Спас-Угол (Спасское на Углу) Талдомского района Московской обл. - Преображенская церковь
Село Спасское, что на Углу в течение 150 лет входило в состав Калязинского уезда Тверской губернии. В 1919 г. село Спасское вместе с другими и по новому административно-территориальному делению 1924-30 г. вошло в Талдомский район Московской области, где оно и находится.
Село Спасс-Угол известно с начала ХVII в. В Дмитровской Писцовой книге (1627 - 1629 г.) читаем следующие строки: "За Дмитровцом за Тимофеевым сыном Салтыковым старое ево поместье Спасское, а в селе церковь Преображения Спасова древяна". Время постройки церкви неизвестно.
По Дмитровской Переписной книге 1646 года село Спасское принадлежало тому же Тимофею Тимофеевичу сыну Салтыкову. Однако в той же книге за 1678 г. село Спасское было во владении Степана Тимофеева сына Салтыкова.
В Клировой ведомости за 1796 г. сказано: "в с. Спасское, что на Углу, две церкви: 1-я Корсунской Б. М., деревянная, построена 1779 г. и 2-я Преображенская (не освященная), каменная, построена 1795 г.
В 1826 году в с. Спасс-Угол родился великий писатель-сатирик Михаил Евтрафович Салтыков-Щедрин в семье местного помещика Евграфа Васильевича Салтыкова, род которого восходил к ХVII веку.
М. Е. Салтыков связан с Тверской землей не только по рождению. Писатель почти два года (1860 - 1862 г.) служил тверским вице-губернатором.
Тверской епархиальный статсборник (1901 г.) о церкви в селе Спасское, что на Углу сообщает следующее: "Церковь Пребраженская, построена в 1797 г., каменная, престолов 3: в холодном - Преображения Господня, в теплом правом - Корсунской Б. М., в левом - Святителя Николая". Церковь в селе Спасское сохранилась полностью, она в удовлетворительном состоянии. В восточной части церкви совершается церковная служба, в остальной части мемориальный музей великого писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.
По состоянию на 01.01.1900 года в приходе села Спасское, что на Углу числилось всего 125 дворов, в них проживало 430 мужчин и 483 женщины. Число прихожан от 350 до 400 человек.
Село Спасское на Углу принадлежит к числу древних поселений Тверской губернии. В писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 год показано: «за Дмитровцем за Тимофеем Тимовеевым сыном Салтыковым старое его поместье село Спасское и в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения». В селе было всего три дома. Дмитрий Стефанович Салтыков в 1709 году подал прошение о строении новой деревянной церкви, которая просуществовала до 1787 года, в котором она сгорела. Вместо сгоревшей церкви усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой строится каменная церковь, освященная 14 июля 1797 года. Еще в 1779 году рядом была построена другая церковь — зимняя деревянная, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери. Эта церковь в 1818 году сгорела, и тогда по просьбе Евграфа Васильевича Салтыкова трапезная Преображенской церкви была разобрана и увеличена с освящением двух приделов — в честь Корсунской иконы и святителя Николая (1,2). На месте алтаря сгоревшей Корсунской церкви была поставлена каменная часовня.
27 января 1826 года в селе родился М.Е. Салтыков (Щедрин). Сохранились остатки парка и следы фундамента господского дома, фотография которого сохранились в исследованиях начала века За церковью находится кладбище, где похоронены отец, брат и две малолетние сестры писателя. Трапезная и колокольня выстроены в начале XIX века. После закрытия храма была разрушена ограда с двумя воротами и часовней начала XIX века. Утрачена глава холодной церкви. В 1994 году в селе была создана православная община.
В настоящее время церковь совместно используется музеем М.Е. Салтыкова-Щедрина и верующими.
Источники
1) Ушаков Ф.И. Село Спасское что на Углу Калязинского уезда. Исторический очерк. Тверь, 1914.
2) Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908.
(Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым)
Приходская церковь при усадьбе построена в северной части села на средства помещиков Салтыковых в 1795 году в стиле провинциального классицизма. Трапезная и колокольня 1-й четверти XIX века. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Четверик церкви завершен невысоким восьмериком, прорезанным круглыми окнами, перекрытым куполом. На куполе поставлена луковичная главка на круглом световом барабане. С запада к церкви примыкают двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная куполом с шпилем. Яруса колокольни обработаны парами колонн. Декор здания выдержан в духе классицизма. Главный престол Преображенский, в трапезной помещались два придела. Иконостас новый. В 1980-х гг. отреставрирована и занята музеем (около церкви захоронения родных писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина). Главный храм в 1994 году возвращен верующим, трапезная принадлежит музею.
Владислав Зарецкий
(По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004. и материалам Владислава Зарецкого с сайта Народный каиалог Православной архитектуры.)
(Фото. Ильи Гапиенко с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
В Дмитровской Писцовой книге 135-137 г.г., на л. 28 об., за № 456, в Кузьмодемьяновском стану показано:
«За Дмитровцом за Тимофеем Тимофеевым сыном Салтыковым старое ево поместье село Спасское а в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения да в сележ двор помещиков двор прикащиков Савки Гаврилова да в сележ во дворе бобыль Панка Дмитриев с приимышем с Купреянком Кондратьевым да пустых дворов бобыльских. Двор пуст Феотистка Лазарева с сыном Сьенкою збежали во 135 году. Двор пуст Микишки Пиминова збежал во 136-м году.
Пашни паханые помещиковы худые земли пять четей да перелогом двенадцать четей да лесом поросло дватцать три чети вполе а в дву потомуж сена по заполью двадцать копен лесу непашенново болота двадцать десятин».
В клировой ведомости 1796 г. сказано: «в с. Спасском, что на углу, две церкви: 1-я Корсунския Б. М., деревянная, построена 1779 г. и 2-я Преображения (не освященная), каменная, построена 1795 г. За смертию Стефана Петрова свящ. место праздно. Церковной земли 36 десятин; в приходе 3 деревни, 44 двора; душ м. п. 141, ж. п. 152».
Церковь Преображенская, построена в 1797 году, каменная, престолов три: в холодной Преображения Господня, в теплой: правый Корсунской Божией Матери, левый Святителя Николая.
В 1901 году служили: Священник Феодор Иоаннович Ушаков 28-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1899 года. Псаломщик Феодор Димитриевич Введенский 33-х лет, в должности с 1891 года.
Прихожан в селе Спасском, в деревнях Колбасине, Манихине, Федоровской, Малиновце, Ольгине - 125 дворов (430 мужчин, 483 женщины).
(По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
Церковь с. Спасского иа Углу, Каляз. у. С любит. фот. |
Село Спасское, что на Углу, Каляз. у. Твер. г.
Село Спасское, что па Углу, расположено на юге Калязинского уезда. Наименование „Спасское" оно получило от храма во имя Спаса-Преображения; а „на Углу" от своего положения в уезде, где Калязинский уезд в недалеком расстоянии граничит с уездами Владимирской и Московской губерний.
До 1744 года село Спасское находилось в Московской епархии Дмитровского уезда; с учреждением в 1744 году Переяславской епархии означенное село от Дмитровского уезда отчисляется к Переяславской епархии, на что указывают храмозданные грамоты, сохраняющиеся и доселе в церкви. С переделом губерний и уездов в царствование Императрицы Екатерины Великой село причислено к Калязинскому уезду.
Каменный приходской храм с. Спасского, не смотря на простую архитектуру, имеет довольно красивый вид. Особенную красоту храму придают: его стройная высокая колокольня и каменная ограда с двумя св. воротами и башнями по углам; внутри-же ограды церковь обсажена деревьями, и издали представляется, что храм находится в небольшой роще.
Древние храмы.
С неизвестных времен здесь, в селе Спасском, существовал деревянный храм, построенный во имя Преображения Господня. С течением времени он так обветшал, что в нем нельзя было совершать службу Божию. В виду этого от помещика того времени Тимофея Тимофеевича Салтыкова было подано прошение о построении вместо ветхого храма нового деревянного, на что и вышло дозволение от Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и Всея России и дана была храмоздательная грамота следующего содержания: „Божиею Милостию се аз смиренный Великий Господин Святейший Иосиф, Патриарх Московский и Всея России. Бил Нам челом Дмитровец Тимофей Тимофеев сын Салтыков, а сказал, поместье де у него в Дмитровском уезде, в Космо-Дамиановском стану, сельцо Спасское и в том де сельце храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа ветх и служить в нем невозможно, и Нам бы его пожаловать благословить велети бы ему на новый храм лес ронити и в том в сельце Спасском воздвигнути новый храм во имя Преображения Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да в приделе Великого Чудотворца Николы. И аз смиренный Великий Господин Святейший Иосиф, Патриарх Московский и всея Русии Тимофея Салтыкова пожаловал благословить, велел им старый храм разобрати, а на новый храм лес ронити и в том лесу в Дмитровском уезде в Космодамиановском стану в сельце Спасском воздвигнути новый храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да в приделе Великаго Чудотворца Николы на старом престольном месте, а которыя бревна стараго храма, в новый храм в паперть и в мост пригодятся и те бревна велел ему имати, а достальныя ветхия бревна вывести в иоле, в чистом месте огнем спалити, а как тот новый храм совершится и на тот храм и на придел велел ему и антиминс дати и освятити тот храм и придел попу с дьяконом по правилам Св. Апостол и Св. Отец, а Царския двери на одном брусу не были. Писан в Москве 7153 года Июня в 17 день". — Подписал дьяк Григорий Одинцов. Но по неизвестным для нас обстоятельствам вышеупомянутый Тимофей Тимофеевич Салтыков не мог приступить к постройке нового храма. Только уже родной внук его Димитрий Степанович Салтыков во время между патриаршества подал к Преосвященнейшему Митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану прошение о построении новой деревянной церкви, который и дал указ 1709 года Мая 24 дня следующего содержания: „Лета 1709-го Маия в 24 день. Великому Государю Царю, Великому Князю Петру Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бил челом Преосвященному Стефану, Митрополиту Рязанскому и Муромскому меж Патриаршества подал челобитную стольник Димитрий Стефанов сын Салтыков, а в челобитной его написано: в Дмитровском де уезде, в Космодамиановском стану, в вотчине его в селе Спасском церковь Преображения Спасова обетшала и Великий Государь пожалываль-бы ево велел на церковное строение лес готовить и в том-же лесу и на том-же кладбище подле старой ветхой церкви построить вновь церковь во имя Преображения Господня и о том строении дать указ. И по указу Великаго Государя Царя и великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский Димитрия Стефанова сына Салтыкова, благословил, велел на церковное строение лес готовить и в том лесу в Дмитровском уезде в Космодамиаиовском стану в вотчине его в селе Спасском подле ветхой Преображенской церкви на том же кладбище построить вновь церковь во имя Преображения Господня, а верх на той церкви сделать по чину прочих деревянных церквей и алтарь круглой, а в церкви царские двери в алтарной стене были бы посреди, а по правую их сторону южныя, а по левую северныя, а подле царских дверей по правую сторону южных вначале поставить образ Всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящей того святого храма, а по левую сторону царских дверей меж северных вначале поставить образ Пресвятыя Богородицы и иныя образы по чину, а как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет и о освящении той церкви и кому святить и о антиминсе бить челом вперед, а для антиминса быть в Москве тоя церкви попу, или дьякону, а непростолюдину, а как новая церковь построена будет старую Преображенскую церковь разобрать и буде об ней челобитчиков не будет и её вывести в поле и в чистом месте спалить, а Антиминс той церкви будет непечатный и ветх и его положить новой церкви в престоле в десном столице от восточныя страны вытесав ящик и покрыть доскою".
Вышеупомянутый Димитрий Стефанович Салтыков согласно указу построил новую деревянную церковь во имя Преображения Господня и св. Чудотворца Николая и по чипоположению была церковь освящена, и оный храмоздатель, согласно своему завещанию, по смерти своей был погребен под самым престольным местом алтаря новосооруженной им церкви. Возобновленный этот храм просуществовал до 1787 года, въкоторый год Июля в 20 день от небрежности церковно-служителей сгорел и вместо него была построена каменная церковь усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой, которая просила Преосвященнаго Тихона, Епископа Тверского и Кашинского, о дозволении соорудить на месте сгоревшей деревянной церкви каменную, вследствие чего и дана была от Преосвященнейшего Тихона храмоздательная грамота oт 8 октября 1789 года следующего содержания:
„Божиею Милостию Епископ Тихон, Тверский и Кашинский, Паствы Мерности нашей Калязинскаго уезда, села Спасскаго, что на углу, помещица Госпожа вдовствующая Надежда Ивановна Салтыкова просит нас благословить Ей вместо деревяннаго сгоревшаго храма Богу посвященнаго дозволить Ей построить во имя Преображения Господня храм каменным зданием. Усердие сея Госпожи, почитая благословляю Ея намерение во славу Бога вседержителя совершить. Когда устроено будет здание, тогда антиминс освященный от меня будет и дан и указ о освящении храма. Дана сия грамота за подписанием нашим и за печатию Нашея Кафедры в Богоспасаемом граде Кашине 1789 года 8 Октября. Аще Богу будет угодно, храм будет устроен, тогда грамота Сия в нем да хранится с утварию церковной".
Старанием и усердием вышеупомянутой помещицы и доброхотных даятелей церковь была сооружена и всей церковной потребной утварью достаточно была снабжена и по благословению Преосвященнейшего Иринея, Архиепископа Тверского и Кашинского, 1797 года Июля 14 дня освящена Кашинского Клобукова монастыря строителем иеромонахом Авраамием с прочим духовенством при священнике села Спасского Симеоне Петрове.
В оном же селе Спасском, что на углу, в некотором расстоянии от западных ворот Преображенской церкви построена была и другая церковь во имя Корсунской Божией Матери, по просьбе помещика того времени Лейб-гвардии Капитана Василия Богдановича Салтыкова, который просил Преосвященнейшего Антония, Епископа Переславского и Дмитровского, о разрешении ему построить деревянную теплую церковь во имя Корсунской Божией Матери, на что он благословил и дал храмоздательную грамоту от Апреля 19-го дня 1776 года.
Иждивением вышеупомянутого помещика Салтыкова церковь была построена и снабжена всем необходимым и 1779 года 23 Мая по благословению Архипастыря была освящена иереем Переславского Успенского Собора Симеоном Петровым с прочим духовенством. И оная церковь от небрежности церковнослужителей 1818 года Января 16 дня сгорела. И тогда по просьбе помещика села Спасского, что на углу, Коллежского Советника и Кавалера Евграфа Васильевича Салтыкова подано было прошение к преосвященнейшему Серафиму, Архиепископу Тверскому и Кашинскому, коим и дано было благословение и повелено трапезу Преображенской каменной церкви разобрать и распространить оную и сделать в ней два придела; один во имя сгоревшей деревянной церкви - Корсунской Божией Матери, а другой во имя Святителя и Чудотворца Николая. Усердием вышеозначенного помещика и его супруги Ольги Михайловны Салтыковой и при помощи доброхотных дателей означенные приделы были заложены и приведены к совершенному окончанию и по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Архиепископа Тверского и Кашинского, Иереем Тверского Кафедрального Собора Михаилом Петровым Полубенским с прочим духовенством освящены 1820 года Сентября 19-го дня. А на прежнем престольном месте сгоревшей церкви во имя Корсунской Божией Матери построена каменная часовня.
Новосооруженная трапезная церковь покрыта листовым железом, окрашенным медянкой усердием дворянских девиц Марии и Анны Салтыковых в 1820 году.
Современное состояние церкви (1914 г.)
Церковь с. Спасского в настоящее время длиной 11 саж. и 2¼ аршина. Главный алтарь оной церкви длиной в 8¼ ар., шириной в 7 аршин. Настоящая церковь длиной в 10 ар., шириной в 9 арш. Придельная церковь длиной в 17 ар., шириной в 15¾ ар. Стены как извнутрн, так и вне, отштукатурены и внутри окрашены масляной краской и расписаны священными изображениями. Во всей церкви 25 окон и изъ них 14 окон укреплены железными решетками. На настоящей церкви большая глава покрыта железом, окрашенным в синюю краску; на придельном храме такая же глава, только меньших размеров. На означенных главах кресты железные, вызолоченные червонным золотом, чстырехконечные, старинные. Крест на главе настоящей церкви со всех сторон укреплен железными цепями. Входные двери с трех сторон в паперть — деревянные. Паперть сделана из плитного белого камня и украшена священными изображениями.
В алтаре настоящей церкви престол из соснового дерева; вышины и ширины в нем 1 арш. 6 верш. Одет медно-вызолоченной одеждой с изображением: Тайной вечери. Преображения Господня и святых, имена коих носят жертвователи; Алексий (Медведев) и Иоанн (Коровкин). При главном приделе иконостас деревянный, сплошь вызолочен, украшен резьбой и в нижнем ярусе четырьмя колоннами. Ярусы один от другого отделены красивыми карнизами. В иконостасе 4 местные иконы, каждая длиной в 1¾ арш., шириной в 13 верш., в серебряных окладах, сделанных на иждивение прихожан в 1847 году. За оклады икон Спасителя и Божией Матери уплачено 1317 р. 55 к., а за оклад Преображения Господня 695 р. 96 к. Стены настоящей церкви украшены живописью и ей заняты все свободные места, так что куда-бы не обратил свои глаза богомолец, он везде видит св. иконы и священные изображения. Убранство церкви прекрасно дополняется Красивым медно-позлащенным паникадилом, верх коего увенчан ангелом, и изящной работы медно-позлащенными хоругвями. В алтарях придельной церкви престолы сделаны из дубового дерева, вышиной 1 арш. 6 вер., длиной и шириной в 1 арш. 4 верш, и одеты парчовыми одеждами. Иконостасы двухярусные, деревянные, с резьбой, окрашены малиновой краской и покрыты позолотой. Из икон приделов замечательны: икона Корсунской Божией Матери длиной 9 верш., а шириной в 8 верш, в серебрянной (84 пробы) позолоченной ризе с таковым-же венцом с клеймом «1806 г.». Нa оном образе около венца на звездочке 82 жемчужины, один алмаз и несколько цветных простых камней. В оной ризе с жемчугом и камнями веса 1 фунт 59 золотников.
Икона св. Чудотворца Николая, длиной 8 верш., шириной 6 вершков, очень старинного письма, в сребро-позолоченной ризе; весу в оной 1 ф. 45 зол., 84 пробы, и клеймом «1819». К ней привешен Георгиевский крест.
В церкви имеется до 25 разных икон в серебряных ризах.
Р и з н и ц а.
Ризница Преображенской церкви все необходимое для священнослужения имеет в достаточном количестве. Сосуды, приобретенные в 1808 году в Москве, работы Сазикова, — весят 2 фунта и 68½ золотников; уплачено за них 222 руб. 81½ к.
В других сребро-позлащенных сосудах веса 1 ф. и 60 золотников. Красивая сребропозлащенная Дарохранительница, весом 1 фун. 32 коп. Крест серебряный, 84 пробы, чеканной работы, с позолотой, восмиконечный, с надписью: «сим победиши».
Второй Крест, тоже серсбренно-позлащенный, пожертвован Коллежским Ассесором Михаилом Петровичем Забелиным в 1841 году.
Кроме сих еще есть три серебряных креста малых размеров.
В числе церковной утвари находятся оловянные св. сосуды, а также оловянные же дарохранительница, дароносица и три напрестольных креста.
Евангелие в большой лист, переплетено в деревянные доски, в окладе медном чеканном, на лицевой стороне оклада пять чеканных образов. Напечатано на александрийской белой бумаге. На нем есть надпись следующего содержания: «Сие священное Евангелие принадлежит Тверской Губернии, Калязинскаго уезда, что на углу, напечатано в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7186, а от Рождества Христова 1677 года индикта 1 Сентября повелением Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексиевича, Благословением Святейшаго Московскаго и Всея России Патриарха Иоакима, а вновь исправлено сие Евангелие и украшено чеканными бронзовыми—посеребренными листами и фннифтянными образами иждивением доброхотных деятелей за 10 руб. в 1848 году».
Кроме этого есть еще два Евангелия, — одно в большой лист, напечатанное в 1805 году, а другое в средний листъ, напечатано в 1779 году, оба обложены медно-чеканным окладом. Два малых Евангелия: 1) в четверть листа. 2) в осьмушку; оба напечатаны в Киево-Печерской Лавре, — первое в 1803 году, а другое в 1830 году и оба обложены медно-посеребренным окладом.
Все эти Евангелия в настоящее время не употребляются при Богослужениях, а вместо оных употребляются три Евангелия, пожертвованные Димитрием Евграфовичем Салтыковым. На каждом из них на задней доске с внутренней стороны есть надпись с обозначением, кем оно пожертвовано, сколько заплачено за него и составляет неотъемлемую принадлежность одного из трех престолов церкви.
1-ое Евангелие, находящееся на престоле Преображения Господня, переплетено в деревянные доски, обложенные сребро-позлащенным окладом. Па лицевой стороне пять чеканных изображений Воскресения Христова и четырех Евангелистов, а на задней стороне изображение Рождества Христова и надпись: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». За это Евангелие уплачено вместе с большим крестом 500 руб. Печатано на белой бумаге с киноварью в Москве, в Синодальной типографии, 1883 года.
2-ое Евангелие — принадлежность Корсунского престола с сребро-позлащенными досками с изображением на лицевой стороне Воскресения Христова и четырех Евангелистов, а на задней — Св. Троицы; корешек обложен бархатом, голубого цвета.
3-е Евангелие — принадлежность Никольского престола — такое, какое и на Корсунском престоле с такими же изображениями на лицевой стороне, только на задней изображено Благовещение Пр. Богородицы. За оба эти Евангелия уплачено 400 руб.
На каждом Престоле кроме большого Евангелия находится по малому, в ⅓ листа, в сребро-позлащенных окладах.
При описании церкви с её ризницей и утварью, является сознание, что она всецело обязана своим благоукрашением роду г.г. Салтыковых, в особенности Надежде Ивановне, Ольге Михайловне, Евграфу Васильевичу и Димитрию Евграфовичу, и настоящий храм не был бы таким благоукрашенным, если-бы исключительно содержался на пожертвования крестьян, коих всего в приходе 277 ревизских душ. В ризнице церкви есть один документ, из коего видно, настолько прежде были велики денежные пожертвования г.г. Салтыковых.
Во время расширения настоящей церкви пристройкой двух приделов поступило пожертвований:
от Ольги Михаиловны . . . 2000 руб.
Евграфа Васильевича. . . . 400 руб.
и от крестьян около . . . .100 руб.
Заботясь о благоукрашении своего приходского храма, предки Салтыковых устроили и при доме своем часовню предназначенную для домашних молений, и в ней местный причт отправлял всенощные бдения на каждый воскресный и праздничный день. В настоящее время здесь служатся только молебны.
О причте церкви.
Из священников с. Спасского известны:
1) Михаил Симеонов, упоминаемый в 1750 г.
2) Стефан Петров (с 1781 по 10 Июня 1796 г.).
3) Симеон Петров (с 1797 г. по 1805 г.).
С 1806 г. по 1808 г. исправлял должность священника села Зайцева свящ. Иоанн Данилов.
4) Алексей Григорьев (с 1808 по 1810 год).
5) Иоанн Яковлевич Новоселов (с 1811 по 1840 г.), образованием из синтактического класса. Был ранее дьячком в селе Леонтьевском. Калязинского уезда.
6) Николай Александров Гиляревский — диаконский сын, окончил курс в Владимирской семинарии, посвящен на настоящее место в 1841 году и служил до смерти (в 1876 г.).
7) Иоанн Макариев Сретенский (с 1876 по 1878 год). Был сначала учителем и псаломщиком в с. Спасском, что на Нерли, с 1872 по 1874 г.; священником в селе Ванчугове, Кашинского уезда, с 1875 по 1876 г.; отсюда перемещен к церкви села Воскресенского, что на Хотче.
8) Нестор Арсеньев Завьялов (с 20 Мая 1878 по Июнь 1879 г.). Ранее был диаконом в селе Завидове, Кашинского уезда; перемещен в Успенский Собор г. Кашина, откуда и поступил сюда.
9) Василий Петрович Садиков (с 8 Сентября 1879 года по 1886 год). Был учителем в Константиновском земском училище, Калязинского уезда. Ныне священствует в селе Воронцове, Калязинского уезда.
10) Леонид Иоаннов Сутягин (с 28 Февраля 1887 года по 1890). Был сначала священником при церкви Петровских озер, Корчевского уезда, а впоследствии поступил в полковые священники в г. Брест-Литовск, где и скончался.
11) Александр Димитриев Покровский (с 21 Сентября 1891 г. по 4 Января 1899 г.). Был диаконом в селе Капшине, Калязинского уезда, переведен на таковую должность к церкви погоста Никольского, что в Грачах; ныне служит в селе Алабузине, Бежецкого уезда.
12) Феодор Иоаннов Ушаков, по окончании курса в Тв. Дух. Семинарии в 1898 г., определен на должность учителя в Койское земское училище, Кашин. уезда. Рукоположен в сан диакона к церкви погоста Петропавловского, Новоторжск. уезда, 25 Августа 1890 г. На настоящее место рукоположен 21 Марта 1899 года.
Псаломщики (дьячки), служившие при сей церкви:
1) Сергей Стефанов (с 1788 по 1805 год).
2) Афанасий Иванов (с 1809 по 1825 год).
3) Егор Васильев (с 1827 по 1828 г.).
4) Священник Стефан Стефанов Весский (с 1829 по 1834 год).
5) Николай Алексеев Ушаков (с 1835 по 1841 г.).
6) Михаил Берестов (с 1842 по 1871 г.).
7) Евгений Алексеев Ушаков (с 1876 по 1890 г.).
8) Иван Федоров Голубев (с 1891 по 1895 г.).
9) Федор Дмитриев Введенский (с 4 янв. 1896 по настоящее время).
Пономари:
1) Игнатий Андреев с 1790 по 1824 г. и вторично с 1834 г. по 1842 г.).
2) Иаков Петров (с 1825 г. по 1830 г.).
3) Алексей Дорофеев Комаров (с 1831 по 1833 г.).
4) Тихон Иванов (с 1842 по 1871 г.).
(По материалам издания Ушаков Ф. Село Спасское, что на углу, Калязинского уезда, Тверской губернии. Исторический очерк. - Тверь, 1914.)
(Фото. № 2 из издания Ушаков Ф. Село Спасское, что на углу, Калязинского уезда, Тверской губернии. Исторический очерк. - Тверь, 1914. Рис. № 3 из издания Памятники архитектуры Московской области. Каталог. В 2-х т. Под общ. ред. Е.Н. Подъяпольской. Т. 2. - М.: «Искусство», 1975.)
Священник с. Спасского, что на Углу Калязинского уезда Нестор Завьялов 19 мая 1879 года помер.
"Тверские епархиальные ведомости" 12-1879 г.
Учитель Константиновского сельского училища Калязинского уезда Василий Садиков 8-го сентября 1879 года рукоположен во священника к церкви села Спасского, что на Углу Калязинского уезда.
"Тверские епархиальные ведомости" 19-1879 г.
12 августа 1891 г. определен на вакансию священника к церкви 6-го пехотного Либавского полка, а на его место 21-го сентября рукоположен диакон погоста Никольского в Грачах Кашинского уезда Александр Покровский
"Тверские епархиальные ведомости" 20-1891 г.
Псаломщики: Осташковской Преображенской церкви Николай Меншагин и села Спасского, что на Углу Калязинского уезда Иван Голубев 17 декабря минувшего года перемещены один на место другого.
"Тверские епархиальные ведомости" 1-1896 г.
Псаломщик села Спасского, что на Углу Калязинского уезда Николай Меншагин 12 декабря минувшего года помер, а на его место 31 декабря того же года перемещен псаломщик села Никольского-Кропоток, того же уезда Феодор Введенский, а на место последнего того же числа определен бывший псаломщик села Будова Новоторжского уезда Василий Марков.
"Тверские епархиальные ведомости" 5-1896 г.
Священники
1750 – священник Михаил Семенов
1777 - священник Степан Петров ( -до 1796)
1797 – священник Семен Петров
1808 – священник Алексей Григорьев
1811 – священник Иван Яковлев Новоселов (1776-после 1840), сын священника с. Леонтьевского Якова Трофимова, зять священника с. Капшина Степана Федорова, рукоположен из дьячков с. Леонтьевского Калязинского уезда
1841 – священник Александр Николаев Гиляровский ( -1876)
1869 - Священник Николай Гиляревский
1878 - священник Нестор Арсеньев Завьялов ( -1879), перемещен из дьяконов Успенского собора Кашина
1879 – священник Василий Петров Садиков (ок. 1854-?), в 1893 – перемещен к церкви с. Воронцова Калязинского уезда
1887 – священник Леонид Иванов Бутягин, перемещен от с. Петровских Озер Корчевского уезда, в 1891 г. перемещен в священники военного ведомства
1891 – священник Александр Покровский, рукоположен из дьяконов погоста Никольского в Грачах Кашинского уезда
1899 – священник Федор Иванов Ушаков (ок. 1872-?)
Дьяконы
1800 – дьякон Матвей Иванов Морошкин (ок. 1766-после 1833), сын дьячка с. Скнятина Ивана петрова, рукоположен из дьячков с. Скнятино Калязинского уезда
- дьякон Георгий Семенов Казанский, зять дьякона Матвея Иванова Морошкина
Дьячки
- дьячек Андрей
1777 – дьячек Андрей Федоров
1807 – дьячек Афанасий Иванов ( -ок. 1825)
1827 – дьячек Егор Васильев
1829 – дьячек Степан Степанов Весский, в 1834 г. рукоположен в священники с. Петровского-Знаменского Корчевского уезда
Пономари (псаломщики)
1777 – пономарь Сергей Степанов
1790 – пономарь Игнатий Андреев
1825 – пономарь Яков Петров
1831 – пономарь Алексей Дорофеев Комаров, перемещен к погосту Никольскому в Пенье Калязинского уезда
1835 – псаломщик Николай Алексеев Ушаков
1842 – пономарь Тихон Иванов
1842 – псаломщик Михаил Берестов
1895 – псаломщик Николай Меншагин ( -1895), перемещен от Преображенской церкви г. Осташкова
1891 – псаломщик Иван Голубев, в 1896 г. перемещен к Преображенской церкви г. Осташкова
1895 – псаломщик Федор Дмитриев Введенский (ок. 1867-?), перемещен от с. Никольского-Кропоток
(По материалам сайта Талдомские хроники.)