Савватьево - Иконы Божией Матери "Знамение" церковь
Время строительства 3наменской церкви неизвестно, предположительно, это промежуток времени между 1679 и 1685 гг. Церковь сильно отличалась по внешнему виду от того, как она выглядела после реконструкции 1742 года и как она известна по фотографиям. Совершенно точно, что она была довольно высоким сооружением, поскольку внутри помещались минимум пять ярусов иконостаса. Даже предположив, что верхние ярусы состояли из 1-3 икон, все равно, очевидны достаточная сложность и высота свода. К сожалению, ни одного изображения монастыря ХVII в. обнаружить не удалось. К огромной досаде утрачена имевшаяся в Клобукове икона конца ХVII - нач. XVIII вв. с именно таким изображением.
В 1742 году мельник Яков Афанасьев капитально перестроил Знаменскую церковь, так что она сохранилась до 1936 года. Причем, произошло это в такие года, когда строить вторую каменную церковь к первой каменной ему вряд ли бы разрешили в Консистории. Скорее всего, оттуда пришла бы инструкция, чтобы вовсе разобрать ветхую Знаменскую церковь, пока она не упала кому-нибудь на голову.
Для осуществления своего проекта Яков Афанасьев выбрал исключительно благоприятный момент - оттепель в государственно-церковных отношениях при императрице Елизавете Петровне. Понятно, что даже в этих условиях обозначать себя, а особенно свой капитал, в тверской Консистории он не хотел, поэтому сделано все было по-тихому. Материал был подготовлен, плотники и каменщики наняты, работы фактически начались. Видимо, через приказчика Ивана Киприанова было получено разрешение из Воскресенского монастыря от Преосвященного Петра, викарного епископа, управлявшего Новым Иерусалимом. Священник Прокофий Никитин вообще в расчет не брался. Он и не сообщал никому о стройке «за простотою своею». Оставалось поставить перед фактом тверское церковное начальство, поскольку освящать церковь должно было все же оно.
И здесь, как и следовало ожидать, возникли затруднения. Архиепископ Митрофан (Слотвинский) был человеком по-своему интересным, но жестким. Спускать без последствий такие дела он не любил. Поэтому в Консистории образовалось дело об освящении Знаменской церкви, которое не дошло до наших дней, но известно по многочисленным выпискам у дореволюционных авторов.
В 1742 г. Консистория затребовала из Савватьева всех ответственных лиц для дачи показаний. Яков Афанасьев при этом показал следующее: «В помянутом Савватьеве монастыре имеются две церкви каменные, первая во имя Сретения Господня с приделом Николая Чудотворца, вторая обветшалая, во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, в которой своды весьма обветшали и валятся, и затем с 1740 года службы в ней не исполняется. Да во оной же церкви имеются мощи Преподобного Отца Савватия под спудом, над которым поставлена деревянная гробница с написанием на верхней доске оного Преподобного образа, и те мощи в прошлых годах Преосвященным Тверским Архиепископом, токмо которым именно и в каком году, точно он, Яков, не упомнит, свидетельствованы и реченная гробница запечатана, за которою печатью и ныне находится». Отметил он также, что желает своды и часть ветхих стен разобрать и сложить вновь. Далее, судя по всему, Яков Афанасьев действовал очень быстро. Подав формальное прошение уже в разгар работ, он в основном и закончил их за один сезон 1742 года. Так что, когда в Консисторию прибыл священник Прокопий Никитин, все уже было кончено. Священник показал: «В вышеупомянутой церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы своды были весьма ветхи и валились, и за тем службы исправлялись с немалою нуждой; да во оной же церкви издавна имеется деревянная гробница над гробом Преподобного Отца Савватия, на которой гробнице на верхней доске оного Преподобного образ с надписью оного Преподобного имени; да во оной же церкви имеется оного Преподобного образ месной в житии, да образ штилистовой окладной - старинные - да напрестольный деревянный резной крест с надписью на нем, что оный крест принесен тем Преподобным Савватием из Иерусалима. А больше того Печатного и Письменного об оном Преподобном жития не имеется; и были ль или нет, того он, поп, не знает, ибо оный монастырь в давних годех горел неоднократно; и под объявленною гробницею бывшим Преосвященным архиереем свидетельствовано ль, и есть ли под оною гробницею оного Преподобного мощи, и бывали ль какие чудеса, о том он, поп, не знает».
Относительно строительства Прокопий Никитин показал, что каменщики Якова Афанасьева разобрали свод и ветхие стены до окон, собрали вновь, мало прибавив в высоту, свод покрыли и главу сделали, и крест поставили по-прежнему, «а более ничего не меняли и алтарь остался не поврежден». Трудно сказать, как получилось прибавить свод в том очень низком сооружении, которым являлась Знаменская церковь после перестройки 1742 года. Высота свода составила и в новом храме 3,6 м в замке. Сколько же было до этого на самом деле? Наверняка имеет место ошибка, вызванная желанием хоть как-то оправдать строительство. Но, в любом случае, незаконность постройки была очевидна. Консистория сносилась по этому вопросу с властями Воскресенского монастыря, о чем Преосвященный Петр отписал своему приказчику Ивану Киприанову: «По прошению Савватьева монастыря служителя Якова Афанасьева и по указу нашему, велено в том Савватьеве монастыре в церкви Божией, где имеется гроб и служба Преподобного Отца Савватия трапезу за ветхостью вновь перестроить, которую де трапезу обещался он, Яков, строить своим коштом, токмо де по тому указу Преосвященный Тверской Митрофан епископ строить не повелевает. Материалы же и все прочее готовы и каменщики наняты. И чтобы мне в показанной церковной нужде отписать к Преосвященному, чтобы он благословил пристроить трапезу. И тебе, прикащику по прежнему и по сему указом строить церковную трапезу велит, понеже церковь сия старинная и весьма ветха, не вновь строится, а только исправляется одна ветхость. А как буди храм состроен, тогда писано будет о посвящении Преосвященному Тверскому епископу; и тебе прикащику учинить по вышеописанному непременно».
В итоге мы уже никогда не сможем сказать, что же именно предполагал строить Яков Афанасьев. Священник умолчал о строительстве трапезы, в указе нет ничего о перекрытии свода. Трапезы в Знаменской церкви никогда не было, а была паперть очень распространенного в ХVIII в. в Тверской земле типа - открытая на массивных квадратных столпах. Такие паперти служили основаниями колоколен, сохранились, правда, закрытые, во многих тверских храмах, а отреставрированные такие паперти в прежнем виде есть в Казанской церкви села Власьева (1779 г.) и в трапезной Рождественской церкви в Городне (1740-е гг.). Аналогичную возвели в Савватьеве, ее-то и упоминает епископ Петр как «трапезу». Несомненно, степень перестройки была больше, чем заявлено во всех прошениях. Архитектурные особенности храма говорят, скорее, о сер. XVIII в. как времени строительства всего сооружения, и только документы не позволяют усомниться, что здесь более ранняя постройка. Итогом строительства Знаменской церкви стало освящение ее 6 ноября 1743 г., но без разрешения отправлять в ней богослужение. В результате церковь сразу начала ветшать и гнить без присмотра. И все же, подводя итог деятельности мельника Якова Афанасьева, нельзя не остановиться и не поблагодарить этого человека. Он, пожалуй, за весь XVIII век в Твери и округе единственный крестьянин, которому удалось такое дело, как капитальная перестройка каменной церкви. И пусть его Знаменская церковь не шедевр, само внимание к ней, сам факт, что столь рискованное предприятие увенчалось все же успехом, говорит о вере этого человека и, конечно, о помощи Преподобного Савватия.
В 1812 году храм был заново оштукатурен. В 1822 году паперть у 3наменской церкви была сделана теплой: между столбов были выстроены кирпичные стенки. При этом с южной стороны была встроена в стену надгробная плита Ионы Грязнова 1685 года, а с западной стороны - еще одна древняя безымянная плита с посошным крестом. В 1831 году храм снова штукатурили, в 1860 году устроили железную кровлю.
В XX веке в дни жестоких гонений на церковь савватьевских храмах служба совершалась до окончательного их закрытия в 1935 году. Ранней весной 1936 г. - монастырские храмы взорвали. Они были сломаны очень спешно безо всякой на то необходимости. О назначении кирпичей можно гадать - пошли ли они на строительство домов в Твери или, скорее, как бут на строительство плотины на Волге. В любом случае, разрушение храмов не было вызвано производственной надобностью. Надо учесть и публичность и необычную театральность всего произошедшего (заклейка окон, взрывы, масса зрителей). Кроме того, это было сделано не местными властями, а сотрудниками НКВД, в чьем ведении находился Волгострой. Словом, была проведена акция устрашения.
В 2000 году было получено благословение Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора на восстановление главной святыни Савватьевой пустыни - малой церкви, где, по преданию, под спудом хранятся мощи прп. Савватия Тверского. Начать планировалось с постройки деревянной церкви «Неопалимой Купины». Но Владыка Виктор благословил строить каменную церковь. Поэтому возводить стали уже каменную Знаменскую церковь, которая возникла еще в древности на месте деревянной Неопалимовской.
Молебен перед началом восстановления храма на отведенном под строительство земельном участке был отслужен 4 апреля 2001 года. Вскоре здесь под небольшим слоем дерна нашелся и фундамент разрушенной Знаменской церкви. После этого участники восстановления иерей Андрей Егоров и Сергей Козырев отправились в паломничество к древней иконе «Знамение» в Великий Новгород. Икона эта находится сейчас в новгородском Софийском кафедральном соборе. После молебна Богородице перед Ее иконой дела пошли быстрее.
Уже летом 2001 года тверской архитектор Александр Соколов выполнил проект нового храма. За образец был взят новгородский храм св. ап. Иоанна Богослова на Витке (1383-1384 п.). Это было сделано не случайно. Изображение Знаменской и Никольской церквей на иконе "Обитель прп. Савватия Тверского со сценами его жития» соответствует как раз новгородскому северо-западному архитектурному типу, к тому же храм посвящен новгородской иконе «Знамение», и исторически не исключено участие именно новгородских зодчих в постройке этой церкви еще в XV веке. Зимой того же года завершены работы по сооружению нового фундамента.
В следующем, 2002 году в церкви велись активные работы, так что к концу года кладка стен была полностью завершена и кровля подведена под купола.
В 2003 году кровля храма была покрыта металлом. Начались отделочные работы.14 октября 2003 года на праздник Покрова Богородицы Владыка Виктор благословил открытие прихода 3наменской церкви деревни Савватьево. С 10 декабря 2003 года в 3наменской церкви начались службы по двунадесятым и великим праздникам. 20 февраля 2004 г. Указом Архиепископа Виктора настоятелем 3наменской церкви был назначен священник Андрей Егоров. С 7 марта 2004 г. в храме начались регулярные службы по воскресным и праздничным дням. 4 апреля 2004 года, спустя ровно три года с начала проведения восстановительных работ, на купол 3наменской церкви был установлен Крест. Господь чудесным образом ознаменовал это событие. Чин освящения Креста совершил Владыка Виктор, и, когда началась установка Креста на купол, небо вдруг преобразилось. Легкие перистые облака выстроились в ровные тонкие и совершенно прямые линии над храмом, образуя как бы небесный покров. Покров этот, словно держим был невидимыми силами с юга и с севера от храма, а над самим храмом и над собравшимися людьми раскрывался небесным омофором. Это явление потрясло многих. Об этом потом писалось в местной прессе.
В течение 2004 года в храме велись отделочные работы. К престольному празднику 10 декабря они были уже в стадии завершения, а в Пустыньке прп. Савватия в этот день был установлен новый поклонный Крест. Обустраивались подсобные помещения. Подводились коммуникации. Велись работы по устройству системы отопления храма, благоустройству территории бывшей обители. Постепенно устраивалась и приходская жизнь. Видимо, по молитвам прп. Савватия в причте Знаменской церкви трудятся в основном мужчины, ведь здесь был некогда именно мужской монастырь. На богослужении в древней 3наменской церкви звучат песнопения древнерусского знаменного распева. Все здесь проникнуто молитвенным духом подвижников, многие столетия назад принесших здесь Богу плод святости. Приезжающие в Савватьеву пустынь ныне, как и много столетий назад, обращаются к святому Старцу со своими просьбами и проблемами, со своими бедами и болезнями, и никто из них не уходит не утешенным или не получившим по молитвам Преподобного Савватия от Бога благодать, исцеляющую душу и тело, укрепляющую в скорбях, умножающую веру во всемогущество Господа нашего Иисуса Христа.
(Компиляция текста, архивные фотографии и чертежи из книги - Егоров А.В. Тверской монастырь Савватьева пустынь. XIV-XXI вв. Святыни, тексты, исследования. / А.В. Егоров, П.С. Иванов. - СПб.: Ассоциация "Невская книга", 2006.)
(Фото. № 1 Анатолия Максимова. Апрель 2017 г.)
25 марта 2012 года в Неделю 4-ю великого поста, когда святая церковь совершает память преподобного Иоанна игумена Синайской горы Лествичника, в Савватьево состоялось воздвижение креста на купол строящейся Знаменской церкви.
Установка и освящение креста на этом храме было совершено впервые в 2004 году. Затем, в связи с реконструкцией и расширением здания церкви, в конце 2008 г. крест был снят с купола. К сожалению на поверхности его была обнаружена коррозия, поэтому крест отправили на реставрацию. Теперь, когда крест был отреставрирован и заново позолочен и сооружен новый купол храма, он вернулся на свое законное место.
Интересна история этого креста. Это - крест с разрушенного храма, чудом уцелевший во время гонений. В советское время он находился на разрушенной пещере преп. Савватия Оршинского в лесной пустыньке Преподобного. Видимо, туда его перенесли верующие после разрушения савватьевских храмов в 1936 году. В 1994 году там его и обнаружил игумен ( ныне архиепископ Наро-Фоминский, управляющий Патриаршими приходами в США) Юстиниан (Овчинников), который организовывал первые паломнические поездки в Савватьеву пустынь от Вознесенского собора г.Твери, наместником которого он тогда являлся. Ему рассказывали савватьевские старожилы о храмах в Савватьево и о мощах под спудом в Знаменской церкви, показывали примерно и место, где было надгробие преп. Савватия рядом с братской могилой советских воинов павших в годы Второй мировой войны. Вот и решил игумен Юстиниан этот крест перенести туда, а на пещере воздвиг новый деревянный поклонный крест. Когда в 2004 году встал вопрос о том, какой крест ставить на купол возрожденной Знаменской церкви, ответ был очевиден: вот он - старинный крест с разрушенного храма сохраненный Божиим промыслом именно для этого. Крест был отреставрирован, позолочен и поставлен на храм. Освящал его Виктор архиепископ (ныне митрополит) Тверской и Кашинский 4 апреля 2004 года. "От Знаменской церкви сохранился только фундамент в земле и этот крест. То, что между ними восстановлено нами теперь", - говорили тогда в савватьевском приходе. Такова история этого креста.
Пресс-служба 1-го Калининского благочиннического округа
(По материалам сайта Тверской митрополии.)