Калязин - Богоявления Господня церковь
г. Калязин, пл. Ногина, д. 1, Краеведческий музей
Церковь Богоявления построена в 1781-м году. Сегодня в здании храма располагается Историко-краеведческий музей, созданный в 1920-е годы И.Ф. Никольским (начало его коллекции положили спасенные реликвии из закрытого тогда Троицкого монастыря).
Богоявленская церковь была построена в 1781 г. по ходатайству жителей Свистушенской слободы на высоком берегу при впадении р. Жабни в Волгу. Бывшие прихожане Христорождественской церкви, свистушенские жители направили преосвященному Арсению, епископу Тверскому и Кашинскому, прошение "со изъяснением, что означенная церковь состоит при Колязине монастыре, а они просители жительствуют на другой стороне реки Волги, чрез которую за разлитием как в осенние так и вешние времена воды к тому ж и за случающимися бурями происходит им во всяких приключающихся до оной церкви необходимых требах великая остановка; и так по долгу христианскому положили они обещание построить в той их Свистушенской слободе в назначенном по плану сорок третьем квартале каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом святого пророка Илии..." Епископ обратился с доношением в Святейший Синод и 18 июля 1779 г. по Указу Ее Императорского Величества разрешение на строительство церкви было получено.
В приходе новой церкви состояло тогда 80 крестьянских дворов. Позднее в церкви устроили третий придел, посвященный Усекновению главы святого Иоанна Предтечи. Наибольшим почитанием пользовался придел святого пророка Илии так, что и вся церковь обыкновенно называлась Ильинской. К концу XIX в. церковь украсилась новым четырёхъярусным иконостасом замечательной работы. Церковная звонница состояла из шести колоколов, главный из которых весом 152 пуда отлит в 1843 г. в Ярославле на заводе купца 1-й гильдии Порфирия Оловянишникова мастером Семеном Горошковым.
К 1915 г. Богоявленская церковь обслуживала, кроме 3-й части самого Калязина, еще шесть окрестных деревень и число ее прихожан достигало 1650 человек. К церкви были приписаны одно городское и одно земское училища.
Свыше 30 лет прослужил в Богоявленской церкви священник Алексей Михайлович Каниловский, пожалованный за отлично-усердную службу скуфьей, камилавкой и наперстным крестом. Член благочиннического совета отец Алексей неоднократно направлялся депутатом на съезд духовенства Кашинского училищного округа и дважды председательствовал на этих съездах. С 1872 г. он трижды избирался гласным городской думы от духовенства.
После смерти Каниловского, последовавшей в январе 1886 г., место священника занял его зять, Алексей Петрович Ушаков, служивший до того священником с. Бобова Кашинского уезда. За время своей более чем 20-летней священнической деятельности Ушаков был награждён скуфьей, камилавкой, имел благодарность от Попечительства о бедных духовного звания. Кроме службы при церкви, он состоял законоучителем Ильинского приходского мужского и Ильинского начального женского училищ, заведовал санитарным участком, был членом комитета по сбору пожертвований на нужды пострадавших от неурожая, смотрителем калязинской свечной лавки, кандидатом в гласные городской думы.
После него в течение трех лет сменилось три священника и лишь в 1912 г. настоятелем был назначен Владимир Александрович Петропавловский, бывший до того священником с. Сандунова Корчевского уезда, а с 1894 г. - священником с. Красного и законоучителем Красносельской церковно-приходской школы Плещеевской волости. После окончания Тверской духовной семинарии отец Владимир священнослужительствовал более 20 лет, заведовал санитарным участком, состоял в должности сотрудника при духовном следователе 2-го участка Калязинского уезда, был награжден скуфьей. В Калязине он состоял членом отделения епархиального училищного совета и попечителем богадельни А.И. Заботиной в 3-й части города.
Более 30 лет служил при Богоявленской церкви диакон Николай Иванович Завьялов. После окончания в 1885 г. Кашинского духовного училища, он был определен псаломщиком Богоявленской церкви, а в 1896 г. рукоположен в диаконы. В семье Завьялова было 15 детей: Елизавета, Иван, Николай, Александра, Александр, Валентина, Павла, Конкордий, Валерьян, Иоанн, Елена, Александра, Мария, Тамара и Ольга. Жена Елена Александровна. В мае 1918 г. дьякон был арестован, а в сентябре расстрелян за участие в майском контрреволюционном выступлении.
Постоянными благотворителями и попечителями церкви были купеческие семейства Коровкиных и Охлобыстиных. Староста Богоявленского храма городской голова Иван Алексеевич Коровкин за пожертвования на церковные нужды был награжден в 1900 г. золотой шейной медалью "за усердие" на Аннинской ленте. Отец его и близкие сородичи были похоронены на Введенском кладбище.
Купец Иван Егорович Охлобыстин также отличался заботами об украшении церкви, за что в 1868 г. был пожалован серебряной шейной медалью "за усердие" на Станиславской ленте. Его сын Дмитрий за пожертвования в пользу церкви в 1900 г. был удостоен золотой медали для ношения на шее на Аннинской ленте. Другой его сын, Николай Иванович, кроме попечения о нуждах церкви, завещал крупную сумму денег на строительство дома для Ильинских училищ. В ознаменование заслуг перед церковью во Введенском храме ему была установлена памятная плита с надписью - "строителю храма Введения".
(По материалам сайта города Калязина. и издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007.)
(Фото. № 1 Дмитрия Василькова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
Церковь Богоявления расположена на небольшой площади в северо-восточной, самой высокой части города (бывшей Свистушинской слободе), на правом берегу Волги. Церковь построена на средства прихожан в 1777-1789 гг.; в 1781 г. был освящен придел Ильи пророка, в 1789 — главный престол. Четырехъярусная отдельно стоящая колокольня сооружена в 1791 г. В 1-й пол. 19 в. был устроен второй придел — Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1865 г. по проекту местного учителя рисования Носова вокруг прямоугольного церковного участка была возведена каменная ограда со Святыми воротами (не сохр.), поставленными по оси колокольни. Трехчастные арочные ворота с пилонами, украшенными колоннами, завершались пятью главками. В северное прясло ограды был включен одноэтажный дом причта (не сохр.), построенный, вероятно, в 1-й пол. 19 в. Из метрики 1887 г. известно, что церковь к тому времени еще не была расписана; главный иконостас, поставленный в 1877 г., был деревянным четырехъярусным; в трапезной находились два одинаковых иконостаса — одноярусные, окрашенные в зеленый цвет. В нижнем ярусе колокольни располагались ризница и архив. В 1897-1898 гг. на средства церковного старосты Ивана Алексеевича Коровкина и купца Дмитрия Ивановича Охлобыстина по проекту и под наблюдением епархиального архитектора В.И. Назарина первоначальные своды, два крестообразных в сечении столба и западную стену трапезной разобрали и сложили четыре новых столба, новые своды, а с запада сделали пристройку, объединившую трапезную с колокольней. При этом было заложено по одному окну на южном и северном фасадах трапезной. Вероятно, тогда же было выполнено существующее декоративное убранство фасадов храма и колокольни. Новые иконостасы для трапезной были заказаны резчику и позолотчику Калязинскому купцу М.В. Шишкину. В кон. 19 — нач. 20 в. церковь была расписана. С 1937 г. в здании церкви располагается Калязинский краеведческий музей. В советское время были заложены северный и южный входы, а также центральный и южный проемы, связывающие храм и апсиду. Четверик разделен деревянным перекрытием на два этажа. В 1967-1969 гг. проводились ремонтно-реставрационные работы по проекту архит. В.П. Беркута (трест «Мособлстройреставрация»). В ходе работ церковь внутри и снаружи заново оштукатурена и побелена, отремонтирована кровля, стены внутри покрашены масляной краской, отреставрированы сохранившиеся фрагменты настенной живописи, сделан новый дощатый пол. Стены храма сложены из кирпича и оштукатурены, цоколь — белокаменный.
Ценный памятник культовой архитектуры кон. 18 в., сохранивший объемную композицию, характерную для своего времени, и обладающий эклектичным наружным декором, возможно, отчасти повторяющим формы первоначального убранства. Расположенная на возвышенном месте, церковь является одним из главных вертикальных акцентов в панораме города.
Белюстин, с. 23; Добровольский, с. 289; Крылов Л., с. 21; Улицы Калязина.., с. 68; ГАТО. Ф. 160. On 1. Д. 7523. Л. 16, 18, 18 об.; Д. 16280. Л. 17; Д. 16302. Л. 28; Д. 16305. Л. 20; Оп. 8. Д. 40; Д. 71. Л. 3 об.; Ф. 466. On. 1. Д. 3143, 82724; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 6421.
(По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М. : Academia, 2015.)
ИЗ МАТЕРИАЛОВ КАЛЯЗИНСКОГО АРХИВА:
Ф. 63. Оп. 1. Д. 81. Л. 7 Протокол № 3 заседания президиума Калязинского горсовета от 29.01.1933 г.
"Слушали: выписку из протокола общего собрания ударников совместно с членами артели "Кожобувь" о передаче церкви Ильи Пророка на 3-ей части города под рабочий клуб артели "Кожобувь".
Постановили: с решением согласиться, предложить артели "Кожобувь" развернуть массовую работу вокруг этого вопроса со сбором подписей не менее 75% населения."
Просмотреть скан статьи целиком
(По материалам статьи Коршунов А. К истории церквей. // "Вперед" 13 декабря 2012 г. № 50.)
(Информация предоставлена Коршуновым Александром.)
Диакон Николай Иванович Завьялов |
Николай Иванович Завьялов родился в 1868 году в семье диакона[1][2].
По окончании полного курса в Кашинском духовном училище Николай Завьялов 25 апреля 1885 года был допущен исполняющим должность псаломщика Калязинской Богоявленской церкви, 25 мая 1886 года утверждён в должности псаломщика, 26 мая 1886 года посвящён в стихарь[1][2], а за 1891 год упоминается в должности дьячка.
9 августа 1896 года рукоположен во диакона с оставлением в той же церкви, 22 августа 1896 года определен на должность диакона к той же церкви[1][2]. Вероятно, что Николай Иванович Завьялов занял место своего отца[3].
С 15 октября 1899 года состоял Смотрителем Калязинской свечной лавки. Имел звание учитель церковно-приходской школы. Владел деревянным домом на церковной земле[2].
Кружечного дохода получал за приходские требы 383 руб. и по вкладам на вечное поминовение, процентов по вкладам 117 руб., а всего 500 руб[2].
В 1913 году получил удостоверение в слушании богословских курсов в 5-м и 6-м классах Тверской духовной семинарии (1-е отделение, разряд 2-й)[4], предположительно - в качестве «повышения квалификации»[5].
В протоколах Калязинского уездного земского собрания за 1915 год записано:
«Калязинский земский врач 1-го участка просит возбудить ходатайство перед Епархиальным Начальством о награждении Священнослужителей Калязинской Богоявленской церкви - священника Владимира Александровича Петропавловского и диакона Николая Ивановича Завьялова за безвозмездное в течение нескольких лет исполнение духовных треб в Калязинской земской больнице»[6].
Священнослужители Калязинской Богоявленской церкви диакон Н.И. Завьялов и священник В.А. Петропавловский являются двоюродными братьями[7].
15 сентября 1918 года Николай Иванович расстрелян по постановлению уездной Чрезвычайно-следственной комиссии (ЧСК) «за контрреволюционное майское выступление» (г. Калязин, Вознесенское кладбище)[8].
Арест и расстрел
1 мая 1918 года Николай Иванович Завьялов арестован по распоряжению Калязинскаго Совета Крестьянских, Солдатских и рабочих депутатов[9][10].
2 мая 1918 года по распоряжению Калязинскаго Совета Крестьянских, Солдатских и рабочих депутатов Н.И. Завьялов заключён в Калязинскую тюрьму[10][11].
5-9 мая 1918 года в Калязинский Совет Крестьянских Солдатских Рабочих депутатов направлена просьба благочинного 1-го округа Калязинского уезда об освобождении диакона Завьялова и об отдаче его впредь до суда на поруки благочинного. В то же время Епархиальный Совет обратился с письменной просьбой в Калязинский Исполком об отдаче диакона Завьялова на поруки благочинного[9][10][11].
Сведения об аресте поступили в Комиссию по гонениям на РПЦ при Священном Соборе[12].
9 мая 1918 года Серафим (Л.М. Чичагов), Архиепископ Тверской и Кашинский в донесении за № 1374 Святейшему Синоду сообщил, что просьба благочинного об освобождении диакона Завьялова и об отдаче его впредь до суда на поруки благочинного не была удовлетворена, и что с такой же письменной просьбой об отдаче диакона Завьялова на поруки благочинного обратился в Калязинский Исполком непосредственно от себя Епархиальный Совет, но результаты этого ходатайства, равно и предъявляемые к диакону Завьялову обвинения неизвестны[9][10].
Николай Иванович Завьялов. |
19 мая 1918 года Пленум ЦК РКП (б) постановлением решил «… ввести в практику приговоры к смертной казни за определенные преступления».
23 мая 1918 года диакон Николай Завьялов переведён в Тверскую тюрьму11].
23-30 мая 1918 года священник села Спасское-Стельково Калязинского уезда Николай Завьялов (сын - прим. авт.) ходатайствует перед Преосвященнейшим Серафимом (Л.М. Чичагов) викарием Тверским об облегчении участи своего отца диакона Калязинской Богоявленской церкви Николая Завьялова, находящегося сейчас в Тверской тюрьме по обвинению в контрреволюционной агитации[9][10][11].
30 мая 1918 года Епархиальный Совет предлагает ходатайствовать об удовлетворении просьбы священника Завьялова (сына Н.И. Завьялова - прим. авт.) и просит Исполнительный Комитет уведомить Совет, в чём конкретно обвиняется диакон Николай Завьялов, и сделать распоряжение о скорейшем производстве следствия и назначении суда[9][10][11].
5 июня 1918 года на собрании Делегации Высшего Церковного Управления для защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной Церкви под председательством Члена Высшего Церковного совета Протопресвитера Н. А. Любимова, заслушав «поступившия с мест сообщения об арестах священнослужителей и других лиц», постановили «рекомендовать ходатайствовать пред местными властями о скорейшем производстве следствия по делу диакона Завьялова и предъявлении ему обвинения или же его освобождении»[10].
06 июня 1918 года Калязинский УИК дал ответ в Тверской Епархиальный Совет:
«На отношение за № … Исп. Ком Сов.Кр.Раб. и Краноарм. депутатов сообщает, что степень причастности к майскому выступлению против Советской власти диакона Николая Ивановича Завьялова не даёт права освободить его от тюремного содержания под тем или иным предлогом до решения его дела в Революционном Трибунале»[13].
13 июня 1918 года принят декрет о восстановлении смертной казни по приговорам революционных трибуналов во внесудебном порядке.
31 августа 1918 года подписан Протокол Межрайонного совещания ЧК по вопросу проведения террора:
«… Предоставить районам право самостоятельно расстреливать… Взять заложников (крупных фабрикантов) от буржуазии и союзников, объявить, что никакие ходатайства за арестованных буржуа не принимаются… Сегодня же ночью Президиуму ВЧК рассмотреть дела К.[онтр]-P.[еволюционеров] и всех явных К.-Р. расстрелять. Тоже сделать районным ЧК. Принять меры, чтобы трупы не попадали в нежелательные руки. Ответственным товарищам ВЧК и районных ЧК присутствовать при крупных расстрелах…».
5 сентября 1918 года вынесено постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О Красном терроре»:
«Совет Народных Комиссаров … находит, … что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры …».
10 сентября 1918 года по «секретному предписанию из центра» Калязинская уездная чрезвычайная комиссия начала Дело за № 5 об аресте и расстреле в первую очередь за контрреволюционную деятельность всех подследственных, находящихся на свободе, и освобождённых Комиссией из тюрьмы до суда на поруки общества, под залоги и подписки в Комиссии[14].
До сих пор неизвестно, как долго Николай Иванович Завьялов был в Тверской тюрьме, как оказался снова в Калязине, являлся ли он подследственным, находящимся на свободе, или освобождённым Комиссией из тюрьмы до суда на поруки общества, под залоги и подписки в Комиссии.
15 сентября 1918 года подписано постановление Уездной Чрезвычайной Следственной Комиссии при тверском губернском Революционном трибунале о расстреле диакона Николая Ивановича Завьялова и ещё 5-ти граждан города Калязина:
Копия постановления о приговоре к расстрелу диакона Н.И. Завьялова |
24 октября 1918 года «по секретному предписанию из центра» составлен доклад временного члена Калязинской уездной чрезвычайной комиссии Соколова об аресте за контрреволюционную деятельность всех подследственных, находящихся на свободе, и освобождённых Комиссией из тюрьмы до суда на поруки общества, под залоги и подписки, и их расстреле, по рассмотрении степени преступления[14].
21 ноября 1918 года газета «Голос Бедноты» № 14 (Орган Калязинского комитета РКП(б) и уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Фракция РКП(б) при Исполкоме) публикует выдержку из доклада временного члена Калязинской уездной чрезвычайной комиссии Соколова от 24 октября 1918 года:
«Настоящее дело за № 5 началось в Комиссии 10 сентября по секретному предписанию из центра. В первую очередь были арестованы за контрреволюционную деятельность все подследственные, находящиеся на свободе, и освобождённые Комиссией из тюрьмы до суда на поруки общества, под залоги и подписки. Подследственных из уезда было арестовано 65 лиц, из коих, по рассмотрении степени преступления, было расстреляно 6 лиц из граждан города Калязина:
- М.М.Выборов - за агитацию против Советской власти (по делу № 11);
- Д.А. Загрязкин - за неподчинение, оскорбление и непризнание Советской власти (по делу № 15);
- А.П. Никитский (врач) - за контрреволюционное майское выступление (по делу № 16);
- Н.И. Завьялов (диакон) - за контрреволюционное майское выступление (по делу № 16);
- Ф.И. Верещагин (частный поверенный) - за контрреволюционное майское выступление (по делу № 16);
- И.В. Кикиморин (барышник) - за контрреволюционное майское выступление (по делу № 16).
Дела за №№ 11, 15, 16 находятся в данное время как законченные…
В. Меньщиков /нач. милиции, М.П.Прусанов »[14].
Общественно-политическая районная газета администрации Калязинского района «Вперёд»[16] пишет:
«По предписанию Губернской Чрезвычайной Комиссии уездная ЧК не имела права выносить приговоры. Это право дано только Губернскому революционному трибуналу».
Однако вышеприведённые документы трактуют это иначе…
Таким образом Уездная чрезвычайная следственная комиссия при тверском губернском Революционном трибунале исполнила указания «секретного предписания из центра» от 10 сентября 1918 года и постановления СНК РСФСР «О Красном терроре» расстрелять, а также опубликовать имена всех расстрелянных и основания применения к ним этой меры.
Также в соответствии с требованиями Протокола Межрайонного совещания ЧК по вопросу проведения террора от 31 августа 1918 года этой Комиссией были приняты все меры, «чтобы трупы не попадали в нежелательные руки»:
«С санкции Губчека все шестеро были расстреляны предположительно на территории Тихвинского кладбища. Где их братская могила, никто из калязинцев не знает и, наверное, мы никогда не узнаем. Живых свидетелей и участников нет, документы об этом хранят молчание. По рассказам калязинских старожилов, их братская могила находится не под трибунами, как это утверждает С.Толкачёв[17], а где-то в углу у южной стены кладбища. Но это только предположения …»[16].
По воспоминаниям родственников диакон Николай Иванович Завьялов в ночь перед расстрелом был дома в кругу семьи. Ушёл утром …
Отец - Иван Завьялов. Предположительно - воспитанник духовного училища, с 1846 года пономарь Калязинской Богоявленской церкви, диакон той же церкви.
Мать - неизв.
Братья[18]
Василий Иванович Завьялов, родился около 1871 года.
Окончил Тверскую духовную семинарию.
На службе с 1895 года. Псаломщик Кашинского Воскресенского собора с 25 февраля 1898 года, определен священником к Успенской церкви села Рылово Калязинского уезда. Рукоположен в сан 6 мая 1898 г.
Законоучитель Рыловской церковно-приходской школы.
Награждён набедренником 14 марта 1906 года.
Жена с 1896 г. - Вера Ивановна Тихомирова. Родилась в 1876 г. Венчались в Кашинском Воскресенском соборе.
Фёдор Иванович Завьялов, родился около 1877 года.
Окончил Тверскую духовную семинарию.
Определён псаломщиком к Калязинской Богоявленской церкви 3 сентября 1896 года, на место своего старшего брата Николая Ивановича.
Рукоположен в священники к Христорождественской церкви села Рождествено Калязинского уезда 29 сентября 1899 года.
Законоучитель Рождественской церковно-приходской школы (уп. 1904).
Перемещён к церкви села Карабузино Кашинского уезда 20 июня 1905 года.
Член-соревнователь Тверского благотворительного общества святой великомученицы Варвары (уп. 1906).
Семья диакона Николая Ивановича Завьялова. Слева на стуле - Николай Николаевич Завьялов. Ознакомиться с Родовым древом Завьяловых --->>> |
Жена
Елена Александровна Завьялова (Ильинская) родилась 3 апреля 1868 года. Происходила из калязинского духовенства[1][2].
Елена Александровна приходится родной сестрой[19] жене священника В.А. Петропавловского - Ольге Александровне (Ильинской), следовательно её отец - Александр Ильинский, диакон Николаевского собора г. Калязина (ум. 25 июня 1879 года, † Тверская губ., г. Калязин, Вознесенское кладбище), мать - Елизавета Ивановна Ильинская (1838 год – 4 июля 1914 года, † Тверская губ., г. Калязин, Введенское кладбище)[20].
Окончила прогимназию. С 1884 года состояла на учительской службе. Учитель Калязинского Ильинского начального женского училища, в 1900 году упоминается как учитель в приходе Богоявленской церкви[21], была атеисткой, писала стихи.
6 декабря 1913 года Елена Александровна награждена серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте[21].
В холодные времена, когда приходская школа не отапливалась, Елена Александровна проводила занятия для детей младших классов у себя в тёплом доме.
В архивных документах фонда Исполкома калязинского горсовета начала 1930-х годов есть запись:
«СЛУШАЛИ: о наложении персонального штрафа на граждан гор. Калязина имеющих коров несвоевременно зарегистрировавших согласно обязательному постановлению Райисполкома и инструкции Горсовета о временной регистрации. ПОСТАНОВИЛИ: на граждан, несвоевременно зарегистрировавших коров, наложить штраф в следующем размере: … № 54, Завьялова Ел. Ал-др, Вагжанова 38. …»[22].
Перед Великой Отечественной войной Елена Александровна уехала из Калязина и проживала в Москве с дочерью Павлой и её мужем Львом Степановичем Мирским в его квартире на Никольской улице в доме № 7 на территории ныне действующего Заиконоспасского мужского монастыря[23].
Позже жила с дочерьми Елизаветой и Тамарой в доме, располагавшемся на пересечении Гагаринского и Староконюшенного переулков[24].
Летом 1941 года выехала с дочерьми на дачу в деревню Гришино Пушкинского района Московской области (близ музея-усадьбы Ф.И. Тютчева «Мураново»)[24].
Умерла Елена Александровна зимой 1941/42 года в Гришино, похоронена на кладбище возле села Рахманово того же района[24].
Дети
В семье Николая Ивановича и Елены Александровны Завьяловых было 15 детей, и было принято, чтобы старшие дети брали на своё содержание[25] младших, помогая таким образом друг другу и на протяжении всей жизни.
Елизавета
Родилась 10 августа 1888 года в Калязине[26][27].
Окончила городскую начальную школу, в 1905 году - Тверское епархиальное женское училище (VI класс).
С 1 октября 1905 года состояла на учительской службе в Горковском земском имени М.Л. Королёва училище Калязинского уезда, позднее - учитель земской школы (упом. в 1910 году).
Летом 1906 года на собственные средства окончила в Москве курсы для учителей народных школ. Образование получила высшее педагогическое, педагог-дефектолог.
До 1916 работала в народных начальных школах. Изучала умственно отсталых детей, сотрудничала с психологом Г.Россолимо. Заведовала одной из вспомогательных школ в Москве, гимназией в Староконюшенном переулке.
После революции участвовала в организации государственной системы вспомогательного обучения умственно отсталых детей, читала лекции для будущих учителей-дефектологов. Удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР».
В конце 1920-х годов вместе с сестрой Павлой ездила в Москву на приём к Председателю Центрального Исполнительного Комитета СССР М.И. Калинину с ходатайством о восстановлении права обучаться на педагогическом факультете 2-го Московского государственного университета их сестре Марии, успешно проучившейся 1 год, но по чьему-то доносу о расстрелянном отце отчисленной из университета как «лишенка». Рассказали ему лично о проблеме, ждали ответа 2 месяца и получили на своём заявлении его резолюцию «Восстановить», таким образом Мария продолжила своё обучение в ВУЗе[25].
С 1931 года вела научно-методическую работу в Институте дефектологии.
Автор работ и пособий [28]:
- «Воспитание и обучение умственно-отсталых детей (М., 1934);
- «Опыт обучения грамоте детей с локальными нарушениями» // Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах, Бюллетень 1. (М., 1941);
- «Сборник систематических диктантов для вспомогательных школ» (М.-Л., 1946);
- «Состояние орфографических навыков у учеников вспомогательной школы» // Учебно-воспитательная работа в специальных школах (М., 1947, В. 3-4);
- «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в процессе обучения их грамоте» // Учебно-воспитательная работа в специальных школах для глухонемых и умственно отсталых детей (М. 1952. Вып. 1);
- несколькими изданиями выходили «Книги для чтения» в 3-6 классах вспомогательных школ.
Замужем не была, фамилию не изменяла, детей не было.
Умерла в 1952 году, похоронена в Москве на Измайловском кладбище.
Родился в 1890 году.
Умер 12 февраля 1893 года в возрасте трёх лет, похоронен в Калязине на Введенском кладбище[31].
Николай Николаевич Завьялов (справа) с женой Ольгой (слева) и детьми Варварой, Владимиром и Андреем. |
Родился 25 июня 1891 года в Калязине, крещён в Богоявленской церкви. Восприемниками при крещении были: воспитанник Тверской духовной семинарии Василий Иванович Завьялов и дочь священника села Семендяева Калязинского уезда Анна Алексеевна Соколова.
Около двух лет Николай Николаевич учился в Германии в университете, но из-за болезни сердца вернулся на лечение в Калязин[33]. Окончил курс Тверской духовной семинарии (Отделение-1, Разряд-2). С 1912 года - учитель Калязинского Ильинского училища.
Участвовал в деятельности Калязинского благотворительного общества «Доброхотная копейка», 10 февраля 1913 года выступил в Обществе с рассказом Д.Г. Булгаковского «Что такое пьянство и как избавиться от него» с показом туманных картинок[31].
14 сентября 1913 года Николай Николаевич рукоположен в священники к Спасской церкви села Спасское Стельково Калязинского уезда. Таким образом, он сменил на этой должности Николая Дмитриевича Хотчинского и женился на его дочери - Ольге Николаевне Хотчинской[33] (1890-1951 г.г.). В 1914 году у них родилась дочь Варвара, в 1916-м - сын Владимир, а в 1917-м - Андрей.
В мае 1918 года Николай Николаевич ходатайствует[34][35] перед Преосвященнейшим Серафимом (Л.М. Чичагов) викарием Тверским об облегчении участи своего отца диакона Калязинской Богоявленской церкви Николая Завьялова, находящегося в Тверской тюрьме по обвинению в «контрреволюционной агитации».
Лишён избирательных прав в соответствии со статьёй 65 Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года: «… Не избирают и не могут быть избранными … монахи и духовные служители церквей и религиозных культов…». Его жена Ольга Николаевна также стала «лишенкой», являясь дочерью священника.
Несовершеннолетнюю дочь Варвару исключили из школы села Стельково из-за того, что она - «дочь попа», и родители отправили ее в Москву к бабушке Александре Васильевне Хотчинской, потому что в той семье было много учителей, и её смогли всё-таки пристроить там в школу.
В перечень лишения (поражения) гражданских прав Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 года правительством вносится дополнение на «родительское право», т.е. «лишенцы» автоматически лишались и родительских прав.
Служил в церкви до 1930 года. Не имея средств к существованию, зимой 1929/30 года вынужден был выехать с семьёй в Калязин за разрешением Калязинского райисполкома проживать и работать в Калязине. Было настолько тяжело, что им даже пришлось младшего сына Андрея оставить совсем одного на зиму (в Стельково) и оставить ему из еды смогли только полмешка свёклы[36]…
В протоколе № 25 заседания президиума Калязинского райисполкома от 14 марта 1930 года записано[37]:
«10. СЛУШАЛИ: Заявление попа Завьялова села Стелькова с просьбой о разрешении ему переселения на жительство в город Калязин.
ПОСТАНОВИЛИ: Просьбу удовлетворить». Николай Николаевич перевёз семью в калязинский дом своих родителей (ул. Вагжанова, дом 38)».
С 1930 года также стали лишать права на получение пенсии и пособий по безработице, но на работу устроиться было по-прежнему чрезвычайно трудно: каждые 2-3 месяца, узнав что он «бывший поп», увольняли[36].
Попытка восстановить избирательные права оказалась для Николая Николаевича безуспешной:
- выписка[38] из протокола Исполкома калязинского горсовета гласит:
«…СЛУШАЛИ: заявление Завьялова Николая Николаевича о восстановлении в праве голоса.
ПОСТАНОВИЛИ: принимая во внимание, что Завьялов Н.Н. до 1930 г. был служителем культа, в просьбе отказать, как не имеющему пятилетнего трудового стажа».
В 1935 году Николай Николаевич, его жена и сыновья также числятся в «Именном списке лиц, лишенных избирательных прав»[39] Исполкома калязинского горсовета:
«1. Завьялов Н.Н. Вагжанова, д. 38 дети Владимир, Андрей.
2. Завьялова О.Н. Вагжанова, д. 38».
В 1935/36 году Николай Николаевич покинул Калязин и уехал с семьёй в поисках работы в Москву. У них была комната в бараке около Измайловского кладбища. Устроился работать рядом - на строительстве Центрального Стадиона Советского Союза[40] (Стадиона им. Сталина) в Сталинском районе (Измайлово), а позже - на Деревообрабатывающем заводе Метростроя у станции Калошино Малого кольца Московской железной дороги (Измайлово) вместе с сыном Андреем, но по-прежнему был постоянно гоним с работы. В последние годы жизни работал гардеробщиком.
Умер Николай Николаевич 7 февраля 1960 года, похоронен в Москве на Преображенском кладбище.
Александра[41]
Родилась в ноябре-декабре 1892 года.
Умерла 28 июля 1893 года в возрасте восьми месяцев, похоронена в Калязине на Введенском кладбище.
Родился 15 декабря 1893 года в Калязине, крещён в Богоявленской церкви. Восприемниками при крещении были: запасной унтер-офицер 1-го военно-телеграфного парка Владимир Алексеевич Загрязкин и учительница Ильинского женского училища Анна Ивановна Космодемьянская.
Воспитанник Тверской духовной семинарии.
Был женат на Антонине, от брака были дочь Татьяна и сын Юрий.
Умер в 1953 году, похоронен в Москве на Измайловском кладбище рядом с сестрой Елизаветой Николаевной и женой брата Николая Николаевича Ольгой Николаевной.
Родилась 5 февраля 1896 года в Калязине. Восприемником при крещении был священник села Красное Калязинского уезда Владимир Александрович Петропавловский.
Воспитанница Калязинской женской гимназии. Образование высшее педагогическое, педагог-дефектолог. Учитель в московской вспомогательной школе.
После первого брака фамилию Абросимова не изменяла.
От второго брака с Николаем Илларионовичем Кундо был сын Николай.
Умерла в 1970 году, похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Родилась 5 февраля 1898 года в Калязине.
Воспитанница Калязинской женской гимназии. Образование получила высшее педагогическое, педагог-дефектолог. Учитель московской вспомогательной школы № 532[47].
Павла Николаевна вышла замуж за Льва Степановича Мирского (Святополк-Мирский) (1887-1959), дворянина[48] герба Бялыня, выпускника историко-филологического факультета Киевского Императорского университета Святого Владимира, директора московской школы № 3.
Фамилию в браке не изменяла. От брака есть сын Степан.
Удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР». Награждена Орденом Ленина, вручал Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР М.И. Калинин.
В конце 1920-х годов вместе с сестрой Елизаветой ездила в Москву на приём к Председателю Центрального Исполнительного Комитета СССР М.И. Калинину с ходатайством о восстановлении права обучаться на педагогическом факультете 2-го Московского государственного университета их сестре Марии, успешно проучившейся 1 год, но по чьему-то доносу о расстрелянном отце отчисленной из университета как «лишенка». Рассказали ему лично о проблеме, ждали ответа 2 месяца и получили на своём заявлении его резолюцию «Восстановить», таким образом Мария продолжила своё обучение в ВУЗе[49].
На рубеже 1940/50-х годов по линии Министерства образования СССР Павле Николаевне была предложена квартира в «сталинской высотке» на Котельнической набережной, в доме № 1/15, но она отказалась, опасаясь возможных будущих гонений, как дочь расстрелянного священнослужителя[49].
Умерла 15 июня 1969 года, похоронена в Москве.
Родился в 4 июня 1900 года в Калязине. Крещён в Богоявленской церкви. Восприемницей при крещении была воспитанница Тверского епархиального училища Елизавета Николаевна Завьялова.
Похоже, что Конкордий не дожил и до 10-летнего возраста, судя по тому, что в Клировых ведомостях за 1900 год он числится 6-ти месячным ребёнком, а в Клировых ведомостях за 1910 год Конкордий уже не упоминается вовсе (прим. авт.).
Родился 17 октября 1901 года в Калязине.
Воспитанник приходского училища.
Родился 3 декабря 1903 года в Калязине.
Воспитанник приходского училища.
Родилась 15 апреля 1906 года в Калязине.
Образование высшее педагогическое, педагог-дефектолог
В браке – Лисицына, от брака было два сына: Михаил и Вячеслав.
Родилась 14 октября 1908 года в Калязине.
Образование высшее педагогическое, педагог-дефектолог. Учитель математики в московских вспомогательных школах Москвы.
В браке фамилию не изменяла. От брака есть сын Валерий.
Умерла в 1983 году, похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Родилась в 31 марта 1910 года в Калязине. Крещена в Богоявленской церкви. Восприемниками при крещении были её родной брат Валерьян и сестра Валентина Завьяловы.
В конце 1920-х годов поступила на педагогический факультет 2-го Московского государственного университета, проучилась успешно 1 год, но по чьему-то доносу о расстрелянном отце она была сразу же отчислена из университета как «лишенка».
Старшие сёстры Марии - Елизавета (Мария была на попечении Елизаветы) и Павла, являясь в то время заслуженными учителями, ездили в Москву на приём к Председателю Центрального Исполнительного Комитета СССР М.И. Калинину, рассказали ему лично о проблеме, ждали ответа 2 месяца и получили на своём заявлении его резолюцию «Восстановить». Таким образом Мария продолжила своё обучение в ВУЗе.
После реорганизации в 1930 году университета в Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова (ныне - Московский педагогический государственный университет) успешно окончив его дефектологический факультет, вернулась в Калязин, предварительно «отработав по распределению института» в нескольких городах СССР, в том числе - Иркутске и Самаре (Куйбышеве).
Педагог-дефектолог, учитель русского языка во вспомогательных школах Москвы.
Вышла замуж за Ивана Васильевича Фанягина (1903-1969), из семьи донских казаков, выпускника Московского государственного педагогического института им. А.С. Бубнова (ныне - Московский педагогический государственный университет), учителя музыки, рисования и ботаники во вспомогательной школе № 486 Москвы.
В первые годы ВОВ работала санитаркой в Кашинской больнице, изредка навещая своих детей Игоря (1932 г.р.) и Олега (1937 г.р.) в Калязине.
После Калязина со своей семьёй проживала в Москве в Яковоапостольском переулке в доме № 7.
В браке фамилию не изменяла. От брака были сыновья Игорь, Олег и Борис Завьяловы.
Умерла 12 июля 1981 года на даче в деревне Гришино, похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Тамара
Родилась 16 ноября 1911 года в Калязине.
Образование высшее педагогическое, педагог-дефектолог. Учитель вспомогательной школы в Москве.
Фамилию в браке не меняла, от брака были сыновья Михаил и Леонид Кувшиновы.
Умерла в 1986 году, похоронена в Москве.
Ольга[52]
Родилась летом 1914 года в Калязине.
Умерла 25 января 1917 года в возрасте двух лет и семи месяцев, похоронена на Калязинском Введенском кладбище.
Дом Завьяловых. Фото. Александра Коршунова. 2014 г. |
Дом Завьяловых[53]
В самом конце XVIII века и на протяжении всего XIX века владение, расположенное по современному адресу: г. Калязин, улица Вагжанова, дом № 31/1 (до затопления Калязина - № 38, в 1941 г. - № 37/2), с деревянным одноэтажным домом принадлежало мещанам Будиловым.
Первым владельцем, получившим участок в 1797 году, был солдат Василий Михайлович Будилов, затем - его сын мещанин Николай Васильевич Будилов, позднее - брат последнего Павел, а в 1895 году - наследники Павла Васильевича Будилова.
Существующее здание выстроено на рубеже веков (до 1907 года), но так и неизвестно - Будиловыми или следующим владельцем, диаконом Николаем Ивановичем Завьяловым.
Первый этаж сложен из кирпича, второй этаж рублен с остатком и обшит тесом, цоколь белокаменный.
В советское время заново обшиты тесом сени, частично переложены и заложены окна первого этажа.
В 1918 году, когда расстреляли Николая Ивановича Завьялова, дом хотели отобрать. От конфискации дома спасло то, что вдова Елена Александровна была учительницей и в этом доме она разместила младшие классы приходской школы, потому что здание школы не топили и заниматься там было нельзя.
В конце 1960-х годов дом с садом и всеми дворовыми постройками был продан потомками (детьми и внуками) Николая Ивановича Завьялова Калязинскому горисполкому[55].
Этот, теперь уже многоквартирный, дом признан аварийным и в соответствии с решениями Правительства Тверской области и Администрации Калязинского района в числе других домов подлежит в 2015 году расселению с перспективой сноса[Посмотреть скан сообщения целиком ---->>>].
Дом Завьяловых. Акварель работы Ивана Васильевича Фанягина, зятя Н.И. Завьялова. Конец 1930-х годов. |
***
[1] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16304 Клировые ведомости Калязинского уезда 1900 год Лист 42 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1900 год.
[2] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16305 Клировые ведомости Калязинского уезда 1910 год. Лист 20 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1910 год.
[3] - По информации члена ТвИГО Г.Г. Одинцова: Фонд 160 опись 8 опись дел Калязинского уезда. Церковь Богоявленская: Дело № 53 «О псаломщическом месте. 1845 год», Дело № б/н «О определении ученика дух. училища Ивана Завьялова в пономаря 1846 год».
[4] - Интернет-сайт А.А. Бовкало «Выпускники Тверской духовной семинарии 1878, 1897, 1902, 1903, 1905, 1908-1917 гг.»: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/tversem.html.
[5] - По предположению члена РГО А.Г. Кубарева: «Это можно сопоставить именно с повышением квалификации: некоторые лица (как правило, имевшие сан диакона, но не закончившие полного семинарского курса) проходили дополнительное обучение в старших классах семинарии, после чего получали право на рукоположение в сан священника».
[6] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[7] - По настоятельному утверждению Степана Львовича Мирского (внука Н.И. Завьялова по линии Павлы). Документальных подтверждений этому пока не найдено (прим. авт.).
[8] - Калязинский некрополь: Город Калязин Тверской губернии / А. Г. Кубарев, 78 с. 20 см, СПб. ВИРД 1997.
[9] - ГАТО Фонд Р – 641 опись 1 дело 1338. 1918 г. Об аресте диакона Благовещенской церкви города Калязина Николая Завьялова. Лист 1.
[10] - «Следственное дело патриарха Тихона». Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. ПСТГУ, Памятники исторической мысли. Протоиерей Владимир Воробьев. 2000 год.- из ЦА ФСБ РФ. Д. Н1780 Т. 9. Л. 48–59. («Часть подлинных материалов, приобщенных чекистами к делу в 1922–1923 гг., была передана Патриарху Алексию II в 1991 г., а их ксерокопии хранятся в ЦА ФСБ России» - там же. Стр. 457 (прим. авт.)). Ознакомиться с полным текстом протокола в формате Word (*.doc) ---->>>
[11] - ГАТО Фонд Р – 641 опись 1 дело 1338. 1918 г. Об аресте диакона Благовещенской церкви города Калязина Николая Завьялова. Лист 3.
[12] - Интернет-сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu5c89gvuiicW0Be8eieu0d**. (из ЦА ФСБ РФ. Дело по обвинению Патриарха Тихона. Т. 9. Л. 50а).
[13] - ГАТО Фонд Р – 641 опись 1 дело 1338. 1918 г. Об аресте диакона Благовещенской церкви города Калязина Николая Завьялова. Лист 5.
[14] - Газета «Голос Бедноты» от 21.11.1918 года № 14 (Орган Калязинского комитета РКП(б) и уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Фракция РКП(б) при Исполкоме). Выдержка из доклада временного члена Калязинской уездной чрезвычайной комиссии Соколова.
[15] - Собственноручно переписано в конце 1990-х годов Олегом Ивановичем Завьяловым (внуком Н.И. Завьялова по линии Марии) и предоставлено Петром Олеговичем Завьяловым (правнуком Н.И. Завьялова по линии Марии): по сведениям последнего – из материалов Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского, по сведениям автора - из архивов ФСБ РФ.
[16] - Общественно-политическая районная газета администрации Калязинского района «Вперёд» от 13 сентября 1994 года, «Слышал звон», Н.Суворов. Просмотреть скан статьи целиком ---->>>
[17] - Общественно-политическая районная газета администрации Калязинского района «Вперёд» от 6 сентября 1994 года, № 71 (9141), «Трибуна на захоронении», С.Толкачёв. Просмотреть скан статьи целиком ---->>>
[18] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[19] - По настоятельному утверждению Степана Львовича Мирского (внука Н.И. Завьялова по линии Павлы). Документальных подтверждений этому пока не найдено (прим. авт.).
[20] - По информации члена ТвИГО Г.Г.Одинцова.
[21] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[22] - По информации внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова: ГАТО. Фонд 63. Исполком калязинского горсовета. Оп.1. Д.75. Л.26 об.
[23] - По воспоминаниям Степана Львовича Мирского (внука Н.И. Завьялова по линии Павлы).
[24] - По воспоминаниям Степана Львовича Мирского (внука Н.И. Завьялова по линии Павлы).
[25] - По информации Людмилы Павловны Завьяловой (невестки Марии Николаевны Завьяловой).
[26] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16304 Клировые ведомости Калязинского уезда 1900 год Лист 42 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1900 год.
[27] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16305 Клировые ведомости Калязинского уезда 1910 год. Лист 20 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1910 год.
[28] - Интернет-сайт «Писательницы России» (Материалы для биобиблиографического словаря) http://book.uraic.ru/elib/Authors/Gorbunov/sl-8.htm, ПЭ; РНБ.
[29] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16304 Клировые ведомости Калязинского уезда 1900 год Лист 42 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1900 год.
[30] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16305 Клировые ведомости Калязинского уезда 1910 год. Лист 20 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1910 год.
[31] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[32] - По информации члена ТвИГО Г.Г.Одинцова.
[33] - По информации Ирины Викторовны Мальцевой (его внучки по линии Варвары).
[34] - ГАТО Фонд Р – 641 опись 1 дело 1338. 1918 г. Об аресте диакона Благовещенской церкви города Калязина Николая Завьялова. Лист 3.
[35] - «Следственное дело патриарха Тихона». Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. ПСТГУ, Памятники исторической мысли. Протоиерей Владимир Воробьев. 2000 год.- из ЦА ФСБ РФ. Д. Н1780 Т. 9. Л. 48–59. («Часть подлинных материалов, приобщенных чекистами к делу в 1922–1923 гг., была передана Патриарху Алексию II в 1991 г., а их ксерокопии хранятся в ЦА ФСБ России» - там же. Стр. 457 (прим. авт.)).
[36] - По информации Ирины Викторовны Мальцевой (правнучки Н.И. Завьялова по линии Николая).
[37] - По информации внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова: ГАТО. Ф.53. Калязинский райисполком. Оп.1. Ед.хр.1а. Л.85. Протокол № 25 заседания президиума Калязинского райисполкома от 14 марта 1930 г.
[38] - По информации внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова: ГАТО. Ф.63. Исполком Калязинского горсовета. Оп.1. Д.75. л.40
[39] - По информации внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова: ГАТО. Ф.63. Исполком Калязинского горсовета. Оп.1. Д.95. Список лиц, лишенных избирательных прав. 1935 г. Именной список. л. 30
[40] - По информации внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова: ГАТО. Ф.63. Исполком Калязинского горсовета. Оп.1. Д.102. Характеристики, справки и удостоверения. 1 января – 31 декабря 1936 года. л. 43.
[41] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[42] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16304 Клировые ведомости Калязинского уезда 1900 год Лист 42 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1900 год.
[43] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16305 Клировые ведомости Калязинского уезда 1910 год. Лист 20 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1910 год.
[44] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[45] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16304 Клировые ведомости Калязинского уезда 1900 год Лист 42 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1900 год.
[46] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16305 Клировые ведомости Калязинского уезда 1910 год. Лист 20 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1910 год.
[47] - По информации Степана Львовича Мирского (её сына).
[48] - «Списокъ дворянъ Кiевской губернiи». Киев, Издание Киевского Дворянского Депутатского Собрания. 1906 г.
[49] - По информации Алексея Степановича Мирского (её внука)
[50] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[51] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16305 Клировые ведомости Калязинского уезда 1910 год. Лист 20 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1910 год.
[52] - По информации члена РГО А.Г. Кубарева.
[53] - По информации внештатного сотрудника Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского А.П. Коршунова.
[54] - ГАТО Фонд 160 опись 1 дело16304 Клировые ведомости Калязинского уезда 1900 год Лист 42 Ведомость о церкви Богоявления Господня в городе Калязине за 1900 год.
[55] - По воспоминаниям внуков Н.И. Завьялова: Льва Степановича Мирского (сына Павлы), Валерия Викторовича Новикова (сына Александры), Вадима Михайловича Кувшинова(†) (сына Тамары).
(Материалы предоставлены Завьяловым Павлом Игоревичем.)
(Фото. № 2 - 5 и постановление из архива Завьялова Павла Игоревича. Фото. № 6 Александра Коршунова. 2014 г.)