Кашин - Троицкий собор Дмитровского монастыря
Каменная соборная церковь Троицы являла собой весьма оригинальное сооружение, которое, правда, со временем утратило свой первоначальный облик. Высокий четверик был поделён на нижнее и верхнее помещения, к основному объему храма примыкали одноглавые приделы, а галерея опиралась на большую аркаду. Ещё одна особенность - чётное число апсид (четыре). Построенная в 1682 г. церковь подвергалась переделкам. В XIX в. были расширены приделы и сооружена новая паперть.
С интервалом более чем в два столетия были возведены каменные здания Дмитровского (Димитриевского) мужского монастыря. В планировочной структуре и панораме Кашина монастырь занял исключительно важное и выгодное место - напротив древнего посада, вблизи дорог из Бежецкого Верха и Белоозера. Правый берег Кашинки здесь плавно поднимается, обрываясь крутым откосом к долине Богословского ручья. Резкий перепад рельефа был эффектно обыгран при сооружении в 1682 году каменной соборной церкви Троицы (устроителями ее были наследники стряпчего А.С. Акимова и его родственник М.С. Свечин). Это один из интереснейших памятников Кашина. К сожалению, его оригинальный облик искажен поздними пристройками.
Высокий четверик поделен внутри на нижнее (теплое) и верхнее (холодное) помещения. Удлиненность его по поперечной оси подчеркнута числом кокошников - по три на южном и северном и по четыре на западном и восточном фасадах. Углы выделены лопатками. Сомкнутый свод был нагружен пятью главами на тонких барабанах. Малые размеры и просторная расстановка их вносили в силуэт особую легкость и воздушность.
Композиция храма обогащена одноглавыми приделами и северной галереей, опирающейся на крупную аркаду. Двухэтажному строению интерьера вторят два яруса апсид. Нижний алтарь выдается вперед (престолы нельзя было ставить друг над другом) и раздвигается вширь. Необычно четное число апсид - четыре. Средние выступы сделаны равномерными боковым - придельным. Поэтому основному объему соответствуют всего две апсиды. Три выступа второго яруса размещены в ином ритме и уплощены, заглубления между ними снивелированы толстыми лопатками.
Мощная грубоватая пластика алтаря контрастирует с четким контуром четверика. Ступенчатое нарастание объемов, идущее в том же направлении, что и склон холма, создает впечатление естественного роста масс от земли и постепенного облегчения их по мере подъема. Это композиционное движение эффектно разрешалось в стройной группе луковичных глав, сверкавших зеленой черепицей. Приделы были расширены в прошлом столетии, в 1840-х годах сооружена новая паперть. Наслоения различаются по классицистическим и эклектическим деталям.
(По материалам изданий: Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. и Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)
(Фото. № 1 с сайта Русские церкви.)
Каменная Троицкая церковь построена в 1682 году близ Богословского ручья. Двухэтажное здание поделено на нижнее (теплое) и верхнее (холодное). На сомкнутом своде располагались пять глав на тонких барабанах, с северной стороны имелась галерея, опирающаяся на крупную аркаду с одноглавыми приделами, в 1840 г. сооружена новая паперть. В том же 1840 г. храм полностью перестроен. Рядом с храмом располагалась каменная трехъярусная колокольня с большим колоколом весом в 321 пуд, построенная в 1760 - 1780 г.г. Близ храма в 1911 - 1912 г.г. на средства купеческой вдовы А.В. Вончаковой построено трехэтажное здание Духовной семинарии, которое в 1917 г. было занято Советом депутатов трудящихся, а с сентября 1918 г. - 2-й советской школой 2-й ступени, с 1930 г. - аграрным техникумом. Троицкая церковь закрыта в 1929 году, в ней было устроено помещение для осмотра животных, в этом же году сняты колокола со звонницы. Троицкая церковь несмотря на данные в нач. 90-х г. XX века обещания местной администрации ни разу не реставрировалась, храм продолжает разрушаться.
(По материалам сайта Кашин Православный.)
(Фото. № 2 с сайта Кашин Православный.)
Из описных книг стольника Тимофея Акимова Дурова 1710 года:
„Внутри монастыря, церковь одна, каменная, во имя Святыя Троицы, с четырмя приделами: 1) Казанской Божией Матери, 2) Пророка Илии, 3) Святителя Николая и 4) в отдельной каменной пристройке, великомученика Димитрия Солунскаго.
На входе паперть, а над нею колокольня, каменныя. Церковь, паперть и колокольня покрыты тесом, а главы черепицею зеленою. Оконныя рамы и в церкви и в приделах за слюдою; решетки, затворы в окнах и двери железныя.
На колокольне семь колоколов: один большой пять пудов с четвертью, другой „полтретья" пуда, третий два пуда, в двух пуд с четвертью, в двух меньших пуд без четверти. В конце XVIII столетия колокольня по ветхости разобрана.
В настоящей Троицкой церкви и в приделах иконостасы, царския двери, столицы и сени писаны были красками на золоте: икон в Троицкой церкви 144. Все местныя иконы, много и настенных, были в серебряных вызолоченых, окладах, с такими же венцами и цатами; были иконы и с жемчужными украшениями; много икон штилистовых, с камнями. Так, образ Пресвятыя Богородицы штилистовый в кивоте; венец, цата и оклад серебряные, вызолоченые; в венце и цатах 12 камней, в серебряных вставках, подпись в венце и ожерельицо жемчужныя, на затворах написаны двунадесятые праздники, за слюдою. Кивот покрыт бархатом черным, на затворах крюки серебряные.
Деисус образ Спасов, Божией Матери и Иоанна Предтечи, штилистовый, в окладе серебряном чеканном: восемь венцов, восемь подписей серебряныя вызолоченыя; у Божией Матери в венце подпись, ожерелье и зарукавье жемчужныя.
Были иконы с подвесками: так на иконе великомученика Димитрия в прикладе был Крест серебряный, да три алтына серебряных копеек.
Иконы в особых подвесных кивотах: образ Божией Матери Одигитрии в кивоте, на нем венец и цата с финифтью, оклад басменный, в венце подпись и ожерельцо жемчужныя, серьги серебряныя, рясы жемчужныя.
Образ Благовещения Пресвятыя Богородицы в кивоте, три венца и цаты серебряныя, позолоченыя с финифтью. На затворах образ Рождества Христова и Воздвижения Честнаго Креста, в окладе: на них четыре венца сканных.
В алтаре на престоле одежда камчатая красная; Евангелие печатное, покрыто красным бархатом, Евангелисты на нем чеканные серебряные; два креста благословящих, обложены гладким позолоченым серебром, на одном из них четыре больших камня, во вставках серебряных. Крест этот хранится в монастыре и в настоящее время. Пелена на престоле камчатая, подложена крашениною.
На жертвеннике сосуды серебряные вызолоченые, да двои сосуды оловянные, чарка серебряная, покровы и воздухи камчатые разных цветов.
В придельном храме великомученика Димитрия допущено было отступление от принятаго порядка в размещении икон: на правой стороне Царских дверей, вместо иконы Спасителя находилась икона Казанской Божией Матери.
Придел Святителя Николая был теплый, с братскою трапезою в нем; в трапезе были иконы из старой церкви, но во имя какого Святаго была старая церковь, сведений не сохранилось.
В ризнице облачений и разной церковной утвари немного, а в некоторых вещах замечен даже недостаток. Так, для четырех Священнослужителей священнических риз было 9, но подризников только четыре, из них три ветхих; епитрахилей три, одна из них ветхая, поручей три пары; орарей два, стихарей шесть; две ширинки, шитыя золотом, серебром и шелками; поясов три, один шелковый, а два нитяных.
Шапка архимандричья одна, бархатная, вишневая, шитая жемчугом и половинчатыми зернами; на ней десять дробниц больших и малых, серебряныя, вызолоченыя; шестнадцать запановъ съ зернами, опушка горностай, подложена камкою лазоревою."
Троицкий храм каменный пятиглавый, с двумя по сторонам пристройками, крытый железом. Это тот же самый храм, о котором говорится в описи стольника Дурова 1710 года. Крыша и главы его перекрыты в 1811 году. Колокольня и паперть, бывшие на входе в церковь, по ветхости разобраны, и вместо них устроена новая каменная паперть в 1840-x годах на иждивение Кашинского купца Николая Терликова. Время построения Троицкой церкви и имена ее строителей изначены в настеной надписи в придельной церкви Пророка Илии. Вот эта надпись: „лета 7190 (1682) месяца Декабря устроен сей храм во имя всесвятыя Троицы, с приделами во имя Казанския Божия Матери и Святаго и Славнаго Пророка Божия Илии и Святителя и Чудотворца Николая и Святаго великомученика Димитрия, при благоверном великом Государе Царе Феодоре Алексиевиче, всея великия и малыя и белыя России Самодержце, при великом Князе Иоанне Алексиевиче и при благоверном князе Петре Алексиевиче, при Адриане Патриархе Московском и всея России, при Варсонофии Митрополите Тверском и Кашинском, за поминовение стряпчаго Адриана Стефановича Акимова, женою его Настасьею Евсигнеевою, с зятем своим Михаилом Стефановичем Свечиным и дочерью Евдокиею Адриановою". Прежние придельные храмы, находившиеся внизу Троицкой церкви, по ветхости нарушены в начале XIX столетия. Придел Казанской Божией Матери в 1814 году присоединен к придельному храму великомученика Димитрия, для чего в капитальной стене нижнего этажа Троицкой церкви пробита большая арка, сделаны новые каменные простенки и новый свод в поперечном направлении. Придел великомученика Димитрия немного расширен устройством наружной каменной стены новой и сделан теплым; перестройка церкви производилась на капитал Кашинских купцов братьев Терликовых.
В 1816 году на капитал тех же братьев Терликовых устроен новый иконостас и иконы в Троицкой церкви.
В 1888 году, пo завещанию Московского мещанина Василья Тимофеева Струнникова, в пристройке с северной стороны Троицкой церкви купцом Иоасафом Яковлевым Кункиным сделан небольшой придельный храм, во имя Пророка Илии и Святителя Николая, и окрашен внутри весь Троицкий храм.
(По материалам издания Архимандрит Арсений (Завьялов А.). Описание Кашинского Димитровского монастыря Тверской епархии. - Тверь, 1901.)
Старинный храм двухэтажный, устроен в 1682 г.
Своего первоначального вида не сохранил.
В 1840 г., при переустройстве его, бывшие при нем паперть и колокольня, по случаю ветхости, разобраны.
Престолы его посвящены: а) Живоначальной Троице; б) Димитрию Солунскому; в) Казанской Божией Матери; г) пр. Илии и св. Николаю.
Нижняя теплая церковь убогого вида, тесна, неудобна и не благолепна.
(По материалам издания Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. (С кратким житием благоверной кн. Анны). - С.-Пб., 1909.)