Кожино урочище (Кожино, при Кашинке) - Богородицерождественская церковь
![]() |
Село Кожино, при Кашинке, от Твери 120 вёрст, от Кашина 10 верст.
Церковь Богородицерождественская, построена в 1732 году, каменная, престола два: в холодной Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой Макария Калязинского.
Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1826 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Владимир Иоаннович Гроздов 49-ти лет, студент семинарии, в служении с 1873 года, священником с 1880 года, состоял депутатом, членом благочинного совета, духовным следователем, законоучителем земского училища, награжден в 1900 году наперстным крестом. Псаломщик Василий Петрович Розанов 27-ми лет, в должности с 1895 года. Церковный староста крестьянин Прокопий Васильевич Щукин в должности 2-е трехлетие.
![]() |
Прихожан в деревнях: Маслове, Задове, Катчине, Горках, Кириалове, Курьянове, Вотолине, Калязинского уезда в деревне Мязгине - 127 дворов (383 мужчины, 438 женщин).
В 1914 году служили: Священник Владимир Гроздов 63-х лет, окончил семинарию, на службе 41 год, в Богородицерождественском храме 20 лет. Псаломщик Василий Розанов 42-х лет, на службе 19 лет.
Прихожан в деревнях: Маслово, Задово, Ратчино, Горка, Кириалово, Кирьяново, Вотолино, Мязгино Калязинского уезда - 390 мужчин и 435 женщин.
В приходе сей церкви в деревне Задове находилась часовня, Казанской Божией Матери, деревянная.
![]() |
(По материалам изданий Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1, 2 игуменьи Варвары (Ивановой Галины Павловны), настоятельницы Николаевского Клобукова монастыря. 2021 г. Фото. № 3 Виктора Бородулина. 2009 г.)
С. Кожино, в 4 Кашинском благоч. округе. Церковь каменная, построена в 1732 г. усердием помещика М. В. Кожина. Главный престол посвящен Рождеству Пресв. Богородицы, а придел — в теплой трапезной — во имя Макария Калязинского, который был родом из сего села (Кожина). Село это прежде называлось Гриднево, или Гридцево, — при вел. князе Василии Васильевиче Темном оно вместе с другими окрестными селами было пожаловано отцу пр. Макария, Василию Ананьевичу, за особенные его заслуги. (Преследуя князя Димитрия Шемяку, Василий Ананьевич едва не захватил в полон этого князя, под которым был убит конь, и кожа его, как победный трофей, была представлена вел. князю; после сего события Василий Ананьевич принял фамилию «Кожа» (Кожин), и само село, в коем он жил стало называться Кожиным. У пр. Макария было два брата — Григорий, впоследствии постригшийся в монашество с именем Геннадия; он был епископом Тверским (1461—1477 г.), и Александр, от которого произошла многочисленная фамилия Дворян Кожиных. В теплой трапезной церкви с. Кожина на левой стороне находятся три гробницы (под особо устроенным балдахином); две из них родителей преп. Макария — Василия и Ирины, а третья — супруги его Елены, урожденной Яхонтовой. В церкви с. Кожина сохранилось довольно замечательных по древности икон, из коих особенно замечательна икона Рождества Пресв. Богородицы, с «деяниямн» (или событиями), сопровождавшими Рождество Пр. Девы. На иконе в средине «образ Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Вокруг иконы написаны события, над коими надписи: 1) Принесе Иоаким дары Господу Богу в церкви. Иссахар же архиерей сый тогда, не хотя прияти даров; 2) Укоряем Иоаким о неплодствии от некоего евреина; 3) Моляшеся Иоаким Господу Богу в пустыни о чадородии; 4) Моляшеся Анна в дому своем, единою же вниде в сад свой н седши возведе очи свои на небо, узре гнездо; 5) Обрете Иоаким Анну у златых врат, исповеда ей о благовестии Ангельском; Анна ему такожде поведа; 6) И принесе Иоаким дары Богу великия жертвы и всесожжения и бысть благословен архиереем и левиты и всеми людьми; 7) Сотвори Иоаким учреждение велие в дому своем, и вси веселяхуся, хваляще Бога; 8) Введение во храм Пресв. Богородицы; 9) Иосифов жезл процвете; 10) Благовещение у кладезя Пресв. Деве (Пресв. Богородица изображена при кладезе держащею в руках водонос, а пред нею — благовествующий Архангел Гавриил); 11) Вниде (Пресв. Дева) в дом Захариин и целова Елисавет, и 12) Моляшеся Пресв. Богородица на горе Елеонстей, и принесе Архангел Гавриил ей вравию ветвь от рая. На исподней доске на иконе старнная надпись след. содержания: «Ceй образ Рождество Пречистые поставление Ивана Васильевича Кожина». Другая икона изображает преп. Макария с событиями из его жизни. По средине образа изображен (в рост) пр. Макарий с хартиею в руках; на хартии написано: «Владыко Христе, помилуй падшаго, выведи угрязнувшаго в кале греховнем, аще бо и грешен есмь паче всех, но тварь есмь Твоя и верую в Тя могущаго мя спасти, милостив бо ecи, непрестаю вопити к Тебе». Вокруг иконы след. изображения с надписями: 1) Рождество преп. Макария. 2) Крещение преп. Макария. 3) Пр. Макарий приводится в училище. 4) Образ Пр. Троицы (занимает средину между другими изображениями, вверху главы пр. Макария). 5) Пр. Макарий обучается свящ. Писанию. 6) Пр. Макарий понуждается от родителей к бракосочетанию. 7) Обручение пр. Макария; 8) Преставление супруги пр. Макария. 9) Погребение супруги пр. Макария. 10) Пр. Макарий требует благословения от игумена. 11) «И пойде от гроба (своей супруги) пр. Макарий в Клобуков монастырь». 12) Пр. Макарий постригается во иноческий образ. 13) Пр. Макарий хождаше по пустыни, ища места, идеже бе вселитися. 14) Пр. Макаpий моляшеся Богу, да благословит место оное, и крест водрузи. 15) Пр. Макарий начал созидати древяную церковь во имя св. Троицы и братския кельи. 16) Пр. Макарий умолен от братии, да приимет чина свящснииическаго. 17) Пр. Макарий посвящается во иерея. 18) К пр. Макарию принесен разслабленный ногами и по молитве исцеляется. 19) И приведоша татие украденныя волы к преподобному и падше поклонишася, прося прощения. 20) Пр. Макарий умолен от братии, да приимет чин игумена. 21) Пр. Макарий моляшеся Богу в пустыни, и прииде бес, и прогна его молитися (д. б. молитвой, — на иконе изображение беса совершенно исчезло, и едва заметно пятно, где, вероятно, был написан бес). 22) Пр. Макарий моляшеся Богу, и прииде к нему болярин. 23) Преставление преп. Макария игумена чудотворца и 24) Обретение мощей пр. Макария игумена и чудотворца. Замечательна по своей древности икона св. Николая и др. В церкви хранятся Синодик (17 в.) и брачные венцы, в коих, согласно местному преданию, венчался пр. Макарий.
(По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 22. 15 ноября 1899 г. Часть оффициальная.)