророка Илии, был освящен в 1851 г.
Опись храма 1847 г. (дается в сокращении).
Церковь каменная, длиной, с придельными храмами, 10 ½, шириной 5 саженей. Стены церкви, внутри и снаружи, оштукатурены и отбелены известью. Храм, алтарь, купол расписаны стенной живописью.
В храме три престола. Главный (летний, холодный) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; приделы (теплые, зимние): по правую сторону - во имя Знамения Богородицы, по левую - пророка Илии.
Внутри приделов по 2 каменных столпа и по 2 полуциркульных простенка, соединяющих храм с приделами. Пол в церкви деревянный, не крашенный.
В церкви 26 окон. Венчают ее 7 глав: на храме 5 больших, на придельных храмах - (приделах) 2 малые главы, покрытые белым железом. На главах 4-конечные позолоченные кресты. Крыши, покрытые железом, окрашены зеленой краской.
Входные двери с западной, северной и южной сторон. Паперть устроена с западной стороны, в колокольне. С южной и северной сторон - по крыльцу с фронтоном, утвержденным на 4-х каменных столпах (колоннах).
Главный алтарь. Престол деревянный. На нем находится атласный палевый антиминс со святыми мощами, освященный владыкой Иринеем в 1784 г.
Над престолом деревянная вызолоченная сень с балдахином. Деревянный жертвенник. Запрестольный деревянный крест, выкрашенный голубой краской. Запрестольный образ Смоленской Божией Матери в медной ризе.
Алтарь правого придела (во имя Знамения Божией Матери). Престол деревянный, атласный, синего цвета; антиминс со святыми мощами; освящен архиепископом Тверским и Кашинским Григорием в 1843 г.
Иконостас главного престола 4-ярусный, вызолоченный, с резьбой по гладким местам, окрашен зеленой краской... Резные ангелы и херувимы, помещенные вверху икон, приобретены в Троицкой церкви (село Троице-Кочки) на церковную сумму...
Иконостас придела с правой стороны. Деревянный, отчасти с резьбой, окрашен голубой краской. Пожертвован из церкви св. апостола Иакова, что на Покрове в г. Москве на средства прихожан в 1844 г.
Евангелия. Отпечатаны в 1716, 1827 и 1844 гг.
Паникадило среди церкви медное, посеребренное, местами вызолоченное, с 24-мя подсвечниками. Паникадила в приделах медные, посеребренные...
Каменная колокольня высотой, без шпиля, 42 аршина, с карнизами из белого камня, построена в 1840 г., покрыта белым железом. Деревянный шпиль высотой 8 аршин обит английской жестью; вызолоченный 4-конечный железный крест.
На колокольне 6 медных колоколов. Первый (главный), весом 63 пуда 6 фунтов, имеет надпись: "Лит в Твери на заводе купца Стефана Капустина мастер Василий Каталымов 1826-го года марта 26 дня к церкви Покрову Божией Матери в Голяди усердием прихожан". Вес второго колокола неизвестен. На нем надпись: "В село Покров в Голядях ...". Третий весил 6 пудов 4 фунта. На четвертом надпись: "Лета (7200?) в Кашинский уезд в Большую слободу Задубровскую Покрову в Голяди приложили миром". Пятый колокол имел вес 1 пуд, шестой - 30 фунтов.
С трех сторон церковь огорожена каменной оградой с деревянной решеткой; кладбище - огорожено деревянной оградой. С западной стороны каменные ворота с двумя калитками. На воротах с калитками - 3 малые главы из английского железа с позолоченными железными крестами. Ворота покрыты железом и окрашены зеленой краской. По левую сторону ворот, в ограде, каменная сторожка с 4-мя окнами, к ней пристроен амбар для хранения угля (древесного) и других церковных вещей. Деревянный амбар, покрытый тесом, для хранения собранного с прихожан хлеба. Ветхая деревянная сторожка.
План церковной земли хранится в кафедральном соборе, а копия с межевой книги - в церковной ризнице. Опись составлена причтом в 1847 г. [7].
Некоторые факты из жизни храма. 1818 г. Покрытие церкви железом. 1825 г. Устройство каменной ограды вокруг церкви. 1843 г. Причту и прихожанам епархиальным начальством дозволено устроить в придельном храме иконостас. 1851 г. Освящение придела во имя пророка Илии. 1872 г. Ремонт сторожки и ограды при церкви. 1876 г. Просьба приобрести большой колокол. 1882 г. Исправление главы на храме. 1885 г. Разрешение епархиальной власти устроить новый иконостас в одном из приделов. 1892 г. Просьба прихожан и причта вызолотить иконостас.
Священно- и церковнослужители (с некоторыми сокращениями).
В 1677 г. указаны священник Григорий Иванов и дьячок Иван Григорьев. В 1738 г. упомянут Артемий Иванов. В 1744 - 1768 гг. служил дьячком Тимофей Лаврентьев. С 1743 по 1758 гг. - служил священник Иван Артемьев (по-видимому, сын предыдущего). В 1758 - 1783 гг. - служил Михаил Иванов, занявший место умершего отца, священника Ивана Артемьева. В 1783 - 1816 гг. - священник Иоанн Михайлович Рахманин [8]. В 1744 - 1779 гг. пономарем в храме служил Иван Флоров. В 1816 - 1839 гг. - священник Герасим Петров. С 1839 по 1890 гг. (редкая продолжительность службы в одном храме) здесь служил Иоанн Арсеньевич Суслов (женившийся на дочери предыдущего священника.) В 1841 г. на место дьячка Тимофея Рахманина заступил его сын, Иван Рахманин, который служил здесь до 1890 г. (Несколько раз он был упомянут епархиальным начальством - в 1861-м и 1862 гг. - за оскорбление чиновника Василия Неверьевского и избиение корчевского мещанина Лаврентия Логинова). В 1884 - 1897 гг. в храме служил диакон на вакансии псаломщика Сергей Зыков (до этого ряд лет являлся здесь же псаломщиком).
В 1901 г. в храме служили: священник Арсений Иоаннович Суслов 45 лет (с 1890 г.), диакон Михаил Николаевич Павлов 29 лет, псаломщик Николай Петрович Молчанов 29 лет. Прихожанами храма являлись жители деревень: Гайново, Пестово, Рожново, Бордуково, Ломово, Вандышево, Великий Двор, Пекарево, Якшино [9].
В 1895 г. убыл псаломщик Иван Рахманин, на его место заступил Николай Молчанов [10]. В 1902 г. новым священником становится Алексий Петровский 36 лет, который пришел на место переведенного в храм с. Ново-Ивановского Арсения Суслова. В 1909 г. псаломщик Николай Молчанов рукоположен в сан диакона с оставлением в должности (вакансии) псаломщика. 24 августа 1912 г. диакон Николай Молчанов по прошению переведен в храм с. Климова Новоторжского уезда, а на его место заступил псаломщик Тимофей Рахманин [11].
В 1904 г. епархиальному начальству было направлено прошение причта и прихожан о расширении кладбища при церкви.
В 1914 г. в храме служили: священник Алексий Петровский 40 лет, диакон Михаил Павлов 44 лет, псаломщик Тимофей Рахманин 43 лет [12].
После Октября 1917 года для храма настали трудные времена.
Декретом советской власти от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Храм перешел в государственную собственность.
3 июня 1919 г. местная власть в лице Стоянцевского волисполкома передала богослужебное здание (церковь) прихожанам Покровской религиозной общины по договору и описи. Ввиду важности этого документа, который как нельзя лучше характеризует тот отрезок времени, приведем его почти без изменений.
"Мы, нижеподписавшиеся граждане Покровского прихода Стоянцевской волости, имеющие в нем свое местожительство, заключили настоящий договор с Стоянцевким волостным Советом рабочих и крестьянских депутатов в лице его полномочного представителя (Ф.И.О.) в том, что сего 3 июня 1919 г. приняли от Стоянцевского волостного Совета рабочих и крестьянских депутатов в бесплатное бессрочное пользование находящееся в погосте Покровского в Голядях богослужебное здание Покровской церкви с богослужебными предметами по, особо нами заверенной подписями, описи, на нижеследующих условиях:
1. Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно в соответствии с его назначением, принимая на себя всю ответственность за целостность и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому соглашению обязанностей.
2. Храм и находящееся в нем имущество мы обязаны использовать и предоставлять их в пользование всем нашим единоверцам исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.
3. Мы обязуемся принять все меры к тому, чтобы врученное нам имущество не было использовано для целей, несоответствующих ст. 1 и 2 настоящего договора, в частности, в принятых нами в заведение богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать:
а) Политических собраний, враждебных советской власти и ее представителей.
б) Раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против советской власти и ее представителей.
в) Произнесений проповедей и речей, враждебных советской власти или ее отдельных представителей.
г) Совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти, ввиду чего мы обязуемся подчиняться всем распоряжениям местного Совета рабочих и крестьянских депутатов относительно распоряжений пользоваться колокольнями.
4. Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нем предметов как то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местного обложения и т.п.
5. Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в которую вносить все вновь поступающие (путем пожертвования, передач из других храмов и т.п.).
6. Мы обязуемся допускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных Совета рабочих и крестьянских депутатов к периодической проверке и осмотру имущества.
7. За пропажу или порчу переданных нам предметов мы несем материальную ответственность солидарно, в пределах ущерба, нанесенного имуществу.
8. Мы обязуемся, в случае сдачи принятого нами имущества, возвратить в том самом виде, в каком оно было принято нами в пользование.
9. В кладбищенских храмах и на кладбищах мы обязуемся сопровождать своих единоверцев, в случае желания заинтересованных лиц, религиозными обрядами в смысле торжественности, одинаковыми для всех и за одинаковую для всех без исключения граждан плату, размер которой должен быть нами ежегодно объявлен во всеобщее сведение.
10. За неприятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора, или же за прямое их нарушение, мы подвергаемся уголовной ответственности по всей строгости революционных законов, причем договор этот Советом рабочих и крестьянских депутатов может быть расторгнут...
Подписали договор священник Алексий Петровский, диакон Михаил Павлов, псаломщик Тимофей Рахманин, председатель приходского Совета (он же церковный староста) Иван Ширанов (Широков?), проживающий в д. Великий Двор, и представители прихожан из деревень: Гайново, Бардуково, Рожново, Ломово, Пикарево, Вандышево.
Этот договор был передан в Тверской губернский отдел юстиции, одна копия с него осталась в делах Стоянцевского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а другая - в пользование группы граждан, подписавшихся под документом [13].
Известно, что причт храма: (священник, диакон и псаломщик) - был обложен повышенными налогами как лица духовного сословия, они были лишены избирательных прав, да и в целом со стороны властей они испытывали к себе пристрастное отношение, осложняющее их жизнь. Это было своего рода частью борьбы власти с религией. Результаты такой политики не замедлили сказаться.
После смерти в 1922 г. председателя церковного совета религиозной общины Ивана Ширанова (Широкова?) на эту должность был избран Федор Петрович Петров, который пробыл на своем посту не менее 10 лет.
В Кимрском муниципальном архиве хранились материалы заседания исполкома Кимрского райсовета от 2 февраля 1930 г. о раскулачивании псаломщика Тимофея Рахманина. В описи его имущества значились: дом, амбар, баня, лошадь, телка, корова, 2 овцы, 2 свиньи, ручная маслобойка и др. В архиве имелась и опись имущества диакона Михаила Павлова [14].
В 1932 г. Покровская церковь переходит к представителям обновленческого движения. Об этом 12 октября в Кимрский райисполком сообщил церковный совет Покровской религиозной общины за подписью председателя совета общины Федора Петрова [15].
Точной даты закрытия церкви автору этих строк установить не удалось. Вероятно, это произошло в середине 1930-х годов. Собирать сведения этого периода времени непросто: историей Покровской церкви тогда, да и позже, никто не занимался. Хочется надеяться, что последующие исследователи дополнят этот пробел.
В 1934 г. был запрещен колокольный звон в ряде церквей района, в том числе, и в Покровской. Вероятно, вскоре церковь была закрыта и передана местному колхозу "Ударник". О судьбе причта сведений нет.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., по словам местного старожила, в церкви размещался склад зерна.
В 1997 г. я уже не в первый раз побывал на погосте Покровском в Голядях. Церковь стояла без колокольни. У храма и апсиды кровли не было, трапезная - полуразрушена. Крест на главке южного фасада сломан, на северо-западе главка исчезла. На центральной главе сохранен 4-конечный ажурный крест. На крыше росли деревца. Некоторые окна заложены кирпичом. Все заросло высокой травой и крапивой. На месте колокольни осталась неглубокая яма. С северной стороны, позади церкви - оштукатуренное кирпичное здание бывшей сторожки, покрытое шифером (в настоящее время крыша рухнула). Вокруг церкви старое кладбище. Невдалеке от церкви, к западу, находилось одноэтажное деревянное здание бывшей школы, в которой хранилось сено. Со слов старожилов, ранее в церкви был склад. Уже много лет полуразрушенный храм стоит бесхозный.
Примечания
1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф 160. Оп. 10. Д. 2569. Л. 4-4 об.
2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2552. Л. 1-1 об.
3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2552. Л. 1.
4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2662. Л. 1-11.
5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2570. Л. 1- 4.
6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2570. Л. 10.
7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 2587. Л. 1-28.
8. Предки священника Иоанна Рахманина, начиная с 1738 г. (служения священника Артемия Иванова) возможно, уже могли носить фамилию Рахманины.
9. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 411.
10. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16017. Л. 309.
11. Тверские епархиальные ведомости. 1912. № 36. С. 466. Часть официальная; Диакон Николай Молчанов являлся братом протоиерея кимрского Покровского собора Александра Молчанова, совершившего там же в 1901 г. обряд крещения будущего известного советского писателя Александра Фадеева.
12. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год. Тверь, 1914 г. С. 266.
13. В описи 1919 г. указаны некоторые сведения, дополняющие предыдущие документы. Например, что в церкви имелись 74 иконы, из которых 11 - с медными ризами; 9 облачений из парчи для священников, 3 кадила, 2 ковра, 4 аналоя, 4 Евангелия, одно из которых - в серебряном окладе...
14. Многие документы до 1941 г. из Кимрского муниципального архива в 2005 г. были переданы в областной архив.
15. Кимрский муниципальный архив. Ф. 16. Oп. 1 Д. 7.? Л. 309. (Документы переданы в ГАТО).
(По материалам издания Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2 / В. И. Коркунов. - М.: "ЛитГОСТ", 2017.)
(Фото. № 2 Андрея Агафонова. 2012 г. Фото. № 4 Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)