Кашин - Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Александра Коршунова.


   Троицкая соборная церковь построена в 1664 – 1684 гг. В середине XVIII в. собор был реконструирован, с северной стороны пристроен небольшой Никольский придел, а с западной была длинная паперть, которая служила основанием колокольни, высотой в 12 саженей, выстроенной в 1818 г. В 1929 г. сняты колокола и разобран иконостас, в 1931 г. разобрана колокольня.


   Главное здание монастыря сооружалось в два приема. В 1664 году был заложен каменный Никольский храм, сменивший деревянный. Ктиторами его выступали богатые помещики Анисимовы. Позднее он превратился в придел Троицкой соборной церкви, возведенной в 1671-1684 годах.
   Первоначальный вид Троицкого собора можно представить по планам Кашина конца ХVII века. Фасады завершались полукруглыми кокошниками, над сводом поднималась единственная глава. Придел также был одноглавым. С южной стороны стояла шатровая колокольня. Вероятно, в середине XVIII века, когда здесь велись строительные работы, собор был реконструирован. Он стал первым в Кашине сооружением типа «восьмерик на четверике». Силуэт здания сделался более весомым, приметным издали.
   Массивный кубический объем переходил в широкий тяжеловесный восьмигранник. С северной стороны примыкал миниатюрный Никольский придел с полуциркульной апсидой и ризницей, а с западной - паперть, вытянутая вдоль поперечной оси и раскрытая арочными проемами. Она служила основанием колокольни, варьировавшей в меньшем масштабе и более легких пропорциях схему восьмерика на четверике. С центральным помещением паперть была соединена аркой, увеличенной в 1823 году. До наших дней памятник дошел в сильно искаженном виде и со значительными утратами.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и издания Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)

     (Фото. № 1 Александра Коршунова.)
    


Троицкий собор.

Троицкий собор в центре снимка. Фото. В.А. Колотильщикова. 1900 г.


   Изначально на месте церкви стоял деревянный храм Св. Николая, в 1664 году его заменил каменный храм. Позднее каменный храм Св. Николая станет приделом Троицкой церкви. Троицкая церковь строилась с 1664 по 1684 г.г. Троицкая церковь и Никольский придел были одноглавыми. Деньги на их сооружение были выделены богатыми помещиками Анисимовыми. В середине XVIII в. церковь была реконструирована, в 1818 г. построена шатровая колокольня высотой в 12 саженей.
   В 1929 году со звонницы сняты колокола и разобран иконостас Троицкой церкви. В 1931 году колокольня была полностью разобрана, в 1932 году Троицкая церковь была частично разрушена. В 2007 году вокруг Троицкой церкви была облагорожена территория, для Троицкого собора и его Никольского придела сделана новая крыша, проведены внутренние реставрационно-восстановительные работы.

   
     (По материалам сайта Кашин Православный.)

     (Фото. № 2 с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   При пожертвованиях в монастырь схимонаха Сергия и схимонахини Марфы, в мире Ансимовых, в 1664 году положено в монастыре начало строению каменной соборной церкви. Прежде сего, с самого основания монастыря и до 1664 года, соборная церковь в монастыре была деревянная во имя святителя и чудотворца Николая. Потом, когда приступили к постройке каменной церкви, то первоначально заложена была небольшая каменная церковь в то же наименование святителя и чудотворца. Она уже была построена, когда кончил жизнь, в 1671 году, схимонах Сергий Ансимов. Потом, на подаяния разных благотворителей, заложена была большая церковь во имя Св. Живоначальной Троицы подле церкви св. Николая чудотворца, так что эта последняя церковь сделалась придельной к новозаложенной Троицкой церкви и стала занимать место с левой ее стороны. Эта новозаложенная каменная Троицкая церковь окончена строением в 1684 году. Средства монастыря в конце ХVII и в начале XVIII столетия были весьма достаточны.

   Главный холодный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, с одной главой, в связи с трапезой, колокольней и папертью, зданием весь каменный, длиной 15 сажен, шириной 6 сажен и вышиной в 11 сажен, устроен в 1664 году на доброхотные пожертвования; при этом храме, с северной стороны, находится придел во имя святителя и чудотворца Николая, освященный в 1832 г., при Преосвященном Архиепископе Григории. В приделе свят. Николая чудотворца, под полом, близ входа, подле западной стены, в палатке, покоятся схимонах Сергий и схимонахиня Марфа Ансимовы. Против места их погребения, в самом приделе, на западной стене, близ входа, на вделанном в стену белом камне вырезана надпись: „против сей таблицы, в кладовой палатке, погребены прежния каменныя церкви создатели: схимник Сергий Ансимов — преставился 7178 (1670) г. августа 18 дня, да посестрия его, схимница Марфа — преставися 7208 (1700) года декабря 29 дня". Место, под которым они покоятся, ограждено в самом храме решеткой. Спереди поставлена древняя икона Казанской Богоматери, которая, перед погребением схимонахини Марфы несена была от села Кожина до Клобукова монастыря перед гробом ее. На стене, повыше решетки, искусной живописью изображены тезоименные им преподобные — Сергий и Марфа. Против придела, на углу, с северо- западной стороны пристроена каменная ризница и библиотека. Главный вход в храм с западной стороны, под колокольней. Имеется еще входное крыльцо с южной стороны, каменное, с железной крышей на кронштейнах. В главном приделе иконостас резной, сплошь весь вызолочен на полимент. В придельном храме иконостас простой работы, окрашенный масляной краской, резьба вызолочена; стены во всем храме расписаны и украшены живописью. Полы, как в алтарях, так и в прочих местах храма деревянные, окрашены охрой. Крыша покрыта простым листовым железом и окрашена медянкой. Кресты на храме и колокольне железные, вызолоченные. В означенном храме и колокольне, от давности-ли постройки, или от непрочности бута, в стенах есть большие трещины, которые требуют капитального исправления.


   В XV веке монастыре была небольшая деревянная церковь во имя свят. Николая чудотворца от которой и сам монастырь получил название „Николаевского".
   В 1710 году была сделана опись Клобукова монастыря стольником Тимофеем Акимовичем Дуровым.
   „В том монастыре: церковь Живоначальныя Троицы каменная, с приделом чудотворца Николая, об одной главе, глава обита черепицею, крест опаян белым железом, крыта тесом; на паперти колокольня".
   В 1803 году, по докладу строителя монастыря, иеромонаха Нила, резолюцией преосвященного Мефодия велено было перекрыть тесом крышу на соборной церкви, на сумму 276 р. 80 к. Была-ли перекрыта соборная крыша тесом, — неизвевтно, но в 1817 году, по докладу того же настоятеля, резолюцией преосвященного Серафима дозволено было соборную крышу, за ветхостью, перекрыть для прочности на новых стропилах листовым железом. На эту потребность настоятель, иеромонах Нил пожертвовал своих денег 1000 р. (за что объявлена была ему благодарность), и еще 1400 р. употреблено было из неокладной монастырской суммы. В 1820 г., в следствие прошения строителя, иеромонаха Виктора, преосвященным Филаретом (Дроздовым) разрешено было Троицкую соборную церковь исправить: 1) с наружной и внутренней стороны старую известь сбить и оштукатурить заново лучшим и прочным образом и по местам снаружи выкрасить приличной краской и 2) в нижнем этаже окна распространить. — На ремонт употреблено 1700 р. из неокладной суммы. В 1823 году в приделе святителя Николая был вызолочен позолотчиком города Осташкова Максимом Васильевым Печкиным за 800 р. новый иконостас. В 1888 году, по докладу строителя монастыря, дозволено было в соборной церкви настлать вместо каменного деревянный пол, на счет почетного гражданина города Кашина, купецкого брата Алексея Ивановича Жданова.
   В 1823 году поправки и строения, по докладу настоятеля, предполагались в следующем виде: в Троицком собор разобрать ветхий каменный пол и сделать новый деревянный, то же и в приделе святителя Николая; при входе в соборную церковь из трапезы арку распространить в высоту и ширину; вместо входной двери из придельной церкви в ризницу сделать арку, и от соборной трапезы отделить сей придел каменной стеной, а для ризницы отделать комнату под колокольней; крышу на соборе и колокольне, вместо ветхой деревянной, сделать новую из листового железа.
   На средства кашинских І-и гильд. купцов братьев Петра и Алексея Ивановичей Ждановых внутри соборной церкви устроен новый искусной резьбы иконостас, отлично вызолоченный червонным золотом на полимент, с живописными превосходной работы иконами.


ОПИСЬ 1710 ГОДА.

Опись сделана стольником Тимофеем Акимовичем Дуровым.

   „Церковь во имя Живоначальные Троицы каменная об одной главе, глава обита черепицою, крест опаян белым железом, крыта тесом. А в той церкви царские двери, а на тех царских дверях образ Благовещение Пресвятые Богородицы с евангелисты писаны на празелини голубцовой, венцы и ризы навожены сусальным золотом; у царских дверей и около евангелистов построены рамки и верхняя сень писано Отечество. Да местных икон на правой стороне царских дверей, образ всемилостиваго Спаса в иконостасе, иконостас золоченой ветх; а на том Спасове образе венец с цатою серебряною позолочен восковым золотом. Образ Пресвятые Богородицы Казанские в киоте о дву притворах; в окладе обнизь и ожерелье жемчужное; а на той иконе венец с цатою серебряные позолочены. Южные двери: на дверях написан образ ангела хранителя на празелени пробелен красками. Над южными дверми образ Николая чудотворца штилистовой в каруне. Образ Николая чудотворца писан на кедровой деке, оклад поля и ризы и венец серебряные гладкие позолочены с наугольники серебряными резными вставлен в большую деку, а на той цке писано Отечество Нерукотворенный Спасов образ и с Богородичны праздники и преподобные стоячие; и житие Николая чудотворца писано на золоте; ризы пробеливаны твореным золотом; венцы сусальное золото. Образ местной Владимирские пресвятые Богородицы писан на красках. На левой стороне царских дверей местный образ Пресвятыя Богородицы Одегитрия с превечным Младенцем: венцы серебряные позолочены, убрус и поднизь низаное с каменьем, на нем же крест монашеской, на кресте 4 жемчужины; у того ж Богородичного образа крест серебряной мужской, да полтинник, да мелких 10 денег. Образ Николая чудотворца штилистовой на кипариснои цке в окладе, оклад серебряной золочен, в киоте жестяном за слудою; в привесе у того образа 6 денег. На северных дверях образ архидиакона Стефана. По левую сторону северных дверей образ Пресвятые Богородицы штилистовой резной вставлен в большую цку, на цке писан Спасов образ нерукотворенный, на нем венец серебряный позолочен, по обе стороны писаны Страсти Христовы, да разных Богородичных праздников и разных святителей и апостолов и преподобных. У левого крылоса местной образ живорначальныя Троицы в киоте с пеленою. У тогож крылоса образ преподобнаго Макария чудотворца писан на красках: длина 1½ аршина, ширина аршин с четвертью. У местных икон вместо пелен написаны на цках философы на красках. Над царскими дверми Тайныя Вечери, по обе стороны 8 икон владычных праздников писаны на голубце, венцы сусальное золото. В Деисусех Спасов образ, венец и ризы сусальное золото, по обе стороны 8 икон. Вверху над деисусы Животворящий Крест, на нем написано Распятие Горподне. У местных икон и праздников и у деисусов 18 лампад медных чеканных и гладких. На налое образ Отечество, венцы серебряные позолочены. Два подсвешника жестяных с яблоки. Два подсвешника костяных точеных круглые. Да выносной подсвешник же маленькой костяной же точеной на железных прутах. У тех подсвешников верхи белого железа, поддонки железные ж. Налои тройной обитъкожею. Херуговь, а на ней написан Спасов образ, в подножии образ Николая чудотворца да Макария Колязинскаго. На другой стороне образ Пресвятые Богородицы во облаце в молении Тверских чудотворцов писаны на празелени, крест зеленой золочен. В той же соборной церкви штилистовых икон: над царскими дверми Спасов образ на престоле с Богородицею и со Предтечею со архангелы и со апостолы и с преподобными в окладе, оклад серебряной позолочен басемной, венцы серебряные резные и цата серебряная чеканная, 7 копеек серебряных позолоченых. Образ Пресвятыя Богородицы Умиление, поднизь и ожерельцо жемчужное, венец с каруною, венцы серебряные резные, в венце и в цате и в коруне 13 камней в ставках серебряных, да 6 камней на стенках, оклад серебряной басемной. Два образа Николая чудотворца в окладе, оклад серебряной позолочен басемной, венцы резные, в том числе у одного образа цата чеканная, в прикладе у ней 7 копеек. Да разных щтилистовых Богородичных икон 16 в окладе. Да штилистовых же разных святых икон 17 писаны на красках.
   Во олтари на престоле одежда с переду камчатая ветха, a с трех сторон кумач. На том же престоле покров выбойчатой, пелена небольшая шита золотом и серебром, на ней Александр Свирскйй да Йоанн Лествичник. Да вновь одежда напрестольная — камка вишневая, крест кушащатой по белой земле травчатой. На престоле ж евангелие обложено бархатом червчатым, Распятие Господне и евангелисты серебряные позолоченые басемные, верхняя дека обита серебром гладким, около распятия и деки обнизано жемчугом да 7 камней в ставках серебряных. Да вновь евангелие на александрийской бумаге обложено бархатом зеленым, верхняя доска серебряная золочена, в средине образ Спасов на цке, по углам евангилисты серебряные золочены, на изподи средина и наугольники серебряные золоченые и петли серебряные. Благословящии крест обложен серебром, Распятие Господне литое, херувимы серебряные, позолочены, около креста и распятия обнизано жемчугом; да на том же кресте вновь пpилoжено на проволоке 6 камней.
   Два кадила серебряные. Сосуды и потир, дискос, и блюдца, звезда и лжица серебряная, чашка серебреная, Губа большая выносная.
   Запрестольный образ Пресвятые Богородицы Воплощения на горнем месте. Крест животворящий запрестольной же выносной. На горнем же месте образ Пресвятые Богородицы Неопалимыя Купины местной в окладе.

_____________________________________


   В пределе у Николая чудотворца местный Спасов образ на престоле, у престола предстоящие Пресвятая Богородица да Иоанн Предтеча. Внизу у Спасова образа 3 иконы штилистовые: Богоявление Господне, Алексея митрополита, Соргия чудотворца писаны на красках.
   Местная икона чудотворца Николая с деянием в киоте в окладе, оклад серебряной позолочен, венец с финифтью серебряной золочен, в венце 5 камней и цата серебряная золочена ж; в деянии 15 венцов серебряных, да на том же образе приклад: два креста да копеек 15 алтын; под цатою подушка камчатая нашита золотом и шелком. Да у того ж образа внов приложено два креста монашеских, обложены серебром, да крест серебряной, яфимок серебряной же.
   Двери царские: столпцы разные писаны на красках; на царских дверях Благовещение Пресвятые Богородицы, евангелисты на столбцах, святители обложены, венцы и поля, оклад серебряный позолочен. По левую сторону цареких дверей образ Покрова Пресвятыя Богородицы, 4 иконы разных святых в окладе; 11 икон разных же святых штилистовых на красках накладные. Над царскими дверми 8 икон праздников. Деисусов поясных 7 икон. Пред Спасовым образом вверху паникадило медное.
   На северной двери написано пророк Даниил.
   В олтаре на престоле одежда спереди атлас травчатрой, с трех сторон кумач красной. На престоле евавгелие покрыто бархатом травчатым, евангелисты и застежка серебряныя, позолочены, ветхо.
   Крест благословящей обложен серебром позолочен, Распятие Господне и херувимы серебряные литые. Крест серебряной с мощми золoчeн. На престоле пелена выбойчатая.
   За престолом образ Пресвятые Богородицы писан на красках.
   На жертвеннике сосуды оловянные, покров тавтяной обложен тафтою ж полосатою, воздух объярь зеленая, обложен камкою китайскою краскою.
   Два кадила медныя. Чаша водосвятная медная.
   Кунган медной. Блюдо оловянное. Чашка. Два укропника, один ветх. Фонарь выносной слюдной.
   Да в том же пределе на престоле ковчег оловянной.

_____________________________________


   Да в соборной церкви в ризнице: сундук дубовой, обит железом, замок глездун, а в нем ризы и стихари, патрахели и поручи.
   Ризы отлас серебряной, травы золотные, оплечье шито золотом и серебром по черному бархату, подольник отлас травчатой гладкой, подложены зенденью, ветхи.
   Ризы объярь алая, оплечье бархат золотнои, подольник отлас желтый, подложены крашениною.
   Ризы объярь рудожелтая, оплечье шито золотом и серебром по черному бархату, подольник дороги красные, подложены крашениною красною.
   Ризы отлас цветной, оплечье шито золотом и серебром по черному бархату, подольник отлас желтый, подложены крашениною, ветхи.
   Ризы камчатые, камка китайская зеленая, оплечье бархатное золотное, подольник отлас травчатый черной, подложены крашениною синею.
   Ризы тавтяные желтые, оплечье объярь серебряная, подольник тавтяной красной, подложены крашениною синею.
   Ризы тавтяные травчатые, оплечье бархат цветной, подольник дороги красные, подложены крашениною, ветхи.
   Ризы тавтяные желтые травчатые, оплечье камчатое алое, подольник кружево цветное, поверх того кружива и около оплечья галун шелковой, подложены крашениною.
   Ризы отлас травчатый, оплечье участок по атласу зеленому.
   Ризы пестрядинные, оплечье выбойка белая.
   Ризы белые, оплечье выбойчатое.
   Ризы белые ж полотняные, оплечье выбойчатое.
   Да вновь риз: ризы изорбатные цветные по желтой земле, оплечье шитое, травки золотные, подольник камчатое красное, подложены крашениною.
   Ризы изорбат таусинной, травки золотые, оплечье штов, травки шиты золотом, подольник камчатое ошновое, подложены крашениною кирпичною.
   Стихари: стихар отлас зеленой персидской, оплечье и зарукавье шито серебром и золотом по красному бархату, подольник дороги красные, подложены крашениною.
   Стихарь оплечье отлас полосатой, зарукавье и подольник струйчатый, подложен крашениною.
   Стихарь китайчатой белой, оплечье камчатное, подольник тавта желтая, подложен крашениною.
   Стихарь тавта таусинная, ветха, оплечье и зарукавье бархат цветной, подольник тавта вишневая, подложен крашениною.
   Стихарь киндяк черной, оплечье и подольник кумач красной, пугвица серебряная.
   Стихарь камчатой вишневой.
   Стихарь камчачтой сахарной цвет, оплечье изорбат травчатой цветной, пугвица серебряная, подольник тавтяной красной.
   Стихарь камчатой красной цветной, оплечь камка рудожелтая, обложен галуном зеленым, подольник дороги зеленые.
   Да вновь стихари: стихарь отласный полосатой красной, оплечье штофное зеленое, по нем травки золотные, подольник камка алая мелкотравчатая.
   Стихарь дороги красные полосатые, оплечье штофное, около оплечье плетешок серебряной, рукава и подольник опушены камкою зеленою, подложен крашениною.
   Подризник тавтяной, оплечье и зарукавье камка травчатая, подольник тафта зеленая, подложена крашениною синею.
   Патрахели: патрахель шита золотом и серебром по черному бархату, обложена отласом красным, 10 пуговиц серебряных золоченых.
   Патрахель отласная, обложена камкою зеленою, 12 пугвиц серебряных.
   Патрахель бархат зеленой, обложена отласом зеленым гладким, 15 пугвиц серебряных золоченых.
   Две патрахели выбойчатые.
   Да вновь патрахели: патрахель камчатая желтая, обложена камкою васильковою, кресты черные тавтяные, по них зерна половинчатые, 8 пугвиц серебряных золоченых гладких, кисти шелк с золотом.
   Набедренник отлас струйчатый ветх.
   Поручи: поручи шитые золотом да серебром по черному бархату, обложены тавтою алою, 10 пугвиц серебряных золоченых.
   Поручи шиты золотом и серебром по черному бархату, обложены тавтою алою, подложены кутнею.
   Поручи бархат травчатый, обложены тавтою цветною, пугвицы медные.
   Поручи отлас золотной персидокой, обложены тавтою красною.
   Поручи объяринные зеленые, обложены камкою китайскою рудожелтою.
   Поручи объяринные без пугвиц.
   Поручи объярь струйчатая, обложены камкою китайскою рудожелтою.
   Поручи объяринные без пугвиц.
   Поручи объярь струйчатая, обложена камкою китайскою рудожелтою.
   Поручи объяринные без пугвиц.
   Поручи по желтой тавте, травы бархатные, а промеж ими вышито золотом и серебром.
   Да вновь прибыли поручи: поручи штов малиновой, опушены тавтою зеленою, по 3 пугвицы серебряные.
   Улари: уларь отлас цветной, обложен отласом алым. Уларь золотной отлас персидской, обложен отласом алым, 2 пугвицы серебряные, 6 кистей шелковых, варварки серебром. Уларь полосатой подложен камкою белою. Уларь полосатой подложен крашениною.
   Пелены: пелена камчатая, крест нашит круживо серебряное, обложена изуфрею зеленою. Два воздуха, камчатой да в том числе киндячной, ветхи.
   Пелена отлас травчатой персидской, крест нашит круживо серебряное, обложено тавтою желтою, подложена крашениною, ветха. Две пелены да воздух камка красная, обложены тавтою таусинною. Пелена тавтяная голубая. Пелена камчатая травчатая. Пелена тавтяная красная, около ее шито золотом да серебром, по полотну белому опушено тавтою красною же. Пелена киндяшная. 3 пояса шелковые.
   Плат белой, наугольники шиты серебром и золотом. Покров и две пелены белые, обложены камкою красною. Лудан, крест круживо золотное.

_____________________________________


   В книгохранительнице книг: Устав новой, 2 Охтоя печатны на осмь гласов старопечатное. 12 Миней месечных старопечатных. Триоди постная и цветная печатные. Два Пролога печатные во весь год, Требник старопечатной, Два Апостола печатные, Трефолой печатный, Псалтирь в полдести польская печатная ветха, Часослов печатной ветх. Часослов учительной, Евангелие воскресное толковое старопечатное, Минея общая старопечатная. Устав небольшой старопечатной, Шестоднев печатной, Лественик печатной, Псалтирь следованием новая, Ирмологии печатные, Два служебника старопечатных ветхи, Псалтирь печать киевская ветха, 2 Синодика, 2 Служебника новопечатных, Требник новопечатной, Псалтирь печатная новая, 12 Миней месячных новопечатных, 2 Треоди новых печатных, Апостол новопечатной, Часослов большой новопечатной, 2 Канунники правильных новопечатных, Евангелие толковое повседневное печатное, Евангелие толковое печатпное в десть.

_____________________________________


   В той же соборной церкви 6 окончин слудных больших, 2 окончины в ставнях, налой кожаной. Да в пределе 6 окончин слудных, a у всех окон и у дверей решетки железные купчатые. Да в пределе чудотворца Николая печь муравленая, заслон железной. 

   В паперти у соборной церкви над дверми образ архангела Михаила, по правую сторону входных дверей образ Спасов нерукотвореннаго да Николая чудотворца. Входная дверь обита кожею золоченою немецкою ветха; у дверей замок немецкой висящей, решетка затворная железная.

_____________________________________


   На колокольне колокол: большей колокол весом 38 пуд, колокол 4 пуда, колокол 3 пуда с четвертью, 2 колокола по 1½ пуда, всего 5 колокол. На той же колокольне часы с четвертми боевыми".

   
     (По материалам издания Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. - Тверь, 1899.)
    


А. М. Салимов, М. А. Салимова

Троицкий собор
Кашинского Николаевского
Клобукова монастыря


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   Клобуков монастырь расположен в восточной части Кашина, на пологом левом берегу Кашинки, недалеко от устья впадающей в нее речки Вонжи. В центре обители находится соборный храм, который в советское время лишился своего основного объема. После того как в первой половине XX в. была разобрана собственно Троицкая церковь и венчающие ярусы колокольни, соборный комплекс Клобукова монастыря оказался представлен лишь небольшим северным Никольским приделом, трапезной и папертью, включающей в себя нижний ярус колокольни, ризницу и библиотеку (Ил. 2—4).
   Все части здания выложены из кирпича. В отдельных местах верх цоколя оформлен белокаменной профилированной тягой и фрагментами белокаменной кладки. Апсида придела полуциркульная в плане. Все оконные проемы прямоугольные. Окна придела и трапезной (с севера и юга) имеют белокаменные рамочные наличники на консолях (последние, как правило, срублены). Фасады членятся плоскими лопатками, в карнизной части придела фиксируется поребрик. В восточной стене трапезной, а также в западной и южной стенах колокольни (библиотеке) читаются значительные по габаритам полуциркульные арки.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   Трапезная перекрыта полулотковым сводом с распалубками, придел — коробовым сводом, а его апсида — конхой. Близкое по характеру сводчатое перекрытие — коробовый свод с распалубками — у нижнего яруса колокольни. В ризнице, расположенной в северозападной части комплекса, перекрытие плоское.
   Предание относит время основания монастыря к XIV в., а документы фиксируют обитель в первой четверти XV в.1 В этот период главный храм монастыря был, вероятно, деревянным и назывался Никольским. Основополагающим это посвящение сохранялось за основным престолом собора вплоть до последней трети XVII в., когда в монастыре выстроили каменную Троицкую церковь.
   Как правило, существующие источники и литература относят начало каменного строительства в обители к 1664 г. Считается, что в этом году была заложена небольшая Никольская церковь, которая к 1684 г., после постройки Троицкого собора, стала северным приделом в значительном по объему храмовом комплексе2. Правда, Г. В. Попов допускает, что каменный собор в этой кашинской обители могли, возвести еще в первой четверти XVI в. В данном случае он ссылается на грамоту, выданную в 1512 г. Клобукову монастырю дмитровским князем Юрием Ивановичем. В ней говорится о производстве кирпича для «болшой соборной церкви». Надо полагать, что определенность в этом вопросе будет достигнута после архитектурно-археологических исследований3.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   К последней четверти — концу XVII в. относятся два наиболее ранних изображения выстроенного в 1664—1684 гг. храма (Ил. 5, 6). И хотя эти материалы наделены известной долей схематизма, они всё же дают обобщенное представление о тех формах, которые, вероятно, были свойственны первоначальному облику собора Клобукова монастыря. На рисунках конца XVII в. Троицкий собор кардинально отличается от того сооружения, что известно нам по литографиям и фотоснимкам конца XIX — начала XX в. (Ил. 1, 7, 8). Позднесредневековые материалы не фиксируют его в качестве храма типа «восьмерик на четверике». На планах XVII в. основной объем соборной церкви Клобукова монастыря перекрыт четырехскатной кровлей и увенчан одной небольшой главой. В этот период в верхней части каждого из фасадов были устроены полуциркульные кокошники (Ил. 5). С севера на одном из рисунков конца XVII в. (Ил. 6) к Троицкому собору примыкает одноглавный Никольский придел, а с запада — шатровая, вероятно, трехъярусная4 колокольня. Сегодня, после многочисленных переделок и крупномасштабных утрат советского времени, облик соборного храма Клобукова монастыря, особенно в деталях, рисуется довольно смутно. Тем не менее многочисленные аналоги XVII в. дают возможность обобщенно представить собор этой кашинской обители на разных этапах его существования.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   В этой связи следует отметить, что наиболее ранняя каменная постройка XVII в. — Никольский собор 1664 г. — возводилась в тот период, когда четырехскатные кровли простого рисунка были достаточно редким явлением, поэтому есть основание полагать, что основной объем небольшого Никольского храма венчался несколькими рядами кокошников, ступенчато расположенных на своде. К сказанному добавим, что каменная Никольская церковь строилась одновременно со вторым по значению собором Кашина - Успенским (1664—1672)5, и естественно предположить, что в архитектуре этих зданий было много общего. Успенский храм, стоявший рядом с главным городским Воскресенским собором, в советское время был разобран, однако существуют фотоснимки, которые свидетельствуют о том, что еще в начале XX в. основной объем Успенской церкви отчасти сохранял свои первоначальные архитектурные формы. Близким первоначальному в этот период мог быть и характер покрытия, хотя высокий подъем кровли Успенского собора6 имеет, возможно, более позднее происхождение. В этом случае на основном объеме храма можно разместить двухрядное «кокошниковое» завершение. Ступенчатым, состоящим из двух рядов кокошников, мог быть верх и у Никольской церкви Клобукова монастыря. Кокошники, по всей видимости, оформляли с четырех сторон и квадратный постамент под его барабаном.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   Иной формы кровля могла быть устроена у возведенного в 1670—1680-х гг. Троицкого собора Клобукова монастыря. Это время в отечественной архитектуре отмечено активной заменой ступенчатых «кокошниковых» завершений четырехскатными кровлями простой формы. В последней четверти XVII в. кокошники превращаются из объемных элементов в рельефно прорисованные на плоскости стены (в верхней части фасада) декоративные детали. Именно с такой венчающей частью изображен главный храм Клобукова монастыря на рисунке 1687 г. (Ил. 5), напоминая типологически и хронологически близкие постройки, XVIIв., в том числе и сооружения на территории Клобукова монастыря (Покровская надвратная церковь). Правда, подчеркнутый схематизм изображения оставляет за нами право предполагать и другой, более живописный характер завершения, где одноглавый (а чаще пятиглавый) верх храма соотносится не только с четырехскатной кровлей, но и со ступенчато расположенными рядами кокошников.
   К началу XVIII в. в облике соборного храма Клобукова монастыря произошли некоторые изменения. Так, например, опись 1710 г. фиксирует завершение (главу) только на основном объеме7. Малая глава на Никольском приделе к этому времени была разобрана. В настоящее время у нас нет данных, позволяющих определить причину, повлекшую за собой разборку главы. Не исключено, что это мероприятие явилось следствием частичной разборки в 1670—1680-е гг. Никольской церкви, поскольку в процессе включения первоначального храма (1664) в состав более крупного соборного комплекса могла быть нарушена его конструктивная система, и на рубеже XVII—XVIII вв., возможно, пришлось устранять недостатки, вызванные не очень удачной реконструкцией постройки 1664 г. Впрочем, причины, приведшие к разборке главы на Никольском приделе, могли быть и другими.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   В XVIII в. соборный храм Клобукова монастыря кардинальным образом изменил свой внешний облик. Исследователи в целом едины в мнении относительного того, когда произошло это событие. Датируя замену первоначального завершения массивным восьмериком серединой XVIII в., они ссылаются на текст одной из вкладных досок, вмонтированной в стену собора8. Она содержала надпись: «Клобукова монастыря каменному строению церкви Живоначалъныя Троицы с пределом да чудотворца Макария и ограда окончание 1748 году, а при том строении был в смотрении монах Тимофей Плетнев»9. Эту надпись, действительно, можно трактовать как перестройку первоначальной церкви, тем более что тип храма «восьмерик на четверике» в середине XVIII в. получил широкое распространение.
   И всё же бесспорной эту датировку считать нельзя, поскольку монастырская опись 1846 г. фиксирует на главном Троицком престоле антиминс, относящийся к 1789 г.10 Этот документ является безусловным свидетельством переосвящения престола (читай: храма) после его обновления. Предложенная датировка не вступает в противоречие с архитектурными формами здания. Постройки типа «восьмерик на четверике» сооружают в провинции не только в XVIII, но и в начале XIX в. Если же говорить о белокаменных наличниках храма, которые составитель паспорта предположительно отнесла к середине XVIII в.11, то стилистически они, напротив, более соотносимы с классицизмом последней трети — последней четверти XVIII в., нежели с елизаветинским барокко. Наконец, косвенно предложенную датировку подтверждает ряд колоколов, отлитых для соборной колокольни в 1793 г.12 Их могли изготовить для реконструированной накануне колокольни. Кстати, колоколов, относящихся к середине XVIII в., составитель описи не зафиксировал. Все эти факты дают основание рассматривать не только середину XVIII в., но и рубеж 1780—1790-х гг. в качестве того периода, когда соборный комплекс Клобукова монастыря лишился своего позднесредневекового облика. При этом первоначальное завершение было заменено массивным восьмериком, а он был перекрыт граненым сферическим куполом и увенчан небольшой главкой-фонариком. Аналогичное перекрытие получила колокольня, которая на этапе реконструкции лишилась шатрового завершения. Добавим, что тогда же к северо-западному углу соборного комплекса могла быть пристроена ризница, хотя не исключено ее более раннее или более позднее происхождение13.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   Длительное время кровля собора оставалась тесовой (деревянной), что приводило к ее частым заменам. Например, эти работы велись в 1808 г., когда пришлось заменять сильно обветшавшую крышу14. Кровля эта простояла до 1817 г., после чего отдельные компартименты церкви (трапезная и алтарь) были перекрыты «листовым железом»15.
   Из документов 1820 г. мы узнаем об отсутствии в храме настенной живописи. В этот период собор расписывать не стали. Под руководством новоторжского мещанина Ивана Михайловича Волкова его вновь оштукатурили и выбелили. Тогда же Волкову собирались поручить растёску окон первого яруса. Однако уверенности в том, что он «распространил» оконные проемы, нет, поскольку в Духовной консистории высказывались сомнения в целесообразности подобного деяния. Руководство епархии опасалось, «не будет ли повреждения в прочности здания от распространения окон»16.
   В 1823 г. осташковский мещанин Максим Васильевич Нечкин вызолотил вновь установленный в Никольском приделе иконостас17. В этом же году в Троицком соборе вместо каменного был настлан деревянный пол (ранее такой пол уложили в приделе)18. Одновременно решено было заменить дверной проем, ведущий из придела в ризницу, на арку. При этом придел предполагалось изолировать от трапезной глухим простенком. В 1823 г. должен был увеличиться в размерах и арочный проем между церковью и трапезной19. В том же году ветхая деревянная кровля на соборе и колокольне была заменена, наконец, металлическим покрытием20. Обновление храма завершилось устройством в Троицком соборе нового иконостаса на средства кашинских купцов Ждановых21. Ремонтные работы в Никольском приделе завершились к началу 1830-х гг., и в 1832 г. он был переосвящен22, а в 1836 г. соборный храм был расписан23.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   С конца 1830-х гг. в стенах колокольни стали фиксировать трещины24. К 1846 г. относится документ, содержащий достаточно детальное описание храма. Например, в нем сообщатся, что у церкви «дватцать три окна, вверху одиннадцать, внизу двенатцать». С «полуденной» (южной) стороны собор имел большое полуциркульное окно «со вставленною стекольчетою рамою». С этой же стороны располагалось «некрытое» крыльцо, ступени и перила которого были сделаны из белого камня25. В начале XX в. над этим крыльцом был размещен металлический навес на кронштейнах26 (Ил. 10).
   В середине XIX в. белокаменное крыльцо имело с запада навес, над которым находилось аналогичное южному полуциркульное окно. Опись 1846 г. зафиксировала также «два малыя подвала», устроенные под северной частью паперти. Трещины в колокольне фиксировались и в начале XX в., «но в виду прочности и массивности стен, опасности для храма» не представляли27. Не угрожали они памятнику и в первые послереволюционные годы, когда здание было обследовано директором Кашинского музея В. Ярополовым28.
   В 1930-е гг. Троицкий храм и верхние ярусы колокольни были разобраны29, что превратило соборный комплекс в аморфное, маловыразительное строение, напоминающее склад.


Троицкий собор Николаевского Клобукова монастыря.


   1 Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. Тверь, 1899. С. 3, 5.
   2 Кириков Б. М. Кашин. Л., 1988. С. 57.
   3 Заметим, что дозорная книга 1628 г. не называет материал, из которого выстроен Никольский собор (Завьялов И. Материалы для истории и археологии по городу Кашину. Тверь, 1901. С. 15).
   4 Источник 1885 г. сообщает о наличии у колокольни двух ярусов (ГАТО. Ф. 466. Oп. 1, Ед. хр. 80031. Л. 1—1 об., 4). Однако, при этом, по всей видимости, не был учтен нижний ярус, входящий в состав паперти, поэтому есть основание рассматривать это сооружение в качестве трехъярусного.
   5 Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. СПб., 1909. С. 28.
   6 Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. С. 29.
   7 Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского... С. 21—22,
   8 Галашевич А. А. Клобуков монастырь. Троицкий собор: Паспорт на памятник. 1969 г.; Ильина М. А. Клобуков монастырь. Троицкий собор: Паспорт на памятник. 1985 г.; Кириков Б. М. Кашин. С. 57; Анциферова Г. М. Кашин // Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки / Ред. сост. Г. К. Смирнов. М., 2000. Вып. 1. С. 181.
   9 Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского... С. 45.
   10 ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Ед. хр. 19221. Л. 3 об.
   11 Ильина М. А. Клобуков монастырь. Троицкий собор: Паспорт на памятник.
   12 ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Ед. хр. 19221. 1846 г. Л. 80 об.
   13 Например, А. А. Галашевич отнес ее постройку к 1820—1830-м гг., а М. А. Ильина — к середине XVIII в. (см. прим. 8).
   14 ГАТО. Ф.160. Оп. 2. Ед. хр. 1820. Л. 1.
   15 Там же. Ед. хр. 1864. Л. 1, 3.
   16 Там же. Ед. хр. 1822. Л. 1—1 об., 2 об.
   17 Там же. Ед. хр. 1700. Л. 1, 2—2 об.
   18 Там же. Ед. хр. 1705. Л. 14.
   19 Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского... С. 27.
   20 ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Ед. хр. 1705. Л. 1 об.
   21 Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского... С. 28.
   22 ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Дело 1832 г,, не сохранилось; Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского... С. 38.
   23 ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Ед. хр. 16563. Л. 161.
   24 Там же. Ед. хр. 16565. Л. 180.
   25 Там же. Ед. хр. 19221. Л. 2.
   26 Там же. Ед. хр. 16594. 1912 г. Л. 270 об.
   27 Там же. Л. 270 об. — 271.
   28 ГАТО. Ф. Р-488. Оп. 5. Ед. хр. 67. 1926 г. Л. 59.
   29 Галашевич А. А. Клобуков монастырь. Троицкий собор. Паспорт на памятник.

   
     (Источник: Салимов А. М., Салимова М. А. Введенская церковь в Бежецке // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Выпуск 2 / Составитель В. В. Кузнецов. Редакторы В. В. Воробьёв, М. В. Строганов (выпускающий). — Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей; Тверь: Издательство М. Батасовой, 2009.)

     (Фото. и рис. № 3-11 из статьи Салимов А. М., Салимова М. А. Введенская церковь в Бежецке // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Выпуск 2 / Составитель В. В. Кузнецов. Редакторы В. В. Воробьёв, М. В. Строганов (выпускающий). — Торжок: Всероссийский историко-этнографический музей; Тверь: Издательство М. Батасовой, 2009.)
    


Посмотреть всю карту