Кашин - Воскресения Христова собор

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Павла и Елены Каллиниковых с сайта http://www.sobory.ru/


   Первый каменный храм был воздвигнут в городе в начале XVI столетия. Это Воскресенский собор, появившийся на месте одноимённого деревянного. Величественное сооружение, доминирующее в панораме города, высится на берегу Кашинки. Пожалуй, это главная достопримечательность Кашина, которой жители вправе гордиться. Что интересно, первоначально для постройки собора использовался местный материал. На прилегающей территории были обнаружены кусочки кирпичей с узорами из листьев и растительных побегов. Собор был увенчан пятью главками, в подклете помещалась тёплая церковь, а в основном объёме-четверике - холодная.
   В следующем веке собор, по всей видимости, подвергался переделкам. А рядом построили деревянную колокольню, да ещё с часовым боем. Старый Воскресенский собор был основой кашинского Кремля. В крепости также располагались церковь Похвала Богородице и Успенская церковь. Ни одна из построек древнего Кремля не дошла до наших дней. Нынешний Воскресенский собор, завершённый в начале XIX в., по своему величию едва ли уступает своему предшественнику. Возведение его давалось нелегко. Сначала как самостоятельная постройка сооружалась восточная часть храма. Средства в размере 7 тысяч рублей выделила Екатерина II. Воздвигнутый в 1787 г. храм не был достаточно надёжен, и его пришлось разобрать. Вновь отстроенный собор украсил город только в 1804 г., а отделочные работы велись аж до 1817 г. Строители храма, видимо желая сохранить преемственность, также увенчали новый собор пятиглавием. А спустя полвека композиция дополнилась тёплой церковью и колокольней. Воскресенский собор стал крупнейшим в епархии. Он мог вместить всех жителей города от мала до велика, а ведь в Кашине в ту пору проживало около 7 тысяч человек! Средства на строительство отпускал крупнейший кашинский виноторговец Н.В. Терликов. Силуэт колокольни, взметнувшейся ввысь больше чем на 70 м, очень узнаваем. Вдобавок ко всему на колокольне в 1872 г. установили куранты, которые также можно видеть и слышать сегодня...


Фото. Бориса Орлова


   Воскресенский собор - один из самых грандиозных соборов Тверской земли, не уступающий столичным постройкам. Композиция церкви состоит из апсиды, собственно храма с торжественным пятиглавием. трапезной и трехъярусной колокольней с часами (высота более 70 м.). Это выдающийся памятник архитектуры, отличающийся подлинной монументальностью, ясностью объемно-пространственного решения. Фасады украшены шестиколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, углы закреплены пилястрами, поверхность стен обработана неглубокими филенками. Барабаны световых глав имеют восьмериковую форму, очень 6лизкую столь распространенным в Кашине храмам с восьмериковым завершением. Сооруженная в середине XIX века трапезная с колокольней придала постройке черты эклектики.


Фото. Бориса Орлова


   Воскресенский собор - главная доминанта Кашина - впервые упомянут в летописи под 1382 годом. В начале ХVI века вместо деревянного был воздвигнут древнейший в городе каменный храм - «строение» удельного князя Юрия Ивановича Дмитровского. Материал для постройки производился на месте: в княжеской межевой грамоте 1512 года названо владение Флоро-Лаврской церкви, «на которой земли кирпич делан на большую церковь». Найденные на территории крепости фрагменты кирпичей с рельефным узором из растительных побегов, листьев и цветов, очевидно, были использованы в убранстве здания.
   Собор был четырехстолпным, пятиглавым, «на кладовых полатах с папертьми з земли с одним всходом». В подклете помещалась теплая церковь, в основном объеме-четверике - холодная, причем верхний этаж более чем в полтора раза превосходил по высоте нижний. Внутреннее пространство имело около пятнадцати метров в длину и столько же в ширину. В те же годы в центре удельного княжества Дмитрове был возведен Успенский собор - монументальное сооружение на высоком подклете с открытым гульбищем, позакомарным покрытием и пятиглавием. Можно предполагать, что кашинский храм являлся аналогом дмитровского. Однако строить его могли и местные мастера. В этом случае возможным предшественником и прообразом здания послужил двухэтажный храм в селе Городне на Волге - единственный уцелевший памятник тверской архитектурной школы.
   По-видимому, Воскресенский собор переделывался в ХVII столетии. Рядом с ним выстроили деревянную восьмигранную колокольню с часовым боем. На «Плане города Кашина» 1764 - 1769 годов храм изображен в том виде, каким он был незадолго до разборки. Основной объем опоясан двухъярусной галереей с крыльцом и аркадой внизу. Высокий стройный четверик расчленен на три части колонками, среднее членение прорезано большим окном. Килевидные кокошники над карнизом утоплены в массиве аттика, несущего четырехскатную кровлю. Легкое пятиглавие поднимается выше шатра колокольни. Тонкие барабаны с луковичными главами, широко расставленные по углам четверика, кажутся декоративными, не связанными с внутренней структурой.
   Древний Воскресенский собор был основным звеном ансамбля кремля. С XIV века известны стоявшие в крепости деревянные церкви Похвалы Богородицы и Успенская, при которой существовал монастырь, где, согласно преданию, прошли последние годы княгини Анны Дмитриевны Кашинской.
   Старинные памятники бывшего кремля не дошли до наших дней. Существующий грандиозный Воскресенский собор создан в конце ХVIII - середине XIX века. Более ранняя - восточная половина храма - сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара 1767 года и разобранного «за ветхостью». Средства на постройку (семь тысяч рублей) пожаловала Екатерина II. На первых порах строители потерпели неудачу. Воздвигнутый в 1781 - 1787 годах храм дал трещины и его пришлось разобрать. В 1796 - 1804 годах собор был отстроен вновь. Отделочные работы продолжались до 1817 года.
   Если мысленно отбросить присоединенные в середине прошлого столетия помещение теплой церкви и колокольню, то предстанет центрическое здание с развитым алтарем и массивным пятиглавием. Величественный храм наделен монументальным масштабом, ясностью объемной структуры, точно найденным пропорциональным отношением венчающей и несущей частей. Собор крепко стоит на земле, тяжело нагруженный крупными барабанами и куполами. Пятиглавие статично, оно мерно разрастается вширь, не теряя при этом своей компактности. К двусветному основному параллелепипеду примыкает равная по ширине пониженная алтарная часть. Она включает среднее прямоугольное звено с несильно выступающей дугообразной апсидой и прямоугольные фланги.



Воскресенский собор. 1796 - 1817. Южный фасад. Чертёж первой половины XIX в.


   Ведущие мотивы фасадов - трехчетвертные колонны и пилястры тосканского ордера, а также вытянутые по вертикали ниши, обрамляющие окна. Центральные членения северной и южной стен акцентированы шестиколонными портиками с фронтонами. Боковые пары колонн сближены. Такой прием зрительно закрепляет границы ризалитов. Одиночные пилястры по сторонам замыкают строй элементов, которые объединяют фасад по вертикали, подчеркивая целостность внутреннего пространства. Пилястрами малого масштаба отмечены мягкий выступ апсиды и изломы флангов алтаря. Здесь ниши поднимаются над окнами до уровня капителей. При малой глубине впадин и уплощенности ордера сохраняется ощущение плоскости стен. Напротив, обработка уступчатыми филенками граней барабанов, прорезанных большими полуциркулярными окнами, придает им впечатление каркасности.
   Филенчатая разделка поверхности, пластическая слитность ордера со стеной типичны для раннего классицизма. В плавном криволинейном контуре куполов чувствуются даже отзвуки барокко. Строгие портики вносят в композицию тенденцию к вертикализму, компенсируя распластанность масс, но ритмический строй и рисунок тонких колонн не согласуются с мощным объемом и могучим силуэтом завершения. Фронтоны скрывают основания барабанов, чрезмерно усиливают ось симметрии и фронтальность восприятия.
   Венчание храма соответствует традиционной крестовокупольной структуре. Внутри центральное подкупольное пространство вычленяют четыре квадратных столба. Все барабаны были сделаны световыми и раскрыты в интерьер.
   Пятиглавие как бы подчеркивает преемственность нового собора от древнего. В такой редакции этот тип завершения редко встречался в архитектуре раннего и строгого классицизма. Здесь использован прием подобия барабанов и куполов, свойственный старинным русским храмам и некоторым сооружениям барокко. При этом барабаны получили восьмигранную форму, близкую распространенным в кашинском зодчестве XVIII века восьмерикам. Церкви типа «восьмерик на четверике» уже стояли на торговой площади, и строители Воскресенского собора, видимо, сознательно стремились к ансамблевому взаимодействию.
   Скульптурный декор фасадов - многофигурные рельефы в тимпанах, гирлянды над проемами алтаря - нес отпечаток изысканности, свойственной раннему классицизму. В 1860-x годах отделка была обогащена, стала несколько избыточной. «Куполы, фронтоны, колонны и карнизы кругом всего собора украшены резными изображениями и фигурами лепной работы»,- писал современник (ныне убранство утрачено).
   Первоначальная часть здания - выдающийся памятник раннего классицизма, законченный в период, когда столичное зодчество вступило уже в стадию строгого и высокого стиля. В образе собора, наряду с новыми для Кашина архитектурными принципами, заметны приверженность местной традиции и черты художественного провинциализма.



Собор Воскресения и мост через реку Кашинку. 1894 г. Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области.


   Композиция храма претерпела кардинальные изменения в 1855 - 1867 годах, когда к старому зданию были пристроены теплая церковь и колокольня. Собор стал крупнейшим в епархии. Финансировал строительство «король» кашинской виноторговли купец Н.В. Терликов. Любопытный штрих - уже современники расценивали этот щедрый жест как своего рода акт во искупление грехов.
   Обширная теплая часть, равная по габаритам прежнему сооружению, сочленяется с ним наподобие трапезной. Фасады ее имеют единый со старым зданием антаблемент, аналогичный рисунок пилястр, ниш и окон, но их ритмический строй более спокойный, нейтральный. Монотонные плоскости стен облекают инертный объем и внутреннее пространство, также расчлененное четырьмя массивными пилонами. Эта протяженная пристройка вносит цезуру между силуэтами пятиглавия и колокольни, поставленной на общей продольной оси. Таким образом, центрическое компактное решение сменилось контрастным противопоставлением распластанной горизонтали и динамичной вертикали. В целом здание приняло трехчастную схему храма-«корабля», восходящую к памятникам ХVII века.
   Колокольня высотой более семидесяти метров главенствует в композиции собора и воздействует на огромные пространства. Три ее последовательно убывающих яруса, создающие мотив ступенчатого движения вверх, переходят в не очень высокий шатер, увенчанный миниатюрной главкой. Подобно своей деревянной предшественнице, колокольня служит и городской башней-часозвоней. На ней установлены ,куранты с датировкой на циферблатах - «1872».
   Двухэтажный нижний ярус обступают четырехколонные портики с большими арочными проемами посередине. Оригинальны богато орнаментированные капители, составленные из листьев аканта, лировидных фигур с цветками, а также упруго изгибающихся трилистников, заменивших канонические волюты. На втором этаже была устроена камерная церковь, декорированная внутри тонкой, как бы кружевной лепкой.
   Портики завершаются не треугольными фронтонами, а крупными кокошниками, наложенными на филенчатые аттики. Эти элементы проводят грань между классицистическим основанием и трактованными в формах «русского стиля» ярусами звона, которые представляют собой восьмерики с неравными сторонами.
   По общему решению колокольня близка некоторым произведениям К.А. Тона - основоположника и лидера официально-академического направления «русского стиля». Дробность и измельченность ее форм - качественные признаки эклектики второй половины XIX века. Но несмотря на некоторую тяжеловесность и сухость рисунка, колокольня преисполнена монументальной масштабности и соразмерности членений, хорошо воспринимаемых с дальних расстояний. При всей эклектичности ее облика она воплощает изначальную тягу к объемно-силуэтной выразительности, исконную связь с землей и органичное развитие общих ансамблеобразующих закономерностей, заложенных в средневековой градостроительной системе Кашина.



Успенский и Воскресенский соборы. Фото. из журнала "Русский паломник" № 23, 5 июня 1910 г.

   
     (По материалам книг Тверская область. Путеводитель / Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005. Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988. и сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. № 1 Павла и Елены Каллиниковых с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото. № 2-3 Бориса Орлова. Фото. № 4 с сайта Руниверс. Фото. № 5 из журнала "Русский паломник" № 23, 5 июня 1910 г. предоставлено Андреем Ага.)
    


   Впервые Воскресенский собор упоминается в летописях в 1382 г. В Воскресенском соборе 6 мая 1382 г. был погребен Кашинский князь Василий Михайлович. В 1512 - 1520 г.г. вместо деревянного был построен каменный храм из местного материала: использовался кирпич, изготовленный на Фроловской горе. Восточная половина храма с массивным пятиглавием сооружалась как самостоятельное здание вместо прежнего собора, пострадавшего от пожара в 1767 г. Семь тысяч рублей на постройку пожаловала императрица Екатерина II. Построенный в 1781 - 1787 г.г. собор дал трещины, поэтому его пришлось разобрать. Собор вновь был отстроен в 1796 - 1804 г.г., восстановлена холодная летняя половина храма.
   Внутренние украшения в соборе, иконостас, чугунные полы установлены в 1814 - 1815 г.г., полностью отделочные работы завершены в 1817 г. Освящен собор был 17 ноября 1817 г. На средства купца Н.В. Терликова (250 тыс. рублей) в 1855 -1867 г.г. были построены теплая половина храма и 76-метровая колокольня с тремя убывающими ярусами, завершенная невысоким шатром и миниатюрной главкой. В 1838 г. купцом А.И. Ждановым пожертвован большой колокол весом 625 пудов (около 10 тонн).
   Собор поражал своими размерами (длина - 63 м, ширина - 26 м, высота колокольни - 76 метров). Он вмещал 7 тыс. человек, т.е. все население города Кашина того времени. В 1872 г. на колокольне установлены куранты, приобретенные на Лейпцигской ярмарке.
   В 1934 г. соборные колокола были сняты, оставлен один набатный колокол в 74 пуда, в 1936 г. разрушены иконостасы холодной и теплой частей собора. В начале мая 1936 г. сняты кресты с холодного собора, вместо креста водружен красный флаг, а затем установлен шпиль. В том же году разрушено внутреннее убранство собора. В 1940 г. собор продан горсоветом за 150 тыс. руб. под фабрику по обработке льна, но фабрика построена не была, а храм использовался как складское помещение.
   В 70-е XX века проведена первая реставрация собора, при ней же собор лишился многих лепных деталей, полностью перестроены некоторые помещения. 9 декабря 1975 г. в отреставрированном здании собора был открыт городской Дом культуры (со зрительным залом на 320 мест, танцевальным залом, комнатами для занятий художественной самодеятельностью, экспозиционным залом, залом бракосочетания), а подвальном помещении - столовая.
   В 1998 г. проводилась вторая реставрация собора: в холодной половине храма проведена реставрация 5 куполов с восстановлением позолоченных крестов на средства петербургского предпринимателя В.В. Гусева.
   В 2007 году начались третьи реставрационные работы собора, продолжающиеся по настоящее время: покрашены купола, поставлен новый золотой крест и луковица на колокольню, переделываются внутренние помещения собора, измененные при проведении первых реставрационных работ в 70-е годы XX века. 25 июня 2009 года в день 100-летия с момента второй канонизации Святой Благоверной Княгини Анны Кашинской собор был передан городскими властями Русской Православной Церкви. В этот же день на прилежащей площади был открыт памятник Святой Благоверной Княгини Анны Кашинской, его автором является председатель Тверского отделения Союза Художников России Евгений Антонов. В 2011 году площадь у Воскресенского собора была официально переименована в Соборную площадь.

   
     (По материалам сайта Кашин Православный.)
    


   Из городских храмов и по своему исключительному местоположению, и по внешнему виду, и по внутреннему благолепию особого внимания заслуживает Воскресенский безприходный соборный храм, причисленный к кафедре Тверских иерархов.
   Первый раз упоминается, в летописях Воскресенский собор в 1382 г.; в этом году в соборе 6 мая погребен кашинский князь Василий Михайлович.
   Второе упоминание находим в дозорных книгах 1621 г., где сказано: «В остроге соборная церковь Воскресения Господа нашего И. Христа, каменная, не покрыта; да придел Рождества Пр. Богороднцы, да теплая церковь Похвала Пр. Богородицы деревянная; а каменная церковь, и колокола, и царския двери, и образы местные, и деисус, и праздники, и пророки, строение великаго князя Юрия Ивановича Удельнаго; а теплая церковь деревянная строение кашинца Семена Сергеевскаго; а в церкви образы местные... строение приходских людей и вкладчиков».
   В 1709 г., в переписной книге Гуляева, собор описан таким образом: «Соборная церковь Воскресения Христова каменная, на кладовых палатах с папертьми с земли, с одним входом, а в ней предел Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня деревянная, осмигранная, на ней семь колоколов: на той же колокольне часы, а бой у тех часов по заводу въ те-ж колокола».
   Эта соборная церковь, устроенная князем Юрием, повреждена была пожаром в 1711 г.; от безмерного жара в церкви разорвались железные связи. В это же время, говорят, мощи св. бл. кн. Анны были несколько тронуты огнем, и потратились соборные летописи. К последней четверти XVIII в. означенный собор пришел в ветхость.
   В 1773 г. возник вопрос о построении вместо него нового каменного собора.
   В 1780 г. Государыня Императрица Екатерина II на устройство нового собора пожаловала из суммъ Коллегии экономии 7000 рубл., в 1781 г. было приступлено к постройке собора; в 1787 г. он был окончен постройкой, но вскоре оказался настолько непрочно устроенным, что его, предупреждая падение, пришлось разобрать.
   Холодная половина настоящего Воскресенского собора начата устройством в 1796 г., окончена наружным строением в 1804 году.
   Внутреннее украшение в соборе, иконостас, а также чугунные полы - устроены в 1814 и 1815 г.г.
   Иконостас вызолочен и написаны для него св. иконы в 1816 г. Окончательно отделан в 1817 г., а освящен 17 ноября 1817 года.
   17 ноября 1817 г. перенесены в новый собор мощи св. бл. кн. Анны из Успенского собора, где они находились, по случаю постройки храма, с 1776 года.
   В 1825—27 г.г. совершено стенное писание кистью Ярославских граждан Банщикова и Смирнова.
   Престолы холодного собора освящены: главный (средний) — в честь и славу Воскресения Христова; правый — во имя мучч. Гурия, Самона, Авива и всех святых; левый — в честь Божией Матери Владимирской.
   На главном престоле одежда сребро-позлащенная, с рельефными изображениями по сторонам, — ценная; весу в ней 4 пуда 12 фун.; сооружена в 1852 г. Як. Кункиным.
   Теплая половина собора, устроенная в непрерывной связи с холодной и соединенная с последней пробитой в западной стене ее аркой (отделяют только стеклянные рамы), а равно и колокольня, отличающаяся грандиозными размерами (33 саж. высоты) — воздвигнуты на средства кашинского купца Николая Васильевича Терликова.
   Строением начаты в 1855 г., а окончены в 1867 году.
   На устройство колокольни и теплого собора с его внутреннимъ благолепием (позолотой изящного иконостаса, живописью, бронзовыми подсвечниками и вызолоченными паникадилами) Терликовым затрачено свыше 250.000 руб.
   В теплом соборе два престола: правый - во имя св. бл. князя Михаила Тверского, а левый — в честь Благовещения Пр. Богородицы.
   Размеры собора (холодного и теплого вместе) громадны — 29 саж. длины и 12 саж. ширины, высота холодного (с куполом) — 15 саж., а теплого — 7 сажен.
   В храме могут поместиться до 6.000 богомольцев. Во втором ярусе колокольни устроен небольшой, но красивый и светлый, храм во имя святителей — Николая Мирликийского и Василия Парийского.
   Большой колокол весит 625 пудов, пожертвован в 1838 году Алексеем Ивановичем Ждановым.
   Среди святынь собора немало предметов дорогих по своей древности или историческим воспоминаниям, а также достопримечательных по ценности.
   Заслуживают особого внимания:
   1) Икона нерукотворнного образа Спасителя, принадлежавшая, как свидетельствует предание, Ростовскому князю св. Васильку Константиновичу, мученической смертью окончившему свою славную геройскую жизнь 4 марта 1238 г. в Ширинском лесу (в пределах Кашинск. уезда).
   Икона эта поступила в собор в 1852 г. от известного собирателя старины Коробанова. Размеры ее 13х9½ вер.; украшена сребро-позлащенной ризой, жемчугом и разными камешками.
   2) Редкостные и драгоценные по древней иконописной работе 18 икон, верхи коих украшены басменным серебром, размещенные в особых рамах по стенам собора; они хотя несколько и подновлены в 1818 году, но тем не менее характер и достоинство старины хорошо сохранили; знатоки живописи относят их к XVI и даже XV веку. Из них десять, с изображениями (в полный рост) - Божией Матери Боголюбской, Иоанна Предтечи, Архистратигов — Гавриила и Михаила, апостолов Петра и Павла, святителей — Василия Великого и Иоанна Златоустого, великом. Георгия и Димитрия Солунского, — имеют размеры: Зх1¼ аріш., а прочие восемь икон, с изображениемъ (до пояса) пророков — Моисея, Давида, Соломона, Аввакума, Иеремии, Иезекииля, Исаии, Даниила, имеют размеры 1½х1¼ арш.
   По одной версии эти иконы перенесены в Кашин из Московского Успенского собора, а по другой они — копии с икон названного собора.
   В настоящий собор они попали из старого Воскресенского собора, строителем и украсителем коего был Юрий Иоаннович, князь Дмитровский.
   Принимая во внимание последнее обстоятельство, ясно и определенно засвидетельствованное дозорной книгой 1621 г., можно назвать правдоподобным предположение о их написании не позднее начала XVI в., а ту или другую связь с Москвой вполне возможной.
   3) Одинакового достоинства, а может быть происхождения с только что указанными, будут старинные иконы: а) Знамения Пр. Богородицы, находящаяся на северной стороне первого правого столпа, размером в 2 арш. х 1 арш. 6 вер. и б) Спасителя с сребро-позлащенным венцом и басменным медным окладом, помещающаяся на западной стороне правого столпа, размером в 2½х2 арш.
   4) Древняя икона св. Николая, размером 6½х5¼ верш., обложенная золотой рамкой, с венцом и митрой, украшенными бриллиантами; пожертвована в собор в 1819 г. Зубовым. Эта икона принадлежала суздальскому преосвященному Илариону († 1707 г.).
   5) Образ Воскресения Христова, поступивший в 1711 г. от коменданта Олсуфьева, и образ св. бл. кн. Анны Кашинской, написанный (вероятно в начале ХVІII стол.) па гробовой ее доске.
   6) Лицевой покров, воздух и еще 2 покрова на раку бл. кн. Анны, шитые руками царевен, сестер царя Алексея Михайловича.
   7) Сребро-позлащенные сосуды, вложенные в собор в честь бл. кн. Анны в 1678 г. князем Куракиным.
   8) Резной кипарисный, византийской работы, очень древний (XV в.) крест с частицами св. мощей.
   9) Серебряный крест (XVII в.) и ковчежец с частицами св. мощей.
   10) Евангелие, в средний лист, отпечатанное в 1067 г. и пожертвованное в собор в 1669 г. старицей Кашинского Сретенского женского монастыря Анфисой Стефановской.
   11) Пожертвованное в 1699 г. Шокуровым, весом в 1¾ пуда, напрест, евангелие, в большой лист, отпечатанное в 1689 г.
   Следует отметить еще:
   а) Над средними царскими вратами в холодном соборе помещающийся образ Спасителя, въ 4½ х 3 арш. размерами, на коем сребро-позлащенная риза весит 2 пуд. 30 ф.
   б) Ценные, художественной работы, сребро-позлащенные сосуды и богато обложенное серебром св. евангелие, приготовленные Сазиковым, по особому заказу правительства, с нарочитыми надписями, для посольской церкви в Париже, но, по случаю Севастопольской войны, не поступившие по назначению и посему в 1853 г. проданные кашинским купцам Ждановым, для Кашинского собора.
   в) Ценную сребро-позлащенную плащаницу, а над ней на вызолоченных бронзовых столбах вызолоченную броизовую-же сень, пожертвованную Ярославцевым в 1890 г.
   г) Сребро-позлащенную раку, на коей вычеканены изображения обстоятельств открытия мощей благоверной княгини Анны и чудес, тогда совершившихся; она устроена в 1838 г., весу в ней 38 фун.
   д) Новую гробницу, в коей покоятся св. останки благоверной княгини Анны, обложенную серебром и накрытую иконой ее, с прекрасно исполненной сребро-позлащенной ризой, сооруженной в 1908 г. на пожертвования кашинских граждан; она стоит свыше 5000 рубл.
   е) Поводимому Царские дары: блюдо безпробного чеканного серебра, с вензелем в середине и четырьмя орлами по сторонам, а также серебряный ковшичек с орлом на дне.
   ж) Две небольшие иконы: Воскресения Христова и Владимирской Божией Матери, устроенные кашинским дворянством и гражданами в севастопольскую кампанию для двух кашинских ополченских (№№ 16 и 17) дружин.
   з) Прекрасную и ценную, металлическую, вызолоченную купель, для освящения воды в канун Крещения Господня.
   Из общегородских праздников, собирающих ежегодно в собор громадное число богомольцев (из города и ого окрестностей) и отличающихся высоким подъемом религиозного духа, должны быть отмечены следующие:
   1) Воскресенье недели Всех Святых. В этот день из собора, после литургии, при множестве хоругвей и других святынь, преимущественно храмовых и особо - чтимых старинных икон, износимых из всех обителей и приходских храмов города, совершается грандиознейший крестный ход по всему городу, с пением от храма до храма молебнов; около храмов совершаются краткие литии и читается св. Евангелие; на кладбищах отправляются панихиды. Приходские храмы встречают крестный ход торжественным звоном, износят хоругви, священнослужители выходят в лучших облачениях с св. крестом и святой водой.
   Означенный крестный ход учрежден, по просьбе кашинских граждан, в 1728 г., при архиеп. Тверском Феофилакте.
   Умилительная картина представляется для стороннего наблюдателя, когда массы народа, под осенением хоругвей, крестов и икон, с открытыми головами, переходят от одной церкви к другой, вместе с духовенством возсылая хвалу Богу едиными устами и единым сердцем.
   Это полное торжество православия!
   Начинается крестный ход от собора в 7 час. утра, оканчивается против собора часа в 3 пополудни благодарственным молебном, с обычными многолетиями.
   2) Похождения со святынями Воскресенского собора, при участии всего городского духовенства, на реку, для освящения воды в дни — Богоявления, Преполовения и 1-го августа.
   3) 17-е ноября. День воспоминания освящения Боскресенского собора и вторичного перенесения в него из Успенского собора раки со св. останками бл. кн. Анны.
   Несомненно съ настоящего года навсегда большим праздником для города будет день вторичного прославления благоверной княгини Анны 12-го июня.
   4) Первый день Рождества Христова. В этот день, при участии всего городского духовенства, после поздней литургии торжественно отправляется установленное на 25-е декабря молебное пение.
   5) День нового года.
   К собору приписаны две каменные часовни, находящиеся на торговой площади.

   
     (По материалам издания Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. (С кратким житием благоверной кн. Анны). - С.-Пб., 1909.)

    


Посмотреть всю карту