Спас на Сози (Спаский погост) - Преображенская (деревянная) церковь
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ погоста Спас на Сози Калининского района, памятник деревянного зодчества, срублена в 1732 из сосновых бревен, относится к типу "клетских" церквей: 2-светный основной объем с подвалами и 2-скатной тесовой кровлей увенчан главой на рубленом восьмерике и шейке, с запада к нему примыкает равновеликая в плане трапезная, с востока - тесанная, граненая апсида с повалами, рубленная в "лапу" и покрытая на 5 скатов. Трапезная покрыта высокой 2-скатной кровлей и имеет повал только с запада. Открытая, рубленая галерея установлена на кронштейнах-выпусках с фигурно отесанными торцами и охватывает церковь с запада и севера. В интерьере стены гладко тесаны. В 1975 году церковь перевезена, а Архитектурно-этнографический музей под открытым небом (в д. Василево Торжокского р-на). Реставрирована в 1975-77.
«Тщанием прихожан и на их собственный кошт» сооружена была в 1732 г. («близ старой церкви») деревянная Преображенская (впоследствии – Вознесенская) церковь в погосте Спасском, что на Сози Корчевского уезда [1] (ныне – д. Спас на Сози Калининского района). Здесь, в лесном уединении и близости от Оршинских болот («в 20 верстах к северо-западу от Корчевы, при реке Сози») в давние времена стоял мужской монастырь «Спасский в Зьзяхъ»; в период 1361–1437 гг. он был приписным к Отрочу монастырю [2].
В 1796 г. штат служителей церкви составляли: священник Дометий Игнатьев, дьячок Иван Яковлев и пономарь Андрей Васильев; приход насчитывал 69 дворов («в них душ мужского пола – 287») [3]. Крытая тесом однопрестольная Преображенская церковь с колокольней была «основана на каменных плитах», деревянная крыша стояла на сосновых стропилах, а единственную главу завершал «железный четырехконечный крест с сиянием». В интерьере был установлен пятиярусный деревянный иконостас [4].
В 1832–1835 гг. иждивением П.М. Азанчевского в Спасском погосте была построена новая каменная церковь («в 22 саженях от деревянной») во имя Преображения Господня с приделом, посвященным святому апостолу Матфею [5]. От каменной церкви до наших дней сохранились пребывающие в запустении и одиночестве трехъярусная колокольня (третий ярус на ней «надстроен» в 1870 г.) и трапезная с двумя теплыми приделами (Казанским и Никольским, появившимися в 1868 и 1870 гг.) [6]. В 1893 г. деревянная церковь (после «возобновления» 1889 г.) была освящена в честь Вознесения Господня [6, 7].
В ХХ в. за долгие годы полного забвения эта замечательная постройка пришла в ветхое состояние. В частности, к 1970 г. (тогда Вознесенская церковь в д. Спас на Сози Рождественского сельсовета находилась в ведении совхоза «Оршинский» [8,9]) сквозь прогнившую крышу внутрь «попадали дождь и снег»; «от деревянной галереи осталось лишь несколько половиц с западной стороны…» [10]. Неудовлетворительное состояние памятника отмечалось и в материалах его обследования специалистами [8].
К счастью, в середине 1970-х гг. были выделены средства на реставрацию церкви [9], предприняты срочные меры для ее спасения: церковь была разобрана и перевезена в д. Василёво, что в 5 км к северу от Торжка [9,11]. В этом удивительно красивом месте на правом берегу Тверцы находится архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Он создан с целью бережного сохранения и пропаганды памятников деревянного зодчества [9] и включает более десяти ценных экспонатов, вывезенных из различных районов области (церковь Знамения из с. Пылево Весьегонского района, пожарное депо из д. Лаптиха Бежецкого района, часовни, амбары, мельницы, другие сооружения). Уютно расположилась на поляне и церковь Вознесения Господня из погоста Спас на Сози. Эта постройка клетского типа представляет собой высокий четверик (с двухскатной кровлей, увенчанной барабаном на небольшом восьмерике, с луковичной главкой и крестом) с примыкающими к нему: с запада – трапезной (также перекрытой на два ската), с востока – пятигранной апсидой. С северной и западной стороны церкви воссозданы крытые галереи с резными фигурными консолями. Церковь Вознесения является объектом культурного наследия федерального значения (архитектурным памятником ХVIII в.) [11] и продолжает радовать нас стройностью пропорций и великолепием, весьма органично вписываясь в живописный пейзаж старинного парка бывшей усадьбы Львовых.
Андрей Ростиславович Нарский.
Литература.
1. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3257 (1732 г.).
2. Материалы для истории Тверской епархии [прибавление к Тверским епархиальным ведомостям]. – Тверь, 1898. – п. 102.
3. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3270 (1796 г.).
4. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3311, лл.44–48 (1846 г.).
5. ГАТО. Ф.160, оп.10, д.3295 (1832–1835 гг.).
6. Нарский А.Р. Церкви села Спас на Сози // Тверской мiрянинъ. – 2003. – 15 мая. – № 8 (96). – С.6.
7. ГАТО. Ф.160, оп.1, д.16017, лл.439–444об. (1900 г.).
8. ГАТО. Ф.Р-2893, оп.2, д.2161, лл.2об.–3 (1970 г.).
9. Обзор памятников истории и культуры Калининской области / Инф. письмо. – Калинин, 1981. – С. 6,11.
10. Комогоров П. Спас на Сози // Калининская правда. – 1971. – 10 января. – С. 4.
11. Сводный список памятников истории и культуры Калининской области, состоящих под государственной охраной. – Калинин, 1986. – С. 75. – п. 2355.
(По материалам сайта СТЕЗЯ - Миссионерский отдел Тверской епархии.)
(Фото. № 1 из архива Ильи Эль-Сааби. Церковь до её переноса в Василёво. Фото. № 2 Бориса Орлова. Церковь после её переноса в Василёво. Фото. № 3 с сайта Конаковской межпоселенческой центральной библиотеки. Фото. № 4 с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ (из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева). Фотограф Соболев Н.Н. Первая половина XX века.)