Апракcино - Благовещенская церковь
![]() |
Село Апраксино, от Твери 155 верст, от Кашина 1 верста.
Церковь Благовещенская, построена в 1695 году, каменная, престола три: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой Святителя Леонтия Ростовского и Иерусалимской Божией Матери.
Церковные документы: опись 1852 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1827 года, план на землю.
В 1901 году служили: Священник Владимир Андреевич Завьялов 28-ми лет, окончил духовную семинарию, священником с 1893 года, награжден в 1899 году набедренником. Псаломщик Александр Яковлевич Чередеев 39-ти лет, в должности с 1893 года. Церковный староста крестьянин Михаил Иванович Шаглов в должности с 1896 года.
Прихожан в селе Апраскине, в деревнях: Плигине, Киевникове, Овсянникове, Медведеве, Ляхове, Климатине - 108 дворов (300 мужчин, 332 женщины).
В 1914 году служили: Священник Николай Ушаков 39-ти лет, окончил семинарию, на службе 13 лет, в Благовещенском храме 6 лет. Псаломщик Александр Чередеев 53-х лет, на службе 21 год.
Прихожан в деревнях Кевниково, Климатиново, Ляхово, Плигино, Овсянниково, Медведиха - 287 мужчин и 327 женщин.
В настоящее время церковь реставрируется и приписана к Вознесенскому кафедральному собору города Кашина.
![]() |
(По материалам изданий Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 1 Андрея Агафонова.)
Благовещенская Церковь с. Апраксина. Это село находится на запад от Клобукова Николаевского монастыря в 1 ½ версты. Церковь каменная, построена в 1698 году. Село Апраксино, по преданию, получило свое наименование от владельцев оного, графов Апраксиных. Вероятно, ими построена была церковь. Замечательны царские врата в главном (Благовещенском) иконостасе: резные, с рельефными изображениями: в верхней части Благовещения (Архангела Гавриила Пресв. Деве); — средину иконостаса и — далее — занимают рельефные малые изображения — по средине Божией Матери, а затем в три ряда изображены 12 апостолов, обративших свои взоры горе, вероятно, в ожидании сошествия на них св. Духа. На иконостасе, над иконами — несколько резных херувимов. Местные иконы в иконостасах — старинные. В трапезной — в теплом отделении храма два придела: правый посвящен св. Леонтию, епископу Ростовскому. Икона сего святителя старинная; по преданию, перенесена из г. Кашина. Не была ли она местною в существовавшей в Кашине Леонтиевской церкви (сгоревшей в 1621 г.), бывшей близ церкви св. муч. Флора и Лавра, каковая церковь ближайшая к с. Апраксину из Кашинских церквей. Левый придел — посвящен иерусалимской иконе Божией Матери, празднество которой совершается 12 октября. Местная икона эта (иерусалимской Божией Матери) свято чтится не только прихожанами с. Апраксина, но и гражданами г. Кашина. Икона в длину 12 верш., а в ширину 9 вершк.; на ней устроена серебряная позлащенная риза. Иерусалимская икона до 1835 года находилась в домовой церкви помещиков Шишковых в сельце Климатине, приписанной к Апраксинской церкви. (По смерти благочестивых сестер Шишковых, находящаяся в их доме церковь, по определению Св. Синода (при Тверском епископе Мефодии), была упразднена; иконы, богослужебные сосуды и все принадлежности Климатинской церкви были перенесены в Благовещенскую церковь с. Апраксина. На место упраздненной церкви в д. Климатина тогда же была построена деревянная, ныне сильно обветшавшая часовня, требующая немедленного возобновления. Икона Иерусалимской Божией Матери, домашняя святыня г. Шишковых, стала святыней и для прихожан с. Апраксина, особенно с 1848 г.; во время бывшей в этом году холеры брали сию икону в Кашин для молебствия, и, по вере в благодатную помощь от неё, по молитвам Пресв. Богородицы, холера прекратилась; с того времени — св. икону нередко берут в г. Кашин для молебствий, а к храмовому празднеству в честь её, 12 октября бывает многолюдное стечение богомольцев в Апраксинскую церковь. В приделе иерусалимской Божией Матери — замечательна местная, стоящая по правую сторону царских врат икона Нерукотворенного Образа Спасителя, одинакового размера с чудотворною иконою Иерусалимской Божией Матери и также в серебряной позлащенной ризе; эта икона была также перенесена в Апраксинскую церковь из упраздненной Климатинской церкви. С этими иконами ежегодно совершают крестные ходы в разные деревни, принадлежащие приходом к Благовещенской церкви с. Апраксина. Так крестные ходы совершаются в д. Климатине — 27 июня, в воспоминание бывшего здесь сильного градобития, и в пятницу пред праздником пр. Илии — в память прекращения холеры в 1848 г., в д. Кевникове — 15 июня, в день, посвященный (поместному празднованию) иконе Божией Матери, Скорбящих Радости, (эта икона находится сзади правого клироса в холодной церкви и свято чтится жителями сей деревни), и в среду пред Ильиным днем — в воспоминание о свирепствовавшей в 1848 г. холере; в д. Овсянниковой — 23 июня с иконою Владимирской Божией Матери; эта икона сооружена жителями сей деревни и находится в особом киоте сзади правого клироса в трапезной — теплой церкви; в самом же селе Апраксине бывает крестный ход вокруг села пред началом посева (в июне); в деревнях Ляховой и Плигиной — летом в неопределенное время, по взаимному соглашению прихожан с причтом. Приход с. Апраксина состоит из нескольких деревень — один из бедных и малолюдных в Кашинском уезде; в этом приходе считается менее 300 душ муж. пола. Из священников, служивших при Благовещенской церкви с. Апраксина, известны: Алексей Семенов (с 1781 по 1796, † 12 янв. 1796 г.), Иаков Никитин (с 1797 † 1 февр. 1802 г.); около двух лет в Апраксинской церкви временно отправлял богослужения свящ. Введенской церкви г. Кашина П. Матвеев; съ 1804 г. при Благовещенской церкви священствовал впоследствии низведенный в псаломщики к церкви с Никольского-Городища Тверского уезда; с ноября 1822 по 1824 г. временно исправлял богослужебные и церковные требы по Апраксинскому приходу свящ. с. Стражкова Ал. Вологодский; с 1855 г. по 1893 г. приходским священником был М. В. Сокольский, много потрудившийся о благоукрашении храма и по упорядочению бедного своего прихода; ему преемствовал (с 17 окт. 1893 г.) зять его Вл. Завьялов.
(По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 23. 1 декабря 1899 г. Часть оффициальная.)