Гора Пневиц (Гор-Пневицы, Горы Княицы погост) - Рождества Пресвятой Богородицы церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Коршунова Александра


   До 1788 года церковь в селе Гора Пневиц принадлежала Переславльской епархии, а после 1788 и вплоть до революции Владимирской епархии. В 1935-м году село присоединяется к территории Тверской (Калининской) области.

   Если взглянуть на карты Подмосковья к северу, северо-востоку от Сергиев-Посада, цепкий геокешерский взгляд ухватит скопление тайников около Плещеева озера и вообще по трассе Москва-Ярославль. А ведь сколько еще вокруг сел и деревень с интересными названиями! Например, поселок Лось. Почему именно Лось? Знаете ли вы поселки с названиями "Кабан" или "Еж"? "Подумаешь, Лось, - хмыкнет скептик. - Что тут удивительного? В Москве тоже есть платформа Лось". Ладно. Как насчет деревни Волковойня? Или вот - Гора Пневиц (ударение на "е"). "Гора-Пневицы тож", - написали бы наши предки в летописи села. Это не деревня, а именно село, здесь и сегодня есть храм.
   От трассы Р-104, где в селе Большое-Михайловское изредка останавливаются автобусы из Калязина на Лось, Нагорье и Кубринск (сюда можно заброситься и на транзитном автобусе Сергиев-Посад - Калязин), кочковатая, покрытая лужами широкая проселочная дорога ведет на восток. Единственный более-менее приличный путь к селу Гора Пневиц. Окрестности села - анклав Тверской области, окруженный реками и болотами. С севера, востока и юга - земли Ярославской и Московской губерний. Настоящая глухомань.
   Почему "гора", становится понятно сразу после въезда в село. Церковь и деревянные домики жителей стоят на возвышенности. В такой равнинной местности, особенно в болотах, любой заметный сухой каменистый-песчаный пригорок считается горой. (Так на картах иных районов Карелии: "Гора Горелая, высота 28 метров"). Из доклада Переславль-Залесского научно-просветительского общества (выпуск 10, 2004 г.) можно узнать, что в 1501 году село было становым центром. В царствование Ивана III междоусобных конфликтов хватало, не говоря уже о литовцах и татарах. Не исключено, что село было опорным пунктом в одной из таких малых войн. Да еще дотошные краеведы раскопали, что некий Ф.Андреев, крестьянин из села Подол, в 1879 году был утвержден старостой погоста Гор-Пневиц. Это свидетельство только напустило туману: Подол в 11 верстах по прямой от Горы Пневицы, и потом - церковь, село... какой же это погост? Вот и гадай теперь. А больше из Интернета ничего не узнаешь. Ну, еще пару фотографий, сделанных путешественниками-велосипедистами.
   Не удовлетворенные этим, мы пошли по селу беседовать с местными жителями. Увы, большинство участков сегодня принадлежит "пришлым" москвичам-дачникам, которые ничего не знают и не ведают. "Спросите местных," - советовали нам, кивая на два дома в центре села. Мы последовали туда. Весть о приезде странной делегации с фотоаппаратами и собакой уже облетела Гору Пневиц. К нам спешили удивленные люди.
   - Вы кто? Откуда?
   - Из Москвы. Приехали посмотреть на место с таким интересным названием. И на церковь.
   - Правда? Посмотреть на нашу церковь? Специально?
   Людям трудно поверить, что кто-то может приехать из такой дали в их село, чтобы взглянуть на развалины церкви. Ведь недалеко процветает отреставрированный, действующий, симпатичный монастырь, куда обычно возят туристов. А тут что? Когда я сообщаю, что в Интернете есть фотографии храма, в глазах местных жителей загораются искры гордости. Какая-никакая знаменитость. Но что за церковь - не знают. Где-то в глубине хозяйства живет древняя старушка. К ней отряжают гонца, и он приносит весть, что это, мол, храм Рождества Пресвятой Богородицы с престольным праздником 21 сентября. В 1929 году еще работал, а в 1937-м был окончательно закрыт. Судя по году, последнего настоятеля храма репрессировали, как тысячи других священников...
   Своды когда-то величественного храма местами обвалились. На двух-трех окнах сохранились витые металлические решетки. По какой-то причине большевики не взорвали колокольню - возможно, в церкви был склад, или храму нашли другое хозяйственное применение. Лестница на колокольню разрушена. А деревянные купола фантастическим образом уцелели. Архитектурно храм интересен четырьмя круглыми башенками вокруг главного здания. Изнутри можно рассмотреть остатки древних фресок. Внушительный деревянный оклад, лишенный иконы, беспомощно повис над нашими головами. Стены церкви обступает стена крапивы. Вокруг храма прямоугольником тянется ров - вероятно, здесь когда-то проходила стена (мы нашли только один камень из этой ограды). Деревья внутри периметра восхищают исполинскими размерами. Даже березы своей мощью напоминают, скорее, вековые дубы, а не воспетые Есениным символы Руси. За храмом простираются золотистые поля, разделенные с пастельно-голубым небом темной полоской леса.

   CJ

   
     (Статья CJ с сайта Геокэшинг.)

     (Фото. Коршунова Александра.)
    


   ГОР-ПНЕВИЦКИЙ ПРИХОД.

   Село Гор-Пневицы, при колодцах, находится в 56-ти верстах от уездного города (Переславля-Залесского) и в 170-ти вер. от губернского (Владимира).
   Пневицкий в Переславль-Залесском уезде стан упоминается в межевой грамоте вотчин, данных великим князем Іоанномъ Васильевичемъ ІІІ сыну своему Юрию.
   В писцовых книгах 1628—29 г.г. значится в этом стане погост Пневицы, а на погосте церковь Николая Чудотворца древяна клецки, а в церкви деисус и двери царские и образы местные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение мирское, другая церковь Рождества Пресвятой Богородицы развалилась; при церкви поп Яков, пашни церковной 7 четв., перелогу и лесом поросло 8 четв., сена 10 копен, лесу непашенного 3 дес. Указание, что церковь Рождества Богородицы развалилась в 1628 г., дает право думать, что здесь церковь сушествовала уже и в XVI столетии. В патриарших окладных книгах отмечена в Пневицах церковь «Рождество Пречистые Богородицы»; с этой церкви в 1628 г. положено было дани 4 алтына 4 деньги, десятильничьих 2 алтына 2 деньгн, заезда алтын, по наказу гривна.
   В переписных книгах 1705 г. погост в Пневицах названъ Рождество Богородицким; при церкви были тогда священник и дьячек. Вблизи погоста находилась деревня Горы; половина этой деревни принадлежала Михаилу Семенову Вельяминову—Зернову (а до него в 1678 г. Василью Дорофееву Губареву), на его половине было 9 крестьянских дворов, в коих жило 47 человек; другая половина принадлежала помещику Губареву, в ней было 10 крестьянских дворов с населением в 47 душ муж. пола.
   В 1711 г. в Пневицком погосте была построена новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь св. Николая Чудотворца. Эта церковь существовала до 1789 г., когда прихожанами церковь была перестроена и вновь освящена в честь того же праздника и того же святаго.
   В 1795 г. вместо деревянной церкви в Пневицах построенъ существующий ныне каменный храм с такой же колокольней; первоначально в новом храме устроено было два престола: в холодном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя св. Николая Чудотворца; в 1830 г. в трапезе устроен другой престол во имя св. апост. Иоанна Богослова в память сгоревшей церкви того же имени в ceле Зарое (ныне деревня Юрцево).
   Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохраняется много предметов из бывшей в селе Зарое деркви. Изъ Св. икон особенно почитается прихожанами древняя икона св. апост. Иоанна Богослова в серебряной ризе с вызолоченным венцом; на ней надпись: «образ св. апостола Иоанна Богослова украшен серебряным окладом по обещанию Ивана Иванова сына Рудакова 1765 г.». Эта икона из церкви села Зароя, а кроме неё: 1) напрестольный серебрянный вызолоченный с литым распятием крест с надписью: «1773 г. сей крест приложил в село Зарой в церковь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова прапорщик Иоанн Иванов сын Рудаков...». 2) двое серебрянных сосудов — 1779 и 1787 г.г., 3) евангелие — 1707 г. с надписью по листам: «сия книга глаголемая Евангелие церкви св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова села Зароя», 4) минеи месячные с подобной же надписью от 1785 г. Есть надписи на двух книгах — минеи месячной и службе Николаю Чудотворцу — 1771 г. и 1791 г., свидетельствующие о иринадлежности их церкви Рождества Богородицы в селе Горах.
   Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1779 г., исповедные росписи с 1829 года.
   Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала 40 руб.; б) от служб и требоисправлений до 382 руб.; в) от хлебного сбора 15 руб.; г) от земли пахатной и сенокосной 80 руб., а всего до 517 руб. в год. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле.
   Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахатной и сенокосной 47 дес.; кроме того причту принадлежит 35 дес. земли после бывшей в селе Зарое церкви; план и межевая книга на эти земли имеются. Причт владеет зежлею сам.
   Приход состоит из села Гор-Пневиц и деревень: Старова (1 вер. от церкви), Конякина (2 вер.), Подольца (1/4 вер.), Окулова (2 вер.) и Юрцова (6 вер.), в которых по клировым ведомостям числится 460 душ муж. пола и 563 жен.; все православные.
   С 1884 г. при церкви существует церковно-приходская школа; учащихся в 1893 г. было 20.

   
     (По материалам издания Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск второй. Переславльский и Александровский уезды. - Владимир, 1895.)
    


   Церковь Рождества Богородицы расположена на возвышенном месте на восточной окраине села. Село Гор-Пневицы в кон. 18 — нач. 20 в. находилось в Переяславском уезде Владимирской губернии. Погост Пневицы впервые упоминается в документах 1628-1629 гг, тогда здесь стояла деревянная клетская церковь Николая Чудотворца, а вторая церковь Рождества Богородицы к тому времени разрушилась. В 1705 г. погост был назван Рождество-Богородицким, вблизи него Церковь Рождества Богородицы. План.располагалась деревня Горы. В 1711 г. на погосте была сооружена новая деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца, перестроенная в 1789 г. Вместо нее в 1820-1825 гг. на средства прихожан сооружена существующая церковь Рождества Богородицы (главный престол освящен осенью 1825 г). При этом резной иконостас был перенесен из прежней церкви. Придел Николая Чудотворца в трапезной освятили в 1828 г, а в 1830 г. устроили второй придел во имя Иоанна Богослова. Материал от разобранного деревянного храма использовали для строительства церковной ограды. В этот период село находилось в вотчине князя Андрея Андреевича Голицына (1819-1825), а с 1825 г. — князя Федора Андреевича Голицына. В советское время утрачены завершения боковых глав храма, разрушены три колонны южного портика и одна колонна северного, а также фронтоны обоих портиков, имеются многочисленные утраты в карнизах всех объемов и в других декоративных элементах фасадов; почти полностью сбито наружное штукатурное покрытие; утрачено убранство интерьеров. Здание сложено из кирпича, снаружи было оштукатурено, детали декора — белокаменные.
   Яркий пример сельской приходской церкви, выстроенной в стиле позднего классицизма; отличается уникальной объемной композицией, в которой сочетаются архаичные для своего времени формы и необычный вариант пятиглавия.

   Тихомиров, с. 378; Березин, Добронравов, с. 231-234; Материалы для истории.., с. 87; Малицкий, с. ХСІ; ГАВО. Ф. 556. Oп. 1. Д. 1323; Оп. 3. Д. 500; Оп. 108. Д. 1097.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту