Кашин - Вознесения Господня собор
Для знакомства с построением и благоукрашением Кашинского Вознесенского храма предлагаем сведения о построении этого храма, сокращенно заимствованные из церковной летописи священника М.Малиновского. "Расположенный на холму (Сион), величественный пятиглавый храм Вознесения Господня с просторною трапезною церковию заканчивается обширным средним куполом при четырех боковых меньших.
Но прежде чем прийти в настоящий вид, много невзгод пришлось видеть св. храму. Хотя начало переустройства Вознесенской церкви относится к 1849 году, но до времени определения о. Матвея Малиновского храм находился в самом плачевном виде. Кроме возведенной внешней кладки стен, не было ничего; главный храм стоял не достроенный, не увенчанный даже крестами и, к довершению всего, вследствие несогласия между архитектором и строителем храма, кашинским потомственным почетным гражданином Н.В. Терликовым, по поводу , будто-бы, малой прочности стен, был запечатан с запрещением дальнейшего производства работ.
Трапезная церковь хотя и была кончена кладкой, и в ней проводилось богослужение, но и она вмещала одну бедноту. С поступлением молодого священника дела принимают другой оборот: начинаются усиленные хлопоты и ходатайство о новом осмотре и освидетельствовании церковного здания , снятии печатей и разрешении производства дальнейших работ.
По произведенном новым архитектором и комиссией осмотре, здание признано совершенно прочным, и дано разрешение дальнейших работ. Но совершенно неожиданно в 1865 году умирает строитель храма Терликов, производивший на собственные средства всю постройку Вознесенского храма. При бедности прихода об окончании такого обширного храма нельзя было, по видимому, и думать: положение затруднительное, так как строитель не оставил никакого завещания об обеспечении средствами церкви, и работы по необходимости опять были приостановлены.Только через полтора года, с 1867 г. вновь было приступлено к работам по отстройке храма. При участии добрых людей, а главное, благодаря опытности и энергии свящ.Матфея Малиновского и горячему участию церковного старосты П.А. Дорогутина, внутренняя и внешняя отделка храма успешно и быстро была доведена до конца. Величественные стены и арки покрываются отличною лепною работой, сооружается изящной архитектуры иконостас, впоследствии весь вызолоченный. Иконы в иконостасе заботами настоятеля написаны были в известной ярославкой мастерской Е.К. Дьяконова. Эти иконы и в настоящее время обращают на себя внимание отчетливостью и мягкостью письма; особенного внимания заслуживают иконы итальянской живописи -- святителя Николая чудотворца и Господа, возседящего на престоле, написанные художником Орловым, которому принадлежит известная в тверском кафедральном соборе икона убиения св. благ. князя Михаила Тверского. При посещении в 1869 году церкви Высокопреосвященнейшим Филофеем, он после продолжительного тщательного осмотра только что написанных икон пришел в восхищение от их письма и восклицал: " Ах, как хорошо, как хорошо! ведь это византийский стиль!". Узнав, где производились работы, Владыка сердечно благодарил о.Матфея, украсившего иконостас такого "высокого, по его мнению, письма иконами". В 1870 году закончены были работы, и последовало освящение главного храма, построение которого происходило в течение 20 слишком лет. С какою радостью, с каким оживлением вспоминал о. Матфей всегда об этом дне освящения, который, по словам его, был одним из самых светлых дней его жизни! Тем не менее при недостаточности церковных средств приведение церкви в совершенно законченный вид и обогащение ее разного рода церковною утварью завершилось далеко позднее. С 1871 - 1877 г.г. производились работы по устройству и золочению иконостаса в трапезной церкви, где имеются пределы в честь Воздвижения Креста Господня и св. мученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Только в 1900 году, по отделке стен и сводов художественного письма живописными картинами, храм, можно сказать, получил вполне законченный благоустроенный вид и своим блеском, обилием света и примерною чистотою производит сильное впечатление на каждого посетителя, возбуждая в нем благоговейное молитвенное настроение".
В годы гонений на Церковь Вознесенский собор, как и многие другие святыни, претерпел много невзгод, ибо что может быть страшнее того, когда в храме прекращается богослужение, и святое место приходит в запустение... В начале 1960-х годов собор был закрыт, и долгое время в нем размещался мебельный склад. Помещение храма не отапливалось, и многие святыни: настенная живопись, иконы, элементы иконостаса были утеряны. Гораздо позднее трапезная была отделена от основной части храма и здесь устроен молодежный клуб одной из местных организаций со всеми вытекающими из этого понятия последствиями. Но милость Божия безмерна! В начале 1990-х годов началось возрождение прихода: собр был освобожден, отдан прихожанам. Мало-по-малу начались восстановительные работы. В 1993 году состоялась долгожданная служба. Началась новая жизнь. К 1998 году заботами предпринимателя Гусева В.В. Вознесенский собор был украшен живописными фресками, были выполнены лепные работы. Продолжается и по сей день восстановление резных элементов иконостаса. В 2001 году Кашинское ОАО "Вереск" во главе с генеральным директором Периным В.Г. сделало огромный подарок собору - было установлено великолепное ограждение и началось облагораживание территории вокруг собора.
Спаси Господи всех, кто любит благолепие храмов Божиих! Дай Бог, чтобы с украшением нашего собора украшались добродетелями ваши души!
(Статья с сайта Православный Кашин.)
(Фото. № 1 Павла и Елены Каллиниковых с Народного каталога Православной архитектуры, фото. № 2 - 3 Коршунова Александра.)
Вторым после Воскресенского собора крупномасштабным сооружением в центральной части Кашина стала Вознесенская церковь (пл. Единения, 1). Строительство ее было начато в 1799 году, когда возводился и новый городской собор. Расположенные на разных берегах Кашинки, они находятся в поле зрения друг друга. Перепад микрорельефа на площади, где стоит Вознесенский храм, был использован строителями, выбравшими место не посередине ее, а немного южнее, на подъеме.
Композиция церкви решена с учетом пространственного взаимодействия обеих доминант. Как и в Воскресенском соборе, ее массивный куб несет монументальное световое пятиглавие. Правда, слитная пирамидальная группа куполов построена здесь не на сопоставлении подобных форм, а на противопоставлении легких квадратных в плане угловых завершений и мощного среднего барабана, который воспроизводит традиционный восьмерик.
Зданию свойственны особая компактность, центричность. Полуциркульная апсида отвечает строгой геометрии основного объема. Пониженная трапезная играет малозаметную роль. Равнозначность всех фасадов статичного кубического массива подчеркивают одинаковые фронтоны.
Вознесенский храм был перестроен и расширен в 1857 - 1860 годах на средства того же купца Терликова, а в 1867 - 1870 годах «приведен в настоящий вид». На фасадах появился суховатый измельченный декор - аркатурно-колончатые детали и килевидные кокошники в «русском стиле», розетки в метопах фриза, сложные капители пилястр на барабанах и пышные рельефы в характере «второго рококо». Однако сквозь эклектические одежды отчетливо проступает классицистическая основа со спокойной гладью стен, прямоугольными филенками и пилястрами дорического ордера. Расстановка их вторит членениям четырехстолпного внутреннего пространства. Поздняя отделка интерьера с орнаментальной лепниной на парусах, арках и в обрамлениях живописных клейм также стилизована под рококо.
Отдельно стоящая колокольня осуществлена по проекту тверского губернского архитектора И.Ф. Львова, утвержденному в 1849 году. В ходе строительства первоначальный замысел претерпел значительные изменения. Укороченная на один ярус постройка лишилась стройной пропорциональности и ритмического единства.
Лейтмотив композиции - ступенчато убывающие объемы, прорезанные крупными арочными проемами. Нижний ярус окружен портиками тосканского ордера. Он воспринимается как самостоятельное звено, а следующее членение выглядит слишком грузным. Круглый третий ярус, несущий шпиль, заменил задуманную И.Ф. Львовым воздушную восьмиколонную ротонду. Несмотря на упрощенность художественного воплощения, это сооружение можно считать интересным памятником позднего классицизма. Возможно, строители отталкивались от «образцового» проекта А.А. Михайлова и И.И. Шарлеманя.
Многоэтапный процесс создания Вознесенской церкви раскрывает постепенную адаптацию местного зодчества к новым стилевым принципам. В этом произведении на всех уровнях художественной структуры своеобразно преломились приемы классицизма, на которые движение времени наложило печать эклектики.
(По материалам книги Кириков Б.М. Кашин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.)
Каменный Вознесенский храм был построен в 1799 г. На его месте раньше была деревянная Вознесенская церковь, уничтоженная в 1709 г. Это второе после Воскресенского собора крупномасштабное сооружение в городе. Церковь располагается на противоположном берегу р. Кашинки в центральной части города Кашина. Храм был перестроен и расширен в 1857 - I860 г.г. на средства купца Н.В. Терликова. Как и Воскресенский собор Вознесенский храм имеет массивный куб с пирамидальной группой пяти куполов. Стоящая отдельно колокольня была построена в 1849 г.
В 1929 г. в Вознесенском храме были сняты кресты и разобран иконостас. В 1962 г. церковь закрыта для службы и стала использоваться как мебельный склад Кашинторга и клуб ПМК. После реставрации в 1993 г. храм открыт для службы. В настоящее время в храме находятся мощи Святой Благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.
(По материалам сайта Кашин Православный.)
Вознесенский храм. Так от Воскресенского собора только через реку находится каменный Вознесенский храм. Храм этот устроен в 1799 году; переустроен и распространен на средства Терликова в 1857—60 г.г.; приведен в настоящий вид в 1867—70 г.г.
В нем три престола: главный в холодной части — в честь Вознесения Господня; в теплом храме, правый - в честь Воздвижения честного креста, а левый во имя Параскевы мученицы.
Храм отличается благолепным устройством, достатком света и воздуха. В нем не мало древних икон; таковы: а) св. Симеона Столпника с чудесами, из бывшего Семеновск. монастыря; б) резное изображение св. и чудотв. Николая, с мечем в правой руке и церковью в левой; в) Воздвижения честного креста, поступившая из упраздненной Воздвиженск. деревянной приходской церкви; г) Казанской Божией Матери и пр. Макария Калязинского перенесены из того-же храма; д) Скорбящей Божией Матери.
Каменный Вознесенский храм устроен вместо деревянного, существовавшего с 1718 г.
В 1709 г. Вознесенская деревянная церковь имела придел во имя мученицы Параскевы Пятницы.
В 1621 г. две деревянные церкви — Вознесенская и Параскево-Пятницкая — стояли пустыми и без пения, но при них священник был.
Царем Михаилом Феодоровичем Вознесенской церкви отдана земля, принадлежавшая ранее Пятницкому монастырю; землей этой церковь и доселе владеет.
(По материалам издания Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. (С кратким житием благоверной кн. Анны). - С.-Пб., 1909.)
(Фото. № 5, 6 из группы Собор Вознесения Господня города Кашин в Контакте. Общий вид собора. 1950-е гг. Иконостас во время реставрационных работ в 1980-х гг.)