Николо-Кропотки (Никольское-Кропотки, Дмитровское, Кропоткино) Талдомского района Московской обл. - Казанской иконы Божией Матери церковь
В настоящее время село входит в Талдомский район Московской области.
Николо-Кропотки – старинное село, именуемое иногда Дмитровским. В Дмитровской писцовой книге на время 1628-1629 годов записано: «За стряпчим сытного двора за Афанасием да за братом его за Дмитрием Васильевыми детьми Собакина отца с. Дмитровское и в нем церковь Николы Чудотворца древяна клецки вверх» (1, 2, 3). В 7162 (1654) году Дмитрий Собакин продал село племяннику Федору, который в 7195 (1687) году продал вотчину Федору Матвеевичу Апраксину. В 1760 году село продано графом Петром Федоровичем Апраксиным Якову Герасимовичу Баранову (3). В клировой ведомости за 1789 год указаны уже две церкви: Никольская 1670 года постройки и Казанской иконы Божией Матери постройки 1789 года (по 1). Однако в межевом описании за 1855 год указана только одна деревянная церковь (прихожан 473 человек). Помещиками в это время были Барановы капитан и подпоручик, оба — Яковы Васильевичи. В селе было два деревянных господских дома (4). В конце пятидесятых годов XIX века деревянная церковь сгорела и на ее месте ставят каменную. Старожилы говорят, что церковь поставлена была на крестьянские деньги и поводом для ее постройки послужили отмена крепостного права. Существующая в настоящее время церковь была построена в 1863 году и главный престол освящен во имя Казанской иконы Божьей Матери, а два других — во имя святителя Николая и Обретения Главы Иоанна Предтечи (5).
Структура села Николо-Кропотки сложилась, по-видимому, очень давно. Несколько улиц, где встречаются дома конца XIX века образуют довольно большую площадь, посреди которой на возвышении находится церковь.
Старожилы говорят, что на этом же месте стояли деревянные церкви - предшественники нынешней. Церковь оставалась действующей до начала 30-х годов XX века. В 1939 году была уничтожена церковная ограда и вся венчающая часть здания. После войны в церкви располагался склад совхоза «Измайловский».
Утеряны верхние ярусы колокольни.
Реставрационные работы не проводились.
Церковной общины при храме не зареистрировано.
Библиография:
1. Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. С. 177.
2. Дмитровская переписная книга за 7136- 7138 г. Л. 90. (по 1)
3. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и монастырях XVI-ХVIII вв. Вып. II. М., 1911. С. 268. (У Холмогоровых дана ошибочная сноска, что «ныне это село Дмитровское на Истре Звенигородского уезда».)
4. Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда. СПб., 1855. С. 173. № 652.
5. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 320.
(Информация предоставлена настоятелем Храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым)
Церковь приходская, выстроена в 1863 году в псевдорусском стиле на средства прихожан. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция, видимо, центрическая. Основной объем храма - четырехстолпный односветный четверик. Колокольня и венчание здания (вероятно - декоративное пятиглавие) утрачены. Главный престол Казанский, боковые престолы Никольский и Предтеченский. Внутреннее убранство в основном утрачено. Заброшена, находится в аварийном состоянии, никак не используется.
Владислав Зарецкий
В Казанской церкви с Никольское-Кропотки Калязинского уезда с 3 февраля 1899 года по 28 февраля 1903 г. служил священник - Чекалов Варнава Дмитриевич
«Чекалов Варнава Дмитриевич родился 10 июня 1866 года в селе Пухлимо Кимрского уезда Тверской губернии в семье священника Дмитрия Николаевича Чекалова.
По окончании курса в Тверской духовной семинарии в 1887 году с аттестатом 2-го разряда, с того же 1887 по 1892 годы проходил должность учителя в Тихвинской двуклассной церковно-приходской школе.
За ревностное и усердное занятие в Тихвинской двуклассной церковно-приходской школе по журнальному определению Совета Братства Михаила Тверского в 1891 году было преподано Архипастырское благословение.
Рукоположен в священника в церкви села Никитское Корчевского уезда преосвященнейшим Гавриилом епископом Старицким викарием Тверским 8 сентября 1892 года. С 1892 по 1897 годы проходил должность законоучителя в Никитском земском училище».
Из Тверских епархиальных ведомостей за 1897 г «Священники: погоста Троицкого, что в Березниках, Калязинского уезда, Дмитрий Чекалов и села Никитского, Корчевского уезда, Варнава Чекалов 8-го мая сего года, согласно прошению, перемещены один на место другого». «В 1897-1899 гг. Варнава Чекалов состоял «безмездно» законоучителем в Троице-Березниковском народном училище».
Согласно своему прошению 3 февраля 1899 года перемещен в село Никольское-Кропотки Калязинского уезда. Награжден епархиальным начальством набедренником 5 июля 1899 года.
В архивном фонде Тверской духовной консистории в клировой ведомости церкви села Никольское- Кропотки Калязинского уезда за 1900 год значится священник Варнава Димитриев Чекалов, 34 лет, сын священника, вдов. «В семействе у него никого нет. Недвижимого имения ни у него самого, ни у родителей нет. Поведения отлично хорошего. Судим и штрафован не был».
Тверской епархиальный статистический сборник 1901 г. Чекалов Варнава Дмитриевич — 35 лет, с Никольское-Кропотки Калязинского уезда, Казанская церковь, в служении с 1887 г. Священником с 1892 г . Награждён набедренником. «В с. Никольское- Кропоткино Калязинского уезда; с 10 марта 1901 г. утвержден в должности заведующего местным церковно-приходским училищем. 28 февраля 1903 г. перемещен к церкви с. Успенья-Окатова Корчевского уезда; с 1903 г. по 1907 г. состоял учителем закона Божия при Окатовском земском училище.
Попова Валентина Петровна
(По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры и материалам предоставленым Поповой Валентиной Петровной.)
(Фото. Поповой Валентины Петровны.)
В Дмитровской Писцовой книге 135-137 г.г., в стану Кузьмодемьянском, на л. 90, за № 490, сказано: «За стряпчим сытного дворца за Офонасьем да за братом ево за увечным за Дмитрием Васильевыми детми Собакина отца их старинная вотчина село Дмитровское а в нем церковь Николы Чюдотворца древяна клецки вверх а в церкве образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково. А у церкви поп Роман Яковлев. Пашни паханые церковные земли три чети да перелогом пять четей да лесом поросло восемь четей в поле а вдву потомуж сена десять копен да всележ двор вотчинников а внем живут деловые люди (перечень). А писана за ним та вотчина по роздельной записи как они збратьями меж себя теми вотчинами поделились во 115-м году».
В Дмитровской Переписной книге 154 г., в стану Кузьмодемьянском, на л.676 об., за № 324, значится:
«За Дмитрием Васильевым сыном да за Федором Офонасьевым сыном Сабакиным в вотчине село Дмитровское Кропотово тож а в нем двор вотчинников да крестьянских дворов (перечень)...
В Дмитровской Переписной книге 186 г., на л. 561, за № 355, написано:
«За Федором Афонасьевым сыном Сабакиным село Дмитровское а в нем церковь Николы Чюдотворца на вотченниковой земле. У церкви во дворе поп Иван Гаврилов, во дворе дьячек Максимко з братом с Пашкою Степановы дети Клоковы да двор вотчинников да двор задворных кабалных людей»...
В клировой ведомости 1796 г. о селе Никольском Крапотках имеются следующия сведения.
«Церкви: 1-я Никольская, деревянная, построена 1670 г., 2-я Казанской Б. М. (теплая), деревянная, постр. 1789 г. Священник Евфимий Иаковлев, 28 л., из философии, посвящен в 1787 г. Церковной земли 36 десятин; в приходе 1 деревня, 31 двор; душ м. п. 131, ж. п. 141».
Примечание. В Дмитровской Писцовой книге нам не пришлось найти села «Никольскаго-Крапотки» с его настоящим названием. Встретившееся же село «Дмитровское» легко было счесть за деревню «Дмитровску» (в приходе погоста Троицкаго в Березниках), - так как села Дмитровскаго в Каляз. у. не существует. Недоумение вполне исчезло, когда в Переписной книге 1646 г. встретилось название «село Дмитровское Кропотово тож», а в другой Переписной книге 1677 г. оказалась запись, что в сем селе церковь «Николая Чюдотворца». Из сопоставления указанных данных достаточно уясняется, что с. Дмитровское вполне тождественно с с. Никольским-Крапотки.
Церковь Казанская, построена в 1863 году, каменная, престолов три: главный Казанской Божией Матери, 2-й Святителя Николая, 3-й Обретения Главы Иоанна Предтечи.
В 1901 году служили: Священник Варнава Димитриевич Чекаловъ 33-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1887 года, священником с 1892 года, награжден в 1899 году набедренником. Псаломщик Николай Владимирович Попов 24-х лет, в должности с 1898 года.
Прихожан в селе Никольском Крапотки, в деревнях Бабине, Бибикове - 123 дворов (322 мужчины, 381 женщина).
(По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901.)
Священники
1628 - священник Роман Яковлев
1677 - священник Иван Гаврилов
1777 – священник Гавриил Степанов
1787 - священник Евфимий Яковлев (1768-?)
1808 – священник Василий Львов (1777-1820), перемещен из дьячков Троице-Нерльской слободы, сын дьячка Троице-Нерльской слободы Льва Степанова
1890 - священник Петр Васильев Преображенский (ок.1818-1890)
1891 – священник Александр Николаев Докучаев (ок.1864-?), рукоположен из дьячков с.Николо-Кропотки, в 1899 – перемещен в священники погоста Троицкого в Березниках
1899 - священник Варнава Дмитриев Чекалов (1866-ок.1930), перемещен из священников погоста Троицкого в Березниках, в 1903 г.перемещен к церкви с.Окатово Корчевского уезда, сын священника с.Никитское Корчевского уезда Дмитрия Николаева Чекалова
1906 – священник Василий Лебедев, в 1910 г. перемещен к Вышневолоцкому Казанскому женскому монастырю
1908 - священник Александр Невский
1910 - священник Иоанн Федоров Никольский (1865-после 1829), перемещен из священников с.Расторопова Весьегонского уезда, сын дьякона с.Козлова Вышневолоцкого уезда Федора Иванова Никольского, в 1929 г. осужден на 3 года ссылки
Дьяконы
- дьякон Василий Петров Марков, рукоположен из псаломщиков
1908 – дьякон Александр Плетнев
1908 - дьякон Николай Терников
Дьячки
1677 – дьячек Максим Степанов Клоков
1777 – дьячек Дмитрий Федоров
1809 – дьячек Василий Иванов (ок.1787-?)
1677 - дьячек Максим Степанов Клоков
Пономари (псаломщики)
1777 – пономарь Григорий Егоров
1809 – пономарь Андрей Федоров (1773-?)
1830 - пономарь Василий Иванович Постников (1812-?), перемещен в 1835 в пономари Покровского собора с.Кимры
- пономарь Василий Петров Морошкин (-до 1890)
1884 - псаломщик Михаил Колеров
1886 - псаломщик Василий Петров Марков (-1898), перемещен из псаломщиков с.Будова Новоторжского уезда, рукоположен в диакона
1888 – псаломщик Александр Николаев Докучаев (ок.1864-?), в 1891 рукоположен в священники с.Николо-Кропотки
1890 - псаломщик Алексей Завьялов
1893 - псаломщик Феодор Дмитриев Введенский (ок.1867-?), в 1895 – перемещен в псаломщики с.Спас-Угол
1899 - псаломщик Николай Владимиров Попов (ок.1874-?), в 1908 г.перемещен к церкви с.Садыкова Тверского уезда
1899 - псаломщик Никита Березкин
1906 - псаломщик Александр Плетнев
1908 - псаломщик Иван Александров
1911 – псаломщик Иван Алексеев Уваров
(По материалам сайта Талдомские хроники.)