Новое Семёновское (Семёновское) - Дмитрия Солунского церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО


   Село Семеновское находится недалеко от поселка Эммаус, или в 10 км от въезда в Тверь со стороны Москвы, на правом берегу р. Волги. Небольшая живописная речушка ручеек Инга разделяет село на две части - старое село и новое. Отсюда хорошо виден Вознесенский Оршин монастырь, который расположен на другом берегу Волги, немного выше по течению. К вотчинам этого монастыря и принадлежало до середины 18 века, в старину, с. Семеновское. Из истории известно, что в 1651 году Оршин монастырь со всеми вотчинами был приписан к Тверскому Архиерейскому Дому, и село Семеновское перешло с тех пор в полное владение этого Дома.
   Во время массовой секуляризации церковных земель и имуществ в 18 веке село со всеми крестьянами было у Тверского Архиерейского Дома отобрано (изъято) в пользу Государственного ведомства и сделалось казенным, с самостоятельным церковным (Т.е. приходским устройством. Произошло это в 1780 году. Первые сведения о существовании в селе церкви в честь святого великомученика Димитрия Солунского относятся к 1744 году. Любопытное совпадение: в год изъятия церковно-материального имущества у Тверского Архиерейского Дома (1780 год) церковь и все село Семеновское сгорели дотла. Вскоре село вновь отстроилось, и крестьяне-прихожане задумались о строительстве новой церкви. В это время в Твери Екатерининский приход построил себе каменный храм взамен прежнего деревянного. Вот этот-то деревянный храм и купили жители с. Семеновского и в разобранном виде перевезли в свое село. Причем, во избежание по-жара, храм был отнесен за речку Ингу и поставлен на горе. Впоследствии вокруг храма и образовалось село Новое Семеновское.
   В 1783 г. этот храм был посвящен вновь в честь св. вмч. Дм. Солунского. Поскольку долгое время село находилось в вотчинном подчинении и духовном окормлении у Вознесенского Оршина монастыря, то, видимо, в память об этом, был устроен и в 1793 году освящен в Семеновской церкви придел Вознесения Господня.
   В 1815 году рядом с деревянной церковью началось строительство нового, уже каменного храма. В 1822 году этот однопрестольный с высоким куполом храм был торжественно освящен в честь Дм. Солунского, а старая деревянная церковь была разобрана и употреблена на строительство церковной ограды. Вскоре (после 1828 года) с южной стороны храма была прорублена арка и устроен придел Вознесения Господня, вход в который хорошо виден на фотографии. В 1876 году в трапезной части храма, как наиболее отапливаемой, для нужд Богослужения в холодное время года был освящен алтарь с престолом в честь святого пророка Илии. В более позднее время (после 1902 года) рядом с Ильинским приделом освящается еще один придел в честь Архангела Михаила, окна которого выходят на южную сторону. В настоящее время богослужения проводятся именно в приделе Архангела Михаила, как наиболее теплой и благоустроенной части всего храма. Усилиями прихожан и благодетелей летом 1999 го-да над этим приделом была заново покрыта крыша, произведены некоторые внутренние работы. В 2001 году на главном куполе храма воздвигнут крест.


ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО


   Одной из достопримечательностей церкви Дм. Солунского в дореволюционное время считалось резное изображение Спасителя. Как гласило местное предание, когда тверской мастер, сделавший это изображение, отдал свою работу семеновским крестьянам, и те повезли ее в свое село, то автор вдруг стал умолять их отдать работу ему обратно (так она удалась!). И даже бежал за ними до села Власьево.
   Особенным почитанием пользовалась Тихвинская икона Божией Матери. Прежде эта икона находилась в придорожной часовне на пути в село Козьминское. По распоряжению епархиальных властей икона 6ыла перенесена в Семеновскую церковь и старания-ми купца Алексея Кaлганова украшена великолепной серебряной ризой. К сожалению, ни одна из этих достопримечательностей до сегодняшнего дня не сохранилась. Сама церковь в 1937 году 6ыла закрыта, и местным сельским советом здесь был устроен зерновой склад, а также демонстрировались кинофильмы. Последний, перед закрытием, священник о. Илья Гусев, по свидетельству местных жителей, не выдержав поругания святыни, умер в 1938 году и был захоронен у главного алтаря. На месте его предполагаемого захоронения усердием прихожан в 2011 году был установлен памятный крест.
   Тяжелые испытания перенесла церковь во время Великой Отечественной Войны в 1941 году. До сих пор сохранился заделанный силикатным белым кирпичом проем образовавшийся от попадания реактивного снаряда «Катюши» в северную стену главного придела. Также видны явные следы от пуль на ликах расписанных на стенах святых, в частности св. Николая Чудотворца.
   В 1991 году храм удалось вернуть прихожанам. В 1993 году была зарегистрирована православная община. После развала совхоза здание церкви долгое находилось в плачевном состоянии, так как приход не имел средств на проведение огромного объема восстановительных работ.
   Усилиями прихожан и благодетелей, в частности Анатолия Скабичева летом 1999 года над приделом Архангела Михаила была заново покрыта крыша, произведены некоторые внутренние работы. В 2001 году на главном куполе храма воздвигнут крест.
   В 2010 году усердием Романа Вячеславовича Бушева завершено капитальное перекрытие всей кровли. Старые, полностью уничтоженные коррозией конструкции стропильных систем и кровельного металла демонтированы и установлена новая система стропил и покрыта оцинкованным металлом. Все работы ответственно произвела бригада Ильи Фрунзе.
   В 2012 году иждивением благотворителя Дмитрия Петровского завершено восстановление и покраска всего фасада храма, кроме северной стороны. Перекрыты полы в приделах Св. пророка Илии и Св. Дмитрия. Начато строительство церковного приходского дома.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и сайта храма Димитрия Солунского в Новом Семеновском.)

     (Фото. № 1 Анатолия Максимова. Июнь 2016 г. Фото. № 2 hram-tver. 2007 г.)

    

   Расположена на небольшой площади, на северной окраине села, которое сформировалось, вероятно, только в ХХ в. Первоначально церковь стояла на погосте в 0,5 км от села (современное Старое Семеновское) и отделялась от него речкой Инга. Построена на средства прихожан в 1816-22 гг. вместо деревянного храма, перевезенного в 1783 г. из Твери. В 1841-42 гг. к храму пристроен южный придел с апсидой, тогда же переделаны окна главной апсиды. В 1872 г. к юго-западу от церкви сооружена сторожка. В начале 1870-х гг. на средства крестьянина Григория Андреева расширена трапезная с южной и северной сторон, а также сооружен западный притвор. Приделы в трапезной были освящены во имя Вознесения и Ильи Пророка. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными деталями. Интересный пример сельской приходской церкви в формах классицизма, отражающих разные периоды в развитии этого стиля. ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. ПЛАН.
   Объемно-пространственная структура церкви отличается асимметрией и живописной компоновкой масс. Храм типа восьмерик на четверике имеет полукруглую апсиду. Восьмерик с более узкими диагональными гранями завершен луковичной главкой на глухом граненом барабане. С юга к храму примыкает превосходящий его по площади прямоугольный придел под двускатной кровлей с главкой и крупной полукруглой апсидой. Приближенные друг к другу почти равновеликие апсиды храма и придела создают выразительный пластический акцент на восточном фасаде. Прямоугольная трапезная с северным приделом заслоняет часть северного фасада храма, включая в свой объем первый ярус колокольни, над которым возвышаются еще два яруса. Второй ярус - квадратный в плане, низкий третий - восьмигранный, увенчанный шпилем. Фасады храма отличаются плоскостным декором, характерным для провинциальной архитектуры раннего классицизма, но несколько запоздалым для своего времени. Двусветный четверик расчленен тосканскими пилястрами большого ордера. Прямоугольные окна первого света и почти квадратные с лучковыми перемычками второго света заключены в рамочные наличники. Восьмерик с прямоугольными окнами в рамочных наличниках на широких гранях обработан на углах рустом "вперебежку" и завершен тонко профилированным карнизом. Южный придел с крупными, гладкими поверхностями стен отличается выразительным лаконизмом, характерным для ампира. Над входом (перед ним до недавнего времени выступало крыльцо в виде двухколонного портика) помещено большое полукруглое окно; полка под ним снабжена мутулами. Фасад придела завершается щипцом с профилированным карнизом. Наружный декор трапезной, типичный для позднего классицизма, очень сдержан. Прямоугольные окна обрамлены простыми наличниками с сандриками-полочками. Второй и третий ярусы колокольни прорезаны арочными проемами звона; во втором они фланкированы тосканскими колоннами. Живопись на своде южного придела.
   Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом, а при переходе от четверика к восьмерику выложены тромпы. Апсида завершена конхой с распалубками над проемами. Южный придел, сообщающийся с храмом высокой и широкой аркой, перекрыт крестовым сводом. В трапезной применена система крестовых сводов, опирающихся на подпружные арки. В первом ярусе колокольни между устоями - также крестовый свод.
   В интерьере частично сохранилась клеевая живопись сер. 19 в., прописанная маслом во 2-й пол. 19 в. Выразительный образец росписи в духе барокко с нетрадиционной иконографией и плотной, насыщенной цветовой гаммой в красных и темно-синих тонах. На западной стене храма роспись расположена в три яруса: в верхнем - "Сошествие Святого Духа" (западная грань восьмерика), в среднем - "Вход в Иерусалим", в нижнем по сторонам проема - "Динарий кесаря" и "Лептавдовицы". На южной стене над аркой - большая композиция "Распятие". На северной стене внизу сохранились изображения святых. В апсиде в конхе - благославляющий Христос, на северной стене - "Жертвоприношение Авраама", между окнами изображены отцы церкви в овальных обрамлениях. Живопись южного придела отличается по манере исполнения от росписи основного объема, хотя и в ней прослеживаются отзвуки барокко. Стенописи здесь свойственна близость к народному искусству. В колорите основная роль отведена сдержанным зелено-синим и коричневым тонам. По основанию свода расположены сцены на тему евангельских блаженств (изображение Саваофа в центре относится к кон. 19 в.). Ниже проходит гризайльный антаблемент с пышным растительным фризом. На стенах помещены композиции, заключенные в рамы с таким же растительным орнаментом: "Исповедь Михаила Тверского" на южной стене, "Убиение Михаила Тверского" и "Воскрешение Лазаря" - на западной. В конхе придельной апсиды написана "Тайная вечеря" - отдаленная реплика произведения Леонардо да Винчи. В храме и трапезной сохранились каркасы эклектичных иконостасов 2-й пол. 19 в.

   Добровольский, с. 62; Герчук, Домшлак, с. 19-20; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 758, 758 об.; Ф. 160. Оп. 3. Д. 5031, 5032, 5039, 5053, 5057; Ф. 466. Оп. 1. Д. 77186; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 6827; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2058. Л. 46-47.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)

    


Посмотреть всю карту