Кашин - Входо-Иерусалимская церковь
Кашин богат памятниками церковной архитектуры. И это при том, что многие храмы не уцелели под воздействием времени и рук человеческих. Но всё же и сегодня перед нами предстают церкви необыкновенной красоты и величия. Нельзя, например, не обратить внимания на Входоиерусалимскую церковь, существующую в городе, пусть и в разных архитектурных исполнениях, уже более шести веков. Под таким именем храм известен с 1401 г. Тогда он был деревянным, а строительство каменного храма на этом же месте продолжалось с 1774 по 1789 годы. Этот памятник самобытен, он, не вписываясь в знакомые нам архитектурные каноны, придаёт особое очарование юго-восточной части города. Особенно эффектно церковь Входа Господня в Иерусалим, расположенная на холме, смотрится как раз с востока. Она словно готова оторваться от земли... Такой эффект вызван тем, что здание весьма вытянуто, высота храма при постройке заметно превосходила ширину...
В XIX в. храму щедро помогали купцы Манухины, а священник И. Завьялов собрал богатую библиотеку. В 1935 г. здесь разместилась экспозиция Кашинского краеведческого музея.
Ярким образцом самобытной кашинской архитектуры является Входоиерусалимская церковь (Бассейная пл., 5). Храм под этим наименованием известен с 1401 года. В 1774 году было получено разрешение на постройку «вместо обветшалых древяных приходских дву церквей Входа в Иерусалим и преподобных отец Зосимы и Савватия одной каменной церкви о дву апартаментах [...] с приделом». Возводить ее предписывалось «на том же погосте доброю и благопристойною архитектурою». В литературе сооружение датируется 1777 годом, хотя нижний его этаж был освящен в 1779, а верхний - лишь в 1789 году.
В этом памятнике тяга к высотной силуэтности нашла последовательное и даже несколько утрированное воплощение. Здание, венчающее плавный подъем холма, воспринимается преимущественно с восточной стороны. Отсюда оно кажется удивительно легким, резко взмывающим вверх. Эффект достигнут прежде всего тем, что двухэтажный четверик и граненая апсида сильно вытянуты по вертикали. Высота храма с главами и крестами втрое превосходила его ширину. Смелый прием форсированного роста основного объема, возможно, был навеян произведениями деревянной культовой архитектуры.
Лопатки с раскреповками или изломами на углах апсиды увеличивают число бегущих кверху линий. Но вертикальное движение масс неожиданно прерывается сильной горизонталью аттика с профилированными филенкамии многообломными карнизами, заменившими привычный пояс кокошников. Аттик загружает стены, ослабляя распор свода и одновременно скрывая его очертания. Он образует подиум для группы глав и заметно выравнивает уровень их расстановки. При взгляде в ракурсе пятиглавие тонет в его массиве, теряя свою вознесенность.
Облику церкви недостает стройной соразмерности. Апсида асимметрично скошена, венчание не сомасштабно с четвериком. Здесь становится очевидным, что пятиглавие - важнейший символический элемент композиции - превратилось во внешний придаток к объемно-конструктивной структуре. Завершение в виде столбиков-барабанов и пучинистых главок напоминает группу маковиц на стеблях. Система членений не раскрывает строение интерьера. Чисто изобразительными деталями, архитектурными «обманками» являются профилированная тяга между вторым и третьим рядами окон четверика, маскирующая его реальное деление на два этажа, и наружная обработка гранями полукруглого внутри алтарного помещения.
В отличие от Ильинской церкви, отделка фасадов здания очень сдержанна. В строгой простоте гладких стен и оконных обрамлений можно усмотреть как признаки безыскусного художественного провинциализма, так и воздействие новых стилевых норм, порожденных классицизмом. Соединение видоизмененных форм древнерусских храмов с классицистическими деталями (аттиком, лопатками) было свойственно провинциальному зодчеству XVIII века, легко и убедительно сопрягавшему столь различные по происхождению элементы. Памятник далек от эстетических канонов, сложившихся в профессиональном искусстве, но он подкупает обаянием наивного творчества и своеобразной колоритностью художественного языка.
Трапезная храма превосходит по вместимости основной объем. Внутри ее первый этаж объединен с зимней церковью широкой аркой и связан с маленьким северным приделом. Просторный зал второго яруса, также перекрытый коробовым сводом, подготавливал переход к взлету пространства летнего храма высотой около тринадцати метров. Небольшую колокольню над трапезной в 1815 - 1816 годах заменили трехъярусным сооружением, поднявшимся дальше с западной стороны на общей продольной оси. От этой вертикали, имевшей купольное завершение, уцелел только нижний ярус с арками, пилястрами и угловыми колоннами. Встроенная светлая паперть с внутренней лестницей сочленила все части здания. Композиционно его западные звенья не вполне согласованы.
(По материалам книг Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. и Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)
(Фото. № 1 Юрия Менделеева с сайта Народный каталог Православной архитектуры, № 2 Александра Коршунова.)
Впервые в летописи деревянный Входоиерусалимский храм упоминается в 1401 году. Каменная церковь построена в 1774 - 1779 г.г. Нижний этаж церкви был освящен в 1779 г., а верхний - в 1789 г. Высота храма с пятью главами, покрытых чешуевидной кровлей, и крестами втрое превосходила его ширину. Колокольня над трапезной построена в 1815 - 1816 г.г., а в 1872 г. ее заменили трехъярусным сооружением. Вокруг церкви в 1827 г. построена каменная ограда.
Близ храма были захоронены Почетные граждане Кашина и внесшие пожертвования на его содержание: Манухин Николай Иванович (1850 - 1899 г.г.) и Манухина Любовь Михайловна (1854 - 1906 г.г.), а также Манухин Иван Дмитриевич (1814 -1887 г.г.), Манухина Татьяна Клементьевна (1826 - 1890 г.г.) и Андриевская Вероника Александровна (1924 - 2005 г.г., внучка Н.И. Манухина).
В 1929 г. сняты колокола и разобран иконостас, сломана ограда. В 1940 г. сняты кресты и разобрана до первого яруса колокольня. С 1936 г. в храме размещается краеведческий музей города Кашина и Кашинского района.
(По материалам сайта Кашин Православный.)
(Фото. № 3 В. А. Колотильщикова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Входоиерусалимский храм. Недалеко от Сретенского жен. монастыря, на открытой площади, восточной своей стороной примыкающей к Московской улице, находится каменный, двухэтажный, с красивой колокольней, Входоиерусалимский храм. Он обнесен каменной оградой и с трех сторон обсажен деревьями. Вид имеет привлекательный.
Означенный храм устроен в 1774—1779 г.г.; колокольня в 1816 г.; а каменная ограда в 1827 г.
В нем три престола: в верхнем, холодном этаже — в честь Входа Господа в Иерусалим, а в нижнем, теплом — в честь Казанской Божией Матери и в особом небольшом приделе - во имя Пр. оо. Зосимы и Савватия, Соловецк. Чудотворцев.
В данной местности храм этот не первый; он устроен взамен двух деревянных церквей — Входоиерусалимской и Зосимо-Савватьевской, — об коих упоминание находим в ХVІІІ-м и XVII в.в.
Есть основания утверждать, что Иерусалимский храм преемственно существует более 500 лет. До половины XVII в. он обслуживал нужды соименной ему слободы «Иерусалимской», так называвшейся, очевидно, по храму в ней бывшему. А о слободе «Иерусалимской» мы находим твердые и определенные упоминания не только в XVIІ-м и в XVI стол., но даже и в самом начале XV в. (1401 г.).
При Входоиерусалимской церкви имеется с 1907 г. приходской совет. К настоящему времени совет имеет на свои нужды 1000 руб. неприкосновенного капитала и 400 руб. расходного.
Советом благоустроено кладбище, заведено в церкви по большим праздникам общее пение, выдаются при крещении иконы с метрическими надписями на обороте, организована продажа недорогих книжек; сверх сего занимается и выдачей пособий беднейшим к праздникам Пасхи и Рождества Христова, а также в каких-либо экстренных случаях.
В храме древних предметов немного.
Большая часть икон относится к XVIII стол.
Самыми древними и заслуживающими особого внимания являются следующие:
а) икона Входа Господня в Иерусалим; края оной в виде рамки оставлены выпуклыми; на иконе все изображения сделаны в профиль; вся манера письма старинная, размеры ее 24X19 вер.; б) икона Тихвинской Божией Матери, старинного письма, с двумя серебряными венцами; убрус и подбородок унизаны полужемчугом и стеклярусом; размеры ее 20X15 верш.
в) Икона Св. Крестителя и Предтечи Иоанна, изображенного во весь рост, с крыльями, держащим в левой руке чашу с главой; она покрыта сребро-позлащенной ризой; размеры ее 19x14 вер.; г) икона прор. Наума, в медно-позлащенной ризе; старинного иконного письма. Следует отметить еще напрестольное св. Квангелие, отпечатанное в 1663 г. «благословением преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов».
В библиотеке церковной есть несколько старопечатных богослужебных книг, относящихся к второй половине XVII стол. и немало книг богослужебных и духовно-нравственного содержания, относящихся к первой половине XVIII стол. Затем имеются: старинный, со многими рисунками, печатный синодик (начало XVIII в.) и рукописный нотный ирмологий 1759 г.
Из святынь заслуживают особого внимания: Три креста (один старинный) с частицами св. мощей.
К Входоиерусалимской церкви (был) приписан: Кладбищенский Крестовоздвиженский храм.
(По материалам издания Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. (С кратким житием благоверной кн. Анны). - С.-Пб., 1909.)