Кашин - Сретенский собор Сретенского монастыря
В 1630 году в Сретенской обители построили деревянный шатровый соборный храм, затем - теплую клетскую с трапезой церковь Анастасии Римлянки и Рождества Иоанна Предтечи, а также шестигранную шатровую звонницу.
Первое каменное сооружение ансамбля - Сретенский собор - было воздвигнуто в 1688 - 1692 годах ктиторами дьяком Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году выстроили каменную колокольню. Собор занял место в оптическом центре комплекса - на площади с двумя прудами. Здание принадлежало к тому же типу, что и Успенский собор «града». Основной бесстолпный четверик с сомкнутым сводом был декорирован поясом кокошников и завершен пятью декоративными главами. С боков к нему примыкали приделы.
Впоследствии здание неоднократно перестраивалось и обрастало многослойными напластованиями. В 1790 году появились теплая церковь-трапезная и четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. От нее уцелел только нижний ярус с высоким арочным проемом, лучковым завершением и врезными белокаменными квадрами, ограненными «бриллиантовым» рустом. Приделы и прямоугольный алтарный выступ дошли до нас в обработке, характерной для раннего классицизма, с простыми рамками наличников, утяжеленных профилированными сандриками, и мелким зубчатым поясом под карнизом.
Ф.Н. Малиновский. Проект перестройки Сретенского собора Сретенского монастыря. Северный фасад. 1890. |
Последняя крупная реконструкция собора проводилась в 1890 - 1891 годах по проекту гражданского инженера Ф.Н. Малиновского. В трапезной были установлены четыре столба и устроены хоры. Фасады приобрели новый облик, выдержанный в стереотипных, засушенных формах «русского стиля». Мотив килевидного кокошника - одного из внешних атрибутов этого архитектурного направления - варьируется в рисунке наличников, в очертании профилированных тяг, в завершении крупных «закомар». Одновременно была увеличена западная часть здания.
Летопись строительства Сретенского собора охватывает ровно два столетия. В результате переделок здание потеряло композиционную и стилевую цельность. Последующие утраты превратили его в бесформенный конгломерат объемов.
В 1929 г. сняты колокола и разобраны иконостасы, в 1937 храм разобран до половины. Затем в нем располагалась столовая, позже здание передано ДЮСШ, просуществовавшей до 90-х годов XX века. Храм получил скандальную известность после того, как городская администрация выставила его на продажу. После скандала храм был передан в безвозмездное пользование РПЦ.
(По материалам издания Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. и сайта Кашин Православный.)
За отсутствием всяких данных для истории священных зданий Сретенского монастыря в течении первых двух веков существования, мы можем сказать лишь то, что в этот период он имел довольно жалкий вид. Это была деревянная соборная церковь, около которой в небольшом количестве ютились кельи инокинь. В 1609 году монастырь был уничтожен польско-литовскими интервентами.
Вторая, с начала восстановления монастыря после смутного времени, игумения Фотиния Лопухина обратилась с прошением к архиепископу тверскому Евсевию о дозволении — на месте разоренного прежнего храма воздвигнуть деревянную Сретенскую церковь. Когда в 1630 году получена была храмоздательная грамота из Твери, святая ревность по Богу быстро устроила новый храм. Спустя несколько лет по устроении Сретенского храма, усердием благотворителей был воздвигнут и другой храм, почему в описи монастыря от 1668 г. при игуменье Параскеве Челищовой показаны уже две деревянные церкви: главная соборная, во имя Сретения Господня, шатровая, и другая церковь теплая, клетчатая, с трапезой во имя св. Анастасии римляныни и Рождества св. Иоанна Предтечи. Не безинтересны относящиеся сюда некоторые подробности описи. В главном храме местная икона Сретенея Господня обложена была серебром позолоченным; венец был резной, тоже позолоченный; цаты басменные, позолоченные же. У Богоматери под венцом была поднизь и ожерелье, низанныя жемчугом; у Спаса ожерелье такое же; в венце было каменье, были и привески: серьги двойчатки с жемчугами. Другая местная икона Сретения Господня тоже обложена была серебром позолоченным, с венцами чеканными. Местная икона Божией Матери Одигитрии имела венец и цату басменные. На св. престоле находились: евангелие в десть печатное, евангелисты серебряные позолочены; три креста аспидные: а) крест—распятие Господа, обложено серебром, резь чеканная, четыре жемчуга; б) другой крест, обложен серебром, позолочен, четыре королька; в) третий крест круглый, обложен серебром, позолочен. Два креста серебряных, не велики. Трое сосудов оловянные с покровами.
В 1688 г. игуменья Анна Сербина обращалась к тверскому преосвященному Сергию с ходатайством о дозволении—построить каменный храм в честь Сретения Господня, с двумя приделами. В благословенной грамоте означено, что строителем храма пожелал быть по обещанию своему В. Брехов, при котором и начата была кладка нового храма, но затем через три года этот храм воздвигнут тщанием окольничего Ф. Зыкова, и он сохранился до наших времен, хотя не раз был обновлен.
Некоторые дополнительные сведения о священных зданиях находим в бывшей в 1767 году описи, в которой показаны уже четыре престола в соборном храме: а) во имя Сретения Господня, б) во имя иконы Пресвятой Богородицы Страстной, в) во имя Рождества Иоанна Крестителя и г) во имя св. преподобномученицы Анастасии. В 1763 году составлена была новая опись имущества Сретенского монастыря, из которой видно, что в нем каменная соборная церковь с теми же приделами была о восьми главах.
В описи монастырскаго имущества, 1774 года при, игуменье Серафиме Бестужевой показаны: каменная соборная церковь с пятью престолами. Пятый престол во имя свят. и чуд. Николая, в западной половине Сретенского храма, сооружен Николаем Кожиным, супруга которого в иночестве Марфа, упоминается в описи монастыря за 1668 год вместе с другой старицей Марфой Ансимовой.
При игуменьи Палладии (1814 - 1833 г.г.) в летнем храме и его боковых приделах воздвигнут новый благолепный иконостас. Существовавший уже 137 лет главный Сретенский храм требовал многих исправлений: в нем вследствие старинного устройства узких окон, было несколько темновато, и вот, в 1828 г. окна и арки, без нарушения прежнего стиля храма, были увеличены и внутри его стало довольно светло; над распространенной аркой, ведущей в зимнюю церковь, устроены были хоры. Производя эти капитальные постройки с особенным благоразумием и вкусом, Палладия в 1832 г. также изыскала много средств к обновлению двух приделов теплой церкви.
Следующая игуменья Глафира Фаддеева в течение своего трехлетняго управления обителью успела заявить свое усердие лишь благоукрашением двух теплых приделов стенной живописью и обновлением иконостасов.
При настоятельнице Иннокентии в 1890 и 1891 годах, вследствие тесноты и ветхости своей, капитально перестроена церковь Сретения Господня: стены возвышены и вся внутренность храма благолепно украшена; два придела перенесены снизу на хоры.
Занимая по своей древности и местному церковному первенству преимущественное положение, пятиглавый каменный храм во имя Сретения Господня, состоит из двух отделений. Восточная его половина, построенная в 1691 году, представляет собой летнюю церковь, в которой главный престол — в честь Сретения Господня. Из древнейших св. икон здесь достопримечательны: 1) образ Благовещения Пресвятой Богородицы, стоящий на правой стороне царских врат под аркой, который по преданию найден был неповрежденным в пепле храма, разрушенного в годину нашествия поляков; имея 1 арш. 1 верш. в вышину и 11 верш. в длину, этот образ украшен жемчужной ризой в серебрянопозлащенном окладе; 2) на левой стороне храма, в иконостасе под аркой — образ Тихвинской Божией Матери в серебряно-позолоченной ризе, весом в 10 ф., длиной 1 арш. 3½ верш., шириной 14½ верш., - дар петербургской купчихи. В этом храме имеются два боковые придела. В правом приделе в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в иконостасе близ местного образа Спасителя находится чудотворная икона Богоматери всех Скорбящих Радости, письма греческого, в богатой серебряно-жемчужной ризе, привезена из Калужской губернии, в 1820 г., в дар от В. Образцовой. Здесь же в простенке, у клироса помещен покрытый фольгой большого размера образ св. великомученика Георгия, который по весьма древнему письму издавна считается вкладом основателя этой обители князя Георгия. В левом, перенесенном на хоры, приделе в честь Смоленской иконы Божией Матери, также особенно замечательны два образа, которые имеют за собою трехвековую древность. Таковы: чудотворный (в обители имеется запись многих от него исцелений) образ Страстной Божией Матери, найденный в пепле после пожара монастыря в 1609 г. и довольно большого размера образ Корсунской Божией Матери, которая на нем изображена в более наклонном положении, чем как принято, и лик Ее занимает более половины всего пространства образа. По достоверному преданию этот образ был келейным схимонахини Дорофеи; в 1857 г. он украшен бархатной ризой, вышитой золотом и серебром.
Западная половина Сретенского храма, представляете собой зимнюю церковь, пристроенную в 1790 году. В ней имеются два престола: на правой стороне — в честь Смоленской Божией Матери, на левой — во имя святителя и чудотворца Николая. По обеим сторонам арки, ведущей из западной стороны Сретенского храма в главную его часть, находятся следующие досточтимые святыни. По правую сторону арки помещается икона Черниговской Божией Матери, мерой и подобием совершенно сходная с чудотворной иконой Черниговской Божией Матери, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита, что близь Сергиевой Лавры. Эта икона украшена серебряной вызолоченой ризой и принесена в 1876 г. в дар обители иероманахом Гефсиманского скита Досифеем. По левую сторону арки находится афонская икона св. великомученика и целителя Пантелеймона, с частицей святых и многоцелебных его мощей, вделанной в кресте, окруженном сиянием из страз на персях великомученика. Эта икона длиной 1 арш. 7 верш., шириной 14 вершков, украшена серебряно-позлащенной ризой с бриллиантами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Известившись о постигшей Сретенскую обитель и г. Кашин тяжкой скорби, вследствие истребления их огнем в 1882 году, старцы-отцы русской на Афоне обители св. великомученика Пантелеймона послали обители этот образ в благословение. С большим торжеством 21-го ноября 1887 г., весь город при бесчисленном множестве народа встретил эту святыню. Сия святая икона источает многоразличные чудеса и составляет предмет глубокоблагоговейного почитания обители и граждан кашинских, которые часто усердствуют при болезненных или скорбных случаях принимать ее в дома свои.
В связи с Сретенским храмом, который своим благоукрашением много обязан кашинскому купцу В. Терликову, а в последнее время Ярославцеву, возвышается, более века существующая каменная колокольня о четырех ярусах, нижний из которых представляет собой паперть зимнего храма. На колокольне имеется восемь колоколов: колокола пятый в 15 п. и 15 ф. и восьмой в 2 п.; литы они около половины XVIII века, а прочие около половины XIX; самый большой из колоколов в 500 пудов пожертвован той же купчихой А. Ванчаковой, которая в 1872 г. выстроила очень богато отделанный трехпрестольный Казанский соборный храм.
В находящейся при Сретенском храме ризнице, можно видеть не мало замечательных по древности и богатству священных предметов, хотя, без сомнения, весьма многие дары князей, царей и других знатных благотворителей обители не уцелели во время литовского разорения. Так, достопримечательны семь ковчежцев, устроенных в виде панагий, с заключающимися в них частицами честных мощей, которые устроены в двух гробничках; самые древние из этих ковчегов считаются вкладом основателя монастыря, другие же суть дары игуменьи Палладии и других лиц. Также особенного внимания заслуживают семь крестов сребропозлащеных, с частицами св. мощей и один деревянный; древнейшие из них, — пожертвованный в 1672 г. И. Грязновым и в 1761 г. игуменьей Серафимой Бестужевой. Из св. Евангелий разных времен замечательно напечатанное на белой бумаге в 1763 г. в Москве, средней величины, обложенное синим рытым бархатом с меднопосеребренными накладками на верхней доске, и еще Евангелие, печатанное в Москве 1828 года, обложенное позолоченным серебром. На верхней доске его в средине изображение Воскресения Христова, по углам — Евангелистов; этот оклад украшен финифтью и стразами. На нижней доске — чеканное изображение Спасителя, вручающего ключи апостолу Петру; на двух застежках представлены апостолы Петр и Павел. Обращает также внимание на себя кадило чеканного серебра, весом в 1 ф. 21 зол., с изображением внизу херувимов, пожертвованное в 1753 г. монахиней Фесдосией; еще некоторые из св. сосудов, как-то: устроенный на трех поддерживающих символических лицах потир с 8-ю финифтяными образками, осыпанными синими камнями и стразами с сиянием; дискос, звезда и лжица серебряно-вызолоченные, весом в 9 ф. 68 зол.; весьма изящная серебро-позлащенная дарохранительница; три древнейшие схимы, неизвестно кому принадлежавшие; еще плащаницы, воздухи, по грубой вышивке шелками разных цветов, свидетельствующие о большой древности своей.
(По материалам издания Баженов И. Кашинский Сретенский женский монастырь. Исторический очерк. - С.-Пб., 1893.)
В первые годы существования обители в ней, кроме деревянной соборной церкви, было не большое число иноческих келлий, и вся обитель обнесена была деревянной оградой. В начале XVII столетия, поляки и литовцы, причинившие столько зла России, разорили до основания и этот монастырь. В 1630 году, на развалинах его, опять сооружен сперва деревянный, а в 1691-м году каменный храм.
В 1627 году, Государь с Патриархом Филаретом Ннкитичем дал грамоту, подтвердившую за монастырем право на владение принадлежавшими ему вотчинами и землями.
С сего времени обитель начала устроиваться. Первое возобновление начато с Сретенской церкви игуменьей Александрой Шефереденовой, которая, пo благословению Евфимия, архиепископа тверского и кашинского, на месте прежнего храма построила новый, деревянный.
С 1688 года она Сретенская обитель стала украшаться каменными зданиями. Так, по ходатайству игуменьи Анны Сербиной, преосвященным Сергием, архиепископом тверским и кашинским, благословлялось соорудить каменный соборный храм в честь Сретения Господня с приделами: св. Иоанна Предтечи и Анастасии Римляныни; и храм сей, как видно из клировых ведомостей, построен в 1691 году, тщанием окольничего Федора Зыкова. Храм этот устоял до наших времен, хотя и не раз с тех пор обновлялся. Игуменья Анна Сербинина при храме устроила и каменную колокольню. В записях монастырских значится, что на устройство этой колокольни старица московского Вознесенского монастыря Порафирия Флорова пожертвовала 22 рубля.
В 1765 году составлена была опись имуществу Сретенской обители; в ней означены: каменная соборная церковь о восьми главах, с четырьмя престолами.
В 1774 году, т.е., через десять лет после учреждения монастырских штатов, в управление тверской епархией архиепископа Платона (после митрополита московского), составлена новая опись монастырскому имуществу. В ней игуменья Серафима Бестужева показала: каменную Сретенскую церковь с пятью престолами и каменную колокольню.
В 1784 году, игуменья Надежда Непейцына доносила Иоасафу, архиепископу тверскому о признаках ветхости Сретенского собора и колокольни; вследствие чего, по ходатайству преосвященного, в 1786 году на эти поправки выдано из тверской казенной палаты 500 руб. ассигнациями.
В 1790 году, по благословению Тихона, епископа Тверского, помещиком Иваном Дмитриевичем Опочининым устроена на его собственное иждивение каменная колокольня и в связи с летним храмом зимняя церковь с двумя приделами: Смоленской Богоматери и Св. Николая чудотворца.
Хотя таким образом число монастырских зданий и увеличивалось, но ветхость некоторых не была исправлена. Главный соборный храм разрушался, а поддерживать его было нечем.
Даже около 1814 г. главная монастырская площадка или погост представляла топкое место, с трудом проходимое; ограда деревянная носила следы разрушения и склонялась к упадку; самый каменный соборный храм требовалъ много исправлений. Проницательно заметил эту основную нужду Сретенского монастыря преосвященный архиепископ Мефодий. Для удовлетворения ей он перевел в 1814 году из тверского рождественского монастыря игуменью Палладию Волкову, как опытную в строительстве, и вручил ей настоятельство в Сретенском монастыре.
Трудами игуменьи Палладии в Сретенском летнем храме увеличены окна, распространены арки, и над аркой, ведущей в зимнюю церковь, устроены хоры. В храме этом воздвигнут новый, благолепный иконостас.
Не мало также оказали усердия к благоустройству монастыря и преемницы игуменьи Палладии Волковой.
Игуменья Глафира Фаддеева украсила два теплые придела стенною живописью и обновила иконостасы оных.
И по древности и по местному церковному первенству преимущественное положение занимает каменный соборный храм Сретения Господня. Он состоит из двух отделений: а) в восточной половине его заключается главный престол Сретения Господня, при котором есть два боковые придела: справа, Рождества св. Иоанна Крестителя, а слева, св. преподобномученицы Анастасии Римляныни; это летняя церковь, построенная в 1691 году, б) В западной половине два престола: на правой стороне — Смоленской иконы Божией Матери; на левой — св. Николая чудотворца; это в зимней церкви, пристроенной в 1790 году. В связи с последней церковью находится ризница и колокольня, прорезанная четырьмя арками и в нижнем ярусе своем заключающая паперть зимнего храма. Летняя церковь с зимней соединяется аркой, в которой устроены стеклянные двери. Длина собора с пристройкой 15 саж. 2 арш. и 5 вершков. Верх всего здания покрыт листовым железом, окрашенным медянкой; над кровлей летнего храма возвышаются пять глав, покрытых железом и окрашенных под серебряный мат, с рассыпанными золотыми звездами; в главах водружены железные Позолоченные, увенчанные коронами кресты, утвержденные с обеих сторон цепями.
В летний храм ведут три входа: главный с западной стороны, через зимнюю церковь, и два боковые — с северной и южной. В зимнюю церковь вход через паперть, из которой дверь ведет и в ризницу. Окон в стенах, расположенных в два света, 18. Церковные своды или арки опираются на четырех столпах, и над аркой, ведущей из летнего храма в зимний, возвышаются в первом хоры для певчих.
Четырех-ярусный алтарный иконостас главного престола и двух одноярусных, соединенных с ним, приделов в летней церкви украшен резьбой и вызолочен на полимент; два же алтарные иконостаса зимней церкви отделаны под белый мрамор с вызолоченной резьбой.
Из достопримечательностей церковных более всего обращают на себя внимание иконы:
1) Благовещения Пресвятой Богородицы, стоящая в Сретенском храм, на правой стороне царских врат, под аркой. Икона эта в вышину 1 арш. 1 верш., а в ширину 11 вершков; и при том весьма старинная. Предание говорит, что в 1609-м году, когда, при опустошении Кашина поляками, монастырь Сретенский был разграблен и сожжен, икона эта найдена была не поврежденной в пепле разрушившегося храма. Она украшена жемчужной ризой с серебряно-позлащенным окладом.
2) Тихвинской Богоматери, стоящая в том же храме, на левой стороне царских врат, под аркой. Образ этот вышиной 1 арш. 3½ верш., шириной 14½ вершков, в серебряно-позлащенной ризе имеющей весу 10 фунтов.
3) Богоматери Всех Скорбящих Радости, находящаяся в приделе св. Иоанна Предтечи. Икона эта длиной в 12½, шириной в 10 вершков, письма греческого и в богатой серебряно-жемчужной ризе. Она пожертвована Сретенскому монастырю Верой Глебовной Образцовой и доставлена сюда из калужской губернии через монахинь Мелитину и Феоктисту, бывших там за сбором в 1820 году. Икона эта почитается чудотворной.
4) В Предтеченском же приделе, в простенке у клироса находится древний, довольно большого размера, покрытый фольгой образ св. великомученика Георгия. Он почитается вкладом в Сретенскую обитель основателя ее, князя Георгия тверского.
5) В Анастасьевском приделе икона Божией Матери Корсунской, большой величины. Богоматерь с Предвечным Младенцем изображена в таком виде, что лик Ее занимает более, половины пространства на образе. И замечательно, что Пресвятая Дева представлена более в наклонном положении, нежели как ныне изображают. Знатоки древней живописи почитают образ этот пережившим более двух столетий; предание говорит, что он был келейным монахини Дорофеи. Он украшен устроенной в 1859 г. ризой, вышитой золотом и серебром.
6) Икона Страстной Богоматери в серебряной ризе с жемчужным украшением, вышиной в 6½, а шириной в 5½ вершков. Образ этот древний и почитается чудотворным; о чудесах его находится в монастыре запись, что он в 1609 году найден был в пепле сгоревшего храма не поврежденным.
Оба храма, летний и зимний, много одолжены возобновлением и украшением усердному жертвователю, почетному гражданину, 1-й гильдии кашинскому купцу Николаю Васильевичу Терликову в 1859 году.
В связи с Сретенским храмом возвышается каменная колокольня о четырех ярусах, устроенная Иваном Дмитревичем Опочининым в 1790 году. Крыша на ней железная, глава и шпиль обиты английской жестью, крест железный, вызолоченный. Колоколов семь: первый из них весом 143 пуд. 14фун., второй 86 пуд. 2 фун., третий 42 пуд. 37 фун., четвертый 15 пуд. 15 фун., пятый 10 пуд. 10 фун., шестой 4 пуд. 10 фун., седьмой в 2 пуда. Колокола четвертый и седьмой литы около половины XVIII столетия, а прочие около половины XIX-го.
(По материалам издания Лебедев А. Описание Кашинского Сретенского женского второклассного монастыря и его пустынно-кладбищенской церкви Тверской епархии. - Ярославль, 1866.)