Калязин - Вознесения Господня церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Калязин, ул. Энгельса, д. 27

Фото. Андрея Ага.


   Ансамбль Вознесенской церкви открывается красивыми арочными воротами. Сама церковь - скромный маленький кубик - построена в 1787 году, но сильно перестроена. Выразительнее здесь трехярусная колкольня, несколько перегруженная коренастыми колоннами. Тяжеловатые пропорции и четкие пластичные формы делают колокольню значительной. Между ней и церковью выстроена громоздкая эклектическая трапезная, совершенно задавившая маленькую церковь.
   Долгое время в здании храма располагался хлебзавод, ныне храм вновь открыт для прихожан.


Фото. Александра Коршунова.


   Первоначально при Николаевском соборе располагалось и приходское кладбище. В 1783 г. под кладбище было выделено специальное место и построена каменная пятикупольная церковь. Новая церковь была незначительных размеров и имела один престол в честь Вознесения Господня. Вскоре к ней пристроили еще два придела: в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и преподобного Макария Калязинского. Во второй половине XIX в. между ними возник третий престол - в честь Успения Божьей Матери.
   При церкви была выстроена каменная колокольня изящной архитектуры, план и устройство которой принадлежали местным мастерам. Кладбище, усаженное деревьями, всегда содержалось в чистоте и порядке.
   Особым почитанием прихожан пользовалась икона Тихвинской Божьей Матери, представлявшая собой точный список с чудотворной иконы, находившейся в Новгородском Тихвинском мужском монастыре. По имени этой иконы обычно и весь храм называли Тихвинским. Другой храмовой святыней была икона преподобного Макария Калязинского с изображением в клеймах 24-х эпизодов из жизни: чудотворца от рождения его до смерти. В икону была вложена частица мощей святого. Подобная же икона хранилась в церкви с. Кожина на родине Макария.
   На Вознесенском кладбище на протяжении полутора столетий находили последний приют и вечный покой прихожане Николаевского собора. Здесь был похоронен выдающийся богослов, писатель и яркий публицист, историк и краевед, иерей Николаевского собора Иван Степанович Белюстин (10.01.1819 - 2.06.1890). Рядом на семейном месте покоился прах его сына - почетного гражданина г. Калязина, директора департамента таможенных сборов, тайного советника Николая Ивановича Белюстина (умер 30.05.1908 г., на 64 году в Санкт-Петербурге). Здесь же располагались могилы: смотрителя городских училищ коллежского ассесора Андрея Степановича Белюстина (1823-1866); ординатора столичной Надеждинской больницы Валериана Ивановича Белюстина и его матери Веры Лукиничны Белюстиной, урожденной Морошкиной.



2012 год. Преподобный Макарий снова в Калязине.


   В числе других замечательных личностей, нашедших упокоение на кладбище были: первый директор калязинской смешанной гимназии Сергей Михайлович Введенский (2.10.1874 - 21.11.1918); городской врач и потомственный почетный гражданин Иван Иванович Карелин (умер 11.03.1901 г., 60 лет); городской голова потомственный почетный гражданин и кавалер ордена св. Анны 3 степени Иван Алексеевич Коровкин (1860 - 4.11.1918); председатель Нижегородской Казенной палаты статский советник Николай Иванович Лавровский (умер в 1900 г.); уездныЙ врач статский советник и кавалер ордена св. Анны 2 степени Андрей Павлович Никитский (расстрелян по постановлению ЧК 15.09.1918 г. в Калязине); протоиерей Николаевского собора и председатель уездного отделения епархиального Училищного совета Григорий Павлович Первухин (умер 5.07.1893); городской голова потомственный почетный гражданин и кавалер ордена св. Анны 3 степени Дмитрий Васильевич Шишкин (умер 25.02.1904 г., 70 лет); протоиерей Николаевского собора и кавалер ордена св. Анны 3 степени Иван Васильевич Приселков (1789 16.12.1861); потомственные почетные граждане Полежаевы, Суворовы, Прянишниковы, Ногиновы и многие другие.
   В годы Советской власти кладбище было уничтожено, а Вознесенская церковь закрыта. С 1930-х гг. помещения ее более 40 лет использовались под хлебокомбинат, пришли в крайнюю ветхость. В конце 2000-х - начале 2010-х гг. храм был восстановлен из руин, ныне красуется и снаружи, и внутри. Взамен временного из крашеной доски - позолоченный сияющий иконостас, расписана южная стена трапезной части.
   Восстановление Вознесенского храма было условием Митрополита Тверского и Кашинского Виктора для возвращения мощей преподобного Макария Калязинского в Калязин.



2012 год. Преподобный Макарий снова в Калязине.


   10 июня 2012 года в рамках XIV Волжского крестного хода по окончании Божественной литургии, которую возглавил митрополит Тверской и Кашинский Виктор в тверском соборе «Белая Троица», состоялось важное событие в жизни Тверской епархии - перенесение мощей преподобного Макария Калязинского из г. Твери на родину в г. Калязин, в храм Вознесения Господня.
   Многие жители г. Твери пришли поклониться преподобному Макарию в этот день и проводить раку со святыми мощами по центральным улицам города до пристани Речного вокзала. В 15 часов Волжский крестный ход с мощами преподобного Макария Калязинского и нижегородской святыней – ковчегом с частицей мощей преподобного Серафима Саровского - отправился вниз по Волге по установленному маршруту, который участники крестного хода должны были преодолеть за шесть дней, с 10 по 15 июня.
   В назначенное время, 14 июня, Волжский крестный ход прибыл в Калязин. Преподобного Макария - молитвенника перед Богом о тех, кто с верой и благоговением чтит его память - собрались встретить на главной пристани многочисленные горожане. Возглавили встречу мощей преподобного Макария митрополит Тверской и Кашинский Виктор, глава района Константин Ильин, многочисленное духовенство, среди которого гость из Москвы протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, многочисленные паломники. С молитвенным пением мощи пронесли по улицам Калязина, остановившись у стен Вознесенского собора.



Мощи преп. Макария и преп. Серафима Саровского в Вознесенском храме. Фото Л. Ионовой. 2012 г.


   Раку с мощами преподобного Макария и ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского установили посредине собора, и все прибывшие стали участниками праздничного вечернего богослужения, которое возглавил митрополит Тверской и Кашинский Виктор. На следующий день после Божественной литургии состоялся крестный ход по городу. Около памятника преподобному Макарию Калязинскому, где была сделана остановка, всех собравшихся приветствовали глава Калязинского района Константин Ильин, митрополит Тверской и Кашинский Виктор, представитель компании КСК - главного попечителя Крестного хода - Александр Булычев и другие почетные гости торжества. Затем крестный ход отправился на «монастырский» остров, где были совершены молебен преподобному Макарию и заупокойная лития по почившей братии утраченного монастыря.



Рака с мощами Препдобного в Калязине.

   
     (По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры, издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007., информации предоставленной М. Вербиной и материалам сайта Православный Свято-Тихоновский университет.)

     (Фото. № 1 Андрея Ага, фото. № 2 Александра Коршунова. Фото. № 3 - 6 с сайта Владимирская церковь Твери.)
    


Проект западных ворот (1901). ГАТО.

Проект западных ворот (1901). ГАТО.


   Церковь Вознесения расположена на территории бывшего кладбища, устроенного за городским валом около 1781 г., на южной окраине Калязина. Приписанная к Никольскому собору города, Вознесенская церковь с приделами Тихвинской Божьей Матери и преподобного Макария Калязинского построена на средства прихожан в 1781- 1787 гг. (Тихвинский придел освящен уже в 1782 г.). В 1824-1825 гг. первоначальную колокольню над папертью разобрали, а трапезную увеличили в длину и ширину, сохранив в ней приделы того же наименования. Новую, отдельно стоящую колокольню, возвели, по-видимому, в кон. 1820-х — 1830-е гг. В тот же период фасады церкви были изменены в соответствии со стилистикой новых трапезной и колокольни. Территорию кладбища обнесли каменной оградой с железными решетками (не сохр.), а на северной стороне Церковь Вознесения. Генплан.участка построены ворота и примыкающий к ним двухэтажный кирпичный дом причта (не сохр.). В 1889-1890 гг. вместо прежней трапезной выстроили новую с тремя приделами: центральный Успенский, боковые — с теми же наименованиями, что и ранее. Тогда же перед южным и северным фасадами храма возвели притворы в виде четырехколонных портиков, а колокольню соединили с трапезной притвором-папертью. Не позднее 1900 г. территория кладбища была расширена с южной и западной сторон, а в 1902 г. на средства, завещанные Николаем Михайловичем Полежаевым, по проекту гражданского инженера В.А. Шиллера возвели западные ворота. Вверху предполагалось разместить сторожку, а также церковный архив или склад церковной утвари. По хранившейся в храме иконе Тихвинской Божьей Матери — списка с «чудотворной» из Новгородского Тихвинского монастыря — жители Калязина Вознесенскую церковь обычно называли Тихвинской.
   В 1930-е гг. кладбище было закрыто, со временем полностью утрачена ограда вокруг его территории. В советское время также у церкви были сломаны портики на северном и южном фасадах, пять глав четверика, завершения трапезной и колокольни. В нач. 21 в. сломан дом причта, разрушаются северные и западные ворота. У первых утрачены главки, у вторых — перекрытие. В 2002-2012 гг. по церкви проведены реставрационные работы (ГУПНРЦ «ТПР»: архитектор Г.П. Лебедева, инженер А.Н. Гусев), частично вернувшие памятнику его прежний вид, однако боковые главы и портики храма восстановлены не были. Перед южным фасадом церкви собрано несколько старых надгробий. Все постройки комплекса кирпичные и оштукатуренные, цоколь и отдельные детали — белокаменные.
   Пример церковно-кладбищенского городского комплекса с разновременными и разностилевыми постройками 18 — нач. 20 в. Самый яркий архитектурный комплекс в Калягине, играющий важную роль в структуре и панораме города.
   Комплекс занимает участок неправильной формы, вытянутый с запада на восток. Вдоль его северной границы проходит ул. Карла Маркса, на северные ворота ориентирована ул. Энгельса. Архитектурной доминантой комплекса является церковь Вознесения, стоящая в центральной части территории. На поперечной оси церкви, некогда в линии северной ограды, находятся северные ворота, а на продольной — западные ворота.
   Церковь Вознесения — незаурядный пример памятника культовой архитектуры с богатой строительной историей. Храм, сооруженный в стиле барокко, был обновлен в формах позднего классицизма — стиля, который ярко проявился в колокольне, одной из лучших в регионе. В архитектуре трапезной, характерной для периода эклектики, сочетаются мотивы классицизма и русского стиля.

   Добровольский, с. 288; Крылов Л., с. 17-18; Кубарев, с. 28-29; Архив Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. № 688 НП/Кз; № 1147 НП/Кз; ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16280. Л. 2; Д. 16302. Л. 4; Д. 16305. Л. 3; Он. 8. Д. 48, 71, 115, 162, 2861; Ф. 466. Oп. 1. Д. 79171, 80851, 81039, 83634.

Вознесения Господня церковь. План.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

     (Рис. № 7 - 9 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)

    


Посмотреть всю карту