Кашин - Троицкая надвратная церковь Сретенского монастыря

Фото. с сайта http://www.kashin.info/


   Надвратная Троицкая церковь составляла ударное звено монастырского фасада, обращенного к городу. Освященная в 1844 году, то есть ко времени окончательного распада столичного классицизма, она несла отблески высоких достижений этого стиля. Образный строй памятника близок московскому ампиру. Глубокие лоджии с четырьмя колоннами оттеняли лапидарную гладь стен. Широкий световой барабан плавно переходил в пологий купол. Пластичность и чистота форм, строгая монументальность композиции позволяют считать это сооружение лучшим в Кашине произведением позднего классицизма.
   В 1929 году был разобран иконостас, в 1935 г. церковь была полностью разрушена.


Троицкая надвратная церковь.

   
     (По материалам издания Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. и материалам сайта Кашин Православный.)

     (Фото. № 1 с официального сайта Кашинского района. Фото. № 2 Колотильщикова В.А. с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   В 1794 г. усердием достопамятной по подвижничеству инокини Елизаветы Головачевой († 1882 г.), при участии ее родственников Дмитрия и Надежды Нестеровых, воздвигнут был над св. вратами каменный храм во имя Живоначальной Троицы.
   При настоятельнице Назарете Давыдовой вместо ветхого и тесного Троицкого храма, устроенного в 1794 году, над св. вратами, воздвигнут был и доселе остающийся наилучшим для нее памятником великолепный и обширный каменный храм также во имя Пресвятой Троицы, с приделом в нижнем этаже (на восточной стороне) во имя св. Митрофана воронежского.
   В отдельности от Сретенского и Казанского соборных храмов красуется в новом архитектурном стиле устроенный в 1844 г. двухэтажный величественный каменный храм. В верхнем этаже, в иконостасе храма, в честь Святой и Живоначальной Троицы обращают на себя особенное внимание старинная, роскошно украшенная икона Пресвятой Троицы и запрестольное изображение распятого Господа, весьма большого размера, написанное искусной кистью игуменьи Антонии. Внутренность этого храма прекрасным расположением и новой иконописью, по возможности удовлетворяет эстетическому вкусу любителей изящного. В нижнем ярусе Троицкого храма, разделенном аркой пополам для св. ворот, с левой их стороны устроена в 1847 г. церковь во имя св. Митрофана, по объему и отделке иконостаса, который весь написан рукой игумении Антонии, составляющая противоположность в отношении верхнего храма; с правой же стороны — часовня, кладовая и вход вверх.

   
     (По материалам издания Баженов И. Кашинский Сретенский женский монастырь. Исторический очерк. - С.-Пб., 1893.)
    


   В 1794 году, по благословению Иринея, архиепископа тверского, устроен в монастыре, над святыми воротами, храм во имя Живоначальной Троицы. Вклады на сооружение его были: монахини Елисаветы Алексеевны Головачевой и родственников ее Дмитрия Сергеевича и Надежды Алексеевны Нестеровых.
   Игуменья Назарета Давыдова разобрала ветхий и тесный Троицкий храм, построенный в 1794 году над монастырскими вратами, и воздвигла на этом месте новый каменный, обширнейший; построила также церковь во имя св. МитроФана, епископа воронежского.

   Отдельно от Сретенского храма стоит каменная церковь Живоначальной Троицы, устроенная в 1844 году. Этот храм, созданный в новом архитектурном стиле, возвышается над главными святыми вратами и по изяществу своему служит украшением обители. В нижнем ярусе, разделенном на две половины аркой, заключаются: в средней части — врата, а по бокам их — с левой стороны церковь в честь св. МитроФана, епископа воронежского, устроенная в 1847 году; а с правой - часовня и вход в верхний ярус, занимаемый Троицким храмом.
   Храм этот состоит из трех главных частей: алтаря, церкви и трапезы и четырех малых притворов, выдавшихся на южную и северную сторону. Два из этих притворов принадлежат к алтарю и два к трапезе; между ними, с наружных сторон, в углублениях устроены балконы, окаймленные решеткой и обставленные колоннами, по четыре на сторону, которыми поддерживаются фронтоны. Над церковью возвышается большой величины купол, увенчанный позолоченным крестом. Со входа на две стороны ведет широкая лестница в паперть, освещаемую большими окнами, и из которой с правой и левой стороны вход в притворы, а из них двери на балконы. Паперть отделяется от церкви четырьмя колоннами, поддерживающими хоры, а последняя от алтаря — иконостасом, украшенным резьбой с богатой позолотой. Иконостас с боков царских врат обставлен колоннами и заключает различные иконы. Из них особенно замечательна роскошно украшенная старинная икона Пресв. Троицы. Стены в храме отштукатурены и покрыты белой краской. Храм весь освещается из стенных окон и трибуна, которых 13 внизу и 10 вверху. Между нижними окнами в простенках, в вызолоченных рамах прекрасно изображены лики св. угодников Божьих искусной кистью нынешней настоятельницы. Вообще внутренность этого храма, удовлетворяя по возможности эстетическому вкусу любителей изящного, достигает и главной цели назидания и возвышения духа молящихся.

   
     (По материалам издания Лебедев А. Описание Кашинского Сретенского женского второклассного монастыря и его пустынно-кладбищенской церкви Тверской епархии. - Ярославль, 1866.)
    


Посмотреть всю карту