Кашин - Флора и Лавра церковь
Церковь Флора и Лавра (ул. Тургенева) построена в 1749-1751 гг. на месте одноименного деревянного храма, известного с 1512 г. Перекликается с ансамблем Клобукова монастыря, задавая тон в панораме северо-восточной части города.
От каменной колокольни нач. XIX в. Сохранился только нижний ярус.
Самая ранняя церковь типа «восьмерик на четверике» - Флоро-Лаврская (ул. Тургенева). Она возведена в 1749 - 1751 годах на месте одноименного деревянного храма, известного с 1512 года. Композиция ее сложилась под явным воздействием Троицкого собора Клобукова монастыря, перестроенного, вероятно, чуть ранее. Перекличка этих доминант, расположенных невдалеке друг от друга, задавала тон в панораме северо-восточной части города.
Облик здания характерен грузной тяжеловесностью, инертной массивностью. На двусветном кубическом четверике покоится могучий восьмерик, перекрытый высоким сомкнутым сводом. Приземистая эллипсовидная апсида не увязана с гранеными вертикальными объемами. Вместе с трапезной, имеющей продольно ориентированный свод, она выявляет горизонтальную протяженность сооружения. Четкость осевой композиции несколько нарушена северным приделом. Звонница была сначала деревянной - восьмигранной ярусной с колоколообразным покрытием. От каменной колокольни начала XIX века сохранился только нижний ярус, обработанный парными пилястрами.
(По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры и издания Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)
(Фото. № 3-4 из группы Николаевский Клобуков женский монастырь в Контакте.)
Каменная церковь Святых Флора и Лавра построена в 1749 - 1751 г.г., до этого с 1512 г. упоминался деревянный храм. Флоро-Лаврская церковь - самая ранняя типа «восьмерик на четверике», из построенных в Кашине, перекрытая высоким сомкнутым сводом. Звонница сначала была деревянной восьмигранной с колоколообразным покрытием, затем в начале XIX в. была построена каменная (утрачена в 1929 году).
В 1935 г. в здании церкви открыт жестяный цех и гончарная мастерская горжилсоюза КБО, в 1969 г. перешло Горпромкомбинату, в 1983 г. производство закрылось. Храм не реставрировался, продолжает разрушаться.
(По материалам сайта Кашин Православный.)
(Фото. № 5 Павла с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Флоро-Лаврский каменный храм, устроен 1749—51 г.г. В нем два престола: в холодной части — во имя св. мучен. Флора и Лавра, а в теплом приделе — во имя Свв. Афанасия и Кирилла Александрийских.
Колокольня при храме устроена позднее (около 1800 г.). Приход Флоровский самый малочисленный.
Благолепие храма поддерживается богатыми вкладами.
Особым почитанием пользуются следующие иконы: а) Казанской Божией Матери, размеры иконы 26 верш. Х 18 вер., в сребро-позлащенной ризе, считается чудотворной; б) Леонтия еп. Ростовского вместе со свят. Николаем (23 мая в честь св. Леонтия в храме совершается праздничное служение); в) изображение 34-х святых, частицы мощей коих вложены в сию икону.
Самое раннее упоминание о Флоровской церкви находим в грамоте Дмитровского князя Юрия Ивановича, выданной Клобукову монастырю по случаю обмежевания земель в 1513 г.
Близко отстоящей от Флоровской церкви здесь указана церковь Феодора Стратилата.
Дозорщики 1621 г. записали между прочим: «церковь мучен. Христовых Флора и Лавра, да место церковное, что был храм Леонтия Ростовскаго».
Те-же дозорщики упоминают, но не кряду за Флоровской: «да в Кашине-ж на площади место церковное Афанасия и Кирилла, а на том месте стоят лавки... оброк платят Тверскому архиепископу».
В 1755 г. это место показано равным 6 квадр. саж.
По преданию указывают, что церковь Афанасия и Кирилла была там, где теперь находится женская гимназия.
По переписи 1709 г. значится: «две деревянныя церкви — Флора и Лавра, да Леонтия Ростовскаго, что в Лягушкиной слободе».
(По материалам издания Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. (С кратким житием благоверной кн. Анны). - С.-Пб., 1909.)
(Фото. № 6-7 Александра Коршунова. Фото. № 8 В. А. Колотильщикова, нач. XX в. с сайта Кашин Православный.)
Церковь свв. мучеников Флора и Лавра — одна из древнейших г. Кашина. Первоначально близ нынешней церкви в XVI веке существовала церковь во имя св. Леонтия, епископа Ростовского; думают, что этот храм был в недалеком расстоянии на запад от нынешней церкви. Леонтьевская церковь была деревянная и, вероятно, сгорела в один из пожаров, бывших в начале ХVII в. (в 1621 г.). На месте её в 1621 г. была построена деревянная церковь и уже не первая в честь свв. муч. Флора и Лавра. В жалованной грамоте Дмитровского князя Юрия Ивановича 1513 года Клобукову монастырю об отмежевании земли сказано между прочим: «Се аз, Юрья Иванович пожаловал есми Клобукова монастыря Никол. игумена Матфея с братиею. Били они мне в прошлом де 7019 году (1511): пожаловал де им я, князь Юрий Иванович, в Клобуков монастырь против Введенскаго монастыря за рекою Кашиною на берегу дворовые и огородные земли после ближняго моего боярина Шестака Шеншина и мельничнаго заплота берегом; да аз же де князь Юрья Иванович пожаловал им на Вонже реке на свечи и на ладон и на вино церковное земли по село Апраксина,... повыше Клобуковские мельницы чрез реку Кашину на враг промеж земли Перетрясово и Шестакова займища и доехав врагом до земли Флоровские, на которой земли кирпич делан на большую церковь (?) и до дорожки поворотил на лево подле Флоровские земли и доехал тою дорожкою до дорожки, которою ходят и ездят из города мимо церкви Флора и Лавра и церкви Феодора Стратилата в Клобуков монастырь и по той допожке поворотил на лево вкруте и доехал до Кашина реки: по праву земля моя Перетрясово до церкви Флора и Лавра»... Значит, в Кашине церковь свв. мучен. Флора и Лавра существовала в начале 16 века, а быть может и ранее (в 15 веке). Вторая церковь в честь сих святых построена была в начале 17 столетия, как видно иъ выписки Кашинской дозорной книги 1684 года, хранящейся в церковной ризнице. В выписи сказано: «Лета ЗРЧВ (1684) 24 июня. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей... боярин князь Василий Васильевич Голицын с товарищи дали выпись с дозорных Кашинских книг Микифора Протопопова, да подьячаго Федора Иванова РКѲ (129=1621) года Кашина города церкви мучеников Христовых Флора и Лавра попу Агапиту Козмину для того, что в нынешнем во РЧВ (1684) году бил челом великим государем... города Кашина с посаду церкви великих мученик Флора и Лавра поп Агапит Козмин церков. земля, что дана ему на прокормление и в Кашинских дозорных книгах РКѲ (129) написано: Церковь великих мученик Флора и Лавра, то место церковное, что был храм Леонтия Ростовскаго чудотворца». — Ныне существующая каменная церковь св. мученик Флора и Лавра построена в 1749 году, по благословению Тверского архиепископа Митрофана Слотвинского, усердием и на средства прихожан. В трапезной — теплой (на лев. стороне) устроен придел в честь свв. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. (Думают, что придел этот в честь сих святителей устроен потому, что в старину близ Флоровской церкви существовал Афанасиевский монастырь). В конце прошлого столетия (в 1799 г.), по малоприходности и скудости средств к содержанию причта, церковь свв. муч. Флора и Лавра предполагалась к приписке к ближайшей приходской церкви. Поводом к этому было следующее. В 1799 году мая 4-го священник Флоровской церкви Стефан Иванов с прихожанами просил у Тверского преосвященного Павла I (1798—1800 г.) разрешения построить вместо обветшавшей деревянной колокольни новую каменную. Преосвященный на их прошение сделал Консистории предложение: «В Кашине церквей весьма много, из них при некоторых священники с причетниками не имеют совсем пропитания: вывести справку, сколько при сей Флора и Лавра мученической церкви имеется приходских мужескаго пола душ и дворов, и если малое число прихожан, то разсмотреть Консистории, не следует ли сию упразднить, или какую другую в соседстве находящуюся, буде сия Флоровская церковь и строением лучше и утварью исправнее других и прихожане рачительнее»... В 1800 г. Флоровской церкви священник Алексей Васильев с причетниками дал показание, что они как прежде довольствовались от своих прихожан ручным подаянием, такт, и ныне на оном подаянии остаются довольными; что вышеписанная церковь муч. Флора и Лавра каменная, утварь довольна, построена в 1751 г., приходских при ней 24 двора, в них мужскаго пола 66 душ»... В виду такого показания Флоровского причта велено оставить Флоровскую приходскую церковь самостоятельным приходом (указ Консистории № 465, от 4 авг. 1800 года). Флоровской церкви, как малоприходной, вторично угрожало закрытие самостоятельного при ней причта. В начале шестидесятых годов нынешнего столетия, в видах усиления средств для содержания причта, Правительство решилось малоприходные церкви закрывать и прихожан от них отписывать к более многолюдным и богатым средствами церквам. Слух об этом дошел до благочестивых жителей г. Кашина, сильно возмутил их, и - представители города, во главе коих был городской голова, Флоровской церкви прихожанин, пот. поч. гражд. Ив. Фед. Струнников, из желания сохранить самостоятельным свой малолюдный приход, от лица представителей других городских церквей, обратились за советом к Тверскому архиепископу Филофею (впоследствии Киевскому митрополиту). Приснопамятный святитель посоветовал г. Струнникову и другим церковным старостам, чтобы более самостоятельные богатые граждане Кашина сделали денежные взносы во все бедные и малоприходные церкви. Благочестивые граждане вняли доброму совету своего приснопамятного архипастыря и своими значительными денежными вкладами обеспечили все свои городские малоприходные церкви, так что ни один нз них не был приписан, хотя при некоторых из них было 10—12 дворов и не более 50 душ муж. пола, как, напр., при церкви св. муч. Флора а Лавра, при Успенском соборе и друг. Флоровская церковь на содержание церкви и причта, благодаря щедрым вкладам своих прихожан (г. Струнниковых) и некоторых граждан, в настоящее время имеет до 25,000 руб. и весьма богатую ризницу, которая почти исключительно сооружена домом гг. Струнниковых.
В церкви Флора и Лавра замечательна храмовая (аналойная) икона: свв. муч. Флор и Лавр в верхней части написаны в рост, среди них ангел держит на убрусе изображение Нерукотворенного Образа Спасителя. В Нижней части иконы какие-то всадники написаны в малом виде на конях с венцами на головах и впереди их несколько бегущих животных (вероятно, лошадей); на иконе серебряная позлащенная риза. В иконостасе замечательна икона св. Леонтия, епископа Ростовского, вместе с изображением св. Николая (над северн. дверью иконостаса) в серебряной позлащенной ризе, как историч. памятник существования близ Флоровской церкви храма в честь святителя Леонтия. Хотя в настоящее время нет во Флоровской церкви придела в честь св. Леонтия, но ежегодно 23 мая, в день его памяти, совершается праздничное богослужение и служат святителю Леонтию молебен. В Афанасиево-Кирилловском приделе местная икона Казанский Божией Матери (вышиной 1 арш. 10 верш. и 1 арш. 2 верш. в ширину) в серебряной позлащенной ризе (устроенной в 1875 г. на средства прихожанина купца И. Д. Струнникова) — свято чтится, как чудотворная. Икона с изображением 34 святых, частицы мощей коих вложены в сию икону: Иоанна Предтечи, ап. Андрея Первозванного, св. царя Константина, св. Игнатия Богоносца, архидиакона Стефана, Иоанна Милостивого, апост. Марка, Луки, Матвея, Иоанна Богослова, трех вселенских святителей, св. м. Димитрия Солунского, великом. Варвары, Иоанна воина, Анастасии узорешительницы, великом. Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и др. Икона эта пожертвована во Флоровскую церковь в 1848 г. Параскевою Афанасьевною, женою капитана Черноморского флота Н. А. Федотова, для вечного поминовения как жертвовательниц, так и её родственников. Местные иконы главного иконостаса (Воскресение Христово, Казанской Божией Матери, свв. муч. Флора и Лавра, святителей Николая и Леонтия Ростовского) в дорогих серебряных позлащенных ризах; ризы эти устроены на средства прихожанина И. Д. Струнникова (ценой свыше 4000 р.); а в приделе — на местных иконах Рождества Христова, Воскресения Христова, Божией Матери — Неопалимой Купины, св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, мучеников Флора и Лавра, св. Николая, священномуч. Антипы, устроены на средства И. Ф. и И. Д. Струнниковых.
(По материалам статьи Епархиальная хроника // Тверские епархиальные ведомости. № 23. 1 декабря 1899 г. Часть оффициальная.)